Статья 3 Конституции Российской Федерации (с изм. от 01.07.2020) Статья 3 Конституции Российской Федерации (с изм. от 01.07.2020)

Актуально на:

18 июля 2020 г.

Конституция Российской Федерации с изменениями от 01.07.2020 | ст. 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Изменения документа

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Составить подборку

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Анализ текста

Идет загрузка…

Ст. 3 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2020 год

Последняя редакция Статьи 3 Конституции РФ гласит:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Ст. 3 КРФ

1. Эта статья раскрывает ряд важнейших черт содержания двух принципов, изложенных в ст. 1 Конституции: демократизма (т.е. народовластия) и республиканской формы правления, все более полно раскрываемые во многих последующих положениях Конституции РФ.

Многонациональный народ РФ провозглашен единственным носителем суверенитета (властного верховенства — государственного, народного, национального; см. комментарий к ст. 4 Конституции РФ) и единственным источником власти в стране. Это означает, что все конституционные правомочия публичной власти — государственной (законодательной, исполнительной, судебной) и местного самоуправления в РФ — исходят от народа через его свободно и непосредственно выражаемую волю и основанную на ней волю его представителей в органах власти.

Народ РФ — единый носитель его единой власти. Это единство власти осуществляется и выражается на высшем уровне его непосредственным волеизъявлением на референдуме и свободными выборами. На иных уровнях единство народовластия реализуется в условиях разделения властей — путем самостоятельной деятельности каждой из них, а также путем координации и согласования их деятельности, имеющих либо горизонтальный (федеральный, региональный или местный) уровень, либо вертикальный (между РФ, ее субъектами и местными самоуправлениями), а также путем взаимного контроля (системы «сдержек и противовесов») между властями, разделенными по горизонтали или по вертикали. Единство действий разделенных властей, согласованно действующих в пределах, допускаемых приближением «смешанной», парламентарно-президентской республики РФ к типу президентской республики (включая меры укрепления вертикали исполнительной власти и т.п.) и повышения центральной управляемости государственного аппарата соответствуют Конституции РФ, если они полностью согласуются со ст. 3, требующей концентрации высшей власти на непосредственно народном уровне, а не на производных от него, подчиненных ему и в этом смысле «низших» уровнях.

Разумеется, эта воля народа не безгранична. Существует и признается суверенитет каждой человеческой личности. Человек, его права и свободы по Конституции — высшая ценность. Поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, допуская их ограничение или даже отмену властью только временно и в особо предусмотренных Конституцией и — в соответствии с ней — законом в исключительных случаях. Провозглашая и закрепляя объективно необходимые принципы юридического, политического, экономического и социального характера, Конституция предусматривает различные варианты, формы и методы реализации каждого из них гражданином, обществом и его государственной властью, но не допускает отказа от этих принципов. Речь идет об объективно необходимых требованиях жизни и деятельности современного цивилизованного гражданского общества и государства (права и свободы человека и гражданина как высшая ценность; демократизм, федерация, господство права; республиканский строй, социальный и светский характер государства; рыночная экономика, разделение властей, эффективное и рациональное использование и охрана природных ресурсов и всей окружающей среды и т.д.).

Вне признания, соблюдения и защиты этих принципов жизнь и деятельность современного цивилизованного общества невозможны, хотя история знает немало примеров, когда «воля народа» (в кавычках и без) использовалась для огульного отрицания этих принципов. Взятые в комплексе, перечисленные принципы и нормы призваны быть гарантией того, что народный суверенитет не превратится вновь лишь в декларацию тоталитарного или авторитарного режима. Поскольку государственная власть существует не только на федеральном уровне, но и в каждом из всех субъектов РФ — в республиках и в равноправных с ними краях, областях, городах федерального значения и автономиях, власть в каждом их них принадлежит его народу. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти названных двух уровней (федерального и регионального), но и через органы местного самоуправления.

Существуют различные определения понятия демократии (народовластия), которые соответствуют различию политических позиций по отношению к этому конституционному принципу. В частности, в ходе общественного обсуждения понятия «суверенная демократия» вновь фигурируют представления о демократии просто как «власти большинства» без упоминания о власти всего народа и о правах его законного меньшинства, которыми, таким образом, можно и пренебречь. Но демократия исходит из необходимости сосуществования правительственного большинства с оппозицией, которая при общественном и парламентском контроле, свободе СМИ и т.д. при следующих выборах может стать большинством, превратив бывшее большинство в оппозицию. Поэтому гораздо более полным, точным и соответствующим практике демократии является ее понимание как власти только такого большинства, которое уважает и строго соблюдает неприкосновенные для него права меньшинства и каждого человека и гражданина.

Таким образом, народ выступает как носитель власти и осуществляет ее, как минимум, на трех уровнях: как многонациональный народ всей России, как народ (как правило, также многонациональный) каждого из субъектов РФ и как народ (население) территориальных единиц местного самоуправления.

