Введите ответ в поле ввода

Задание 14368

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Поскольку ________ (А) не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизводит её и передаёт следующему поколению. Этот процесс является основой ________ (Б). В результате усвоения ________ (В), верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребёнка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к ________ (Г) культуры. О том, насколько важна культура для функционирования индивида
и ________ (Д), можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Поведение детей, которые оказались полностью лишёнными ________ (Е), с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком

и научиться добывать средства к существованию».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1)

культура

2)

ценности

3)

цивилизация

4)

поведение

5)

социализация

6)

общение

7)

порядок

8)

гибель

9)

общество

152896

1.

2. Роль культуры в социализации общества

Культура, аккумулируя общественно-исторический опыт, программирует человече­скую деятельность, исходя из общественных потребно­стей, и задает движение вперед.

I. Культура выступает как механизм, созданный обществом для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к дру­гому, она – единство унаследованной и порождающей деятельности.

Бытие культуры в этом смысле высту­пает как единый процесс, развертывающийся в сфере материального и духовного производства. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование ее поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

II.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей (феральных людей), которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Если культура регулирует поведение людей, можно ли назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются.

1. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам.

1. Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

2. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры.

3. Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и др.

2. Другая важная сторона культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей.

В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека – и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

3. В результате такого отбора ценностей прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают «мистические видения» как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различий между культурами: Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам,

культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду и др.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающие эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное — в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция названа этноцентризмомом. Принципы этноцентризма находили отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремились обратить, «варваров» в свою веру.

Этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. По мнению американского социолога Уильяма Грема Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

4. Культура – цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Однако, культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе.

Генетическая информация содержится во всех живых существах

Эта основная идея исследуется через:

Повседневный опыт учащихся

Учащиеся обычно привносят идеи генетики из «фольклора»: способов, которыми семьи описывают, что и как наследуются определенные характеристики. Их идеи можно еще больше запутать из-за популярных сообщений о генетике в СМИ.

Примеры этих концепций включают:

  • что любые наблюдаемые различия между организмами одного и того же вида обусловлены исключительно факторами окружающей среды
  • что не все живые существа содержат генетическую информацию
  • что ген не является реальной вещью
  • что гены, несущие генетический материал, находятся только в крови, или только в мозгу, или только в репродуктивной системе
  • что человек будет нести гены только тех характеристик, которые он проявляет (например, вращение языком), а не тех характеристик, которые он не проявляет (например, рыжие волосы)
  • что приобретенные изменения (например, развитие мышц) могут передаваться потомству
  • , что генетическое наследование включает в себя усреднение генов от обоих родителей (например, темная кожа и белая кожа приводят к смуглой коже), поэтому каждая характеристика ребенка находится где-то посередине между характеристиками родителей.

Research: Driver, Squires, Rushworth & Wood-Robinson (1994), Lewis, Leach & Wood-Robinson (2000) времени (поколений) и ненаследственных изменений отдельных организмов, происходящих в течение жизни организма.

Исследование: Lewis, Leach & Wood-Robinson (2000)

Научный взгляд

Генетический материал, включая гены и ДНК, контролирует развитие, поддержание и размножение организмов.

Генетическая информация передается из поколения в поколение через унаследованные единицы химической информации (в большинстве случаев гены). Организмы производят другие подобные организмы путем полового размножения, что позволяет поддерживать линию генетического материала и связывать поколения. Посредством размножения организмы вида поддерживают «банк» генетической информации, которая связывает отдельных членов и последующие поколения.

Вариации характеристик, таких как цвет кожи или волос, являются результатом популяции, содержащей ряд генетической информации для характеристики. Невидимые характеристики могут переноситься в генетической информации (рецессивно) отдельными людьми и могут передаваться по наследству. Это означает, что потомство может иметь характеристики, отличные от родителей. Наблюдаемая характеристика может контролироваться рядом генов. Существует большое количество возможных комбинаций генов от обоих родителей. Характеристики потомства не обязательно должны быть промежуточными между двумя родителями.

Организмы обладают генетическим материалом, содержащим информацию для развития характеристик. Этот материал передается от одного поколения к другому посредством воспроизводства.

