Праздник Прощай, Азбука
МБОУ СОШ № 36
п. Новый Уоян
Северо-Байкальский район РБ
Зиннатуллина Галина Кирилловна
ПРАЗДНИК «Прощай, Азбука».
Цели:
• Закрепить материал, полученный на уроках русской грамоты.
• Развивать мышление, внимание.
• Создав атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности.
• Повышать интерес к языку и чтению.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.
Ход праздника.
Вход в зал детей под марш. «Чему учат в школе»
Вступительные стихи:
1/Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовем.
2Над страной весенним утром занялась заря
В школах праздник. Славный праздник. Праздник Букваря.
Песня « Прощай букварь».
3.Мы собрали мам и пап, но не для потехи.
Мы сегодня вам расскажем про свои успехи.
4.Если всё у вас в порядке,
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
5.Стали мы немного взрослей,
Стали мы мудрее чуть-чуть.
И читаем сами теперь,
С книгой отправляемся в путь.
6.Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто, каждый свой час
Молчал, но учил нас читать
7.Спасибо, Азбука за все,
Что сделала для нас!
За слово доброе твое, за стих,
За первый твой рассказ.
Нас научила ты читать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от «А» до «Я»,
И с нами будешь ты всегда!
3. Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас и радостный, и грустный день одновременно. Грустный, потому что мы расстаемся с Азбукой. А радостный, потому что мы очень многое узнали благодаря Азбуке, научились читать и писать.. Желаю вам дальнейших успехов в учении в школе.
.Песня на мелодию «Наша школьная страна»- « До свидания, Азбука»
1. Мы гостей своих сегодня всех на праздник позовём. Приходите попрощаться с Азбукой и с букварём.
До свиданья, до свиданья. А на следующий год наша азбука научит всех читать , кто к ней придёт.
Припев: Мы будем читать –чтобы больше о жизни нам знать,
Мы будем читать, чтоб умней и культурнее стать.
Чтоб с книгой дружить довелось нам. Чтоб радостней жить с ней пришлось нам.
Она нам поможет всё знать! Она нам поможет всё знать!
.2Вместе с Азбукой трудились- было трудно- не беда Но зато мы не забудем наши буквы никогда.
До свиданья, до свиданья нашей книге говорим, чтоб жила на свете вечно наша Азбука- хотим!
Припев тот-же.
1.Поступил я в школу, в первый класс!
Я не просто мальчик, школьник я сейчас!
2.Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз. А учитель учит нас.
3.Рано утром мы встаём, воли лени не даём
В школу весело идём и науки познаём.
1.Как незаметно время мчится. Над букварём склонилась ученица.
Она старательна, она упряма- она из букв сложила слово «Мама»
2.. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные …
( хором) Гласные, согласные.
4. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
8. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
_ давайте поиграем в игру, и узнаем, хорошо ли вы знаете гласные и согласные.
Игра — 1
— Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.
Утюг, окно, мост, стол, школа, урок, книга, лошадь, ириски, апельсин, карандаш, жук.
Учитель: — Праздник давно начался, а самой главной гостьи, Азбуки, нет.
Давайте позовем ее. На сначала составим слово « Азбука»
( Дети выходят и из своих букв составляют слово) Хором громкое чтение «Азбука»
( Входит Азбука)
Азбука: — Вот и я, мои друзья!
Рада всем Вам очень я!
-Поздравляю Вас с первой школьной победой! Желаю дальнейших
успехов в учёбе по чтению.
Учитель: — Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я.
(Дети надевают на головы шапочки с изображением
букв алфавита)
Азбука: — Есть принимать парад!
— Войско мое славное, стройся!
— Шагом марш!
( под музыку дети маршируют и выстраиваются в ряд лицом
к родителям)
— На месте стой, 1. 2!
Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется все — АЛФАВИТ.
— Алфавит от АдоЯ – смирно!
— Гласные? ( здесь )
— Согласные? ( здесь)
— Буквы, не обозначающие звуков? ( здесь)
Азбука: 33 родных сестрицы-
Писаны красавицы
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас они пришли,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
Сними подружиться.
Познакомьтесь с ними дети.
Вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете , тем кто с ними не знаком.
Песня: « Алфавит»
Буквы, мои добрые и умные друзья, по порядку алфавита выступай!
(Дети читают по цепочке стихи о своихбуквах)
1.Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
2.Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
3.Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
4.Гриб растет среди дорожки, —
Голова на тонкой ножке.
5. Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
6. Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка — тоже.
7.Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
8.Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем…
9Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
10.Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.
