Основу нервной деятельности человека составляют – Основу нервной деятельности человека и животных составляет
Высшая нервная деятельность человек — доклад
Высшая нервная деятельность
человека
Высшая нервная деятельность
— это совокупность безусловных и
условных рефлексов, а также высших
психических функций, которые обеспечивают
адекватное поведение в изменяющихся
природных и социальных условиях.
Впервые предположение о рефлекторном
характере деятельности высших отделов
мозга было высказано И.М.Сеченовым,
что позволило распространить рефлекторный
принцип и на психическую деятельность
человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное
подтверждение в трудах И.П.Павлова, который
разработал метод объективной оценки
функций высших отделов мозга — метод условных
рефлексов.
Структурную основу высшей нервной
деятельности у человека составляет
кора больших полушарий вместе с
подкорковыми образованиями переднего
и промежуточного мозга
И.П.Павлов показал, что все рефлекторные
реакции можно разделить на две группы:
безусловные и условные.
большинство
из них начинают функционировать
сразу же после рождения.
2. Являются видовыми, т.е.
свойственны всем представителям данного
вида.
3. Постоянны и сохраняются
в течение всей жизни.
4. Осуществляются за счет
низших отделов ЦНС (подкорковые
ядра, ствол мозга, спинной мозг).
5. Возникают в ответ
на адекватные раздражения, действующие
на определенное рецептивное
поле.
Безусловные рефлексы могут
быть простыми и сложными. Сложные
врожденные безусловно-рефлекторные реакции
называются инстинктами. Их характерной
особенностью является цепной характер
реакций.
Условный рефлекс образуется
на основе безусловного. Для образования
условного рефлекса необходимо наличие
двух раздражителей — безусловного (например,
мясо) и безразличного (свет или звук),
причем вначале должен действовать безразличный
раздражитель, а затем безусловный. Между
безразличным и безусловным раздражителями
необходим определенный временный интервал.
Сила обоих раздражителей должна быть
оптимальной, условный раздражитель должен
быть слабее безусловного по своей активности.
Для выработки условного
рефлекса необходимо многократное сочетание
воздействия обоих раздражителей.
И. П. Павлов назвал условный рефлекс
временной связью, так как он проявляется
только в условиях, при которых
образовался. Биологическая роль его
заключается в расширении диапазона
приспособительных возможностей организма
к самым разнообразным
условиям.
Условные рефлексы составляют
основу обучения, воспитания, развития
речи и мышления у ребенка, навыков
трудовой, общественной и творческой
деятельности человека. Только для
человека характерны высокоразвитая психическая
деятельность, сознание, способность
к абстрактно-логическому мышлению,
которые развились в ходе его трудовой
деятельности и необходимости общения.
Образование условных рефлексов
возможно благодаря особому свойству
мозга — памяти.
Условные рефлексы
1. Реакции, приобретенные
в процессе индивидуальной
жизни.
2. Индивидуальные.
3. Непостоянны — могут возникать
и исчезать.
4. Являются преимущественно
функцией коры больших полушарий.
5. Возникают на любые
раздражители, действущие на разные рецептивные
поля.
Основываясь на развитии
речевой функции у людей, И.П. Павлов
создал учение о первой и второй
сигнальных системах.
Первая сигнальная система
существует и у человека, и у
животных. Любые внешние раздражители,
в том числе и условные, которые
являются сигналами безусловных
раздражителей, образуют первую сигнальную
систему. Центры этой системы находятся
в коре головного мозга и через
рецепторы воспринимают непосредственные,
конкретные раздражители (сигналы) внешнего
мира, — предметы или явления. У человека
они создают материальную основу
для ощущений, представлений, восприятий,
впечатлений об окружающей природе
и общественной среде, и это соcтавляет
базу конкретного мышления.
У младенца с первых дней
жизни вырабатываются разнообразные
условные рефлексы на положение тела,
на вид матери, на время и т. п.
Постепенно их становится все больше.
Ребенок слышит слова матери, и
они у него сочетаются с определенными
процедурами — кормлением, купанием и
др. На эти слова также вырабатываются
условные рефлексы. Эти условные рефлексы
ничем не отличаются от условных рефлексов
животных и являются компонентами первой
сигнальной системы.
Постепенно у ребенка
увеличивается запас слов, из них
он строит предложения. Слова начинают
терять свое узкое конкретное значение,
в них закладывается более
широкий обобщающий смысл, возникают
понятия. Сначала слово «каша»
для ребенка означало только определенную,
например манную, кашу. Постепенно с
приобретением опыта и по мере
обобщения это слово начало означать
понятия разных каш, и для уточнения
необходимо было употреблять дополнительные
слова (гречневая, манная). Обобщению подлежали
не только слова, которые означали предметы,
явления природы, но и наши ощущения, переживания,
действия. Так возникали абстрактные понятия,
а с ними и абстрактное мышление.
Когда человек начинает понимать
смысл слов, когда они начинают
означать определенные понятия, обобщения,
тогда слова создают вторую сигнальную
систему.
