Высшая нервная деятельность человек — доклад

Высшая нервная деятельность человека

Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и  условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов  мозга было высказано И.М.Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П.Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.

Структурную основу высшей нервной  деятельности у человека составляет кора больших полушарий вместе с  подкорковыми образованиями переднего  и промежуточного мозга

И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

 Безусловные рефлексы 

1. Врожденные, наследственно  передающиеся реакции, большинство  из них начинают функционировать  сразу же после рождения.  

2. Являются видовыми, т.е.  свойственны всем представителям данного вида. 

3. Постоянны и сохраняются  в течение всей жизни.  

4. Осуществляются за счет  низших отделов ЦНС (подкорковые  ядра, ствол мозга, спинной мозг).

5. Возникают в ответ  на адекватные раздражения, действующие  на определенное рецептивное  поле.

Безусловные рефлексы могут  быть простыми и сложными. Сложные  врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.

Условный рефлекс образуется на основе безусловного. Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей — безусловного (например, мясо) и безразличного (свет или звук), причем вначале должен действовать безразличный раздражитель, а затем безусловный. Между безразличным и безусловным раздражителями необходим определенный временный интервал. Сила обоих раздражителей должна быть оптимальной, условный раздражитель должен быть слабее безусловного по своей активности.

Для выработки условного  рефлекса необходимо многократное сочетание  воздействия обоих раздражителей. И. П. Павлов назвал условный рефлекс  временной связью, так как он проявляется  только в условиях, при которых  образовался. Биологическая роль его  заключается в расширении диапазона  приспособительных возможностей организма  к самым разнообразным условиям.

Условные рефлексы составляют основу обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребенка, навыков  трудовой, общественной и творческой деятельности человека. Только для  человека характерны высокоразвитая психическая  деятельность, сознание, способность  к абстрактно-логическому мышлению, которые развились в ходе его трудовой деятельности и необходимости общения.

Образование условных рефлексов  возможно благодаря особому свойству мозга — памяти.

Условные рефлексы

1. Реакции, приобретенные  в процессе индивидуальной жизни.

2. Индивидуальные.

3. Непостоянны — могут возникать  и исчезать.

4. Являются преимущественно  функцией коры больших полушарий.

5. Возникают на любые  раздражители, действущие на разные рецептивные поля.

Основываясь на развитии речевой функции у людей, И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах.

Первая сигнальная система  существует и у человека, и у  животных. Любые внешние раздражители, в том числе и условные, которые  являются сигналами безусловных  раздражителей, образуют первую сигнальную систему. Центры этой системы находятся  в коре головного мозга и через  рецепторы воспринимают непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира, — предметы или явления. У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе  и общественной среде, и это соcтавляет базу конкретного мышления.

У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные  условные рефлексы на положение тела, на вид матери, на время и т. п. Постепенно их становится все больше. Ребенок слышит слова матери, и  они у него сочетаются с определенными  процедурами — кормлением, купанием и  др. На эти слова также вырабатываются условные рефлексы. Эти условные рефлексы ничем не отличаются от условных рефлексов  животных и являются компонентами первой сигнальной системы.

Постепенно у ребенка  увеличивается запас слов, из них  он строит предложения. Слова начинают терять свое узкое конкретное значение, в них закладывается более  широкий обобщающий смысл, возникают  понятия. Сначала слово «каша» для ребенка означало только определенную, например манную, кашу. Постепенно с  приобретением опыта и по мере обобщения это слово начало означать понятия разных каш, и для уточнения  необходимо было употреблять дополнительные слова (гречневая, манная). Обобщению подлежали не только слова, которые означали предметы, явления природы, но и наши ощущения, переживания, действия. Так возникали абстрактные понятия, а с ними и абстрактное мышление.

Когда человек начинает понимать смысл слов, когда они начинают означать определенные понятия, обобщения, тогда слова создают вторую сигнальную систему.

Вторая сигнальная система  существует только у человека. Она  возникла в результате совместной трудовой деятельности людей и связана  с функцией речи: со словом слышимым (речь) и видимым (письмо). Посредством  слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово  служит принципиально новым 

раздражителем — сигналом сигналов.

Например, у человека защитный условный рефлекс, который проявляется  в отдергивании руки от электродов с электрическим током при  звучании звонка, возникает не только на действие самого звонка, но и тогда, когда экспериментатор произносит слово «звонок».

У животных так же, как  и у человека, можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина). Но эти рефлексы являются реакциями  на звуковой раздражитель, на сочетание  звуков, а не на смысл слова, которого животное не понимает.

 

Речь является средством  общения между людьми. Человек  мыслит словами, поэтому мышление неразрывно связано со второй сигнальной системой и является результатом функции  всей коры головного мозга.

В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы:

художественный — доминирует первая сигнальная система, образное мышление

мыслительный — преобладание второй сигнальной системы, словесное  мышление, выраженная способность к  абстрагированию 

средний тип — характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей

Эти различия человеческих типов  высшей нервной деятельности связаны  с явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется  в том, что правое и левое полушария  мозга выполняют различные функции. Левое полушарие в большей  степени отвечает за логическое, абстрактное  мышление, словесное восприятие, а  правое — за образное восприятие и мышление, эмоциональность психических процессов.


student.zoomru.ru

Высшая нервная деятельность — Психологос

Высшая нервная деятельность (англ. higher nervous activity) — нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов (УР) у животных и человека. Основы учения о высшей нервной деятельности разработал И. П. Павлов.

Основные понятия высшей нервной деятельности — временная связь и условный рефлекс. Деятельность всех отделов центральной нервной системы — рефлекторная. По своей функции высшая нервная деятельность — сигнальная; благодаря процессам высшей нервной деятельности организм реагирует на условные раздражители, которые сигнализируют о вероятном появлении безусловных раздражителей.

Высшая нервная деятельность состоит из 2 нервных процессов — возбуждения и торможения. Процесс возбуждения лежит в основе образования и функционирования новых временных связей и положительных условных рефлексов. Однако если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то условный рефлекс угасает. Угасание происходит на основе процесса торможения.

Основные законы высшей нервной деятельности

К основным законам высшей нервной деятельности относятся:

1) образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным;

2) угасание временных связей при неподкреплении условного раздражителя безусловным;

3) иррадиация и концентрация нервных процессов;

4) взаимная индукция нервных процессов;

5) формирование сложных динамических систем рефлексов, так называемых динамических стереотипов.

Нейроанатомическим субстратом формирования и угасания временных связей, дифференциации и интеграции раздражителей является кора больших полушарий головного мозга. В подкорковых отделах мозга находятся нервные центры важнейших безусловных рефлексов, составляющих основу формирования условного рефлекса. Подкорковые отделы обеспечивают высокий уровень активности нервных клеток коры головного мозга, создавая, тем самым, необходимые условия для формирования временных связей и их дифференцирования. Вместе с тем функционирование подкорковых отделов мозга контролируется корой, которая стимулирует и тормозит развитие их активности.

Качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных обусловливается тем, что у человека произошло усложнение механизмов его психической деятельности, т. к. появился особый раздражитель — слово.

www.psychologos.ru

Особенности высшей нервной деятельности человека

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Высшая нервная деятельность. Определение. Функции значение.

39. Высшая нервная деятельность. Определение. Функции значение.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде.

По мере формирования ВНД постепенно начинают включаться ее высшие отделы мозга в выполнении своей основной функции: 1) Осуществлять взаимосвязь организма с постоянно меняющимися условиями окружающей среды и обеспечивать адекватные (правильные и разумные) реакции на действие ее различных раздражителей (обстановка, ситуация и др.). 2) Кроме того, кора головного полушария, как известно, может менять деятельность многих внутренних органов, что является ее второй функцией. Под высшей нервной деятельностью следует понимать не только деятельность нервных клеток коры головного мозга, но и ближайших к коре подкорковых структур. И. П. Павлов изучал чисто физиологическую сторону высшей нервной деятельности (поведение). Как известно, функция корковых нейронов постепенно усложняется после рождения под влиянием окружающей среды, причем, с одной стороны, формируется сложная психическая деятельность, а с другой, приобретенные поведенческие реакции, в основе которых лежат многообразные условные рефлексы.

Под высшей нервной деятельностью И.П. Павлов понимал деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру. Им были выделены и изучены составные части высшей нервной деятельности, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека. Такими компонентами И.П. Павлов считал наследственные – безусловные рефлексы, и приобретенные в процессе жизни – условные рефлексы. И.П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Высшая нервная деятельность осуществляется высшим отделом нервной системы — большими полушариями головного мозга и ближайшими подкорковыми образованиями и состоит из нервных процессов, обусловливающих единство условных (приобретенных) и безусловных (врожденных) рефлексов головного мозга.

40. Условный рефлекс. Определение, принципы, механизмы, условия формирования, торможение рефлексов. Роль И. Павлова в изучении условно- рефлекторной деятельности.

Условный рефлекс – это ответная реакция организма, которая запускается не адекватным для неё безусловным раздражителем, а условным раздражителем, многократно совпадавшим во времени с этим биологически значимым безусловным раздражителем.

Механизм: Механизм образования условного рефлекса состоит в установлении временной связи (замыкания) между двумя очагами возбуждения в коре головного мозга. Рефлекторная дуга условного рефлекса образуется за счет формирования временной нервной связи между нервными центрами двух разных безусловных рефлексов, которые возбуждались одновременно или последовательно с коротким временным интервалом. Эта новая связь соединяет между собой 2 безусловно-рефлекторные дуги таким образом, что возбуждение, начавшееся в одной друге, заканчивается в другой

Условия формирования: Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени, Условный раздражитель должен несколько упреждать безусловный, Полушария головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности, Сила безусловного раздражителя при выработке условного рефлекса должна быть большей, чем сила условного раздражителя,.

В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное (внешнее и запредельное) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов обеспечивает соответствие условных рефлексов условиям существования и одновременно задерживает условные рефлексы, не имеющие или потерявшие свое значение для жизни. Условные: то реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта», являются индивидуальными, непостоянны. Безусловные: это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма ,являются видовыми. Внешнее торможение происходит в случае образования в коре больших полушарий мозга нового очага возбуждения под действием более сильного раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом. Внутреннее торможение условного рефлекса развивается постепенно в случае многократного не подкрепления условного раздражителя безусловным. Метод И. П. Павлова и его труды по высшей нервной деятельности животных позволяют исследовать коренные, качественные особенности деятельности мозга человека и составляют одну из естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения. Философия диалектического материализма неизменно опирается на них в идеологической борьбе с идеалистическими и метафизическими представлениями.

41.Динамический стереотип. Понятие, роль в формировании поведенческих реакций.

Динамический стереотип – устойчивая система условных рефлексов, формируемая в центральной нервной системе в результате многократного повторения условных раздражителей самого разного порядка в заданной последовательности и через определенные промежутки времени.

Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. При регулярных воздействиях эта последовательность нервных процессов закрепляется, все ответы могут быть воспроизведены — с сохранением знака, интенсивности и последовательности . физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Особенности динамических стереотипов: облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий ( многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности), обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности, нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы.

42.Структурно-функциональные основы психической деятельности человека – 1, 2 сигнальные системы: характеристика, классификация.

Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску. Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств. Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде. В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы: художественный – доминирует первая сигнальная система, образное мышление. мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию. средний тип – характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей.

43. Типы высшей деятельности.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.

Типы высшей нервной деятельности:

Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.(сангвиник)

Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.(флегматик)

Сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.(холерик)

Слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам.(меланхолик)

44. Память, эмоции: определение, виды, механизмы формирования.

Эмоции – субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Виды положительных эмоций: Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний. Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование. Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие.

Виды отрицательных эмоций: Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса. Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию. Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека. Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания. Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам.

Механизм: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы.

Виды: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная ;по продолжительности сохранения материала: долговременная, кратковременная, оперативная.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Эмоциональная память – это память на чувства. Образная память – это память на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует специальная цель – это запомнить. Сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Кратковременная память начинает работать, если информация, переданная рецепторами привлекла внимание мозга.

Механизм: Образование памяти представляет собой ступенчатый процесс, начинающийся с поступления информации, закодированной и переработанной сенсорным системами. Новая информация в течение небольшого отрезка времени сохраняется в кратковременной памяти. Приблизительно 20-30 секунд мозг обрабатывает эту информацию, решая, насколько она важна и стоит ли сохранять ее в дальнейшем. Повторное поступление одной и той же информации повышает вероятность ее преобразования в долговременную память, емкость которой практически не ограничена, а длительность хранения информации может варьироваться от нескольких минут до десятилетий. Основой данного вида памяти являются кардинальные структурные изменения в нейронах, что и обеспечивает длительность хранения информации. Многократное повторяющееся действие раздражителей активирует одни и те же синапсы, что повышает эффективность их последующей деятельности.

45. Сон. Определение, виды , значение, биоритмы.

Сон — это состояние организма, которое характеризуется отсутствием сознания, а также впечатлений со стороны внешних органов чувств. сон имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный). При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 – 80%. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми.

Сон имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Особо подчеркивается, что многие заболевания человека можно лечить с помощью сна.

Биоритм — это периодическое изменение состояния человека от некоторого минимального до максимального значения. Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

46. Формы психической деятельности, их характеристика. Физиологические основы.

Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД – и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение – осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды.

Восприятие – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга.

Представление – формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Физиологической основой представлений являются «следы», остающиеся в коре больших полушарий головного мозга от тех возбуждений, которые имели место при ощущениях и восприятиях. При восприятии какого-нибудь предмета соответствующие корковые центры головного мозга находятся в состоянии нервного возбуждения определенной степени интенсивности. Интенсивность этого возбуждения не снижается в течение всего процесса восприятия .

