Незнайка — варианты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2023

Закрыть

Скачать .pdf

Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору?

-Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?   — Свидригайлов, — сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.   Раскольников вздрогнул.   — Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! — вскричал он.   — Как! Вы знаете Свидригайлова?   — Да… знаю… Он недавно приехал…   — Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубенного, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя… оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел. Вы как же изволите знать?   — Я… знаком… моя сестра жила у них в доме гувернанткой…   — Ба, ба, ба… Да вы нам, стало быть, можете о нем сообщить.

А вы и не подозревали?   — Я вчера его видел… он… пил вино… я ничего не знал.   Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.   — Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спертый дух…   — Да, мне пора-с, — пробормотал Раскольников, — извините, обеспокоил…   — О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить…   Илья Петрович даже руку протянул.   — Я хотел только… я к Заметову…   — Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.   — Я… очень рад… до свидания-с… — улыбался Раскольников.   Он вышел; он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору; что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в нее скалкой и закричала. Он сошел вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела.
Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице ее, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.   Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.   — А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?   Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошел к самому столу, уперся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.   — С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!   Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.   — Это я… — начал было Раскольников.   — Выпейте воды.   Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:   Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил.
   Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.   Раскольников повторил свое показание.

Показать текст целиком


Не случайно, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору: он увидел не просто «бледную» Соню, а голос совести, заставивший его дать показания.

Пораженный известием о самоубийстве Свидригайлова Раскольников выходит из конторы, не желая давать показания. Однако он видит «помертвевшую» Соню, которая «дико» на него смотрела. В этом «больном» и «отчаянном» лице герой увидел свою совесть, свою глубокую нравственность, которая постоянно борется в его душе с жестокостью и индивидуализмом. Потому он и решается рассказать следователям всю правду о преступлении, подавляя в себе ту часть натуры, которая оправдывает насилие ради великой цели.

Критерии

  • 2 из 3К0Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1К1Следование нормам речи
  • ИТОГО: 2 из 4

В каких произведениях русской литературы герои проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым?

-Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?   — Свидригайлов, — сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.    Раскольников вздрогнул.   — Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! — вскричал он.   — Как! Вы знаете Свидригайлова?   — Да… знаю… Он недавно приехал…   — Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубенного, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя… оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел. Вы как же изволите знать?   — Я… знаком… моя сестра жила у них в доме гувернанткой…   — Ба, ба, ба… Да вы нам, стало быть, можете о нем сообщить. А вы и не подозревали?   — Я вчера его видел… он… пил вино… я ничего не знал.   Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.   — Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спертый дух…   — Да, мне пора-с, — пробормотал Раскольников, — извините, обеспокоил…   — О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить…   Илья Петрович даже руку протянул.
   — Я хотел только… я к Заметову…   — Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.   — Я… очень рад… до свидания-с… — улыбался Раскольников.   Он вышел; он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору; что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в нее скалкой и закричала. Он сошел вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице ее, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.   Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.
   — А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?   Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошел к самому столу, уперся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.   — С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!   Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.   — Это я… — начал было Раскольников.   — Выпейте воды.   Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:   Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил.   Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.   Раскольников повторил свое показание.

Показать текст целиком


Наравне с Достоевским, героев, проходивших через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования, изображали Пушкин в романе «Евгений Онегин» и Толстой в романе-эпопее «Война и мир».

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа Пушкина, переживает глубокие душевные потрясения после убийства Ленского на дуэли. Как Раскольников во время отбывания наказания за убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы отказывается от своей преступной теории, так и Евгений Онегин после убийства Ленского преображается. После путешествия длиной три года он приезжает в Петербург совершенно другим человеком: его равнодушие к жизни исчезло, теперь он умеет глубоко чувствовать, любить.

Через жизненные испытания и разочарования проходит и герой романа-эпопеи Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. В начале романа герой представлен как скучающий индивидуалист, которому чуждо светское общество Петербурга. Как и Раскольников, он хочет быть сильной личностью, такой, как Наполеон, хочет всемирного признания и славы. Однако в сражении под Аустерлицом герой разочаровывается в своем кумире, осознает  его ничтожность.

Таким образом, и Пушкин, и Достоевский, и Толстой в своих произведениях показывали нравственные искания героев, изображали их духовную эволюцию.

