Пороги реки Нил: историческая справка
Голубой Нил ЕгиптаРека Нил протекая по Египту и Судану проходит двадцать порогов (катаракты), шесть из них которые являются крупными. Первый в районе Асуана (Египет), остальные на территории Судана.
Река образована из двух источников: Голубого и Белого Нила, истоки которых начинаются в Судане.
Обилие дождей в экваториальной зоне верховьев Нила наполняет водой озеро Тана, и с горной высоты почти в 2700 метров Голубой Нил по порогам устремляется на север.
С болот западной стороны Белый Нил собирает дождевую воду с илом и вливается в Голубой Нил.
На первом пороге (отсчёт с севера) были построены две плотины: верхняя простая плотина была создана в начале XX века для частичного сдерживания воды в период наводнений, вторая выполнена не только для регулирования уровня воды в реке Ниле, но и выработки генераторами электрического тока.
Перед городом Вади Хайта расположен второй порог, сформированный течением вод Нила
В дальнейшем плотину в Асуане надстраивали для сдерживания воды Нила с 20 до 35 метров. В основание плотины вмонтированы водопропускные каналы.
Строительство Асуанской ГЭС закончилось в 1970 году, высота дамбы составила 110 метров, длина 3600 метров, ширина 980 метров .
Из-за заиливания озера Насер наблюдается постепенный подъём воды, излишки которой решили отводить в западные районы, и был построен канал Тошка. В результате в западной области пустыни Сахара образовались несколько пресноводных озёр.
Третий порог изобилует грудами камней и каменных россыпей на расстоянии почти в 200 километров и находится в районе посёлка Томбос (древняя Нубия, современный Судан), четвёртый порог находится в пустыне Дар-эль Маназир, затоплен при строительстве дамбы Мерое в начале XXI века.
Сеннарская плотина вблизи города Хартума в Судане вмещает объём воды в миллиард кубометров. Ровно столько же вмещала первая плотина в Асуане, построенная англичанами в 1902 году. Ниже города Хартум находится шестой порог, здесь Нил зажат в узкое ущелье (желоб-шаблук) шириной в десятки метров и протяжённостью 15 километров. После шестого порога вода реки Нил устремляется по Нубийской пустыне к пятому порогу в районе Напата древнего Египта. Пятый порог длиной 12 километров расположен в месте впадения реки Атбар, последнего притока Нила. Самый крупный порог — пятый, его длина достигает почти 100 километров между скал и ущелий.
В древности все пороги практически были непроходимыми, приходилось строить обводные каналы при вывозки с района Асуана мрамора и камня, заготовок статуй и колонн. Многие перевозки по Нилу не были завершены, слабые корпуса кораблей и лодок не выдерживали длительных нагрузок многотонных конструкций из камня и оказывались на дне реки Нил на глубине 5-7 метров.
Поднять ценный груз было невозможно, в результате современных погружений было обнаружено большое количество артефактов в русле Нила.
Интересным образом Нил течёт почти параллельно Красному морю, а впадает в Средиземное море.
Голубой Нил ЕгиптаКрасное море и Персидский залив — это трещины в земле от движения материковых плит, к тому же когда-то пресные реки с субтропиков Ливийской, Нубийской и Дар-эль Маназир (Нубия) пустынь стекали в русло уже полноводного Нила, промыли песок и грунт до базальтового основания.
При таком обилии песка заиливание дна Нила происходит только в дельте. За миллионы лет весь ил покрыл болотистую равнину с множеством проток и плодородных земель.
Подобные дельты образованы реками Волга, Селенга, Амазонка.
В дельте Нила выполнены дополнительные дамбы и каналы для перераспределения потока воды на орошение и для подъёма воды, защите от солёных вод Средиземного моря.
Во времена паводков орошение происходит за счёт свободного притока воды к полям по каналам. Подъём воды для орошения полей выполняется шадуфом – специальными насосами.
Автор: Владимир Коновалов
Ливия – Египет, 1982-2014 гг.
Глава 1 Доисторический Египет. Египтяне [От древней цивилизации до наших дней]
Глава 1
Доисторический Египет
Нил
На северо-западе Африки течет удивительная река, ее протяженность 6651 километр. Она самая длинная в мире — и называется Нил, от греческого слова «Нейлос». Откуда это название появилось у греков, неизвестно, а люди, жившие на ее берегах, называли ее просто: «Река».
