2.3.1. Виды научного знания

Все знания, получаемые с помощью научных методов познания можно разделить по типу их получения на теоретические и эмпирические, в зависимости от метода их получения: Эмпирические знания – получаемые в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента.

Эмпирические знания, как правило, констатируют качественные и количественные характеристики объектов и явлений.

Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

Теоретические знания – получаемые в результате обобщения полученных эмпирических знаний посредством, теоретических методов познания — анализ, и др..

Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.

Методы

Эмпирические

Теоретические

2.3.2. Формы научного знания

ФАКТЫ – различные факты, установленные путем наблюдения или экспериментов.

ПРОБЛЕМЫ – осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно.

ГИПОТЕЗА – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана. Гипотеза выдвигается при соблюдении ряда требований:

  1. Отсутствие противоречий.

  2. Соответствие новой гипотезы, надежно установленным теориям.

  3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке.

  4. Максимальная простота гипотезы.

КАТЕГОРИИ НАУКИ – наиболее общие понятия, науки.

ЗАКОНЫ НАУКИ – отражают в форме теоретических утверждений существенные связи явлений.

НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ – систематизированные знания, в совокупности объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности.

Функции научной теории:

объяснение фактов и предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей.

НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ – определенная система знаний, задающих характер видения мира в процессе построения и обоснования различных теорий.

Смена концепций получило название «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»,

НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА – система научных теорий, описывающая реальность.

2.3.3. Характеристики научного знания

Научное знание должно иметь объяснительный характер, а не ограничивается только констатацией фактов.

Другая особенность научного знания – объективность. Наука стремится постигать действительность как можно более полно и точно, по возможности исключая субъективистские моменты.

Главная особенность научного знания – рациональность (непротиворечивость)новые сведения формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Представления о рациональности, со временем меняются, однако, всегда остается неизменным принцип логической непротиворечивости.

Когерентность

(системность) – новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные.

Когерентность позволяет выбрать между двумя теориями, которые не могут быть проверены на практике и обе являются логически непротиворечивыми. Из двух теорий истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.

studfiles.net

ЕГЭ. Познание Тема 5. Научное познание |

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения,  правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности
    – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).
  • Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация – (от лат.— разряд и делать)  объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями  буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования  в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать
    объективный факт
    (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория –
    (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

16.2.Методы и формы научного знания

16.2. Методы и формы научного знания

Метод познания система приемов, способов получения знания об исследуемом объекте. Метод должен соответствовать природе, сущности изучаемого объекта. Метод познания вырастает из теории об объекте, а теория строится с использованием определенного метода познания.

Методология это учение о методе, а также совокупность методоло­гических принципов.

В современном научном познании различают три группы методов:

  1. Частные, или частнонаучные, методы, которые применяются в грани­ цах одной науки.

  2. Общие, или общенаучные, методы, которые применяются всеми или почти всеми науками, но только на отдельных этапах познавательного процесса.

  3. Всеобщие, или философские, методы познания. Они применяются во всех областях исследования и на всех этапах познавательного процесса.

I. Общие научные методы познания. Начнем рассматривать с краткой характеристики методов эмпирического познания.

Наблюдение — целенаправленное, преднамеренное восприятие явления. Ведущую роль здесь играют органы чувств человека. Наблюдение — это актив­ный, избирательный способ исследования. Здесь могут использоваться раз­личные технические средства, приборы (опосредованное наблюдение).

Эксперимент ~ такой метод исследования, в котором объект или вос­производится искусственно, или ставится в специально созданные контроли­руемые и управляемые условия. Он представляет собой активное вмеша­тельство субъекта в исследуемое явление. Различают качественный, измери­тельный и мысленный эксперимент.

Для эмпирического уровня познания также характерны такие операции, как измерение и сравнение.

Измерение — это познавательная процедура, связанная с определением отношения величины исследуемого объекта с эталонной величиной. Измерение может быть прямым и косвенным.

Сравнение — это познавательная операция, заключается в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С по­мощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.

Определим общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания.

Обобщение — это переход от отдельных фактов и мыслей к их отож­дествлению в более общих мыслях.

Идеализация — это выделение исследуемого явления в чистом виде, с отвлечением от определенных его свойств. Идеализированными объектами, например, являются: точка, прямая, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п.

Формализация ~ это переход от оперирования понятиями к опериро­ванию символами. Она связана с использованием искусственных языков (математических, химических, компьютерных и других символик).

Исторический метод воспроизводит все детали действительного исторического развития.

Логический метод воспроизводит историю в главных, существенных чертах.

Исторический метод без логического слеп, а логический метод без исторического беспредметен (Гегель). Это положение требует учета и на эмпирическом уровне.

Дадим краткую характеристику общенаучных методов познания, общих для эмпирического и теоретического уровней.

