В Петербургской Академии художеств открылась первая выставка передвижников

«Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге — передвижная выставка. С какой стороны на неё ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников и изумительное собрание превосходных произведений. Кому ещё недавно могло прийти в голову, что настанут такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом, что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни».

Художественный критик Владимир Васильевич Стасов

29 ноября (11 декабря) 1871 г. в Петербургской Академии художеств открылась первая выставка передвижников — живописцев и скульпторов реалистического, демократического направления, входивших в крупнейшее российское творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ).

9 (21) ноября 1863 г. 14 лучших учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, во главе с И. Н. Крамским обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание на свободный выбор сюжетов. Получив отказ Совета, все 14 человек покинули Академию («бунт четырнадцати»), образовав независимую Артель художников.

Артель свободных художников в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии. В конце 1869 г. Московские художники (В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов) предложили петербургской Артели соединиться вместе и образовать новое общество. В 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем которого стал Крамской, утверждённое правительством, начало свою деятельность.

В Уставе ТПХВ говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта стали определяющими в формировании принципов и стиля деятельности художников, делая искусство независимым от власти и приближая его к населению всей страны.

Первое общее собрание Товарищества состоялось 6 (18) декабря 1870 г., а первая выставка открылась 29 ноября (11 декабря) 1870 г. и действовала по 2 (14) января 1871 г. На выставке выступило 16 художников (В. Ф. Аммон, С. Н. Аммосов, А. П. Боголюбов, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Л. Л. Каменев, Ф. Ф. Каменский (скульптор), М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.), показавших 47 произведений. Были представлены все жанры — исторический, бытовой, пейзажный, портретный.

В своём письме молодому художнику Васильеву, вынужденному по болезни жить в Крыму, Крамской писал: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это всё деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»».

Первая выставка ТПХВ произвела небывалое впечатление и вызвала очень большой по тому времени приток зрителей. Выставка была воспринята как программное выступление художников-демократов; печать приветствовала именно его просветительный, идейно-демократический характер, активность вторжения художников в жизнь, связь их с освободительным движением.

После Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков. В дальнейшем выставки передвижников проводились ежегодно во многих городах России, а последняя, 48-я, состоялась в Москве в 1923 г.

Передвижники были едины в своём неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Центральное место на выставках передвижников занимали жанрово-бытовые мотивы, вся Россия в её многоликой повседневности. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближённым к духовным потребностям общества.

В 1870-80-е гг. деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Оно объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили: Перов, Крамской, Мясоедов, В. Маковский, Савицкий, Максимов, Прянишников, Ге, Саврасов, Шишкин, Куинджи, Дубовской, В. Васнецов, Поленов, Костанди, Пимоненко, Гун, Неврев, Репин, Суриков, Серов, Левитан, Ярошенко, Нестеров, Касаткин, С. Иванов, Позен, Андреев, Попов, Архипов, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля и многие другие. В некоторых выставках передвижников участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Конёнков и другие.

Лит.: Передвижники // Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 19; Салтыков-Щедрин М. Е. Первая русская передвижная выставка // Собрание сочинений в 20 т. М., 1970. Т. 9; Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Письма и документы. 1869-1899 гг. Книги 1, 2. М., 1987.

См. также в Президентской библиотеке:

Яцимирский А. И. Русские самородки в жизнеописаниях и изображениях. СПб., 1910. Вып. 5: Живописцы: Акимов, Крамской, Ступин.

1 — 24 / Русский на 5

В этой статье:

  • Образец задания 16
  • Тесты для тренировки

Справочную информацию к заданию 16 можно найти в «Справочнике для подготовки к ЕГЭ».

Образец задания 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Ответ:

12<или>21

Тесты для тренировки

Тест 1

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Новые книги М. Булгакова были опубликованы в 1925 году(1) в пору нэпа(2) и сразу нашлись люди(3) обвинившие его в том(4) что он не сумел разглядеть за гримасами нэпа истинного лица своего времени.

Ответ:

1234<или>любая другая последовательность этих цифр 

Тест 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молоко(1) незаменимый продукт питания(2) содержит вещества(3) жизненно необходимые организму человека.

Ответ:

123<или>любая другая последовательность этих цифр

Тест 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Ливерпуле(1) в 1910 году(2) открылась так называемая русская библиотека(3) располагавшая богатым собранием книг на русском языке.

