Класс. Словарные диктанты на орфографические темы
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Класс. Словарные диктанты на орфографические темы
Словарный диктант № 1. Непроизносимые и сомнительные согласные
Агентство, ассистентский, безмолвствовать, бескорыстный, беспристрастный, бесчувственный, блеснуть, брусчатый, взгрустнулось, горестный, да здравствует, добросовестный, должностной, дощатый, жизнерадостный, захолустный, интеллигентский, искусный, клетчатка, комендантский, крупитчатый, лаборантский, ландшафт, масштаб, мундштук, наперсник, неистовство, объездчик, окрестность, опасность, парламентский, передатчик, перебежчик, перекрёстный.
Словарный диктант № 2. Непроизносимые и сомнительные согласные (продолжение)
Переписчик, перехлестнуть, песчаный, поверхностно, подписчик, под уздцы, поздний, по-прежнему, попутчик, постный, потчевать, почерк, праздничный, предвестник, предчувствие, прелестный, разведчик, разослать (от слать), разостлать (от стлать), редкостный, рентген, ресница, ровесник, рыбацкий, сверстник, светский, словесный, совестливый, совместный, страстный, сумасшедший, съестной, тростник, туристский, тягостный, тяжеловесный, уездный, упразднить, участвовать, хрустнуть, частный, шествовать (идти), шефствовать (быть шефом), яростный, яство.
Словарный диктант № 3. Слова с двойными согласными
Аккомпанемент, аккомпанировать, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, аллегория, аллигатор, аннотация, антенна, аппарат, аппетит, аппликация, артиллерия, ассистент, ассортимент, аттестат, аттракцион, аффект, балл, балласт, баллон, баррикада, бацилла, бессонница, бриллиант, бессуффиксный, вилла, вожжи, выжженный, гамма, гиббон, гиппопотам, горилла, грамм, грипп, диаграмма, дискуссия, дрессированный, дрожжи, жжёный, жужжать, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, иммунитет, интеллект, интеллигентный, искусство, каллиграфия, кассета, классика, коллега, коллектив, коллекция, колосс (великан).
Словарный диктант № 4. Слова с двойными согласными (продолжение)
Комиссия, комментарий, компресс, компромисс, конгресс, коралл, корректный, корреспондент, коррозия, коттедж, кристалл, кросс, кроссворд, массаж, массив, металлический, миссия, нарцисс, новелла, оккупация, одессит (Одесса), параллель, пассажир, пассивный, перрон, пессимизм, пресса, прогресс, пропеллер, профессия, процесс, рассчитать, режиссёр, саванна, стеллаж, телеграмма, теннис, терраса, территория, тонна, трасса, троллейбус, труппа, тоннель, хоккей, хоккеист, холл, целлофан, шасси, шоссе, экспресс, эффект.
Словарный диктант № 5. Слова с двойными согласными. Слова, в которых нет двойных согласных
Алюминий, актриса, белорус, белоруска (но: Белоруссия, белорусский), брюзжать, волейбол, галерея, гостиная, гостиница, гуманизм, десант, десерт, дилетант, драма, имитация, карикатура, колонка, коридор, кристальный, лилипут, манка, опереточный, официальный, офицер, привилегия, продюсер, раса, расчёт, расчётливый, расчётный, ресурс, реферат, трёхтонка, труженик, финский, элита.
Словарный диктант № 6. ПРИСТАВКИ ПРЕ- и ПРИ-
Пребывать где-то, прибывать куда-то, презирать предателя, призирать сироту, прекратить, преобразовать, преодолеть, препятствие, претензия, претендовать, притворить дверь, претворить мечту, планы; привыкать, приготовить, приказать, приключение, примерять одежду, примирять врагов, приобрести, приспособить, присутствовать, притвориться больным, прекословить, камень преткновения, приданое невесты, бесприданница, привилегия, приоритет.
Словарный диктант № 7. О-Ё-Е после шипящих
Жокей, жонглёр, изжога, мажорный, ожог (сущ.), поджог (сущ.), обжёг (глагол), прожорливый, распашонка, трещотка, трущоба, чащоба, чопорный, шомпол, шорник, шорох, бечёвка, зажжённый, жёваный, жёлоб, кошёлка, не в счёт, недочёт, никчёмный, печёнка, причёска, пшёнка, решётка, чёткий, шёпот, щёголь, щёлочь, кочёвка, корчёвка, напряжённость, ночёвка, отмежёвываться, печёный, сгущёнка, сушёный, толчёный, тушёнка, учёный, верблюжонок, вершок, дьячок, кумачовый, новичок, ножовка, парчовый, ручонка, речонка, дирижёр, стажёр.
Словарный диктант № 8. Н и НН в разных частях речи
Жёваный, кованый, ветреный (человек, день), ветряной (двигатель, оспа, мельница), серебряный, деревянный, стеклянный, оловянный, приданое (невесты), приданное значение, посаженный в тюрьму, посажёный отец, желанный, жеманный, данный, нечаянный, отчаянный, священный, невиданный, неслыханный, бешеный, диковинный, старинный, бездонный, бессонница, брошенный, смышлёный, мороженый, племянник, именинник, раненый, тканый.
Словарный диктант № 9. Н и НН в разных частях речи (продолжение)
Стреноженный, шерстяной, совершеннолетие, поклонник, путаник, пунктуационный, рьяный, рассчитанный, хоженый, езженый, эмалированный, искусственный, гривенник, дискуссионный, квалифицированный, классифицированный, нежданно-негаданно, мошенник, труженик, вышеизложенный, балованный, злоумышленник, оккупированный, зажжённый, длина, длинный, дарёный, отъявленный, неписаный, непрошеный.
