Ночной воздушный бой над Москвой. Таран Виктора Талалихина

олег белов

Наследие 07 августа 2021

80 лет назад, в 1941 году в ночь на 7 августа младший лейтенант Виктор Талалихин на истребителе И-16 одним из первых военных летчиков РККА произвел таран в ночном воздушном бою над Москвой. Им был сбит бомбардировщик He-111 лейтенанта Йозефа Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й немецкой бомбардировочной эскадры.

Виктор Талалихин / Фото: Public Domain

Таранный удар вписан в историю воздушных боев как тактический прием, смертельный как для противника, так и для пилота, решившегося на подобную атаку. Таран Виктора Талалихина один из первых ночных, совершенных в период Великой Отечественной войны. 7 августа на своем истребителе И-16 он преследовал бомбардировщик Не-111, направлявшийся к Москве. Когда он потратил все боеприпасы, чтобы не дать немецкому самолету уйти, 22-летний летчик пошел на таран.

Немецкий бомбардировщик после атаки рухнул вниз, советский «ястребок» тоже потерял управление, но Талалихину удалось воспользоваться парашютом и выпрыгнуть из кабины. Самолет Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино, ныне городской округ Домодедово. Сам раненый летчик на парашюте опустился в речку Северку, приток реки Москвы. Отметим, что из пяти членов немецкого экипажа один — фельдфебель Рудольф Шик остался жив. Немецкий летчик 21 день выходил из-под Москвы в сторону фронта, который в тот момент проходил в районе Ярцево и Ельни, но был взят в плен в районе Вязьмы.

Истребитель, прикрывавший «Пешек». Как имя советского летчика вернули из небытия

За отвагу и проявленное мужество Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза, он был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». В последующих боях Виктор Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. Последний бой Талалихина произошел 27 октября 1941 года близ Подольска. В воздушном бою с немецкими «мессершмиттами», в котором, по некоторым данным, он сбил два фашистских самолета, летчик погиб. В 2014 году поисковики нашли в лесу под Москвой самолет И-16, на котором Виктор Талалихин протаранил немецкий бомбардировщик. Части самолета доставлены в Домодедовский историко-художественный музей.

Виктор Талалихин был похоронен в колумбарии Донского кладбища. В 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году Талалихин зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.

Тараны не раз совершались в годы Великой Отечественной войны. Только в первый день 22 июня 1941 года советскими летчиками было совершено 7 воздушных атак самолетами машин противника. Известен также таран Николая Гастелло, бросившего 26 июня 1941 года свой загоревшийся самолет на немецкую колонну.

Правда, этот таран не является воздушным, летчик уничтожал наземные цели. Такой таран получил название «огненный».

А первый в истории воздушный таран был выполнен 26 августа 1914 года знаменитым российским летчиком Петром Нестеровым, который также является автором воздушного приема «мертвая петля», в авиации ее называют «петлей Нестерова». 26 августа 1914 года во время Первой мировой войны Нестеров протаранил своим легким самолетом «Моран» тяжелый австрийский «Альбатрос». В результате русский и австрийский летчики погибли.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Великая Отечественная война #история #сражения #летчики


Материалы рубрики

07 апреля, 15:33

Угловые противоречия.
История дома на Большом Сампсониевском проспекте

07 апреля, 15:26

Куль муки да щепотка мышьяку. Рецензентам не понравились «Пословицы русского народа»

07 апреля, 15:19

Вызов на поединок. История гвардейской дуэли

07 апреля, 15:07

Конфликт фортификаторов. Что не поделили генерал-фельдмаршал Миних и архитектор Доменико Трезини?

06 апреля, 17:03

Их называли «красными дьяволами». В свет вышла книга «Советские партизаны и освобождение Италии»

Комментарии

Задание 8.ОТВЕТЫ. ЕГЭ 2016. ИСТОРИЯ.Начало XX века: факты, процессы, явления. ВОв.

За­да­ния 8. Ис­то­рия VIII — на­ча­ло XX века: факты, процессы, явления. ОТВЕТЫ.

VIII — на­ча­ло XX века

1. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) ______________ кон­фе­рен­ция «Боль­шой трой­ки» про­хо­ди­ла в 1943 г.

Б) Пер­вый таран в ноч­ном воз­душ­ном бою про­извёл со­вет­ский лётчик ____________, сбив­ший на под­сту­пах к Москве вра­же­ский бом­бар­ди­ров­щик.

В) В ходе Кур­ской битвы про­изо­шло круп­ней­шее тан­ко­вое сра­же­ние у ________________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Ял­тин­ская (Крым­ская)

2) Н. Ф. Га­стел­ло

3) стан­ция Про­хо­ров­ка

4) Те­ге­ран­ская

5) В. В. Та­ла­ли­хин

6) разъ­езд Ду­бо­се­ко­во

 

По­яс­не­ние.

Пер­вая кон­фе­рен­ция «Боль­шой трой­ки» про­хо­ди­ла в 1943 г. в Те­ге­ра­не. Пер­вый таран в ноч­ном воз­душ­ном бою про­извёл со­вет­ский лётчик Вик­тор Та­ла­ли­хин. В ходе Кур­ской битвы про­изо­шло круп­ней­шее тан­ко­вое сра­же­ние у де­рев­ни Про­хо­ров­ка в июле 1943 г.

 Ответ: 453

2. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А)____________ впер­вые про­извёл таран в ноч­ном воз­душ­ном бою, сбив на под­сту­пах к Москве вра­же­ский бом­бар­ди­ров­щик.

Б) В годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны немцы 900 дней оса­жда­ли город ____________.

В) Кур­ская битва была в ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) В. В. Та­ла­ли­хин

2) Н. Ф. Га­стел­ло

3) 1942 г.

4) 1943 г.

5) Ста­лин­град

6) Ле­нин­град

Ответ: 164

3. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) ____________ — пер­вая жен­щи­на, Герой Со­вет­ско­го Союза, пар­ти­зан­ка, на­граж­ден­ная по­смерт­но, за­му­чен­ная и каз­нен­ная фа­ши­ста­ми в но­яб­ре 1941 г. в де­рев­не Пет­ри­ще­во.

Б) Летом 1942 г. не­мец­кая армия Па­у­лю­са на­нес­ла удар по го­ро­ду ____________.

В) Бе­ло­рус­ская опе­ра­ция была про­ве­де­на в ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1941 г.

2) 1944 г.

3) Вера Во­ло­ши­на

4) Зоя Кос­мо­де­мьян­ская

5) Киев

6) Ста­лин­град

 Ответ: 462

4. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Ге­ро­и­ня обо­ро­ны Моск­вы, Герой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ____________ была по­ве­ше­на нем­ца­ми 29 но­яб­ря 1941 в сов­хо­зе Го­лов­ко­во Наро-Фо­мин­ско­го рай­о­на.

Б) Пер­вый ар­тил­ле­рий­ский салют в Москве, в честь осво­бож­де­ния Орла и Бел­го­ро­да, был дан в ____________ году.

В) Встре­ча наших войск с со­юз­ни­ка­ми про­изо­шла на реке ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Эльба

2) Висла

3) Зоя Кос­мо­де­мьян­ская

4) Вера Во­ло­ши­на

5) 1945 г.

6) 1943 г.

 Ответ: 461

5. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Герой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Вера Во­ло­ши­на была по­ве­ше­на нем­ца­ми в ходе сра­же­ния за ____________.

Б) За не­уме­лое ко­ман­до­ва­ние вой­ска­ми За­пад­но­го фрон­та в на­чаль­ный пе­ри­од войны был каз­нен ге­не­рал ____________.

