ЕГЭ по обществознанию 2023 задание 11: номер 84 | u3vdy

Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Зарегистрироваться

Русский язык Математика (профильная) Математика (базовая) Обществознание Физика История Биология Химия Английский язык Литература Информатика География

Задания Варианты Теория

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Посмотреть

По форме правления страна Z является парламентской республикой. В приведённом ниже списке выберите признаки парламентской республики, отличающие её от президентской. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Глава государства избирается Законодательным собранием.
  2. Правительство подотчётно президенту.
  3. Полномочия монарха ограничены Конституцией.
  4. Правительство ответственно перед парламентом.
  5. Парламент является представительным и законодательным органом.
  6. Президент правомочен распустить парламент.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Предыдущая задача

Следующая задача

Конституция страны T. провозглашает её унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориальн…

Известный политолог опубликовал статью, посвящённую современной демократии. Он отметил, что при всех её достоинствах она имеет ограниченный характер. В каких приведённых признаках …

В государстве Z появилась новая политическая сила. Какие из приведённых фактов служат доказательствами того, что она является политической партией?

  1. выдвижение кандидата на президе…

По форме правления государство N является абсолютной монархией. В каких из приведённых положений проявляются её признаки? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Вся власть безр…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Парламентская и президентская республика: сходство и различие

Положение главы государства  в парламентской республике отдаленно  напоминает положение монарха в  парламентарных монархиях, его функции  главы государства носят чисто  номинальный, формальный характере (вместо слабого короля мы наблюдаем при  этой форме слабого главу государства), большей реальной властью в стране обладает глава правительства —  премьер-министр (в ФРГ — канцлер).

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с 

представителями  членов федерации. Так, в Германии глава  государства избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной (парламентской) республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что  характерно для Австрии, где президент  избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, главой государства. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, — политическая ответственность  правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта  чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его  главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство  может потребовать от главы государства  распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также возможны два государственных  режима – парламентарный или министериальный.

В тех странах, где многопартийность обуславливает действие парламентарного  государственного режима, следствием его являются частые правительственные  кризисы. В Италии, например, правительство  удерживается у власти в среднем  меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее, выступления в пользу изменения формы правления в  этой стране в последнее время  резко усилились, и похоже, что  на этот раз не останутся безрезультатными.

          

Чисто парламентарных республик  в мире сравнительно немного (Индия, Венгрия, Германия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие). Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет главу государства парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходство и  различие

При парламентской республике:

—      глава государства  избирается парламентом либо  специально образуемой парламентской  коллегией;

—     глава государства  в парламентарной республике  обладает полномочиями: обнародует  законы, издает декреты, назначает  главу правительства, является  верховным главнокомандующим вооруженными  силами и т. д.;

—     глава правительства  (премьер-министр, председатель совета  министров, канцлер) 

назначается  президентом; 

—      главной  функцией парламента является  законодательная деятельность и  контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Парламентская республика характеризуется  провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство  несет политическую ответственность  за свою деятельность. Формальной отличительной  особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется  только парламентским путем из числа  лидеров партии, получившей большинство  в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально.

Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Парламентская республика является менее  распространенной формой правления, чем  республика президентская, но она также  весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

Вместе с тем в современных  посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т. п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу.

Стабильность и эффективность  функционирования всей системы государственной  власти в условиях парламентской  республики в значительной мере зависит  от политических партий, их способности  и готовности найти необходимые  компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.

При президентской республике:

— внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

— ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

— более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Парламентская республика характеризуется, прежде всего, тем, что правительство  формируется лидером победившей  на парламентских выборах партии и несет ответственность перед  законодательным органом власти — парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Как правило, парламентские республики отличаются меньшей стабильностью по сравнению  с президентскими, в них чаще происходят  смены правительства и внеочередные выборы.

 

     Заключение

     Подчас мы  не всегда можем с легкостью  определить, с каким государством – монархическим или республиканским — имеем дело. Иногда мы видим элементы и республики (глава государства избирается на срок), и монархии (он сам должен быть монархом). Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть — республики. Глава государства в Федерации — выборный, но избирается монархами субъекта федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах.