Ответ:

Тест 4

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

П. В. Нащокин жил на широкую ногу(1) принимая многочисленных гостей(2) для которых устраивались(3) забавы(4) стоившие немалых денег.

Ответ:

124<или>любая другая последовательность этих цифр

Тест 5

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мать Н. А. Некрасова(1) тихая и кроткая(2) была прекрасно образованной женщиной(3) владевшей французским языком(4) и прекрасно музицировавшей. 

Ответ:

123<или>любая другая последовательность этих цифр

Тест 6

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Сорренто(1) М. Горький снял виллу(2) просторную, но не роскошную(3) к которой вела дорога(4) шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников.

Ответ:

234<или>любая другая последовательность этих цифр

Тест 7

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огромное(1) увенчанное куполом(2) здание храма(3) было соединено небольшим переходом-притвором с колокольней, над которой возвышался белокаменный шпиль — деталь (4) крайне редкая.

Ответ:

1

Тест 8

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре(1) минимализм(2) интерпретируемый в широком смысле(3) как экономия художественных средств(4) нашёл применение во всех видах искусства.

Ответ:

124<или>любой другой порядок этих цифр

Тест 9

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Памятник нарышкинского барокко(1) Юсуповский дворец(2) в Большом Харитоньевском переулке(3) хорошо известен в Москве.

Ответ:

13<или>31

Тест 10

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В «Современник»(1) пришёл Н.А. Добролюбов(2) разночинец и бедняк(3) имевший на руках(4) семерых младших братьев и сестёр.

Ответ:

23<или>32

В курсе «ЕГЭ-навигатор» более 100 примеров к заданию 16. Система формирует для вас варианты при каждом новом обращении, проверяет вашу работу, выставляет оценки, показывает вам допущенные ошибки, сохраняет все выполненные вами тесты и отражает всю информацию в вашей личной «Истории тестирования».

 

— Понравилась статья?:)

Передвижники (Передвижники) — Artlex

Передвижники, также известные как передвижники или передвижники, были группой реалистов, действовавших в России с 1870 по 1923 год. с. Критический пересмотр социальных обстоятельств, а также популяризация искусства через Общество передвижных художественных выставок оставили значительный след в русском искусстве конца XIX в.го и начала 20 века. Видными членами этой группы были Иван Крамской, Илья Репин, Иван Шишкин, Григорий Мясоедов, Исаак Левитан, Василий Поленов, Константин Савицкий, Валентин Серов, Владимир Маковский, Василий Перов, Сергей Иванов.

Известные произведения передвижников

 

Илья Репин, Бурлаки на Волге, 1870–1873, холст, масло, 131,5 × 281 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Сергей Иванов, В дороге. Смерть переселенца, 1889, холст, масло, 71 х 122 см, ГТГ, Москва

 

Иван Шишкин, Лесные дальние виды, 1884, холст, масло, 112,8 х 164 см, ГТГ, Москва ПетербургИлья Репин, Его не ждали, 1884 – 1888, холст, масло, 167,5 x 160,5 см, Третьяковская галерея, МоскваВиктор Васнецов, Богатырис, 1881 – 1898, холст, масло, 295,3 x 446 см, Третьяковская галерея, МоскваКонстантин Савицкий, Монах – Инок, 1897, холст, масло, Пензенская картинная галерея Савицкого, ПензаИван Крамской, Портрет неизвестной, 1883, холст, масло, 75,5 х 99 см, ГТГ, МоскваВалентин Серов, «Девушка с персиками», портрет Веры Мамонтовой, 1887, холст, масло, 91 х 85 см, ГТГ, Москва

«Восстание четырнадцати» и «Санкт-Петербургская артель художников»

After more За столетие непрерывного центрального положения, которое Императорская Академия художеств занимала в формировании ценностных рамок, в которых будет развиваться русское искусство, произошли большие перемены. Эти изменения начались в 1863 году в связи с темой ежегодного конкурса на золотую медаль. Темой того года было «Вхождение Одина в Вальхаллу», отражающее все еще господствующий неоклассический подход, который академия признала незыблемым. Молодые художники во главе с Иваном Крамским считали, что обществу следует предлагать искусство, касающееся современного момента, лишенного мифологических конструкций. Отказавшись от участия в конкурсе, четырнадцать студентов основали свое трудовое сообщество – «Санкт-Петербургскую артель художников». Художники, стремившиеся сблизить русское искусство с западным искусством и тенденциями реализма и натурализма, столкнулись с многочисленными трудностями. Покинув Академию, эти молодые художники лишили себя государственной поддержки, которая состояла из стипендий, рабочих мест, материалов для рисования, а также выставочных площадей. Эта группа прекратила свое существование в 1871 году, но некоторые ее члены вошли в состав только что образованного Товарищества передвижных художественных выставок, которому предстоит сыграть решающую роль в преобразовании русского искусства XIX века.