В) Встре­ча наших войск с со­юз­ни­ка­ми про­изо­шла на реке Эльбе в ап­ре­ле ____________ года.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Ле­ни­град

2) Москва

3) Г. К. Жуков

4) Д. Г. Пав­лов

5) 1945 г.

6) 1943 г.

 Ответ: 245

6. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Лет­чик-герой, три­жды герой Со­вет­ско­го Союза, сбив­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство са­мо­ле­тов про­тив­ни­ка, в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны ____________.

Б) Ва­си­лий Чуй­ков про­сла­вил­ся при обо­ро­не г. ____________.

В) Вар­ша­ва была осво­бож­де­на в ____________ г.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г.

2) А. Ма­ре­сьев

3) 1945 г.

4) Москва

5) И. Ко­же­дуб

6) Ста­лин­град

 Ответ: 563

7. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Снай­пер, про­сла­вив­ший­ся в дни Ста­лин­град­ской битвы ____________.

Б) 250 дней ге­ро­и­че­ски дер­жал­ся в осаде г. ____________.

В) Ста­лин­град­ская битва за­вер­ши­лась в ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г.

2) В. Зай­цев

3) 1943 г.

4) Киев

5) И. Ко­же­дуб

6) Се­ва­сто­поль

 Ответ: 263

8. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Наи­боль­шее ко­ли­че­ство зва­ний Героя Со­вет­ско­го Союза было при­сво­е­но в ре­зуль­та­те битва за ____________.

Б) Вто­рой фронт во Фран­ции был от­крыт со­юз­ни­ка­ми в ____________.

В) Лет­чик-герой, три­жды герой Со­вет­ско­го Союза, сбив­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство са­мо­ле­тов про­тив­ни­ка, в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г.

2) А. Ма­ре­сьев

3) 1945 г.

4) Москва

5) И. Ко­же­дуб

6) Днепр

 Ответ: 615

9. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Обо­ро­на Брест­ской кре­по­сти в ____________ г. по­ка­за­ла один из при­ме­ров стой­ко­сти со­вет­ских сол­дат и ко­ман­ди­ров.

Б) Во время на­ступ­ле­ния на Моск­ву фа­шист­ским вой­скам не уда­лось взять г. ____________.

В) Одним из ру­ко­во­ди­те­лей мо­ло­деж­ной под­поль­ной ор­га­ни­за­ции «Мо­ло­дая гвар­дия» был ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) В. Тре­тья­ке­вич

2) 1941 г.

3) 1942 г.

4) Ка­ли­нин

5) Н. Куз­не­цов

6) Тула

 Ответ: 261

10. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Мо­ло­деж­ная ком­со­моль­ская ор­га­ни­за­ция «Мо­ло­дая гвар­дия» дей­ство­ва­ла на тер­ри­то­рии г. ____________.

Б) Пер­вый ноч­ной таран в годы войны со­вер­шил ____________.

В) Кур­ская битва была в____________ г.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944

2) В. Та­ла­ли­хин

3) 1943

4) Крас­но­дон

5) И. Ко­же­дуб

6) Минск

 Ответ: 423

11. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Ге­не­рал-лей­те­нант ин­же­нер­ных войск, про­фес­сор Во­ен­ной ака­де­мии Ге­не­раль­но­го штаба, звер­ски за­му­чен­ный фа­ши­ста­ми в конц­ла­ге­ре Маут­ха­у­зен ____________.

Б) Ле­ген­дар­ный раз­вед­чик Н. Куз­не­цов дей­ство­вал в рай­о­не г. ____________.

В) Те­ге­ран­ская кон­фе­рен­ция «Боль­шой трой­ки» про­хо­ди­ла в ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944

2) Н. Ка­пи­ца

3) 1943

4) Крас­но­дон

5) Д. Кар­бы­шев

6) Ровно

 Ответ: 563

12. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) ____________ — лет­чик, Герой Со­вет­ско­го Союза, после ра­не­ния и ам­пу­та­ции ног, вер­нул­ся в строй и про­дол­жал ле­тать на про­те­зах.

Б) Потс­дам­ская кон­фе­рен­ция ра­бо­та­ла летом ____________ г.

В) Меж­ду­на­род­ный три­бу­нал над фа­шист­ски­ми пре­ступ­ни­ка­ми за­се­дал в г. ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г.

2) А. Ма­ре­сьев

3) 1945 г.

4) Бер­лин

5) А. По­крыш­кин

6) Нюрн­берг

 Ответ: 236

13. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) ____________ герои-пар­ти­за­ны, ко­ман­ди­ры круп­ных пар­ти­зан­ских со­еди­не­ний, дей­ство­вав­ших в тылу врага на ок­ку­пи­ро­ван­ной фа­ши­ста­ми тер­ри­то­рии

Б) Опе­ра­ция «Баг­ра­ти­он» про­во­ди­лась в ____________ г.

В) 9 мая 1945г. со­вет­ские вой­ска осво­бо­ди­ли г. ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г.

2) Сидор Ков­пак, Алек­сей Фе­до­ров

3) Кли­мент Во­ро­ши­лов, Семен Бу­ден­ный

4) 1945 г.

4) Бер­лин

6)Прага

Ответ: 216

14. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) ____________ сер­жант Крас­ной армии, про­сла­вив­ший­ся при обо­ро­не дома во время боев за Ста­лин­град, впо­след­ствии дом был на­зван его фа­ми­ли­ей.

Б) Висло-Одер­ская опе­ра­ция про­во­ди­лась в ____________ г.

В) 6 но­яб­ря 1943г ценой боль­ших по­терь был осво­бож­ден г. ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г.

2) А. Мат­ро­сов

3) Я. Пав­лов

4) 1945 г.

4) Минск

6) Киев

 Ответ: 346

15. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) 23 фев­ра­ля ____________ г. Алек­сандр Мат­ро­сов в бою за де­рев­ню Чер­нуш­ки про­рвал­ся к вра­же­ско­му дзоту и, за­крыв своим телом ам­бра­зу­ру, по­жерт­во­вал собой, чтобы обес­пе­чить успех сво­е­му под­раз­де­ле­нию. По­смерт­но при­сво­е­но зва­ние Героя Со­вет­ско­го Союза.

Б) В годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны погиб ко­ман­ду­ю­щий фрон­том ____________.

В) На­ступ­ле­ние нем­цев на Ста­лин­град на­ча­лось после по­ра­же­ния наших войск под го­ро­дом ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г.

2) И. Чер­ня­хов­ский

3) С. Бу­ден­ный

4) 1943

5) Харь­ков

6) Киев

 Ответ: 425

16. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Из­вест­ный со­вет­ский пи­са­тель А Гай­дар погиб при обо­ро­не г. ____________ в 1941 г.

Б) ____________ 23 фев­ра­ля 1943 в бою за де­рев­ню Чер­нуш­ки про­рвал­ся к вра­же­ско­му дзоту и, за­крыв своим телом ам­бра­зу­ру, по­жерт­во­вал собой, чтобы обес­пе­чить успех сво­е­му под­раз­де­ле­нию. По­смерт­но при­сво­е­но зва­ние Героя Со­вет­ско­го Союза.

В) Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная война за­вер­ши­лась в ____________ г.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г.

2) А. Мат­ро­сов

3) И. Тур­ке­нич

4) 1945 г.

5) Харь­ков

6) Киев

 Ответ: 624

17. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

A) 58 дней и ночей ге­ро­и­че­ски обо­ро­ня­ли от фа­ши­стов че­ты­рех­этаж­ный дом в цен­тре го­ро­да 24 воина во главе с сер­жан­том ______________.

Б) После 250-днев­ной ге­ро­и­че­ской обо­ро­ны 4 июля 1942 г. со­вет­ские вой­ска оста­ви­ли ______________.