На самом северном участке Нила возникла одна из двух величайших древних цивилизаций и приблизительно около шести тысячелетий развивалась на его берегах.
Очень долго вопрос, откуда начинается Нил, оставался загадкой. Он нес свои воды с далекого юга, но ни одному человеку из древнего средиземноморского мира не удалось проникнуть достаточно далеко на юг, чтобы достичь истока реки. Для древних людей загадка истока Нила была такой же интригующей, как для нас загадка обратной стороны Луны до тех пор, пока спутники в конце концов не сфотографировали ее.
Тайна оставалась неразгаданной до второй половины XIX в. , пока европейские и американские исследователи не разведали Нил на всем его протяжении до самого верховья. В 1857 г. англичанин Джон Хэннинг Спик достиг большого озера, которое назвал Виктория в честь английской королевы, правившей тогда в Англии. Озеро находилось практически на экваторе, и из него брал свое начало Нил. Другие реки втекали в это озеро, спускаясь с гор Кении недалеко от Центрального Восточно-Африканского побережья.
По пути на север к морю Нил пересекает многие местности, образуя узкие и глубокие долины. Вода стремительно перекатывается через камни, образуя пороги. Суда не могут их преодолеть, и пороги, таким образом, делят реку на части.
Пороги считаются по направлению с севера. Первый находится на расстоянии около 960 километров от устья реки. В настоящее время этот порог находится южнее города Асуан, а в древние времена город, расположенный на этом месте, был известен грекам как Сиена.
Самый северный участок Нила, от Первого порога до устья, — главное место событий, описанное в настоящей книге.
Нил пересекает восточный край пустыни Сахара. Сахара (от арабского «пустыня») занимает почти весь север Африки и по площади равна территории Соединенных Штатов. Здесь фактически не бывает дождей. Влагу можно обнаружить только на большой глубине, за исключением случайных оазисов, где уровень грунтовых вод близок от поверхности.
Но Сахара не всегда была пустыней. Двадцать тысяч лет назад значительную часть Европы покрывали ледники, и холодные ветры приносили влагу на север Африки. Там, где сегодня находится Сахара, раньше были реки и озера, леса и луга. Первобытные люди кочевали по этой земле и оставили после себя грубые каменные орудия.
Постепенно ледники отступили, и климат стал жарче и суше. Начались периоды засухи, причем с каждым годом все чаще. Деревья погибли, а животные перебрались в места, где было достаточно воды.
Люди тоже ушли на юг, одни — в направлении тропиков, другие — на север, к морскому побережью. Многие подходили все ближе и ближе к Нилу, который в то далекое время был шире и лениво нес свои воды среди болот. В действительности долина Нила не была райским уголком для человека, пока не стала немного суше.
Когда это произошло, долина Нила превратилась в сказочное место. Не важно, насколько суше стал климат, но воды Нила теперь можно было использовать для орошения земель и для человеческих нужд, сделав жизнь в долине не просто возможной, но и комфортабельной.
На протяжении всей зимы на востоке Центральной Африки в горах скапливается снег. Весной наступает сезон дождей, и снег тает. Бурные потоки с грохотом несутся по склонам гор, устремляясь в большие реки и озера. Вода перетекает в Нил, и вскоре огромный поток направляется на север.
Нил, переполненный талой водой, начинает подниматься в июле и достигает максимального уровня в начале сентября. Вода в реке не опускается до своего обычного уровня до позднего октября. В период разлива Нил приносит воду в засушливые земли и насыщает почву свежим илом, который попадает в него в горах далеко на юге.
Когда человек впервые оказался в долине Нила, разлив был широк, и огромные болота окружали реку с обеих сторон. В них в изобилии водились гиппопотамы, антилопы, цапли и все виды дичи, на которую мог охотиться человек. Постепенно из-за повышающейся засушливости климата заболоченная местность стала меньше. В конце концов поток отступил к своим берегам, и теперь уже много тысяч лет самый широкий участок на всем протяжении Нила составляет около 19,2 километра.
Кроме того, плодородная земля, пригодная для возделывания, находится непосредственно у берегов реки, настолько близко, что там есть много мест, где можно встать одной ногой на почву, а другой на песок пустыни.