Вторая сигнальная система
существует только у человека. Она
возникла в результате совместной трудовой
деятельности людей и связана
с функцией речи: со словом слышимым
(речь) и видимым (письмо). Посредством
слова передаются сигналы о конкретных
раздражителях, и в этом случае слово
служит принципиально новым раздражителем
— сигналом сигналов.
Например, у человека защитный
условный рефлекс, который проявляется
в отдергивании руки от электродов
с электрическим током при
звучании звонка, возникает не только
на действие самого звонка, но и тогда,
когда экспериментатор
произносит
слово «звонок».
У животных так же, как
и у человека, можно выработать
условные рефлексы на слова (например,
собака выполняет приказы хозяина).
Но эти рефлексы являются реакциями
на звуковой раздражитель, на сочетание
звуков, а не на смысл слова, которого
животное не понимает.
Речь является средством
общения между людьми. Человек
мыслит словами, поэтому мышление неразрывно
связано со второй сигнальной системой
и является результатом функции
всей коры головного мозга.
В зависимости от преобладания
первой или второй сигнальной систем
людей разделяют на типы:
художественный — доминирует
первая сигнальная система, образное мышление
мыслительный — преобладание
второй сигнальной системы, словесное
мышление, выраженная способность к
абстрагированию
средний тип — характерна взаимная
уравновешенность двух сигнальных систем
и к которому относится большинство
людей
Эти различия человеческих типов
высшей нервной деятельности связаны
с явлением функциональной асимметрии
головного мозга, которое проявляется
в том, что правое и левое полушария
мозга выполняют различные функции.
Левое полушарие в большей
степени отвечает за логическое, абстрактное
мышление, словесное восприятие, а
правое — за образное восприятие и мышление,
эмоциональность психических
процессов.
student.zoomru.ru
Высшая нервная деятельность — Психологос
Высшая нервная деятельность (англ. higher nervous activity) — нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов (УР) у животных и человека. Основы учения о высшей нервной деятельности разработал И. П. Павлов.
Основные понятия высшей нервной деятельности — временная связь и условный рефлекс. Деятельность всех отделов центральной нервной системы — рефлекторная. По своей функции высшая нервная деятельность — сигнальная; благодаря процессам высшей нервной деятельности организм реагирует на условные раздражители, которые сигнализируют о вероятном появлении безусловных раздражителей.
Высшая нервная деятельность состоит из 2 нервных процессов — возбуждения и торможения. Процесс возбуждения лежит в основе образования и функционирования новых временных связей и положительных условных рефлексов. Однако если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то условный рефлекс угасает. Угасание происходит на основе процесса торможения.
Основные законы высшей нервной деятельности
К основным законам высшей нервной деятельности относятся:
1) образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным;
2) угасание временных связей при неподкреплении условного раздражителя безусловным;
3) иррадиация и концентрация нервных процессов;
4) взаимная индукция нервных процессов;
5) формирование сложных динамических систем рефлексов, так называемых динамических стереотипов.
Нейроанатомическим субстратом формирования и угасания временных связей, дифференциации и интеграции раздражителей является кора больших полушарий головного мозга. В подкорковых отделах мозга находятся нервные центры важнейших безусловных рефлексов, составляющих основу формирования условного рефлекса. Подкорковые отделы обеспечивают высокий уровень активности нервных клеток коры головного мозга, создавая, тем самым, необходимые условия для формирования временных связей и их дифференцирования. Вместе с тем функционирование подкорковых отделов мозга контролируется корой, которая стимулирует и тормозит развитие их активности.
Качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных обусловливается тем, что у человека произошло усложнение механизмов его психической деятельности, т. к. появился особый раздражитель — слово.
www.psychologos.ru
Особенности высшей нервной деятельности человека
ГДЗ
1 Класс
Математика
Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Информатика
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Литература
Окружающий мир
Человек и мир
2 Класс
Математика
Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Белорусский язык
Украинский язык
Информатика
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Литература
Окружающий мир
Человек и мир
Технология
3 Класс
Математика
Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Белорусский язык
Украинский язык
Информатика
Музыка
Литература
Окружающий мир
Человек и мир
Испанский язык
4 Класс
Математика
Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Белорусский язык
Украинский язык
Информатика
Основы здоровья
Музыка
resheba.me
Высшая нервная деятельность. Определение. Функции значение.
39. Высшая нервная деятельность. Определение. Функции значение.
Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде.
По мере формирования ВНД постепенно начинают включаться ее высшие отделы мозга в выполнении своей основной функции: 1) Осуществлять взаимосвязь организма с постоянно меняющимися условиями окружающей среды и обеспечивать адекватные (правильные и разумные) реакции на действие ее различных раздражителей (обстановка, ситуация и др.). 2) Кроме того, кора головного полушария, как известно, может менять деятельность многих внутренних органов, что является ее второй функцией. Под высшей нервной деятельностью следует понимать не только деятельность нервных клеток коры головного мозга, но и ближайших к коре подкорковых структур. И. П. Павлов изучал чисто физиологическую сторону высшей нервной деятельности (поведение). Как известно, функция корковых нейронов постепенно усложняется после рождения под влиянием окружающей среды, причем, с одной стороны, формируется сложная психическая деятельность, а с другой, приобретенные поведенческие реакции, в основе которых лежат многообразные условные рефлексы.