       Несомненно, форма правления оказывает огромное  влияние на взаимоотношения между  органами власти. Но исторически  сложилось так, что вначале  возникает форма правления, а  потом эта форма правления  составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.

        В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна, и сегодня, при анализе формы правления конкретного государства, нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена, особенности, отличающие форму правления данного государства от других (похожих) разновидностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Список использованных источников

1 Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – 3-е изд. – М. : Юриспруденция, 2000. – 269 с.

2 Гущин, В. В. Теория государства и права / В. В. Гущин. – М. : Право и закон, 1999. – 335 с.

3 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие / М. Н. Марченко [и др.]. – М. : ПРОСПЕКТ, 1999. – 243 с.

4 Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник для юридических вузов / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 301 с.

5 Общая теория государства и права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001 – 397 с.

 

 

 


9.2 В чем разница между парламентской и президентской системами? — Введение в политологию

Результаты обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Дайте определение парламентской и президентской системам и приведите примеры каждой из них.
  • Сформулируйте различия в выборе членов в различных типах систем.
  • Опишите, как меняются отношения между законодательной и исполнительной властью в зависимости от типа системы управления.

На данный момент должно быть ясно, что существуют значительные различия между законодательными органами с точки зрения того, что они делают и как они это делают. Две институциональные особенности могут играть существенную роль во влиянии на роль законодательного органа в политической системе: тип системы и количество палат. В этом разделе основное внимание уделяется первой из этих двух особенностей, а именно различиям между парламентской и президентской системами.

В большинстве демократических государств существуют три основные ветви власти: законодательная ветвь, которая принимает законы; исполнительная власть, которая наблюдает за выполнением и обеспечением соблюдения законов; и судебная власть, которая решает, соответствуют ли действия отдельных лиц, групп и учреждений этим законам, и определяет, противоречат ли эти действия, а также любые законы конституции. Различия между основными типами систем заключаются в том, как законодательная и исполнительная власти соотносятся друг с другом. В парламентской системе существует очень тесная связь между законодательной и исполнительной ветвями власти, поскольку глава исполнительной власти, которого часто называют премьер-министром, также является лидером законодательной власти. В президентской системе существует гораздо более сильное разделение властей между законодательной и исполнительной властью. В этих системах глава исполнительной власти, которого часто называют президентом, играет лишь ограниченную роль в законодательном процессе. Система с президентом и премьер-министром называется полупрезидентской системой. Эти системы имеют некоторые черты как парламентской, так и президентской систем. Поскольку различия между парламентской и президентской системами велики, в этой главе эти два типа систем будут рассмотрены более подробно.

Как выбираются участники

Кто имеет право выбирать людей, которые принимают законы? Избирает ли общественность членов законодательного органа или их назначают другие законодатели, избираемые прямым голосованием? Избираются ли законодатели через исполнительное назначение? Ответы на эти вопросы важны, потому что метод отбора может указать, чьи интересы будет представлять законодатель, поскольку лицо или люди, приведшие кого-то к власти, могут оказать решающее влияние на то, чьи ценности и предпочтения формируют закон.

Рисунок 9.11 В 2021 году в большинстве стран существовала та или иная форма президентского, парламентского или полупрезидентского правления. (кредит: модификация «Forms of Government 2021» Newfraferz87/производная работа Slirski/Wikimedia Commons, CC0 1.0)

Выборы в законодательные органы

Большинство законодательных органов по всему миру выбирают членов посредством публичных выборов, на которых граждане голосуют либо за кандидата, либо за политическую партию, которая будет представлять их в законодательном органе. Существует три основных типа систем прямых выборов в законодательные органы: системы пропорционального представительства, плюралистические системы или системы «первого прошедшего» и смешанные системы. Внутри каждого из этих наборов избирательных правил существует множество вариаций, но все политические системы данного типа имеют определенные общие характеристики.