Мышление – процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, то есть закодированной с помощью механизмов памяти информацией. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора. Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты.

Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Анатомо-физиологической основой воли, без которой ни одно живое существо не обладало бы ею, является большой мозг.

Эмоция – ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

1.Внутренняя среда организма – структура, механизмы взаимосвязи.

Внутренняя средасовокупность жидкостей циркулирующих в организме человека.

Основной жидкостью является кровь, так как все остальные жидкости являются производными плазмы крови и в кровь возвращаются, обеспечив удовлетворение клеточных потребностей организма человека.

Живой организм представляет собой открытую систему. Открытой называют систему, для существования которой необходим постоянный обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой. Взаимосвязи организма и внешней среды обеспечивают поступление во внутреннюю среду кислорода, воды и пищевых веществ, удаление из нее углекислоты и ненужных, а иногда и вредных, метаболитов. Внешняя среда оказывает не только полезные, но и вредные для жизнедеятельности организма влияния. Здоровый организм нормально функционирует, если воздействия среды не переходят границ допустимости. Такая зависимость жизнедеятельности организма от внешней среды с одной стороны, и относительная стабильность и независимость жизненных процессов от изменений в окружающей среде с другой стороны, обеспечивается свойством организма, получившим название гомеостаз.

2.Основы гемопоеза. Механизмы, особенности.

Гемопоез – процесс обновления крови(происходит интрамедуллярно-в красном костном мозге). Складывается из двух процессов кроветворения(гемопоез) и кроверазрушения(гемолиз).Гемолиз происходит в печени и селезёнке. Гемолизу подлежат клетки отжившие свой срок жизни. Процесс гемолиза эритроцитов сопровождается образованием гемоглобинных пигментов: Гемоглобин- гемосидерин(бурый)- ферритин( сине-зеленый)- билирубин(жёлтый)- желчь

Механизм: интрамедуллярный(красный костный мозг), экстрамедуллярный(в лимфоидных органах)

Особенности интрамедуллярного кроветворения:
1. Происходит вне кровяного русла, а в кровь поступают уже зрелые форменные элементы.
2. Осуществляется путём дифференцировки и созревания полипотентной недифференцированной стволовой клетки при воздействии специфических гормонов – поэтинов.
3. В процессе созревания и дифференцировки стволовой клетки в зрелые форменные элементы происходит потеря ядра и способности к делению.

Этапы: 1).Формирование клеток предшественниц (эритро , лимфо и миелопоэза)Происходит под действием гормонов – поэтинов.2)Формирование бластных клеток(нормобласты, миелобласты, лимфобласты)3)Формирование цитарных клеток или юных(нормоциты, миелоциты, пролимфоциты) 4)Формирование зрелых клеток (эритроциты, тромбоциты, лимфоциты)

3.Кровь.Определение, функции, состав, свойства.

Кровь- основа внутренней среды организма

С физико-химической точки зрения кровь – это коллоидно-суспензионная жидкость красного цвета с терпким запахом, липкая, солёная на вкус.

С биологической точки зрения кровь – разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом, состоящая из плазмы и форменных элементов, циркулирующая по кругам кровообращения.

Количество от 5 до 6 литров.

Функции крови: защитная, иммунная, обменная, дыхательная, транспортная, выделительная, регуляторная, питательная.

Состав крови: Плазма и форменные элементы(эритроциты, тромбоциты, лейкоциты)

70%-циркулирующая, 30%- депонированная(кровь находится в паренхиматозных органах, не принимает участие в процессах гемодинамики)

Свойства крови: 1. физико – химические : коллоидные(обусловлены белками и характеризуются онкотическим давлением. Это давление регулирует выход плазмы крови в межклеточное вещество.), суспензионные(обеспечиваются форменными элементами. характеризуют вязкость и текучесть), электролитные(обусловлены минеральными веществами. Характеризуются осмотическим давлением. Обеспечивают осмос и диффузию)
2. Биологические(определяются свойствами и особенностями форменных элементов): фагоцитоз, транспорт газов и питательных веществ, антигенные(на поверхности эритроцитов создаются антигены, определяющие групповую принадлежность крови: резус-фактор, аглютиногены), секреторные(эритрины- антимикробное действие, защитное свойство), инкреторные, фиксировать и переносить газы, гемокоагуляция (свёртывание крови), агглютинация(склеивание).

kursak.net

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД) представляет собой нейрофизиологические процессы, которые протекают в коре и ближайшей подкорке мозга во время различных процессов, связанных с условными рефлексами. К числу этих процессов относятся формирование, функционирование и угасании рефлексов, причем не только у людей, но и у животных. Особенности высшей нервной деятельности человека изучал и выделял И. П. Павлов.

Высшая нервная деятельность человека — основы

К числу основных понятий высшей нервной деятельности относятся прежде всего временная связь и условный рефлекс. Доказано, что по своей сути деятельность каждого из отделов ЦНС человека является именно рефлекторной и выполняет сигнальные функции, что позволяет организму реагировать на условные раздражители, в чем и заключается физиология высшей нервной деятельности.

Как гласит учение о высшей нервной деятельности, вся она состоит всего из двух процессов: возбуждение и торможение. Первый из них дает основу образованию некоторых временных связей и условных рефлексов, но в случае, если условный рефлекс в итоге остается так и не подкреплен безусловным, то происходит его угасание. Это угасание – и есть процесс торможения.

Закономерности высшей нервной деятельности

Выделяют всего пять законов, которые и формируют особенности высшей нервной деятельности. К их числу относятся такие утверждения:

  • при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным неизменно происходит образование новых временных связей;
  • при не подкреплении условного раздражителя безусловным неизбежно произойдет угасание временных связей;
  • в любом случае обязательны иррадиация и концентрация нервных процессов;
  • нервные процессы непременно связаны взаимной индукцией;
  • формирование динамических стереотипов, которые представляют собой сложные динамические системы рефлексов.

Высшая нервная деятельность подчиняется указанным законам всегда, и это верно не только в отношении человека, но и в отношении животных, что доказал Павлов со своей знаменитой собакой Павлова.

Типы высшей нервной деятельности

Поведение и высшая нервная деятельность неразрывно связаны между собой. Это подтверждает теория о типах ВНД, которые являют собой полную сумму врожденных и приобретенных свойств нервной системы. В зависимости от протекания процессов возбуждения и торможения Павлов выделил четыре основных типа, которые отличаются по способности к адаптации к ситуации и стрессоустойчивости.

