Отличия общества от природы и наоборот

Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами. 

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы:

Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека

  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.

  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.

  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития

  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй

  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)

  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.) 

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр

  •  загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

  • уничтожение растительного и животного мира

  • вырубка лесов

  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Рассмотрим примеры.

 

Взаимодействие общества и природы

Примеры

Влияние природы на общество

Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий.

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже.

Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

Влияние общества на природу

Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы.  Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках.

В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на  планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров.

29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера.

studfiles.net

1. Общество в отличие от природы:

1) подчиняется объективным законам

2) находится в постоянном изменении

3) является формой совместной деятельности людей

4) образует среду обитания человека

2. Общество в отличие от природы:

1) развивается закономерно

2) подвержено изменениям

3) творит культуру

4) является динамичной системой

3. Общество в отличие от природы:

1) развивается под влиянием деятельности людей

2) является замкнутой системой

3) направляется объективными законами развития

40 подвержено эволюционным изменениям

4. Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человечества

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

4) способна развиваться независимо от человека

5. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи:

1) цивилизации и религии

2) общества и природы

3) экономики и политики

4) способа производства и отношений собственности

6. И общество и природа:

1) являются средой обитания человека

2) движутся от более низких ступеней развития к более высоким

3) не могут существовать изолированно друг от друга

4) реализуют принцип «Выживает сильнейший»

7. И общество, и природа

1) являются динамическими системами

2) создаются в процессе целенаправленной деятельности

3) развиваются независимо от сознания людей

4) носят характер закрытых систем

8. Вырубка тропических лесов в ряде африканских стран с целью увеличения пахотных земель является примером взаимодействия:

1) общества и государства

2) экономики и политики

3) природы и общества

4) цивилизации и культуры

9. Верны ли следующие суждения?

А. Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно негативное воздействие на природу.

Б. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения?

А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Проявлением взаимосвязи общества и природы служат

1) экологический кризис

2) возрастание солнечной активности

3) кризис перепроизводства

4) усложнение общественной жизни

.

Общество и культура

1. «Второй природой» называют

1) культуру

2) науку

3) технику

4) производство

2. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать

1) культурой

2) экономикой

3) мировоззрением

4) историей

3. Вставьте пропущенное слово:

«Материальное производство – это создание вещей, __________________ производство – создание идей».

Взаимосвязь экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества

1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественной жизни.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

studfiles.net

Природа и общество: понятия и чем они отличаются

Для того чтобы тандем сосуществования общества и природы был гармоничным, следует глубже понять сущность каждого из данных явлений. Выявив точки соприкосновения обоих понятий и грани их различия, удастся наилучшим образом способствовать позитивному развитию этих двух систем. Ведь именно системой является как общество, так и природа. Потому логично будет применить при детальном их рассмотрении системный подход. А начать следует, собственно, с дачи определения каждому из рассматриваемых явлений.

Общество и природа: определение данных понятий

Рассмотрение в самом широком смысле понятия «природа» приводит к выводу, что сюда включается вся окружающая реальность, к которой не приложена рука человека. Масштабы ее простираются до бескрайней Вселенной. Более узкий смысл – это биосфера, окружающая человека.

Природа

«Общество» же – это совокупность человеческих индивидов, способных производить определенные видоизменения в этой самой окружающей реальности. Принято даже считать, что социум и есть продукт природы.

Общество

Как взаимодействует общество и природа

При введении В.И. Вернадским в научный лексикон понятия «ноосфера» стало более очевидно то взаимодействие, которое идет между человеческими индивидами и матушкой-природой. По большей части именно социум за последние столетия активно вносит преобразования в естественную среду обитания, создавая своим разумом и волей искусственную среду. Но природа чутко отвечает на все позитивные и негативные действия человечества, заставляя его приспосабливаться, а порой и даже выживать.

Такое тесное переплетение этих двух систем изучают как древнейшие науки (философия, история, биология), так и современные (социальная экология, обществоведение). И это правильно, ведь нельзя смотреть на основополагающие понятия однобоко. Изучение и анализ требуют разностороннего подхода.

В чем точки соприкосновения и схожесть понятий «общество» и «природа»

При различных методах изучения данных явлений можно прийти к выводу, что природа включает в себя социум, т.е. из естественной среды вследствие объективных обстоятельств вычленился человек. Только индивид смог собственной волей и действиями, прилагая разумные усилия, преобразовывать, а иногда и просто подчинять себе природу.