11.Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
12.Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
13.Мёд в лесу медведь нашел, —
Мало мёду, много пчел.
14Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
15Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.
16Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
17Роет землю серый крот —
Разоряет огород.
18Спит спокойно старый слон —
Стоя спать умеет он.
19Таракан живет за печкой, —
То-то теплое местечко!
20Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.
21.Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
22Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
23Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
24Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
25Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несешь, как мяч!
26Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
27Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твёрдый знак
Кепку носит только так.
28.Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву ы
29та кнопка и шнурок —
Электрический звонок.
30Юнга — будущий матрос —
Южных рыбок нам привез.
31Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы
Я(выходит вперед, начинает хвастаться).
Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А
И не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
(Обращаясь к Азбуке.)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять!
Азбука: Ай – ай – ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут нет место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Дело в том, что все вы вместе!
Буква Я становиться в строй.
Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака—ученики:
1.Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах
.
2В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Тебе чудесные края откроет путь от А до Я.
Азбука:Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую
Службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением.
Учитель: А мы на уроках ещё и петь любим. Ребята хотят спеть частушки о своей учёбе и отдыхе!
Частушки.
1.Ставьте ушки на макушки- слушайте внимательно
Пропоём мы вам частушки очень замечательно.
2.В Уояне школа есть- номер школы- 36.
Тут науки познаём, также весело живём.
3.Вот недавно провожали детским садом в школу нас
Мы с игрушками расстались- ведь теперь мы 1-й класс.
4.Мы, ребята-семилетки
Любим бегать и играть.
А учиться обещаем на «4» и на «5».
5.Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про мышей.
А теперь читаем сами
Про больших и малышей!
6. Утром думай, в обед думай- ни минуты не вздохнуть.
Наши мамы так устали –им бы, бедным отдохнуть.
7.Очень любим мы побегать, пошуметь и поскакать
Взрослых очень мы попросим наши шалости прощать
8.Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
9..Чтоже сделаешь, раз надо, ох, всё надо нам успеть
А раз надо- значит, надо,
Значит, мы продолжим петь.
10.Первый класс- ну что за чудо, 100 чудес увидишь в нём
И нам кажется весь год мы интересно проживём.
11…Буквы всем нам помогают предложения писать
Мы писать диктанты будем обязательно на 5.
12.Чтоб задачи прочитать надо буквы детям знать,
Чтоб задачу нам решить- надо с Азбукой дружить.
13.Все читать мы научились- поступили хорошо
Пожелайте нам удачи- только доброго всего.
14…Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали.
Учитель: — Какие знаки помогают вам читать с остановками, тихо и громко,
восхищаться и задавать вопросы.
— Итак, С.Я.Маршак « Знаки препинания»
Инсценировка
(Дети надевают шапочки с изображением знаков препинания) или на груди у детей эмблемы с знаками.
Автор: У последней точки, на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак – восклицательный знак
Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
УРА! КАРАУЛ! РАЗБОЙ! ДОЛОЙ!
Автор:Притащился кривоногий вопросительный знак
Задает он всем вопросы:
Вопросительный знак
: — КТО? КОГО? ОТКУДА? КАК?
Автор:Явились запятые, девицы завитые,
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Запятые: — Мы особы занятые, не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ. Если есть перечисленья- мы тут как тут , мы в самый раз
Двоеточие: — Нет, постой ! Я важнее запятой!
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу
За порядком я слежу!
Автор: Вопросительный знак удивился:
Вопросительныйзнак
— ТО ЕСТЬ КАК?
Автор: Восклицательный знак возмутился:
Восклицательный знак:
— ТО ЕСТЬ КАК!
Точка: — Так,
Автор:Сказала Точка, Точка – одиночка,
Точка: —Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее Вас!
Учитель: Ребята, а вы как думаете, кто из знаков важней?
Учитель:- Вот видите, какое огромное значение имеют все знаки препинания, они помогают выразительно читать и хорошо понимать смысл прочитанного.
Учитель: В дружбе- сила! И нам, ребята, надо жить дружно. помогать друг другу всегда и везде.
Споём песню о дружбе: « Если с другом вышел в путь»
Под музыку вбегает Лентяйкин.
Лентяйкин:( вбегает, одет небрежно):
Услышал песни о дружбе и заглянул к вам.
А мои друзья-двоечки. С ними можно долго-долго отдыхать, развлекаться, не учить уроки.
Учитель: — Так это ты, Лентяйкин? Ну и вид у тебя!