  1. Тип ВНД сильный неуравновешенный (холерический). Сильно возбуждается, слабо тормозит, в трудных ситуациях подвержен разного рода нервным нарушениям. При желании возможно развитие высшей нервной деятельности, тренировка торможения и значительное улучшение его.
  2. Тип ВНД уравновешенный инертный (флегматический). Этот тип характеризуется сильными процессами и возбуждения, и торможения, при том, что в данном случае они весьма неподвижны, и переключение с одного процесса на другой происходит довольно сложно.
  3. Тип ВНД сильный уравновешенный подвижный (сангвинический). Этот тип характеризуется равномерно сильными процессами возбуждения и торможения, при условии их прекрасной подвижности и динамичности, что позволяет человеку легко переключаться, адаптироваться к разным типам сред и проявлять устойчивость в ложных ситуациях.
  4. Тип ВНД слабый (меланхолический). В этом случае оба нервных процесса протекают слабо, отчего человек с трудом адаптируется к окружающей среде и подвержен большому спектру нервных расстройств.

Учение о типах нервной деятельности дает возможность более глубоко изучить психические процессы и играет важную роль в развитии современных наук.

 

womanadvice.ru

Особенности высшей нервной деятельности человека

Поведение человека связано с условно-безусловной деятельностью. На основе безусловных рефлексов, начиная с раннего детского возраста, у ребенка вырабатываются условные рефлексы. По мере его развития, общения с людьми и влияния внешней среды в больших полушариях головного мозга постоянно возникают временные связи между различными центрами. Главное отличие высшей нервной деятельности человека — это мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек. Основываясь на развитии речевой функции у людей, И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители внешнего мира — предметы или явления (сигналы). У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления. Но только у человека существует вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом слышим (речь) и видим (письменно).

Для человека слово — это не только, сочетание звуков или изображение букв, но прежде всего форма отображения материальных явлений и предметов окружающего мира в понятиях и мыслях. При помощи слов образуются общие понятия. Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем — сигналом сигналов.

Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый с помощью языка и речи. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему слова используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств. Точно также слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов.

Речь и мышление. Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основы отвлеченного (абстрактного) мышления и определяет поведение людей. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, анализировать, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни. Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира горазда больше любого животного, так как к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления. Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности. Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего характера. Головной мозг человека представляет собой центр мышления, и связанный с мышлением центр речи.

Сознание как функция мозга. Многочисленные анализаторы отражают различные стороны окружающей действительности активно, вызывая у человека различные чувства и переживания. Человек не просто видит, слышит, осязает, воспринимает запахи, но и оценивает эти явления, осмысливает их. Одно и то же явление природы по-разному переживается разными людьми. Разные чувства и мысли говорят о том, что каждый человек по-своему, субъективно отражает явления внешнего мира. На все то, что человек воспринимает из окружающей его действительности, он немедленно или, напротив, с отсрочкой более или менее длительной, отвечает различными действиями. Эти действия могут быть разными по своему характеру — импульсивными, или непроизвольными, возникающими как непосредственный ответ на полученные раздражения из окружающей среды или же задержанными, продуманными, произвольными, выражающими понимание человеком того, что произошло и определенное отношение к происшедшему. В этом случае человек проявляет осознанное отношение к действительности. Его действиями руководит сознание.

Сознание — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: восприятий, ощущений, представлений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщенная форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных. Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того, как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда, вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный характер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и характеристика такой деятельности как сознательной. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. Кора головного мозга является контрольным звеном отбора информации, регуляции эмоций и сознания.

Социальная обусловленность поведения человека. Человек — существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволяющим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд, который в известном смысле слова, как выразился Энгельс «создал самого человека». Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.

В процессе общения, которое развилось в условии общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Несправедливость присвоения результатов труда наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания. Вследствие этих причин, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты характера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания. Человек активно организует свои взаимоотношения с окружающей его природой и социальной средой. Это не простое отражение действительности, а результат сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.

Сон его значение и гигиена. По теории, разработанной И.П. Павловым, сон — это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Он охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во время сна резко падает активность многих физиологических процессов, продолжают свою деятельность лишь отделы стволовой части головного мозга, регулирующие жизненно важные функции — дыхание, сердцебиение, но их функция снижена. Центр сна находится в гипоталамусе промежуточного мозга, в передних ядрах. Задние ядра гипоталамуса регулируют состояние пробуждения и бодрствования. Электрофизиологические исследования последних лет показали, что во сне происходят сложные физиологические процессы, преобразующие полученную во время бодрствования информацию. Поэтому представления о сне как отдыхе носят относительный характер. Записи электроэнцефалограмм во время сна свидетельствуют о наличии физиологической активности в нейронах коры, значит во время сна происходит переработка информации: анализ, запоминания, эмоциональные переживания. При этом мозг словно отфильтровывает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти.

В жизни человека сон является ничем не заменимой потребностью, его отсутствие так же плохо сказывается на здоровье, как и голодание. Недосыпания сопровождаются снижением работоспособности, ослаблением защитных сил. Глубокий сон — лучший отдых для нервной системы. Сон широко применяется как лечебное средство в психиатрических клиниках, при лечении гипертонии и других заболеваний. Для полного отдыха нервной системы необходимо чтобы сон был не менее 7 часов для взрослого человека и 8-9 часов для подростков, предпочтительно в ночное время. Отход ко сну и подъем должны быть в одно и то же время. Помещение для сна нужно проветривать, постель должна быть удобной.

studfiles.net

Тема 1. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Учебно-методическое объединение по высшему

Медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

Центральный координационно-методический совет ТГМА

Редакционно-издательский совет ТГМА

Кафедра физиологии ТГМА

Г.А. Петров, О.Ю. Зенина

ВЫСШИЕ

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Учебное пособие для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

 

 

Тверь 2010

 

Авторы: кандидат медицинских наук, доцент Г.А. Петров, старший преподаватель О.Ю. Зенина.

 

Рецензенты:

Заслуженный работник высшей школы, профессор, доктор медицинских наук В.П. Дегтярев, зав. кафедрой нормальной физиологии Московского государственно медико-стоматологического университета;

Профессор, доктор биологических наук Т.Д. Джебраилова, кафедра нормаль­ной физиологии Московской медицинской академии им И.М. Сеченова.

Учебное пособие разработано на кафедре физиологии Тверской государст­венной медицинской академии. Пособие рекомендовано Центральным координаци­онно-методическим советом Тверской ГМА для самостоятельной подготовки студен­тов к практическим занятиям по физиологии интегративных функций головного мозга. Содержание пособия соответствует учебным программам Министерства здравоохранения Российской Федерации по нормальной физиологии для студентов высших учебных медицинских заведений, обучающихся на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, фармацевтическом факультетах, а также на факультете высшего сестринского образования.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ВНД – высшая нервная деятельность



ГАМК – гамма-аминомасляная кислота

 

Гц – герц

 

ЛТ – личностная тревожность

 

ЛФК – левая фронтальная кора

 

мс — миллисекунда

 

ПВДС – пептид, вызывающий дельта-сон

 

ПФК – правая фронтальная кора

 

с — секунда

 

СТ – ситуативная тревожность

 

ч – час

 

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………………………

 

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………..

 

Тема 1. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ…..………………………………………………………………………………..…

 

Тема 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………………………….