Все растения и животные состоят из клеток, генетический материал которых находится в виде генов и хромосом (обычно в ядре).

Исследование: Lewis, Leach & Wood-Robinson (1999)

Изменения, происходящие в организме в течение жизни (например, потемнение кожи человека под воздействием солнечного света), обычно не влияют на генетические макияж и из-за этого не будет передаваться потомству организма. Изменения в организме, которые являются результатом или результатом генетической мутации, изменяют генетический состав организма и могут передаваться следующему поколению.

Исследование: Wood-Robinson (1994)

Мутации — это изменения в генетической информации организма, которые потенциально влияют на текущее функционирование этой генетической информации.

  • Генетический материал содержит информацию, которая позволяет живым существам функционировать.
  • Генетическая информация может передаваться из поколения в поколение. Передача этой генетической информации будет различной при бесполом и половом размножении и клонировании. Вариации в рамках этой информации более вероятны при половом размножении.
  • Изменения в генетической информации (например, в результате мутации) могут привести к изменению характеристик и могут передаваться из поколения в поколение.

Исследуйте взаимосвязь между идеями о генетической информации в Карты развития концепции — (вариации унаследованных характеристик, функций клеток, ДНК и унаследованных характеристик, естественного отбора, клеток и органов).

Учащиеся должны понимать, что генетический материал содержится во всех живых существах и несет информацию, управляющую функционированием организма.

Изучая репродукцию, учащиеся должны понять, что генетическая информация передается от одного поколения к другому через организованные химические структуры.

Ученикам необходимо изучить примеры изменений генетической информации, которые могут возникнуть вследствие мутации. Они также должны изучить влияние приобретенных изменений на организмы и развить понимание того, что эти изменения не передаются по наследству, поскольку они не создаются генетическими изменениями.

Для выживания организмов важно, чтобы информация, необходимая для выживания, передавалась из поколения в поколение. Если популяция имеет достаточную изменчивость своей генетической информации, она с большей вероятностью будет успешно реагировать на изменения в окружающей среде. Мутации могут помочь, увеличивая вариацию.

Собрать доказательства/данные для анализа

Учащимся можно дать группу организмов и попросить проследить изменения, произошедшие в этом виде. Например, для тигровых змей в Австралии один вид превратился в 6 отдельных видов:

  • Notechis scutatus (Тигровая змея)
  • Notechis ater ater (Тигровая змея Креффта)
  • Notechis ater niger (Полуостров Тигровая Змея)
  • Notechis ater occidentalis (западная тигровая змея)
  • Notechis ater serventyi (Тигровая змея острова Чаппелл)
  • Notechis ater humphreysi (Тасманский тигровый змей и змей острова Кинг).

Прояснение и консолидация идей для/посредством сообщения другим

Затем студенты могли бы прокомментировать, как эта вариация повысила шансы на выживание в различных средах и способствовала изменениям в пуле генетической информации.

Студенты могут создать свой собственный документальный фильм о Дэвиде Аттенборо. Они могли выбрать организм для исследования; местными примерами могут быть лягушки, собаки, кенгуру, грибы или птицы. Они также могли бы создать документальный фильм о растениях, включая те, которые были генетически модифицированы для употребления в пищу. Чтобы получить представление о том, как проводить этот вид деятельности, учащиеся могут посмотреть такие видео, как документальные фильмы Дэвида Аттенборо.

Способствовать осмыслению и уточнению существующих идей

Другим заданием для учащихся может быть разработка высокотехнологичных генетических идентификационных карт; для этого учащимся может потребоваться изучить возможные этические соображения и соображения прав человека при сборе этой личной информации. Им также необходимо будет рассмотреть вопрос о том, могут ли определенные препараты изменить генетическую информацию и как эта информация будет записана в удостоверениях личности.

Учащиеся могут также подготовить наборы для идентификации, которые будут включать информацию о семье, фотографии и сведения о семье. Это может привести к обсуждению того, кто будет иметь к ним доступ и зачем им нужен этот доступ.

Сбор доказательств/данных для анализа

Учащиеся должны использовать различные визуальные образы для сбора и описания данных об изменениях, которые могут происходить внутри и между организмами. Им нужно будет провести исследование с использованием книг, журналов и Интернета, а затем проанализировать свои исследования, чтобы получить свои выводы.