Абстрагирование — это процесс получения абстракций, когда отвле­каются от одних свойств и отношений и выделяют другие, необходимые для исследования.

Конкретизация — это процедура, ведущая к представлению об объекте во всех его связях и отношениях.

Анализ — это фактическое или мысленное расчленение предмета на его составные части.

Синтез — это фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, которые были выделены с помощью анализа.

Индукция — это переход от частного к общему.

Дедукция — это переход от общего к частному.

Моделирование ~ это метод создания объектов, воспроизводящих опре­деленные свойства и связи исследуемого объекта с целью получения новой информации об исследуемом объекте.

Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей может служить модель моста, самолета. Примеры идеальных моделей мысленные конструкции, теоретические схемы, которые

фиксируются при помощи определенных знаков, рисунков и других материальных средств.

Особенность модели — ее сходство с оригиналом. Это обстоятельство позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Указанный перенос знаний осуществляется в форме аналогии.

97

Аналогия — умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их сходстве в других свойствах. Аналогия не гарантирует от ошибок. Поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием.

П. Формы научного знания (или познания) — это способы его сущест­вования, организации и развития. Рассмотрим некоторые важные формы научного знания. (Такие формы, как понятие, суждение, умозаключение, были рассмотрены в главе 10,)

Научный факт — это особого рода предложения, фиксирующие эмпи­рическое знание. Важнейшей особенностью фактов является их истинность, допускающая опытную проверку. Факты составляют эмпирический базис науки, они служат основой для выдвижения гипотез и создания теорий.

Hi трос • это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте и требующее ответа или объяснения. Вопрос не выражает суждения, но в его основе лежат суждения. Вопросы играют большую роль в познании, т.к. в форме вопросов формулируются проблемы и задачи, решая которые, наука получает новое знание.

}1\юСтема — это возникающий в ходе развития науки комплекс вопросов, решение которых имеет существенный теоретический или практический интерес. Например, проблема полета в безвоздушном пространстве, экологичен кая проблема и др.

Гши>т> — это научно обоснованное предложение, форма вероят­ностного iiiaмня. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

  1. опирл п.ся на все факты, касающиеся исследуемой области явлений;

  2. учмп.жлть установленные наукой и подтвержденные практикой поло- жен,ия;

  3. объяснят!» неизвестные факты;

  4. быть I-in)(•(>(*>ной предсказывать новые факты;

  5. допуска11, шпможность экспериментальной проверки.

Гишмпа является истинной, если предсказанные ей явления наблю­даются oiii.rnii.iM путем. Доказанная на практике гипотеза превращается в теорию.

Теория но нысшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая цпкч-nioe представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Научная теория — это система достоверного знания, доказанного и проверенного практикой.

В современной методологии науки принято выделять следующие основ­ные компоненты теории:

  1. Исходный эмпирический базис, включающий множество фактов в данной области знания.

  2. Исходную теоретическую основу, включающую множество допу­ щений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект.

  3. Логику теории — совокупность правил логического вывода и дока­ зательства.

  4. Совокупность выведенных теоретических утверждений с их доказа­ тельствами, что составляет основной массив теоретического знания.

Теория может строиться двумя противоположными путями: индук­тивным и дедуктивным.

Индуктивный способ построения теории — это переход от отдельных эмпирических фактов к обобщенным выводам о свойствах и отношениях предметов исследуемой области (теории XIX века, теории в геологии, истории, медицине и др.).

Дедуктивный способ построения теории — это вывод из общих исходных положений (аксиом, постулатов) всей системы знаний по определенным правилам. Такой метод теории называется аксиоматическим (теория матема­тики, логики, физики и др.).

Конкретная область научного знания, кроме собственных теоретических оснований, имеет также философские основания в виде философских принципов мировоззренческого, гносеологического, логического, а также аксиологического характера.

studfiles.net

Критерии научного знания, его особенности свойства и признаки

С каждым годом наука все более уверенно входит в нашу жизнь. Фильмы, книги, сериалы наполняются специализированными терминами, которые ранее использовали только ученые. Все больше людей стремится понять, как же устроен окружающий мир, по каким законам существует наша Вселенная.

В связи с этим, возникают вопросы: что такое наука? Какие методы и средства она использует? Каковы критерии научного знания? Какими свойствами оно обладает?

Познавательная деятельность человека

Всю познавательную деятельность человека можно разделить на два вида:

  • Обыденное –осуществляется стихийно всеми людьми в течение жизни. Такое познание направлено на приобретение навыков,которые нужны человеку для приспособления к условиям реальной жизни
  • Научное – предполагает изучение явлений, механизм действия которых еще не полностью раскрыт. Добытые сведения отличаются принципиальной новизной.

Научное знание представляет собой систему знаний об окружающем мире (законах природы, человеке, обществе и т.д), полученную и зафиксированную при помощи специфических средств и методов (наблюдение, анализ, эксперимент и другие).