B) Сра­же­ние под ______________ поз­во­ли­ло со­вет­ско­му ко­ман­до­ва­нию вы­иг­рать время для под­го­тов­ки обо­ро­ны Моск­вы.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) С. Л. Крас­но­пе­ров

2) Се­ва­сто­поль

3) Смо­ленск

4) Сим­фе­ро­поль

5) Я. Ф. Пав­лов

6) Минск

 Ответ: 523

18. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

A) ______________ на­сту­па­тель­ная опе­ра­ция со­вет­ских войск от­но­сит­ся к 1944 г.

Б) Место в Под­мос­ко­вье, где в со­ста­ве пар­ти­зан­ско­го от­ря­да дей­ство­ва­ла Зоя Кос­мо­де­мьян­ская, на­зы­ва­лось ______________.

B) ______________ битва стала на­ча­лом ко­рен­но­го пе­ре­ло­ма в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Ржев­ская

2) Пет­ри­ще­во

3) Ясско-Кишинёвская

4) Мос­ков­ская

5) Ста­лин­град­ская

6) Бер­лин­ская

 Ответ: 325

19. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

A) ______________ был два­жды удо­сто­ен выс­ше­го пол­ко­вод­че­ско­го ор­де­на «По­бе­да».

Б) ______________ был ко­ман­ду­ю­щим Цен­траль­ным фрон­том во время Кур­ской битвы.

B) ______________ был ко­ман­ду­ю­щим Вол­хов­ским фрон­том, от­ли­чил­ся в про­ры­ве бло­ка­ды Ле­нин­гра­да в ходе опе­ра­ции «Искра».

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) К. Е. Во­ро­ши­лов

2) К. К. Ро­кос­сов­ский

3) Г. К. Жуков

4) Ф. С. Ок­тябрь­ский

5) К. А. Ме­рец­ков

6) Л. З. Мех­лис

 Ответ: 325

20. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

A) ______________ за­вер­ши­ла ко­рен­ной пе­ре­лом в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Б) ______________ за­кон­чи­лась 2 фев­ра­ля 1943 г.

B) ______________ со­рва­ла гит­ле­ров­ские планы мол­ние­нос­ной войны.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Бе­ло­рус­ская опе­ра­ция

2) обо­ро­на Се­ва­сто­по­ля

3) Ясско-Кишинёвская опе­ра­ция

4) Кур­ская битва

5) Ста­лин­град­ская битва

6) Мос­ков­ская битва

 Ответ: 456

21. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) ______________ битва на­ча­лась с на­ступ­ле­ния гер­ман­ских войск, со­глас­но под­го­тов­лен­ной не­мец­ким ко­ман­до­ва­ни­ем опе­ра­ции «Ци­та­дель» .

Б) ______________ кон­фе­рен­ция про­хо­ди­ла в 1943 г., в ходе пе­ре­го­во­ров об­суж­да­лись во­про­сы от­кры­тия вто­ро­го фрон­та.

В) ______________ со­вет­ских войск но­си­ла ко­до­вое на­зва­ние «Баг­ра­ти­он».

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Те­ге­ран­ская

2) Бе­ло­рус­ская

3) Ржев­ская

4) Мос­ков­ская

5) Ста­лин­град­ская

6) Кур­ская

 Ответ: 612

22. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Снаб­же­ни­ем тыла и ор­га­ни­за­ци­ей на­род­но­го хо­зяй­ства во время войны за­ни­ма­лась такая ор­га­ни­за­ция, как ______________.

Б) ______________ за­ни­ма­лась стра­те­ги­че­ским пла­ни­ро­ва­ни­ем всех во­ен­ных опе­ра­ций во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

В) ______________ ру­ко­во­дил всем пар­ти­зан­ским дви­же­ни­ем во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Нар­ко­мат обо­ро­ны

2) Го­су­дар­ствен­ный Ко­ми­тет Обо­ро­ны

3) Го­су­дар­ствен­ная ко­мис­сия по снаб­же­нию тыла

4) Цен­траль­ный штаб пар­ти­зан­ско­го дви­же­ния

5) Став­ка Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния

6) Пре­зи­ди­ум по­лит­бю­ро ЦК КПСС

 Ответ: 254

23. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) 23 ав­гу­ста 1942 г. фа­шист­ские вой­ска про­рва­лись к Волге се­ве­ро-за­пад­нее ______________.

Б) После не­удач в со­вет­ско-фин­лянд­ской войне ______________ в мае 1940 г. был от­странён от ру­ко­вод­ства Нар­ко­ма­том обо­ро­ны СССР.

В) С за­хва­том не­мец­ки­ми вой­ска­ми ______________ от­кры­ва­лась до­ро­га на Моск­ву через Брянск и Орел.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Ста­лин­град

2) Киев

3) Куй­бы­шев

4) С. К. Ти­мо­шен­ко

5) Минск

6) К. Е. Во­ро­ши­лов

 Ответ: 162

24. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

A) С 1 фев­ра­ля 1941 г. на­чаль­ни­ком Ге­не­раль­но­го штаба был на­зна­чен ге­не­рал армии ______________, про­явив­ший себя в боях на Хал­хин-Голе.

Б) Со­вет­ским ко­ман­до­ва­ни­ем 12 июля 1942 г. был со­здан ______________.

B) В ла­ге­ре Маут­ха­у­зен в 1945 г. гит­ле­ров­ца­ми был за­му­чен из­вест­ный уче­ный, во­ен­ный ин­же­нер, участ­ник Пер­вой ми­ро­вой войны ге­не­рал ______________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Ста­лин­град­ский фронт

2) И. Н. Ко­же­дуб

3) Г. К. Жуков

4) Д. М. Кар­бы­шев

5) Бе­ло­рус­ский фронт

6) К. К. Ро­кос­сов­ский

 Ответ: 314

25. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Летом 1944 г. в со­от­вет­ствии с пла­на­ми со­вет­ско­го ко­ман­до­ва­ния глав­ный удар Крас­ная армия на­нес­ла в ______________.

Б) К концу сен­тяб­ря 1944 г. един­ствен­ным со­юз­ни­ком Гер­ма­нии в Ев­ро­пе оста­ва­лась ______________.

В) Под­пи­са­ние Акта о без­ого­во­роч­ной ка­пи­ту­ля­ции ______________ со­сто­я­лось 2 сен­тяб­ря 1945 г.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Бе­ло­рус­сия

2) Япо­ния

3) Вен­грия

4) Гер­ма­ния

5) Укра­и­на

6) Ру­мы­ния

 Ответ: 132

26. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

A) В со­от­вет­ствии с пла­ном ______________ враг со­сре­до­то­чил на Мос­ков­ском на­прав­ле­нии 1,8 млн сол­дат и офи­це­ров, зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство бо­е­вой тех­ни­ки.

Б) Вой­ска 62-й и 64-й армий во главе с ге­не­ра­ла­ми ______________ и М. С. Шу­ми­ло­вым, упор­но обо­ро­ня­ясь, со­рва­ли планы фа­шист­ско­го ко­ман­до­ва­ния, ско­вав в рай­о­не Ста­лин­гра­да луч­шие ди­ви­зии вер­мах­та.

B) Ме­стом ги­бе­ли свыше 100 тыс. рус­ских, укра­ин­цев и ев­ре­ев стал овраг на окра­и­не Киева — ______________, где фа­ши­сты устра­и­ва­ли мас­со­вые рас­стре­лы людей.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) «Тай­фун»

2) В. И. Чуй­ков

3) «На козах»

4) «Ци­та­дель»

5) В. А. Котик

6) Бабий Яр

 Ответ: 126

19

История ВВС России

Неготовность частей авиации и противовоздушной обороны (ПВО) к отражению внезапного нападения позволила ВВС гитлеровской Германии (люфтваффе) и ее союзников с началом военного вторжения в Советский Союз успешно провести однодневную воздушную кампанию. В ходе ее массированному удару подверглись важные центры страны, транспортно-коммуникационная группировка войск вдоль западных границ СССР, в том числе 66 военных аэродромов, на которых базировалось 65% воздуха приграничных военных округов. В результате ВВС не насчитали 1136 боевых самолетов, в том числе 800 — уничтоженных на земле. За первые два дня войны парк ВВС Северо-Западного и Юго-Западного направлений сократился на 3,922 самолета.