Избирательные системы, в которых относительный уровень поддержки политических партий населением отражается в законодательном органе, являются системами пропорционального представительства. Если 10 процентов населения поддерживает ту или иную политическую партию и голосует за нее, эта партия может рассчитывать на получение примерно 10 процентов мест в законодательном органе. Принцип этой системы заключается в том, что в правительстве должны быть отражены все предпочтения, а не только те взгляды, которые пользуются поддержкой большинства. Существует множество различных вариантов пропорционального представительства, часто основанных на способе преобразования голосов в места в правительстве. Большинство вариантов пропорционального представительства требуют многомандатных округов, чтобы иметь места, которые можно разделить между победителями. В нижней палате Национального конгресса Бразилии 26 федеральным штатам и федеральным округам выделяется от 8 до 70 мест в зависимости от численности населения. 37 Результат выборов в каждом округе определяет количество мест, которые партия получит в законодательном органе; это сочетает в себе пропорциональное представительство по партиям, в котором объем поддержки партии определяет количество мест, которые они получают, с пропорциональным представительством по населению, в котором более густонаселенные регионы получают больше представительства, чем менее густонаселенные регионы. Кроме того, большинство систем имеют минимальный порог голосов, необходимый для получения мест в законодательном органе, который в большинстве стран составляет от 3 до 5 процентов электората. Таким образом, хотя пропорциональное представительство позволяет небольшим партиям получать места, считается, что минимальные пороговые требования не позволяют небольшим маргинальным политическим партиям получить места в законодательном органе. 38

видео

Выборы в законодательные органы Франции: как это работает?

Французский парламент использует вариант множественного голосования, при котором недостаточно получить наибольшее количество голосов любого кандидата; победивший кандидат должен получить большинство голосов. Иногда это означает, что выборы в законодательные органы требуют двух туров голосования: первый тур, чтобы сузить круг до двух кандидатов, и второй тур, чтобы определить победителя.

В мажоритарных или мажоритарных избирательных системах избиратели голосуют непосредственно за кандидата по своему выбору, и кандидат, набравший наибольшее количество голосов, побеждает на выборах, независимо от процента голосов, который они получают. Поскольку в этих системах существует прямая связь между поданными голосами и результатами выборов, они обычно считаются более простыми, чем системы пропорционального представительства. Однако в этих системах небольшим партиям крайне сложно получить политическую власть. Кроме того, законодатели могут вступать в должность в этих системах, даже если большинство их избирателей проголосовало за кого-то другого. Например, на выборах в Сенат США в 2020 году в Миннесоте кандидат от Демократической партии Тина Смит выиграла переизбрание, набрав 48,74 процента голосов. Однако, поскольку республиканец Джейсон Льюис набрал 43,5 процента, Кевин О’Коннор из партии Legal Marijuana Now получил 5,9 процента.1 процент, а Оливер Стейнберг из партии Grassroots Legalize Cannabis Party получил 1,78 процента, больший общий процент избирателей выбрал кого-то другого, а не Тину Смит, победительницу гонки. 39 Хотя множественное голосование чаще всего используется в одномандатных округах, его также можно использовать в многомандатных округах. В этих системах избирателям разрешается выбирать столько кандидатов, сколько мест на выборах, и кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, побеждают. Например, в гонке с тремя открытыми местами избиратели могут выбрать трех кандидатов, и три кандидата с наибольшим количеством голосов побеждают на выборах.

Смешанные системы сочетают аспекты пропорционального представительства и систем множественного голосования. Хотя каждая смешанная система немного отличается, Национальная ассамблея Южной Кореи, где 253 места избираются большинством голосов в одномандатных округах, а дополнительные 47 мест избираются на национальном уровне с использованием пропорционального представительства, представляет собой наглядный пример того, как эти системы может работать. Часто в смешанных системах используются места с пропорциональным представительством, чтобы сбалансировать искажения в представительстве, возникающие в результате множественного голосования. Например, если партия набрала 44 процента голосов в общенациональном масштабе, но благодаря результатам в отдельных округах она получила более 51 процента мест для голосования по множеству голосов, места, основанные на пропорциональном представительстве, могут быть скорректированы, чтобы компенсировать менее представительные результаты по множеству голосов. . 40