 

Тема 3. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИЙ. ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ…………………………………………………………………………………………

 

СИТУАЦИОННЫЕ (УЧЕБНЫЕ) ЗАДАЧИ………………………………………………………

 

АННОТИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ……………………………………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

В основе интегративных функций головного мозга лежат физиологические процессы, знание которых приобретает все большую роль в жизни общества. Это обусловлено задачами управления функциональным состоянием, обучением, памятью, вниманием и другими психофизиологическими функциями человека, которые постоянно возникают и решаются в педагогике, медицине, на производстве. В настоящее время эти вопросы имеют особую значимость.

Основная отличительная методологическая особенность данного пособия — современный модульный принцип его структурной организации. Пособие составляют три относительно автономных тематических модуля: «Физиология высшей нервной деятельности человека и животных», «Физиологические основы психических функций человека», «Физиология мотиваций и эмоций. Особые формы сознания».

Каждый из модулей включает в себя: методический блок (мотивационная характеристика темы, цель занятия, основные вопросы), учебный блок, контрольные вопросы, практические работы, список основной литературы за последние пять лет и дополнительные литературные источники, включая электронные адреса баз данных, доступных через Internet. В приложениях к тематическим модулям представлены аннотированные учебные элементы, которые могут быть использованы в качестве справочного материала.

В контрольных вопросах приведены выборочные тесты первого уровня с эталонами ответов и вопросы к конструктивным тестам второго уровня. Тесты первого уровня позволяют ориентировочно оценить исходную степень подготовки к занятию. Вопросы конструктивных тестов второго уровня обеспечивают учащимся возможность самостоятельно и достаточно глубоко проконтролировать качество своих итоговых знаний. Проверить свою способность применять полученные знания студенты могут также решая учебные задачи, которые приводятся в приложении.

В учебном пособии представлены практические работ по физиологии интегративных функций головного мозга — необходимый минимум, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по медицинским специальностям. Подробное описание практических работ и рекомендации по оформлению их протоколов, составлению заключений способствуют боле надежному закреплению полученных теоретических знаний и их переходу на уровень умения.

Текстовый учебный материал пособия дополнен рисунками и таблицами, способствующими лучшему восприятию материала тематических блоков, который системно и последовательно изложен в форме, доступной для восприятия студентами младших курсов. По качеству представляемая информация соответствует последним достижениям естественно-биологических наук.

 


Тема 1. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Мотивационная характеристика темы: Высшая нервная деятельность (ВНД) лежит в основе психической жизни человека. Поэтому понимание физиологических механизмов ВНД является необходимым элементом подготовки врача, так как помогает организовать общение с пациентом, учитывая индивидуальные особенности его психики, и использовать эти знания в комплексной терапии большинства заболеваний.

Знания физиологических основ ВНД позволяют рационально организовать работу, учебную деятельность и отдых, лучше понимать себя и других людей.

Цель занятия:изучить физиологические основы высшей нервной деятельности, условных и поведенческих безусловных рефлексов, механизмы их образования и торможения, а также освоить методику выработки и торможения условных рефлексов.

Основные вопросы: Понятие высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения. Характеристика врожденных форм поведения: сложные безусловные поведенческие рефлексы, инстинкт, импринтинг. Условные рефлексы, их классификация, отличия от поведенческих безусловных рефлексов, механизмы образования и значение для организма. Условия и методика выработки условных рефлексов. Рефлекторная дуга условного слюноотделительного рефлекса. Виды и особенности торможения условнорефлекторной деятельности.

 

Взаимодействие высокоорганизованных животных и человека с окружающей средой в значительной степени определяется функциями коры больших полушарий и ближайших подкорковых структур головного мозга, которые являются высшими отделами ЦНС. Одна из основных функций этих отделов — организация сложного поведения, направленного на приспособление организма к постоянно меняющимся природным условиям. Физиологической основой организации таких целенаправленных приспособительных поведенческих реакций является высшая нервная деятельность.

Высшая нервная деятельность (ВНД) – это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, происходящих в высших отделах ЦНС и обеспечивающих индивидуальное поведение человека и высших животных в процессе приспособления к условиям внешней среды.

 

Учение о ВНД и объективные методы ее исследования были разработаны И.П. Павловым, который справедливо полагал, что нервные процессы, происходящие в коре больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центрах, лежат в основе психической деятельности человека и высших животных. Этот вид нервной деятельности обеспечивает целесообразность индивидуального поведения в соответствии с условиями жизни.

 

Выделяют врожденные и приобретенные формы поведения. Морфо-функциональной основой врожденных поведенческих реакций являются генетически детерминированные рефлекторные дуги. Поэтому их основными свойствами являются постоянность и стереотипичность.

К основным врожденным поведенческим реакциям относятся:

1) безусловные рефлексы,

2) инстинкты,

3) импринтинг.

Безусловный рефлекс – это врожденная видовая реакция, которая осуществляется по постоянным рефлекторным дугам при обязательном участии ЦНС.

Безусловнорефлекторное управление функциями организма осуществляется нервными механизмами с разной степенью сложности, что является основанием для выделения простых и сложных безусловных рефлексов. В основе врожденного приспособительного поведения человека лежат сложные безусловные рефлексы. Они направлены на удовлетворение его биологических (пищевых, половых, оборонительных и др.) и социальных потребностей.

В зависимости от удовлетворяемой потребности, поведенческие безусловные рефлексы подразделяются на три основные группы: витальные, ролевые и рефлексы саморазвития (табл.1.1). Витальные безусловные рефлексы обеспечивают самосохранение особи. К ним относятся пищевой, питьевой, оборонительный, ориентировочный и другие сложные безусловные рефлексы. Реализация витального рефлекса не требует взаимодействия с другой особью.

Ролевые безусловные рефлексызоосоциальные у животных и социальные у человека, могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями сообщества. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения и формирования групповой иерархии (порядка подчинения), где отдельная особь выступает в роли брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории, лидера или подчиненного. Ролевые рефлексы направлены на сохранение существования вида.

Безусловные рефлексы саморазвития лежат в основе познавателной деятельности и ориентированы на освоение нового. К их числу относятся: ориентировочно-исследовательская реакция, безусловный рефлекс сопротивления (свободы), имитационный (подражательный) и игровой.

Совокупность безусловных поведенческих рефлексов, свойственных высокоорганизованным живым существам одного вида, называют инстинктом (лат. «instinctus» – побуждение).

Основными свойствами инстинктивной деятельности являются:

1) стабильность,

2) врожденность,

3) стереотипность,

4) адаптивность.

Живое существо рождается с генетически детерминированными инстинктивными программами, которые, однако, могут корректироваться с учетом изменений среды обитания. В инстинкте сосредоточен опыт предшествующих поколений, который обеспечивает надежное выполнение жизненно важных функций независимо от случайных изменений условий внешней среды. В то же время, при каждой реализации происходит индивидуальная адаптация этого врожденного видового опыта к новым условиям существования.