Способствовать осмыслению и разъяснению существующих идей

Учащиеся могут также обсудить причины и источники мутаций, а также другие источники изменчивости (такие как рекомбинация). Им также необходимо будет обсудить и проанализировать этические аспекты генетики и то, как они влияют на людей.

Открытая дискуссия на основе обмена опытом

Этические вопросы и дилеммы, связанные с генетикой, могут вызвать у учащихся потребность в знаниях и обеспечить отличные пути для вовлечения учащихся.

Полезный ресурс для изучения роли гена серповидноклеточной анемии в естественном отборе:

  • История мутаций

БИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: ЧТО ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ ГОВОРИТ О ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ

  • Список журналов
  • Рукописи авторов HHS
  • PMC4685725

Являясь библиотекой, NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.

De Paul Law Rev. Авторская рукопись; доступно в PMC 2015 21 декабря.

Опубликовано в окончательной редакции как:

De Paul Law Rev. 2007 Spring; 56(3): 837–846.

PMCID: PMC4685725

NIHMSID: NIHMS741938

PMID: 26702156

, Ассоциированный профессор *

к генетическим вариациям. То, как люди различаются в своих интеллектуальных способностях, характере и психическом здоровье, в значительной степени зависит от их унаследованной генетической предрасположенности. Десятилетия исследований близнецов, усыновленных детей и семей привели к неизбежному заключению, что наиболее надежно измеряемые психологические характеристики в некоторой степени зависят от генов. Поведение также демонстрирует признаки генетического влияния; то, как человек переживает стрессовые жизненные события, например, показывает некоторое генетическое влияние. Даже личные аспекты людей, такие как духовность и политическая идеология, в определенной степени зависят от генов. 1 Поэтому неудивительно, что гены влияют на то, как функционируют семьи и как члены семьи относятся друг к другу. 2 Семейные отношения всех видов — родитель-ребенок, брат, сестра и супруги — могут быть показаны как по крайней мере частично продукт генетических факторов.

В этой статье обсуждается генетическая перспектива поведения, которая дает представление о биологических факторах, влияющих на семейные отношения. Часть II представляет собой краткий обзор методов исследования, используемых для понимания влияния как генетики, так и окружающей среды на поведение человека. Затем в части III обсуждаются несколько ключевых открытий в области поведенческих наук, в частности их отношение к тому, как члены семьи относятся друг к другу. Основное внимание уделяется следующему: (1) характеристикам родителей и различиям в том, как они относятся к собственным детям; (2) характеристики детей и то, как они могут реагировать на поведение своих родителей; и (3) интерактивные процессы, происходящие между родителями и детьми. В то время как основное внимание в части III уделяется отношениям между родителями и детьми, в части IV рассматриваются отношения братьев и сестер и супружеских отношений. В части V обсуждается общая интерпретация семейных отношений с точки зрения поведенческой генетики.

Каковы доказательства подавляющего влияния генетических факторов на психологическую функцию человека? Что значит сказать, что психологические аспекты семейных отношений являются функцией генов? Ответы на эти вопросы требуют базового понимания поведенческих генетических исследований, которые помогают разделить влияние генов и окружающей среды на поведение человека.

Общая стратегия поведенческих и генетических исследований включает изучение членов семьи с разной степенью генетического родства и родства с окружающей средой. 3 Например, генетические влияния на признак очевидны, если пары монозиготных (MZ) близнецов (генетически идентичных) больше похожи друг на друга, чем дизиготные (DZ) близнецы (которые имеют только около 50% общих генов). , или если пары биологических братьев и сестер, выросших вместе, похожи друг на друга больше, чем неродственные (например, приемные) братья и сестры, выросшие вместе. В общем, если психологические черты и наблюдаемое поведение имеют генетический компонент, то генетически сходные родственники должны быть более похожи друг на друга, чем люди с меньшим количеством общих генов. 4

