4 среды обитания живых организмов их характеристика (общая таблица)

Первой средой обитания организмов была вода. Именно в ней зародилась жизнь. С историческим развитием многие организмы начали заселять наземно-воздушную среду Земли. В результате появились земные растения и животные, которые эволюционировали, адаптируясь и привыкая к новым условиям существования. В течение жизни организмов на земле поверхностные слои литосферы постепенно превращались в почву, по словам ВернадскогоВ.И., «биокосное тело планеты» — вещество, которое возникло в ходе совместной деятельности живых организмов и их среды обитания. Биокосные тела — это природные минеральные соединения, обработанные благодаря жизнедеятельности растительных и животных организмов.

Водные и наземные организмы начали заселять почву, создавая особый комплекс ее обитателей. Вероятно параллельно протекало формирование паразитов и симбионтов, средой жизни которых в воде, на суше и в почве стали другие организмы — хозяева и сожители. На текущий момент выделяются 4 среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы.

 

4 среды обитания живых организмов таблица

4 среды обитания

Характеристика

Адаптации организмов к среде

Примеры организмов

Водная среда

Высокая плотность, теплопроводность, прозрачность, сильные перепады давления, слабая аэрация, освещенность убывает с глубиной, относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени

Обтекаемая, продолговатая форма тела, плавучесть, наличие слизистых покровов, развитие воздухоносных полостей, осморегуляция

Мелкие растения и животные, медузы, водоросли, активные пловцы -рыбы, дельфины, тюлени.

Наземно- воздушная

Обилие света и кислорода, низкая плотность воздуха, резкие колебания температуры, высокая подвижность атмосферы, дефицит влаги, гетерогенная.

Наиболее сложная как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве

Выработка опорного скелета, механизмов терморегуляции, экономного расходования воды, высокая эффективность окислительно-восстановительных процессов, развиты органы усвоения атмосферного кислорода

Наземные растения, животные, простейшие, бактерии, грибы

Почвенная среда обитания

Дефицит или полное отсутствие света, высокая плотность, недостаток или избыток влаги, недостаток кислорода, сравнительно высокое содержание углекислого газа, рыхлая структура субстрата, заполненная смесью газов и водой. Создана живыми организмами

Вальковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, у некоторых имеется копательный аппарат, развита мускулатура

Бактерии, грибы, черви, жуки, муравьи, простейшие, личинки насекомых, другие членистоногие, некоторые крупные животные (крот, землеройка)

Организменная

Наличие легкоусвояемой пищи, постоянство температурного, осмотического, солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов, нехватка кислорода, ограниченность жизненного пространства

Упрощение всех систем органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой одного или нескольких хозяев

Паразиты — вши, блохи, гельминты, грибок, простейшие и бактерии, симбионты — бактерии

Среды обитания организмов характеристика, факторы

   

_______________

Источник информации:

1. ЭКОЛОГИЯ / С.В.Алексеев, Спб. — 1997.

2. Общая экология (в схемах и в таблицах)/ Бексеитов Т.К., Павлодар — 2004.

3. Конспект лекций «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»/ Андреев М.В. — 2002

Обитатели наземно-воздушной среды



В наземно-воздушной среде особенно большое влияние на организмы оказывает температура. Поэтому у обитателей холодных и жарких районов Земли выработались различные приспособления для сохранения тепла или, наоборот, для отдачи его избытка.

Приведи несколько примеров.

Температура растения вследствие нагревания солнечными лучами может быть выше температуры окружающего его воздуха и почвы. При сильном испарении температура растения становится ниже температуры воздуха. Испарение через устьица — регулируемый растением процесс. При повышении температуры воздуха она усиливается, если возможна быстрая подача необходимого количества воды к листьям.

Это спасает растение от перегрева, понижая его температуру на 4—6, а иногда на 10-15 °С.

При сокращении мышц освобождается значительно больше тепловой энергии, чем при функционировании любых других органов и тканей. Чем мощнее и активнее мускулатура, тем больше тепла может генерировать животное. По сравнению о растениями животные обладают более разнообразными возможностями регулировать, постоянно или временно, температуру собственного тела.

Переменой позы животное может усилить или ослабить нагревание тела за счет солнечной радиации. Например, пустынная саранча в прохладные утренние часы подставляет солнечным лучам широкую боковую поверхность тела, а в полдень — узкую спинную. В сильную жару животные прячутся в тень, скрываются в норах. В пустынях днем, например, некоторые виды ящериц и змей взбираются на кусты, избегая соприкосновения с раскаленной поверхностью почвы. К зиме многие животные ищут убежища, где ход температур более сглажен по сравнению с открытыми местами обитания.