Во всех этих системах прямые выборы законодателей создают систему, в которой законодатели обязаны людям, которые их избрали. Эта ответственность может быть возложена на людей, проголосовавших в поддержку своей политической партии, или на избирателей их географических округов, но независимо от системы голосования законодатели, игнорирующие волю народа, делают это на свой страх и риск. Некоторые системы предлагают большую защиту отдельным законодателям, например, системы пропорционального представительства, в которых лидеры партий избирают отдельных лиц для заполнения мест, но в конечном итоге законодатель или партия, которые регулярно не реагируют на желания избирателей, теряют поддержку народа. Помните парламентария и философа Эдмунда Бёрка из предыдущего обсуждения представительства? Он практиковал свою идею о том, что надлежащая роль законодателя заключалась в том, чтобы быть доверенным лицом своих избирателей, и был отстранен от должности, потому что люди считали, что он недостаточно их представляет.

Тип избирательной системы оказывает существенное влияние на количество конкурирующих партий в политической системе. Эти отношения можно резюмировать законом Дюверже, который гласит, что политические системы с множественным голосованием и одномандатных округов будут иметь две конкурирующие политические партии в каждой гонке. 41 В этих системах многие избиратели менее склонны голосовать за кандидатов, представляющих более мелкие партии, опасаясь, что это будет равносильно «трате впустую» их голоса, учитывая незначительные шансы этих кандидатов на победу. 42 Это явление происходит на районном уровне; например, в гонке за место в Сенате США, представляющее Иллинойс, будут конкурировать только две политические партии. Закон Дюверже не гарантирует, что в законодательном органе будет только две конкурирующие партии. В некоторых случаях в законодательном органе действительно появляются две доминирующие партии, как в случае с Демократической и Республиканской партиями в политике США, но в других условиях по всей стране могут существовать разные конкурирующие партии. По итогам 2019 г.на выборах в Лок Сабха, нижнюю палату индийского парламента, места получили 37 политических партий. Тем не менее, в отдельных штатах наиболее конкурентоспособные партии значительно различались. В Гуджарате, штате на западной границе с Пакистаном, двумя наиболее конкурентоспособными партиями были партия Бхаратия Джаната и Индийский национальный конгресс, которые вместе получили более 95 процентов голосов в штате. В штате Андхра-Прадеш двумя наиболее конкурентоспособными партиями были партия телугу Десам и партия конгресса Юваджана Срамика Ритху, на долю которых приходилось примерно 90 процентов голосов в этом штате. 43 Кроме того, закон Дюверже не гарантирует, что две конкурирующие партии останутся неизменными с течением времени, поскольку партии могут циклически приходить к власти и уходить из нее. В Соединенных Штатах действующая партийная система Демократической и Республиканской партий 44 заменила партийную систему Демократической и вигской партий, которая пришла на смену партийной системе Демократической и Республиканской партий и федералистов. 45

видео

Что такое закон Дюверже?

В этом видео Эрик Сандерс и Аарон Хэмлин из Центра изучения выборов объясняют закон Дюверже и исследуют, почему третьи стороны так мало успешны в Соединенных Штатах.

В некоторых системах члены законодательного органа избираются не народом, а другими выборными должностными лицами. Раньше Сенат Соединенных Штатов был устроен таким образом; члены законодательных собраний штатов, избираемые населением прямым голосованием, имели право голосовать за членов Сената. Хотя эта практика прекратилась в Соединенных Штатах в начале 20 века, подобные практики все еще существуют во всем мире. В Всекитайском собрании народных представителей члены национального законодательного собрания избираются законодательными собраниями провинциального уровня, которые избираются собраниями более низкого уровня. Это означает, что успешный делегат Всекитайского собрания народных представителей должен пройти через множество раундов голосования на последовательно более высоких уровнях власти, хотя первый уровень, через который он должен пройти, — это общественность. 46 Такая схема выборов, вероятно, означает, что члены Всекитайского собрания народных представителей более тесно связаны с другими выборными должностными лицами и политической партией, чем с обычными избирателями.

