Понятие Конституционного права РФ.
Традиционно КП понимаетсяв 3х смыслах:
1. Как науки –совокупность идей, взглядов, доктринальных разработок в области конституционного права
2. Как учебная дисциплина –совокупность лекций и семинарских занятий
3. Как отросли права – совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные фундаментальные отношения:
— основы конституционного строя
— отношения связи с правовым положением граждан РФ
— государственное устройство
— территориальная организация
— принципы организации деятельности власти и органов управления
Метод КП – приемы и способы познания конституционного права.
Императивный — метод власти предписаний
Диспозитивный — равенство сторон
Специальные методы КП:
1. Дозволение
2. Запрета
3. Обязывания
Конституционно-правовые нормы – правила поведения, установленные и санкционированные государством, направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Классификация видов норм в зависимости от метода:
1. Дозволительные, запрещающие, обязывающие
2. Охранительные, регулятивные
3. Материальные и процессуальные
Особенности конституционно-правовых норм:
1. Нормы обладают высшей юридической силой – им не могут противостоять другие нормы
2. Носит учредительный характер
3. Не содержат санкций
4. Содержат большое количество норм деклараций и принципов
Субъекты конституционно-правовых отношений можно поделить на 3 группы:
1. Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, вынужденные переселенцы, президент, депутаты и т.д.)
2. Государственные образования (РФ, субъект РФ, автономное образование и т.д.)
3. Негосударственные образования (муниципальные образования, политические партии, общественные и религиозные объединения и т.д.)
4. Многонациональный народ
Конституционно-правовая ответственность:
1. Субъектами КП ответственности не могут быть физические лица
2. В результате КП ответственности субъект не претерпевает негатива по отношению к личности
3. К конституционно-правовой ответственности относится пример признания судом РФ нормативно-правового акта (ФЗ, указы, пост.прав.) несоответствующим или недействительным.
Источники КП.
Источник конституционного права – это внешняя форма выражения конституционно-правовых норм.
Система источников:
— Конституция РФ
— Международные принципы и нормы
— Постановления конституционного суда
— Федерально-конституционный закон
— Федеральный закон
— Указ президента
— Постановления правительства и распоряжения
— Приказы и распоряжения федеральный агентств и федеральных служб
— Акты органов местного самоуправления
— Законодательство СССР
Федеральный и Федерально-конституционный закон.
Федеральный закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей после Конституции юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемые в особом порядке парламентом России, либо на референдуме.
Федерально-конституционный закон имеет 3 отличия от ФЗ:
1. ФКЗ выше по юридической силе
2. ФКЗ имеют специальный порядок принятия (должны поддержать 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации, ФКЗ обязан подписать президент)
3. Ограничение по количеству -14-15, и они принимаются строго по вопросам, принимаемым в Конституции.
Законы: О флаге, О гербе, О гимне, Об уполномоченных по правам человека, О порядке образовании в РФ нового субъекта, О военных судах, О судебной системе РФ, об арбитражных судах, О конституционном суде, О правительстве, О чрезвычайном положении, О референдуме, О военном положении, О верховном суде.
Конституция РФ.
Это основной нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке на всенародном голосовании, обладающий высшей юридической силой, верховенством, регулирующий наиболее значимые государственные отношения.
Юридические свойства Конституции:
1. Высшая юридическая сила (никакой другой НПА не может противостоять)
2. Верховенство (распространяется на всю территорию РФ)
3. Прямое действие (ссылка на конституцию может быть напрямую при решении юридических вопросов)
4. Учредительный характер (является базовым для всех других отраслей норм)
5. Особый порядок охранения Конституции
6. Особый порядок внесений изменений в Конституцию
Особой порядок охраны Конституции:
— президент РФ согласно конституции является эталоном, гарантом Конституции
— конституционный суд РФ
— федеральное собрание РФ (парламент)
— граждане РФ
Особый порядок изменения Конституции.
Существует 3 способа внесения изменений в Конституцию:
1. Пересмотр Конституции (изменение глав 1,2,9) – фактически смена Конституции.
Субъекты инициируют пересмотр (президент РФ, Совет РФ, Госдума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не меньше 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы). Должны поддержать:
— 3/5 депутатов государственной думы
— 3/5 членов совета федерации.
Созывают Конституционное собрание (либо оставляют Конституцию неизменной, либо согласны на пересмотр). Если согласны, то решают либо сама группа 2/3, либо выносит на референдум.
2. Внесение поправки – изменение глав 3-8. Субъекты инициативы те же.