Неолит
Когда животным стало не хватать корма и все больше людей стремились переселиться поближе к Нилу, положение стало критическим. К счастью, за 8 тысяч лет до нашей эры — когда ледники на севере начали свое последнее отступление — в некоторых общинах на юго-западе Азии возникла новая форма жизни. На хорошо орошаемых возвышенностях, где сейчас расположены Ирак и Иран, приблизительно в 1600 километрах к востоку от Нила, человек научился сажать семена и затем собирать урожай.
Это один из знаков начала эры неолита, или эры нового камня. Человеку эры неолита еще не хватало металла, и поэтому он использовал каменные орудия. Но эти каменные орудия были сделаны достаточно искусно, и они сильно отличались от грубо сделанных инструментов первой половины каменного века.
Другие характеристики неолита — это развитие гончарного дела, приручение и разведение животных и, как я уже говорил, сев растений и сбор урожая. Мы еще не знаем точно, когда изобрели агрономию («обработка полей»), но ее преимущества были очевидны.
До того как образ жизни эпохи неолита достиг широкого распространения, люди жили охотой и собирали плоды разных растений, но в неурожайные годы им приходилось отправляться очень далеко, чтобы добыть достаточно пищи.
Когда люди научились приручать и разводить животных, выращивать растения, они уже стали способны производить их в гораздо больших количествах, чем те когда-либо существовали в природе. Поместив таких животных и растения за ограду, пастухи, скотоводы и земледельцы могли быть уверены, что дикие животные или другие племена не захватят их. Запасов продовольствия стало больше, а способ добычи надежнее, в особенности это касается земледелия, поскольку за растениями было легче ухаживать (так как метод был уже известен), чем за животными. Поскольку 0,4 гектара вспаханной земли могли обеспечить пищей больше людей, чем 0,4 гектара леса, это привело к «демографическому взрыву» везде, куда проникала культура неолита.
Кроме того, охотники (и в известной степени те, кто разводил животных) были всегда в движении, а люди, занимавшиеся земледелием, должны были вести оседлый образ жизни. Им необходимо было оставаться там, где созревал их урожай. Нужно было жить вместе, чтобы защищаться от набегов охотников или пастухов (которые сами ничего не выращивали, но были не против забрать урожай, выращенный другими) и строить поселения — первые примитивные города.
Так как людям в поселениях приходилось как-то уживаться друг с другом, прошла пора вольных охотников. Теперь жители поселений научились вместе строить жилища, обороняться от набегов, обрабатывать землю. Иными словами, они создали цивилизацию (термин, который произошел от латинского слова «город»).
Навыки земледелия распространились за пределы своей родины на Иранском нагорье за тысячелетия, последовавшие после их изобретения. Навыки земледелия перенимали другие племена, что привело к удивительным достижениям, особенно в двух регионах. Первый — долина двух рек-близнецов Тигра и Евфрата на юге. Второй — долина Нила, в 1600 километрах к западу. Область Тигра и Евфрата была ближе, начала развиваться раньше и построила цивилизацию быстрее, но долина Нила отстала ненамного.
Образ жизни эпохи неолита достиг своего высшего развития в Египте в 5000 г. до н. э. Долина Нила была к тому времени еще слишком влажной и не освоенной для удобного земледелия, но в западной части Нила и приблизительно в 208 километрах к югу от Средиземноморья находилось озеро, которое подходило идеально.
Позднее его стали называть Меридово, поскольку греческий путешественник и историк Геродот, побывавший там в 450 г. до н. э., подумал, что оно искусственное, созданное легендарным царем Меридом.
Но озеро было настоящим, а «Мерид» в переводе от египетского означает «озеро». Оно было естественным напоминанием о Северной Африке, которая была когда-то более богата водами, чем во времена Геродота. В озере водились гиппопотамы и другие, более мелкие животные, и на пять столетий (от 4500 г. до 4000 г. до н. э.) вокруг него расположились цветущие поселения.
Однако озеро из-за длительных засух уменьшалось в размерах. Когда его уровень упал и животный мир тут поредел, поселения, расположенные вдоль его берегов, зачахли. Более высокоорганизованная цивилизация на берегу Нила развивалась успешнее, и вода для нее поступала с далеких гор на юге.