2. В ч. 2 ст. 3 речь идет о двух формах народовластия (демократии): высшей, т.е. прямой (непосредственной), и непрямой, косвенной (представительной), которая высшей не названа и таковой не является.

Непосредственное (прямое) народовластие осуществляет сам народ путем волеизъявления граждан в форме всеобщего голосования (референдума) и в форме свободных выборов (например, Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов органов законодательной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.).

Представительную демократию осуществляет не народ непосредственно, а органы, действующие по поручению народа, т.е. представляющие его. Таковыми являются прежде всего избираемые народом органы государственной власти — как коллегиальные (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, носящие различные наименования парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.), так и единоличные (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, мэры городов и т.д.), а также выборные органы местного самоуправления.

В связи с этим надо исправить и некоторую распространенную терминологическую ошибку. Представительная (а не прямая) власть народа осуществляется избираемыми народом не только коллегиальными, но и единоличными органами. Президент РФ есть высший представитель народа, и осуществление им его конституционных правомочий есть институт не прямого, а представительного народовластия (то же относится к выборным единоличным органам власти разного уровня).

Осуществляемое органами государственной власти представительство от имени народа имеет ряд степеней: первую (органы, прямо избираемые народом, например Государственная Дума, Президент РФ), вторую (органы, образуемые представительными органами первой степени, например Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека), третью (например, половина состава Счетной палаты, формируемая Советом Федерации, который, в свою очередь, является органом второй степени представительства) и т.д. Некоторые органы государственной власти формируются согласованным решением не одного, а двух органов, избранных народом; таково, например, назначение ряда должностных лиц: Президентом РФ с согласия Государственной Думы (Председателя Правительства), по представлению Президента РФ Государственной Думой (Председателя Центробанка РФ) или Советом Федерации (судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ и др.).

В демократическом государстве с республиканской формой правления вообще не существует государственных органов и органов местного самоуправления, источником власти которых не было бы прямое или косвенное волеизъявление народа и которые не были бы в юридическом смысле его представителями в отличие от наследственных монархов и назначенных ими должностных лиц, не имеющих формального народного поручения занимать определенный пост и исполнять связанные с ним властные функции.

Конституционное соотношение высшей прямой формы народовластия с его иными формами должно соблюдаться. Опыт показывает, что их несоблюдение может порождать нежелательные последствия, ослабляя необходимый высокий уровень конституционной законности. Так, в начале 1993 г. народ Мордовии прямыми выборами в соответствии с ее Конституцией и принципом народовластия как незыблемой основы конституционного строя избрал ее Президента. Это вызвало недовольство политических сил в республике, которые вскоре на основе конституционных правомочий ее парламента приняли закон об упразднении поста Президента и прекратили его полномочия. Таким образом прямое (непосредственное) и соответствующее Конституции решение народа, чтобы избранный им Президент республики в течение срока своих полномочий исполнял их, оказалось отменено решением избранного этим народом представительного органа. Данной орган имел право упразднить пост Президента, но, поскольку прямое конституционное волеизъявление народа, обязательное и для парламента, уже состоялось, то такое решение парламента могло вступить в силу только после истечения срока полномочий этого Президента или после соответствующего решения, принятого не парламентом, а всенародным голосованием (так называемый отменительный референдум). Конституционный Суд РФ, ссылаясь на федеративное устройство РФ, подтвердил решение мордовских парламентариев и не согласился с возражениями Президента РФ Б.Н. Ельцина. Но со временем аналогичные нарушения конституционного соотношения высшей (прямой) формы демократии с ее иными формами иногда проявляются вновь. Противодействие части политических сил и бюрократического чиновничества развитию высших форм народовластия продолжается. Например, это выражается в замене права народа (избирателей) на выдвижение кандидатов в ходе выборов правом должностных лиц различного уровня на это. Или в передаче от избирателей их представительным органам права избирать или формировать органы исполнительной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления.

Нередко в литературе и даже в законодательстве РФ и ее субъектов встречается недостаточно четкое разграничение понятий органа государственной власти и должностного лица. Орган государственной власти — это коллегиальное или единоличное звено государственного аппарата, на которое Конституцией или соответствующим ей законом возложено исполнение определенных властных функций, принятие властных решений, издание соответствующих нормативных актов. Должностным лицом является и тот гражданин, который исполняет функции индивидуального органа государственной власти, и любой другой сотрудник государственного аппарата, участвующий в подготовке властных правовых решений и актов, но не уполномоченный на их принятие. Должностными лицами являются и многие лица, не состоящие на государственной службе (руководители предприятий или общественных организаций, их специалисты и т.п.). Поэтому понятия органа государственной власти и должностного лица следует четко различать, не отрицая их отмеченного здесь частичного совпадения (в случае должностных лиц, являющихся одновременно и прежде всего конституционными органами государственной власти, как Президент РФ, Председатель Правительства и др.).

