Социальные группы. Первичные и вторичные группы

Стр.53

Вспомните, что такое социальные группы и какие они бывают.

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

1. Физиологические потребности — в пище, воде, воздухе, жилье, тепле, кратковременном отдыхе, собственной безопасности, спецодежде.

2. Технические (технологические) потребности — в исправленном современном оборудовании, приспособлениях, инструменте, новой технологии, транспортных средствах, предметах труда.

3. Экономические потребности — в справедливом вознаграждении, обоснованных нормах трудовых затрат и оценке трудового вклада, в управлении производством, совладении предприятием, участии в прибылях.

4. Социальные потребности — в повышении квалификации, приобретении новых знаний, престижном коллективе, профессиональном росте и карьере, в коммуникации, правовой защите, любви и дружбе.

5. Психологические потребности — в содержательной и интересной работе, благоприятном психологическом климате, уважении и признании, сочувствии и поддержке других.

6. Как видим, перечисленные группы потребностей работников предприятия охватывают все основные блоки живого труда, служащие элементами экономического механизма и объектами управления.

7. Экономический механизм — способы и формы соединения усилий людей при решении задач обеспечения ими роста своего благосостояния

Вопросы и задания

1. Как проявляется связь человека с обществом, когда он по каким — либо причинам оказывается изолированным от других людей?

Связь человека с обществом проявляется практически с рождения. С детства мы общаемся, узнаем много нового. Без обучения, общения с людьми человек становится ограниченным, появляется барьер, изоляция. Во взрослой жизни у нас есть права и обязанности, есть работа и друзья, есть много интересов, где мы постоянно что — то изучаем, общаемся, узнаем новое. Человек имеет право высказать своё мнение (письменно или устно), если это мнение в рамках нравственности и законно. Когда происходит изоляция человека от общества, это может быть заключение под стражу, связь ограничивается тем, что сам человек ограничен в своих правах, он не может высказать своё мнение, его мнение не имеет значения. Либо другой вариант — путешественник, отправившийся в кругосветное плавание, или ушедший в одиночку на горную вершину. Связь с обществом ограничена в этом случае условиями, на которые человек добровольно пошёл, но в этом случае он может быть услышан, его мнение может иметь значение, к нему может придти помощь.

2. Представьте себе двух современных людей. У одного есть семья, а другой одинок. Какие преимущества и какие трудности несут в себе эти два образа жизни? Какой из этих двух вариантов кажется вам более предпочтительным и почему?

Человек, у которого есть семья намного счастливее, чем одинокий человек. Но тем не менее у этого человека есть трудности, так как у него есть семья, то дохода нужно больше, чтобы обеспечить всех членов семьи и также нужно воспитывать детей, то есть уделять им достаточно много времени, а одинокому человеку не нужно столько много денег — ему достаточно будет позаботиться о себе, тем не менее одинокому человеку живётся хуже, так как ему не с кем что — то обсудить, чем — то поделиться, его никто не сможет поддержать в трудную минуту, поэтому у одинокого человека трудностей намного больше чем у человека, имеющего семью. Кажется более предпочтительным вариантом — тот человек, который имеет семью. Такой человек не будет одинок, ему будет с кем обсудить свои взлёты и падения, у этого человека будут люди, которых он будет защищать, и потом будет гордиться тем, что защитил их, в отличии от одинокого человека, который не имеет близких друзей и знакомых.

3. Какое минимальное количество участников должна иметь социальная группа? Прокомментируйте, почему это именно так.

А. Минимальное кол — во участников — два человека, потому что общение имеется, значит имеется и социальная группа.

В. К первичным группам относится семья, друзья, класс. Это близкие отношения, у которых имеется высокий уровень эмоциональной связи.

Обычно составляет небольшое кол — во людей.

Ко вторичным группам относятся те люди, которых связывают деловые отношения, у них нет близости, но есть главная функция — достижение поставленных целей. Например: правительство государства и его органы, руководители учреждений. Обычно большое кол — во участников.

4. Перечислите как можно больше малых и больших, первичных и вторичных социальных групп, членом которых вы являетесь.

Семья

Компания друзей

Студенческая группа

Трудовой коллектив

Музыкальная группа

5. Какая по численности группа является для вас наиболее комфортной? Подумайте, почему это именно так.

Конечно же малая, поскольку именно в ней ты можешь поддерживать отношения со всеми ее индивидами, а также чувствовать себя более комфортно (благодаря тому, что твоё пространство никто не нарушает, поскольку по численности группа малая и одновременно есть с кем пообщаться) Также у малых групп куда больше общих интересов

6. Назовите, какие статусы вы занимаете в различных группах и какие роли играете. Как вы думаете, может ли человек во всех группах быть лидером?

Социальная группа — это та же школа. Я учусь в одном классе вместе с 27 — ми учениками. Наша совокупность образует единую группу — 7″а». Честно говоря моя роль в этой группе непосредственно пассивная. Я стараюсь особо не выделяться, не наживать себе неприятностей и врагов. У меня есть одна подруга, я считаю, что этого вполне достаточно. Короче говоря веду я себя в этой группе исключительно безинициативносто, меня больше волнует учёба, чем жизнь класса.

Что касается второго пункта вопроса, то я считаю, что нет, конечно. Каждый человек по — разному развит, талантлив. Кто — то обладает более высокими лидерскими качествами, чем кто — то другой. Кто — то умеет то, что другие не могут. Мы все разные. Наиболее значимая для себя социальная группа, это конечно семья. Никто не позаботиться о тебе так искренне, чем мама с папой. Поддержка, помощь, общение. Это всё характеризует семью. Я — единственный ребёнок в моей семье. Я то, что крепит любовные узы между двумя личностями. Вот моё положение в семье.

7. Назовите наиболее значимую для себя социальную группу. Дайте ей социологическую характеристику: определите её вид и подвид, её функции в вашей жизни, ваше положение в ней.

Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.

Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

Малые и большие социальные группы – примеры, виды и их признаки кратко по обществознанию

4.6

Средняя оценка: 4. 6

Всего получено оценок: 62.

Обновлено 17 Октября, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 62.