Должны поддержать:
— 2/3 государственной думы
— 3/4 совета федерации
Рассылается проект изменения по всем субъектам РФ. Субъекты в течении года должны поддержать численностью 2/3. Президент подписывает и обнародывает его.
3. Изменении статьи 65 (какие субъекты входят в состав РФ).
Изменения вносятся простым указанием президента.
Действующая Конституция РФ впервые в истории Российского государства была принята всенародным голосование (референдумом
Глава 9 Конституции РФ регламентирует порядок внесения в нее поправок и пересмотр ее положений.
Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Внесение поправок направлено на изменение глав 3 – 8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.
Право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ согл. ст. 134, имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Процедура пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции РФ состоит из следующих стадий:
1) инициатива о пересмотре должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
2) если такое решение принято палатами парламента, то созывается Конституционное Собрание;
3) Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции;
4) если разрабатывается проект новой Конституции, то он либо принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов, либо выносится на референдум.
Порядок созыва Конституционного Собрания определяется федеральным конституционным законом, который пока не принят.
Поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Но они вступают в силу только после одобрения их законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации.
Согласно ФЗ от 6.02.1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» (СЗ РФ. 1998. № 10. Ст.1146), предложение о поправке вносится в Государственную Думу и должно содержать либо текст новой статьи, либо положение об исключении статьи из текста Конституции РФ.
Рассмотрение проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в 3-х чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 членов Совета Федерации. Затем закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть этот закон в течение 1 года со дня его принятия.
После одобрения закона субъектами Федерации, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
https://ria.ru/20200115/1563448860.html
Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации
Действующая Конституция России принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755… РИА Новости, 15.01.2020
2020-01-15T15:11
2020-03-03T18:55
россия
совет федерации рф
госдума рф
севастополь
справки
политика
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/154773/23/1547732371_0:0:3052:1717_1400x0_80_0_0_9f3ec76ff1cca7939644509328a7029d.jpg
россия
севастополь
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/154773/23/1547732371_0:0:3052:1717_1400x0_80_0_0_9f3ec76ff1cca7939644509328a7029d.jpg
https://cdn23.img.ria.ru/images/154773/23/1547732371_321:0:3052:2048_1400x0_80_0_0_20ee065e69224392ef9159d60b80d7be.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/154773/23/1547732371_662:0:2710:2048_1400x0_80_0_0_de9159d8b50f9338a446a3f5b81259b4.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, совет федерации рф, госдума рф, севастополь, справки, политика
Действующая Конституция России принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 россиян, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей (58,4%). Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года.В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ (главы о федеративном устройстве государства, президенте, парламенте, правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении).
Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ (главы об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина, конституционных поправках) устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции РФ Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ (о субъектах Российской Федерации) устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки.
Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции РФ, в виде проекта закона.
Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, где он подлежит обязательному рассмотрению. Закон о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии.
В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.
Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.
Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.
Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.Со дня принятия Конституции РФ в 1993 году она несколько раз корректировалась. С 1996 года по 2008 год в нее был внесен ряд изменений, связанных с укрупнением субъектов Федерации, а также изменением их названий. 30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены более существенные поправки. Они были предусмотрены Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». С 2009 года, согласно Основному закону, срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента увеличен: глава государства избирается на шесть лет (ранее на четыре года), а депутаты Госдумы на пять лет (ранее на четыре года). Кроме того, была введена обязанность правительства отчитываться перед Госдумой о своей работе. Тексты отчетов подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Парламентской газете».В 2014 году в Конституцию вносились изменения в связи с объединением Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ, в связи с принятием в РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также в связи с введением института федеральных сенаторов.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Порядок изменения Конституции РФ
2.1 Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей10.
Конституция содержит запрет пересмотра гл. 1, 2 и 9 Федеральным Собранием РФ, так как она принята путем всенародного голосования и народ учредил именно такие основы конституционного строя, которые закреплены в главе 1.
Нормы этой главы определяют содержание всех других положений Конституции, которые не могут им противоречить. Народ также выразил свою волю относительно тех основ правового статуса личности, которые закреплены в гл. 2 Конституции. Поэтому нормы этих глав не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием РФ.
Нормы главы 9 не могут пересматриваться в упрощенном порядке, поскольку путем внесения изменений в эту главу можно было бы установить менее сложную процедуру пересмотра любой главы Конституции.