Оно обладает своими особенностями и критериями.

Особенности научного знания:

  • Всеобщность. Наука изучает общие законы и свойства предмета, выявляет закономерности развития и функционирования объекта в системе. Знание не ориентируется на уникальные черты и свойства предмета.
  • Необходимость. Фиксируются главные, системообразующие стороны явления, а не случайные аспекты.
  • Системность. Научное знание – это организованная структура, элементы которой тесно связаны между собой. Вне конкретной системы знание не может существовать.

Основные принципы научного познания

Признаки или критерии научного познания были разработаны представителями логического позитивизма Венского кружка под руководством Морица Шлика в 1930х годах. Основной целью, которую преследовали ученые при их создании,  было отделение научного знания от различных метафизических утверждений главным образом благодаря возможности верифицировать научные теории и гипотезы. По мнению ученых, таким образом научное знание лишалось эмоциональной окраски и безосновательной веры.

Презентация: «Методология и методика научного исследования»

В результате представителями Венского кружка были выработаны следующие критерии:

  1. Объективность : научное знание должно являться выражением объективной истины и быть независимым от познающего его субъекта, его интересов, мыслей и чувств.
  2. Обоснованность: знание должно подкрепляться фактами и логическими заключениями. Утверждения без доказательств не рассматриваются в качестве научных.
  3. Рациональность: научное знание не может опираться только на веру и эмоции людей. Оно всегда приводит необходимые основания для доказательства истинности того или иного утверждения. Идея научной теории должна быть довольна проста.
  4. Использование специальных терминов: научное знание выражено в сформированной наукой понятиях. Четкие определения также помогают лучше описывать и классифицировать наблюдаемые явления.
  5. Непротиворечивость. Этот критерий помогает исключить употребление взаимоисключающих утверждений в рамках одной и той же концепции.
  6. Верифицируемость: факты научного знания должны базироваться на контролируемых экспериментах, которые можно повторить в дальнейшем. Этот критерий также помогает ограничить использование любой теории, показав в каких случаях она подтверждается, а в каких ее использование будет нецелесообразным.
  7. Подвижность: наука постоянно развивается, поэтому так важно признать, что некоторые утверждения могут оказаться неверными или неточными. Следует признать, что полученные учеными выводы не являются конечными и могут быть в дальнейшем дополнены или полностью опровергнуты.

Социологический и исторический признаки занимают важное место  в структуре научного знания:

  • Иногда отдельно выделяется исторический критерий развития науки. Все виды знаний и различные теории не могли бы существовать без предыдущих гипотез и полученных данных. Решение проблем и научных парадоксов настоящего времени осуществляется благодаря опоре на результаты деятельности предшественников. Но современные ученые берут за основу уже существующие теории, дополняют их новыми фактами и показывают почему старые гипотезы не работают в нынешней ситуации и какие данные должны быть изменены.
  • Социологический критерий также иногда отдельно выделяется в структуре научного знания. Его основное свойство – постановка новых задач и вопросов, над которыми следует работать. Без этого критерия не было бы возможным развитие не только науки, но и общества в целом. Наука является основным двигателем прогресса. Каждое открытие порождает множество новых вопросов, на которые ученым будет необходимо ответить.

Структура научного познания также обладает своими свойствами:

  1. Высшей ценностью является объективная истина. То есть основная цель науки – это познание ради самого познания.
  2. Для всех областей наук существует ряд значимых требований, которые являются для них универсальным
  3. Знания системны и четко упорядочены.

Эти свойства отчасти обобщают признаки, выделенные в научном знании еще в 30-х годах.

Наука сегодня

Научное знание сегодня – это динамично развивающаяся область. Познание давно уже вышло за пределы закрытых лабораторий и с каждым днем становится все доступнее для каждого.

За последние годы наука обрела особенный статус в общественной жизни. Но в то же время значительно увеличившийся поток информации привел к росту псевдонаучных теорий. Отличить одно от другого бывает довольно сложно, но в большинстве случаев поможет использование приведенных выше критериев. Нередко бывает достаточно проверить логическую обоснованность предположений, а также экспериментальную основу, чтобы оценить достоверность предлагаемой теории.

Любая наука обладает самым главным свойством: она не имеет границ: ни географических, ни временных. Изучать самые разные объекты можно в любой точке земного шара на протяжении многих лет, но количество возникающих вопросов при этом будет только увеличиваться. И это, пожалуй, самый прекрасный подарок, сделанный для нас наукой.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

tonusmozga.ru

Виды знаний, классификация и примеры :: SYL.ru

Состояние человека, ощущающего себя в некотором конкретном образе бытия – это и есть знание. Предпосылками к этому состоянию служит участие в сущем, которое и трансцендирует подлинное бытие.