Еще более сложны формы поведения общественных насекомых: пчел, муравьев, термитов, которые строят гнезда с хорошо регулируемой внутри них температурой, почти постоянной в период активности насекомых.

Густой мех млекопитающих, перьевой и особенно пуховый покров птиц позволяют сохранять вокруг тела прослойку воздуха с температурой, близкой к температуре тела животного, и тем самым уменьшить теплоизлучение во внешнюю среду. Теплоотдача регулируется наклоном волос и перьев, сезонной сменой меха и оперения. Исключительно теплый зимний мех животных Заполярья позволяет им в холода обходиться без повышения обмена веществ и снижает потребность в пище.

Назови известных тебе обитателей пустыни.

В пустынях Средней Азии небольшой кустарник — саксаул. В Америке — кактусы, в Африке — молочаи. Животный мир небогат. Преобладают рептилии — змеи, вараны. Встречаются скорпионы, млекопитающих мало(верблюд).

1. Продолжи заполнение таблицы «Среды обитания живых организмов» (см.

домашнее задание к § 42).

2. Приведи примеры светолюбивых и теневыносливых растений, в том числе растений своей местности.

Геосфера, биосфера, гидросфера и атмосфера

1%

Обработка, пожалуйста, подождите…

Обработано успешно!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕР ЗЕМЛИ

Сферы — это четыре подсистемы, из которых состоит планета Земля. Их называют сферами , потому что они круглые, как и Земля. Четыре сферы — это геосфера (все камни на Земле), гидросфера (вся вода на Земле), атмосфера (все газы, окружающие Землю) и биосфера (все живые существа на Земле).

Чтобы лучше понять, как работают 4 сферы Земли….

ДАВАЙТЕ РАЗЪЯСНИМ!

Суша Земли составляет геосферу.

Geo означает «земля». Геосфера Земли (иногда называемая литосферой) — это часть земли, включающая горные породы и минералы. Он начинается у земли и простирается до самого ядра Земли.

Мы полагаемся на геосферу как источник природных ресурсов и места для выращивания пищи. Вулканы, горные хребты и пустыни являются частью геосферы. Проще говоря, без геосферы не было бы Земли!

Земная вода составляет гидросферу.

Hydro означает «вода». Гидросфера включает океаны, реки, озера, подземные воды и воду, замерзшую в ледниках. 97% воды на Земле находится в океанах. Вода является одним из важнейших веществ, необходимых для жизни, и составляет около 90% живых существ. Без воды жизнь была бы невозможна.

Земной воздух составляет атмосферу.

Atmos означает «воздух». Атмосфера включает в себя все газы, окружающие Землю. Мы часто называем атмосферу «воздухом». У всех планет есть атмосфера, но Земля — единственная планета с правильной комбинацией газов для поддержания жизни.

Атмосфера состоит из пяти слоев и отвечает за погоду на Земле. Хотя кажется, что воздух состоит из ничего, он состоит из частиц, слишком маленьких, чтобы их можно было увидеть. Все эти частицы имеют вес, который давит на Землю. Вес воздуха над нами называется атмосферным давлением .

Живые существа Земли составляют биосферу.

Био означает «жизнь». Биосфера состоит из всех живых существ на Земле, включая рыб, птиц, растения и даже людей.

Живая часть Земли взаимодействует со всеми остальными сферами. Живым существам нужна вода (гидросфера), химические вещества из атмосферы и питательные вещества, получаемые при употреблении пищи в биосфере.

Четыре сферы взаимодействуют.

Сферы взаимодействуют, воздействуя на системы и процессы Земли, и они постоянно меняют друг друга.

Например, океанические течения (гидросфера) влияют на температуру воздуха (атмосферы): Гольфстрим — мощное водное течение в Атлантическом океане. Теплая вода смягчает температуру на восточном побережье США.

Другой пример того, как сферы влияют друг на друга, — эрозия. Эрозия происходит в пустыне, когда ветер (атмосфера) формирует песок в геосфере. Вода (гидросфера) также может формировать землю, например, при формировании Гранд-Каньона.

Люди могут оказывать серьезное влияние на все сферы.

Человек оказывает огромное влияние на все сферы. Негативные воздействия, такие как сжигание ископаемого топлива, загрязняют атмосферу. Складирование отходов на свалки влияет на геосферу. Выкачка отходов в океаны наносит вред гидросфере. А чрезмерный вылов рыбы и разрушение среды обитания могут сократить разнообразие живых существ в биосфере.

Однако люди повсюду работают над тем, чтобы что-то изменить. Усилия по переработке увеличиваются во всем мире, и компании находят новые способы сокращения использования ископаемого топлива. Только в США люди перерабатывают в шесть раз больше, чем поколение назад.