Обновлено 17 Октября, 2021

Общество имеет сложную структуру, которая состоит из множества социальных групп. В обществознании под ними понимаются общности людей, обладающие схожими социальными признаками и выполняющие разного рода функции. Кратко познакомимся с наиболее распространёнными в современной науке классификациями групп и их типичными примерами.

Большие и малые группы

По численности все социальные группы делятся на большие и малые. Узнаем, какие общности к ним относятся, рассмотрим примеры малых и больших социальных групп.

Рис. 1. В гостях у бабушки.

Находясь в группе, человек вырабатывает различные механизмы реагирования на мнение большинства.

Основными из этих механизмов являются:

  • внушаемость — безропотное принятие линии поведения группы, целей и задач, мнения большинства;
  • конформизм — внешнее согласие человека с групповыми ценностями и идеалами при внутреннем протесте;
  • коллективизм — осознанное принятие и отстаивание мнения группы.

Узнаем, какими могут быть большие и малые группы.

Первичные и вторичные

Большие и малые группы могут отличаться по характеру взаимодействия.

  • Первичная социальная группа представляет из себя общность людей, в которой происходит социализация человека, то есть усвоение им знаний и навыков общения, норм поведения, правил взаимодействия. Такие объединения состоят из ограниченного количества людей, по численности их можно соотнести с видом малых социальных групп. Ярким примером является семья, в которой ребёнок приобретает первый опыт коммуникации.
  • Вторичная группа ориентирована прежде всего на достижение общих для всех участников целей, выполнение определённых функций. Например, сотрудники организации заинтересованы в увеличении прибыли, улучшении качества продукции. Часто такие организации по численности соотносятся с большими социальными группами.
Рис. 2. Собрание рабочих завода.

Формальные и неформальные

По способу образования большие и малые группы делятся на формальные и неформальные.

  • В основе выделения формальной группы лежит официальная документация, в которой чётко расписаны отношения соподчинения, состав, правила поведения. Так, например, устав воинской части определяет полномочия командного состава, права и обязанности военнослужащих разных категорий. Формальные группы чаще бывают большими.
  • Неформальная группа строится на личных взаимоотношениях: родственных связях, симпатиях, интересах. В ней нет начальников и подчинённых, правила поведения носят негласный характер. Так, в компании друзей имеется лидер, который обладает способностью увлечь за собой других членов общности. Отношения выстраиваются на основе привязанностей и эмоций. Чаще всего по количеству членов такие группы бывают малыми.

В случае если член группы нарушает её правила, не оправдывает ожидания других её участников, к нему могут быть применены санкции — меры поощрения (вручение медали, похвала друга) или наказания (дисциплинарный арест в воинской части, пренебрежение со стороны друзей).

Рис. 3. Вручение награды.

Что мы узнали?

Структуру общества составляют социальные группы. По численности они делятся на малые и большие. По характеру взаимодействия малые группы могут быть первичными, большие — вторичными. И малые, и большие группы по способу организации бывают формальными и неформальными.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 62.


А какая ваша оценка?

10.1 Понимание социальных групп – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P

Глава 10. Рабочие группы: деятельность и принятие решений

  1. Определите факторы, которые создают социальные группы и представления об инициативности.
  2. Дайте определение концепции социальной идентичности и объясните, как она применима к социальным группам.
  3. Обзор этапов развития и роспуска группы.
Рис. 10.2. Мы работаем вместе в социальных группах, чтобы выполнять задачи и принимать решения.

Хотя может показаться, что мы можем легко распознать социальную группу, когда сталкиваемся с ней, на самом деле не так просто определить, что делает группу людей социальной группой. Представьте себе, например, полдюжины человек, стоящих в очереди на кассе в супермаркете. Вы, вероятно, согласитесь, что этот набор людей не следует рассматривать как социальную группу, потому что люди не имеют значимого отношения друг к другу. И люди, которые смотрят фильм в театре или посещают большой лекторий, также могут рассматриваться просто как люди, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но не связаны как социальная группа.

Конечно, группа индивидуумов, находящихся в настоящее время в одном месте, может тем не менее легко превратиться в социальную группу, если произойдет что-то, что сведет их «вместе». Например, если человек в очереди к кассе в супермаркете внезапно рухнет на пол, вполне вероятно, что окружающие начнут работать вместе, чтобы помочь ему. Кто-то вызовет скорую помощь, другой может сделать сердечно-легочную реанимацию, а третий может попытаться связаться с его семьей. Точно так же, если бы кинотеатр загорелся, сформировалась бы группа, когда люди попытались бы покинуть кинотеатр. И даже класс студентов может начать ощущаться как группа, если преподаватель постоянно хвалит его за то, что он лучший (или худший) класс, который у него или нее когда-либо был. Было непросто охарактеризовать, что такое «что-то», что делает группу группой, но использовался один термин (Кэмпбелл, 1958; Ликель и др., 2000). Инициативность относится к чему-то вроде «групповости» — восприятию либо самими членами группы, либо другими, что люди вместе составляют группу .

Концепция инициативности важна как в отношении того, как мы рассматриваем свои группы, так и с точки зрения нашего восприятия и поведения по отношению к нашим внешним группам. Например, сильное восприятие внутригрупповой субъектности может помочь людям сохранить чувство коллективной самооценки перед лицом сложных обстоятельств (Bugie, Usborne, de la Sablonniere, & Taylor, 2011). Восприятие наших внутренних групп как более инициативных также может помочь нам удовлетворить наши индивидуальные психологические потребности (Crawford & Salaman, 2012). Что касается наших чужих групп, то наше восприятие их инициативности может влиять как на наше просоциальное, так и на антиобщественное поведение по отношению к ним. Например, хотя в некоторых ситуациях люди могут чувствовать себя более ксенофобно по отношению к внешним группам, которые они считают более инициативными (Ommundsen, van der Veer, Yakushko, & Ulleberg, 2013), в других контекстах они могут предпочесть пожертвовать больше денег, чтобы помочь более инициативным внешним группам. (Смит, Фаро и Берсон, 2013 г.).