Несмотря на значительные потери в вооружении и боевой технике, советская авиация и силы ПВО смогли достойно ответить противнику. К 10 июля 1941 года люфтваффе на советско-германском фронте потеряли 883 боевые машины. За этот период времени для отражения атак противника и поддержки своих наземных войск советские самолеты выпустили около 45 тыс. Вылеты.

В воздушных боях с превосходящими силами противника советские летчики проявили массовый героизм. Только 22 июня 19Совершен 41 из 16 воздушных таранов. В числе первых удостоенных звания Героя Советского Союза стали военные летчики М.П. Жуков, С.И. Здоровцев, П.Т. Харитонов. На третий день войны южнее Кишинёва заместитель командира эскадрильи 146-го истребительного авиаполка старший лейтенант К. П. Оборин совершил первый в истории Великой Отечественной войны ночной таран самолётов противника с благоприятным исходом для советских войск. пилот. Этот подвиг нашел своих последователей. Среди них старший лейтенант П. Еремеев (07.29.1941 г), лейтенант В. В. Талалихин (08.07.1941) и другие, навсегда вписавшие свои имена в славные страницы ВВС.

В августе 1941 года, освещая небо столицы, он совершил первый в истории мировой авиации высотный таран летчика 27-го истребительного авиационного полка 6-го авиакорпуса ПВО лейтенанта А.

Н. Катрича по атаке немецкого бомбардировщика «Дорнье Do217». После уничтожения противника Отважному пилоту самолета удалось посадить поврежденный МиГ-3 на свою базу.Кроме того, с воздуха счет был открыт «огнем» по таранной боевой технике и живой силе.

26 июня 1941 г. под подбитым зенитным огнем командиры эскадрилий 207-го полка 42-й бомбардировочной дивизии капитаны А.С. Маслов и Н.Ф. Гастелло (с экипажами) направили свои горящие бомбардировщики ДБ-3Ф на позиции противника. За свой подвиг капитану Н.Ф. Гастелло присвоено высокое звание Героя Советского Союза (посмертно, 26.07.1941 г.), капитану А.С. Маслову — только в 1996 г. (звание Героя Российской Федерации, посмертно). На следующий день «огненный» таран (первый за его исполнение) совершил экипаж заместителя командира эскадрильи 128-го скоростного бомбардировочного полка лейтенанта И.З. Пресайзена. Его самолет с бомбами и горючим врезался в скопление вражеских танков, машин пехоты, баков с горючим. Этот подвиг не был оценен по достоинству, и только в 1991, отважный летчик посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Первым среди советских летчиков звание дважды Героя Советского Союза было присвоено командиру 401-го истребительного авиационного полка особого назначения (23-я смешанная авиадивизия, Западный фронт) подполковнику С.П. Супруну. 4 июля 1941 года погиб в воздушном бою с превосходящими силами противника.

В короткие сроки командованию ВВС Красной Армии (ВВС Красной Армии) удалось организовать борьбу за стратегическое господство в воздухе. В начале войны по инициативе командующего ВВС Северного фронта генерал-лейтенанта авиации А. А. Новикова ВВС Северного фронта, Краснознаменного Балтийского и Северного флотов наносили массированные удары с воздуха по аэродромам авиационных частей 1-го и 5-й воздушных флотов Германии и финской авиации. Это заставило немецкое командование пересмотреть свои планы прежних налетов на Ленинград.

Несмотря на большие потери в начальный период войны, тактическая авиация сумела сохранить свою боеспособность и продолжала решать поставленные задачи. 8 июля 1941 г. одновременно подверглись воздушной бомбардировке 42 аэродрома противника в широкой полосе советско-германского фронта с привлечением сил ВВС пяти фронтов и Командования дальней авиации (ДБА СС). Только авиация Западного фронта в ходе этих налетов уничтожила 54 самолета противника.

Советские самолеты в пределах досягаемости также были важными военными объектами, расположенными в тылу противника. В ночь с 8 на 19 августа41 самолет Балтийского флота совершил первый воздушный налет на столицу фашистской Германии — Берлин и его окрестности. В ночь с 10 на 11 августа в налете на город участвовала 81-я авиадивизия под руководством комбрига, Героя Советского Союза М. В. Водопьянова. Позднее (5 сентября 1941 г.) ГК ДБА произвела еще 10 налетов на Берлин и другие города Третьего рейха: Кенигсберг, Штеттин (Щецин), Данциг (Гданьск) и Свинемнде, сбросив на них 21,5 т бомб. Несмотря на ограниченный характер деятельности AFRA, они имели важное военно-политическое значение, развеять миф нацистской пропаганды о полном уничтожении советских ВВС.

В то же время были сорваны планы германского командования по нанесению массированных ударов с воздуха по крупным городам и военным объектам на территории СССР. Неудачным завершением первого налета люфтваффе (более 200 самолетов) на Москву в ночь с 21 на 22 июля 1941 г. В результате в город удалось прорваться лишь небольшой части вражеской авиации. В первом с начала войны приказом Верховного Главнокомандующего о поощрении 81 защитник Москвы был отмечен государственными наградами, в том числе пять награждены орденом Ленина. Среди наиболее отличившихся авианаводчиков — командир батареи старший лейтенант И. Клец, лейтенанты А. Е. Турукало, Н. Ф. Терещенко, С. Ф. Осалюк; летчики 11-го истребительного авиаполка капитан К. Н. Титенков, лейтенант СС Гошко и лейтенант П. А. Мазепин.

В сентябре 1941 г. согласованными действиями истребительной авиации и зенитно-артиллерийской обороны Ленинграда и Балтийского флота был сорван план военачальников Германии по нанесению массированных авиационных ударов по укрепленным объектам и кораблям ВМФ СССР в Финском заливе через трехдневный воздушная кампания своих ВВС. Попытка уничтожить корабли Балтийского флота в апреле 1942 г. в ходе воздушной операции ВВС Германии под кодовым названием «Eis Streik» («Ледяной удар») также не принесла противнику успеха.

В целях координации усилий ВВС фронтов 10 июля 1941 г. были сформированы Главкоматы ВВС Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений. Командующими ВВС этих направлений были назначены командующие ВВС соответствующих фронтов: Северо-Западного — генерал-майор авиации А. А. Новиков, Западного — полковник Н. Ф. Науменко, Юго-Западного — генерал-майор авиации Ф. Я. Фалалеев.

Ранее приказом ГК Ставки до 29 июня был назначен командующим ВВС Красной Армии с правами заместителя наркома обороны СССР. На эту должность был назначен генерал-лейтенант авиации П. Ф. Жигарев, при нем был создан Военный совет (ВС) (член наркома десантного корпуса П. С. Степанов). Главное управление и штаб ВВС переданы непосредственно в подчинение командующего спутниками ВВС.

Создание Главкома ВВС и создание Военного совета значительно расширили командно-оперативные функции Командования и штаба ВВС, что позволило улучшить управление ВВС, особенно в области оперативного и стратегического применения, повысить боевую готовность вновь формируемых авиационных частей и соединений, их оперативного и тылового обеспечения.