Критерии

  • 4 из 4К0Включение в литературный контекст и убедительность аргументов
  • ИТОГО: 4 из 4

Почему «снисхождение» первого снега предстаёт в стихотворении «Шёл снег…» как событие значимое, поворотное в жизни человека?

В. Н. Соколов «Шел снег…» 1968 год

Шёл снег: неспешно и торжественно —

такой воздушный, лёгкий, женственный.

Нет, он не шёл — он снисходил

до нас. А мы глазами хлопали,

любуясь медленными хлопьями,

представив счастье впереди.

Звон колокольный звал к заутрене,

земля, снежинками припудрена,

собой являла чистоту.

А мы стояли ошарашено,

забыв про серость дня вчерашнего,

поверив в светлую мечту.

Неповторимые и разные

мы так похоже верим в праздники,

но чаще ждём их по весне.

И вдруг, нежданно и нечаянно,

восторг души сменил отчаянье. ..

А ведь всего-то — выпал снег!

Показать текст целиком


В стихотворении Соколова «Шел снег…» «снисхождение» первого снега предстает как поворотное событие в жизни человека, и это не случайно: так автор выражает мысль о благотворном влиянии природы на человека, способной подарить ощущение полной гармонии с миром.

Рисуя образ снега, поэт использует такие эпитеты, как «воздушный», «легкий», и метафору «хлопьями» — все эти тропы помогают передать красоту первого снега, его великолепие. И действительно, любуясь снегом, лирический герой переживает минуты истинного счастья («восторг души сменил отчаяние»), забывает обо всех тревогах и сомнениях. И это ощущение гармонии с самим собой и окружающим миром подарил ему всего лишь первый снег, неспешный и торжественный.

Критерии

  • 3 из 3К0Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1К1Следование нормам речи
  • ИТОГО: 4 из 4

В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека и в чём они схожи со стихотворением В. Н. Соколова?

В. Н. Соколов «Шел снег…» 1968 год

Шёл снег: неспешно и торжественно —

такой воздушный, лёгкий, женственный.

Нет, он не шёл — он снисходил

до нас. А мы глазами хлопали,

любуясь медленными хлопьями,

представив счастье впереди.

Звон колокольный звал к заутрене,

земля, снежинками припудрена,

собой являла чистоту.

А мы стояли ошарашено,

забыв про серость дня вчерашнего,

поверив в светлую мечту.

Неповторимые и разные

мы так похоже верим в праздники,

но чаще ждём их по весне.

И вдруг, нежданно и нечаянно,

восторг души сменил отчаянье…

А ведь всего-то — выпал снег!

Показать текст целиком


Наравне с Соколовым о благотворном влиянии природы на человека писали Пушкин в стихотворении «Зимнее утро» и Лермонтов в произведении «Когда волнуется желтеющая нива…».

В стихотворении Пушкина «Зимнее утро» лирический герой восторгается красотой зимней природы, восклицая: «Мороз и солнце; день чудесный!». Как первый снег усмиряет тревоги лирического героя Соколова, так и великолепие окружающего мира рождает в душе лирического героя Пушкина ощущение настоящего счастья, «голубые небеса» и «великолепные ковры» снега дарят ему минуты искреннего восторга и радости.

Эту тему затрагивал и Лермонтов в своем стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирический герой признается, что только когда качает «головой» «приветливо» ландыш, когда «студеный ключ играет по оврагу», тогда «смиряется души … тревога», исчезают все сомнения и переживания. Более того, именно в гармонии с природой он может обрести счастье: «И счастье я могу постигнуть на земле…». Как и в стихотворении Соколова, природа успокаивает душу лирического героя, дарит ему желанное умиротворение и покой.

Таким образом, и Пушкин, и Лермонтов, и Соколов, изображая картины природы, отмечали ее влияние на душу человека. Именно она способна успокоить тревожную душу, осчастливить человека.

Критерии

  • 4 из 4К0Включение в литературный контекст и убедительность аргументов
  • ИТОГО: 4 из 4

Как меняется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств?

Показать текст целиком


Для читающей России XIX века роман Пушкина «Евгений Онегин» стал настоящим открытием: публику удивляла не только «свободная» форма романа, но и то, что автор изобразил в произведении типичного представителя 20-х годов XIX века – Евгения Онегина.