Одна из детерминант энтитативности — когнитивная — восприятие сходства. Как мы видели в наших обсуждениях симпатии и любви, сходство важно во многих измерениях, включая убеждения, ценности и черты. Группа может быть группой лишь в той мере, в какой ее члены имеют что-то общее; как минимум, они похожи, потому что все они принадлежат группе. Если группа людей интересуется одними и теми же вещами, разделяет одни и те же мнения и убеждения или работает вместе над одной и той же задачей, то, по-видимому, они должны рассматриваться — как самими собой, так и другими — как группа. Однако, если между людьми есть много различий, особенно в их целях, ценностях, убеждениях и поведении, то их с меньшей вероятностью будут рассматривать как группу.

Учитывая множество различий, которые мы обсуждали в других главах между представителями индивидуалистических и коллективистских культур с точки зрения того, как они видят свой социальный мир, не должно вызывать удивления тот факт, что разные типы сходства сильнее связаны с восприятием субъектности в каждом типе. культуры. Например, было обнаружено, что сходство с точки зрения личных качеств более тесно связано с инициативностью у американских участников по сравнению с японскими, при этом обнаружена противоположная картина сходства с точки зрения общих целей и результатов (Kurebayashi, Hoffman, Ryan, & Murayama, 2012). ).

Таким образом, люди обычно объединяются в группы именно потому, что они похожи. Например, возможно, все они интересуются игрой в покер, или ходят за одной футбольной командой, или любят боевые искусства. А группы с большей вероятностью распадаются, когда члены группы становятся непохожими и, следовательно, не имеют достаточно общего, чтобы удерживать их вместе (Crump, Hamilton, Sherman, Lickel, & Thakkar, 2010; Miles & Kivlighan, 2008).

Хотя сходство важно, это не единственный фактор, создающий группу. Группы обладают большей инициативностью, когда члены группы часто взаимодействуют и общаются друг с другом (Johnson & Johnson, 2012). Хотя общение может происходить в группах, которые собираются вместе в одном месте, оно также может происходить между людьми, находящимися на большом расстоянии друг от друга. Например, члены исследовательской группы, которые регулярно общаются по Skype, могут часто взаимодействовать и чувствовать себя группой, даже если они никогда не встречаются или редко встречаются лично.

Взаимодействие особенно важно, когда оно сопровождается — степенью взаимной зависимости членов группы друг от друга для достижения цели . В некоторых случаях, особенно в рабочих группах, взаимозависимость предполагает необходимость совместной работы для успешного выполнения задачи. Люди, играющие в бейсбол, зависят друг от друга, чтобы иметь возможность играть в игру, а также хорошо играть. Каждый человек должен выполнять свою работу, чтобы группа функционировала. Мы также взаимозависимы, когда работаем вместе над написанием исследовательской статьи или созданием классного проекта. Когда члены группы взаимозависимы, они сообщают, что больше любят друг друга, склонны к сотрудничеству и общению друг с другом в большей степени и могут быть более продуктивными (Deutsch, 19).49).

Еще один аспект рабочих групп, члены которых проводят некоторое время, работая вместе, и который делает их «групповыми», заключается в том, что они развивают групповую структуру — стабильные нормы и роли, которые определяют надлежащее поведение для группы в целом и для каждого из ее участников. члены. Соответствующие социальные нормы для групп включают обычаи, традиции, стандарты и правила, а также общие ценности группы. Здесь особенно важны те, которые определяют ожидаемое поведение членов группы . Некоторые из них  говорят членам группы, что делать , а некоторые –  , которые говорят   им, что не делать . В целом, чем более четко определены и широко согласованы нормы в группе, тем больше инициативы будут чувствовать члены группы.

Эффективные группы также разрабатывают и назначают социальные роли (ожидаемое поведение) членам группы. Например, некоторые группы могут быть структурированы таким образом, что у них есть президент, секретарь и множество различных рабочих комитетов. Разные роли часто имеют разные уровни статуса или воспринимаемой власти и эти иерархии. В целом группы более эффективны, когда роли, назначенные каждому члену, четко определены и соответствуют навыкам и целям этих людей. Кроме того, если у участников более одной роли, например, игрок и тренер, важно, чтобы эти роли были совместимы, а не противоречили друг другу. Таким образом, высокоэффективные группы могут избежать помещения участников в категорию . это   возникает , когда люди испытывают несовместимые требования и ожидания внутри или между ролями, которые они занимают , , что часто негативно влияет на их способность добиться успеха в этих ролях (Forsyth, 2010).

Хотя когнитивные факторы, такие как воспринимаемое сходство, коммуникация, взаимозависимость и структура, часто являются важными частями того, что мы подразумеваем под группой, они не всегда необходимы. В некоторых ситуациях группы могут рассматриваться как группы, даже если у них мало независимости, коммуникации или структуры. Отчасти из-за этой трудности альтернативный подход к мышлению о группах, очень важный в социальной психологии, использует аффективные чувства, которые мы испытываем по отношению к группам, к которым мы принадлежим. Как мы уже читали, социальная идентичность относится к той части самооценки, которая является результатом нашего членства в социальных группах (Hogg, 2003). Как правило, поскольку мы предпочитаем оставаться в группах, которые нам нравятся, результатом членства в группе является позитивная социальная идентичность — наше членство в группе заставляет нас чувствовать себя хорошо.

В соответствии с подходом, основанным на социальной идентичности, группа является группой, когда ее члены испытывают социальную идентичность — когда они частично определяют себя группой, к которой они принадлежат, и чувствуют себя хорошо в отношении своего членства в группе (Hogg, 2010). Эту идентичность можно рассматривать как тенденцию со стороны человека говорить позитивно о группе с другими, общее удовольствие быть частью группы и чувство гордости, которое исходит от членства в группе. Поскольку идентичность является такой важной частью членства в группе, мы можем попытаться создать ее, чтобы чувствовать себя хорошо как в отношении нашей группы, так и в отношении самих себя. Возможно, вы знаете некоторых людей (может быть, вы один из них), которые носят одежду своей спортивной команды, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к группе, потому что они хотят быть частью других членов группы и быть приняты ими. Действительно, чем больше мы рассматриваем нашу социальную идентичность как часть нашего членства в группе, тем больше вероятность, что мы останемся в ней, даже когда существуют привлекательные альтернативы (Van Vugt & Hart, 2004).