3. Часть 3 комментируемой статьи 3 Конституции РФ развивает положения ее ч. 2 о непосредственном осуществлении власти народом, называя референдум и свободные выборы двумя формами высшего выражения этой власти.

С одной стороны, непосредственное осуществление власти народом, названное первым, придает наибольший авторитет решениям, принимаемым на референдуме. В связи с этим решение ряда важнейших вопросов общественной и государственной жизни производится референдумом и является окончательным. Роль парламентов, правительств, политических общественных объединений при этом ограничивается подготовкой, обсуждением, участием в предварительном общественном одобрении проекта для его вынесения на референдум. Референдумом была принята действующая Конституция РФ 1993 г., причем после этого ряд оппозиционных партий заявили о своей готовности соблюдать ее и добиваться желаемых ими изменений в установленном ею порядке. Референдумом были приняты Конституция Франции 1958 г., Конституция Швейцарии 1999 г. и конституции многих других стран.

С другой стороны, существует ряд серьезных сомнений в целесообразности применения референдума для решения сложных вопросов.

Во-первых, очевидна трудность принятия гражданином своего решения по сложному вопросу — например, о принятии проекта Конституции или иного сложного закона, состоящего из сотен положений, каждое из которых гражданин может оценивать по-разному, а ответить он вправе только «да» или «нет» один раз обо всем проекте, полагаясь, как правило, на свое общее впечатление о нем, на мнения и авторитет парламентариев и специалистов, на позиции политических партий, которым он доверяет, и т.д. Например, в 1947 г. один из вопросов подготовляемой Конституции Италии (выбор между монархией и республикой) был решен народом на референдуме, а решение всех иных ее вопросов и принятие Конституции были доверены избранному одновременно с этим референдумом Учредительному собранию, состоявшему из представителей партий, отстаивавших свои позиции по другим вопросам Конституции.

Во-вторых, как работа над текстом законопроекта, так и компетентное голосование по вопросу о его принятии очень часто требуют специальных знаний в различных областях, что часто бывает затруднительно для гражданина, или его интерес может не совпадать с общественным (например, о размере налогов). Поэтому во многих странах референдумы либо вовсе не проводятся, что ограничивает эту высшую форму народовластия, либо проводятся по важным, но сравнительно простым вопросам, на которые может быть уверенно и ответственно дан односложный ответ.

На этих соображениях основана в некоторых странах практика решения вопросов о принятии новой Конституции, законов о бюджете (его доходов и расходов), о правах человека и др. не референдумом, а в порядке текущего законотворчества.

Референдум РФ, согласно п. «в» ст. 84 Конституции, назначается Президентом РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ФКЗ). Это положение нередко понимается в том смысле, что названный ФКЗ должен урегулировать не только порядок назначения референдума РФ, что прямо предусмотрено в ст. 84, но и весь порядок проведения референдумов РФ. Такое понимание основано на том, что, согласно ч. 1 ст. 108 ФКЗ вообще принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Поскольку референдум предусмотрен, т.е. упомянут в Конституции (ст. 3, 32, 130, 135), он в целом, а не только порядок его назначения может быть предметом ФКЗ. Поэтому федеральные конституционные законы регулируют порядок как назначения референдума РФ, так и проведения референдума РФ, включая и осуществление гражданами своего права на участие в референдуме.

Для референдума субъекта РФ и референдума местного самоуправления, предусмотренного статьей 130 Конституции, необходим закон субъекта РФ.

Чтобы ответ «да» или «нет» на вопрос, вынесенный на референдум, был возможен и убедителен, этот вопрос — или если вопросов несколько, то каждый из них — должен быть сформулирован ясно и однозначно. Только так могут быть приняты референдумом новые законы, решения, предопределяющие основное содержание законов государства или выявляющие общественное мнение по иным важным вопросам.

В связи с проблемой референдума как формы прямого народовластия в России доныне сохраняет свое политическое и юридическое значение вопрос о результатах референдума СССР 17 марта 1991 г. Ряд политических партий и политиков, ссылаясь на его результаты, ставили вопрос о восстановлении Союза ССР и ныне ставят вопрос о законности его распада*(1).

ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 42. ст. 3921) подробно определял понятие референдума, порядок его назначения и подготовки к его проведению, голосования и определения его результатов (см. комментарий к ст. 84 КРФ). В частности, он не допускал вынесения на референдум РФ вопросов о досрочном прекращении или о продлении полномочий Президента РФ, палат Федерального Собрания, вопросов бюджета и др. Вопросы референдума РФ не должны были ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Аналогичный характер имели положения о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме.