ПРИМЕРЫ 4 СФЕР ЗЕМЛИ

Несмотря на то, что на острове Кауаи на Гавайях выпадает больше осадков, чем почти в любом другом месте на Земле, одна сторона выглядит как пустыня. Форма земли (геосфера) влияет там, где идут дожди (гидросфера).

Каждый раз, когда вы перерабатываете, вы воздействуете на все четыре сферы. Такие усилия, как переработка, важны для поддержания здоровья всех четырех наших сфер.

Эрозия создает грибовидные скалы, когда ветер переносит песок близко к земле.

Это еще один пример того, как атмосфера влияет на геосферу. Песок, переносимый ветром , вырезает дно скалы больше, чем верх.

СЛОВАРЬ О СФЕРАХ ЗЕМЛИ

Геосфера

Все горные породы, почва и отложения, составляющие сушу Земли. Оно происходит от слова «Гео», что означает «Земля».

Сфера Земли

Все на Земле можно поместить в одну из четырех основных подсистем: землю, воду, живые существа и воздух. Эти четыре подсистемы называются «сферами». В частности, это «геосфера» (земля), «гидросфера» (вода), «биосфера» (живые существа) и «атмосфера» (воздух).

Гидросфера

Все океаны, реки, озера и вода на Земле. Оно происходит от слова «Hydro», что означает «вода».

Атмосфера

Все газы, окружающие землю. Оно происходит от слова «Атмос», что означает «воздух».

Биосфера

Все живое на Земле. Оно происходит от слова «био», что означает «жизнь».

Переработка

Повторное использование того, что в противном случае было бы выброшено, или превращение его во что-то пригодное для повторного использования вместо отправки на свалку.

Эрозия

После того, как части земли разрушены выветриванием, эти части перемещаются через эрозию. Эрозия – это процесс перемещения вещей с одного места на другое.

Камни-грибы

Встречающиеся в природе камни, похожие на грибы. Они могут образовываться, когда песок переносится ветром и ударяется о скалу. Это выветривает нижнюю часть скалы больше, чем верхнюю.

Сухой лед

Твердая форма двуокиси углерода, очень холодная и сразу превращающаяся из твердого состояния в газообразное.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПО СФЕРАМ ЗЕМЛИ

В исследовании с аквариумами какие сферы Земли представлены?

Команда использует песок для обозначения земли, которая является частью геосферы. Они используют воду для представления гидросферы, а воздух в резервуаре представляет собой атмосферу Земли.

Что произошло с температурой атмосферы при добавлении горячей воды?

Когда в аквариум добавили горячую воду, температура атмосферы над сушей повысилась.

Влияет ли температура воды на температуру воздуха?

Да, температура воды влияет на температуру воздуха. Когда в аквариум добавляли горячую воду, температура над землей повышалась. При добавлении холодной воды температура воздуха снижалась.

Какие две сферы Земли представлены в примере эрозии?

Доктор Джефф использует пескоструйную установку (движущийся воздух, содержащий частицы песка), чтобы разрушить камень. Воздух из пескоструйного аппарата представляет собой ветер в атмосфере и разрушает горные породы (это геосфера).

Как пример с сухим льдом показал, что суша влияет на воду и воздух?

Команда использует сухой лед (замороженный углекислый газ) для создания тумана. Песчаная гора (геосфера) блокировала движение тумана на другую сторону аквариума. Это показывает, что форма земли влияет на погоду.

Частью каких сфер Земли являются люди? Почему?

Люди являются частью биосферы, потому что мы живые существа. Биосфера включает ВСЕ живые существа.

На какие сферы Земли влияет человек? Приведи примеры.

Люди могут воздействовать на все четыре сферы Земли. Люди могут сжигать ископаемое топливо и выбрасывать загрязняющие вещества в атмосферу. Люди накапливают мусор на свалках, влияя на геосферу. Люди производят отходы, которые попадают в водоемы, воздействуя на гидросферу. Люди также влияют на биосферу, вырубая деревья. Люди также работают над уменьшением своего воздействия на сферы с помощью таких действий, как переработка отходов.

Как использование переработанных материалов помогает сферам Земли?

Использование переработанных материалов, таких как те, которые Зои использует для создания своего гоночного автомобиля, означает, что дополнительные ресурсы из земных сфер не должны использоваться. Используя переработанный картон и шпажки, Зои помогает предотвратить вырубку меньшего количества деревьев в биосфере. Использование старых шайб означает, что не нужно добывать новый металл из геосферы. Использование старых компакт-дисков, которые в противном случае оказались бы на свалке, снижает воздействие на геосферу. Использование многоразовой бутылки для воды вместо одноразовой означает, что нужно производить меньше пластика.