Выбор встречи

В некоторых системах исполнительная власть имеет право назначать членов в законодательные палаты. В системах с абсолютной монархией или другим верховным лидером этот лидер имеет право назначать членов в палату без какого-либо общественного мнения. В зависимости от точных отношений между лидером и законодательным органом назначенные члены могут иметь право предлагать и принимать законы, исходящие от палаты, или они могут только одобрять или отклонять законы, созданные другими. Кроме того, в некоторых местах есть учреждения, которые претендуют на звание законодательных органов, но не имеют какой-либо независимой законодательной власти. Например, в Национальной ассамблее Бахрейна члены нижней палаты, Меджлис ан-Нуваб или Совета представителей, избираются народом, а Меджлис аш-Шура, также известный как Консультативный совет, состоит из 40 места, назначаемые непосредственно королем. 47 Все законы исходят от Совета представителей, но для того, чтобы стать законом, они также должны быть одобрены Консультативным советом. Однако из-за роли короля в выборе и повторном назначении членов члены Консультативного совета могут чувствовать себя обязанными поддержать или выступить против законодательного акта на основании предпочтений короля, а не своих собственных. Бруней, с другой стороны, имеет только одну палату, законодательный совет, члены которого назначаются султаном. Этот совет не имеет каких-либо независимых законодательных полномочий, отчасти потому, что султан, наследный принц и кабинет также входят в законодательный совет. 48 Вместо этого султан создает все законы, и функция совета состоит в том, чтобы быть местом, где султан может обсуждать различные политические идеи.

В других системах законодатели назначаются главой исполнительной власти, например президентом или премьер-министром, который непосредственно подотчетен народу. В парламенте Багамских островов генерал-губернатор по согласованию с премьер-министром и лидером оппозиции назначает членов Сената, состоящего из 16 человек. Только премьер-министр может выбрать девять членов, лидер оппозиции должен выбрать четырех членов, и после консультации с лидером оппозиции премьер-министр выбирает еще трех членов. 49 Хотя общественность не избирает членов палаты напрямую, лидеры, которые их назначают, обычно проходят публичные выборы. Хотя общественная подотчетность является более отдаленной, изменение поддержки багамской общественностью политической партии приведет к значительным изменениям в составе Сената, что может помочь сделать этих сенаторов более восприимчивыми к общественности.

Исполнительные должности также могут быть использованы для заполнения вакансий в период между выборами. В Сенате Соединенных Штатов губернатор штата может назначить человека для заполнения вакантного места на оставшийся срок. 50 Назначенный сенатор затем должен пойти на переизбрание, поэтому, хотя между сенатором и назначившим их губернатором может быть некоторое чувство долга, предстоящие выборы повышают вероятность того, что назначенный будет реагировать на своих избирателей.

Отношения между законодательной и исполнительной властью

Хотя власть законодательного органа в значительной степени определяется методом, используемым для отбора его членов, на эту власть также сильно влияют отношения между исполнительной и законодательной ветвями власти. Помните, что в большинстве систем есть какая-то структура законодательной, исполнительной и судебной ветвей, но отношения между ветвями и полномочия, которыми они обладают, могут сильно различаться. Возможно, наиболее важными из этих отношений являются отношения между законодательной и исполнительной властью. В демократических системах ключевые различия между президентской и парламентской системами связаны со степенью независимости законодательной и исполнительной ветвей власти и с тем, сколько полномочий каждая из них имеет для надзора за действиями другой.

Независимость

В президентских системах существует четкое разделение полномочий между законодательной и исполнительной властью. Это разделение властей означает, что одна ветвь власти принимает решения независимо от другой ветви, а определенные виды полномочий, такие как право взимать налоги или объявлять войну, строго закреплены за одной ветвью. Сила этого разделения властей в том, что оно предотвращает сосредоточение власти в руках какой-либо одной части правительства. Слабость, однако, заключается в том, что разработка политики может быть затруднена, особенно когда разные политические партии контролируют ветви власти, что может привести к усилению политического конфликта и даже тупиковым ситуациям, препятствуя эффективному функционированию правительства.