Существенные изменения внес ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 11 июня 2004 г., многие положения которого, по-видимому, не вполне соответствует относящимся к референдуму положениям Конституции, включая основы конституционного строя РФ. Особенно важно, в частности, значительное сужение возможностей проведения референдума по инициативе граждан. Кроме того, этот ФКЗ исключает назначение и проведение референдума не только при ряде условий (военное или чрезвычайное положение), в течение длительных периодов времени (в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, в период избирательной кампании на всей территории России, кроме как по решению Конституционного Собрания или на основании международного договора), таково и недопущение в течение двух лет повторного референдума по тому же вопросу и др. (см. комм. к ст. 84). Все это может вести к ограничению исполнения народом России своих конституционных функций носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

Другой формой высшего непосредственного выражения власти народа, согласно ч. 3 ст. 3, являются свободные выборы. Это важнейшая, широко применяемая форма непосредственной демократии, в итоге которой граждане создают выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности которых осуществляется иная, представительная форма демократии.

Свобода выборов выражается в том, что избиратели обладают полной возможностью по собственной воле при политическом многообразии и многопартийности, без всякого принуждения участвовать в выборах, включая выдвижение кандидатов, сбор подписей в их поддержку, агитацию и голосование «за» или «против» кандидатов, в общественном контроле за работой избирательных комиссий, за определением результатов голосования, во всех других избирательных процедурах в соответствии с законом. Поэтому является ошибочным нередко высказываемое понимание активного избирательного права граждан только как права голосовать.

Общие конституционные предписания, непосредственно и прямо относящиеся к выборам и содержащиеся в ст. 3 и 32 Конституции, конкретизированы в ст. 81, содержащей ряд положений о выборах Президента РФ и предусматривающей более полное определение этого порядка федеральным законом, а также в ст. 92 о времени этих выборов и в ст. 84, 96, 97 и 109 — об отдельных вопросах выборов депутатов Государственной Думы (см. комм. к этим статьям). Обсуждается вопрос о создании нового проекта Избирательного кодекса РФ, принятие которого позволило бы объединить все избирательное законодательство, устранив многочисленные повторы и противоречия, содержащиеся в отдельных законах о выборах.

4. Положения ч. 4 ст. 3 можно рассматривать как определенные выводы на будущее из опыта борьбы за подлинное народовластие и против его извращений в нашей стране. Конституционно-правовой может быть признана только такая власть, органы которой, порядок их создания, их правомочия и порядок деятельности не только прямо определены Конституцией и строго соответствующими ей законами, но и практика их применения соответствует конституционным требованиям. С этой точки зрения были противоправны многочисленные самозваные «белые», «красные», «зеленые» и тому подобные органы власти, создававшиеся в годы Гражданской войны в различных местностях и опиравшиеся на насилие и на поддержку со стороны активного антидемократического меньшинства. Явно антиконституционной являлась фактическая узурпация государственной власти в СССР аппаратом единственной легальной партии с его номенклатурой, ее «руководящей и направляющей ролью», не связанной результатами непременно демократических выборов, несовместимой ни с властью трудового народа, ни с федеративной структурой государства и полномочиями органов государственной власти, ни даже с некоторыми демократическими принципами, включенными в тексты советских конституций, но превращенными в фикцию. Эта власть отвергала равноправие граждан, демократические принципы избирательного права, разделение властей, местное самоуправление и др. Противоправным было и создание «комитетов спасения» — ГКЧП на общесоюзном уровне, комитетов «спасения» и «чрезвычайного положения» и т.п. в ряде республик и областей — с целью захвата или удержания власти в период краха советской системы (1989-1993 гг.). Весь этот опыт несовместим с Конституцией РФ. Поэтому она запрещает присвоение, захват власти или отдельных властных полномочий и устанавливает, что такие действия влекут за собой преследование по федеральному закону (ст. 3). Конкретные формы ответственности за такие преступления определены также Уголовным кодексом РФ: например, в ст. 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), 142 (фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов) это относится и к направленным на такие цели иным неконституционным действиям законных органов публичной власти, партий и т.д.

Столь же сомнительным с конституционной точки зрения представляется осуществление ряда предложений об издании законов, фактически ведущих к ограничению установленных международно-правовыми актами и Конституцией РФ прав граждан на участие в управлении делами государства, в выборах и референдумах (ст. 32), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30 и др.) в этих целях (в том числе в политические партии и иные организации для участия в выборах), к ограничению конституционной свободы деятельности таких объединений. Таково, например, ограничение права граждан на выдвижение кандидатов, сохраненного только за крупными партиями (при выборах депутатов Государственной Думы), Президентом РФ (выборы губернаторов) или за губернаторами (выборы мэров в городах). Беспартийные этого права лишаются, для них всеобщие и равные выборы в значительной мере прекращаются.