Словарный диктант № 10. Сложные существительные
Бортпроводник, вице-президент, военачальник, горемыка, дровозаготовки, иван-да-марья (растение), канцтовары, киловатт-час, лжепророк, маскхалат, мать-и-мачеха (растение), мини-юбка, музей-квартира, норд-вест, овощехранилище, плацдарм, пресс-конференция, прима-балерина, полтетради, товарооборот, четверокурсник, южноамериканец.
Словарный диктант № 11. Сложные прилагательные
Класс. Слова с непроверяемыми написаниями (по алфавиту)
Словарный диктант № 12. А
Абонемент, абитуриент, авантюра, агрегат, адвокат, адъютант, академия, аккомпанемент, аллегория, амфитеатр, аналогия, аномалия, анонимный, аплодисменты, арматура, артиллерия, арьергард, астрономия, аттракцион, аппликация, апелляция.
Словарный диктант № 13. Б
Багровый, бакалея, бить баклуши, баланс, балерина, балласт, баллон, барометр, бархат, батальон, батарея, бахрома, бетон, бечёвка, бидон, бинокль, биссектриса, блокада, богатырь, бойкот, болото, бордовый, браслет, брезент, бриллиант, брошюра, бутерброд, бюллетень.
Словарный диктант № 14. В
Вагон, вакансия, вакуум, вакцина, варежка, ватрушка, велосипед, вентилятор, верблюд, вереница, веретено, вермишель, вестибюль, ветеран, ветчина, визит, винегрет, виолончель, виртуоз, витраж, витрина, вокзал, волейбол, волокита, волокно, волшебство.
Словарный диктант № 15. Г
Габарит, гавань, газон, галантерея, галерея, гараж, гардероб, гармония, гарнизон, генерал, гениальный, геология, георгин, гербарий, гибрид, гигиена, гимнастика, гипербола, гипотеза, гирлянда, гонорар, горизонт, готовальня, градация, грамматика, грамота, гримаса, гуманизм.
Словарный диктант № 16. Д
Девиз, дезертир, дезинфекция, декламация, декларация, делегация, деликатес, демисезонный, демобилизация, демократия, десант, десерт, дефект, дефис, диагноз, диагональ, диалект, диаметр, диапазон, диверсант, дивизия, диета, дилетант, дипломат, директор, дирижёр, диспетчер, дисциплина, донор, досконально.
Словарный диктант № 17. Е-И
Егерь, енот, жакет, жаргон, жасмин, желанный, жемчужина, жетон, жилет, жонглёр, зефир, игнорировать, иерархия, иероглиф, иллюминация, имитация, инвентарь, иней, инженер, инициал, интеллект, интеллигентный, интервал, интерьер, инцидент, истина.
Словарный диктант № 18. К
Кабель, кабина, кавалерия, кавычки, каламбур, каланча, калач, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, калория, камертон, каморка, кампания (мероприятие), канава, канал, канонада, канцелярия, каравай, караван, карантин, караул, карикатура, каркас, карнавал, карниз, картон, кастрюля, каталог, катастрофа, каторга, кашне, каштан, каюта, квитанция.
Словарный диктант № 19. К
Кенгуру, керамика, кибернетика, кипарис, кисея, кларнет, кобура, коврижка, ковыль, коллега, коллектив, колонна, колорит, колос (у злаков), колосс (великан), колпак, колхоз, комбайн, комбинат, комедия, комета, комиссия, комод, компания (общество, объединения, предприятие), компас, компенсация, комплимент, композитор, компонент, компресс, компромисс, комфорт, конвейер, консерватория, конспирация, контингент, континент.
Словарный диктант № 20. К
Контрабанда, контракт, конферансье, конфетти, конфисковать, конфорка, концентрировать, коралл, корзина, коридор, коромысло, корыто, космонавт, котлован, кочан, коченеть, кочерга, кошелёк, коэффициент, крапива, кредит, кристалл, критерий, кропотливый, культпоход.
Словарный диктант № 21. Л-М
Лабиринт, лаборатория, лазарет, лаконичный, лауреат, лачужка, легенда, ликвидация, лимит, линолеум, лодыжка, ложбина, локомотив, лопата, лоскут, лотерея, лохмотья, лощина, мавзолей, магистраль, макароны, макулатура, манекен, манифест, маргарин, марионетка, медиана, медикаменты, медицина, мезонин, меланхолия, мелодия, мемориальный, меридиан.
Словарный диктант № 23. П
Павильон, палатка, палисадник, панорама, пантомима, параграф, парадокс, парашют, паркет, парламент, пародия, партизан, парфюмерия, парчовый, пастила, патриот, пациент, пелена, пельмени, пергамент, перила, периметр, перископ, периферия, перламутр, перспектива, пехота, пирамида.
Словарный диктант № 24. П
Плантация, пластилин, плафон, полемика, полигон, портмоне, портьера, постамент, президент, прекословить, премьера, препарат, претендовать, прецедент, привередливый, привилегия, приоритет, провиант, провинция, провокация, прогноз, проект, прокламация, пропаганда, пропеллер, псевдоним, пьедестал.
Словарный диктант № 25. Р-С
Рацион, революция, регламент, режиссёр, резервуар, резиденция, резонанс, рекорд, реликвия, рентабельный, репертуар, репетиция, репортаж, реставрация, рецепт, рецидив, риторика, саксофон, салфетка, саранча, свирель, семафор, сенсация, сервиз, сержант, сертификат, силуэт, симпатичный, синоним, синтаксис, сирень, ситуация, скафандр, скорлупа, солидарность, соната, соперник, спартакиада, специалист, стандарт, стамеска, стеллаж, стипендия, суматоха.