Лентяйкин:( зевает, рассматривает ребят, класс)
— И зачем вы тут все собрались? Вам не лень? Лучше бы повалялись на диване
— Какие буковки? Да, что в них толку? Одни большие, другие меньше … Какая разница?
Не люблю писать в тетради,
И чего, скажите, ради
Должен книги я читать,
Если хочется гулять.
Почему же отгадай-ка
Все зовут меня Лентяйкин? ( Дети : «Потому что ленишься!»)
Двойки все мои друзья
Ничего не знаю я!
Появляются 2-ки-, говорят:
1.Мы двойки, мы « неуды»,
И в этом наша суть.
Коль ты попал к нам в неводы,
О знаньях позабудь!
Владеем чудо-чарами,
Нам помогает лень.
И ходим, ходим парами
По школе целый день!
2.И если ты не выучил
Того, что задают,
То ты нас очень выручил
И мы уж тут как тут.
Пускай грозят нам карами
Пугают все вокруг,
Но все мы ходим парами,
Лентяй нам– лучший друг.
Вместе :Мы просим вас с нами дружить
И будем вместе весело и беззаботно жить.
Учитель: Хотите, ребята с 2-ками дружить?
Скажем волшебные слова: Уходите –ка от нас –не желаем видеть вас!( Двойки убегают)
Лентяйкин: Какие вы противные, выгнали моих лучших друзей! — Придумали — гласные, согласные.(подходит к согласным)-
— Ну, эти- согласные еще ничего – симпатичные. Шипят, шумят, звенят.
— А эти- гласные? ( подходит к гласным)
— Ну, что в них такого? Подумаешь кружок! ( в руках у Лентяйкина буквы О, А, И.)
— Или эти две палки? ( У)
— Калитка какая – то …( И )
— Вот без них вполне можно обойтись!
Учитель: — Нет, Лентяйкин, ты ошибаешься! Попробуй – ка прочитать хоть
одно слово без гласных.
Лентяйкин: — Ну и попробую! (пытается прочитать М…Р) Задумывается………
Учитель: — Эх, ты! Посмотри, как ребята справятся с этим!
— Какую гласную надо поставить, ребята, чтобы слово получилось?
— И какое слово получилось? ( МИР)
( к Лентяйкину)
— А теперь? ( Р…Д…Н…) ( Лентяйкин пытается прочесть, но
не может)
Учитель: — Ребята, назовите первую пропущенную гласную, вторую
Третью. Прочтите слово. Как называется наша Родина?,
Лентяйкин:— Подумаешь 2 слова прочитали и рады!
Азбука Стих для Лентяйкина:
Вот, что порою, Лентяйкин бывает, с теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей, а то ты в просак попадёшь как Андрей!
Ученик: Хлеба купить попросили Андрея, вот и пошёл он, читать неумея.
Вывесок много, а мальчик один. Входит несмело Андрей в магазин.
Кто-то в халате подходит к Андрею: « Сядьте, я голову Вашу побрею!»
Только тогда ,покраснев от стыда, понял Андрей, что попал не туда.
Учитель: Я думаю. Таких ленивых незнаек у нас нет.
Азбука: — Нет, я убедилась, что эти ребята знают все буквы. Они умеют
читать слова и даже целые предложения.
-Хочешь в этом убедиться? . Давайте покажем всем гостям, как мы умеем читать ( Чтение по 5 пословиц каждый класс)
Лентяйкин: — Хочу.
Учитель: Мы обязательно должны сказать добрые слова о школе, где мы учились читать. Нам были предоставлены все условия: просторный класс, уют и тепло. Учись- не ленись!
давайте споём песню о нашей школе « Наша школа»
Слово библиотекарю школы.
Викторина по сказкам проводит библиотекарь.
1.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
2. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.( Красная Шапочка)
3. Толстяк живет на крыше, летает всех он выше. ( Карлсон)
4. Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? … (Буратино)
6. Она красива и мила,
А имя ей от слова « зола». ( Золушка)
Песня библиотекаря.
Учитель Посмотри , Лентяйкин, дети научились не только читать, но и думать при чтении. Я получила письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах), но ничего в нем не поняла. Может быть, вы, ребята, мне поможете?
На экране компьютера задания
Послушайте, что здесь написано.
Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб. (зуб)
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Забодал меня котел,
На него я очень зол. (козел)
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.(корку)
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол. (кол)
На волке — сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.(на полке)
Врач напомнил дяде Вите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном» (капель)
Под березами, где тень,
Притаился старый день. (пень)
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали. (ручку)
Игра 6. А пословицы вы знаете? Я читаю пословицу, а вы должны сделать некоторые исправления, как правильно она звучит.