Боевой опыт первого года войны потребовал реорганизации структуры бывшей фронтовой авиации. Рассмотреть создание крупных авиационных оперативных соединений (воздушных армий), обеспечивающих массирование фронта авиации на основных направлениях действий войск, централизованное управление и эффективность ударов авиационных сил.

5 мая 1942 года, в соответствии с Приказом наркома обороны СССР, в составе ВВС-спутников сформирована 1-я воздушная армия (БА) под командованием генерал-лейтенанта авиации Т. Ф. Куцевалова. Позднее, в течение 1942 г., она была реорганизована в армейские ВВС всех действующих фронтов. К ноябрю того же года вся боевая авиация была выведена из ведения действующих армий. В их распоряжении был один смешанный авиаполк для задач воздушной разведки и связи. С этого времени все воздушные силы были объединены в единый кулак на фронте, выведены из состава полевых армий и приданы фронтовой авиационной группе. За время войны было сформировано 17 воздушных армий во фронте и одна авиационная (18-я) на базе дальней авиации.

В начале мая 1942 г. началось формирование унифицированных авиадивизий, а в конце лета и резервного командования авиакорпусов (РГК). Всего до конца года было сформировано 13 авиакорпусов (120-270 самолетов, преимущественно новой постройки), из них истребительных — 4, штурмовых — 3, бомбардировочных — 3 и смешанных — 3. На фронт за год отправили 9 авиакорпус РГК. В мае 1943 года в составе Войск ПВО также сформировали 1-ю истребительную воздушную армию ПВО.

Новая организационная структура фронтовой авиации позволяет централизованно управлять ВВС фронта, широко маневрировать авиационными соединениями, использовать их там, где этого требует обстановка. Их количество находилось в прямой зависимости от снабжения промышленностью самолетов, подготовки летного и технического состава и той роли, которая отводилась действиям ВВС. В первый период Великой Отечественной войны Воздушная армия, действовавшая на главных направлениях, имела в общей сложности 300—400 самолетов, во второй период — 650—1000 и в третий — 1800—2500 самолетов и более.

Значительные структурные изменения произошли в войсках ПВО. Продвижение немецких войск и их союзников на территорию СССР потребовало усиления противовоздушной обороны стратегических центров и промышленных объектов страны. В начале июля 1941 г. ГКО принял меры по совершенствованию системы ПВО Москвы и Ленинграда, Донбасса, Московского, Ярославского и Горьковского промышленных районов, а также по организации ПВО мостов через р. Волга. С этой целью ускорено формирование частей истребительной авиации, зенитно-артиллерийских, зенитно-пулеметных и прожекторных частей, шло создание ПВО промышленных районов Волги и Волжского речного тракта.

9 ноября 1941 г. решением Государственной комиссии обороны «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны союзной территории» Войска ПВО страны (ВП ПВО) были выделены в отдельный род Вооруженных Сил. Впервые введена должность заместителя наркома обороны СССР по обороне — командующего ПВО страны. На эту должность был назначен генерал-лейтенант Михаил Громадный, руководивший до этого времени Московской зоной ПВО. Таким образом, ПВО была разделена на ПВО страны и войска ПВО. На базе существующих зон ПВО европейской части СССР формировались корпусные и дивизионные районы обороны.

В январе 1942 г. в войсках ТС ПВО по объектам обороны организационно сформировали истребительную авиацию на правах отдельного рода войск ПВО. В начале апреля того же года были сформированы первые оперативно-стратегические (Московский фронт ПВО) и оперативные соединения (Ленинградская и Бакинская армии ПВО). Ее задачи выполняются во взаимодействии с армейской ПВО и истребительной авиацией фронтов и войсками ПВО флотов.

В боях за Москву получила свое рождение гвардия советских ВВС. 6, 19 декабря41 за мужество и героизм, успешное выполнение задач в шести авиаполках: 29-м, 129-м, 155-м и 526-м истребительных, 215-м штурмовом и 31-м бомбардировочном, преобразованных в «гвардейские». Позже, в марте 1942 г., в первую очередь гвардейские части и войска ТК ПВО, в том числе 44-й и 120-й истребительные авиаполки.

Лето и осень 1942 г. стали переломным этапом в развитии советских ВВС: доля новых самолетов выросла за месяц с 28,7 до 77,2%, а в армейской авиации — с 44,7 до 81,1%. В этот период войны страна имела большой опыт борьбы за господство в воздухе.

В 1942 году были приняты меры по ускорению ввода в строй авиазаводов, строительство которых в соответствии с планом Третьей пятилетки началось еще до войны. В короткие сроки удалось увеличить мощь советских ВВС. На вооружение поступили новые Як-7б, Як-9, Ла-5, двухместные штурмовики Ил-2, в ограниченном количестве — Ту-2. Осенью 1944 года на фронт стали поступать самолеты новейших типов: Як-3, Ла-7, Як-9У, Ил-10.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Трамбовка с воздуха | Военная вики

См. также: Столкновение в воздухе

В романе Жюля Верна Робур Завоеватель Робур чуть не протаранил свой пропеллерный летающий корабль Альбатрос в более медленный дирижабль Goahead

Воздушный таран или воздушный таран — это таран одного самолета с другим. Это последняя тактика в воздушном бою, иногда используемая, когда все остальное не помогло. Задолго до изобретения самолетов тактика тарана в морской и наземной войне была обычным явлением. Первый воздушный таран совершил Петр Нестеров в 1914 году во время Первой мировой войны, а на начальных этапах Второй мировой войны эту тактику применяли советские летчики, называвшие ее 9.0083 таран для «Таран»; одно и то же слово используется в чешском, польском, украинском, русском и болгарском языках.

Таранящий пилот может использовать весь свой самолет в качестве тарана или попытаться уничтожить органы управления противника, используя пропеллер или крыло, чтобы врезаться в хвост или крыло противника. Таран имел место, когда у пилота закончились боеприпасы, но он все еще был намерен уничтожить врага, или когда его самолет уже был поврежден без возможности спасения. Большинство таранов происходило, когда самолет атакующего был экономически, стратегически или тактически менее ценным, чем самолет противника, например, когда пилоты управляли устаревшими самолетами против более совершенных или одномоторными самолетами против многомоторных бомбардировщиков. Защитники таранили чаще, чем нападающие.

Таран не считался суицидальным, как атаки камикадзе — у таранящего пилота был шанс выжить, хотя это было очень рискованно. Иногда сам таранящий самолет мог выжить, чтобы совершить управляемую посадку, хотя большинство из них было потеряно из-за боевых повреждений или катапультирования пилота. Таран использовался в воздушной войне в первой половине 20 века, как во время мировых войн, так и в межвоенный период. С реактивными самолетами по мере увеличения скорости воздушного боя таран перестал использоваться — вероятность успешного выполнения (и выживания) таранной атаки стала невозможной. Тем не менее, эта тактика все еще возможна, и в современной войне от нее нельзя отказываться.

Содержимое

  • 1 Техника
  • 2 История
    • 2.1 Ранние концепции
    • 2.2 Первая мировая война
    • 2.3 Польско-советская война
    • 2.4 Гражданская война в Испании
    • 2.5 Вторая мировая война
      • 2.5.1 Польша
      • 2.5.2 Советский Союз
      • 2.5.3 Соединенное Королевство
      • 2.5.4 Греция
      • 2.5.5 Королевство Югославия
      • 2.5.6 Япония
      • 2.5.7 Болгария
      • 2.5.8 Германия
      • 2.5.9 США
    • 2.6 Холодная война
    • 2,7 После 1980 г.
  • 3 Каталожные номера

Техника

См. также: Кинетический снаряд

Было выполнено три типа таранных атак: [1]

  • С помощью винта зайти сзади и отрубить органы управления в хвосте самолета противника. Это было труднее всего выполнить, но у него были лучшие шансы на выживание.
  • Использование крыла для нанесения урона противнику или принудительной потери управления. У некоторых советских самолетов, таких как Поликарпов И-16, для этой цели были усилены крылья.
  • Прямой таран с использованием всего самолета. Это был самый простой, но и самый опасный вариант.