Другим примером может служить замена высшей, т.е. прямой, формы народовластия его низшей, представительной формой (выборы губернаторов краев и областей не избирателями, а законодательными органами субъекта РФ), допущение во многих случаях избрания губернаторов в третий и четвертый раз подряд под различными предлогами (это или организуемая с помощью административного ресурса «воля народа», или переименование этой должности, или принятие нового закона, даже по-прежнему сохраняющего выборы на данный пост двумя сроками подряд, но неосновательно якобы «позволяющего» начать заново счет этих сроков, и т.п.).

Подобная практика подтверждает и иллюстрирует более общую позицию исследователей, констатирующих, что конституционные положения России как демократического, правового, социального государства не реализованы полностью, иногда грубо нарушаются, а народ все более отстраняется от власти. Нет и действенной системы защиты граждан от произвола, беззакония, злоупотреблений властью, социальной несправедливости, незаконных привилегий для одних за счет других граждан, от безответственности официальных представителей власти перед гражданами, от ведомственного, регионального и местного беззакония, от бюрократизма и коррупции. Поэтому осуществление эффективного народовластия во многих конкретных формах требует продолжительного времени и усилий народа и государства для преодоления всех трудностей, препятствий, проявлений традиционного правового нигилизма и т.д. (см.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С. 140, 146-147, 152, 278 и др.).

последние изменения и поправки, судебная практика

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Статье 3 Конституции РФ

1. В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В статье 3 Конституции России указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого). Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие народ отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть в Российской Федерации — не единственная форма власти народа. Еще одной формой его власти является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Признание многонационального народа Российской Федерации верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Конституция закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации есть принадлежность всей власти ее народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия в Российской Федерации осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется ее народом, т.е. гражданами Российской Федерации, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане России. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления в Российской Федерации, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании нашей демократии.

2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

К институтам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, наказы депутатам, отчеты депутатов, отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сходы и собрания граждан, обращения граждан; правотворческая инициатива; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; опросы граждан и др.

3. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции, — являются референдум и свободные выборы».

Согласно Закону о референдуме референдум — это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или к неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. См. также комментарии к ст. 32, 84 (п. «б»), 130, 135.

Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие — к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Институт референдума субъекта РФ в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 5 Конституции), не должны использоваться для противопоставления воли населения субъекта РФ воле федерального законодательства.

Нормы Конституции не препятствуют возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. При этом, однако, федеральный законодатель должен учитывать вытекающее из ч. 2 и 3 статьи 3 Конституции РФ соотношение форм (институтов) непосредственной демократии. Отзыв как одна из таких форм не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов (см. Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право гражданина, а не просто человека. См. также комментарии к ст. 32, 81, 84 (п. «а»), 96, 97, 109, 130.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренных Конституцией, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной власти и образуя их, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ, в том числе с принципом свободных выборов, гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы публичного права (см. Постановление КС РФ от 27.04.1998 N 12-П*(4)).

Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в ч. 2 ст. 32 право граждан РФ на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция, как отмечал Конституционный Суд РФ, исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязанными, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции (референдум — свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов ст. 32 Конституции РФ, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем право участвовать в референдуме (см. Постановление КС РФ от 11.06.2003 N 10-П).

В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.

По смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 32 КРФ в их взаимосвязи, конституционные ценности, связанные с реализацией избирательных прав, могут вступать между собой в известное противоречие, поскольку интересы отдельных избирателей, которыми предопределяется их волеизъявление в процессе выборов, в том числе путем голосования «против всех кандидатов», не всегда совпадают с публичным интересом формирования органов публичной власти. На уровне конституционно-правового статуса личности это, с одной стороны, право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой — право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам; на уровне же института выборов в целом это — формирование органов публичной власти, их представительный и легитимный характер (см. Постановление КС РФ от 29.11.2004 N 17-П*(5)).

4. В Конституции указывается, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Это означает, что государство признает правомерным только такое обладание властью, которое основано на законе и установленных им процедурах. Всякое иное обретение власти или властных полномочий признается неправомерным и влечет за собой ответственность.

Уголовным кодексом (гл. 29) предусмотрена ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 278, 280).

Целям защиты конституционного строя от противоправных посягательств служат нормы УК об ответственности за преступления против интересов государственной службы, правосудия, порядка управления (гл. 30-32), все положения законодательства, обязывающие государство стоять на страже права граждан избирать и быть избранными, участвовать в референдуме (ст. 141, 142), а также других конституционных прав и свобод граждан

Президент и совет Федерации, Государственная дума

 

Согласно 3 ст. Конституции РФ, единственным источником власти в нашей стране является народ. Народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и при помощи представителей.

Власть по Конституции РФ 

Одним из видов непосредственного осуществления власти народа в государстве является референдум. Также российский народ осуществляет власть через посредников: органы местного самоуправления и органы государственной власти.