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два — лучше.
Голос – не щетка.
Не зная броду, не суйся в моду.
Первый клин колом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Яйца куницу не учат.
— Ну, что , Лентяйкин, дети много уже знают?
Лентяйкин подбегает к учителю и шепчет ему на ухо что-то.
Учитель — Вы так хорошо читали, пели, танцевали, отгадывали героев любимых книг, что даже Лентяйкину захотелось познакомиться с Азбукой. (Лентяйкину вручают Азбуку)
— Спасибо! Спасибо вам ребята.
Азбука: Лентяйкин, а ведь ребятам помогал учиться учитель. И ты приходи в школу , учитель тебе поможет читать.
Песня « Спасибо , учителям»
4. Заключительные слова учащихся:
Учёба в школе нас нисколько не пугает
Ведь каждый ученик прекрасно знает
Ученье – интересный труд, Нам силу, радость, знания несут.
Без книг, без знаний не видать нам счастья
А от невежества приходят все напасти
Кто в детстве книг хороших не читает,
Тот многих радостей себя лишает.
5. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
6 И говорим мы Азбуке – спасибо !
И как мы без тебя прожить смогли бы?
Не можем мы представить жизнь без книг
И каждый к чтению привык.
Ребята:- вам ещё долго идти по ступенькам знаний. Научившись читать , вы больше узнаете тайн природы, науки, жизни. А поможет вам « Школьный корабль», на котором вы поплывёте по стране знаний.
Песня « Школьный корабль».
Азбука: Пора, друзья, проститься нужно.
Всех поздравляю от души.
Пусть в этой школе живут дружно и старшие, и малыши!
Чтобы побольше вы книжек читали,
Чтобы красиво в тетрадках писали, Чтобы умели считать, рисовать. Чтобы учились на круглые «пять».
Сегодня я привел вам новую гостью . Это «Родная речь».
Ученик: Азбуке мы говорим «Спасибо» Её за всё благодарим!
И ей мы скажем «До свиданья!»
«Здравствуй» Родной речи говорим!
«Родная речь» Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, теперь мы станем добрыми друзьями. Я расскажу вам много интересного про нашу родину, наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь.
Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы обратили внимание на такую ситуацию.
Сценка: .Однажды встретились две книжки, разговорились меж собой.
-Ну как твои делишки?-одна спросила у другой.
-Ох, милая, мне стыдно перед классом. Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да что обложки! Вырваны листы! Из них он делает кораблики, плоты и голубей. Боюсь лететь мне в облака! А у тебя целы бока?
-Твои мне не знакомы муки! Не помню я такого дня, чтобы не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня. А посмотри-ка на мои листочки: на них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу -о них и говорить- то неприлично! Зато и я его учу, не как-нибудь, а на отлично!
Родная речь: Ученик, я добрый друг и спутник твой.
Так будь ты бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай
Корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Учитель: В этот праздничный день очень хочется представить вашему вниманию, что дети не только трудятся и развиваются на уроках, но и во внеурочной деятельности. ( сценки кукольного театра, театральной студии и « Умелые ручки».
Слово предоставляется родителям
Заключение: Коллективное исполнение песни на мотив « Голубой вагон»- «Праздник Азбуки»
1. Праздник наш сегодня завершается,
С Азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс
Припев: Солнышко ласково в небе улыбается,
Детские песенки слышим там и тут.
Дружные, дружные девочки и мальчики
Радостно учатся, весело живут.
Мы пообещаем всем родителям –
Будем крепко с грамотой дружить
Каждой книгой, каждым мы учебником
Будем непременно дорожить.
Учитель: С праздником! Всем удачи в учёбе!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/97015-prazdnik-proschaj-azbuka
Про собеседования / Хабр
Хотите знать как проходят собеседования при приеме на работу в АйТи? В то самое АйТи в которое многие мечтают войти. Повествование будет аллегорическое, на примере столяров краснодеревщиков.
Опытный столяр дядя Леша начинает искать работу. Он олдскул, любит пиво. На красивых дощечках дядя Леша старательно выпиливает историю своих трудовых подвигов и рассылает на мебельные фабрики. С начала с ним беседуют ЭйЧары, обычно это привлекательные и общительные молодые женщины. Их задача убедиться, что столяр в адеквате, не алкаш, имеет нужные документы и примерно соответствует тому, что необходимо. Далее назначается техническое собеседование, это самый забавный этап. Фабрика выделяет столяра, обычно такого, которого не жалко отвлекать от работы. Это Роман. Он молодой перспективный специалист, у него есть электросамокат, он любит смузи.