Что касается влияния окружающей среды, исследователи в области поведенческой генетики обычно различают два широких класса эффектов: (1) факторы окружающей среды, общие для родственников, которые заставляют их вести себя одинаково; и (2) уникальная, индивидуальная среда, которую не разделяют родственники, что делает их отличными друг от друга. Они называются, соответственно, разделяемой и неразделяемой средами. Общие влияния окружающей среды очевидны, когда большее сходство черт наблюдается у тех родственников, у которых больше общего опыта (например, братья и сестры, выросшие вместе, а не отдельно), или когда близнецы больше похожи друг на друга, чем можно было бы предсказать их генетическое родство. Доказательства неразделенной среды часто возникают из-за различий, наблюдаемых между генетическими родственниками, то есть из-за отсутствия у них сходства. Различия между однояйцевыми близнецами MZ, например, должны проистекать из неразделенной среды. Изучение сходств и различий между родственниками с разной степенью генетического и экологического родства дает основные данные для понимания эффектов генов и, таким образом, влияния общей и неразделенной среды на поведение. 5

В течение нескольких десятилетий после первых исследований близнецов, семей и усыновления (количество которых значительно выросло с 1970-х годов) генетические факторы стали влиять на широкий спектр человеческого поведения, например, на когнитивные способности и личность, а также как и большинство серьезных психологических расстройств, таких как депрессия и шизофрения. 6 В совокупности эти исследования показывают, что члены семьи, которые генетически более тесно связаны между собой, демонстрируют большее сходство, чем неродственные лица, в измеряемых аспектах личности (например, экстраверсия или невротизм), интеллектуальных функциях (например, вербальные навыки и пространственные способности) и вероятности диагнозе психологического расстройства (например, депрессии или шизофрении). 7

Какое-то время считалось сложной задачей найти устойчивый аспект поведения, на который, по-видимому, не влияют гены. Такие конструкты, как религиозное поведение и политические взгляды, которые традиционно считались строго продуктом культуры, стали предметом поведенческих генетических исследований. Несколько удивительно, что даже на эти культурно определенные модели поведения оказывают влияние генетические вариации, по крайней мере, внутри отдельных групп. Например, хотя религия человека может быть определена культурой и, таким образом, не зависеть от генетических влияний, степень, в которой человек участвует в ритуалах или придерживается принципов определенной религии, по-видимому, зависит от его генетического наследия. 8 Действительно, было показано, что даже степень, в которой человек может поддерживать крайне либеральные или консервативные идеалы (например, права на аборт или права геев), зависит от генетических факторов; Близнецы MZ намного больше похожи, чем близнецы DZ, а биологические братья и сестры больше похожи, чем приемные братья и сестры в консервативном отношении, начиная с подросткового возраста. 9

Примерно в то же время, когда это определяемое культурой поведение стало предметом поведенческих генетических исследований, исследователи начали изучать другие переменные, которые традиционно рассматривались как полностью «окружающие» факторы. Это исследование поставило под сомнение давнюю перспективу социального обучения в психологии развития. То, что традиционно считалось «экологическими» мерами, включая аспекты воспитания, стало пониматься как продукт как генов, так и окружающей среды. Таким образом, мы возвращаемся теперь к рассматриваемому вопросу: различные аспекты семейных отношений и то, как на них влияет сложное взаимодействие между генами и окружающей средой.

Гены влияют на поведенческие и психологические характеристики каждого человека, включая интеллектуальные способности, личность и риск психических заболеваний — все это имеет отношение как к родителям, так и к детям в семье. Способы, которыми гены и окружающая среда могут влиять на отношения между родителями и детьми, можно увидеть на рис. Эта модель представляет собой стандартный способ, которым специалисты по поведенческой генетике думают о человеческом поведении в контексте семейных отношений. Гены родителей влияют на их собственное поведение (включая то, как они воспитывают своих детей), а гены детей влияют на их собственное поведение (включая то, как они реагируют на своих родителей). Передача генов от родителя к ребенку является важным звеном, которое ведет к сходству между поведением родителя и ребенка. Например, в той мере, в какой гены предрасполагают человека к агрессивному поведению, в том числе к насилию по отношению к другим, родители и дети будут демонстрировать сходство в этой области поведения. Это может предложить еще одно объяснение «цикла насилия», в котором жестокое воспитание связано с агрессией и другим антиобщественным поведением детей. 10 Антиобщественное поведение действительно показывает умеренное генетическое влияние в широком диапазоне исследований. 11