Хотя многие группы в основном статичны и изо дня в день выполняют одни и те же задачи, другие группы более динамичны. На самом деле почти во всех группах есть хоть какие-то изменения; участники приходят и уходят, и цели группы могут меняться. И даже группы, которые оставались относительно стабильными в течение длительного периода времени, могут неожиданно резко измениться; например, когда они сталкиваются с кризисом, таким как изменение целей задачи или потеря лидера. Группы также могут потерять свое значение и идентичность, поскольку они успешно достигают целей, которые они изначально поставили перед собой.

Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть потенциальные этапы, через которые обычно проходят группы. Одним из широко используемых здесь подходов является модель, разработанная Такманом и Дженсеном (1977). Как вы можете видеть на рисунке 10.3, «Этапы группового развития», разные этапы включают в себя формирование, штурм, нормирование и выполнение, и закрытие .

Рисунок 10.3 Стадии развития группы

Происходит , когда члены группы собираются вместе и начинают свое существование как группа . В некоторых случаях, когда для достижения цели формируется новая группа, такая как суд присяжных, стадия формирования происходит относительно быстро и по праву считается первой стадией группы. В других случаях, однако, процесс формирования группы происходит непрерывно в течение длительного периода времени, например, когда фабричные рабочие увольняются с работы и заменяются новыми работниками.

Стадия формирования важна как для новых участников, так и для самой группы. В течение этого времени группа и отдельный человек будут обмениваться знаниями о соответствующих нормах, включая любые существующие групповые структуры, процедуры и процедуры. Каждому человеку нужно будет узнать о группе и определить, как он или она собирается вписаться в нее. И группа может проверять характеристики человека и его пригодность в качестве члена группы. Этот первоначальный процесс расследования может закончиться тем, что человек отвергнет группу или группа отвергнет человека.

Если этап становления можно сравнить с детством, то, несомненно, следующий этап — штурм — можно сравнить с юностью. Когда члены группы начинают узнавать друг друга, они могут обнаружить, что не всегда во всем согласны. Члены группы могут попытаться заявить о своих взглядах, заявить о своей независимости и попытаться убедить группу принять их идеи . Шторм может произойти, когда группа только начинает работать, и он может повториться в любой момент развития группы, особенно если группа испытывает стресс, вызванный негативным событием, например, неудачей в достижении групповой цели. В некоторых случаях конфликт может быть настолько сильным, что участники группы решают, что группа вообще не работает, и распадаются. На самом деле, полевые исследования реальных рабочих групп показали, что большой процент новых групп никогда не проходит стадии формирования и штурма перед распадом (Kuypers, Davies, & Hazewinkel, 19). 86).

Хотя шторм может навредить работе группы, и поэтому группы должны работать, чтобы не допустить эскалации, некоторые конфликты между членами группы на самом деле могут быть полезными. Иногда самые успешные группы — это те, которые успешно прошли стадию бури, потому что конфликт может повысить продуктивность группы, если только конфликт не становится настолько экстремальным, что группа преждевременно распадается (Rispens & Jehn, 2011). Группы, которые вообще не испытывают конфликтов, могут быть непродуктивными, потому что членам скучно, они не вовлечены и не мотивированы, а также потому, что они не думают творчески или открыто о темах, имеющих отношение к ним (Tjosvold, 19).91). Чтобы развиваться, группе необходимо разрабатывать новые идеи и подходы, а для этого необходимо, чтобы участники обсуждали свои различные мнения о решениях, которые должна принять группа.

Предполагая, что штурм не зайдет слишком далеко, группа перейдет в состояние , когда будут разработаны соответствующие нормы и роли для группы. После того, как эти нормы были разработаны, они позволяют группе войти в , когда члены группы устанавливают распорядок дня и эффективно работают вместе . На этом этапе отдельные члены группы могут сообщать о большом удовлетворении и идентификации с группой, а также о сильной групповой идентичности. Группы, успешно достигшие этой стадии, способны достигать поставленных целей и преодолевать трудности. И в этот момент группа становится хорошо настроенной на свою задачу и способна эффективно ее выполнять.

В одном интересном наблюдательном исследовании процесса группового развития в реальных группах Герсик (1988, 1989) наблюдал за несколькими командами, работавшими над разными проектами. Команды были отобраны таким образом, чтобы все они работали в течение определенного периода времени, но сами сроки сильно различались: от восьми до 25 встреч, проводимых в течение периодов от 11 дней до шести месяцев. Несмотря на эту изменчивость, Герсик обнаружил, что каждая из команд следовала очень похожей схеме нормирования, а затем выполнения. В каждом случае команда установила четко определенные нормы относительно своего метода решения задачи на самой первой встрече. И каждая команда оставалась с этим подходом, с очень небольшими отклонениями, в течение первой половины отведенного времени. Однако в середине времени, отведенного на завершение проекта (независимо от того, было ли это после четырех встреч или после 12), группа неожиданно провела собрание, на котором решила изменить свой подход. Затем каждая из групп использовала этот новый способ выполнения задания в оставшееся отведенное ей время. Как будто будильник прозвенел на полпути, что заставило каждую группу переосмыслить свой подход.

Большинство групп в конце концов приходят к тому, что членов группы готовятся к окончанию группы . В одних случаях это происходит потому, что задача, ради которой создавалась группа, выполнена, а в других случаях это происходит потому, что у членов группы появились новые интересы вне группы. В любом случае, поскольку люди, которые работали в группе, вероятно, развили сильную идентификацию с группой и другими членами группы, фаза закрытия часто вызывает стресс, и участники могут сопротивляться распаду. Столкнувшись с такими ситуациями, люди часто планируют снова собраться вместе в будущем, обменявшись адресами и номерами телефонов, даже если они хорошо знают, что на самом деле они вряд ли сделают это. Иногда группе полезно поработать заранее, чтобы подготовить участников к расставанию.

Имейте в виду, что эта модель представляет собой лишь общее описание фаз развития группы, начиная с формирования и заканчивая распадом, и не может одинаково хорошо применяться ко всем группам. Например, этапы не обязательно являются последовательными: некоторые группы могут переключаться между более ранними и более поздними этапами в зависимости от ситуаций, с которыми они сталкиваются. Кроме того, не все группы обязательно проходят все этапы. Тем не менее, модель оказалась полезной для описания эволюции широкого круга групп (Johnson & Johnson, 2012).