Словарный диктант № 26. Т-У
Таможня, тарелка, телевидение, темперамент, тенденция, топор, тормоз, торпеда, трагедия, траектория, трамплин, трамбовать, трамвай, трансформатор, траншея, трафарет, тренер, тренировка, трибуна, тротуар, трофей, ультиматум, упоение, ураган, учреждение.
Словарный диктант № 27. Ф-Х
Факультет, фанатик, фанера, фармацевт, фарфор, фасад, фаянсовый, федерация (Российская Федерация), феерия, фейерверк, феномен, фестиваль, филармония, филиал, флакон, фланель, фолиант, фонетика, фонтан, формат, форсировать, фортепьяно, фронтон, хамелеон, хаотический, хореография, хрестоматия.
класс. Словарные диктанты на орфографические темы
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Доклад аккумулятор неисчерпаемый ? шерстка кошелка
«..б у д т о к о р о л е в а м а я, р а с п у с к а е т с я с и р е н ь.» и.бутримова. восхищаясь красотой природы, люди стремятся принести ее частичку к себе в дом. ставят в вазы, чтобы при каждом удобном моменте иметь возможность взглянуть на букет и ощутить радость. ведь период цветения черемухи, сирени, жасмина так мал, что не успеваем насладиться пышностью и ароматом красивоцветущих кустарников и деревьев. а художник п.п.кончаловский стремился запечатлеть эту красоту навечно, он ее неоднократно рисовал. перед нами картина «сирень в корзине». ее жанр натюрморт. мне нравится такое определение этого жанра: «все, что сорвано, срезано или собрано, но продолжает радовать человеческий глаз, – это натюрморт». сорваны пышные ветки сирени разных цветов: белой, розовой, лиловой, бардовой, сиреневой, голубой. с многочисленными и переливами оттенков. и нежных, и насыщенных. прекрасные пышные, тугие кисти свешиваются за край контрастно простой корзины. даже она — широкая, приземистая — не в силах сдержать их буйство. образ корзины, сплетенной из прутьев, напоминающих зелено-коричневатые ветки самой сирени, представить весь куст, даже аллею их. прямо к нам тянется белая с жемчужным сиянием кисть. добавляют света в картину еще одна, справа, и высунувшийся любопытный белый кончик слева. они контрастируют с лилово-бордовыми кистями и гармонируют с нежными бледно-розовыми. а кисти сиренево-голубых оттенков вносят ноты спокойствия. их природная жизнестойкость противопоставлена лиловым, чьи верхушки уже начали никнуть. листва тоже слегка привядшая. ветки только сорвали и поставили в воду (думаю, в корзине-банка с водой), они еще не успели напитаться влагой. но именно листва с бликами солнечных пятен подчеркивает естественность и живость букета. фон картины – размытый, неясный, травянисто желто-зеленый, с пятнами контурами кустов и деревьев, повторяющими очертания букета. не пейзаж на этой картине главный, а царственная фея-сирень. картина мастерски выполнена. мы можем рассмотреть каждый цветок! но при всей тщательной натуралистичности изображения в натюрморте чувствуется какая-то загадочность, таинственность, сказочность. будто любопытные мордашки эльфов выглядывают из глубины. картина написана так, что чувствуется тонкий призывный аромат сирени. хочется подойти и поискать пятилепестковый цветок. на счастье.yznay.com
2. Повторяем орфографию.
Правописание существительных с пол-
ЧЕРЕЗ ДЕФИС пишутся существительные с пол- в следующих случаях:
1) если вторая часть начинается с гласной: пол-огурца, пол-яблока;
2) с прописной буквы: пол-Москвы, пол-Ростова;
3) с буквы л: пол-лимона, пол-листа.
В остальных случаях СЛИТНОЕ написание: полгорода, полмира.
Слово «пол» пишется отдельно: пол столовой ложки, пол нашего города.
ЗАПОМНИТЕ: поллитровка.
Тема: Орфоэпические нормы русского литературного языка. Фонетический анализ речи.
Упражнение №1
Ч..дный город Миргород! Каких в нём нет стр..ений! И под с..ломе(н,нн)ою и под очеретяною, даже под д..р..вя(н,нн)ою крышею; (на)право улица, (на)лево улица, в..зде пр..кра?ный плетень; по нем в..ется хмель, на нём висят горшки, из(за) него по..солнечник выказывают свою со?нце..бразную голову, красне..т мак, м..лькают толстые тыквы. Роскош..! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более ж..в..писным: напяленную плахтою, или сорочкою, или шароварами. В Миргород.. нет (не, ни)воровства, (не, ни) моше(н,нн)ичества, и поэтому каждый вешает, что ему вздумае(тся, ться). Если будете подходить к площад.., то, верно, на время остановитесь полюбова(тся, ться) видом: на ней находи(тся, ться) лужа, уд..вительная лужа! единстве(н,нн)ая, какую только вам удавалось когда видеть! Она з..нима..т почти всю площад.. . Пр..крас?ная лужа! Дома и домики, которые и..дали можно пр..нять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красот.. её.
Упражнение к заданию:
Причитайте текст. Назовите автора и произведение из которого взят этот текст. Выпишете не понятные вам слова. В каком разделе науки о языке изучаются такие слова. Найдите их значения в словаре (этимологическом, толковом).
1) Найдите все орфограммы в первых трех предложениях. Определите принцип их написания, дайте объяснение каждой из низ.
2) Определите, какими звуками различаются пары слов: Миргород- в Миргороде; жить- жизнь; гонять- гоняй; люк- лёг.
3) Выпишете, выбрав из текста, 3 слова с открытыми слогам и 3- с закрытыми.
Чтобы овладеть орфоэпией, т.е. правильным литературным произношением, надо уметь слышать и анализировать звучащее слово.
2. Повторяем орфографию.