Открыть в отдельном окне

Поведенческая генетическая модель поведения родителей и детей

Помимо прямой генетической передачи, модель указывает на два других важных пути, которыми поведение родителей и детей может быть связано. Во-первых, поведение родителей само по себе может быть важным аспектом окружения ребенка, что можно рассматривать как форму «культурной передачи». Например, интеллект, личность и психическое здоровье матери могут оказывать влияние на окружение ребенка; матери с более высоким интеллектом и образованием тратят больше времени на чтение своим детям и вовлечение их в активную деятельность. 12 Важно отметить, однако, что на каждую из этих характеристик может влиять генетический состав матери, и, таким образом, можно увидеть, как генотип матери в конечном итоге может быть связан с окружающей средой ребенка. Связь между генами и средой обычно называют корреляцией генотип-среда (r GE ). Одним из способов возникновения r GE является пассивная форма культурной передачи, которая называется пассивным r GE . 13

Третья связь между поведением родителей и детей устанавливается через «вызывающие воспоминания реакции», которые поведение детей может вызывать у родителей. Поскольку на поведение ребенка влияют его гены, генетически разные дети, живущие в одной семье, могут вызывать разные реакции родителей. Это может привести к другой форме корреляции генотип-среда, r GE вызывающей формы. 14 То есть генетически обусловленные различия между детьми (например, характеристики темперамента) могут вызывать различную реакцию их родителей (например, дисциплинарные стили). Таким образом, гены и окружающая среда могут быть сложным образом переплетены в отношениях между родителями и детьми.

Эти сложности могут быть раскрыты с помощью исследований близнецов, семей и усыновления. Генетическое влияние на родительское поведение можно понять, изучив сходства и различия в стилях воспитания взрослых близнецов. Стили воспитания взрослых близнецов, измеряемые позитивностью, негативностью и наблюдением за своими детьми, более тесно коррелировали для MZ, чем для DZ близнецов. 15 Обзоры других исследований показывают сходные закономерности, согласно которым гены родителей влияют на то, как они воспитывают своих детей. 16

Доказательства родительского поведения, вызванного детьми, были продемонстрированы путем изучения того, как родители по-разному реагируют на двух или более детей в одной семье, таких как близнецы и другие братья и сестры. Дети-близнецы DZ, например, сообщают о больших различиях, чем близнецы MZ, в уровнях аффекта и теплоты, получаемых их родителями, 17 вывод, который был воспроизведен с использованием отчетов родителей об их собственном поведении, а также путем наблюдения за родителями. общение со своими разными детьми. 18 Исследования усыновленных детей также выявили вызывающие воспоминания реакции у воспитывающих родителей в зависимости от генетической предрасположенности ребенка, измеряемой характеристиками их биологических родителей. Приемные родители детей, рожденных от более антисоциальных родителей, сообщали о более принудительном воспитании и негативном влиянии. 19 Эти дети с генетическим высоким риском демонстрировали больше проблем с поведением в детстве и подростковом возрасте, 20 и, таким образом, могли вызвать более негативное отношение со стороны родителей. Ключевым моментом является то, что направление причинности не обязательно может идти от родителя к потомку; когда дети вызывают родительское поведение, оно может двигаться в обратном направлении.

Пассивные эффекты r GE лучше всего понятны в исследованиях, сравнивающих отношения между родителями и детьми у усыновленных и неудочеренных детей. Поскольку усыновленные дети генетически не связаны с их воспитывающими родителями, пассивный r GE не влияет на их сходство, поскольку гены родителей не связаны с окружающей средой детей. Если возникают пассивные эффекты r GE , будь то через эффекты культурной передачи или другие механизмы, 21 корреляции между характеристиками родителей и результатами детей должны быть сильнее, когда родители воспитывают своих собственных генетических детей. На самом деле, одно исследование приемных и неприемных семей показало, что оценки родителями семейной сплоченности, низкого уровня конфликтов и открытого общения о чувствах в раннем детстве были связаны с более низкими оценками агрессии в возрасте семи лет, но только для не приемных детей. 22 Эта связь между ранним окружением и детским исходом не была обнаружена для усыновленных детей, что позволяет предположить, что пассивные корреляции ген-среда могут существовать в неприемных семьях, которые имеют большее сходство по сравнению с приемными семьями. 23