Реализация инстинктов обусловлена взаимодействием внутренних и внешних (пусковых) факторов. К внутренним факторам относятся циклические гуморальные сдвиги в организме, которые определяют готовность к определенному виду врожденной поведенческой деятельности. Однако, для проявления инстинктов, чаще всего, необходимо дополнительное присутствие внешних ключевых стимулов, которые являются пусковыми факторами. Например, повышение концентрации половых гормонов в крови определяет готовность организма к выполнению функции продолжения рода и побуждает к поиску потенциального полового партнера – ключевого фактора, при взаимодействии с которым запускается комплекс безусловных ролевых рефлексов, лежащих в основе сложных форм поведения, направленного на сохранение вида.

 

У человека инстинктивные формы поведения (агрессивность или страх, афагия или обжорство, гиперсексуальность и др.) наиболее ярко проявляются в тех случаях, когда ослабляется активность высших (особенно лобных) структур головного мозга, либо когда усиливается деятельность подкорковых нервных центров.

 

Многие сложные адаптивные реакции формируются в первые часы после рождения путем импринтинга (англ. «imprint» – запечатлевать, оставлять след), возникающего при однократном сочетании биологически значимых сигналов с врожденными жизненно важными формами поведения. С этих позиций, импринтинг – это особая форма поведения, обусловленная запечатлением в мозге впервые воспринятой после рождения информации, существенной для выживания новорожденного.

Выделяют четыре основных свойства импринтинга:

1) приуроченность к определенному, ограниченному («критическому») периоду онтогенеза,

2) устойчивость,

3) отсутствие необходимости в подкреплении,

4) запечатление видоспецифических характеристик жизненно важного объекта.

В целом, импринтинг направлен на установление связи между новорожденным и родителями, что обеспечивает его выживание в первые часы и дни после рождения. При этом, продолжительность критического периода, когда еще возможно запечатлевание, колеблется от 6-8 ч до 4-5 дней. Возникнув в такой критический период, импринтинг не уничтожается последующим жизненным опытом и сохраняется всю жизнь. Поведение, обусловленное импринтингом, может быть направлено не только к конкретной особи, которая воспринималась впервые после рождения, но и к целому классу подобных организмов или даже к неодушевленным объектам.

 

Если утенок вылупляется из яйца около какого-либо неодушевленного предмета, он будет следовать за ним, причем даже более охотно, чем за собственной матерью или другими птенцами. Важно, чтобы этот предмет перемещался медленно, слегка покачиваясь, как идет утка. Более энергичные покачивания или быстрое перемещение вызывают бегство птицы от объекта.

 

Врожденные формы поведения – механизм приспособления необходимый и достаточный в относительно стабильной среде обитания, но не эффективный в случае быстрых изменений условий существования. Поэтому в процессе эволюции появились такие виды приспособительного поведения, с помощью которых живые существа получили возможность реагировать не только на непосредственное воздействие биологически значимых природных факторов, но и на предупреждающие о них сигналы. Физиологической основой этих новых форм поведения, которые значительно расширяют эффективность и возможности приспособления, являются условные рефлексы.

Условный рефлекс – это индивидуальная приобретенная на протяжении жизни реакция, возникающая при обязательном участии коры головного мозга и ближайших к ней подкорковых ядер, которая осуществляется по временнóму изменчивому рефлекторному пути в ответ на действие сигнального раздражителя.

Условный рефлекс является одним из основных элементарных актов высшей нервной деятельности. Основное его предназначение — подготовка организма к биологически значимому событию, что обеспечивает несравненно более высокий уровень адаптивного (приспособительного) поведения. Благодаря условным рефлексам происходит резкое расширение числа важных для организма раздражителей, которые предупреждают об опасности, сигнализируют о возможности захвата добычи или продолжения рода и т.п.

Основные свойства условных рефлексов:

1) приобретаемость,

2) изменчивость,

3) сигнальность.

Условные рефлексы вырабатываются в процессе жизни индивида. При изменении состояния окружающей среды, ранее приобретенные условные рефлексы могут угасать и вырабатываются новые. Такие рефлексы предупреждают последующее появление биологически значимого события. Эти и другие особенности принципиально отличают условнорефлекторную деятельность от безусловных поведенческих реакций (табл.1.2).

Условные рефлексы вырабатываются при определенных условиях (поэтому они называются условными). И.П. Павловым выявлено пять основных правил выработки классических условных рефлексов:

1. Для образования условного рефлекса необходимо совпадение во времени действия условного и безусловного раздражителей (начало действия условного сигнала должно предшествовать подкрепляющему безусловному рефлексу).

2. Необходимо наличие мотивационного состояния, которое настраивает систему мозга к восприятию подкрепляющих безусловных стимулов (например, состояние голода при выработке пищевого условного рефлекса).

3. Биологическая значимость (сила) безусловного раздражителя должна быть больше силы предупреждающего сигнала.

4. Необходимо активное деятельное состояние высших отделов ЦНС.

5. Во время выработки условного рефлекса не должны действовать посторонние отвлекающие раздражители.

 

В лабораторной практике условными раздражителями могут быть любые сигналы, которые воспринимаются органами чувств: звук, свет, обонятельные и тактильные раздражители. Безусловным подкрепляющим раздражителем может служить пища, болевое воздействие, холод или тепло. В качестве отрицательного подкрепления широко применяется раздражение электрическим током.

 

Формирование условного рефлекса обычно проходит в две стадии: генерализации и специализации. На первой стадии – генерализации, условнорефлекторное действие оказывает не только подкрепляемый сигнал, но и сходные с ним по характеристикам раздражители. Такая реакция – результат широкого распространения возбудительного процесса из очага начального возбуждения, вызванного действующим агентом, на окружающие центральные нервные структуры. Начальная стадия образования условного рефлекса состоит в формировании временнóй связи не только на данный конкретный условный раздражитель, но и на родственные ему по характеру стимулы. Биологическое значение стадии генерализации заключается в обеспечении возможности организму адаптироваться к широкому спектру сходных с условным раздражителем сигналов.

Стадия специализации характеризуется условнорефлекторным ответом только на конкретный подкрепляемый сигнал. Все остальные, сходные по своим параметрам раздражители становятся при этом неэффективными для возникновения условного рефлекса. Стадия специализации условного рефлекса обусловливает его последующую автоматизацию и обеспечивает выделение из широкого диапазона раздражителей только значимых для адаптации сигналов.

По природе сигнального раздражителя условные рефлексы могут быть натуральными и искусственными. Натуральные рефлексы вырабатываются на естественные качественные признаки, свойственные безусловным раздражителям, например, запах и вид пищи, а также на другие световые и звуковые факторы, сопровождающие эти раздражители в природных условиях. Искусственные рефлексы образуются на любые индифферентные сигналы, которые не являются естественными признаками безусловного раздражителя (например, звонок, подкрепляемый пищей). Натуральные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем искусственные и сохраняются на протяжении более длительного времени.