На данном этапе развития общества (как совокупности людей) и окружающей среды можно говорить о параллельном их существовании. Потому так важно понимать, в чем они схожи:

  • Оба явления – динамически развивающиеся системы. В обеих есть элементы, структура, развитие (позитивное или деградация в определенных аспектах).
  • При благотворном влиянии одного на другое происходят общие благоприятные изменения в этих двух сферах. Соответственно, негатив со стороны общества отзывается негативом в природе, и наоборот.
  • В каждой системе есть полезные элементы, ведущие к прогрессу, и тлетворные, приводящие к разрушению и хаосу;
  • Как в обществе, так и в природе есть живые организмы. Неодушевленные предметы характерны для природы в объективном смысле, а для социума – как результат его технологической деятельности.

В данный период времени невозможно представить одно понятие отдельно от другого. Но так было не всегда. Поэтому следует перейти к рассмотрению различий.

В чем различия общества и природы

Есть фундаментальные отличия одного понятия от второго, а есть еле различимые. Но важно знать все нюансы для гармоничного развития и общества, и природы:

  1. Общество в отличие от природы характеризуется наличием сознания, абстрактного мышления индивидов и наличием у них силы воли. Любая деятельность, производимая обществом, имеет субъективную основу. В природе же все протекает по объективным, не зависящим от воли ее элементов, причинам (другими словами, стихийно).
  2. Законы общества и законы природы также разнятся. Первые меняются довольно часто (в зависимости от политической, социальной обстановки). Вторые же фундаментальны, они существовали изначально и будут такими же в будущем.
  3. Природа изначально до появления человека могла самостоятельно существовать. Общество же без природы элементарно не выживет, ведь не будет ни места, ни средств даже для пропитания.
  4. Больший урон окружающему миру, безусловно, наносит общество. Техногенная и экологическая обстановка ввиду неразумной человеческой деятельности оставляет желать лучшего. Природа же всегда стремиться к увеличению благосостояния своих элементов, из которых она состоит. Поэтому различные природные катаклизмы – зачастую лишь ответ на негативное вмешательство в эту сферу людей.
  5. Но и общество старается обеспечивать экологическую безопасность, проводит природоохранные и восстановительные мероприятия. Природа же действует по инерции, создавая максимально благоприятные условия для стимулирования развития своих составляющих частей.
  6. Труд и активная деятельность как внутри (в сознании), так и вовне, отличает социум от того, что протекает по объективным причинам само собой в природе. Духовное саморазвитие присуще исключительно обществу.

Задача общества улучшать окружающую реальность, развиваться самому и способствовать поддержанию гармонии в природе (в т.ч. заботиться о растительном и животном мире). Ведь если волей социума будут предприняты кардинальные меры, которые приведут к уничтожению природы, то и жизнь человечества будет фактически невозможна.

vchemraznica.ru

есть ли сходства между природой и обществом, а различия? я в тему не въезжаю

Общество представляет собой систему, которая сосуществует с природой использует природные факторы, ресурсы и условия, модифицирует их. Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что это обособление состоит в следующем: 1.В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует по своим собственным, не зависящим от общества законам. 2.В отличии от природы, общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своём движении, наряду с общими, особенным и специфическим законам. 3.Общество является организованной системой. В нём присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации, институты. 4.Человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Человек, а значит общество, вышли из природы, они её продолжение, её часть. Природа остаётся тем фундаментом, на котором основывается общество.

))) Структурой…. Возьми за пример клетку и страну….)))

Главное, что и природа и обшество НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ!

природа непредсказуема а общество предсказуемо-войны востановление от войн и наконец полное истребление.

touch.otvet.mail.ru

Общество в отличие от природы общество

б) имеет способность к развитию благодаря сознанию человека

г) не развивается вообще
2. Природа в отличие от общества

б) способна развиваться от низшего к высшему

в) способны развиваться без вмешательства человека

г) изучаются учеными-социологами
4. К числу подсистем общества относится

а) ноосфера

11. Что характеризует индустриальное общество?

а) локальные хозяйства

б) увеличение экологических проблем

в) массовое производство

г) глобализация


12. Характерной средой постиндустриального общества является

а) создание искусственного интеллекта

б) мануфактурное производство

в) низкая социальная мобильность

г) большинство населения задействовано в производстве


13. Традиционное и индустриальное общество объединено

а) взаимосвязью всех сфер жизни общества

б) применением высоких технологий

в) высокой социальной мобильностью

г) урбанизацией


14. Индустриальное общество в отличие от традиционного

а) имеет классовую систему деления общества

б) преобладает религиозное мировоззрение

в) используется преимущественно ручной труд

г) имеет низкий уровень развития


15. Что является отличительной чертой информационного общества?