Парламентские системы, с другой стороны, не имеют разделения полномочий между законодательной и исполнительной властью. Фактически, процесс выбора исполнительной власти происходит непосредственно через законодательную власть. В парламентской системе процесс начинается, когда общественность избирает законодательный орган. Какая бы партия или коалиция ни получила большинство в законодательном органе, она имеет право выбрать премьер-министра. Премьер-министры являются частью как законодательной, так и исполнительной власти, что свидетельствует о полной взаимозависимости принятия решений законодательной и исполнительной властью. Сила парламентской системы заключается в том, что, поскольку для осуществления исполнительной власти требуется законодательное большинство, принимать законы намного легче. Слабость парламентской системы заключается в том, что стабильность правительства зависит от партии или коалиции, сохраняющей контроль. Если внутри партии или коалиции есть конфликты, вотум недоверия или дезертирство членов могут сломить большинство, что может потребовать новых выборов, что может привести к формированию нового законодательного органа и новый руководитель.

Рисунок 9.12 В Шри-Ланке премьер-министр и президент являются партнерами в управлении, поскольку Шри-Ланка является полупрезидентской системой. На этом фото 2010 года тогдашний премьер-министр Манмохан Сингх разговаривает с тогдашним президентом Махиндой Раджапакса. (кредит: «Фото WA-5486L» с сайта Public.Resource.Org/Flickr, CC BY 2.0)

Полупрезидентские системы сочетают в себе структуры президентской и парламентской систем. Каждая полупрезидентская система немного отличается. Смешение систем приводит к некоторым областям независимости, хотя и не к полной независимости президентской системы. Полупрезидентские системы часто имеют независимо избираемого президента и премьер-министра, который является лидером законодательного большинства. В некоторых системах два человека разделяют полномочия по выработке политики. Так обстоит дело во Франции, где и президент, и премьер-министр обладают полномочиями по выработке политики. 51 В полупрезидентских системах власть президента не зависит от законодательной власти, но из-за разделения полномочий и обязанностей президент все равно должен работать с законодательной властью для достижения своих целей.

Надзор

Ранее в этой главе обсуждался надзор в связи с полномочиями законодательной власти по надзору за бюрократией, но надзор может также относиться к полномочиям законодательной и исполнительной ветвей власти контролировать и ограничивать полномочия друг друга. Этот тип надзора направлен на предотвращение того, чтобы учреждение получило слишком большую власть и оказало разлагающее влияние.

Эти опасения лежат в основе президентской системы, которая впервые была создана в Соединенных Штатах в ответ на то, что колонисты подчинялись абсолютной власти английской монархии. В президентской системе каждая ветвь имеет полномочия, отдельные от полномочий других ветвей, но у каждой также есть полномочия, которые пересекаются с полномочиями других ветвей, позволяя одной ветви вмешиваться, чтобы остановить эксцессы другой. Законодательное вето является одним из примеров такого рода надзора. В типичной президентской системе законодательный орган должен принять законодательный акт, а президент должен его подписать, прежде чем он вступит в силу и станет законом. Президент, который не согласен с законодательством, может наложить вето на законопроект, который отправляет его обратно в законодательный орган, обеспечивая проверку полномочий законодательного органа. Во многих президентских системах, если законодательный орган снова принимает законопроект, для чего обычно требуется квалифицированное большинство, законопроект становится законом без поддержки президента, что представляет собой явную проверку власти президента. Каждая из двух ветвей уполномочена контролировать и исправлять действия другой.