Общественные отношения должны быть стабильными, но не статичными. В ходе их развития может возникнуть необходимость пересмотра содержания Конституции, в том числе глав 1, 2 и 9. Конституция предусматривает очень сложный порядок такого пересмотра. Необходимость поддержки предложения о пересмотре этих глав 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы имеет цель предотвратить необоснованный созыв Конституционного Собрания – особого конституционного органа, созываемого в установленном федеральным конституционным законом порядке, имеющего право решать вопрос о дальнейшей судьбе действующей Конституции11.
Конституционное Собрание наделяется широкими полномочиями в решении вопроса о том, оставить ли действующую Конституцию неизменной, разработать проект новой Конституции РФ и принять его 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или вынести проект на всенародное голосование. Только этому органу принадлежит инициатива проведения конституционного референдума.
Поскольку Конституция не устанавливает иное, проведение всенародного голосования по вопросу принятия новой Конституции РФ осуществляется на основе Федерального конституционного закона от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Главы 1, 2 и 9 – это те главы Конституции, которые регулируют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции, то есть, защищены в наибольшей мере. Если Федеральное Собрание посчитает большинством в три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что нужны какие-то изменения в эти главы, оно должно созвать Конституционное Собрание – особый орган, наделенный правом решить, нужны эти изменения или нет.
Если Конституционное Собрание решит, что изменения нужны, то оно разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
Вопросы изменения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть решены законами РФ о поправках к Конституции, поскольку положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституция предусматривает внесение предложений о пересмотре положений Конституции. Причем ряд важных вопросов внесения таких предложений сегодня не урегулирован12.
Во-первых, не предусмотрено, в какой орган должны вноситься предложения о пересмотре положений Конституции.
Во-вторых, Конституция не определила, какое наименование и какую правовую форму должен иметь документ, содержащий предложение о пересмотре положений Конституции.
В-третьих, существует некоторое несоответствие между положениями ст. 134 и ч. 2 ст. 135 Конституции.
Буквальное прочтение ч. 2 статьи 135 Конституции, установившей, что Конституционное Собрание созывается в случае поддержки предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, позволяет прийти к выводу о том, что рассмотрению палатами Федерального Собрания подлежит предложение о пересмотре совокупности положений, содержащихся и в главе 1, и в главе 2, и в главе 9 Конституции.
Вместе с тем формулировка статьи 134 Конституции предполагает возможность внесения предложений, в том числе о пересмотре отдельных положений (отдельного положения) из глав 1, 2 или 9 Конституции.
Практика применения положений статей 134 и 135 Конституции не содержит примеров оконченного рассмотрения предложений о пересмотре положений Конституции палатами Федерального Собрания. Однако такие предложения вносились. Так, в 1995 г. группа депутатов Совета Федерации внесла в Государственную Думу предложение «О пересмотре положений статьи 43 главы 2 Конституции». Государственной Думой это предложение рассмотрено не было.
Часть 2 статьи 135 Конституции определяет, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. №2-П (пункт 2 резолютивной части) объясняет, что в тех случаях, когда Конституция требует для принятия решения определенного большинства от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, требуемое большинство голосов должно быть набрано в каждой из палат Федерального Собрания, причем оно определяется от численности каждой палаты, установленной в ч. 2 и ч. 3 статьи 95 Конституции.
Конституция установила, что созыв Конституционного Собрания производится в соответствии с федеральным конституционным законом. Очевидно, что за принятие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании будут выступать лишь те депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, которые поддерживают или хотя бы допускают идею пересмотра «неизменяемой» части Конституции13.
Естественно, те, кто не желает пересмотра «неизменяемых» положений Конституции, будут блокировать принятие этого закона: отсутствие закона о Конституционном Собрании гарантирует неизменность Конституции. Таким образом, созыв Конституционного Собрания в первый раз фактически возможен лишь в том случае, если прежде за пересмотр «неизменяемой» части Конституции выступят не три пятых, а квалифицированное большинство парламентариев, предусмотренное в ч. 2 ст. 108 Конституции для одобрения федерального конституционного закона.
То есть сама идея пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции сначала должна быть поддержана, как минимум, большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и три четверти от общего числа членов Совета Федерации. Ибо парламентариям, выступающим за пересмотр Конституции (но не за конкретное предложение о пересмотре), сначала придется провести через парламент России федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, а для этого недостаточно большинства в три пятых. Принятие названного закона – это необходимое, но не достаточное условие для созыва Конституционного Собрания. После принятия закона Собрание будет созвано, если будет поддержано уже конкретное предложение о пересмотре определенных положений глав 1, 2 и 9 Конституции. Для этого уже будет достаточно большинства в три пятых голосов в каждой из палат Федерального Собрания.