В 3000 г. до н. э. Меридово озеро могло существовать в ограниченных размерах, если оно было связано с Нилом, и поселенцы, жившие вдоль реки, должны были прилагать значительные усилия (которые увеличивались в дальнейшем), чтобы сохранять эту связь.
Эта борьба была проиграна более тысячи лет назад, и озеро к настоящему времени почти исчезло. На его месте осталась впадина, большей частью сухая, а на дне находится неглубокое озерцо длиной около 48 километров и шириной 8 километров. Арабоговорящие жители называют его Биркет-Карун. На берегах этого озерца находится современный город Фаюм, и по его имени названа вся впадина.
Поселения эпохи неолита, которые постепенно возникали на берегах Нила (чуть позже, чем на Меридовом озере), были обнаружены в результате раскопок. Останки каждого следующего города находятся над предыдущим, и каждому уровню (или эпохе) археологи дали название того современного города, на территории которого раскопки дали самые ценные результаты.
Таким образом, они говорят о тасийской, бадарийской или амратской культуре. Тасийский народ уже занимался земледелием. Бадарийцы были хорошими гончарами. Амратцы разводили крупный рогатый скот, овец, свиней и строили лодки из камыша, на которых плавали по Нилу.
Ирригация
Первые сообщества земледельцев в Западной Азии развивались на территориях, где часто проходили дожди. Вдоль Тигра и Евфрата, особенно на берегах Нила, люди не зависели от дождевой воды для своих посевов. Вместо этого они использовали воду из этих рек.
Вначале поселенцам на берегах Нила было достаточно дождаться, когда спадет наводнение, и затем разбросать семена по илистой почве. Однако по мере увеличения численности населения стало невозможно орошать таким образом достаточное количество полей. Необходимо было прорыть каналы на берегах реки, чтобы провести воду во всех направлениях. Система каналов (и на берегах Нила, и на берегах Тигра и Евфрата) орошала почву и сохраняла в ней влагу в период между разливами.
С одной стороны, это осложнило жизнь, поскольку было непросто рыть каналы или поддерживать их в рабочем состоянии. Работу нужно было делать сообща и при более тесном сотрудничестве, чем требовалось для обычного земледелия.
С другой стороны, необходимость такой дополнительной сплоченности и создания более совершенных орудий для ирригационных сооружений могла послужить толчком для дальнейшего развития цивилизации.
Города, расположенные на берегах рек, должны были быть более высокоорганизованы. Те из жителей, которые были достаточно умны и честолюбивы, чтобы взять на себя ответственность за такую работу, как строительство каналов и поддержание их в должном порядке, естественно, стали доминировать в каждом городе. Они, как правило, поддерживали свой престиж и власть именем какого-нибудь местного бога.
Первобытные люди были всегда готовы поверить в какое-либо сверхъестественное существо, благодаря которому прорастают семена и земля рождает плоды, и правители городов совершали соответствующие магические обряды, призванные умилостивить богов. Власть следила за тем, чтобы эти обряды совершались надлежащим образом. Основное население, вероятно, твердо верило, что от знаний и добросовестности при исполнении этих обрядов зависят процветание города и благополучие его жителей. Таким образом, долина Нила получила духовенство, которое удерживало огромную власть тысячи лет.
Трудности при строительстве ирригационных сооружений на полях ни в коей мере не сравнимы с теми плодами, которые были получены. Чем больше люди учились сотрудничать друг с другом, тем больших успехов они добивались. Например, было необходимо точно знать, когда на Ниле начинается разлив. Священники, ответственные за ирригацию, внимательно изучали уровень воды в реке изо дня в день и со временем установили, что наводнение происходит в среднем каждые 365 дней.
Таким образом, обитатели берегов Нила были первыми, кто создал календарь, основанный на годовом цикле в 365 дней. Каждый год состоял из двенадцати месяцев, поскольку существует двенадцать полных циклов смен фаз луны за период чуть меньше года, и жители берегов Нила (как и остальные) изначально использовали календарь, основанный на лунных циклах. Каждый месяц составлял тридцать дней, и пять дополнительных дней были добавлены в конец года.