Евгений Онегин – натура глубокая, однако наделенная внутренними противоречиями: холодный скептицизм сочетается с благородством, острым умом героя. Однако после перенесенных душевных потрясений (смерть Ленского) Евгений Онегин преображается, становится человеком, способным на глубокие чувства.

В первой главе романа автор описывает типичный день Евгений Онегина, которого называет «забав и роскоши дитем». Действительно, уже само образование Онегина не предполагало ни глубоких знаний, ни морального воспитания.   Герой «мазурку танцевал», в совершенстве говорил по-французски и мог «Коснуться до всего слегка \\ С ученым видом знатока», то есть владел всем тем, что требовала от него жизнь в светском обществе Петербурга. День Евгения Онегина проходил «праздно и однообразно»: званый обед, театр, балы. Любовь же для него представляла собой не глубокое чувство, объединяющих двух людей, а лишь «науку страсти нежной», потому он был достаточно легкомысленным в своих связях.

Неудивительно, что такая жизнь в Петербурге иссушила душу героя, ему «друзья и дружба надоели», надоел и «света шум». Желая сбежать из наскучившего Петербурга, Евгений едет в деревню, в «прелестный уголок». Однако и там  Евгений скучает, и единственное его развлечение – дружба с молодым поэтом-романтиком Ленским. Хоть между друзьями и была глубокая духовная пропасть, которую Пушкин подчеркивает антитезой «…волна и камень \\ стихи и проза», герои проводили достаточно много времени вместе: Ленский оттого, что верил в дружбу и видел в Евгении своего лучшего друга, а Онегин – от скуки.

К сожалению, их дружба заканчивается трагически: смертью Ленского. Виной тому – напыщенная гордость Онегина, его самолюбие, боязнь «общественного мненья». Обидевшись на своего друга за то, что он позвал его на скучный вечер, Онегин танцует с возлюбленной Ленского Ольгой, совершенно не задумываясь ни о самом Ленском, ни о Татьяне. Кроме того, прекрасно понимая, что он виноват в конфликте, герой все равно не отклоняет вызов на дуэль, боясь быть «мячиком предрассуждений».

Однако после смерти Ленского герой поистине преображается, теперь он не только умеет анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Увидев Татьяну в светском обществе Петербурга, Онегин горячо влюбляется в нее, он открывает глаза на цельность ее натуры, на глубину ее чувств к нему. Более того, герой осознает, что раньше его жизнь была пуста, бесцельна. В письме к Татьяне Онегин признается:

«Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!»

Таким образом, под влиянием жизненных обстоятельств Евгений Онегин из праздного дворянина в глубоко чувственного человека.

Критерии

  • 3 из 3К0Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2К1Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3К2Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3К3Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3К4Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

Сочинения для ЕГЭ по литературе

15. Какие чувства и почему испытывает лирический герой стихотворения «Школьник»?

Лирический герой стихотворения испытывает чувство радости и гордости за страну. 

Герой Некрасова, увидев школьника, идущего в школу, по его внешнему виду понимает, что он из бедной семьи: «ноги босы», «грязно тело». Скорее всего, родители мальчика отдали последние деньги, чтобы он получил образование («Батька на сынишку издержал последний грош»).

Стремление обычных крестьян к получению знаний является причиной радости героя. Чувство гордости лирический герой испытывает за страну, которая «выводит из народа столько славных», «столько добрых, благородных, сильных любящей душой».

Он верит, что не «погиб ещё тот край», в котором среди «тупых и холодных» есть люди, всей душой стремящиеся к знаниям.

15. Какими способами выражается во фрагменте стихотворения «Валерик» авторское отношение к войне?