  • Социальные группы составляют основу человеческого общества — без групп не было бы человеческой культуры. Однако совместная работа в группах также может привести к множеству отрицательных результатов.
  • Сходство, коммуникация, взаимозависимость и групповая структура — это переменные, которые делают совокупность индивидуумов более похожей на группу — восприятие групповой инициативности.
  • Большинство групп, к которым мы принадлежим, обеспечивают нам позитивную социальную идентичность — часть самооценки, которая является результатом нашего членства в социальных группах.
  • Чем больше мы чувствуем, что наша идентичность связана с членством в нашей группе, тем меньше вероятность того, что мы покинем группы, к которым мы принадлежим.
  • Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть потенциальные этапы, через которые обычно проходят группы. Обычные этапы — это формирование, штурм, нормирование и выполнение, а также закрытие.
  1. Сравните некоторые социальные группы, к которым вы принадлежите и которые, по вашему мнению, имеют высокий и низкий уровень инициативности. Чем отличаются эти группы с точки зрения их воспринимаемого сходства, коммуникации, взаимозависимости и структуры?
  2. Опишите ситуацию, когда вы испытали ролевой стресс. Каковы были причины этого стресса и как он повлиял на вашу работу в этой роли?
  3. Подумайте о группе, к которой вы принадлежите сейчас, которая очень важна для вас. Определите одну предписывающую и одну предписывающую норму для этой группы. Как, по вашему мнению, эти нормы помогают группе эффективно функционировать? Как вы думаете, что произойдет, если член группы нарушит эти нормы?
  4. Рассмотрим группы, которые обеспечивают особенно сильную социальную идентичность для своих членов. Как вы думаете, почему социальная идентичность так сильна в этих группах и как, по вашему мнению, опыт идентичности влияет на поведение членов группы?
  5. Подумайте о группе, в которой вы состоите долгое время. Как вы думаете, на какой из стадий Такмана и Дженсена сейчас находится группа? В целом, как вы думаете, насколько хорошо их сценическая модель помогает объяснить, как эта группа развивалась с течением времени?

Ссылки

Буги, Э., Усборн, Э., де ла Саблоньер, Р. , и Тейлор, Д. М. (2011). Культурные нарративы франкоязычных и англоязычных квебекцев: использование исторической перспективы для изучения взаимосвязей между коллективной относительной депривацией, внутригрупповой субъектностью и коллективным уважением. Британский журнал социальной психологии , 50 (4), 726-746.

Кэмпбелл, Д. Т. (1958). Общая судьба, сходство и другие показатели статуса совокупности лиц как социальных образований. Наука о поведении, 3, 14–25.

Кроуфорд, М. Т., и Саламан, Л. (2012). Инициативность, идентичность и удовлетворение психологических потребностей. Журнал экспериментальной социальной психологии , 48 (3), 726-730.

Крамп С.А., Гамильтон Д.Л., Шерман С.Дж., Ликель Б. и Таккар В. (2010). Групповая энитативность и сходство: их различные модели восприятия групп. Европейский журнал социальной психологии, 40 (7), 1212–1230. doi: 10.1002/ejsp.716.

Дойч, М. (1949). Экспериментальное исследование влияния сотрудничества и конкуренции на групповые процессы. Человеческие отношения, 2 , 199–231.

Форсайт, Д. (2010). Групповая динамика (5-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Герсик, Си Джей (1988). Время и переход в рабочих группах: к новой модели группового развития. Журнал Академии Менеджмента, 31 (1), 9–41.

Герсик, Си Джей (1989). Маркировка времени: предсказуемые переходы в группах задач. Журнал Академии управления, 32 , 274–309.

Хогг, Массачусетс (2003). Социальная идентичность. В MR Leary & JP Tangney (Eds.), Handbook of self and identity  (стр. 462–479). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Хогг, Массачусетс (2010). Человеческие группы, социальные категории и коллективное «я»: социальная идентичность и управление неуверенностью в себе. В книге Р. М. Аркина, К. С. Олесона и П. Дж. Кэрролла (ред.),  Справочник неуверенного себя  (стр. 401–420). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.

Джонсон Д.В. и Джонсон Ф.П. (2012). Объединение вместе — теория групп и групповые навыки (11-е изд. ). Бостон: Аллин и Бэкон.

Куребаяси, К., Хоффман, Л., Райан, К.С., и Мураяма, А. (2012). Восприятие японцами и американцами групповой самостоятельности и автономии: многоуровневый анализ. Журнал кросс-культурной психологии , 43(2), 349-364.

Кайперс, Б. К., Дэвис, Д., и Хазевинкель, А. (1986). Паттерны развития в самоаналитических группах. Человеческие отношения, 39 (9), 793–815.

Ликель, Б., Гамильтон, Д.Л., Вечорковска, Г., Льюис, А., Шерман, С.Дж., и Улес, А.Н. (2000). Разновидности групп и восприятие групповой субъектности. Журнал личности и социальной психологии, 78 (2), 223–246.

Майлз, младший, и Кивлиган, Д.М., младший (2008). Командное познание в групповых вмешательствах: связь между общими ментальными моделями солидеров и групповым климатом. Групповая динамика: теория, исследования и практика, 12 (3), 191–209. doi: 10.1037/1089–2699.12.3.191

Оммундсен Р., ван дер Веер К., Якушко О., Уллеберг П. Изучение взаимосвязи между ксенофобией, связанной со страхом, восприятием чужой группы и социальными контактами в Норвегии. Психологические отчеты  [сериал онлайн]. Февраль 2013 г.; 112(1):109–124.

Риспенс, С., и Джен, К.А. (2011). Конфликт в рабочих группах: конструктивный, деструктивный и асимметричный конфликт. В Д. Де Кремер, Р. ван Дик и Дж. К. Мурниган (ред.), Социальная психология и организации  (стр. 185–209). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge/Taylor & Francis Group.

Смит, Р. В., Фаро, Д., и Берсон, К. А. (2013). Больше для многих: влияние инициативы на благотворительность. Journal Of Consumer Research , 39(5), 961-975.

Тьосволд, Д. (1991). Конфликтно-позитивная организация. Рединг, Массачусетс: Эддисон-Уэсли.