Я уверен, что единый Космос объединен в материальном и духовном смысле. В космическом пространстве существует некое ядро, откуда мы черпаем всю силу, вдохновение, которое вечно притягивает нас, я чувствую его мощь и его ценности, посылаемые им по всей Вселенной и этим поддерживающие ее в гармонии. Я не проник в тайну этого ядра, но знаю, что оно существует, и когда я хочу придать ему какой-либо материальный атрибут, то думаю, что это СВЕТ, а когда я пытаюсь постичь его духовное начало, тогда это — КРАСОТА и СОЧУВСТВИЕ. Тот, кто носит в себе эту веру, чувствует себя сильным, работает с радостью, ибо ощущает себя частью общей гармонии.

Никола Тесла

Что такое знание?

Определение термина «знание» через деятельность. Виды знаний: истина и ложь. Относительность знания – информация, принимаемая на веру человеком.

Все, чем может заниматься человек в свой жизни, разделяют на четыре вида деятельности, в зависимости от цели, которая преследуется при этом. Цель получить что-то полезное, будь то новый табурет, кастрюля борща, театральная постановка или новая научная теория – это труд. Хорошее настроение и качественно убитое время – игра (у игры нет цели, играют ради самого процесса). Узнавание нового или получение навыков – обучение. Знакомство с цифрами – новая информация, делить столбиком – новый навык. И, познание – накопление знаний об окружающем мире.

Не всякая информация имеет право носить гордое звание – знание. Та, что окружающему миру не соответствует, имеет множество имен – заблуждение, ложь, фейк, сказка, фантазия и т. п.

А вот та, что соответствует, имеет единственное название – истина. Эта и будет знанием.

На человека с самого рождения ежедневно, ежечасно, информация льется бушующей рекой. Что же можно считать истиной? Как распознать ее в хаосе утверждений, наблюдений и чувств?

Пожалуй, необходима система фильтрации – какой-нибудь способ, эталон, позволяющий различать истину и ложь, знания и заблуждения.

Разумеется, самый надежный способ – это сравнение информации о мире непосредственно с самим миром.

Сказали – «на улице дождь», чтобы проверить истинность утверждения, достаточно выглянуть в окно.

К сожалению, не всегда есть возможность, да и желание, проверять соответствие информации объективному положению вещей. В этом случае приходится принимать на веру чужие суждения. Люди в процессе жизни самостоятельно выбирают, кому и во что верить, а что отвергать. Каждый последующий «кусочек» информации попадает в корзинки «истина» или «ложь» в зависимости от того, во что было поверено до этого. Этот процесс похож на складывание пазлов: элементы тысяч различных картинок свалены в одну кучу, а требуется собрать только одну.

Пример: К. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказывает о том, что случается, когда детей лишают сказок, полагая, что это пагубно скажется на их умственном развитии:

«…педагоги порою беспокоятся, дрожат, как бы дети и впрямь не подумали, будто сапожки растут на деревьях. Эти несчастные дети так подозрительно относятся ко всякому — самому поэтичному — вымыслу, что все сколько-нибудь выходящее за черту обыденности считают наглой и бессмысленной выдумкой. Когда в одной школе повели с ними, например, разговор об акулах, один из них поспешил заявить свой протест:

— Акулов не бывает!

Ибо ничего диковинного для них вообще на земле не бывает, а есть только хлеб да капуста, да сапоги, да рубли.»

Абсолютная истина. Критерии объективной оценки

Существуют ли «знания» в принципе? Виды знаний по отношению к абсолютной истине:

Получается странная история – мир один, но каждый человек, населяющий его, живет в своем собственном, не похожем на миры других людей.

Пример: Теории о происхождении человека:

  1. От обезьяны.
  2. Божественное.
  3. Потомки ВЦ.

Три человека, придерживаются трех разных «взглядов» на этот вопрос. Для каждого из них одно из утверждений истинно, два других ложно. Каждый из них, по-своему, прав. Истина, в таких случаях, называется относительной.

Есть возможность или ее нет – узнать, как на самом деле устроен мир? Даже по этому вопросу отсутствует единство во мнениях.

Один из вариантов ответа – да (гностицизм). На протяжении веков люди узнавали об устройстве мира все больше и больше. Достаточно посмотреть на достижения современной науки. Человеческая мысль заглянула и внутрь атома, и далеко за пределы солнечной системы. Недалек тот день, когда мы будем знать о мире все.

Агностики, их идейные оппоненты, утверждают обратное. Их позиция основана на том, что знания, полученные о мире и сам объективный мир – это две большие разницы. А, возможно, никакого «внешнего» мира вообще нет – такая ситуация проиллюстрирована в фильме «Матрица».

Пример: Известно, что предметы, которые люди воспринимают как разноцветные, сами по себе такой характеристикой как «цвет» не обладают. Свет, попадающий на предмет, частично поглощается им, частично отражается. Глаз человека анализирует «состав» отраженного света, что и воспринимается мозгом как цвет. Таким образом, цвет существует только тогда, когда есть освещение и зритель, но не в объективной реальности.