Такой календарь был намного проще и удобнее, чем остальные календари, созданные до этого времени. Историки не уверены в датировке этого события, но дата около 2800 г. до н. э. кажется наиболее верной. Ничего лучше не было придумано за последующие приблизительно три тысячи лет, и, когда появился усовершенствованный календарь, за основу все-таки был взят египетский.
Кроме того, ежегодное наводнение на Ниле смывало межи, отделявшие земельные владения одного человека от владений другого. Нужно было придумать методы, как восстанавливать эти владения в прежних границах. Есть мнение, что это постепенно способствовало развитию методов счета, которые нам сейчас известны как геометрия («измерение земли»). Также развивались другие отрасли математики.
Возникла необходимость отмечать границы земельных владений и фиксировать количество урожаев. И для этого потребовалась система символов, обозначавшая бы различные числа, людей, типы злаков и изделий, события.
Обитатели берегов Тигра и Евфрата приблизительно в 3000 г. до н. э. изобрели систему примитивных пиктографий («фигурное письмо»), имитировавших объекты, которые они представляли. Такие символы поначалу были примитивны, но постепенно они усложнялись, пока с их помощью не научились выражать то, что хотел сказать человек.
Поселенцы в долине Нила, вероятно, узнали об изобретении письма от торговцев и путешественников из долины Тигра и Евфрата. Вскоре обитатели берегов Нила приспособили эти знания для своих нужд и целей. Они придумали собственные символы, более совершенные, чем созданные в Двуречье. Письмо в Нильской долине было полностью разработано вскоре после 3000 г. до н. э.
Систему знаков для письма знало духовенство. Простые люди не могли читать и писать этой сложной системой символов, так же как обычные люди в наше время не могут оперировать высшей математикой. Греки, хлынувшие в страну как туристы и солдаты столетия спустя, конечно, не могли читать эти древние писания, но поскольку они обычно находили такие надписи в храмах, то предположили, что они имели только религиозное значение, и назвали их иероглифами («священные знаки»).
Безопасность
Потребность в ирригации способствовала развитию цивилизации в долинах Нила и Тигра — Евфрата с двумя важными отличиями. Долина Двуречья развивалась на восток, запад и север к диким, нецивилизованным племенам возвышенностей. Подверженные постоянным нападениям и грабежам, жители поселений у берегов рек отгородились стенами. Поселения разрастались, жители изобрели оружие, сформировали армию и упражнялись в военном искусстве и дисциплине.
Таким образом, города на Тигре и Евфрате большую часть времени сдерживали варваров. Но что делать с солдатами и оружием в периоды между набегами? Если позволить им бездельничать, это повлечет за собой опасность для города. Поэтому, естественно, города начали воевать друг с другом.
Население долины Нила пока было избавлено от этого. На запад и восток от их мирной местности раскинулась пустыня, которую ни одна армия не могла легко пересечь. На севере — Средиземное море, и в древние времена не существовало кораблей достаточно больших, чтобы перевозить армии через море. На юге находился Первый порог, который мешал врагам совершать набеги. Долгое время жители берегов Нила жили почти в полной безопасности и изоляции. Их поселения остались невооруженными и неагрессивными.
Но комфортная жизнь способствовала регрессу. Где-то обитатели берегов других рек постоянно сталкивались с новыми условиями, захватчики изобретали новые методы или были вынуждены сами учиться обороняться, а жители берегов Нила не занимались этим много веков. Каждое новое поколение использовало старые способы.
К тому времени, когда чужеземцы пришли в долину Нила и установили свое владычество над коренными жителями, было слишком поздно. Они настолько увязли в своих старых традициях, что стали самыми консервативными людьми в истории (возможно, за исключением китайцев).
Их система письма оставалась очень сложной, в частности, из-за многочисленных символов, некоторые из них представляли собой отдельные слова, а некоторые — части слов. Около 1500 лет до н. э. где-то на восточном побережье Средиземного моря возникла традиция ограничивать символы до пары дюжин, каждый обозначал отдельный согласный звук. Любое из тысяч разных слов могло быть образовано при помощи такого «алфавита», и весь процесс письма стал намного проще для заучивания и использования.