Такман, Б., и Дженсон, М. (1977). Еще раз об этапах развития малых групп. Групповые и организационные исследования, 2, 419-427.

Ван Вугт, М., и Харт, К.М. (2004). Социальные идентичности как клей: Истоки групповой лояльности. Journal of Personality and Social Psychology, 86, 585-598.

Атрибуция СМИ

  • «Рэнди, Рут и Сара» Эрика Пикока лицензированы по лицензии CC BY-NC-SA 2. 0.
  • «Марсианская научная лаборатория (MSL) (201208050011HQ)» штаб-квартиры НАСА ФОТО лицензируется в соответствии с лицензией CC BY-NC-ND 2.0.
  • «Команда культурных компетенций приступает к работе» дневной школы Покипси лицензирована в соответствии с лицензией CC BY-NC-ND 2.0.

Типы групп | Введение в социологию.

Большинство из нас чувствует себя комфортно, употребляя слово «группа», не задумываясь над ним. В повседневном использовании это может быть общий термин, хотя он имеет важное клиническое и научное значение. Более того, концепция группы играет центральную роль в том, как мы думаем об обществе и человеческих взаимодействиях. Часто мы можем иметь в виду разные вещи, используя это слово. Можно сказать, что собаку видела группа детей, и это может означать 250 студентов в лекционном зале или четверо братьев и сестер, играющих на лужайке перед домом. В повседневном разговоре нет четкого различительного использования. Итак, как мы можем более точно сфокусировать значение для социологических целей?

Определение группы

Термин группа является аморфным и может относиться к широкому кругу собраний, состоящих всего из двух человек (подумайте о «групповом проекте» в школе, когда вы сотрудничаете с другим учеником), клуба, регулярного собрания друзей , или люди, которые работают вместе или имеют общее хобби. Короче говоря, этот термин относится к любой группе, состоящей как минимум из двух человек, которые взаимодействуют с определенной частотой и разделяют ощущение, что их идентичность каким-то образом связана с группой. Конечно, каждый раз, когда собираются люди, это не обязательно группа. Например, митинг — это, как правило, разовое мероприятие, и принадлежность к политической партии не предполагает взаимодействия с другими. Люди, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время, но не взаимодействующие друг с другом и не разделяющие чувство идентичности (например, группа людей, стоящих в очереди в Starbucks), считаются совокупность или толпа. Другой пример негруппы — это люди, которые имеют схожие характеристики, но никак не связаны друг с другом. Этих людей относят к категории , и, например, всех детей, родившихся примерно в 1980–2000 годах, называют «миллениалами». Почему миллениалы — это категория, а не группа? Потому что, хотя некоторые из них могут разделять чувство идентичности, в целом они не часто взаимодействуют друг с другом.

Интересно, что люди внутри агрегата или категории могут стать группой. Во время стихийных бедствий люди по соседству (совокупность), которые не знали друг друга, могли стать дружелюбными и зависеть друг от друга в местном приюте. После того, как катастрофа закончилась и люди вернулись к простому проживанию рядом друг с другом, чувство сплоченности может сохраняться, поскольку все они разделяли опыт. Они могут оставаться группой, готовясь к чрезвычайным ситуациям, координируя поставки в следующий раз или по очереди заботясь о соседях, которым нужна дополнительная помощь. Точно так же может быть много групп внутри одной категории. Возьмем, к примеру, учителей. В рамках этой категории могут существовать такие группы, как профсоюзы учителей, учителя-инструкторы или сотрудники, участвующие в PTA.

Типы групп

Социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) предположил, что группы можно условно разделить на две категории: первичных групп и вторичных групп (Cooley 1909). Согласно Кули, первичные группы играют наиболее важную роль в нашей жизни. Первичная группа обычно довольно мала и состоит из людей, которые обычно общаются лицом к лицу в долгосрочной, эмоционально значимой форме. Эти взаимодействия, происходящие в первичной группе и удовлетворяющие эмоциональные потребности, называются экспрессивных функций , которые отличаются от чисто прагматических. Первичную группу обычно составляют значимые другие, те люди, которые оказывают наибольшее влияние на нашу социализацию. Лучшим примером первичной группы является семья.

Вторичные группы часто бывают более крупными и безличными. Они также могут быть сфокусированы на задаче и ограничены во времени. Эти группы выполняют инструментальную функцию, а не экспрессивную, а это означает, что их роль больше ориентирована на цель или задачу, чем на эмоциональную. Однокурсники или коллеги могут быть примерами вторичной группы. Ни первичные, ни вторичные группы не связаны строгими определениями или установленными ограничениями. На самом деле люди могут переходить из одной группы в другую. Семинар для выпускников, например, может начаться как вторичная группа, сосредоточенная на текущем классе, но по мере совместной работы студентов на протяжении всей программы они могут найти общие интересы и прочные связи, которые превратят их в более прочную основную группу.

Лучшие друзья, которых она никогда не встречала

Писательница Эллисон Леви работала одна. Хотя ей нравилась свобода и гибкость работы из дома, ей иногда не хватало сообщества коллег, как для практических целей мозгового штурма, так и для более социального аспекта «кулера с водой». Леви сделала то, что делают многие в эпоху Интернета: она нашла группу других писателей в Интернете через веб-форум. Со временем группа примерно из двадцати писателей, которые все писали для одной и той же аудитории, отделилась от более крупного форума и начала частный форум только по приглашению. В то время как писатели в целом представляют все гендеры, возрасты и интересы, в итоге новый форум стал собранием двадцати-тридцатилетних женщин; все они писали художественную литературу для детей и молодежи.

Поначалу форум писателей был явно второстепенной группой, объединенной профессиями участников и рабочими ситуациями. Как объяснил Леви, «в Интернете вы можете присутствовать или отсутствовать так часто, как хотите. Никто не ждет твоего появления». Это было полезное место для поиска информации о различных издателях и о том, кто что недавно продал, а также для отслеживания отраслевых тенденций. Но со временем Леви обнаружил, что это служит другой цели. Поскольку группа разделяла и другие характеристики помимо того, что они писали (например, возраст и пол), онлайн-разговор, естественно, перешел к таким вопросам, как воспитание детей, старение родителей, здоровье и физические упражнения. Леви нашел, что это было приятное место для разговоров на любые темы, а не только для письма. Кроме того, когда люди не публиковали сообщения в течение нескольких дней, другие выражали беспокойство, спрашивая, слышал ли кто-нибудь о пропавших без вести писателях. Дошло до того, что большинство участников сообщали группе, если они путешествовали или им нужно было какое-то время не в сети.