В зависимости от вида рецепторов, воспринимающих раздражение, условные рефлексы подразделяются на экстероцептивные и интероцептивные. К экстероцептивным относят зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и другие условные рефлексы в соответствии с рецептивным аппаратом, на который действует раздражитель. Они составляют основную массу условнорефлекторных реакций, обеспечивающих приспособительное поведение животных и человека в условиях изменяющейся внешней среды.

Интероцептивные условные рефлексы могут быть висцероцептивными и проприоцептивными. Висцероцептивные условные рефлексы формируются при раздражении рецепторов внутренних органов. Вырабатываются такие рефлексы с большим трудом, но медленно угасают. Проприоцептивные условные рефлексы вырабатываются при раздражении собственных рецепторов поперечно-полосатой мускулатуры туловища и конечностей. Они составляют основу всех двигательных навыков высших животных и человека.

По механизму образования различают условные рефлексы первого и высшего порядка. Условные рефлексы первого порядка вырабатываются на базе безусловного рефлекса. Например, если условный раздражитель (свет) подкрепляется безусловным (пища), образуется условный слюноотделительный рефлекс первого порядка. Условные рефлексы высшего порядка образуются на базе ранее выработанного условного рефлекса первого и более высоких порядков. Эти условные рефлексы формируются если предупреждающий стимул (свет) подкрепляется не безусловным раздражителем, а сигналом, на который ранее был выработан условный рефлекс.

Условные рефлексы высшего порядка образуются труднее и отличаются меньшей прочностью. У взрослого человека возможна выработка условного рефлекса 6-9 порядка, у детей – до 20-го порядка, у собак – до 3-го порядка.

По методике выработки условные рефлексы подразделяются на классические (Павловские) и инструментальные. Классические рефлексы вырабатываются при подкреплении условного раздражителя безусловным рефлексом. При многократном сочетании какого-либо индифферентного стимула (звук, свет, прикосновение, электрическое раздражение) с биологически важным раздражителем, например, с дачей пищи, он приобретает сигнальное значение. Вследствие этого, предъявление ранее индифферентного раздражителя способно привести к рефлекторному выделению слюны.

Инструментальные условные рефлексы характеризуются тем, что сигнальное значение приобретает определенная двигательная реакция животного или человека. Например, если нажатие на педаль, сопровождаемое получением животным пищи, предваряется звуковым сигналом, то после ряда сочетаний нажатие на педаль становится инструментальной реакцией, а звуковой сигнал – стимулом для совершения такой двигательной реакции. Это и есть инструментальный условный рефлекс. Такой вид обучения, основанный на активной локомоторной деятельности, играет важную роль в организации поведения человека в раннем постнатальном онтогенезе и остается доминирующим на протяжении дальнейшей жизни. Инструментальный условный рефлекс успешно вырабатывается и на наказание.

 

Инструментальный условный рефлекс может быть связан только с такой двигательной реакцией, которая свойственна данному биологическому виду. Собака может легко научиться передней лапой нажимать по сигналу на педаль для получения пищи. Но совсем не удается выучить собаку нажимать на педаль хвостом, который не имеет прямого отношения к естественным пищедобывательным реакциям.

 

По виду эффектора условные рефлексы могут быть соматическими и вегетативными. Исполнительным органом соматических условных рефлексов является поперечно-полосатая скелетная мускулатура. Эффекторы вегетативных условных рефлексов – внутренние органы. Вегетативные условные рефлексы вырабатываются труднее, чем соматические, но угасают очень медленно.

По соотношениям во времени действия условного и безусловного раздражителей различают наличные и следовые условные рефлексы (рис.1.1). Наличные условные рефлексы образуются при совпадении времени действия условного стимула и подкрепления. Они могут быть совпадающими и запаздывающими. Совпадающие вырабатываются, если действие условного раздражителя начинается одновременно или на 1-2 секунды раньше безусловного подкрепления. Далее оба раздражителя действуют совместно и одновременно прекращаются.

Запаздывающие условные рефлексы формируются, если действие безусловного раздражителя присоединяется через несколько минут после начала предъявления условного сигнала. Далее оба раздражителя действуют совместно и одновременно прекращаются.

Следовые условные рефлексы возникают, если безусловный раздражитель начинает действовать через несколько минут после окончания предъявления условного сигнала. Эти рефлексы вырабатываются на базе следового возбуждения в ЦНС. Условным раздражителем при этом становится не сам сигнал, а его след в мозговых нейрональных цепях.

 

Особой разновидностью следовых условных рефлексов являются рефлексы на время. Если какой-либо безусловный рефлекс искусственно активировался через одинаковые промежутки времени, то в результате, каждый раз по истечении данного интервала времени рефлекторная реакция будет возникать сама по себе.

 

Формирование условного рефлекса происходит путем замыкания временнóй связи между пунктами ЦНС, воспринимающими информацию о действии условного и безусловного раздражителей. Первично временнáя связь устанавливается между этими двумя пунктами возбуждения в коре, а в дальнейшем и между подкорковыми центрами. Временнóй такая связь называется потому, что она позволяет соотнести во времени предупреждающий сигнал и биологически важное событие. При отсутствии подкрепления сигнала значимым событием временнáя связь тормозится и условный рефлекс исчезает.

И.П. Павлов считал, что образование временнóй связи обусловлено иррадиацией возбуждения из коркового центра анализатора, воспринимающего информацию об условном стимуле, к корковому центру подкрепляющего безусловного рефлекса. Иррадиация происходит по существующим нервным связям, которые ранее не функционировали. При этом активации ранее не функционировавших связей способствуют три причины:

1) одновременное действие условного и безусловного раздражителей приводит к формированию в мозге двух очагов возбуждения,

2) в обоих очагах возбуждения происходит синхронизация импульсной активности нейронов,

3) очаг возбуждения, вызванного действием безусловного раздражителя, является доминантным, и, поэтому, он «притягивает» к себе возбуждение из коркового центра восприятия условного раздражителя.

Активированные временные связи имеют двухстороннюю направленность: как от центра восприятия условного раздражителя к центру безусловного рефлекса – прямые связи, так и от центра безусловного раздражителя к пункту восприятия сигнального – обратные связи. Прямая связь является более прочной и вырабатывается быстрее, чем обратная.

После многократного сочетания сигнального раздражителя с безусловным рефлексом происходит ее закрепление, которое обусловлено тремя морфофункциональными причинами:

1) реверберацией возбуждения в замкнутый нейрональных цепях, включающих в себя центры условного и безусловного рефлексов,

2) миелинизацией нервных волокон,

3) образованием новых синаптических контактов.