Однако жители берегов Нила, гордые своей древней цивилизацией и тесно связанные со своими древними традициями, не приняли такой алфавит за последующие почти две тысячи лет. Они упрямо пользовались своей громоздкой системой, такой оригинальной и удобной вначале, но затем ставшей обременительной. Подобный консерватизм только помогал другим, более прогрессивным, народам опережать поселенцев берегов Нила. (Ведь и сейчас китайцы не отказываются от своих собственных символов, таких же сложных, как у египтян. Мы не должны переоценивать и самих себя. Соединенные Штаты не меняют своих дурацких единиц измерения и не принимают намного более простую и более логичную метрическую систему, используемую почти всем остальным миром.)
Как другой пример консерватизма рассмотрим календарь. Священнослужители берегов Нила со временем выяснили, что год длится 365 и 1/4 дня. Каждый пятый год должен длиться 366 дней, если разлив Нила нужно зафиксировать на одном и том же дне календаря. Однако все усилия, приложенные для принятия этого усовершенствования календаря, оказались напрасны. Жители были привержены прошлому и старым традициям, даже если это значило, что вычисление наступающего наводнения проводилось излишне сложно.
Два Египта
Обитатели долины Нила называли свою страну «Хем». Это слово, очевидно, значит «черный» на их родном языке. По одному предположению, название происходит от богатой черной почвы, приносимой разливом Нила, почвы, составляющей сильный цветовой контраст с желтым песком пустыни на обоих берегах.
Поздние греки называли страну «Эгиптос» — искаженное название большого египетского города позднейших времен, который они знали. Мы унаследовали это название и называем страну Египет.
На ранних стадиях развития египетской цивилизации страна представляла собой группу маленьких городов, или номов, каждый из которых молился своему богу в своем храме со своими священниками, собственным правителем, и каждый владел прибрежным участком пахотной земли. Сообщение из одного города в другой происходило по реке, причем довольно легко, так как река помогала плыть в одну сторону по течению, а ветер обычно дул в другую. Без парусов можно было двигаться на север, с парусами — на юг. Жители всех городов общались, конечно, но трудности преодолевались бы намного легче, если бы между собой сотрудничали города.
В общем, долину Нила можно рассматривать как разделенную на два главных региона. Один — это узкая долина самой реки, протянувшаяся от Первого порога до района Меридова озера, расположенного на расстоянии чуть больше 160 километров от моря, Верхний Египет.
К северу от Верхнего Египта Нил разбивается на несколько мелких рек, раскинувшихся веером в виде большого треугольника приблизительно на 200 километров в каждую сторону. Нил впадает в море через несколько устьев, и вся земля между и вдоль этих устьев очень плодородна. Этот треугольный участок — Нижний Египет.
На карте Египта, которую современники рисуют с севером наверху, Нижний Египет расположен над Верхним Египтом, и это выглядит странно. Но ориентиром является река. Если двигаться вниз по течению в направлении устья, мы скажем, что двигаемся «вниз по течению». Противоположное направление назовем «вверх по течению». Если мы примем, что Верхний Египет находится вверх по течению от Нижнего Египта, то эти названия получают смысл.
В греческом алфавите буква «дельта» изображена как равносторонний треугольник, по крайней мере когда пишется как заглавная. Греки, следовательно, относились к Нижнему Египту как к дельте Нила, поскольку он представляет собой равносторонний треугольник. (В настоящее время каждый участок земли, расположенный в устье реки, образованный из ила, приносимого вниз по течению, называется дельтой вне зависимости от формы. Например, мы говорим о дельте Миссисипи, которая имеет неправильную форму.)
Доисторический прадедушка Беллера
Доисторический прадедушка Беллера Скрипи, нога, скрипи, липовая! Из русской
1. Мифологический доисторический период
1. Мифологический доисторический период Уже Памф написал гимн Эроту, подтверждая этим, в частности, то, что культ Эрота лежал в основе эллинской культуры. Часть истории Орфея, чье существование отрицал Аристотель и которого Эрвин Родэ сделал символом единства религий
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: «ДРУГОЙ» ЕГИПЕТ
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: «ДРУГОЙ» ЕГИПЕТ Более 90 % времени эксплуатации человеком долины Нила приходится на эпоху первобытности, но до рубежа XIX–XX вв. она не была известна, и сама идея, что древнеегипетская цивилизация (о которой судили тогда лишь по пирамидам, мумиям и
Глава V Первый доисторический город на холме Гиссарлык
Глава V Первый доисторический город на холме Гиссарлык Как я уже объяснял на предыдущих страницах [1062], благодаря двадцати шахтам, вырытым на месте Нового Илиона, которые точно обозначены на плане эллинского Илиона [1063], я установил, что ни один доисторический город
Глава VI Второй доисторический город на месте Трои
Глава VI Второй доисторический город на месте Трои Может быть, жители первого города спокойно оставили свои дома и переехали, а может быть, их город был захвачен и уничтожен врагами – по руинам определить это мы не можем; во всяком случае, первый город не был уничтожен
1.