Как и другие области человеческого поведения, воспитание детей само по себе подвержено генетическому влиянию. Это означает, что «плохое воспитание» само по себе может зависеть от генетической наследственности родителей. Отрицательный аффект, чрезмерный контроль и даже жестокое обращение и пренебрежение могут быть связаны с генетической структурой родителей. Это не означает, что факторы окружающей среды не важны, и не делает такое поведение простительным. Это просто означает, что гены могут в какой-то степени объяснить родительское поведение.

Почти наверняка воспитание детей оказывает влияние на их окружение. Тот факт, что на поведение родителей, включая стиль воспитания, могут влиять гены, не означает, что такое поведение не оказывает влияния на детей, получающих такое воспитание. Каковы наилучшие методы проверки истинного средового опосредования отношений между родительским и детским поведением? Поведенческие генетические модели — усыновление и расширенные исследования близнецов — на самом деле представляют собой идеальные методы для выявления воздействия окружающей среды при одновременном контроле генетических факторов. 24 Поведенческие генетические исследования помогли решить проблему генетических и экологических последствий жестокого воспитания и их связи с последующими проблемами поведения у детей, изучая, например, различия в физическом жестоком обращении с однояйцевыми близнецами. Сходство близнецов в отношении жестокого обращения было существенным и одинаковым для пар MZ и пар DZ, что позволяет предположить, что генетические различия детей не вызывают жестокого воспитания. Однако это не исключает возможности того, что гены родителей могли повлиять на их жестокое воспитание. Что наиболее важно, связь между жестоким воспитанием и более поздним антиобщественным поведением ребенка оставалась значимой даже после учета генетических различий у детей. 25 Следует отметить, что это генетически информативное исследование представило убедительные доказательства влияния агрессивного воспитания на исходы детей.

Также было показано, что влияние жестокого обращения на развитие ребенка усугубляется генетической предрасположенностью ребенка. Дети, унаследовавшие вредный ген, вызывающий дефицит моноаминоксидазы (МАО-А), кажутся особенно уязвимыми к физическому жестокому обращению по сравнению с детьми с нормальным геном МАО-А. 26 Эти результаты подчеркивают важность взаимодействия генотипа X с окружающей средой, 27 , при котором генетическая предрасположенность усиливает уязвимость к окружающей среде и наоборот. Мы можем ожидать, что более детальное понимание этого сложного взаимодействия между конкретными генетическими механизмами и измеряемой средой появится в течение следующих нескольких лет, поскольку все больше исследований начинают получать ДНК-маркеры генетических вариаций.

Специалисты по поведенческой генетике также изучали семейные отношения помимо отношений между родителем и ребенком. Взаимодействия между братьями и сестрами, например, были исследованы как у братьев и сестер-близнецов, так и у братьев и сестер, не являющихся близнецами. В отличие от родителей и детей, которые всегда имеют ровно половину своих генов, братья и сестры различаются по степени генетического родства. Близнецы MZ генетически идентичны; Близнецы DZ и братья и сестры, не являющиеся близнецами, имеют примерно половину своих генов, хотя некоторые пары могут иметь более или менее общий генетический материал. Это различие в генетическом родстве может объяснить, почему у некоторых братьев и сестер более тесные отношения, чем у других. Было показано, что генетическое сходство между братьями и сестрами влияет как на их положительное, так и на отрицательное взаимодействие друг с другом, 28 , а также уровни взаимной конкуренции и сотрудничества. 29 В целом, братья и сестры с более сильным генетическим составом демонстрируют более тесные, более совместные и позитивные отношения друг с другом.

Генетические вариации среди братьев и сестер, живущих в одной семье, также были предложены в качестве важного источника дифференцированного воспитания. Дифференциальное воспитание двух братьев и сестер, хотя и проистекающее изначально из их генетических различий, оказывает влияние окружающей среды на психологические результаты детей и может со временем усиливать различия между братьями и сестрами.