Начинается беседа, минут пятнадцать-двадцать дядя Леша рассказывает ему истории из той самой дощечки с трудовыми подвигами. Рома держит дощечку в руках, сверяется по пунктам и делает на ней пометки.
Потом минут пятнадцать Роман рассказывает, какой у них дружный молодой коллектив, динамично развивающаяся компания и комьюнити драйвовых профессионалов. На вопрос, какую они мебель делают, не отвечает. Оправдывая это тем, что пуфики их производства являются секретной разработкой.
Потом разговор переходит в область последних достижений столярной промышленности. Беседа идет о самых современных материалах для обивки, химическом составе лаков, где произрастают ценные породы дерева и как их правильно заготавливать, транспортировать и обрабатывать. Рома спрашивает не приходилось ли дяде Леше работать с черным деревом. Дядя Леша глубоко вздохнув рассказывает о самых счастливых днях своей жизни, когда ему поручили сделать венский стул из черного дерева. Рома недовольно вздыхает и жалуется, что руководство фабрики не прислушивается к его мнению, и никак не соглашается использовать для изготовления пуфиков черное дерево.
После этого предлагается перейти к практической части. Дядя Леша зовет Романа в свою домашнюю мастерскую, где хочет показать прекрасный венский стул, сделанный им на досуге. Почти как тот из черного дерева, но из березы.
Но нет, хотя мастерская за углом, Роман отказывается. Он достает кусок доски, гвоздь и молоток и вопросительно смотрит на дядю Лешу. Тот в легком ожуении, смотря в глаза Роману, очень аккуратно забивает этот гвоздь. Рома достает шуруп и кладет его рядом с доской, откидываясь на спинку кресла. Дядя Леша – опытный боец, поэтому вежливо просит дать ему крестовую отвертку.
«А почему вы просите именно крестовую отвертку?» – спрашивает Рома, прищурившись.
«Потому что на торце шурупа рисочки крест-накрест.»
«Хм,» – Рома цокает языком и снова откидывается на спинку кресла, – «А какие есть еще варианты?»
Дядя Леша, сохраняя спокойствие, забивает шуруп молотком. Обычно на этом практическая часть заканчивается. Стороны вежливо прощаются. Рома обещает дать фидбэк.
Через пару дней миловидная ЭйЧар сообщает дяде Леше, что в следующий раз они обязательно наймут его, но в этот раз им нужен специалист, владеющий шуруповертом.
Как расставить акценты в диалоге | Блог редактора
8 декабря 2010 г. редактором художественной литературы Бет Хилл
последнее изменение 18 апреля 2016 г.
_____________________________
PDF Пунктуация в диалоге (0,99 долл. США) и The Magic of Fiction (доступны в мягкой обложке и в формате PDF) содержат расширенные и обновленные версии этого материала.
_____________________________
Диалог имеет свои собственные правила пунктуации. Запятые ставятся в определенных местах, как и конечные знаки, такие как точки и вопросительные знаки.
В кавычках заключено только то, что сказано. Другие части одного и того же предложения — теги диалога и действие или мысль — не заключаются в кавычки.
Диалог начинается с заглавной буквы, независимо от того, где в предложении оно начинается. (Прерванный диалог, когда он возобновляется, не ограничивается.)
Только прямой диалог требует кавычек. Прямой диалог — это кто-то говорит. Косвенный диалог — это сообщение о том, что кто-то говорил. Слово , что подразумевается в примере косвенного диалога.
Прямой: «Она была занудой», — сказал он.
Косвенное: Он сказал [что] она была занудой.
Вот некоторые правила с примерами.
Одна строка диалога, без тега диалога
Все предложение целиком, включая точку (вопросительный или восклицательный знак), заключено в кавычки.
«Он любил тебя».
Одна строка с тегом диалога (атрибуция) после
Диалог заключен в кавычки. Запятая следует за диалогом и ставится перед закрывающей кавычкой. Точка завершает предложение. Знаки препинания служат для отделения произносимых слов от других частей предложения.
Поскольку тег диалога — сказала она — является частью того же предложения, он не ограничен.
— Он любил тебя, — сказала она.
Одна строка с меткой диалога первой
Запятая по-прежнему отделяет метку диалога от произносимых слов, но она находится вне кавычек, а точка находится внутри кавычек.