Позднее было доказано, что в формировании временнóй связи участвуют не отдельные пункты коры больших полушарий, а весь головной мозг. Эти представления легли в основу конвергентной теории образования временнóй связи, сформулированной П.К. Анохиным. Согласно конвергентной теории образование временных связей обусловлено схождением возбуждений, возникающих при действии условного и безусловного раздражителей, к одним и тем же нейронам различных отделов головного мозга. В результате конвергенции в этих нейронах происходят ультраструктурные и молекулярные преобразования, которые обеспечивают улучшение проводимости нервных импульсов, а значит закрепление морфофункциональной связи между предупреждающим сигналом и безусловнорефлекторной реакцией.

Для выработки условного рефлекса необходимо сочетание сигнального раздражителя и безусловнорефлекторного подкрепления. Так, безусловный слюноотделительный рефлекс возникает во время приема пищи, которая вызывает последовательное возбуждение тактильных, температурных и вкусовых рецепторов слизистой оболочки рта. Потоки афферентных импульсов поступают по чувствительным волокнам тройничного (V), лицевого (VII), языкоглоточного (IX) и блуждающего (X) нервов в бульбарный отдел слюноотделительного центра, который представлен преганглионарными парасимпатическими нейронами. От них возбуждение направляется к парасимпатическим ганглиям, расположенным в околоушных, подъязычных и нижнечелюстных слюнных железах. Здесь возбуждение переключается на ганглионарные парасимпатические нейроны. Выделяющийся из их окончаний ацетилхолин, который стимулирует слюноотделение (рис.1.2).

Кроме того, возникающие в процессе акта еды потоки афферентных импульсов, поступают в таламус. Из таламуса афферентные импульсы направляются в корковую часть слюноотделительного центра. Эфферентная импульсация от корковых нейронов поступает в гипоталамус, где расположены высшие парасимпатические и симпатические центры. Парасимпатические ядра гипоталамуса оказывают нисходящие активирующие влияния на парасимпатические нейроны слюноотделительных ядер продолговатого мозга. Симпатические ядра гипоталамуса оказывают нисходящие активирующие влияния на спинальные центры слюноотделения, которые представлены преганглионарными симпатическими нейронами, расположенными во 2-6 грудных сегментах спинного мозга. Аксоны преганглионарных симпатических нейронов переключаются в верхнем шейном симпатическом ганглии на ганглионарные симпатические нервные клетки. В их окончаниях выделяется норадреналин, стимулирующий продукцию пищеварительных ферментов и муцина слюнными железами.

Рефлекторная дуга условного слюноотделительного рефлекса состоит из трех частей: афферентной, центральной, эфферентной. Афферентная часть рефлекторной дуги представлена анализатором, воспринимающим условный раздражитель. Центральная часть представлена нейронами, обеспечивающими замыкание временнóй связи. Эфферентная часть представлена эфферентными нейронами коры и подкорковых центров, центробежными проводящими путями и эффекторами рефлекторной дуги подкрепляющего безусловного рефлекса.

При действии условного раздражителя (например, света электрической лампочки) происходит активация зрительного анализатора. Возбуждение из периферического отдела зрительного анализатора распространяется в таламус и, после переключения в нем, – в корковый отдел зрительного анализатора (рис1.3).

При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются горизонтальные и вертикальные временные связи между корковыми и подкорковыми центрами пищеварения и зрения. В результате возбуждение из зрительного анализатора по временным связям поступает к центрам безусловного рефлекса. Теперь достаточно включить лампочку, чтобы возбуждение от центрального отдела зрительного анализатора по временным связям поступило в корковый центр слюноотделения. Он активирует вегетативные ядра, что приводит к рефлекторному выделению слюны.

Во время осуществления биологически значимого условнорефлекторного акта тормозятся другие виды условных рефлексов. В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условнорефлекторную деятельность, различают два типа торможения условных рефлексов – безусловное и условное (рис.1.4).

Безусловное торможение является врожденным и не требует выработки как условный рефлекс. Оно может бытьможет быть внешним и запредельным.

Внешним безусловным торможением называют подавление текущей условнорефлекторной деятельности при действии посторонних отвлекающих раздражителей, которые вызывают безусловный ориентировочный рефлекс.

Ориентировочный рефлекс – многокомпонентная неспецифическая реакция на «новизну», которая направлена на повышение способности сенсорных систем воспринимать новое событие. Механизм внешнего торможения — угнетающее действие с центра ориентировочного безусловного рефлекса на корковый пункт восприятия сигнального раздражителя. При этом торможение текущей поведенческой деятельности устраняет помеху ориентировочному рефлексу, значение которого может оказаться жизненно важным. Такое угнетение условных рефлексов, возникающее в ответ на неожиданные посторонние стимулы, называют отвлечением.

Биологический смысл безусловного внешнего торможения условных рефлексов сводится к обеспечению реакции на наиболее важный для организма в данный момент времени стимул при одновременном подавлении реакции на второстепенный раздражитель, в качестве которого в этом случае выступает условный сигнал.

Запредельное торможение возникает при чрезмерном увеличении интенсивности или длительности сигнального раздражителя. Такое торможение ограждает клетки мозга от перевозбуждения и перерасходования энергетических и пластических ресурсов. Крайним случаем запредельного торможения является оцепенение, возникающее под влиянием сверхсильных раздражителей.

 

Запредельное торможение обнаруживается у животных в виде замирания, что делает их менее заметными в случае опасности. Оно является основой животного гипноза, который проявляется в виде обездвиживания или даже засыпания животного (лягушки, курицы, кролика), если его резко перевернуть на спину.

С явлением запредельного торможения мы имеем дело в тех случаях, когда сильное волнение от чрезвычайных жизненных обстоятельств вызывает у некоторых людей заторможенное состояние. Вследствие тяжелых психических переживаний или в результате чрезмерного физического воздействия человек может впасть в состояние ступора – полной неподвижности и ослабленной реакции на раздражение.

 

Условное торможение (внутреннее) должно вырабатываться, как и условный рефлекс. Оно подразделяется на четыре вида:

1) угасательное,

2) дифференцировочное,

3) запаздывательное,

4) условный тормоз.

Угасательное условное торможение развивается, если условный раздражитель многократно не подкрепляется безусловным рефлексом. Выраженность и скорость выработки угасательного торможения зависят от прочности условного рефлекса и биологической значимости подкрепления. Временные связи при этом не исчезают, а только затормаживаются. Поэтому ранее выработанный условный рефлекс при определенных условиях может вновь проявиться.

Угасание условных рефлексов – биологически важная приспособительная реакция. Благодаря ему организм перестает напрасно тратить энергию и реагировать на сигнал, утративший свое адаптивное значение.

Дифференцировочное торможение возникает при неподкреплении безусловным рефлексом тех раздражителей, параметры которых сходны с характеристиками предупреждающего сигнала. Например, если после выработки условного рефлекса на свет включение синей лампочки подкреплять безусловным раздражителем, а красной или зеленой – не подкреплять, то дифференцировочное торможение будет проявляться в отсутствии условнорефлекторной реакции на предъявление красного или зеленого сигнала.

Дифференцировочное торможение условно-рефлекторной деятельности лежит в основе


pdnr.ru