Раз — это было под Гихами,
Мы проходили темный лес;
Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
Нам был обещан бой жестокий.
Из гор Ичкерии далекой
Уже в Чечню на братний зов
Толпы стекались удальцов.
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом;
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками;
И оживилися леса;
Скликались дико голоса
Под их зелеными шатрами.
Едва лишь выбрался обоз
В поляну, дело началось;
Чу! в арьергард орудья просят;
Вот ружья из кустов [вы]носят,
Вот тащат за ноги людей
И кличут громко лекарей;
А вот и слева, из опушки,
Вдруг с гиком кинулись на пушки;
И градом пуль с вершин дерев
Отряд осыпан. Впереди же
Все тихо — там между кустов
Бежал поток. Подходим ближе.
Пустили несколько гранат;
Еще продвинулись; молчат;
Но вот над бревнами завала
Ружье как будто заблистало;
Потом мелькнуло шапки две;
И вновь всё спряталось в траве.
То было грозное молчанье,
Не долго длилося оно,
Но в этом странном ожиданье
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп… глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный… В штыки,
Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня…
Ура — и смолкло. — Вон кинжалы,
В приклады! — и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

Авторское отношение к войне выражается различными способами.

Создавая картины боя, автор меняет стиль повествования. Рассказ становится нервным, прерывистым, фраза не вмещается в строчку:

Ура – и смолкло. – Вон кинжалы,

В приклады! – и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Поэт использует и прием инверсии: «И два часа в струях потока/ Бой длился». Всё это создает впечатление уродливости, неправильности происходящего.

Когда идет бой – «резня», нет людей как личностей. Поэт сравнивает их со зверями. Гипербола «Ручей телами запрудили» помогает осмыслить войну как бессмысленное и жестокое событие.

Ужасам войны противопоставлены картины природы. Автор размышляет о бессмысленности «беспрестанной и напрасной» вражды, о том, что война и кровопролития  враждебны лучшему в человеке и «вечно гордой и спокойной» жизни природы.   

16. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М.Ю.Лермонтова «Родина?»

К теме родины обращались многие поэты.  Помимо стихотворения М.Ю.Лермонтова можно назвать такие произведения, как «Россия» А.А.Блока, «Гой ты, Русь, моя родная…» С.А.Есенина

Сопоставляя данные стихотворения, понимаешь, насколько они близки авторской позицией – любовью к родине: «люблю» — звучит у Лермонтова; Блок восклицает:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первыя любви!

А Есенин говорит, что ему даже рая не надо,- «Дайте родину мою»

Никто из поэтов не идеализирует родину. У Лермонтова это «огни печальных деревень», у Блока – «нищая Россия», у Есенина «у низеньких околиц звонно чахнут тополя». Но тем правдивее, глубже и искреннее звучат их признания в любви к родине. Поэты любят ее такой, какая она есть.        

8. Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору?

Увидев Соню, Раскольников вернулся в контору, потому что пообещал ей, что признается в убийстве.

Он дал обещание девушке, которая не отвернулась от него, узнав об убийстве, которая все время находилась с ним рядом и поддерживала. Раскольников понимал,  что Соня любит его и верит в него. Своим появлением девушка напомнила герою об обещании. Раскольников, глядя на Соню, которая «стояла бледная, вся помертвевшая» и «дико, дико на него посмотрела», не мог просто взять и уйти. Во-первых, он честный  и гордый человек, который всегда готов нести ответственность за свои слова. Во-вторых, узнав в конторе о судьбе Свидригайлова, он испугался, что его постигнет та же участь.

Таким образом, Раскольников решил вернуться в контору и признаться в убийстве, чтобы встать на путь духовного перерождения. 

9. В каких произведениях русской литературы герои проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым? 

Герои многих произведений русской литературы проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования.

Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрею Болконскому было свойственно мечтать о славе и признании. Отправляясь на Аустерлицкое сражение, герой думал о том, как совершит подвиг, который принесет ему всеобщее восхищение. Но, к сожалению, Андрей испытал лишь разочарование в своих идеях. Затем и смерть жены  «отрезала» его, как и Раскольникова, от мира людей. Он тоже замкнулся в себе. Однако «живая душа» обоих героев тянется к людям. Так, для Андрея спасителями от душевных страданий оказались Пьер и Наташа, а для Раскольникова – Соня.

С Раскольниковым можно сравнить и героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».  Желая проверить свою теорию, Раскольников совершает убийство. Однако ужасное преступление не только не открывает ему истину, но и приводит  к обострению конфликта в его душе, что причиняет ему невыносимые страдания.  Печорин же, играя чувствами других людей, приносит страдания не только им, но и себе. В данном контексте хочется вспомнить историю с Верой, где герой пытается ее догнать, но не может. «Он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Таким образом, из-за жестокости своих действий оба героя испытали сильную боль. 