Первые два варианта всегда обдумывались заранее, но требовали высокого уровня навыков пилотирования. Последний вариант может быть преднамеренным, или это может быть внезапное решение, принятое во время боя; в любом случае это часто убивало атакующего пилота. [1]

История

Ранние концепции

Предвосхищая таранные действия воздушной войны 20-го века, Жюль Верн представил очевидную воздушную атаку, произведенную тяжелым летательным аппаратом с выдающимся таранным носом против почти беззащитного летательного аппарата легче воздуха. корабля в своем научно-фантастическом произведении «Робур-завоеватель », опубликованном в 1886 году. Герберт Уэллс, писавший в 1899 году в своем романе «Спящий пробуждается », имеет своего главного героя, Грэма, протаранить один из вражеских самолетов своим летательным аппаратом, в результате чего это упасть с неба. Вторая вражеская машина прекращает атаку, опасаясь тарана. [2]

В 1909 году дирижабль представлялся как «воздушный линкор» несколькими наблюдателями, которые писали о возможности использования удлиненного таранного шеста для атаки других дирижаблей и раскачивания якоря или другой массы на тросе. ниже дирижабля в качестве удара тупым предметом по наземным целям, таким как здания и дымовые трубы, а также по корабельным мачтам. [3]

Первая мировая война

Таран в исполнении Петра Нестерова

Первый известный случай тарана в воздушной войне был совершен над Жолквой русским летчиком Петром Нестеровым 8 сентября 1914, против австрийского самолета. Это происшествие стало роковым для обеих сторон. Второй таран — и первый успешный таран, не ставший смертельным для атакующего, — совершил в 1915 году Александр Казаков, летчик-ас и самый успешный русский летчик-истребитель Первой мировой войны. [4]

Война

Поскольку наступающая Красная Армия использовала в Польше очень мало самолетов, воздушные бои велись редко (за исключением перехватов аэростатов наблюдения большевиков). Однако в ходе войны несколько летчиков, израсходовав боеприпасы и бомбы, попытались таранить советскую кавалерию шасси своих самолетов. [5] Эта атака давала возможность совершить аварийную посадку, но почти всегда заканчивалась уничтожением или серьезным повреждением самолета.

Гражданская война в Испании

Таран использовался во время Гражданской войны в Испании. В ночь с 27 на 28 ноября 1937 г. советский летчик Евгений Степанов на поликарповском И-15 республиканских ВВС Испании сбил один бомбардировщик SM.81 недалеко от Барселоны, а оставшиеся пули разрядил в другой. Второй SM.81 продолжал лететь, поэтому Степанов прибегнул к помощи левой ноги своего 9-го0083 Шасси Чайки протаранить бомбардировщик, сбив самолет. [6]

Вторая мировая война

Польша

Первую во Второй мировой войне атаку taran осуществил польский летчик подполковник Леопольд Памула на своем поврежденном PZL P. 11c 1 сентября 1939 г. Ломянки под Варшавой.

Советский Союз

Во время Второй мировой войны таран был широко известным приемом одиночных пилотов ВВС против Люфтваффе , особенно в первые дни боевых действий на Восточном фронте войны. В первый год войны большинство имевшихся советских машин заметно уступало немецким и таран иногда воспринимался как единственный способ гарантировать уничтожение врага. Двигатели первых советских истребителей были относительно слабыми, а маломощные истребители были либо достаточно хорошо вооружены, но слишком медленны, либо быстры, но слишком слабо вооружены. [1] Легковооруженные истребители часто израсходовали боезапас, не сбив бомбардировщик противника. Очень немногие истребители были оснащены радиостанциями — у пилота не было возможности позвать на помощь, и он должен был решить проблему в одиночку. [1] Обмен одного истребителя на многомоторный бомбардировщик считался экономически выгодным. В ряде случаев летчики, получившие тяжелые ранения или находившиеся в поврежденных самолетах, принимали решение о проведении самоубийственной атаки по воздушным, наземным или морским целям. В этом случае атака становится больше похожей на непреднамеренную атаку камикадзе (см. Николай Гастелло).

Тактика немецкой авиации в начале войны изменилась таким образом, что создались условия для таранных атак. [1] Убрав большую часть советской авиации со своего пути, люфтваффе прекратили обеспечивать истребители для сопровождения бомбардировочных групп и разделили свои силы на гораздо более мелкие боевые вылеты, включая одиночные самолеты, совершающие глубокое проникновение. Четверть немецких самолетов на Восточном фронте получила задание вести стратегическую или тактическую разведку. [1] Во время этих разведывательных или дальних бомбардировочных полетов чаще встречались одинокие советские защитники. Советская групповая тактика не включала таран , но советские истребители часто совершали боевые вылеты поодиночке или парами, а не группами. Советским летчикам запрещалось выполнять таран над удерживаемой противником землей, но можно было таранить вражеские разведывательные прорывы над родиной. [1]

В первый же день немецкого вторжения в Советский Союз произошло девять таранов, один в течение первого часа. В 04:25 22 июня 19 г.41 г. лейтенант И. И. Иванов загнал свой Поликарпов И-16 в хвост вторгшемуся Heinkel He 111. [1] Иванов не выжил, но был посмертно награжден золотой звездой Героя Советского Союза. [7] Екатерина Зеленко, которая врезалась на своем Су-2 в Мессершмитт Bf 109 на третьем месяце боев, что стало смертельным для обоих пилотов, является единственной известной женщиной, совершившей воздушный таран.

После 1943 года все больше советских истребителей было оснащено радиостанциями, а главный маршал Александр Новиков разработал методы управления воздушным движением для координации атак. Истребители имели более мощные двигатели и в последний год боев несли достаточно тяжелое вооружение. По мере того, как возможности советской воздушной атаки улучшались, таран становился редкостью. В 1944 марта маршал авиации Александр Покрышкин официально не рекомендовал таран , ограничив его «исключительными случаями и в качестве крайней меры». [1]

Лейтенант Борис Кобзан пережил рекордные за всю войну четыре таранных атаки. Александр Хлобыстов сделал три. Семнадцати другим советским летчикам приписывают две успешные таранные атаки. Около 200 атак taran были совершены Советами с начала операции «Барбаросса» до середины 1943 года, когда было произведено достаточно современных самолетов, чтобы сделать эту тактику необычной. За всю войну Советы совершили около 270 таранных атак. [1] Однако Евгений Степанов заявил в интервью, что ВВС совершили более 580 таранных атак. [6]

Соединенное Королевство

18 августа 1940 года сержант добровольческого резерва Королевских ВВС Брюс Хэнкок из № 6 SFTS из RAF Windrush использовал свой самолет Avro Anson, чтобы протаранить Heinkel He.111P; выживших не было. [8]

Также в этот день лейтенант Джеймс Эглингтон Маршалл из 85-й эскадрильи RAF использовал свой Hawker Hurricane, чтобы протаранить хвостовое оперение Heinkel He 111 после того, как он израсходовал на нем последние боеприпасы. Законцовка правого крыла «Харрикейна» отломилась во время атаки, и «Хейнкель» был оценен как «вероятно уничтоженный».