Порядок вынесения проекта Конституции па всенародное голосование частично регламентирован Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Часть 1 статьи 3 этого Закона устанавливает, что на референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции России, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции. В соответствии с ч. 2 статьи 11 названного Закона решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции России направляется Президенту РФ, назначающему референдум, а также для сведения в палаты Федерального Собрания РФ.
Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции Российской Федерации, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан.
Конституция РФ Введение
Этапы развития Конституции РФ
Общая характеристика Конституции
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.2
Конституция РФ Заключение
Президент России Владимир Путин во время оглашения послания Федеральному собранию предложил внести в Основной закон страны несколько поправок. Какую процедуру по закону должны пройти поправки перед их внесением — в материале “Ъ”.
Конституция РФ предусматривает возможность пересмотра ее положений. Предложения о поправках могут вносить президент РФ, Совет федерации, Госдума, правительство РФ, парламенты субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой сенаторов или депутатов Госдумы.
В соответствии с законом, в тексты глав 3–8 Конституции вносятся поправки, а положения глав 1, 2 и 9 пересматриваются. При этом Федеральное собрание РФ не наделено правом пересмотра положений глав 1, 2 и 9. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов общего числа сенаторов и депутатов Госдумы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание.
Так, одно из нынешних предложений Владимира Путина (о приоритете Конституции РФ над международным правом) как раз предусматривает пересмотр положений статьи 15, главы 1. Но закон о Конституционном собрании в России до сих пор не принят, принцип его формирования не определен.
Правила принятия поправок к главам 3–8 определяются Конституцией РФ, а также федеральным законом от 4 марта 1998 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Поправки требуют одобрения не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета федерации и не менее двух третей голосов общего числа депутатов Госдумы.
Для вступления поправок в силу необходимо их одобрение парламентами не менее чем двух третей субъектов РФ. Региональный законодательный орган обязан рассмотреть закон о поправках к Конституции не позднее одного года со дня его принятия.
Если закон не получит одобрения двух третей субъектов РФ, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через год.
Одобренный региональными парламентами закон о поправках в течение семи дней направляется президенту РФ для подписания и официального опубликования. В месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляется официальное опубликование Конституции РФ с изменениями, а также с указанием даты вступления поправок в силу.
Порядок принятия изменений в Конституции РФ
Изменить российскую Конституцию возможно двумя способами: путем принятия поправок или путем изменения положений. Во втором случае необходимо созывать специальный конституционный орган – Конституционное Собрание. Российская Конституция относится к числу «жестких», поскольку для ее корректировки предусмотрена специальная процедура, которая сложнее, чем для принятия обычных законов.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить:
? Президент;
? Совет Федерации;
? Государственная Дума;
? Правительство;
? законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
? группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Поправки к Конституции РФ. Поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Проще всего принять поправки к ст. 65, определяющей состав РФ. Изменения вносятся в случае образования новых субъектов федерации, их объединения или разделения, а также при переименовании. Такие поправки принимаются автоматически и не требуют прохождения всех этапов.
Изменение положений Конституции РФ. Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Иными словами, поправки к ним принимать нельзя, можно лишь изменить их положения. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой. Он одобряется Конституционным Собранием: необходимо получить две трети голосов от общего числа его членов или вынести документ на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия и изменения.
Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие конституции — это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе «за» и «против» нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.
Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. Ранее было сказано, что в отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.
Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.
Особый порядок изменения конституции — это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.
В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).
Дополнительные требования могут обусловливаться разными факторами. Один из них — потребность учета интересов субъектов федерации. Так, при конституционной реформе в РФ 21 апреля 1992 г., важнейшим моментом которой было отражение в Основном Законе Федеративного договора и признание субъектами РФ не только республик, но и автономных и территориальных образований, в упомянутую ст. 185 Конституции включили дополнение: изменения и дополнения статей Конституции РФ, касающихся федеративного устройства РФ, не могут быть осуществлены Съездом в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов.
Особый вариант специальных требований — сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Наглядный тому пример — процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.
Первая часть - это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).
Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов — не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации*(6). В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»*(7), о содержании которого и проблемах его реализации подробно говорится в последней главе данной книги.
Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом — С.А.) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ*(8). В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.