17. Какова роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова?

Преступление и наказание» продолжает развивать религиозно-нравственные идеи Ф.М.Достоевского. Миролюбие и кротость, любовь к ближнему, вера в спасительную силу Христа даже под покровом временной мерзости и позора – вот идеал Достоевского.

Сонечка Мармеладова,«падшая» женщина,- носительница идей писателя. Несмотря на избранный из-за крайней нужды род деятельности, героиня остается нравственно чистой. Соня — открытая, добрая и благородная девушка. Она  искренне верит в Бога и считает, что перед ним все люди равны.  Именно таких качеств, которые присущи Соне Мармеладовой, не хватает Раскольникову.  Нет, герой не подлец, и совесть у него есть. Только все то доброе и хорошее, что есть у него, герой прячет глубоко в своей душе, израненной болью о несовершенном устройстве общества.

И велика роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова. Именно ей удалось пробудить душу героя. К ней идет Родион рассказывать о преступлении. Он идет к Соне потому, что видит в ней близкого себе человека, так как она тоже преступница. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей герой. Так, Раскольников преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Однако, совершив преступление против своей совести, Соня осталась самой собой, не утратила основных человеческих качеств.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони помогли Раскольникову на пути к спасению. Героиня убеждает героя в необходимости раскаяния, дает ему крестик, просит пойти на перекресток покаяться, а потом пойти и в участок дать признательные показания. Соня не покидает Родиона и тогда, когда героя отправляют на каторгу.

Таким образом, роль Сонечки в судьбе Родиона Раскольникова огромна. Она не дала ему  опуститься на дно жизни (в нравственном отношении), как опустились Лужин, Свидригайлов. Родион смог осознать и принять то, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь, начал смотреть на мир другими глазами, что подтверждают его слова : «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, стремления, по крайней мере…». Своей любовью, верой в добро и  способностью к прощению Соня открыла ему путь к нравственному возрождению.

 

Преступление и наказание Часть IV: Главы IV–VI Сводка и анализ

Сводка: Глава IV

Раскольников идет в комнату Сони. Она удивлена ​​и напугана его визитом. Они обсуждают Катерину Ивановну, которую Соня защищает как добрую, детскую и яростно гордую, хотя и признает, что несчастье более или менее расстроило Катерину. Соня явно очень заботится о своей мачехе и глубоко обеспокоена мыслью о том, что она может скоро умереть, оставив своих детей беззащитными. И все же она цепляется за веру в то, что Бог обеспечит семью и позаботится о них. Соня рассказывает, что была подругой убитой Лизаветы. На самом деле Лизавета подарила Соне крестик и экземпляр Евангелия. Раскольников велит Соне прочитать ему сказку о Лазаре. Соне удается преодолеть страх перед обезумевшим Раскольниковым, и она читает, дрожа при этом. Понятно, что этот отрывок имеет для нее особое значение. Раскольников делится с ней своим решением отделиться от семьи и просит ее уйти с ним. Он думает о ней как о родственной душе, о ком-то, кто, будучи проституткой, также нарушил моральный закон и «разрушил жизнь — свою собственную». Он говорит ей, что скоро она узнает, кто убил Лизавету. Тем временем в соседней пустой комнате Свидригайлов подслушивает разговор.

Резюме: Глава V

Свобода ему будет не дорога, он задумается, запутается . . . он забеспокоится до смерти!