а) приоритет ценностей коллективизма

б) распространение мобильных технологий

в) увеличение числа крупных промышленных предприятий

г) сословная структура общества
16. Процесс глобализации в современном обществе сопровождается

а) ростом численности сельского населения

б) усовершенствованием средств транспорта и связи

в) обособленностью этнических групп

г) снижением миграционных процессов
17. Глобализация проявляется в

а) доминировании самобытной культуры

б) понижении статуса международных организаций

в) образовании транснациональных корпораций

г) дипломатических переговорах между странами


18. Переход от ручного труда к машинному служит примером

а) научной революции

б) социальных преобразований

в) общественного прогресса

г) сокращения объемов производства


19. К глобальным проблемам человечества относится

а) увеличение числа безработных в США

б) проблема «СеверЮг»

в) некачественное медицинское обслуживание

г) локальные вооруженные конфликты
20. К негативным последствиям глобализации можно отнести

а) совместное решение экологических проблем

б) ослабление национальных культур малочисленных народов

в) применение интернет-технологий

г) становление мировой экономики
21. К глобальным проблемам не относится

а) стихийные бедствия

б) бурный рост населения

в) увеличение религиозных сект

г) терроризм


22. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является динамической системой. Б. Общество и государство — суть разные явления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


23. Общество в широком смысле — это

а) любое взаимодействие людей

б) все люди планеты

в) временное объединение людей по общности взглядов

г) государство

24. Стихийные бедствия относятся к глобальным проблемам, так как:

а) порождены внеземными цивилизациями

б) не поддаются регулированию

в) являются результатом локальных войн и вооруженных конфликтов

г) происходят только после эвакуации населения
25. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. На данном этапе развития общества прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Информационному обществу не свойственен общественный прогресс.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


26. Верны ли следующие суждения о подсистемах общества?

А. Подсистемы общества не являются сферами общественной жизни

Б. Все сферы общества взаимосвязаны между собой

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
27. Благодаря природе общество имеет возможность

а) устанавливать этические нормы для своих членов

б) воспроизводить себе подобных

в) создавать ноосферу в дополнение к биосфере

г) предсказывать события


28. Верно ли суждение об общественных отношениях?

а) общественные отношения всегда являются результатом производственной деятельности

б) общественные отношения возникают в ходе совместной деятельности

в) только эпизодические связи людей формируют отношения в обществе

г) только благодаря общению возникают общественные отношения
29. Взаимодействие с природой позволяет обществу

а) определить государственные границы

б) заниматься колонизацией территорий

в) создавать материальные объекты

г) преодолевать огромные расстояния


30. В эпоху НТР происходит

а) сокращение использования ручного труда

б) усиление зависимости человека от СМИ

в) снижение информационных потоков

г) понижение интереса к научным исследованиям


31. К какой сфере общества можно отнести термин «уровень жизни»?

а) политической

б) духовной

в) социальной

г) экономической
32. Проявлением взаимосвязи социальной и экономической подсистем является

а) смена политической власти в результате экономического кризиса

б) улучшение условий работы трудящихся вследствие экономических реформ

в) правовое регулирование экономических отношений

г) воспитание духовных ценностей у молодого поколения образовательными учреждениями
33. Гуманитарное общество

а) провозглашает борьбу со злом

б) признает принцип невмешательства в дела государства

в) считает благо человека высшей ценностью

г) развивается поступательно

34. Цивилизация это

а) все люди, жившие когда-либо на планете

б) крупное объединение людей в истории, отличающееся определенными достижениями культуры, науки и техники

в) все народы, живущие обособленно

г) жители крупных городов
35. К номинальным группам общества относится

nenuda.ru

Электронная тетрадь Лариной Дарьи: Общество и природа

По наиболее широкому, философскому определению, общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Природа – это бесконечная во всех проявлениях среда, окружающая человеческое общество, не созданная им, но выступающая обязательным условием его существования.

В теме «Общество и природа» мы рассмотрим как обособленность общества и природы, так и связь между ними, формы и направления взаимодействия природы и общества. 

В чем проявляется обособленность общества от природы?

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным законам. 
  • В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам.
  • Общество является организованной системой. 
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры. 