В связи с принятием и изменением Конституции имеется немало проблем. Поскольку они актуальны для настоящего и будущего нашей страны, их рассмотрению посвящена часть последней главы данной работы.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Артикул 134
Предложения о внесении изменений и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть внесены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группировками, составляющими не менее одной пятой от числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Артикул 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации поддержано тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государства Дума, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, которая принимается Конституционным Собранием двумя третями от общего числа его членов или представляется на рассмотрение. референдум. В случае проведения референдума Конституция Российской Федерации считается принятой, если более половины избирателей, пришедших на выборы, поддержали ее и при условии, что в референдуме участвовало более половины избирателей.
Артикул 136
Изменения в положениях глав 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в соответствии с правилами, установленными для принятия федеральных конституционных законов, и вступают в силу после их утверждения органами законодательной власти не менее двух трети субъектов Российской Федерации.
Артикул 137
1. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющих структуру Российской Федерации, осуществляется на основании федерального конституционного закона о приеме в Российскую Федерацию и создании новых субъектов Российской Федерации в рамках это, об изменениях в конституционно-правовом статусе субъекта Российской Федерации.
2. В случае внесения изменений в название республики, края, области, города федерального значения, автономного округа или автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации включается в статью 65 Конституции Российской Федерации. Российская Федерация.
1. Конституция Российской Федерации вступает в силу с момента ее официального опубликования по результатам всенародного референдума.
. День всенародного референдума 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно утрачивает силу Конституция (Основной закон) Российской Федерации — России, принятая 12 апреля 1978 года со всеми изменениями и дополнениями.
В случае несоблюдения Конституцией Российской Федерации положений Федерального договора — Договора о разделе субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Российской Федерации. Суверенные республики в составе Российской Федерации, Договор о разделении субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти территорий, регионов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.Петербург Российской Федерации, Договор о разделении субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономного округа и автономных округов в пределах Российской Федерации, а также другие договоры Заключенные между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, положения Конституции Российской Федерации быть применимым.
2. Законы и иные правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в той части, которая не противоречит Конституции Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации — Россия, поскольку данная Конституция вступает в силу, поскольку осуществляет закрепленные в ней полномочия до срока полномочий, на который он был избран истекает.
4. Совет Министров (Правительство) Российской Федерации с момента вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и с тех пор будет называться Правительством Российской Федерации.
5. Суды Российской Федерации отправляют правосудие в соответствии со своими полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
После вступления Конституции в силу судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока их избрания. Вакансии должны быть заполнены в соответствии с правилами, установленными настоящей Конституцией.
6. До принятия и вступления в силу федерального закона, устанавливающего правила рассмотрения дел судом присяжных, действующие правила судебного рассмотрения соответствующих дел сохраняются.
До тех пор, пока уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации не будет приведено в соответствие с положениями настоящей Конституции, прежние правила ареста, содержания под стражей и содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, сохраняются.
7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
8. Совет Федерации собирается на свое первое заседание на тридцатый день после избрания.Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации. Положения настоящей Конституции об иммунитете депутатов в той части, которая касается действий (бездействия), связанных с исполнением служебных обязанностей, не распространяются на депутатов Государственной Думы, членов Правительства Российской Федерации.
Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
Алфавитный указатель
А В С D Е Ж З И К Л М Н П Р С Т
,
Глава 5. Федеральное Собрание
Глава 5. Федеральное Собрание
Артикул 94
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Артикул 95
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
2.В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и от исполнительного органа государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Артикул 96
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Правила формирования Совета Федерации и правила избрания депутатов Государственной Думы вводятся федеральными законами.
Статья 97
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации старше 21 года с правом участия в выборах.
2. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом других представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
3.Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Депутаты Государственной Думы не могут быть заняты на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой работы.
Статья 98
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления.Они не могут быть лично проверены, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении иммунитета решается по предложению Генерального прокурора Российской Федерации в соответствующую палату Федерального Собрания.
Артикул 99
1. Федеральное Собрание действует на постоянной основе.
2. Государственная Дума собирается на свое первое заседание на тридцатый день после выборов.Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее указанного времени.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший депутат.
4. Со времени начала работы Государственной Думы нового созыва мандат Государственной Думы предыдущего созыва истекает.
Артикул 100
1. Совет Федерации и Государственная Дума проводят раздельные заседания.
2. Открываются заседания Совета Федерации и Государственной Думы. В случаях, предусмотренных процессуальными нормами, палаты вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут проводить совместные заседания для рассмотрения посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений лидеров иностранных государств.