1. Доисторический мир1.1. Доисторический мир Эта история закончилась в мае 1945 года на улицах Берлина. Однако началась она задолго до возникновения известной нам человеческой цивилизации – 18 миллионов лет назад.Именно тогда человек – бесполое существо, сотканное из чистейшей энергии, –
Доисторический Египет (до середины IV тысячелетия до н. э.)
Доисторический Египет (до середины IV тысячелетия до н. э.) Земледелие и скотоводство зарождаются на территории Египта около X–IX тысячелетий до н. э. Возможно, эти занятия, а также используемые в них виды растений и животных проникают сюда из Восточного Средиземноморья:
Доисторический период
Доисторический период Когда греческий историк Геродот в V веке до н. э. писал, что египтяне верят в изначальное существование своего народа — с момента появления на земле первых людей, он всего лишь фиксировал мнение, широко распространенное в Древнем мире: история
Доисторический Египет
Доисторический Египет Hayes William C. Most Ancient Egypt. London, 1965.Hoffman Michael. Before the Pharaohs: The Prehistoric Foundations of Egyptian Civilization. London, 1991.Kemp BarryJ. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. London, 1989.Midant-Reynes Beatrix. The Prehistory of Egypt: From the First Egyptians to the First Pharaohs. Oxford, 2001.Rice Michael. Egypt’s Making. The Origins of Ancient Egypt, 5000–2000 BC. London, 2003.Spencer A. J. Early Egypt: The
Глава IX Пятый доисторический город на месте Трои
Глава IX Пятый доисторический город на месте Трои Над слоем руин четвертого города лежит слой щебня толщиной около 6 футов, очевидно состоящий из руин домов, построенных из дерева и глины. То, что население четвертого города, бесчисленные стены домов которого мы уже видели,
II. Доисторический период масонства
II. Доисторический период масонства А. Организация каменно-строительных рабочих XIV-XVII вв.История старых организаций каменщиков тесно связана с общей историей ремесленных гильдий и братств.Долгое время в ней искали, однако, каких-то особенных этапов: в каменщиках видели
Доисторический рацион питания
Доисторический рацион питания Конечной целью археологии жизнеобеспечения является не только установление того, как люди добывали пищу, но и реконструкция их действительного рациона питания. Такая реконструкция затруднительна главным образом из-за недостатка
Древний Египет Река Нил
Египтяне верили, что земля похожа на блин. В центре протекала река Нил. Они думали, что вокруг Великого Кольца был океан. Египтяне также верили, что небо плоское, как земля, и что оно поддерживается четырьмя полюсами, чтобы воздух мог течь между землей и небом. Река Нил берет начало в горах Африки и течет на север к Средиземному морю. Она течет через тысячи миль пустыни. Через тысячи миль река имеет множество водопадов и порогов, называемых катарактами. В дельте Нил успокаивается. Он разветвляется на множество небольших ручьев, прежде чем впадает в Средиземное море.
Каждое лето Нил заливал долину реки. Через три месяца вода отступит, оставив после себя тонкий богатый слой ила. Хапи был богом наводнений. Он всегда был одет как лодочник или рыбак. Хапи нес блюдо с пшеницей, ячменем, финиками и льном.
Нил был самым быстрым путем для путешествия по Древнему Египту. Путешествие по реке Нил было легкой задачей для египтян. Течения текли на север. Лодки могли позволить течениям нести их к северному пункту назначения. Когда лодка хотела вернуться на юг, ветер понес их на юг. Когда ветер не дул, египтяне использовали весла или длинные шесты, чтобы передвигать их вперед.