См. Разъяснение важных цитат

На следующее утро Раскольников навещает Порфирия Петровича в полицейском участке. Пока он ждет в вестибюле, он размышляет о своей ненависти к магистрату. Оказавшись в кабинете Порфирия, Раскольников предъявляет ему письменную просьбу о заложенных им вещах. Они начинают долгий разговор, в котором Раскольникову быстро начинает казаться, что он попал в ловушку. Разочарованный играми, в которые, по его мнению, играет Порфирий, он просит магистрата подвергнуть его допросу, обсуждавшемуся накануне. Порфирий пытается расположить к себе Раскольникова и подружиться с ним. Он болтает, говоря в основном ерунду, хотя иногда и добавляя загадочные замечания. Он обсуждает психологические методы, с помощью которых надеется поймать убийцу. Он включает замечания о «молодости» и «интеллигентности» своего подозреваемого, прямо указывающие на Раскольникова. На протяжении бессвязного монолога Порфирия Раскольников хотя и взволнован, но молчит. Но через некоторое время он вспыхивает дико, обвиняя чиновника в том, что он его подозревает, и предлагает Порфирию либо обвинить его прямо, либо оставить в покое. Порфирий пытается его успокоить. Но даже при этом он показывает, что знает о недавнем посещении Раскольниковым места преступления. Он пытается обманом заставить Раскольникова признаться, что послал Разумихина спросить Порфирия о его подозрениях. Раскольников сильно расстраивается, но тут происходит «единичное происшествие».

Резюме: Глава VI

Неожиданно Николай, подозреваемый в убийствах, врывается в кабинет и сознается в преступлении. Хотя Порфирий не верит этому человеку, он серьезно относится к признанию. Он провожает Раскольникова. Пока Раскольников находится на лестнице, Порфирий задерживает его, чтобы сказать, что ему скоро нужно будет снова увидеть его для дополнительных вопросов. Раскольников идет домой, где понимает, что, если бы Николай не ворвался в кабинет Порфирия, он мог бы сознаться в убийствах. Он решает пойти на поминальный обед по Мармеладову. В этот момент в дверях появляется незнакомец, который накануне назвал его убийцей. Мужчина, представившийся арендатором дома ростовщика, говорит, что был свидетелем посещения Раскольниковым места преступления и слышал, как он расспрашивал рабочих о крови. Он показывает, что больше ничего не знает и, подслушав его разговор с Порфирием в полицейском участке, теперь сочувствует тяжелому положению Раскольникова. Раскольников испытывает большое облегчение и возрождает надежду, что его все-таки не поймают.

Анализ: главы IV–VI

Включение Достоевским истории Лазаря дает Раскольникову и Соне образец надежды на их жизнь. В христианской традиции воскрешение Лазаря из мертвых является самым глубоким чудом, которое Иисус совершил на земле. Соня может адаптировать историю к своей жизни как обещание того, что подобное чудо исправит ее положение, своего рода смерть, вызванная ее бедностью и самопожертвованием. Эта история также имеет большое значение для скептически настроенного Раскольникова. Хотя он утверждает, что не верит в эту историю, он тронут ею, поскольку она, без сомнения, резонирует с его чувством полного отчуждения от общества. Его смерть была смертью души. Отделенный от любящих его собственной гордостью и своей страшной тайной, Раскольников жаждет какого-то шанса начать заново, быть, как Лазарь, воскресшим. Он все еще горд, но его лоск превосходства начинает давать трещины.

Подробнее о кресте как символе.

История Лазаря также служит аллегорическим предзнаменованием, предсказывая возвращение Раскольникова в человечество в конце романа. Несмотря на свою убежденность в оправданности убийства Алены Ивановны, Раскольников уже чувствует свою вину и отчужденность на глубоком, почти физическом уровне. В конце концов он вынужден признаться, хотя бы для того, чтобы положить конец сомнениям и эмоциональным потрясениям, которые теперь преследуют его. Его окончательное признание и последующее заключение привели его к некоторой форме искупления.

Узнайте больше об эмоциональных потрясениях, которые переживает Раскольников.

Смирение Сони намного глубже, чем ее смущение из-за того, что она проститутка. Она благочестивая христианка, верящая, что ее судьба твердо в руках Бога, и верящая, что Он справедлив, как замечает Раскольников, вопреки всем доказательствам обратного. Именно вера Сони позволяет ей продолжать выживать и помогать выживать своей семье. Контраст между Соней и Раскольниковым поразителен, освещая глубину преданности и самопожертвования Сони и поверхностность гордыни Раскольникова. Попытка Раскольникова сравнить себя с Соней как согрешницей терпит неудачу, так как она обратилась к проституции только из нужды помочь семье и сокрушается о своем грехе, а Раскольников еще не раскаялся в убийствах, первое из которых шатко основывается на утилитарных основаниях, а второе из них является чисто корыстным. Слепота Раскольникова к этим различиям показывает, что ему еще далеко до признания своей вины.