Воздействие природы на общество и общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Причины негативного воздействия общества на окружающую природную среду:

  • Человеческая деятельность ограничена рамками одной планеты.
  • Производство в природе носит безотходный характер, а в результате человеческой деятельности образуются отходы.
  • Природа может перерабатывать только часть отходов, производимых человеком в результате его деятельности, и поэтому природа не может полностью самоочищаться.
  • Познание и использование человеком законов развития природы.
  • Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды.
  • Недостатки экологического воспитания и образования.

Пути решения экологических проблем:


  • Экологизация технологии и производства.
  • Административно-правовое воздействие.
  • Экологическое просвещение.
  • Международно-правовая охрана окружающей среды.

Домашнее задание

В 2013 году мы от школы ездили в Аркаим — укреплённое поселение бронзового века. Здесь природа воздействует на общество как среда обитания. Аркаим расположен на мысе реки  Большая Караганка, то есть у водоёма, как и все поселения «Страны городов», что говорит о влиянии природы на размещение первых очагов цивилизации. Сам памятник был назван исследователями по наименованию горы, которая располагается в 4 км от поселения (топоним «Аркаим» происходит от тюркского «хребет», «спина», «основа»).

Источники:
Обществознание.про
Егэтека
Википедия

larinadasha.blogspot.com

A1 в отличие от природы, общество

A1 в отличие от природы, общество — страница №1/2


Часть 1


A1
В отличие от природы, общество


1)

является системой

2)

находится в развитии

3)

выступает в качестве творца культуры

4)

развивается по собственным законам


A2
Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль


1)

добывающей промышленности

2)

обрабатывающей промышленности

3)

сельского хозяйства

4)

информации и информационных технологий


A3
Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?


А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.



1)

Верно только А.


2)

Верно только Б.

3)

Верны оба суждения.

4)

Оба суждения неверны.

A4
Деятельность человека и поведение животного характеризуются


1)

выдвижением целей

2)

механизмом самоконтроля

3)

осознанным выбором средств

4)

удовлетворением потребностей

A5
Труд в отличие от общения


1)

является потребностью человека

2)

может доставлять человеку удовольствие

3)

непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)

предполагает наличие цели

A6
Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.


1)

Верно только А.


2)

Верно только Б.

3)

Верны оба суждения.

4)

Оба суждения неверны.

A7
Понятие – это форма мысли, которая


1)

отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)

выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)

формирует наглядный образ предмета

4)

фиксирует различные комбинации ощущений человека

A8
Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает


1)

экономика

2)

социология

3)

культурология

4)

политология

A9
Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.


1)

Верно только А.


2)

Верно только Б.

3)

Верны оба суждения.

4)

Оба суждения неверны.

A10
Все, что создано человеком, в своей совокупности называется


1)

обществом

2)

культурой

3)

искусством

4)

наукой

A11
Выберите верное утверждение об образовании в РФ.


1)

Среднее образование в РФ дает только общеобразовательная школа.

2)

В РФ предусмотрена возможность завершения средней общеобразовательной школы в системе экстерната.

3)

Среднее полное (общее) образование является в РФ обязательным.

4)

Ученик не может быть исключен из среднего общеобразовательного учреждения.

A12
Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием на нее СМИ.



1)

Верно только А.


2)

Верно только Б.

3)

Верны оба суждения.

4)

Оба суждения неверны.

A13
Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере


1)

потребления

2)

обмена

3)

производства

4)

распределения

A14
Доход, получаемый собственником акций, называется


1)

прибылью

2)

капиталом

3)

рентой

4)

дивидендом

A15
Государство в условиях командно-административной экономики


1)

законодательно закрепляет господство одной формы собственности

2)

разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

3)

вводит льготное налогообложение малого бизнеса

4)

предоставляет экономическую самостоятельность производителям

A16
Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка


1)

средств производства

2)

труда

3)

товаров

4)

сырья и материалов

A17
Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается


1)

парламентом

2)

судебными органами

3)

правительством

4)

правоохранительными органами

A18
Спрос потребителя непосредственно определяется


1)

уровнем его индивидуальных доходов

2)

ограниченностью природных ресурсов

3)

затратами на производство товаров

4)

качеством трудовых ресурсов

A19
Увеличение налогов на производителя


1)

снижает расходы потребителя

2)

увеличивает прибыль производителя

3)

снижает рост производства

4)

увеличивает производительность труда

следующая страница >>

rita.netnado.ru