В этой статье также указано, что ни один человек не может присваивать себе полную власть в государстве, или пытаться ее захватить. За такое посягательство предусмотрены санкции федерального законодательства.

Разделение властей

Ст. 10 Конституции РФ регламентирует разделение государственной власти в РФ на три ветки: судебную, исполнительную и законодательную. Такое разделение способствует эффективности работы государственного аппарата.

Каждая ветка власти обладает своими полномочиями, которые при необходимости она может делегировать другим веткам.

Исполнительная власть – это система государственных органов, главной функцией которой является исполнение законов. Законодательная власть принадлежит органу, который разрабатывает и утверждает законодательство. В России таким органом является двухпалатное Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Судебная власть – ветка государственной власти, главной функцией которой является осуществление правосудия. Судебная власть в РФ представлена судами высшей и первой юрисдикции.

Президент в РФ

Президент РФ – это высшая государственная должность в нашей стране. Президент является гарантом всех конституционных прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, а также главнокомандующим Вооруженных сил РФ.

Президент не принадлежит ни к одной ветки власти, но осуществляет координирование их функций. Именно Президент определяет главные векторы осуществления внешней и внутренней политики страны. 

Президента выбирает народ, посредством прямого и прозрачного голосования.

Совет Федерации

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального собрания. Согласно Конституции РФ, в совет Федерации включены по 2 представителя от одного субъекта Федерации. Полномочия Совета Федерации регламентируются ст. 102 Конституции РФ. 

Государственная Дума

Государственная Дума – это нижняя палата российского парламента. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Главной функцией государственной Думы является законотворческая деятельность.

Правовой статус Государственной Думы указан в 5 главе Конституции РФ. Работой Думы курирует председатель Думы, а также его заместитель.

Местное самоуправление

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой деятельность местных сообществ, которая осуществляется как непосредственно, так и через представительные органы местного значения.

Правовое положение местного самоуправление закреплено в главе 8 Конституции РФ.

Основой работы местного самоуправления является наличие территории, закрепленной за муниципальным образованием, непосредственное участие граждан в местном самоуправлении, наличие бюджета, муниципальной собственности и муниципальных нормативно — правовых актов. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Понятие «конституция»: ее значение в государстве и история создания
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspНеобходимость установления и сохранения порядка и законности в стране: правопорядок и законность

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Какие изменения будут в Конституции Российской Федерации?

Обеспечение социальной поддержки меры

Минимальная заработная плата не может быть ниже, чем стоимость жизни; обязательное повышение пенсий, пособий и других социальных пособий Установлено. На конституционном уровне определяется, что пенсия Система формируется на основе принципов универсальности, справедливости и солидарности поколений.

Правило российского права

Решения межгосударственных органов принимаются на основании положений международных договоров, ратифицированных Россией в своих толкование, противоречащее Конституции Российской Федерации не подлежит исполнению.Противоречие устанавливается Конституционным Судом.

Новые требования к президенту

Требование постоянного проживания кандидата в президенты России в течение не менее 25 лет, а также отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство другого государства, не только во время участия в выборах, но и в прошлом, теперь установлено в Конституции.

Федеральное собрание также поддержало поправку об отмене президентского срока.

Иммунитет

Иммунитет к Президенту России, который прекратил осуществлять свои полномочия, внесен в Конституцию. В то же время бывший глава государства может быть лишен иммунитета в порядке предписанные ст. 93 Конституции об отстранении нынешнего главы государства с должности.

Кроме того, после осуществления своих полномочий Президент России может стать сенатором на пожизненный срок.

Обеспечение роли Государственного совета

Президент формирует Государственный совет Российской Федерации для «обеспечения скоординированного взаимодействия между государством» власти и определить основные направления отечественного и зарубежного политика.«Статус Госсовета будет определять специальный федеральный Закон.

Проверка конституционности законов

Законодательная процедура в отношении Федерального Конституционный закон и Федеральный закон дополняются правом Президента на обжалование в Конституционный суд с просьбой проверить конституционность закона, одобренного парламентом, до его подписания.

Если конституционность закона подтвердил, президент подписывает.Если Конституционный Суд РФ Федерация не подтверждает конституционность федерального конституционного Закон и федеральный закон, тогда глава государства возвращает закон в Госдуму.

Новые требования к гражданскому слуги, парламентарии и судьи

Повышены требования к лицам, осуществляющим государственную власть, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и государственного суверенитета, а именно: с премьер-министром Российской Федерации и его заместителей, федеральных министров, других руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц регионов Российской Федерации, руководители федеральных государственных органов, члены Совета Федерации и государства Дума, судьи.«Иностранное гражданство или вид на жительство другого страна будет им запрещена на конституционном уровне », — поясняет глава. комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Oни Также будет запрещено иметь банковские счета за рубежом.