Артикул 101
1.Совет Федерации избирает из числа своих заместителей Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из числа своих заместителей Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, председатель Государственной Думы и его заместители председательствуют на заседаниях и отвечают за внутреннюю рутинную работу соответствующей палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума создают комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания по вопросам, находящимся в их компетенции.
4. Каждая из палат принимает свои процессуальные правила и решает вопросы процедуры своей работы.
5. Для контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума создают Счетную палату, состав и правила работы которой определяются федеральным законом.
Статья 102
1. В компетенцию Совета Федерации входят:
- утверждение изменений границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- принимает решение о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации; Импичмент
- Президента Российской Федерации;
- назначение судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение и освобождение от должности заместителя председателя и половины аудиторов всей Счетной палаты.
2. Совет Федерации принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Федерации.
3. Постановление Совета Федерации принимается большинством от общего числа членов Совета Федерации, если иные правила принятия решений не предусмотрены Конституцией Российской Федерации.
Статья 103
1.В компетенцию Государственной Думы входит:
- согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации Президентом Российской Федерации;
- решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;
- заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его работы, в том числе по вопросам, поднятым Государственной Думой;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение и освобождение от должности председателя и половины аудиторов Счетной палаты;
- назначение и увольнение Уполномоченного по правам человека, который действует в соответствии с федеральным конституционным законом;
- провозглашение амнистии;
- выдвижение обвинений против Президента Российской Федерации за импичмент.
2. Государственная Дума принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Конституцией Российской Федерации.
3. Решения Государственной Думы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иные правила принятия решений не предусмотрены Конституцией Российской Федерации.
Статья 104
1. Право инициировать законодательство принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации и законодательным органам. (представительные) органы субъектов Российской Федерации.Полномочия по инициированию законодательства также принадлежат Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам, находящимся в их компетенции.
2. Законопроекты должны быть представлены в Государственную Думу.
3. Счета о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выдаче государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие счета, предусматривающие расходы, покрываемые из федерального бюджета, могут быть представлены только после заключение Правительства Российской Федерации.
Статья 105
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, представляются в пятидневный срок на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается утвержденным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, или если Совет Федерации не рассматривает его в 14 дней.В случае отклонения Советом Федерации закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших противоречий, после чего федеральный закон признается Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании его поддержало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. ,
Статья 106
Обязательным к рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой по следующим вопросам:
- Федеральный бюджет
- ;
- федеральных налогов и сборов;
- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия;
- ратификация и денонсация международных договоров и соглашений Российской Федерации;
- статус и защита государственной границы Российской Федерации;
- мир и война.
Статья 107
1. Принятый федеральный закон должен быть представлен в течение пяти дней Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации подписывает федеральный закон и публикует его в течение четырнадцати дней.
3. Если в течение четырнадцати дней с момента получения федерального закона Президент отклоняет его, Государственная Дума и Совет Федерации пересматривают данный закон в соответствии с правилами, установленными Конституцией Российской Федерации.Если при повторном голосовании закон будет принят в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он будет подписан Президентом в семь дней и обнародовал.
Статья 108
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее чем тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем двумя третями от общего числа депутатов. Государственной Думы.Принятый федеральный конституционный закон подписывается Президентом Российской Федерации в течение четырнадцати дней и публикуется.
Артикул 109
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума могла собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения обвинений против Президента Российской Федерации до принятия Советом Федерации решения по данному вопросу.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации, а также в течение шести месяцев до истечения срока полномочий Президента.
Алфавитный указатель
А В С D Е Ж З И К Л М Н П Р С Т
,
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации обеспечивается признание и гарантии прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2.Основные права и свободы человека являются неотъемлемыми и должны использоваться всеми со дня рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют сущность, значение и реализацию законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются отправлением правосудия.
Статья 19
1. Все люди равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, религии, убеждений, членства в общественных объединениях, а также других обстоятельств. Все формы ограничения прав человека по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным мотивам должны быть запрещены.
3. Мужчина и женщина пользуются равными правами и свободами и имеют равные возможности для их реализации.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь до ее полной отмены может быть предусмотрена федеральным законом в качестве исключительного наказания за особо тяжкие преступления против жизни, и обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела судом присяжных.