Мы охватываем все основные научные стандарты в 3–5 классах

Вода, воздух и почва | Лесная служба США

Вода, воздух и почва — это три природных ресурса, без которых мы не можем жить. Лесная служба стремится защищать, поддерживать и восстанавливать эти ценные активы сейчас и в будущем.

Вода является одним из важнейших природных ресурсов, вытекающих из лесов. Лесная служба управляет крупнейшим источником воды в США, примерно пятая часть которого приходится на 193 миллиона акров земли, которая ежедневно обеспечивает питьевой водой 180 миллионов человек.

Почва обеспечивает питательными веществами, водой, кислородом и теплом естественные территории суши. Понимание способности и способности почвы поддерживать экосистему играет важную роль в принятии решений по управлению земельными ресурсами.

Воздух является третьим важным ресурсом для людей, растений, животных и всех других организмов в природной зоне. Воздух необходимо контролировать, чтобы контролировать и снижать уровни загрязнения, контролировать дым, вызванный лесными пожарами, и следить за качеством воздуха. Лесная служба отслеживает последствия загрязнения воздуха, которое может ухудшить видимость, нанести вред здоровью человека, повредить деревья и другие растения, окислить или вызвать неестественное удобрение ручьев и озер, вымывать питательные вещества из почвы и ухудшать культурные ресурсы, такие как археологические памятники и исторические здания. . Лесохозяйственная деятельность, которая может повлиять на качество воздуха, такая как предписанное сжигание, горнолыжные курорты и добыча полезных ископаемых, также контролируется для обеспечения соблюдения правил использования воздуха для здоровья человека и отслеживания возможного воздействия на природные ресурсы.

Какие исследования проводятся для защиты этих природных ресурсов?

Исследования воды, воздуха и почвы предоставляют ученым информацию об этих важнейших природных ресурсах, о том, как они изменяются и что на них влияет. Исследования и разработки лесной службы сосредоточены на следующих четырех основных областях, связанных с водой, воздухом и почвой:

Основные процессы

Эта область исследований направлена ​​на понимание основных процессов воды, воздуха и почвы и того, как на них влияют многие нарушения, включая пожары, засуху, инвазивные виды и многое другое.

Воздействие изменения климата

В этой области исследований изучается долгосрочное воздействие изменения климата на воду, воздух и почву в природной зоне. Загрязнение, попадающее в атмосферу, воду или почву, прямо или косвенно повлияет на природную территорию либо немедленно, либо в будущем.

Последствия экстремальных явлений

В этой области исследований изучается, как экстремальные явления, включая ураганы, пожары, инвазивные виды и т. д., влияют на воду, воздух и почву в природной зоне. Ученые также изучают влияние этих событий на водоразделы, расположенные в лесу или на пастбищах.

Средства управления водосборными бассейнами

Эти инструменты помогают специалистам по управлению природными ресурсами, планировщикам и землевладельцам решать, как управлять лесными и пастбищными водосборными бассейнами. Инструменты управления водосборными бассейнами также можно использовать для информирования широкой общественности о способах защиты и улучшения водосборных бассейнов.

Текущие результаты исследований

Влияние засухи на леса и пастбища в США

Проще говоря, засуха — это нехватка воды в заданном временном и пространственном масштабе. Засуха может быть серьезным стихийным бедствием со значительными социальными и экономическими последствиями. Исторические и палеоклиматические данные показывают, что засуха всегда влияла на физическую среду и будет продолжать это делать. Меры управления могут либо смягчить, либо усугубить последствия засухи. Поскольку режимы засухи меняются, способность количественно оценивать и прогнозировать воздействие на леса и пастбища имеет решающее значение для разработки и реализации управленческих мер, направленных на повышение устойчивости и адаптации.

Эффекты осаждения азота в Калифорнии и на северо-западе Тихого океана

Это исследование посвящено предложению стратегий, которые установят ограничения на электростанции, автомобили, фермы и другие промышленные процессы, чтобы замедлить воздействие и производство кислотных дождей, цветения водорослей. и ртуть. Количество ртути, обнаруженной в растениях и животных, продолжает расти до токсического уровня, что делает ее чрезвычайно опасной для зараженных растений или животных, а также для любых животных с более высоким уровнем пищевой цепи, которые могут ее съесть. Ученые предлагают эти уровни на основе проведенных ими научных исследований, включающих наблюдение за обитающими на деревьях лишайниками и диатомовыми водорослями, крошечными одноклеточными водорослями, которые очень чувствительны к изменениям уровня азота.