Ассоциация передвижных художественных выставок

«Передвижники» или Ассоциация передвижных художественных выставок, призванная трансформировать желаемую тематику живописи, а также познакомить со своими произведениями как можно более широкую аудиторию. Принципы демократизации искусства просматривались как в выборе тем, связанных с современной российской жизнью, так и в самоотверженной работе по популяризации искусства за пределами таких крупных центров, как Санкт-Петербург и Москва. Выставки проходили в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Одессе и многих других городах. В период с 1871 по 19 гг.23, это общество организовало более 40 художественных выставок. Пресса регулярно следила за передвижными выставками, а производство открыток с мотивами картин передвижников обеспечило массовую известность их творчества и популярность по всей Российской империи.

Типы сюжетов в живописи передвижников

Соцреализм

Нарушая традиции отстраненного, элитарного высокого искусства неоклассицизма, передвижники находились в постоянном поиске аутентичных сцен из жизни русского народа. Помимо стремления к наличию в живописи современных мотивов, эти молодые художники часто указывали на повсеместную эксплуатацию многих представителей низшего сословия. Передвижникам приходилось отстаивать обретенную свободу с точки зрения современных мотивов, с которыми они справились путем изощренной компоновки подрывных слоев в рамках критического реализма. В то время для общества Императорской России были характерны крайне репрессивные меры против критики в публичном пространстве. Широко распространенные механизмы цензуры сопровождали все формы публичных действий. Репина Бурлаки на Волге , Левитана Владимирка Дорога , Перова Тройка и Чаепитие в Мытищах , Иванова В дороге, Смерть переселенца, и Стрелялки 90 скорее 90 подрывные работы. Очень часто эти художники касались нечеловеческих условий труда, детского труда, повсеместной бедности, жизни в русской деревне и критики церкви. Обращение к этим темам обусловило очень высокое положение передвижников в культуре Советского Союза как своего рода предшественников соцреализма.

Пейзаж

Во времена расцвета национализма пейзажная живопись стала очень популярной среди русских художников. Многочисленные художники-передвижники писали на пленэре. Пейзажная живопись материализовала один из ключевых аспектов идеи национализма, а именно территорию, в данном случае русскую землю. В рамках формирующейся культуры национализма пейзаж должен был стать символом русской национальной идентичности. Патриотическое измерение пейзажа отражено во многих произведениях передвижников, особенно в творчестве Ивана Шишкина. Пейзажи Шишкина представляют собой своеобразный союз монументальности, сказочности с точностью и вниманием к деталям. Видение пейзажа этого живописца основывалось на двойственности поэтического и аналитического.

Алексей Саврасов – создатель нового стиля в пейзажной живописи – лирического пейзажа. Вопреки шишкинскому аналитическому принципу, Саврасов выстроил синтез существующей сцены и цветовой палитры с целью внесения аутентичного настроения.

Жанровая картина

Жанровая картина дала художникам этой группы возможность документировать многочисленные социальные явления в рамках бытовых, интимных сцен жизни России XIX века. Среди самых известных произведений этого жанра — картина Репина Его не ждали . Этот образ говорит в пользу изобретательности решений, которые придумали передвижники в своей трактовке этого жанра. Необычное расположение фигур, а также положение, в котором находится наблюдатель перед написанным интерьером, источающим особое напряжение, потрясение и предчувствие радости, открывает нам эту композицию как необыкновенное во всех отношениях произведение современного искусства. его формальные, тематические и психологические возможности. Также примечательны «9» Василия Поленова.0027 Московский дворик и Василий Максимов Все в прошлом .

Историческая живопись

Многочисленные исторические картины, созданные членами этой группы, характеризуются преимущественно средневековыми темами. Передвижники представили эти темы через призму романтического восприятия национального прошлого. Представителями этого жанра являются « Ответ запорожских казаков» Репина и « Богатырей » Виктора Васнецова.