Правописание различных частей речи
(сложные существительные и сложные прилагательные)
1. Части сложных слов могут соединяться при помощи гласных О или Е либо без соединительных гласных: землетрясение, левобережный, авиабаза.
ЗАПОМНИТЕ: времяисчисление, времяпровождение, себялюбие, семядоля, электрификация, центрифуга, сороконожка, сорокоуст.
2. Сложные слова, начинающиеся с аван-, авиа-, авто-, агро-, аудио-, аэро-, био-, вело-, видео-, гео-, гидро-, диа-, евро-, зоо-, кино-, космо-, макро-, микро-, метео-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, фото-, электро- пишутся слитно: авансцена, макроэкономика, аудиокассетный.
3. Существительные и прилагательные, первая часть которых образована от числительного, пишутся слитно. При этом данные части употребляются в форме родительного падежа: двадцатидвухлетие, трехразовый. Но: 1, 90, 100, 1000: одногодичный, девяностолетие, сторукий, тысячелетие.
4. Слитно пишутся сложносокращенные слова всех типов: собкор, райотдел, бухучет.
5. Слитно пишутся сложны слова, начинающиеся с полу-: полуостров.
Сложные существительные
СЛИТНО пишутся сложные существительные:
1) с первой частью на –И (глагольный, глагола в форме повелительного наклонения, или выраженной числительным): сорвиголова, вертихвостка держиморда; пятилетие, сорокалетие.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: перекати-поле.
2) со второй частью – метр: динамометр, амперметр;
3) образованные от географических названий, пишущихся через дефис и обозначающие название жителей: ньюйоркцы, ореховозуевцы.
ЧЕРЕЗ ДЕФИС пишутся сложные существительные:
1) представляющие собой сложные названия со служебными словами в середине: Ростов-на-Дону, Иван-да-марья;
2) имеющие значение одного слова и состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, без соединительных гласных О или Е: генерал-майор, театр-студия;
3) обозначающие названия промежуточных направлений сторон света: юго-запад, северо-восток;
4) с первой частью вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-, стоп-: вице-адмирал, экс-чемпион.
ЗАПОМНИТЕ: контр-адмирал, Но: контрразведка, контрудар, контрреволюция.
4. Вставьте, если нужно, дефис:
полу…ботинки, полу…остров, юго…запад, яхт…клуб, мало…помалу, чуть…чуть, кто…то, пресс…конференция, точь…в…точь.
Тема: Принципы русской орфографии.
Упражнение № 1
Во многихъ случаевъ наше правописание установилось давно уже, хотя и не всегда правильно: измѣнять его въ подобныхъ случаевъ не представлялось удобнымъ, потому что такого рода измѣненiя могли бы только поколебать существующие соглашенiе и вызвать новыя разнорѣчiя в нашемъ письмѣ.
Поэтому принято было за правило по возможности держаться утвердившегося обычая, отступая отъ него только тогда, когда общеупотребительные начертанiя оказывались положительным невѣрными или слишкомъ непослѣдовательными.
Задания к упражнению:
О каком принципе русской орфографии говорится в приведённом высказывании академика Я.К.Грота ( впервые создавшего систематизированный и научно обоснованный свод орфографических правил русского языка) из предисловия к его книги » Русское правописание» (1885г.)? Как надо понимать выражение » держаться утвердившегося обычая»? Что автор имел в виду, говоря о » начертаниях неверных или слишком непоследовательных»? Какие » начертания» после выхода трудов Грота признаны в русской орфографии верными и последовательными и какой в связи с этим принцип утвердился в правописании?
1) Укажите устаревшие окончания. Встречали ли вы такие окончания в стихах поэтов 19 века? Вспомните.
2) С каким знаком препинания вы не согласны?
3) Какие слова и обороты в тексте Я.Грота вы считаете слегка архаичными, устаревшими, хотя хорошо передающими суть дела?
4) Как Я.К.Грот относился к изменения орфографии? Какие слова говорят об этом?
studfiles.net
3. Повторяем орфографию.
Повторить правило «Чередующиеся гласные в корне» (см. д/з к уроку №1). Выполните упражнение. Вставьте пропущенные буквы.
1) выт…сненный из очереди, 2) т…сненая кожа, 3) зал…зать рану, 4) зап…вала лекарство, 5) нав…вать сны, 6) нав…вать кудри, 7) обв…вало ветром, 8) осв…щение в квартире, 9) осв…щение храма, 10) посв…тить стихи, 11) скр…пить печатью, 12) скр…петь зубами, 13) прим…ряемые соперники, 14) прим…ряемые наряды, 15) разр…дить обстановку, 16) разр…дить грядки, 17) прож…вать в городе, 18) прож…вать котлету, 19) разв…вается флаг, 20) разр…женный клоун.
Тема: Понятие о тексте. Признаки текста. Функциональные стили речи.
Упражнение № 1
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попади снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее , как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том , что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стаявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи , послышался барабан, командные крики , и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд.
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимание на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер , с нахмуренным лицом , большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись ,еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
Задание к упражнению:
1) В первом абзаце найдите все глаголы — сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?
2) Сохраняется ли этот способ связи в следующим абзаце? Подтвердите свой вывод.
3) Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4) Проследите как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишете такие слова — связки.
5) Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?
6) Перед взором читателя развёртывается битва ( Бородинское сражение ), мы видим, как меняется настроения солдат, как пробуждается их боевой дух. Найдите, где это показано в тексте.
Укажите в первом абзаце, что предшествует пробуждению боевого духа.
Во втором, третьем абзацах и далее признаки эти всё более усиливаются. Найдите их.
Наконец, боевой дух солдат проявляется со всей силой. Какие средства языка использует писатель, чтобы показать героизм русских солдат?