Качество отношений между супругами также было предметом поведенческих генетических исследований. Сообщалось, что сходство близнецов в отношении удовлетворенности браком выше для пар MZ, чем для пар DZ, 30 , что свидетельствует о важности индивидуальных генетических факторов в определении успеха брака. Действительно, исследования близнецов также показали значительно большую согласованность развода среди пар MZ, чем среди пар DZ, что свидетельствует о существенном генетическом влиянии на вероятность неудачного брака. 31 Генетически обусловленные черты личности, такие как отрицательная эмоциональность (т. е. невротизм), также являются предвестниками развода и могут во многом объяснять генетический риск развода. 32

Один урок, который можно извлечь из поведенческих генетических исследований воспитания детей и других типов семейных отношений, заключается в том, что нужно быть осторожным в выводах, основанных на обнаружении семейного сходства в нуклеарных, неприемных семьях. Рассмотрим хорошо известный вывод о том, что дети жестоких людей, вероятно, станут агрессивными и жестокими и, возможно, даже сами станут жестокими родителями в более позднем возрасте. 33 Хотя заманчиво предположить, что такое сходство является результатом обучения и опыта, вполне возможно, что унаследованные генетические факторы могут объяснить передачу жестокого обращения из поколения в поколение. Семейное сходство по данной характеристике не обязательно подразумевает генетическое влияние или влияние окружающей среды, поскольку и то, и другое может объяснить наблюдаемое сходство среди членов семьи. Таким образом, сам факт того, что дети, подвергшиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, с большей вероятностью сами станут жестокими, не доказывает наличие причинно-следственной связи между родительским поведением и последствиями для ребенка. Благодаря генетически контролируемым исследованиям мы пришли к пониманию того, что и гены, и окружающая среда играют роль в цикле насилия. 34 Гены могут предрасполагать некоторых взрослых к насилию и агрессии даже по отношению к собственным детям. Такое поведение, в свою очередь, может иметь реальное влияние окружающей среды на психическое здоровье ребенка и на поведенческие результаты. Детские гены могут также предрасполагать их к оппозиционному и другому антиобщественному поведению, что может вызывать негативные родительские чувства со стороны взрослых, которые их воспитывают.

Тот факт, что генетическое влияние крайне важно для большинства областей поведения, не означает, что влияние окружающей среды не имеет значения. На гены обычно приходится не более половины-двух третей вариаций, наблюдаемых в психологических чертах большинства людей. Но большинство влияний окружающей среды основано на индивидуальном опыте и воздействиях, которые не разделяют члены семьи. Для семей это означает, что наиболее наблюдаемое сходство между их отдельными членами является функцией их генетического сходства, а не их общего опыта.

Наконец, поведенческие генетические исследования семейных отношений предоставляют ценную информацию, необходимую для разработки эффективных программ вмешательства и профилактики серьезных проблем психического здоровья и поведения. Установление того, что воздействие окружающей среды однозначно опосредует связь между поведением родителей и детей, является шагом к обеспечению успеха программ лечения, направленных либо на родителей, либо на детей.

1. Обзор поведенческих генетических методов и результатов см. Пломин Роберт и др. Поведенческая генетика. (4-е изд.) 2001 г. [Google Scholar] Недавний обзор результатов в области психологии см. Бушар Томас Дж. Мл., МакГью Мэтт. Генетическое и экологическое влияние на психологические различия человека. Дж. Нейробиология. 2003;54:4. [PubMed] [Академия Google]

2. Обсуждение вклада генетики и окружающей среды во взаимодействие между членами семьи см. Рейсс Дэвид, Нейдерхайзер Джена М. и др. Код отношений: расшифровка генетических и социальных влияний на развитие подростков. 2000 [Google Scholar]

3. Evans David M, et al. Биометрическая генетика. Биологический психол. 2002;61:33. [PubMed] [Google Scholar]

4. См. Plomin et al., выше примечание 1.

5. Id .

6. См. идентификатор .

7. Там же; см. также Bouchard & McGue, выше примечание 1.