Портреты

Портрет был очень распространенным жанром у передвижников. Подход к портретной живописи значительно различался и варьировался от композиций, близких к четкой реалистической манере, до композиций, которые тяготели или полностью принадлежали импрессионистскому стилю. Колористически интригующая, новаторски составленная портретная структура в экстерьере, привнесенная Иваном Крамским в портрет Неизвестной Р , существенно отличается от яркой композиции Константина Савицкого, Монах – Инок , а особое место в развитии портретной живописи передвижников занимает картина Валентина Серова «Девушка с персиками» .

Проследив развитие портретной живописи, можно фактически проследить путь этой группы от раннего бунтарского периода до полного участия в официальной культуре. Во второй половине 1880-х годов к творчеству передвижников стали проявлять интерес официальные учреждения, поступили многочисленные заказы, в том числе портреты виднейших лиц русского общества, представителей успешных дельцов и аристократии, а также членов императорская семья.

Заметными портретами периода до большой популярности являются портреты Василия Перова, такие как портреты Александра Островского, Федора Достоевского или портрет Старика 1868 года . В эту линейку также входят картины Ивана Крамского «Портрет Тараса Шевченко» и «Портрет старика с костылем» .

Последнее десятилетие 19-го века принесло большой успех этим художникам, которые теперь имели значительную институциональную поддержку в рамках официальных культурных потоков.

Известные художники

  • Иван Крамской (1837 – 1887)
  • Григорий Мясоедов (1834 – 1911)
  • Василий Поленов (1844 – 1927)
  • Илья Репин (1844 – 1930)
  • Иван Шишкин (1832 – 1898)
  • Василий Перов (1834 – 1882)
  • Исаак Левитан (1860 – 1900)
  • Валентин Серов (1865 – 1911)
  • Абрам Архипов (1862 – 1930)
  • Алексей Саврасов (1830 – 1897)
  • Ефим Волков (1844 – 1920)
  • Антонина Ржевская (1861– 1934)
  • Алексей Степанов (1858 – 1923)
  • Илларион Прянишников (1840 – 1894)
  • Константин Савицкий (1844 – 1905)
  • Сергей Иванов (1864 – 1910)
  • Александр Киселев (1838 – 1911)
  • Николай Неврев (1830 – 1904)
  • Владимир Маковский (1846 – 1920)
  • Александр Литовченко (1835 – 1890)
  • Виктор Васнецов (1848 – 1926)
  • Василий Максимов (1844 – 1911)

Термины, связанные с искусством

  • Реализм
  • Пленэр
  • Натурализм

Саврасов Алексей Кондратьевич | Русский художник

Дата рождения:
24 мая 1830 г. Москва Россия
Умер:
8 октября 1897 г. (67 лет) Москва Россия
Известные работы:
«Проселочная дорога» «Грачи вернулись»
Механизм/стиль:
Передвижники

Просмотреть все материалы по теме →

Саврасов Алексей Кондратьевич , (род. 12 мая [24 мая по новому стилю] 1830, Москва, Россия — ум. 26 сентября [8 октября] 1897, Москва), русский художник, основоположник русского лирического пейзажа и автор таких популярных русских картин, как «Грачи вернулись 9».0028 (1871 г.).

Саврасов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1844 по 1854 год. В его ранних работах, написанных после его окончания, прослеживаются романтические тенденции. Одна из этих картин, «Вид в окрестностях Ораниенбаума » (1854 г.), принесла ему членство в Российской академии художеств.

Викторина «Британника»

Назовите этого художника!

В течение 1860-х годов Саврасов побывал в разных странах Европы, а с 1870 по 1875 год каждое лето путешествовал по Волге. Постепенно он отказался от романтических манер в своем творчестве и стал все больше ориентироваться на спокойное визуальное повествование и иллюстрацию обыденных реалистических пейзажей, характерных для средней полосы России и его любимой Москвы (9).0027 Лосиный остров в Сокольниках , 1869; Волга Виста Ниже Юрьевца , 1871).

Показ картины «Грачи вернулись» на первой выставке (1871 г.) группы передвижников, созданной при содействии Саврасова в 1870 г., явился важной вехой в русском пейзажном искусстве XIX века. . Полотно означало рождение новой эстетики, отличной от академической или романтической. Саврасов намеренно не стал рисовать живописные места или создавать искусственные панорамы, а вместо этого выбрал совершенно обыденный уголок деревни, такой же, как и многие другие в России. Он принял сознательное решение раскрыть духовную красоту в самом типичном пейзаже: церковь, деревянные постройки, голые березки, грачи, вьющие гнезда, грязный снег, начинающий таять.