Она сказала: «Он любил тебя».
Одна строка диалога с тегом диалога и действием
Диалог заключен в кавычки. Запятая следует за диалогом и ставится перед закрывающей кавычкой. Тег диалога идет следующим, а действие следует за тегом (без заглавной буквы, потому что это часть того же предложения) с точкой в конце предложения.
— Он любил тебя, — сказала она, надеясь, что Сью ее не слышит.
Теги действия и диалога также могут стоять первыми .
Наклонившись, она сказала: «Он любил тебя».
Диалог прерван тегом диалога
Диалог может быть прерван тегом, а затем возобновлен в том же предложении. Запятые ставятся внутри первого набора кавычек и после тега диалога (или действия).
«Он любил тебя, — сказала она, — но тебе было все равно».
— Он любил тебя, — сказала она, надеясь вызвать реакцию, — но тебе было все равно.
Разделение на два предложения также работает. Первое предложение заканчивается точкой, а второе начинается с заглавной буквы.
— Он любил тебя, — сказала она, надеясь вызвать реакцию. — Но тебе было все равно.
Вопросы в диалоге, без тега диалога
Вопросительный знак заключен в кавычки.
Используйте эту же конструкцию для восклицательного знака.
«Он любил тебя?»
«Он любил тебя!»
Вопросы в диалоге, с тегом диалога
Вопросительный знак в кавычках. Запятой нет. Тег не начинается с прописной буквы, так как он является частью того же предложения, хотя в середине предложения есть вопросительный знак.
Используйте эту же конструкцию для восклицательного знака.
«Он любил тебя ?» — спросила она с явным отвращением в голосе и позе.
«Он любил тебя!» — сказала она, указывая пальцем на Салли.
Диалог прерван действием или мыслью, но отсутствует тег диалога
Персонажи могут делать паузы в словах, чтобы что-то сделать, а затем возобновлять диалог. Если тег диалога отсутствует, требуется специальная пунктуация, чтобы выделить действие или мысль.
Заключите первую часть диалога в кавычки, но не ставьте запятую. За концевой кавычкой поставьте длинное тире и укажите действие или мысль, а затем еще одно длинное тире. Возобновите диалог с другой открывающей кавычкой, завершите диалог и завершите его точкой и закрывающей кавычкой. Между кавычками и тире или между тире и действием/мыслью нет пробелов.
Таким образом, произносимые слова заключаются в кавычки, а действие или мысль выделяются тире.
— Он любил тебя, — она ударила кулаком по стене, — но тебе было все равно.
— Он любил тебя, — по крайней мере, она так думала, — но тебе было все равно.
Сравните это с аналогичной конструкцией без диалога:
Он совсем забыл обо мне — у меня сердце сжималось при этой мысли, — а я его никогда не забывал.
Если вам нравится Блог редактора, вам понравится Магия фантастики . Все, что вам нужно для написания и редактирования ваших историй
в одной удобной упаковке.
Цитата в диалоге
Персонаж может говорить, а также цитировать то, что сказал кто-то другой. Пунктуация необходима для обозначения разницы между тем, что цитирует персонаж, и тем, что является его собственными словами.
Все, что говорит персонаж, заключено в двойные кавычки. Часть, которую персонаж цитирует из другого человека, заключена в одинарные кавычки.
Когда одинарные и двойные кавычки стоят рядом, между ними ставится пробел.
«Он сказал, цитирую: «Почтальон любит вас».
«Он сказал: «Почтальон любит вас». Я слышал это своими ушами».
Косвенный диалог для внутренней цитаты также будет работать.
«Он сказал, что почтальон любит тебя. Я слышал это своими ушами».
Прямой и косвенный диалоги подчеркивают разные элементы предложения, поэтому выберите тот, который лучше всего подходит для того, что вы хотите передать.
Диалог резко обрывается
Когда диалог обрывается — персонаж задыхается или что-то внезапно отвлекает его внимание или его прерывает другой персонаж — перед закрывающей кавычкой ставится длинное тире. Диалог может быть прерван на середине слова или в конце слова. Рассмотрите звуки слов и слогов, прежде чем решить, где разбить прерванное слово: вы бы не разбивали слово там после Т (т—), потому что первый звук идет от объединенного -й (й-).
«Он любил тебя…»
Диалог резко прерван другим говорящим
Когда второй говорящий прерывает первого, используйте длинное тире там, где слова первого говорящего прерываются, и снова там, где они возобновляются.
«Он любил тебя…»
«Как будто я мог в это поверить».