Большинство лодок были сделаны из гигантского папируса, связанного вместе. У царской семьи и священника были деревянные лодки из кедрового дерева. Длиной больших деревянных лодок, принадлежавших королевской семье, было более 100 футов. Грузовые лодки везли по реке гранит, скот и продукты людям. Их тянули команды мужчин с множеством пар весел. Когда ветер стих, мужчинам пришлось буксировать лодки по реке на длинных канатах от берега.
Торговцы использовали Нил в качестве транспорта. Ранняя торговля между 6000 и 4000 годами до нашей эры включала керамику и артефакты.
К 4000 г. до н.э. через Вади Хаммамат был проложен торговый путь, пролегавший на восток и запад через Египет от Нила до Красного моря. В это время ослы, верблюды и лошади были приручены и использовались для перевозки. Торговый путь и вьючные животные позволяли путешественникам перемещаться между Фивами и Элимом.
К концу 4-го тысячелетия до нашей эры египтяне торговали с людьми из Бадахшана (современный Афганистан), чтобы получить драгоценный камень лазурит. Еще в 3000 г. до н.э. в Египте была колония в Ханаане, производившая гончарные изделия для египтян.
Египтяне использовали дерево для изготовления корпусов своих кораблей. Они связали деревянные доски вместе и заткнули щели камышом. Египтяне использовали качественные пиломатериалы из Библоса. Это позволяло египтянам преодолевать большие расстояния.
Еще один торговый путь, Дарб-эль-Арбейн, был проложен между Нубией и Египтом в середине 2-го тысячелетия. Несмотря на то, что у египтян было собственное золото, они торговали с Нубией за большее количество золота. Египтяне вывозили папирус, лен, зерно и даже артефакты, награбленные из гробниц фараонов. Нубия была торговым коридором между Египтом и тропической Африкой. По этому торговому пути египтяне получали слоновую кость и черное дерево из Африки. Фараон Сахуре импортировал кедр из Ливана и мирру, малахит и электрум из земли Пунт. Египет также торговал с Анатолией [Турцией] оловом и медью для производства бронзы.
Река Нил Судан — ITC Italian Tourism
Голубой и Белый Нил встречаются в Хартуме, превращаясь в могучую реку, которая открывает свой путь через пустыню в Египет и Средиземное море. По его берегам развивалась вся жизнь, и поэтому сегодня, следуя по ее течению, мы можем найти все важнейшие культурные объекты суданского наследия.
В Судане есть четыре из первоначальных шести катаракт. Слово катаракта — это греческое слово, буквально означающее «нисходящий поток», означающее «пороги», «шлюз» или «водопад». Однако ни один из шести основных водопадов Нила нельзя было точно описать как водопад и дать более широкое определение; то же самое и со многими минорными катаракта. Геологи указывают, что регион северного Судана является тектонически активным, и эта активность привела к тому, что река приобрела «молодой» характер.
Нубийская волна отклонила русло реки на запад, сохранив ее небольшую глубину и вызвав образование катаракты. Даже по мере того, как русло реки изнашивается эрозией, массив земли поднимается, оставляя открытыми части русла реки. Эти отличительные черты реки между Асуаном и Хартумом привели к тому, что этот участок часто называют Катарактным Нилом, а нижнюю часть иногда называют «египетским» Нилом. Геологическое различие между этими двумя частями реки значительно. К северу от Асуана русло реки не каменистое, а состоит из наносов, и считается, что это не мелководная река, а коренная порода, ранее подвергшаяся эрозии, достигла глубины в несколько тысяч футов.
Древние египтяне нумеровали пороги, начиная со Средиземного моря, вместо того, чтобы следовать естественному течению реки:
1-й и 2-й пороги затоплены водой озера Насер, когда оно было создано.
3-й порог представляет собой очень интересные скальные образования. Он расположен к северу от Кермы, древней столицы королевства Куш, которое просуществовало более 1000 лет, прежде чем попало под контроль египтян благодаря естественной защите, обеспечиваемой самой катарактой. Когда 18-я династия Нового царства достигла его, здесь прошла граница между Египетской империей и Нубийским царством.
4-й порог расположен к северу от города Карима. Скалистые гранитные образования сменяют друг друга, а между ними протекает Нил, образуя несколько порогов, которые раньше делали судоходство невозможным.
Leave A Comment