Повышение роли Государственной Думы

Теперь Государственная Дума будет иметь право утверждать кандидата в Премьер-министры Российской Федерации, предложенного Президентом. Президент назначит утвержденного кандидата.Штат Дума также утвердит вице-премьеров и федеральных министров (кроме те министры, чья деятельность контролируется президентом, в частности Министры так называемого «силового блока») по предложению премьер Министр РФ

Повышение роли Совета Федерации

Основные федеральные органы исполнительной власти (включая федеральных министров), ответственных за оборону и безопасность, внутренние делами, юстицией, иностранными делами и предупреждениями о чрезвычайных ситуациях, а также прокуратурами российских регионов, будет назначен Президентом Российской Федерации после консультаций с членами Федерации. Совет.

Совет Федерации отстранят от должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и судей судов кассационной и апелляционной жалобы по рекомендации Президента, если они совершат действия, порочащие честь и достоинство судьи.

Президент также предложит Совету Федерации кандидатов для назначения на должность Председателя. Счетной палаты и половина от общего числа аудиторов Счетной палаты. Также в соответствии с поправками Федерация Совет будет нести ответственность за проведение слушаний ежегодных отчетов Генерального прокурора Российской Федерации о соблюдении правопорядка в стране.

Изменения в количестве судей Конституционного Суда

Число судей Конституционного Суда Суд будет сокращен с 19 до 11. По требованию Президента Российской Федерации Конституционный суд проверит конституционность принятых законов, как федеральных, так и региональных, до их подписания.

Защита исторической правды и будущего нашей страны

”Российская Федерация чтит память защитников отечества и защищает историческую правду.Снижение значения народного героизма в защите Отечества не разрешено », — говорится в тексте нового закона.

Дети объявлены самым важным государством приоритет политики в России. Государство должно создавать условия, способствующие всестороннему духовному, моральному, интеллектуальному и физическому развитию детей, развитию патриотизма, гражданской активности и уважения к старшим. Государство также заботится о сиротах.

Кроме того, защита семейных вопросов, материнство, отцовство и институт брака были включены в текст нового закона.

Не только Москва

Согласно поправкам, штаб-квартира Некоторые федеральные государственные органы могут находиться не только в столице нашей страны Москве, но и в других городах, определенных Федеральным конституционным Закон.

Русский язык

Одна из поправок устанавливает статус русского языка как языка национальнообразующей нации.

,

Конституция Российской Федерации

Нынешняя версия Конституции была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года после распада Советского Союза. 58,43% людей проголосовали за принятие конституции, а 41,57% проголосовали против. В тот же день была избрана первая Государственная Дума в истории современной России. Новая Конституция вступила в силу в день ее опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.

Действующая Конституция Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов. Преамбула провозглашает, что народ России одобряет эту Конституцию; определены демократические и гуманистические ценности; Место России в современном мире определено.

Первый раздел состоит из 9 глав и 137 статей, в которых изложены основы политической, социальной, правовой, экономической и социальной систем Российской Федерации, основные права и свободы человека, федеративное устройство Российской Федерации. статус органов государственной власти, порядок пересмотра Конституции и внесения изменений.

Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой для преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Следующие органы могут инициировать изменение Конституции: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов, а также группа из не менее одной пятой членов Совета Федерации. или Государственная Дума.

Поправки к Конституции, за исключением отдельных статей, принимаются Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального конституционного закона, утверждаемого законодательными органами не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

Статьи об основополагающих элементах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина, а также о пересмотре Конституции могут быть изменены только решением Конституционного Собрания, которое созывается при внесении поправки. Предложение поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и Государственной Думы. Конституционное Собрание может принять новый текст самой Конституции или может поставить этот вопрос на всенародное голосование.

Наиболее важные поправки к Конституции на сегодняшний день:

1. Срок полномочий Президента увеличен с 4 до 6 лет, а срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. 30 декабря 2008 года. Кроме того, эти поправки установили, что Правительство должно представлять ежегодный отчет в Государственную Думу;

2. судебная система Российской Федерации была изменена 5 февраля 2014 года;

3. изменение в составе Совета Федерации утверждено 21 июля 2014 г .;

4.Остальные поправки касаются изменений в составе Российской Федерации. Таким образом, 21 марта 2014 года Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в состав Российской Федерации.

С полным текстом Конституции можно ознакомиться по этой ссылке:

http://archive.government.ru/eng/gov/base/54.html

,
Европа не любит поправок в Конституцию России. Что дальше?

Как и следовало ожидать, Европейская комиссия за демократию через право (или Венецианская комиссия) подвергла критике поправки к российской Конституции. Чего следует ожидать после критического обзора?

Какая комиссия экспертов не понравилась

По мнению экспертов Венецианской комиссии, внесенные изменения делают Конституционный Суд Российской Федерации более уязвимым для политического давления, поскольку полномочия судей могут быть прекращены по предложению президента.