«— так долго, так долго».
Обрывающийся диалог
Когда диалог обрывается (персонаж потерял ход мыслей или не знает, что сказать), используйте многоточие.
«Он любил тебя. . ». Давным-давно, подумала она.
Имена в диалоге
Всегда используйте запятую перед и/или после имени при прямом обращении к кому-либо в диалоге (даже если имя не является именем собственным).
«Он любил тебя, Эмма».
«Эмма, он любил тебя».
«Он любил тебя, дорогая».
«Он любил тебя, Эмма, больше, чем Салли».
Многострочный диалог
Для абзаца с несколькими предложениями диалога поместите тег диалога, если он используется, в конце первого предложения. Теги предназначены для читателей, чтобы следить за говорящим. Тег, потерянный в середине или спрятанный в конце абзаца, не поможет читателю в начале абзаца.
Конечно, это не абсолютное правило. Иногда ощущение или ритм требуют другой конструкции. Но вы можете использовать это правило, чтобы держать своих читателей в курсе. Если говорит группа парней, читатель может догадаться, кто говорит, но нет ничего плохого в том, чтобы помочь читателю.
«Я хотел знать, планировал ли Джеймс пойти на игру. Он не был уверен, сказал, что должен спросить свою жену. Слава богу, мне не нужно спрашивать разрешения у жены. Никаких мне этих шариков и цепей, нет, сэр. Я могу пойти куда хочу, когда хочу. Да, свобода, — сказал Максвелл. «Ничто не сравнится со свободой».
— Я хотел знать, планировал ли Джеймс пойти на игру, — сказал Максвелл. «Он не был уверен, сказал, что должен спросить свою жену. Слава богу, мне не нужно спрашивать разрешения у жены. Никаких мне этих шариков и цепей, нет, сэр. Я могу пойти куда хочу, когда хочу. Ага, свобода. Ничто не сравнится со свободой».
Несколько абзацев диалога
Диалог может растягиваться на абзацы без паузы. Чтобы расставить знаки препинания, поставьте точку, вопросительный или восклицательный знак в конце первого абзаца. В конце этого абзаца нет закрывающей кавычки.
Начните следующий абзац с открывающей кавычки.
Следуйте этому шаблону, пока продолжаются диалоги и абзацы. В последнем абзаце используйте закрывающие кавычки в конце диалога.
«Он был моим лучшим другом. Я говорил тебе это, не так ли? А потом он ударил меня ножом в спину. Украл мою жену и мое будущее. Я ненавидел его за это. Все еще делаю. Ненавижу его сильно.
«Но его наказали, да, наказали. Он попал в тюрьму за хищение тысяч. Даже не миллионы. Просто тысячи. Так ему и надо, мелкий мошенник. Он просто мелкий человек».
Смена говорящего
Начинайте новый абзац каждый раз, когда меняется говорящий.
Она подняла взгляд на парящего над ней мужчину. — Я много лет хотел тебе сказать. Я просто не знал, что сказать».
«Мы женаты уже тридцать четыре года, Алиса. Вы не могли найти способ, за тридцать четыре лет совместной жизни и видений по шестнадцать часов в день сказать мне, что вы уже женаты?
«Прости».
Исключение . Есть причины, связанные со стилем, когда вы можете ограничить диалог между персонажами одним абзацем, но предложения каждого говорящего должны быть краткими, и вы не хотите, чтобы абзац длился слишком долго. Помните об ожиданиях ваших читателей — они ожидают найти в абзаце слова только одного персонажа.
Смешение диалога с повествованием в одном абзаце
Диалог и повествование можно разместить в одном абзаце. Если повествование относится к одному персонажу или находится в точке зрения только одного персонажа, просто добавьте диалог. Диалог может идти в начале, середине или конце абзаца и повествования.
Если повествование относится к нескольким персонажам или вы не можете сказать, какой персонаж находится в центре внимания абзаца, начните диалог с нового абзаца и тега диалога. То есть не заставляйте читателя угадывать, кто говорит.
Если абзац начинается с широкого обзора группы людей, но затем фокус сужается до одного персонажа, вы можете ввести диалог этого персонажа в конец того же абзаца. Или вы можете начать новый абзац с диалога. Суть в том, чтобы удержать читателя в потоке истории. Путаница в диалогах вытянет читателя из вымышленного мира.