Возможна и третья, промежуточная, точка зрения. Скептики не отрицают принципиальную возможность познаваемости мира, но в успехах крайне сомневаются. Иными словами: допускают возможность существования абсолютной истины, но доступной для человечества, в силу различных причин, считают только относительную.

Рассуждения о «познаваемости мира» являются предметом философского знания, которое носит название – гносеология. Абсолютная истина – это ее ключевое понятие. Если коротко: бытие (еще одно философское понятие) – сумма всего сущего в мире, во всей вселенной и за ее пределами, а абсолютная истина – полное знание, всеобъемлющая сумма информации о бытии.

Как появляются знания? Способы познания или как мы познаем

Также возможна классификация видов знаний в зависимости от типа познавательных способностей.

Любая информация поступает к человеку через его органы чувств, в том числе и та, что является основой для знаний. В контексте данной статьи «знания» употребляются в значении ‘истинная информация об окружающем мире’. Простейший способ познания – пощупать, понюхать, погрызть. Но, познакомиться с предметами и явлениями вокруг – это еще не «знания о мире», это знания о конкретных вещах. То есть, уронив кирпич на ногу, можно узнать о нем многое – что он тяжелый, падает, может причинить боль и т. д. Только тогда, когда человек догадается, что все кирпичи и камни вокруг «ведут» себя также, можно говорить о получении тех самых знаний. Обобщенная информация, полученная при непосредственном контакте с окружающим миром, называется «перцептивное знание». Способ приобретения такого вида знаний называют эмпирическим, т. е. чувственным познанием. Важнейшие особенности таких знаний:

  • отсутствие поиска причин, вызвавших то или иное событие, просто констатация;
  • информация личностно окрашена;
  • справедливость выводов ситуативная (т. е. верна не всегда), о чем познаватель не догадывается, эта особенность отражена в поговорке – «обжегшийся на молоке, и на воду дует».

Добытое из размышлений – знание рациональное. Попытка объяснить происходящее, найти ответ на вопрос ПОЧЕМУ или заглянуть в места, недоступные непосредственному восприятию. Иллюстрация возможностей, которая дает рациональный подход – открытие атомов Демокритом. Средствами эмпирического познания сделать это было попросту невозможно.

В отличие от эмпирического знания, источником которого служит практический опыт, рациональное знание приобретается теоретическими изысканиями, посредством суждений и умозаключений.

Пример: Рассуждения Винни-Пуха и его умозаключения:

«Это «ж-ж-ж» — неспроста!.. Само дерево жужжать не может, значит, кто-то тут жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему, так. А зачем на свете пчелы? Для того чтобы делать мед. По-моему, так. А зачем на свете мед? Для того чтобы я его ел. По-моему, так!»

В зависимости от того, какие познавательные способности человека участвовали в процессе приобретения, виды знаний можно классифицировать «по происхождению»:

  • перцептивное;
  • рациональное;
  • предметно-практическое;
  • знания-умения.

Последние еще называют, неявным знанием. Это такие знания, о которых говорят – как сделать знаю, но сказать не могу. Например: ходьба, плавание, катание на коньках.

Источники информации

Выделяется классификация знаний по способам постижения реальности.

Человек черпает знания из собственной жизни, но, не ограничиваясь этим, он активно обменивается своим опытом с ближними – родственниками и друзьями. Накапливаясь, знания передаются детям, это обыденное знание, примеры – поговорки, пословицы и прочая мудрость, необходимая в повседневной жизни.

Но не всю информацию можно получить таким образом. Этих знаний для жизни вполне достаточно, однако мысль простирается дальше, туда, где опыт бессилен. Что там, на небе? Куда и почему каждый вечер прячется Солнце? Как появилась Земля?

На помощь пришла фантазия. Появились мифы. Устройство мира мыслилось по аналогии с текущим укладом жизни: Океан, Земля, Солнце, Небо и Ветер, так же как и люди, они любят и ненавидят, умирают и рождаются вновь.

Не следует мифы путать со сказкой, чем, по сути, они являются для современных людей. Некогда эти истории являлись основой миропонимания человека.

Несколько позже на смену мифам пришла религия. Грань между ними очень тонка, условна. Вместо историй о происхождении мира в основе религиозного знания лежит ВЕРА. Ничего объяснять, оказывается, не нужно. Просто верь. Верь в священные писания, верь в проведение божие. Человек так устроен, что он и хотел бы, да не получается. Поэтому в помощь религии приходят чудеса и искусство.

В одном человеке ранее, да и теперь, могли мирно соседствовать элементы нескольких видов знаний.

В отсутствие иных доказательств, мой собственный палец убедил бы меня в существовании Бога.

Исаак Ньютон

Существует еще один, стоящий особняком, способ познания мира – художественное познание.