Итак, проявление боевого духа начинается с «весёлого говора и шуток», с того, что солдаты как будто не замечали опасности. Потом «разгоралось общее оживление», чаще и светлее вспыхивали на лицах «молнии скрытого огня». Наконец, огонь тот горел «ярко на всех лицах». Толстой показывает это не в одном предложении и даже не в одном абзаце, а постепенно, по мере нарастания боя. Разгоранием внутреннего огня решимости солдат, их отваги происходит у нас на глазах. И все части текста- предложения, абзацы- связаны общей темой боя и нарастания боевого духа; связаны она с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов- сказуемых ( всюду прошедшее время ).
7) Прокомментируйте наиболее трудные орфограммы и пунктограммы.
Вспомните, что во многих текстах с параллельной связью предложений данное- первое предложение, а новое- все последующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, т.е. синтаксически однотипный, параллельный.
Задание:
1) В приведенном тексте, построенном по принципу параллельной связи, встречается и цепная связь (она здесь носит второстепенный характер ). Найдите примеры цепной связи.
2) Выпишете слова и перифразы ( перифраз, перифраза — замена прямого названия предмета описанием его признаков ) из всех абзацев, отделяя одно слово от другого знаком тире.
3) Определите, в каких случаях выписанные примеры являются элементами параллельной связи, в каких — элементами цепной связи.
studfiles.net
Реферат по русскому языку на тему Орфография читать бесплатно
Орфография
Орфография — важнейшая составляющая национальной культуры. Существует общеобязательный свод правил правописания, он является признаком культурного здоровья нашего общества. Вопрос природы изменений в языке до сегодняшнего дня представляет большой интерес для лингвистов разных профилей. Некоторые из них считают, что причиной языковых изменений является чаще всего внешний социальный порядок, другие упорно полагают, что это связано с причинами, которые являются исключительно внутренними.
Ведущими специалистами Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН в настоящее время проведена огромная работа по проекту с названием «Свод правил правописания (пунктуация и орфография), который уже одобрен специальной орфографической комиссией, которая функционирует при отделении языка и литературы РАН. Проект уже опубликован для узких специалистов, поэтому его тираж очень ограничен. С ним ознакомили вузовских преподавателей, методистов, представителей ряда учреждений в системе образования, а также учительскую общественность. После бурных обсуждений, письменных отзывов, замечаний текст свода правил был доработан и уже представлен для официального утверждения.
Некоторые средства массовой информации сообщали не раз, что готовится реформа по русскому правописанию или даже по всему русскому языку. Но это не реформа, речь идет о дополненной, новой и переработанной редакции Правил по русской пунктуации и орфографии, которые были утверждены в 1956 году. Эта более новая редакция отвечает современному состоянию языка и нынешней практике письма. Сегодня вместо тех правил есть много различных справочников по правописанию, которыми пользуются работники печати и преподаватели. В таких условиях давно назрела задача подготовки нового, более полного общеобязательного текста по правилам русского правописания.
Правописание относится не только к результатам нормализаторских усилий лингвистов, это система установленных правил. Но она саморазвивается, требует систематической и регулярной корректировки и упорядочения. Именно такое упорядочение, необходимо для подготовки нового текста, который будет основой для общеобязательных и не имеющих противоречий правил правописания. Это будет способствовать не только повышению грамотности, но и уровню преподавания русского языка.
При изучении предлагаемых в новом своде изменениям (орфографическим), нельзя не отметить, что в разделах, которые посвящены употреблению букв, передаче их состава слов, а также морфем, их не так много. Например, предлагают унифицировать написание имен прилагательных и причастий, которые образованы от глаголов (бесприставочных) несовершенного вида с одной буквой «н» (гружёная, стриженая, жареная, крашеная). Это не зависит от наличия зависимых слов. Причина такого изменения — отсутствие надежной и точной лингвистической базы в старых правилах. Есть еще несколько других изменений в этих разделах, касающихся отдельных слов.
см. также: Все рефераты по русскому языку
www.sdamna5.ru
Доклад «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка».
Новичкова Ю.Е.
На уроках русского языка, как и на других уроках, учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают информацию о предмете, воспроизводят знания, тренируются в их применении, учатся творчески мыслить и решать практические задачи владения языком. Я считаю, что одной из важных задач образования является выработка орфографической зоркости.
Проблема орфографии отражена в трудах многих учёных: К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.Н.Тихомирова,- а также методистов и психологов: Г.Г. Граник, М.В.Ушакова, Л.К.Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С.Тоцкого.
По мнению Г.Г.Граник, в общей системе формирования орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит школе, поэтому учителю начальных классов необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии, как предмета обучения и, во-вторых, основные пути и способы усвоения орфографии учащимися.
По мнению психологов Д.Н.Богоявленского, П.С.Жедек и др., трудности в усвоении орфографии нередко возникают из-за большого сходства формальных особенностей многих языковых явлений, которые должны быть чётко отдифференцированы друг от друга для успешного использования орфографических правил, но смешиваются из-за объективного сходства и недостаточного различия. Целенаправленное формирование умения различать орфограммы способствует преодолению этих трудностей. Задача начальной школы – раскрыть сущность и значимость данного умения, а также выяснить его отличия от других орфографических умений. Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа в определённой системе.
Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов уч-ся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков.
Орфографический навык, как и любой другой, — это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации «компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе которых будет происходить «процесс свёртывания умственной деятельности»
Сознательная деятельность осуществляется на основе правил и правильного их применения. Применение же правил означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи. Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, ученик должен проделать следующие умственные операции – «шаги»:
— определить часть речи;
— установить, в какой части слова находится орфограмма;
— выяснить тип орфограммы, вспомнить правило;
— записать слово правильно.