Рэйчел была красивой женщиной; ей говорили так с того дня, как ей исполнилось шестнадцать. И в сорок два она решила, что только вступает в свой расцвет. Она посмотрела на себя в зеркало, погладила себя по волосам и улыбнулась мужчине, наблюдающему за ее отражением вместе с ней. — У меня все еще есть это, не так ли, детка?
Он потянулся к ее обнаженным плечам. «И я люблю каждый дюйм того, что у тебя есть».
—
Рэйчел была красивой женщиной; ей говорили так с того дня, как ей исполнилось шестнадцать. В сорок два года она была полна решимости увидеть себя инженю. Карл хотел сказать ей, что теперь она больше роковая женщина, чем инженю. И с ним все было в порядке.
«Я все еще понял, не так ли, детка?» — спросила она свое отражение.
«Больше, чем когда-либо, дорогая».
—
Рэйчел была красивой женщиной; ей говорили так с того дня, как ей исполнилось шестнадцать. В сорок два года она была полна решимости увидеть себя инженю. — Ты сногсшибательна, милая, — сказал Карл, останавливаясь у туалетного столика. Он хотел сказать ей, что теперь она больше роковая женщина, чем инженю, что она заводила его больше, чем в молодости. Но Рэйчел была не только красивой. Она была обидчивой. И напоминание о ее возрасте не сделает ее счастливой.
Карл хотел, чтобы Рэйчел была счастлива.
«Просто потрясающе», — снова сказал он
*******
Атрибуты могут стоять перед диалогом, особенно если вы хотите, чтобы тег диалога был замечен. Чтобы скрыть их, поместите их в середине или конце предложения. Как правило, но не всегда, вы хотите, чтобы диалог, а не атрибуция, выделялся.
*******
Читатель задал несколько вопросов по этой теме, ответы на которые даны в статье Больше пунктуации в диалоге.
***
Теги: диалог, тег диалога, инструменты для письма Опубликовано в: Грамматика и пунктуация
Как правильно использовать Cannot See the Forest for the Trees
Чтобы сказать идиома не может видеть лес за деревьями означает, что человек или организация не может видеть общую картину, потому что слишком много внимания уделяет деталям. Это было бы похоже на то, как если бы кому-то нужно было покрасить весь дом за один день, но он потратил половину дня на выбор правильного цвета.
Происхождение термина
Первая известная публикация формы этого термина восходит к сборнику пословиц эпохи Возрождения, написанному Джоном Хейвудом в 1546 году. пчелы/ От того, кто поселился на дрожжах своих/ И не говорит без гонорара».
Это заявление считалось политическим заявлением во время правления Карла II и содержало критику нынешнего Папы, который, по его мнению, не мог видеть проблемы, преследующие людей, из-за того, что его больше волновали деньги.
Слово «лес» было быстро заменено менее поэтичным термином «лес» и не использовалось широко до 1800-х годов. Это объясняет, как оба слова взаимозаменяемо используются внутри фразы.
Синонимы
Как уже упоминалось, эта фраза не является комплиментарной, когда она адресована отдельному лицу или группе людей. Оно также не было положительным сообщением, и значение осталось верным его использованию.
Когда вы его используете, вы предполагаете, что получатель вашего гнева сбит с толку, озадачен, сбит с толку информацией, не может здраво мыслить или не может что-то сделать или принять решение.
Это также может намекать на оскорбление и предполагать, что это связано с эгоизмом или недостатком ума в отношении темы.
Дерево из пословиц, падающее в лесу
Связанная фраза дерево из пословиц, падающее в лесу . Пословица означает отношение к идиоме. Дерево, о котором идет речь, является философским вопросом: если дерево падает, и никто не слышит, издает ли оно звук? Идея состоит в том, что звук слышен, поэтому, если его никто не слышит, существует ли этот звук?
Иногда фраза пресловутое дерево будет относиться к первой идиоме или к другой фразе, связанной с деревом. Для ясности лучше всего использовать полную фразу падая в лесу .
Примеры в предложении
Абэ критикует оппозиционный лагерь за то, что он не видит леса за деревьями, пытаясь подчеркнуть опасность для членов SDF. [The Japan Times]
Я даже не уверен, что хочу быть умным человеком, если для этого нужно настолько сосредоточиться на деревьях, что я не могу видеть лес. [Ежедневное богатство]
Ответ не так уж сложен, если перестать смотреть на пресловутое дерево, а вместо этого отойти и посмотреть на лес. [The Hill]
Кабельная новостная сеть, принадлежащая Катару, тем не менее, является пресловутым деревом в лесу, которое взрывается, и никто вокруг не слышит.
Leave A Comment