Прочитать подробный анализ Сони.

Психологический конфликт между Раскольниковым и Порфирием Петровичем достигает апогея в главе V. Хотя Раскольников справедливо уверен, что Петрович не имеет доказательств своей вины, Порфирий в полной мере использует беспокойство Раскольникова. Раскольников, кажется, почти готов признаться в конце четвертой главы, но он отступает от края и к концу четвертой части, кажется, возобновляет свою решимость избежать наказания. Его саркастичная, гордая сторона возвращается в полную силу, и он отстраняется от окружающих людей, критикуя себя за «слабость». Внутренний конфликт между его гордостью и его желанием сознаться усиливается, переплетаясь взад и вперед и продлевая ожидание возможного исхода борьбы.

Прочтите важные цитаты Порфирия Петровича.

Достоевский продолжает мастерски использовать всех своих персонажей, создавая для Раскольникова бесконечное количество возможных совпадений и препятствий. Разоблачение подслушивания Свидригайлова предназначено исключительно для читателя и ясно предвещает, что Свидригайлов воспользуется добытой им информацией для какой-то зловещей цели. Кроме того, Достоевский вставляет драматическую исповедь Николая, неожиданное, но совершенно своевременное событие в пользу Раскольникова, позволяющее Достоевскому изменить направление сюжета. Как и когда Раскольников услышал, как кто-то говорит о желании убить ростовщика, вторя его мыслям, Раскольников полагает, что признание Николая является свидетельством какого-то гениального плана на него.

 

Глава 5

 

Резюме

На следующий день после встречи с Соней Раскольников выполняет неприятную задачу — идет в уголовный розыск РОВД, чтобы официально подать иск на два своих предмета залога. Он полон сильного страха, потому что он ненавидел Порфирия «сильной, непримиримой ненавистью» и боялся, что ненависть его выдаст его. Его заставляют долго ждать, он очень нервничает и нервничает.

Порфирий очень радушно принимает Раскольникова и ведет себя так, как будто это приятный светский визит, забывая, что человека не заставляют так долго ждать светского визита. Раскольников старается сделать встречу официальной и деловой; на самом деле, он все грозится уйти, если Порфирий не перейдет к делу и не осмотрит его официально. Однако ничто не мешает Порфирию выполнять свои обязанности по-своему, и он полон решимости говорить на самые разные темы, особенно о теориях преступления и его раскрытии.

Говоря о том о сем, он постоянно ходит по комнате и часто останавливается у двери и прислушивается, нет ли там еще кого-нибудь. Его походка еще больше нервирует Раскольникова. Интервью продолжается так долго и наполнено таким количеством болтовни и неуместности, что, наконец, Раскольников теряет терпение и говорит Порфирию, что понимает, в какую «игру в кошки-мышки» он играет. Затем Раскольников утверждает, что если его подозревают в убийстве «этой старухи и ее сестры Лизаветы», то он требует, чтобы его немедленно арестовали или отпустили. «Если вы обнаружите, что имеете законное право преследовать меня или арестовать меня, то сделайте это! Но я никому не позволю смеяться мне в лицо и мучить меня».

Чтобы задержать Раскольникова, Порфирий сообщает, что знает о Раскольникове много необычного, например, о его поездке на место преступления, когда он позвонил в дверь и попросил показать кровь. Порфирий также объясняет свою технику: он всегда может арестовать человека, но предпочитает, чтобы подозреваемый имел собственное время обдумать свое преступление. В случае с Раскольниковым Порфирий говорит, что любит его и хочет помочь ему по-дружески, но Раскольников отвергает его дружбу и собирается уйти, когда Порфирий напоминает ему о маленьком сюрпризе, который находится за дверью в соседней комнате. Прежде чем он успевает открыть дверь, происходит что-то странное и непредвиденное.

Анализ

Ранее технику Порфирия называли «игрой в кошки-мышки». Это теперь становится ясно и читателю, и Раскольникову. Во-первых, Раскольников вынужден ждать напрасно; затем он подвергается непрерывной болтовне и еще большей болтовне; а затем есть намек на какие-то секретные улики, спрятанные в соседней комнате.