Статья 21
1.Достоинство человека охраняется государством. Ничто не может служить основанием для его отступления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию или другому жестокому или унизительному обращению или наказанию. Никто не может подвергаться медицинским, научным и другим экспериментам без добровольного согласия.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, задержание и заключение под стражу допускаются только по решению суда.Без решения суда лицо может быть задержано на срок более 48 часов.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защиту чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только по решению суда.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни человека не допускаются без его согласия.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обеспечивают каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25
Дом должен быть неприкосновенным.Никто не вправе проникать в дом против воли проживающих там лиц, за исключением случаев, установленных федеральным законом или решением суда.
Статья 26
1. Каждый имеет право определять и указывать свою национальность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.
2. Каждый имеет право использовать свой родной язык, свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творчества.
Статья 27
1. Каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право на свободный проезд, выбор места пребывания или проживания.
2. Каждый может свободно покинуть Российскую Федерацию. Граждане Российской Федерации имеют право свободно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с любой другой религией или вообще не исповедовать религию, свободно выбирать, обладать и распространять религиозные и другие взгляды и действовать в соответствии с их.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода идей и слова.
2. Запрещается пропаганда или агитация, разжигающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и раздоры. Пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должна быть запрещена.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или их отклонению.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Свобода массовой коммуникации гарантируется. Цензура запрещается.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден вступать в какое-либо объединение и оставаться в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, митинги и демонстрации, шествия и пикеты.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
3. Лицами, лишенными права избирать и быть избранными, являются граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане расходов имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также подавать индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и хозяйственной деятельности, не запрещенной законом.
2. Хозяйственная деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый имеет право владеть, владеть, пользоваться и распоряжаться им как лично, так и совместно с другими людьми.
3. Никто не может быть лишен имущества иначе, как по решению суда. Принудительная конфискация имущества для государственных нужд может осуществляться только при условии предварительной и полной компенсации.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 36
1. Граждане и их объединения имеют право владеть землей как частной собственностью.
2. Владение, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц.
3. Условия и порядок использования земельных участков устанавливаются федеральным законом.
Статья 37
1. Труд бесплатный. Каждый имеет право свободно использовать свои трудовые возможности, выбирать вид деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на оплату труда без какой-либо дискриминации и не ниже минимальной заработной платы, установленной федеральным законом, а также право на защиту от безработицы.
4. Признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием методов их урегулирования, установленных федеральным законом, в том числе право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых и лицензию. Работникам по трудовым договорам гарантируется фиксированная продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, а также ежегодный оплачиваемый отпуск, установленный федеральным законом.
Статья 38
1.Материнство и детство, а также семья охраняются государством.
2. Забота о детях, их воспитание в равной степени являются правом и обязанностью родителей.
3. Трудоспособные дети старше 18 лет должны заботиться о родителях-инвалидах.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение за счет государства в пожилом возрасте, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощрение должно быть предоставлено добровольному социальному страхованию и созданию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен своего дома.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для реализации права на жилище.
3. Люди с низким доходом и другие лица, упомянутые в законе и нуждающиеся в жилье, должны получать его бесплатно или за разумную плату из государственного, муниципального и другого жилищного фонда в соответствии с нормами, установленными законом.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается физическим лицам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
2. В Российской Федерации федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения финансируются государством; принимаются меры по развитию государственного, муниципального и частного здравоохранения; Должны поощряться мероприятия, способствующие укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, нанесенного его здоровью и имуществу экологическими преступлениями.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Должны быть предоставлены гарантии для общего доступа и бесплатного дошкольного, среднего и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый имеет право на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование должно быть бесплатным. Родители или законные родители должны предоставить своим детям базовое общее образование.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы обучения и самообразования.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творческой деятельности и преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право участвовать в культурной жизни, пользоваться культурными учреждениями и иметь доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении культурно-исторического наследия и охранять памятники истории и культуры.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется в Российской Федерации.
2. Каждый может свободно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
3. Каждый имеет право в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если все существующие внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны.
Статья 47
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение своего дела в этом суде и тем судьей, в ведении которого данное дело соответствует закону.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48
1. Каждому гарантируется право на квалифицированную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, правовая помощь является бесплатной.
2. Любое лицо, заключенное под стражу, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на получение помощи адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения соответственно.
Статья 49
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в соответствии с правилами, установленными федеральным законом и подтвержденными приговором суда, вступившего в законную силу.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в вине лица должны толковаться в пользу обвиняемого.
Артикул 50
1.Никто не может быть осужден дважды за одно и то же преступление.
2. При отправлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый, кто осужден за преступление, имеет право обжаловать решение вышестоящего суда в соответствии с правилами, предусмотренными федеральным законом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51
1. Никто не обязан давать инкриминирующие показания мужу или жене и близким родственникам, круг полномочий которых определяется федеральным законом.