Кроме того, поправки предусматривают возможность не исполнять решения международных судов, в том числе решения Европейского суда по правам человека. Речь идет об изменении статьи 79 Конституции. Венецианская комиссия призвала либо снять поправки, либо изменить их формулировку.

Что говорят в России

Сенатор Андрей Клишас, сопредседатель рабочей группы по конституционным изменениям, прокомментировал выводы Венецианской комиссии.

«Мы приняли к сведению позицию Венецианской комиссии — это все, что нужно сделать. В закон об изменениях не будет внесено никаких изменений в связи с этой позицией. Текст поправки останется без изменений», — сказал Клишас РИА Новости. ,

«Решения ЕСПЧ должны быть основаны на конвенции, и именно такие решения будут выполняться — все решения, которые будут основаны на толковании конвенции, могут быть исполнены, только если они не противоречат российскому конституционному праву и порядок.Это позиция большинства граждан страны, и именно об этом говорится в поправке к Конституции », — сказал сенатор.

Выводы, сделанные Венецианской комиссией, носят рекомендательный характер. В целом, довольно часто власти различных государств не принимают выводы экспертов Венецианской комиссии в качестве руководства к действию.

Петиция в Совет Европы

В середине марта этого года на перемену.На сайте организации была подана петиция с призывом к Совету Европы срочно пересмотреть поправки в Конституцию Российской Федерации и способы их принятия. Именно Венецианская комиссия должна была дать оценку.

Автор петиции, эксперт по конституционному праву Станислав Станских, отметил, что решения Венецианской комиссии носят рекомендательный характер, но ее заключение позволит документировать нарушения, связанные с поправками, и их принятие.

Затем Совет Европы согласился рассмотреть этот вопрос, хотя выводы Венецианской комиссии не распространяются на все поправки, которые будут представлены на всенародном голосовании 1 июля.

Согласно последним опросам общественного мнения В России две трети россиян (67%) готовы принять участие в голосовании по конституционным поправкам, которое состоится 1 июля.

,
Путин предлагает серьезные поправки в конституцию России, в т.ч. о своем посте говорит, что люди должны голосовать за изменения — RT Russia News

Президент Владимир Путин предложил, чтобы конституция имела приоритет перед международным правом, если последний нарушает права российских граждан или нарушает конституционные принципы России.

Поправки к конституции могут быть вынесены на всенародное голосование для обеспечения «развития России как государства благосостояния и правопорядка», российский лидер заявил в своем ежегодном обращении к нации.

Принятие новой конституции не является необходимым, поскольку нынешняя конституция будет оставаться актуальной в течение многих лет, пояснил Путин. Но он предложил некоторые изменения, которые он хотел бы увидеть.

Внутреннее против международного права в России

Одним из ключевых вопросов, обозначенных Путиным, было то, что Россия должна соблюдать международное право только в том случае, если оно не противоречит конституции. Принятый еще в 1993 году, он должен служить первоисточником «в нашей правовой среде», заявил он.

Также на rt.com Конституционный суд признает российское законодательство выше решений Европейского суда по правам человека

Международные соглашения и договоры, а также решения международных органов могут применяться в России «только в той мере, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод людей и граждан и не противоречат нашей конституции».

Более строгие требования для высших должностных лиц

Затем президент предложил более строгое профилирование высшего политического руководства, начиная с кандидатов в президенты и заканчивая спуском.

Измененная конституция будет включать в себя обязательные требования для «лиц, занимающих должности, имеющие решающее значение для обеспечения безопасности и суверенитета страны», , включая премьер-министра, членов кабинета, губернаторов, руководителей федеральных агентств, членов парламента и судей.

Им должно быть запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство для других стран, предложил Путин.

Любой, кто готов баллотироваться на пост президента, будет подчиняться «еще более строгим требованиям». Помимо отсутствия иностранного гражданства «не только во время выборов, но и в любое более раннее время», кандидат должен прожить в России не менее 25 лет, а не 10 лет.

Также на rt.com Пять ядерных государств должны работать вместе, чтобы нейтрализовать угрозу «глобальной войны» — Путин

Ограничения президентских сроков остаются в силе

Путин, который был переизбран в 2018 году, также нацелился на срок президентских полномочий.

«Я знаю, что в нашем обществе ведутся дебаты относительно конституционного положения о том, что одно и то же лицо не должно занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд», — признал он . «Я не думаю, что это фундаментальная проблема, но я согласен с этим».

Между тем Центральная избирательная комиссия России дала понять, что всенародное голосование может быть проведено уже в 2020 году. «Если все будет быстро решено, это может произойти в этом году», — сказала секретарь органа Майя Гришина, сообщает «Спутник».

Думаю, вашим друзьям будет интересно? Поделитесь этой историей!

.

Leave A Comment