15 сентября 1940 года сержант Рэй Холмс из 504-й эскадрильи RAF использовал свой Hawker Hurricane, чтобы уничтожить бомбардировщик Dornier Do-17 над Лондоном, протаранив его, но потеряв при этом свой самолет (и почти свою жизнь). решающих моментов Битвы за Британию. Холмс, совершив лобовую атаку, обнаружил, что его орудия не работают. Он врезался на своем самолете в верхнюю часть немецкого бомбардировщика, отрезав крылом заднюю хвостовую часть и заставив бомбардировщик неуправляемо пикировать. Немецкий экипаж погиб в результате крушения, а раненый Холмс выпрыгнул из своего самолета и выжил. Поскольку R.A.F. не практиковал таран как тактику воздушного боя, это считалось импровизированным маневром.

7 октября 1940 года пилот-офицер Кен В. Маккензи из 501-й эскадрильи RAF использовал свой Hawker Hurricane для уничтожения Messerschmitt Bf 109. вражеский самолет, идущий в арьергарде, пролетел через линию огня, и у него возникла утечка в баке с гликолем . .. Я разрядил в него остальные боеприпасы с 200 ярдов, но он все еще летал дальше и вниз до 80, до 100 футов. море. Я облетел его и дал сигнал снижаться, что не дало результата. Поэтому я попытался протаранить его хвост своим шасси, но это снизило мою скорость до такой степени, что я не мог попасть в него. Поэтому, летя рядом, я наклонил законцовку правого крыла на его левое хвостовое оперение. Хвостовое оперение оторвалось, и я потерял законцовку правого крыла. Самолет противника закрутило в море и частично затонуло…». [9]

11 ноября 1940 года лейтенант Говард Питер Блэтчфорд из 257-й эскадрильи RAF использовал винт своего Hawker Hurricane для атаки на Fiat CR.42 недалеко от Харвича, Англия. Блатчфорд израсходовал свои боеприпасы во время рукопашной схватки с итальянскими истребителями и по возвращении на базу обнаружил, что у него не хватает девяти дюймов двух лопастей пропеллера. Хотя он не видел результатов своей атаки и заявил, что итальянский истребитель только «поврежден», он сообщил, что его поврежденный винт также был забрызган кровью. [10]

Греция

2 ноября 1940 года пилот греческих ВВС Маринос Митралексис сбил один итальянский бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.79, затем, не имея боеприпасов, сбил другой, разбив его руль направления винтом его истребитель PZL P.24. Оба самолета были вынуждены совершить аварийную посадку, и Митралексис использовал свой пистолет, чтобы взять в плен экипаж бомбардировщика из четырех человек. Митралексис был повышен в звании и награжден медалями. [11] [12] [13]

Королевство Югославия

6 апреля 1941 года, в первый день вторжения в Югославию, 36-я группа 5-го истребительного полка Королевских ВВС Югославии, оснащенная устаревшими бипланами Hawker Fury, поднялась в воздух для защиты своего аэродрома. , Режановачка-Коса, в результате обстрела примерно 30 Messerschmitt Bf 109 и Bf 110. В последовавшем за этим неравном воздушном бою по крайней мере три югославских пилота — капитан Константин Ермаков, капитан Воислав Попович и лейтенант Милорад Танасич — протаранили немецкий истребитель со смертельным исходом с обеих сторон. [14]

Япония

Японцы тоже практиковали таран, как по индивидуальной инициативе, так и по политике. Индивидуальная инициатива заключалась в сбитии одинокого B-17 Flying Fortress The Flying Swede 8 мая 1942 года истребителем Nakajima Ki-43. После того, как три японских истребителя совершили по два захода в атаку без решительных результатов, пилот бомбардировщика майор Роберт Н. Киттс укрылся от близлежащего шквала дождя. Не хочу позволять бомбардировщику сбежать, сержант. Тадао Ода применил таранную атаку в лоб, известную как тайатари (体当たり, 9).0083 тай-атари ? , «удар по корпусу»). [15] Оба самолета были уничтожены, выживших нет. За свою жертву сержант Ода был посмертно произведен в лейтенанты. [16]

26 марта 1943 года лейтенант Санаэ Исии из 64-го сентая воспользовался крылом своего Nakajima Ki-43, чтобы протаранить хвост истребителя Bristol Beaufighter, сбив его над Швебандо, Бирма. Командир эскадрильи Иван Г. Стэтхэм AFC и пилот-офицер Кеннет С. Бриффет из 27-й эскадрильи RAF были убиты.

1 мая 1943 года сержант Миёси Ватанабэ из 64-го сентая использовал свой Nakajima Ki-43, чтобы протаранить заднюю башню B-24 Liberator после затяжного боя с американским бомбардировщиком над Рангуном. Сержант Ватанабэ пережил атаку и совершил вынужденную посадку.

26 октября 1943 года капитан Томио Камигути из 64-го сентая использовал свой Nakajima Ki-43, чтобы протаранить B-24 Liberator, когда его орудия отказали в стрельбе. Уже сильно поврежденный другими японскими истребителями в 64-м бомбардировщик (принадлежащий 429-муй бомбардировочной эскадрильи) потерпел крушение недалеко от Рангуна.

6 июня 1944 года, израсходовав свои боеприпасы в продолжительном воздушном бою, сержант Томесаку Игараси из 50-го сентая использовал пропеллер своего Nakajima Ki-43, чтобы сбить Lockheed P-38 Lightning недалеко от Мейктила, Бирма. После того, как пилот выпрыгнул, Игараси атаковал его на своем парашюте. [17] P-38 мог принадлежать асу, совершившему 5 убийств, лейтенанту Бёрдетт К. Гудричу или асу, совершившему 10 убийств, капитану Уолтеру Ф. Дьюку из 459-й истребительной эскадрильи; оба мужчины погибли в бою в тот день. [18]

Начиная с августа 1944 года, несколько японских пилотов на Kawasaki Ki-45 и других истребителях, сражавшихся с B-29 Superfortress, обнаружили, что таран очень тяжелого бомбардировщика был практической тактикой. [19] Исходя из этого опыта, в ноябре 1944 года было сформировано «Специальное ударное подразделение» с использованием Kawasaki Ki-61, которые были лишены большей части своего вооружения и брони, чтобы быстро достичь большой высоты. Трое успешно выживших пилотов-таранов стали первыми, кто получил 9-ю награду.0083 Bukosho , японский эквивалент Креста Виктории или Почетной медали, награды, которая была учреждена 7 декабря 1944 года Императорским указом императора Хирохито. [20] [21] Членство в Специальном штурмовом отряде рассматривалось как последнее назначение; Ожидалось, что пилоты будут совершать таранные атаки до тех пор, пока смерть или серьезные травмы не прекратят их службу.

Японская практика камикадзе также может рассматриваться как форма тарана, хотя основным способом разрушения была не сила физического удара, а взрывчатка. Камикадзе использовался исключительно против кораблей союзников.

Болгария

Два тарана (болгарский язык: Таран таран ) исполнялись болгарскими летчиками-истребителями, защищавшими Софию от бомбардировщиков союзников в 1943 и 1944 годах. Первым из них был поручик (старший лейтенант) Димитр Списаревски 20 декабря 1943 года. Летая на истребителе Bf 109 G2, он протаранил и уничтожил американский B-24 Liberator # 42-73428 376-й бомбардировочной группы, хотя неизвестно, было ли столкновение преднамеренным. [22] Болгарские военные заявили, что это было преднамеренно, и посмертно повысили его звание. [23] Второй таран совершил поручик Недельчо Бончев 17 апреля 1944 г. против американского B-17 Flying Fortress. [24] Бончеву удалось спастись и выжить после тарана. После падения фашистского правительства в Болгарии 9 сентября 1944 г. продолжал летать против немцев. Его Bf 109 был сбит во время задания, сам он был ранен и взят в плен. После нескольких месяцев в плену он был убит женщиной-охранником СС во время марша военнопленных, который он не мог выдержать из-за критического состояния здоровья. [25]

Германия

В конце Второй мировой войны Люфтваффе использовали таран, чтобы попытаться восстановить контроль над воздухом. План состоял в том, чтобы отговорить пилотов бомбардировщиков союзников от проведения бомбардировок достаточно долго, чтобы немцы создали значительное количество реактивных истребителей Messerschmitt Me 262, чтобы переломить ход воздушной войны. Только одно специальное подразделение, Sonderkommando Elbe , было когда-либо сформировано до такой степени, что оно выполнило свою единственную миссию — всего за месяц до окончания войны в Европе — 7, 19 апреля.45. Хотя некоторым пилотам удалось уничтожить бомбардировщики, в том числе один таран во время единственной миссии, когда одним Bf 109G было уничтожено сразу два B-24, численность союзников существенно не уменьшилась.