8. Plomin et al., выше примечание 1.

Абрахамсон Эми С. и др. Бунтующие подростки? Генетические и экологические влияния на социальные установки подростков. Дж. Личность и соц. Психол. 2002; 83:1392. [PubMed] [Академия Google]

10. Видом Кэти Спатц. Цикл насилия. Наука. 1989; 244:160. [PubMed] [Академия Google] [далее Widom, Цикл Насилия ] Видом Кэти Спатц, редактор. Насилие порождает насилие? Критический анализ литературы. Психол. Бык. 1989;106:3. [PubMed] [Академия Google] [далее Widom, Порождает ли насилие насилие ].

11. См., например, Ри Су Хён, Уолдман Ирвин Д. Влияние генетики и окружающей среды на антисоциальное поведение: метаанализ исследований близнецов и усыновления. Психол. Бык. 2002;128:490. [PubMed] [Google Scholar]

12. Черни Стейси С. Влияние домашней среды на общие когнитивные способности. В: DeFries John C, et al., редакторы. Природа и воспитание в среднем детстве. 1994. с. 262. [Google Scholar]

13. Подробное описание корреляции ген-среда и ее различных форм см. в Plomin et al., , , примечание 1, и Evans et al., , , примечание 3.

. 14. См. Evans et al., выше , примечание 3.

15. Neiderhiser Jenae M, et al. Генетическое и экологическое влияние на материнство подростков: сравнение двух выборок. Развивающая психология. 2004;40:335, 342 табл.4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. См. Тауэрс Хилари и др. Генетическое и экологическое влияние на воспитание детей и супружеские отношения: текущие выводы и будущие направления. Брак и семья. 2001; 33:11, 16–18. [Google Scholar]

17. Роу Дэвид С. Влияние окружающей среды и генетики на аспекты воспринимаемого воспитания: исследование близнецов. Развивающая психология. 1981;17:203. [Google Scholar]

18. O’Connor Thomas G, et al. Исследование наблюдаемых взаимодействий между родителями и подростками для братьев и сестер-близнецов. Детский Дев. 1995;66:812. [PubMed] [Google Scholar]

19. O’Connor Thomas G, et al. Корреляции генотип-среда в позднем детстве и раннем подростковом возрасте: антисоциальные поведенческие проблемы и принудительное воспитание. Развивающая психология. 1998;34:970, 971. [PubMed] [Google Scholar]

20. Id . в 977.

21. См. Evans et al., выше примечание 3, стр. 41–42.

22. Нейдерхайзер Джена М. Семейная среда в раннем детстве и результаты в среднем детстве: генетическое посредничество. В: DeFries John C, et al., редакторы. Природа и воспитание в среднем детстве. [Google Scholar] выше примечание 12, в 249.

23. Идентификационный номер .

24. Чтобы получить четкое представление о путанице между генетическими факторами и факторами окружающей среды в семейных исследованиях и решениях с использованием генетически контролируемых дизайнов, см. Моффит Терри Э. Новый взгляд на поведенческую генетику в психопатологии развития: взаимодействие генов и окружающей среды в антисоциальном поведении. Психол. Бык. 2005; 131:533. [PubMed] [Академия Google]

25. См. Джеффи Сара Р. и др. Жертва физического жестокого обращения с антисоциальным ребенком: свидетельство процесса, опосредованного окружающей средой. J. Аномальный психол. 2004; 113:44. [PubMed] [Google Scholar]

26. Caspi Avshalom, et al. Роль генотипа в цикле насилия у детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука. 2002; 297:851. [PubMed] [Google Scholar]

27. Взаимодействия гена X с окружающей средой концептуально и статистически отличаются от корреляций GE, хотя и те, и другие представляют способы, которыми гены и окружающая среда могут влиять на поведение в сочетании. См. в целом Evans et al., выше , примечание 3 (предоставляет подробное представление как взаимодействий гена X с окружающей средой, так и корреляций GE и того, как их можно обнаружить в генетически информативных исследованиях).

28. Plomin Robert, et al. Природа и воспитание: генетический вклад в измерения семейной среды. Развивающая психология. 1994;30:32. [Google Scholar]

29. Сигал Нэнси Л. Близнецы, братья и сестры и методы усыновления: проверка эволюционных гипотез. Являюсь. Психолог. 1993;48:943. [PubMed] [Google Scholar]

30.