В любом другом виде знаний целостность мира стремится быть разрушенной, дабы вычленить из вещей и явлений их сущность, нечто общее, характерное. Непрерывное обобщение сути вещей приводит к появлению абстрактных образов, что довольно удобно использовать, например, в рациональном познании. Но, очень часто за абстрактными конструкциями пропадает сама действительность. Художественное восприятие, напротив, дарит человеку цельные образы без логики, без причинно-следственных связей, являя наблюдателю всю красоту и гармонию окружающего мира. Гармония звуков – музыка. Гармония цвета – живопись. Гармония образов – архитектура или мода. Из-за специфики восприятия такой вид познания сложен для трансляции, поскольку базируется на эмоциях, которые возникают в человеке при соприкосновении с прекрасным. Иными словами – на вкус и цвет товарищей нет.

Итак, источники знания можно классифицировать по способам мировосприятия:

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • художественное;
  • философское;
  • научное.

Научный способ познания мира

Научное знание появилось в результате попыток убедиться в том, что добытая информация действительно отражает ситуацию в окружающем мире.

Были отобраны специальные критерии, по которым отбраковывалось лишнее, то что не удалось доказать и/или проверить. Соответственно появились специфические методы познания – наблюдение, измерение, эксперимент – некоторые из них.

Основополагающий критерий научности знания – фальсифицируемость, т. е. возможность оказаться ложью. Если факт, теорию, гипотезу проверить в принципе невозможно, то такое знание научным считаться никогда не будет.

Столь жесткий отбор, с одной стороны, оставил «за бортом» науки много интересного и полезного, но с другой, позволяет научному знанию – той информации, что все-таки проверку прошла, быть максимально достоверной, насколько это возможно. Столь тщательное соблюдение чистоты создало научному знанию репутацию самой достоверной информации. Этим часто пользуются, когда хотят придать вес своим измышлениям, идеям, для достижения обычно далеко не альтруистичных целей.

Однако как бы тщательно не отбиралась и проверялась информация в науке, на самом деле, абсолютное знание, все же отсутствует. С течением времени, при накоплении новых эмпирических фактов, получении возможности более точного измерения и т. п. производится перепроверка существующих знаний, теорий. Они корректируются, со временем заменяются новыми. Так что ученый, использующий в своей деятельности ту или иную теорию, ее результаты, отдает себе отчет в том, что знания, считающиеся истинными на сегодняшний день, в последующем могут быть признаны недостоверными. Таким образом, критерий фальсифицируемости знаний -это еще и своеобразный двигатель науки.

Наука – эталон качества знаний

Понятие научного знания дало основание для еще одного типа классификации – в соответствии с критерием научности.

Это разделение подразумевает сравнение их с наукой, как носителем наиболее достоверных знаний.

  1. Обыденное знание – накопленное путем проб и ошибок, на опыте разных людей, которые делились друг с другом своими наблюдениями.
  2. Донаучное знание. По сути, это наука и есть. С той разницей, как «игры взрослых» отличаются от «детских игр».
  3. Специальное (вненаучное) знание. По мере накопления знаний, они разделялись по принципу – найдены подтверждения или нет. Если знания невозможно проверить в силу объективных причин, но в принципе, возможно сделать это в дальнейшем – паранука. Знания, не прошедшие фильтр научности, ею отвергнутые – квазинаука.

Пример: Френология. Квазинаучная теория соответствия формы черепа (шишки и впадины) центрам локализации способностей, склонностей человека на поверхности мозга, была составлена по всем правилам современной науки. И некоторое время, пока накапливались эмпирические данные по этому вопросу, считалась научной теорией.

Дороги, которые мы выбираем

Какие из видов знаний предпочтительнее и почему?

Как бы далеко не шагнула наука, как и тысячи лет назад, объемы непознанного, неизведанного, неподдающегося проверке огромны. Именно по этой причине и сегодня есть место и вере и паранауке и прочим «знаниям».

Отсутствие четких объективных критериев истинности знаний дает волю фантазии. В жизни рациональное и иррациональное знание тесно переплетается, дополняя и обогащая друг друга.

Можно верить во что угодно в любых комбинациях, менять свои взгляды как перчатки и при этом постоянно оставаться в «зоне истинности». Возможно, путь – процесс поиска абсолютных знаний и есть смысл жизни человека. Каким он будет – научным, художественным, религиозным или окажется особенным, индивидуальным, неподдающимся никаким классификациям?

www.syl.ru

Формы ненаучного знания: научное и ненаучное знание

Вненаучное знание – информация, которую человек приобретает в процессе познания мира ненаучными методами. Все представления об окружающей действительности, которые выходят за рамки науки, относятся к категории ненаучного знания.

Научное и ненаучное познание, которые представляют собой массив познаний человечества за всю историю его существования, не являются хаотичным набором информации. Но объем этой информации, её разноплановость и диапазон применяемости фантастически грандиозный.