Изучение правил должно складываться из нескольких этапов:
I Подготовка к восприятию.
На этом этапе учитель строит занятие таким образом, чтобы учащиеся повторили необходимую тему для усвоения новых знаний.
Например, перед изучением орфограммы «Безударная гласная в корне слова» нужно хорошо потренировать учеников в выделении ударных слогов и нахождении корня. Перед изучением суффикса –онок- (-ёнок-) нужно выработать навык определения мягкости-твёрдости согласного звука, а также учащиеся должны повторить шипящие согласные звуки.
II Второй шаг в работе над орфографическим правилом – психологическая подготовка к его восприятию, цель которой вызвать повышенный интерес к изучению нового материала.
Такой интерес появляется в тех случаях, когда правилу предшествует занимательный рассказ, связанный с изучением новой орфограммы.
Так, при изучении темы «Правописание местоимений с предлогами» можно рассказать такую сказку: «Местоимения очень боялись предлога и не хотели становиться рядом с ним, и тогда буква Н решила их примирить. Местоимения согласились, но при условии, что буква Н их не покинет. Н осталась и протянула руки, чтобы примирить местоимения и предлоги». Даётся такой рисунок:
С ЕМУ
К ИМ
НА Н ЕЙ
У
Например, тема «Правописание суффикса –ив- (-ев-) в именах прилагательных»
Учитель формулирует задачу на самом высоком уровне проблемности, предлагает рассмотреть слова, записанные в строчку: правдивый, игривый, волевой, грушевый, ленивый, дождевой; просит уч-ся по этим словам вывести правило и записать его на листочке под номером 1.
Задача на высоком уровне проблемности. Учащиеся рассматривают эти же слова, записанные в два столбика:
правдивый волевой
игривый грушевый
ленивый дождевой
такая запись является подсказкой ученикам; предлагается вывести правило правописания и записать его под №2.
Проблемные задания на среднем уровне. Внимание учащихся обращается на то, что в тех же словах, записанных в столбиках, выделены суффиксы и поставлено ударение. Учитель просит сформулировать правило и записать его под номером 3.
На низком уровне проблемности ученикам даётся ряд заданий и вопросов:
— Рассмотрите слова, записанные в столбики, выясните часть речи.
— Какую проблему будем решать?
— Посмотрите, куда падает ударение в словах первого столбика, сделайте вывод.
— Выясните, когда пишется суффикс –ев-.
Вывести правило и записать его под номером 4.
Таким образом, в работе участвуют и сильные и слабые учащиеся, достигается индивидуализация обучения. В случаях, когда отдельные ученики не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, учитель имеет возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помочь в зависимости от характера этих затруднений.
III Следующий шаг в работе над орфографическим правилом – непосредственное знакомство с ним, его анализ, выяснения его механизма.
Анализируя правила, вскрывая их механизмы, следует сопровождать их схемами или алгоритмами. Эта работа вызывает высокую активность учащихся, развивает чёткость мышления.
Например, тема «Разделительный ь знак»
В начальной школе даётся такая формулировка правила: «Разделительный ь знак пишется после согласных букв перед гласными Е,Ё, Ю, Я, когда слышится звук [й]»
Первое условие применения этого правила – умение слышать звук [й] в словах. Обучение этому происходит лучше всего на основе контрастных слов: «солью – солю, полёт – польёт». Учащиеся решают познавательную задачу: слова звучат по-разному и значения имеют разные; как же отразить эту разницу на письме?
Создаём алгоритм:
1 шаг Слышится ли после согласного звук Й?
ДА НЕТ (пиши без ь знака)
2 шаг Какие следующие буквы? Есть Е, Ё, Ю, Я?
ДА, одна из них НЕТ (пиши без ь знака)
3 шаг Пиши ь знак, после него одну из букв. Проверь.
Например, тема «Непроизносимые согласные»
Опознавательный признак орфограммы – наличие в слове сочетаний [сн] и [зн].
Алгоритм:
1 шаг Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?
ДА НЕТ (проверять нечего)
2 шаг Подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный, или эти звуки стоят в конце слова.
3 шаг Сравнить проверяемое и проверочное слова, сделать вывод, написать правильно, проверить.
Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила. Таким образом, ученик каждое слово анализирует фонетически и по составу. Это приучает его замечать
все виды орфограмм, обнаруживать, где надо их писать, как слышать, как проверять правилом, где зрительно или на слух вспоминать написание. Особенно полезны такие упражнения для посредственно успевающих и отстающих учеников.
Этот метод обучения орфографии развивает мышление учащихся как один из проблемных методов.
IV Заключительный этап в изучении орфографического правила – его воспроизведение. Как раз на этом этапе происходит выработка орфографического навыка.
Приёмы и методы очень разнообразны.
Письмо с комментированием или объяснительный диктант. Ученик диктует предложение, словосочетание или слово и объясняет орфограммы.
Письмо по памяти.
Письмо с окошками.
Выборочный и распределительный диктанты.
Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, на тему «Правописание парных согласных в корне слова», ученик должен сначала написать обоснование выбора согласной, а затем уже слово, которое диктуется.
Диктант с постукиванием. Во время диктовки учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо изученной орфограммой. Это постукивание заставляет учащихся думать и вспоминать орфограмму.
Задание «Исправь ошибки, объясни их»
Буквенный диктант или цифровой. Например, «Личные окончания глаголов». Учитель диктует слова: видит, гуляет, слышит, борется… Учащиеся записывают только буквы: И, Е, И, Е…. Перед цифровым диктантом можно заранее обговорить, какими цифрами будут обозначаться разные орфограммы, и дети пишут не буквы, и цифры. Такая работа развивает внимание.