2. Федеральный закон может предусматривать и другие случаи освобождения от обязанности давать показания.
Статья 52
Права жертв преступлений и злоупотребления служебным положением должны быть защищены законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб.
Статья 53
Каждый имеет право на государственную компенсацию за ущерб, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
Статья 54
1. Закон, вводящий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы.
2. Никто не может нести ответственность за действие, которое не было признано преступлением, когда оно было совершено. Если после нарушения закона ответственность за это устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 55
1. Включение в Конституцию Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отклонение или ущемление других общепризнанных прав и свобод человека.
2. В Российской Федерации не принимаются законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той степени, в которой это необходимо для защиты основополагающих принципов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. другие люди, для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя и в соответствии с федеральным конституционным законом могут быть наложены определенные ограничения на права и свободы человека с установлением их рамок и временной период.
2. Чрезвычайное положение может быть введено на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее частях при наличии обстоятельств и в соответствии с правилами, установленными федеральным конституционным законом.
3. Права и свободы, предусмотренные в статьях 20, 21, 23 (первая часть), 24, 28, 34 (первая часть), 40 (первая часть), 46-54 Конституции Российской Федерации, не подлежит ограничениям.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, могут не иметь обратной силы.
Статья 58
Каждый обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.
2. Гражданин проходит военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации вправе заменить военную службу альтернативной гражданской службой в случае, если его убеждения или религиозные убеждения противоречат военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет.
Статья 61
1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан из России или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.
Статья 62
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Приобретение иностранным гражданством гражданина Российской Федерации не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязательств, предусмотренных гражданством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача в другие государства лиц, преследуемых по политическим убеждениям, а также за действия (или бездействие), не признанные в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбытия наказания в других государствах осуществляется на основании федерального закона или международного соглашения Российской Федерации.
Статья 64
Положения настоящей главы составляют основу правового статуса человека в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в соответствии с правилами, введенными настоящей Конституцией.
Алфавитный указатель
А В С D Е Ж З И К Л М Н П Р С Т
,
Глава 7. Судебная власть | Конституция РФ
Глава 7. Судебная власть
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации старше 25 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы не менее пяти лет. Федеральный закон может вводить дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Артикул 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону.
2. Если после рассмотрения дела суд решит, что действие государственного или иного органа противоречит закону, он должен принять соответствующее решение в соответствии с законом.
Статья 121
1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются только по основаниям и в соответствии с правилами, установленными федеральным законом.
Статья 122
1. Судьи обладают иммунитетом.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в соответствии с правилами, установленными федеральным законом.
Статья 123
1. Рассмотрение дел во всех судах должно быть открытым. Экзамены при закрытых дверях допускаются только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Судебное разбирательство по умолчанию в уголовных судах не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
3. Судебные разбирательства должны проводиться на основе спора и равенства сторон.
4. В случаях, установленных федеральным законом, правосудие осуществляется судом присяжных.
Статья 124
Суды финансируются только из федерального бюджета, и в соответствии с требованиями федерального закона обеспечивается возможность полного и независимого отправления правосудия.
Артикул 125
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2.Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, пятой части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российская Федерация, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают дела на соответствие Конституции Российской Федерации:
- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- Конституции республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти Российской Федерации или под совместной юрисдикцией органов государственной власти. полномочия Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- договоров, заключенных между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров, заключенных между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- международных договоров и соглашений Российской Федерации, которые не вступили в силу.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры по вопросам подсудности:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4.Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по судебным запросам проверяет в соответствии с нормами, установленными федеральным законом, конституционный закон, применяемый или подлежащий применению в конкретном кейс.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация дает свое толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; Международные договоры и соглашения, не соответствующие Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка предъявления обвинений в государственной измене или другом тяжком преступлении против Президента Российской Федерации.
Артикул 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в соответствии с федеральными процессуальными формами и дает разъяснения по вопросы судопроизводства.
Статья 127
Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных споров и других дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в соответствии с федеральными процессуальными формами и дает разъяснения по вопросам. судебного разбирательства.
Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации.
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3. Полномочия, правила формирования и функционирования Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.
Статья 129
1. Прокуратура Российской Федерации образует единую централизованную структуру, в которой прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами.
4. Другие прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Алфавитный указатель
А В С D Е Ж З И К Л М Н П Р С Т
,
Leave A Comment