За всю историю человеческой цивилизации не было персонажа, который бы убедительно заявлял, что владеет хоть сколько-нибудь значительной частью всего объема человеческого знания. Однако есть масса людей, которые постоянно ориентируются во всем этом объеме, извлекают из него полезную информацию и формируют материал для получения новых сведений о явлениях.

Процесс оперирования всем информационным объемом возможен благодаря тому, что каждое, в том числе вненаучное знание имеет форму.

Согласно формальной логике, которая является основой не только научного познания, но и во многом помогает ненаучному, форма – внутренняя структура содержания. То есть связи, которые формируют содержание по определенному порядку.

Исходя из данного определения, философы выводят несколько форм ненаучного знания, которые имеют собственную внутреннюю структуру, и содержание которых сформировано на основе присущих только этим формам связям.

Состав и взаимосвязи ненаучных знаний

Структура ненаучной формы знаний мало чем отличается от структуры научного знания:

  • объект познания
  • теоретические изыскания;
  • практическое применение.

Презентация: «Виды познавательной деятельности. Обществознание»

Вот именно по этим трем пунктам и разделено все вненаучное знание человека о мире на 5 форм:

  • обыденное;
  • художественное;
  • философское;
  • религиозное;
  • мифологическое.

Формирование обыденного знания

Обыденное знание представляет собой информацию, полученную на основе житейского опыта, о практической стороне жизни человека. Как приготовить еду, как добраться из одного города в другой, как заработать средства на жизнь – на все эти вопросы ответит обыденный кругозор, доступный определенному человеку.

В данном случае объект познания – способы обустройства практической стороны жизни человека.

Как любое знание, обыденное имеет теоретический аспект и практический аспект. Теория обыденного знания представляет собой весьма ограниченный объем информации, поскольку развивать теории средствами, доступными обыденному познанию, практически невозможно.

Практически все теоретические основы, которые однажды пришли в житейскую практику, либо вышли из науки, либо подхвачены нею и развиваются уже в рамках научного познания. Так, теоретическая часть личной гигиены пришла в быт из сферы научного познания (биология, медицина) и безоговорочно принята подавляющей частью цивилизованного человечества. В то же время далеко не все могут доступно сформулировать, почему нужно мыть руки перед едой.

Основная часть обыденного знания всё-таки приходится на практику. Действуя, человек получает новые знания и учится применять уже имеющиеся.

Художественное познание

Объектом художественного знания является художественный образ, с помощью которого постигается смысл определенного явления окружающей действительности.

Теория художественного вненаучного знания представляет собой информацию, которая позволяет изучить предпосылки, методы и средства, которые доступны человеку для формирования художественных образов:

  1. История искусств раскрывает весь путь, который прошло человечество в поисках выразительных средств для создания ярких образов.
  2. Теория искусств учит, какими средствами и методами можно достигнуть формирования того или иного образа.
  3. Изучается взаимное влияние социума и искусства для определения дальнейших перспектив развития художественного знания.

Практическая реализация художественного знания выражается в создании художественных произведений.

Философское знание

Несмотря на то, что есть такая наука – философия, сами философы отдельно выделяют философию, как вненаучное знание.

Чем это объясняется? Наука как способ познания мира, имеет строгий регламент, нарушение которого влечет признание исследований ненаучными или даже лженаучными.

Философия как наука изучает познавательную деятельность человека. Инструменты, которые философия при этом использует, ограничиваются рамками научного метода. Но человек как познающий субъект, и сам всегда стремился объяснять себе и окружающим внутренние процессы, связанные с собственным познанием.

Вот эти объяснения и формируют философские представления человечества, которое в последующем становится базой для исследований. Такие исследования осуществляются либо с использованием научных методов и средств, либо с применением других форм ненаучных представлений (религиозное, мифологическое).

В повседневной жизни иногда можно наблюдать, как применяется философское вненаучное представление. Яркий пример – когда кто-то советует всё познавать на собственном опыте. В этом случае предлагается использовать определенный способ познания, который, по мнению советчика, способен дать боле достоверную информацию о процессах и явлениях окружающей действительности.

Мифологическое знание

Одна из самых древних традиций человечества – пытаться создать целостную картину мира, очеловечивая его и объясняя непознанные аспекты объективных явлений личностными особенностями проявлений человеческой природы и воздействием магии.

Основной объект мифических представлений – действие магических сил на мир и на человека. Именно благодаря магическому воздействию существуют те или иные связи между людьми и миром.

Невозможность объективного познания этих действующих сил заставляет искать понятное человеку объяснение. А что может быть человеку понятнее, чем он сам?

По этой причине в мифах все магические явления характеризуются человеческими характеристиками:

  • имеют человеческий облик;
  • им характерны человеческие эмоции;
  • понимают человеческие поступки и умеют их оценивать.