Стимулируют интерес различные игры:
— например, закрепление темы «Правописание ь знака после шипящих в глаголах 2 лица» можно провести в виде игры «Пантомима». Учащиеся по очереди выходят и вытягивают листочки, на которых записаны пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь», «Тише едешь – дальше будешь», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» и др. Ученик изображает написанное жестами и мимикой, остальные должны догадаться, о какой пословице идёт речь, записать её, объяснить изучаемую орфограмму, выяснить смысл пословицы. Такая работа развивает воображение, творческие способности.
— «Можно крупно выиграть». Даны слова: варить, варение, варёный (картофель). Кто найдёт больше проверок? Уговор такой: формы одного и того же слова считаются одной проверкой; слова, которые отличаются одной
приставкой, — одна проверка (навар и отвар). (варим, навар, варево, сваривали, кашевар, варочный, варщик, смоловар, сыровар, самовар, варенный)
— игра «Четвёртый лишний»: например, гру[сн]ый, по[сн]ый, опа[сн]ый, ме[сн]ый/
— КВНы
— эстафеты и другие игры.
Положительные результаты даёт использование так называемых рифмовок, которые помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка, облегчая им решение первых учебных задач:
Пища, чайник, чашка, чай –
Как напишешь, отвечай?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот-коты –
Будешь грамотным и ты.
Творческий диктант. Например, по теме «Учимся писать суффиксы –онок- (ёнок-)» учитель диктует слова, учащиеся образуют однокоренные с помощью данных суффиксов и записывают полученные слова: кот-котёнок, волк-волчонок, мышь-мышонок… .
Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам.
Тесты.
Часто для закрепления и обобщения изученных орфограмм я использую технологию коллективного взаимодействия. Это работа в парах сменного состава, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом классного коллектива; то есть коллектив обучает каждого и каждый обучает всех.
Существует несколько вариантов этой коллективной работы:
I в. «Ручеёк». Здесь идёт общение ребят внутри одного ряда. Учитель заготавливает карточки с заданиями и ответами, отличные друг от друга.
II в. «Ёлочка» При этом общение ребят идёт между рядами.
Учащиеся работают в парах сменного состава столько раз, сколько позволяет время на уроке.
Например, тема «Учимся писать гласные и согласные в корне слова»
Заготавливаются следующие карточки:
№1 Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
Бежать (бег)
Большой (больше)
Цветок (цвет)
Кричать (крик)
Грибной (гриб)
№2 Правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением.
1.Сорока
2. Дорога
3. Пальто
4. Огурец
5. Картина
№3 Правописание парных согласных в корне слова.
Узкий (узенький, узок)
Шубка (шуба)
Тропка (тропа, тропинка)
Мягкий (мягок)
Соседка (соседи)
№4 Правописание непроизносимых согласных.
Поздно (опоздать)
Участник (участие)
Грустный (грустить)
Чудесный (чудеса)
Окрестности (окрест)
Эта работа даёт положительные результаты, потому что, во-первых, ученик, проверяя и обучая другого, более глубоко усваивает материал сам, так как для объяснения товарищу (в отличие от собственного усвоения, когда он довольствуется малым) ищет в материале дополнительные связи, свойства, отношения; приводит основания, убедительные для самого непонятливого товарища. Во-вторых, дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу.
Работа со словарными словами
Кроме того, необходимо отметить работу над словами с непроверяемыми орфограммами. С такими словами младшие школьники встречаются на каждом уроке с 1 класса. Число их с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу начальной школы внушительной цифры – более 500. нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальной школы.
Важно, чтобы усвоение словарных слов происходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивая правильность, полноту усвоения слов.
Слова с непроизносимыми написаниями изучаются в «словарном порядке», то есть учащимся рекомендуется просто писать и запоминать слова.
Этапы введения нового слова таковы:
Установка на длительное запоминание («Это слово мы выучим сегодня и всю жизнь будем правильно его писать»)
Проговаривание слова учителем.
3. Проговаривание слова учащимися по слогам вслух, вполголоса (при этом, по совету психологов, глаза нужно закрыть и представить слово написанным). Учитель русского языка П.Я.Тоцкий в своей книге «Орфография без правил» рекомендует многократно повторять слово, при этом движение органов речи
останутся в памяти, они-то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует внутренней речью.
Нахождение слова в словаре или зрительное восприятие слова, написанного на доске.
Толкование слова, если это необходимо.
Орфоэпическое чтение слова и анализ звукового и буквенного состава.
Запись в тетрадь или словарик.
Выделение и объяснение орфограмм с помощью этимологического анализа (если возможно)
Закрепление написания в ходе урока.
Передовой опыт учителей и специально проведённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации состоит в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приёмов обучения: при первичном закреплении подбираем и записываем родственные слова. Последующее закрепление написания слова органически вплетается в ткань урока.
Запись слов в алфавитном порядке.
Запись слов с безударной гласной А (О, И, Е, Я).
Картинный диктант. Учитель показывает рисунок, дети пишут слово (заяц, медведь, тетрадь…)
Грамматическое конструирование словосочетаний, предложений.
Морфемный или словообразовательный анализ.
Подбор синонимов, антонимов.
Лексическая работа, организованная вокруг слов с иноязычными морфемами.
Сочинение-миниатюра с использованием слов данной тематической группы: одежда (костюм, пальто, пиджак, сарафан…), магазин (молоко, творог, макароны, компот…), птицы (сорока, воробей, дятел…), огород (огурец, морковь, капуста…)
Запись слов с противоположной орфограммой.
Кроссворды.
Загадки или задания «Ответь одним словом»: комната для занятий в школе (класс), человек, который едет в автобусе (пассажир)…
Психологи рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязных слов составлять яркий динамический рассказ, который легко бы воспроизводился в воображении.