Проекты самолетов, таких как Zeppelin Rammer, предназначались для использования техники тарана. [26]

США

10 мая 1945 года над Окинавой лейтенант морской пехоты Роберт Р. Клингман и трое других пилотов VMF-312 поднялись на перехват Kawasaki Ki-45 Toryu («Ник») двухмоторный тяжелый истребитель, летевший на разведку на высоте 25 000 футов (7600 м), но «Ник» начал подниматься выше. Два FG-1D Corsair прекратили преследование на высоте 36 000 футов (11 000 м), но капитан морской пехоты Кеннет Ройссер и его ведомый Клингман продолжили подъем на высоту 38 000 футов (12 000 м), израсходовав большую часть своих боеприпасов калибра 0,50, чтобы облегчить свой самолет. Ройссер попал в левый двигатель «Ника», но у него закончились боеприпасы, и он попал под обстрел японского заднего стрелка. Клингман выстроился для выстрела на расстоянии 50 футов (15 м), когда его ружья заклинило из-за сильного холода. Он трижды приближался к «Нику», чтобы повредить его винтом, отрубив противнику руль направления, заднюю кабину и правый стабилизатор. Toryu развернулся на высоте 15 000 футов (4600 м), где у него оторвались крылья. Несмотря на отсутствие пяти дюймов (13 см) от концов лопастей его винта, выработку топлива и наличие вмятин и проколов самолета обломками и пулями, Клингман благополучно направил свой Corsair к точной посадке. [27] Награжден Военно-морским крестом. [28]

Холодная война

Во время инцидента с U-2 в 1960 году советский пилот Игорь Ментюков получил приказ протаранить вторгшийся Lockheed U-2, используя свой невооруженный Су-9.который был модифицирован для полета на большей высоте. В 1996 году Ментюков заявил, что Гэри Пауэрс был сбит при контакте со встречным потоком его самолета; однако Сергей Хрущев утверждал в 2000 году, что Ментюкову не удалось даже установить визуальный контакт.

После 1980 г.

В 1981 г. советский истребитель Су-15, пилотируемый кап. В. А. Куляпин протаранил иранский самолет-разведчик CL-44, вторгшийся в воздушное пространство СССР, спасаясь катапультированием. [29] Между началом 19-го века было по крайней мере три других советских тарана.70-е и 1988 год.

Исследование корпорации RAND, проведенное в 1986 году, показало, что таран по-прежнему является приемлемым вариантом для современных самолетов, защищающих свое воздушное пространство от бомбардировщиков дальнего действия, если эти бомбардировщики несут атомное оружие. В исследовании утверждалось, что обороняющиеся истребители могут израсходовать свое оружие, не сбив вражеский бомбардировщик, и тогда пилоты столкнутся с окончательным выбором тарана — почти наверняка пожертвовав своими жизнями, чтобы спасти тысячи людей, которые могут быть убиты в результате успешной ядерной атаки. [1]

References

Notes
  1. 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 Куинливан, Дж. Т. (февраль 1986 г.). «Таран: Таран в советских ВВС». Корпорация РЭНД. http://www.rand.org/pubs/papers/2008/P7192.pdf. Проверено 9 ноября 2011 г.
  2. ↑ The Project Gutenberg Etext of When the Sleeper Wake, автор Уэллс. № 7 в нашей серии Герберта Уэллса.
  3. ↑ Динстбах, Т.Р.; МакМехен (сентябрь 1909 г.). «Борьба в воздухе». Американский аэронавт . стр. 51–62. http://books.google.com/books?id=CgUwAAAAAYAAJ&pg=PA59.
  4. ↑ Дуркота и др., с. 60.
  5. ↑ «Скшидла» (мн.ч.). Cristeros1.w.interia.pl. http://cristeros1.w.interia.pl/crist/militaria/skrzydla.htm. Проверено 20 июля 2013 г. .
  6. 6.0 6.1 Интервью с русским летчиком времен Второй мировой войны Евгением Степановым
  7. ↑ Хардести 1991
  8. ↑ RAF Windrush
  9. ↑ «Hawker Hurricane V6799 SD-X». Музей реактивного века. http://www.jetagemuseum.btck.co.uk/Aircraft/HawkerHurricane. Проверено 16 июля 2012 г.
  10. ↑ «Falco и Regia Aeronautica в битве за Британию». Хокан Густавссон. http://surfcity.kund.dalnet.se/falco_bob.htm. Проверено 16 августа 2012 г.
  11. ↑ Пекалкевич Януш, Ван Хёрк Ян (1985). Воздушная война 1939–1945 гг. . Бландфорд Пресс. ISBN 978-0-918678-05-8.
  12. ↑ Мартин Уиндроу (1970). Самолет в профиль, Том 8 . Даблдэй. http://books.google.com/books?id=i5tTAAAAMAAJ&q=Mitralexis&dq=Mitralexis&hl=.
  13. ↑ (на английском, греческом) History of the Hellenic Air Force, Vol. III, 1930–1941 . Публикации ВВС Греции. 1980. http://www.haf.gr/en/history/publications/volume3.asp.
  14. ↑ Использование ВВС Югославии Hawker Fury во время Второй мировой войны
  15. ↑ Гастингс 2008, с. 164
  16. ↑ Тихоокеанские затонувшие корабли. B-17F «Боевой швед» Серийный номер 41-24520
  17. ↑ Хата, Икухико; Изава, Яшухо; Шорс, Кристофер (2012). Асы истребителей японской армии: 1931–45 . Книги Стэкпола. п. 203. ISBN 0811710769. http://books.google.com/books?id=j0HZay_yOLkC&pg=PA203.
  18. ↑ Хаммел, Эрик (2010). Воздушная война Тихого океана . Военная история Пасифика. п. 377. ISBN 1890988103. http://books.google.com/books?id=axswofl9tBgC&pg=PA377.
  19. ↑ Такаки и Сакаида 2001.
  20. ↑ Сакаида, 1997, стр. 67–70.
  21. ↑ Описание Букошо. Проверено: 3 июня 2008 г.
  22. ↑ «Том Фило — Новости истории по избранным темам в 2008 году» . Тафило.com. http://www.taphilo.com/history/history-news-2008.shtml. Проверено 20 июля 2013 г. .
  23. ↑ M3 Web – http://m3web.bg+(2008-12-21).+ «Болгария отмечает 65 лет со дня смерти героя-летчика-истребителя». Novinite.com. http://www.novinite.com/view_news.php?id=100007. Проверено 20 июля 2013 г. .
  24. ↑ [1]
  25. ↑ Димитар Списаревский, Защитник Софии; Стоян Стоянов «Nie branihme tebe, Sofia» /»Мы защищали тебя, София»/, 1996. Ютуб.
  26. ↑ Luft’46 Zeppelin Rammer
  27. ↑ Тиллман 1979, стр. 148–149.
  28. ↑ Шеррод 1952, стр. 392–393.
  29. ↑ «Су-15».