На практике мифологические знания чаще всего используются как вспомогательные. Мифы развивают творческое мышление, позволяют дать ребенку первичные представления о мироустройстве, дают материал для исследования причин возникновения тех или иных мифических категорий у разных народов.

Религиозное познание

Объектом религиозного вненаучного знания является Бог как творец всего сущего.

Теоретическая база религиозных представлений колоссальна. Кроме того, что за всё время своего существования человечество наработало огромный массив религиозных знаний, и они постоянно пополняются новыми трактовками и суждениями.

Развитие науки и технологий, смена социальных концепций и возникновение новых потребительских стандартов требуют от религии подведения все новых и новых теоретических баз под веками существующих религиозных доктрин.

Необходимость сохранения и укрепления влияния религиозной информации на современное общество ведет к тому, что исследователи религиозных проблем вкладывают в свои разработки механизмы популяризации определенных идей среди широких масс, уходя тем самым от сакрализации таинства сопричастности к божественному промыслу.

Практически религиозные представления используется в обрядах, в формировании социально-культурной среды того или иного сообщества и в посильном решении тех проблем общества, которые не под силу решить современной науке.

tonusmozga.ru

1.11 Наука, особенности научного познания

Наука — разновидность духовной деятельности, основная задача которой — постижение истины и обнаружение новых объективных законов, а также получение достоверных знаний о действительности.

Наука одновременно существует в виде социального института (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.п.), составляющей духовного производства (методы и способы приобретения новых знаний) и системы знаний (сюда можно отнести различные науки, такие как история, физика).

Научное познание, путём которого осуществляется постижение истины, отличается:

  • высоким уровнем объективности,
  • рациональностью,
  • обязательным использованием определенных способов и методов извлечения новых знаний из уже известных,
  • доказательностью
  • непротиворечивостью

Функции науки

Функция

Содержание

Пример

Мировоззренческая

Определяет мировоззрение человека

 

Познавательная

Расширяет познания человека о действительности, объясняет явления окружающего мира

Мама Тая читала ребенку Тёме на ночь энциклопедию про окружающий мир; Тёма узнал о существовании китов.

Прогностическая

Позволяет предсказывать возможные достижения будущего

Ректор ЛЭТИ в своем интервью упомянул, что в будущем люди научатся управлять протезами своими мыслями.

Научное познание осуществляется двумя уровнями: эмпирическим и теоретическим.

Уровень

Эмпирический

Теоретический

Сущность

Знание извлекается через непосредственное взаимодействие с реальным объектом исследования для выявления фактов.

Знание извлекается через более рациональный подход, опираясь на уже известные законы и догмы.

Формы

Научный факт – достоверная информация о каком-либо событии или процессе.

Эмпирический закон — закон, достоверность которого была обнаружена опытным путем.

Проблема – столкновение противоположных позиций в изучении чего-либо, требующее разрешения

Теория – обобщенная формулировка положений о действительности

Гипотеза – предположение, сделанное на основе известных истин, требующее доказательства или опровержения

Методы и средства

  • наблюдение – беспристрастное восприятие объекта в естественных условиях
  • эксперимент – воздействие на объект исследований и восприятие его в изменяющихся условиях
  • измерение – выявление разницы между измеряемыми объектами путем фиксации данных и их сравнения
  • описание – отображение свойств объекта

 

формализация – изображение свойств предмета в виде знаковых форм или языков

математизация – интеграция математики в другие области научного познания

моделирование – изучение свойств объекта на примере создания его модели

анализ – расчленение предмета или явления на исследуемые части

синтез – слияние частей в единое целое

Универсальные методы, применимые к обоим уровням:

  • индукция — выведение общего знания из частных
  • дедукция — выведение частного знания из общего
  • аналогия  — выведение знания путем выявления сходства
  • абстрагирование — отвлечение от одних свойств предмета ради выведения новых
  • идеализация — создание вымышленных свойств предмета или объектов

Наука как система знаний подразделяется на:

  1. Точные науки – такие отрасли науки, в рамках которых происходит изучение чисел и точных закономерностей, включающее исключительно строгие логические методы изучения. Например, математика, информатика, физика, а также химия и биология (частично)
  2. Технические (инженерные) науки – область науки, смежная с естествознанием, направленная на изучение и развитие техники. К техническим наукам относят технику, физику, но чаще принято выделять конкретные профессии  (электрик, механик) или квалификацию, например, инженера.
  3. Естественные науки – отрасли науки, изучающие природные явления и природные объекты.  Основные из них: биология, химия, астрономия, физика, география.
  4. Гуманитарные науки – науки о человеке и сферах его деятельности. Гуманитарные науки часто отождествляют с науками социальными, то есть с науками об обществе.  Сюда относят языки, литературу, музыку, философию; историю, политологию, этику, эстетику, социологию. 

humanitar.ru