Таким образом, работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление; учит делать выводы и обобщения.
Работа над ошибками
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограмм, но и предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Приёмы самостоятельной работы над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий.
К приёмам выполнения работы над ошибками относятся:
— самостоятельное исправление ошибок, отмеченных учителем на полях;
— самостоятельное объяснение учащимися тех слов, в которых были допущены ошибки;
— подбор проверочных слов или правила;
— подбор аналогичных примеров;
— подбор примеров, противоположных по написанию;
— письменный орфографический разбор или морфемный;
— выписывание слов со словосочетаниями из текста диктанта с определённой орфограммой и составление с ними предложений и связных рассказов;
— полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных словариков с разделом «Мои ошибки» или конвертиков со словами, где ими были допущены ошибки.
Не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, то есть являться продолжением деятельности учащихся по усвоению орфографических правил.
Итак, приведённая выше работа над орфограммами активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интереса к урокам русского языка.
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися
содержательной линии блока «Правописание».
Выпускник научится:
Применять правила правописания;
Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю:
Безошибочно списывать текст;
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами правописания;
Проверять собственный и предложенный тексты;
Выпускник получит возможность научиться:
Подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Личностными результатами являются:
Осознание языка как основного средства человеческого общения;
Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
Понимание того, что устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Умение задавать вопросы.
Литература.
Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости.// Начальная школа, 2004 №3
Бетенькова Н.М., Фомин Д.С. Конкурс грамотеев. М. Просвещение. 1995
Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М. Новая школа. 1996
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1973
Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа, 2002 № 5
Борисенко И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения.// Начальная школа, 1998 №11
Бочкарёва Т.Д. Предупреждение ошибок.// начальная школа, 2001 №3
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. Просвещение. 1982
Вахрушева Т.В. Таблицы по русскому языку. М. Аст-пресс. 1997
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М. Просвещение. 1991
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М. Просвещение. 1988
Жедек П.С. Методика обучения орфографии. М., 1994
Иванов С.В., Кузнецова М.И., А.О. Евдокимова. Русский язык. Программа, планирование, контроль. М. Вентана-Граф. 2012
Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников.// Начальная школа, 2000 №6
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.. М. Просвещение 1991
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М., 2000
Панов М.В. Занимательная орфография.М. Просвещение. 1984
Сенина Н.А. Русский язык. Тесты. Олимпиады. Ростов-на-Дону. Легион. 2012
Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 17
Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 18
Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 19
Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 №20
Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 21
Фролова Л.А. Русский язык. Тесты. М. Астрель. 2003
Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок.// Начальная школа, 1997 №2
infourok.ru
3. Повторяем орфографию.
Повторить правило «Чередующиеся гласные в корне» (см. д/з к уроку №1). Выполните упражнение. Вставьте пропущенные буквы.
1) выт…сненный из очереди, 2) т…сненая кожа, 3) зал…зать рану, 4) зап…вала лекарство, 5) нав…вать сны, 6) нав…вать кудри, 7) обв…вало ветром, 8) осв…щение в квартире, 9) осв…щение храма, 10) посв…тить стихи, 11) скр…пить печатью, 12) скр…петь зубами, 13) прим…ряемые соперники, 14) прим…ряемые наряды, 15) разр…дить обстановку, 16) разр…дить грядки, 17) прож…вать в городе, 18) прож…вать котлету, 19) разв…вается флаг, 20) разр…женный клоун.
Тема: Понятие о тексте. Признаки текста. Функциональные стили речи.
Упражнение № 1
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попади снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее , как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том , что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стаявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи , послышался барабан, командные крики , и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд.
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимание на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер , с нахмуренным лицом , большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись ,еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
Задание к упражнению:
1) В первом абзаце найдите все глаголы — сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?
2) Сохраняется ли этот способ связи в следующим абзаце? Подтвердите свой вывод.
3) Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4) Проследите как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишете такие слова — связки.
5) Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?
6) Перед взором читателя развёртывается битва ( Бородинское сражение ), мы видим, как меняется настроения солдат, как пробуждается их боевой дух. Найдите, где это показано в тексте.
Укажите в первом абзаце, что предшествует пробуждению боевого духа.
Во втором, третьем абзацах и далее признаки эти всё более усиливаются. Найдите их.
Наконец, боевой дух солдат проявляется со всей силой. Какие средства языка использует писатель, чтобы показать героизм русских солдат?
Итак, проявление боевого духа начинается с «весёлого говора и шуток», с того, что солдаты как будто не замечали опасности. Потом «разгоралось общее оживление», чаще и светлее вспыхивали на лицах «молнии скрытого огня». Наконец, огонь тот горел «ярко на всех лицах». Толстой показывает это не в одном предложении и даже не в одном абзаце, а постепенно, по мере нарастания боя. Разгоранием внутреннего огня решимости солдат, их отваги происходит у нас на глазах. И все части текста- предложения, абзацы- связаны общей темой боя и нарастания боевого духа; связаны она с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов- сказуемых ( всюду прошедшее время ).
7) Прокомментируйте наиболее трудные орфограммы и пунктограммы.
Вспомните, что во многих текстах с параллельной связью предложений данное- первое предложение, а новое- все последующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, т.е. синтаксически однотипный, параллельный.
Задание:
1) В приведенном тексте, построенном по принципу параллельной связи, встречается и цепная связь (она здесь носит второстепенный характер ). Найдите примеры цепной связи.
2) Выпишете слова и перифразы ( перифраз, перифраза — замена прямого названия предмета описанием его признаков ) из всех абзацев, отделяя одно слово от другого знаком тире.
3) Определите, в каких случаях выписанные примеры являются элементами параллельной связи, в каких — элементами цепной связи.
studfiles.net
Leave A Comment