Группа продолжала делиться. Один из участников сайта, который переживал тяжелую семейную болезнь, написал: «Я не знаю, где бы я был без вас, женщины. Так здорово иметь место, где можно выговориться, и я знаю, что это никому не повредит». Аналогичные чувства разделяли и другие.

Так это основная группа? Большинство из этих людей никогда не встречались друг с другом. Они живут на Гавайях, в Австралии, Миннесоте и по всему миру. Они могут никогда не встретиться. Леви недавно написал группе, сказав: «Большинство моих «реальных» друзей и даже мой муж на самом деле не понимают, что такое писать. Я не знаю, что бы я делал без тебя». Несмотря на расстояние и отсутствие физического контакта, группа явно выполняет экспрессивную функцию.

Попробуй

Внутренние и внешние группы

Рисунок 1 . Этот водитель и фанат Yankees делает четкое заявление о своей группе.

Одним из способов, которым группы могут быть влиятельными, является включение и, наоборот, исключение. Чувство, что мы принадлежим к элите или избранной группе, является пьянящим, в то время как чувство того, что нас не пускают внутрь или что мы соревнуемся с группой, может мотивировать по-другому. Социолог Уильям Самнер (1840–1819 гг.).10) разработал концепции внутригрупповых и внегрупповых для объяснения этого явления (Sumner 1906). Короче говоря, мы-группа — это группа, к которой человек чувствует себя принадлежащей и которую он считает неотъемлемой частью себя. И наоборот, чужая группа — это группа, к которой кто-то не принадлежит. Часто мы можем чувствовать презрение или конкуренцию по отношению к чужой группе. Спортивные команды, союзы и женские клубы являются примерами своих и чужих групп. Люди могут принадлежать к любой из них или быть посторонними. Первичные группы состоят как из своих, так и из чужих групп, как и вторичные группы.

В то время как принадлежность к группе может быть нейтральной или даже положительной, как, например, в случае командных спортивных соревнований, концепция своих и чужих групп также может объяснить некоторые негативные проявления человеческого поведения, такие как движения сторонников превосходства белой расы, такие как Ку-клукс. Клан, или издевательства над студентами-геями или лесбиянками. Определяя других как «не таких, как мы» и/или низших, ин-группы могут в конечном итоге практиковать этноцентризм, расизм, сексизм, эйджизм и гетеросексизм — манеры отрицательно оценивать других на основе их культуры, расы, пола, возраста или сексуальной ориентации. . Часто внутренние группы могут формироваться внутри вторичной группы. Например, на рабочем месте могут быть группы людей, от топ-менеджеров, которые вместе играют в гольф, до инженеров, которые вместе пишут код, до молодых одиноких людей, которые общаются в нерабочее время. Хотя эти внутренние группы могут проявлять фаворитизм и близость к другим членам своей группы, организация в целом может быть неспособна или не желает признать это. Следовательно, стоит опасаться политики ин-групп, поскольку члены могут исключать других как средство получения статуса в группе.

Попробуй

Киберзапугивание

В январе 2018 года 12-летняя Габриэлла Грин («Габби») покончила жизнь самоубийством, повесившись в своем доме в Панама-Сити, штат Флорида. Двум 12-летним ученицам было предъявлено обвинение в киберпреследовании после того, как расследование изучило ее учетные записи в социальных сетях и текстовые сообщения с мобильных телефонов. Киберзапугивание — это использование интерактивных медиа одним человеком для мучения другого, и оно набирает обороты. Киберзапугивание может означать отправку сообщений с угрозами, оскорбление кого-либо на общедоступном форуме (например, в Facebook), взлом чьей-либо учетной записи и выдачу себя за него или ее, размещение в Интернете постыдных изображений и так далее. Киберзапугивание может иметь  способствовал самоубийству Габби, и ее случай является одним из тех, которые привели к общенациональным разговорам о необходимости образования, профилактики и эффективных мер реагирования на молодых людей, которые активно подвергаются киберзапугиванию.

Исследование, проведенное Исследовательским центром киберзапугивания, показало, что 20 процентов учащихся средних школ признались, что «серьезно думают о самоубийстве» в результате травли в Интернете (Hinduja and Patchin 2010). В то время как запугивание лицом к лицу требует готовности напрямую взаимодействовать с вашей жертвой, киберзапугивание позволяет хулиганам преследовать других, не выходя из дома, не свидетельствуя о нанесенном ущербе. Эта форма издевательств особенно опасна, потому что она широко доступна и, следовательно, ее легче осуществить.

Согласно отчету, опубликованному в 2013 году Национальным центром образовательной статистики, почти каждый третий (27,8%) ученик сообщает, что подвергается издевательствам со стороны своих одноклассников. Семнадцать процентов студентов сообщили, что стали жертвами киберзапугивания.

Измерение киберзапугивания и его целей довольно сложно. Исследователи показали, что то, как задаются вопросы, может привести к гендерно-специфическим ответам. Например, если в опросе спрашивается о «распространении слухов или оскорбительном поведении в комментариях», женщины с большей вероятностью будут вовлечены, но если опрос спрашивает о «жестоком обращении в видео или онлайн-играх», с большей вероятностью будут вовлечены мужчины. [1] При опросе 5000 респондентов киберзапугивание за последние 30 дней чаще всего случалось с многорасовыми девочками из старшей школы, затем с многорасовыми девочками из средней школы и белыми девочками из средней школы, занявшими третье место (Patchin 2019). Группами, которые с наименьшей вероятностью станут жертвами киберзапугивания, были азиатские мальчики средней школы, чернокожие старшеклассницы и азиатские старшеклассницы.

Рисунок 2 . На этой диаграмме показано количество людей из каждой группы, сообщивших о киберзапугивании.