Надзор в парламентских системах и, следовательно, отношения между законодательной и исполнительной властью сильно различаются. Поскольку исполнительная власть является частью законодательной, партия меньшинства, а не другая ветвь власти, несет основную ответственность за осуществление надзора. Партии меньшинств могут использовать такие методы, как время для вопросов, чтобы допросить правительство большинства, а затем донести эту информацию до общественности, чтобы заручиться их поддержкой. Поскольку парламентские правительства полагаются на общественную поддержку для сохранения власти, партия меньшинства, способная повлиять на общественное мнение и потенциально заставить членов большинства отказаться от голосов, может серьезно ограничить власть партии большинства. Когда партия большинства настолько велика и имеет такую ​​сильную общественную поддержку, что угроза партии меньшинства обратиться к общественности становится неэффективной, партия большинства может препятствовать усилиям партии меньшинства по надзору.

Различие между парламентской и президентской формой правления

By Balaji

Обновлено: 18 февраля 2023 г.

Разница между парламентской и президентской формой правления заключается в том, что существует тесная связь между законодательной и исполнительной властью. Лидером этой формы правления является премьер-министр, глава правящей партии. С другой стороны, президентская форма правления — это та, при которой президент является главой государства и правительства. Различие между парламентской и президентской формой правления заключается в том, как осуществляется разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Разница между парламентской и президентской формой правления PDF

Президентская форма правления более стабильна, так как отсутствует давление со стороны оппозиции и нет страха потерять власть. Как парламентская, так и президентская формы правления имеют свои достоинства и недостатки, которые подробно обсуждаются ниже. В этой статье разница между парламентской и президентской формами правления указана в таблице на основе срока пребывания в должности, подотчетности, роспуска, министров и т. д.

  • 1. Разница между парламентской и президентской формами правления

  • 2. Парламентская и президентская форма правления

  • 3. Парламентская форма правления

  • 4. Президентская форма правления

  • 5. Ключевая разница между парламентской и президентской формой правления

Разница между парламентской и президентской формами правления

Наиболее важное различие между парламентской и президентской формами правления заключается в том, что Индия следует парламентской системе, которая была взята из британской модели управления. Напротив, в США действует президентская система, при которой верховная власть принадлежит президенту страны.

Президентская и парламентская формы правления важны для понимания политики Индии и мира.

Парламентская и президентская формы правления

Парламентская и президентская форма правления
Основание Парламентская форма правления Президентская форма правления
Подотчетность Исполнительная власть подотчетна законодательной Исполнительная власть не подотчетна законодательной
Исполнительный Двойная форма Форма единственного числа
Роспуск нижней палаты Премьер-министр может распустить нижнюю палату до истечения срока ее полномочий. Президент не может распустить нижнюю палату.
Министры Министры избираются только из числа избранных депутатов, в отличие от президентской формы правления, которая является еще одним важным отличием парламентской и президентской форм правления. Могут быть назначены лица, не входящие в законодательный орган.
Силовое разделение Это не следует четкому разделению власти. Строго следует принципу разделения власти.
Срок владения Не зафиксировано Фиксированный
Партийная дисциплина Партийная дисциплина крепче. Меньше партийной дисциплины.
Примеры Соединенное Королевство и Индия США и Коста-Рика

Парламентская и президентская формы правления

Парламентская форма правления является классификацией демократии, при которой исполнительная власть приобретает политическую правоту, будучи подотчетной законодательной. И наоборот, президентская форма правления имеет только одну исполнительную систему, в которой президент является исполнительным лидером и независим от законодательной власти.

Парламентская форма правления

Индия приняла парламентскую систему правления прежде всего потому, что английская система оказала значительное влияние на авторов конституции . Парламентская модель будет функционировать только для того, чтобы приспособить разнообразные и многочисленные группы, составляющие нашу нацию, как это понимали и отцы-основатели.

  • Кроме того, сильное разделение властей при президентской системе привело бы к конфронтации между законодательной и исполнительной властью, чего наша новая независимая страна не могла себе позволить.
  • Во всем мире существует более парламентская система правления, чем президентская.
  • В этой структуре последнее слово обычно остается за законодательным органом, а ответственность несет администрация.
  • Его также называют ответственным управлением и кабинетной системой управления.