Изучение этого вопроса является областью, созревшей для социологических исследований, и имеет очевидные последствия для политики. Когда мы рассматриваем демографические переменные, такие как раса/этническая принадлежность, пол и возраст, как это помогает нам понять этот феномен? Как понимание групп раскрывает поведение киберзапугивателей (которые также сообщают о большей вероятности совершения самоубийства) и тех, кто подвергается киберзапугиванию? Какие еще методы социологического исследования можно использовать, кроме опросов?

Референтные группы

Рисунок 2. Спортсмены часто рассматриваются как референтная группа для молодежи. (Фото предоставлено Джонни Бивера/ВМС США/Викисклад)

Референтная группа — это группа, с которой люди сравнивают себя, — она обеспечивает стандарт измерения. В американском обществе группы сверстников являются обычными референтными группами. Дети и взрослые обращают внимание на то, что носят их сверстники, какую музыку они любят, чем занимаются в свободное время, и сравнивают себя с тем, что видят. У большинства людей более одной референтной группы, поэтому ученик средней школы может посмотреть не только на своих одноклассников, но и на друзей своего старшего брата и увидеть другой набор норм. И он мог бы наблюдать за выходками своих любимых спортсменов для еще одного набора поведения.

Некоторыми другими примерами референтных групп могут быть культурный центр, рабочее место, семейное собрание и даже родители. Часто референтные группы передают конкурирующие сообщения. Например, на телевидении и в кино молодые люди часто имеют замечательные квартиры и автомобили и ведут активную социальную жизнь, несмотря на отсутствие работы. В музыкальных клипах молодые женщины могут танцевать и петь в сексуально агрессивной манере, что свидетельствует об опыте не по годам. В любом возрасте мы используем референтные группы, чтобы направлять наше поведение и показывать нам социальные нормы. Итак, насколько важно окружить себя положительными референтными группами? Вы можете не признавать референтную группу, но она все равно влияет на то, как вы действуете. Определение референтных групп может помочь вам понять источник социальной идентичности, к которой вы стремитесь или от которой хотите дистанцироваться.

Типы групп, групповая динамика и лидерство

Посмотрите это видео, чтобы ознакомиться с различными типами групп и просмотреть то, о чем вы узнаете на следующих страницах — групповая динамика и лидерство.

Колледж: мир своих, чужих и референтных групп

f Рисунок 3. В какое братство или женское общество вы бы вписались, если таковые имеются? День набора в женский клуб предлагает студентам возможность узнать об этих различных группах. (Фото предоставлено Murray State/flickr)

Для студента, поступающего в колледж, социологическое изучение групп приобретает непосредственное практическое значение. В конце концов, когда мы приезжаем в новое место, большинство из нас оглядывается, чтобы увидеть, насколько хорошо мы вписываемся или выделяемся так, как хотим. Это естественная реакция на референтную группу, а в большом кампусе может быть много конкурирующих групп. Скажем, вы сильный спортсмен, который хочет заниматься очным спортом, а ваши любимые музыканты — местная панк-группа. Вы можете обнаружить, что взаимодействуете с двумя очень разными референтными группами.

Эти референтные группы также могут стать вашими внутренними или внешними группами. Например, различные группы в кампусе могут предложить вам присоединиться. Есть ли в вашей школе братства и женские клубы? Если да, то, скорее всего, они попытаются убедить студентов — то есть студентов, которых они считают достойными, — присоединиться к ним. И если вы любите играть в футбол и хотите играть в команде кампуса, но вы носите рваные джинсы, армейские ботинки и футболку местной группы, вам может быть трудно убедить футбольную команду дать вам шанс. В то время как большинство студенческих групп воздерживаются от оскорблений конкурирующих групп, существует определенное чувство противопоставления своей группы чужой. «Их?» может сказать член. «С ними все в порядке, но их вечеринки далеко не такие классные, как наши». Или: «Только серьезные инженеры присоединяются к этой группе». Эта немедленная категоризация на свои и чужие группы означает, что учащиеся должны тщательно выбирать, поскольку любая группа, с которой они связаны, будет определять не только их друзей, но и их врагов.

Дальнейшие исследования

Для получения дополнительной информации о причинах и статистике киберзапугивания посетите сайт Cyberbullying.org.

Подумай об этом

  • Составьте список всех различных групп в вашем социальном мире. Затем пометьте каждую группу, убедившись, что у вас есть хотя бы один пример первичной группы, вторичной группы, внутренней группы, внешней группы и контрольной группы. Теперь напишите рядом с группой инструментальные и выразительные функции каждой группы. Наконец, просмотрев этот список и функции каждой группы, какие из них наиболее важны для вас? Почему?
  • Как технология изменила ваши первичные и вторичные группы? Есть ли у вас больше (и отдельных) основных групп из-за подключения к Интернету? Верите ли вы, что кто-то вроде Леви может иметь настоящую первичную группу, состоящую из людей, которых она никогда не встречала? Почему или почему нет?
  • Группы могут формироваться на основе исключающих критериев и/или могут трансформироваться во ингруппы с четко определенными аутгруппами. Уличные банды и мотоклубы — крайние примеры, но как насчет братств и женских клубов или спортивного соперничества (например, Янки/Ред Сокс, Селтикс/Лейкерс, Реал Мадрид/Барселона, Дьюк/Северная Каролина)? Каковы инструментальные и выразительные функции таких внутригрупповых групп? Какие дисфункции? Как это строится на дюркгеймовской теории общества, основанной на социальной солидарности?

Попробуйте

Глоссарий

совокупность:
группа людей, которые существуют в одном и том же месте в одно и то же время, но не взаимодействуют друг с другом и не разделяют чувство идентичности
категория:
человек со схожими характеристиками, но никак не связанных между собой
выразительная функция:
групповая функция, которая служит эмоциональной потребности
группа:
любое собрание по крайней мере двух человек, которые взаимодействуют с определенной частотой и разделяют некоторое чувство единой идентичности
в группе:
группа, к которой принадлежит человек и которую он считает неотъемлемой частью своей идентичности
инструментальная функция:
ориентироваться на задачу или цель
вне группы:
группа, членом которой человек не является и даже может конкурировать с
первичные группы:
небольшие неформальные группы самых близких нам людей
референтные группы:
группы, с которыми индивид сравнивает себя
вторичные группы:
более крупные и обезличенные группы, ориентированные на задачи и ограниченные во времени

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.