Под высшей нервной деятельностью И.П. Павлов понимал деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру. Им были выделены и изучены составные части высшей нервной деятельности, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека. Такими компонентами И.П. Павлов считал наследственные – безусловные рефлексы, и приобретенные в процессе жизни – условные рефлексы. И.П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Высшая нервная деятельность осуществляется высшим отделом нервной системы — большими полушариями головного мозга и ближайшими подкорковыми образованиями и состоит из нервных процессов, обусловливающих единство условных (приобретенных) и безусловных (врожденных) рефлексов головного мозга.
40. Условный рефлекс. Определение, принципы, механизмы, условия формирования, торможение рефлексов. Роль И. Павлова в изучении условно- рефлекторной деятельности.
Условный рефлекс – это ответная реакция организма, которая запускается не адекватным для неё безусловным раздражителем, а условным раздражителем, многократно совпадавшим во времени с этим биологически значимым безусловным раздражителем.
Механизм: Механизм образования условного рефлекса состоит в установлении временной связи (замыкания) между двумя очагами возбуждения в коре головного мозга. Рефлекторная дуга условного рефлекса образуется за счет формирования временной нервной связи между нервными центрами двух разных безусловных рефлексов, которые возбуждались одновременно или последовательно с коротким временным интервалом. Эта новая связь соединяет между собой 2 безусловно-рефлекторные дуги таким образом, что возбуждение, начавшееся в одной друге, заканчивается в другой
Условия формирования: Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени, Условный раздражитель должен несколько упреждать безусловный, Полушария головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности, Сила безусловного раздражителя при выработке условного рефлекса должна быть большей, чем сила условного раздражителя,.
В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное (внешнее и запредельное) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов обеспечивает соответствие условных рефлексов условиям существования и одновременно задерживает условные рефлексы, не имеющие или потерявшие свое значение для жизни. Условные: то реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта», являются индивидуальными, непостоянны. Безусловные: это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма ,являются видовыми. Внешнее торможение происходит в случае образования в коре больших полушарий мозга нового очага возбуждения под действием более сильного раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом. Внутреннее торможение условного рефлекса развивается постепенно в случае многократного не подкрепления условного раздражителя безусловным. Метод И. П. Павлова и его труды по высшей нервной деятельности животных позволяют исследовать коренные, качественные особенности деятельности мозга человека и составляют одну из естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения. Философия диалектического материализма неизменно опирается на них в идеологической борьбе с идеалистическими и метафизическими представлениями.
41.Динамический стереотип. Понятие, роль в формировании поведенческих реакций.
Динамический стереотип – устойчивая система условных рефлексов, формируемая в центральной нервной системе в результате многократного повторения условных раздражителей самого разного порядка в заданной последовательности и через определенные промежутки времени.
Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. При регулярных воздействиях эта последовательность нервных процессов закрепляется, все ответы могут быть воспроизведены — с сохранением знака, интенсивности и последовательности . физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Особенности динамических стереотипов: облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий ( многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности), обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности, нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы.
42.Структурно-функциональные основы психической деятельности человека – 1, 2 сигнальные системы: характеристика, классификация.
Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску. Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств. Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде. В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы: художественный – доминирует первая сигнальная система, образное мышление. мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию. средний тип – характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей.
43. Типы высшей деятельности.
Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.
Типы высшей нервной деятельности:
Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.(сангвиник)
Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.(флегматик)
Сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.(холерик)
Слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам.(меланхолик)
Эмоции – субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Виды положительных эмоций: Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний. Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование. Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие.
Виды отрицательных эмоций: Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса. Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию. Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека. Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания. Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам.
Механизм: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.
Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы.
Виды: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная ;по продолжительности сохранения материала: долговременная, кратковременная, оперативная.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Эмоциональная память – это память на чувства. Образная память – это память на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует специальная цель – это запомнить. Сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Кратковременная память начинает работать, если информация, переданная рецепторами привлекла внимание мозга.
Механизм: Образование памяти представляет собой ступенчатый процесс, начинающийся с поступления информации, закодированной и переработанной сенсорным системами. Новая информация в течение небольшого отрезка времени сохраняется в кратковременной памяти. Приблизительно 20-30 секунд мозг обрабатывает эту информацию, решая, насколько она важна и стоит ли сохранять ее в дальнейшем. Повторное поступление одной и той же информации повышает вероятность ее преобразования в долговременную память, емкость которой практически не ограничена, а длительность хранения информации может варьироваться от нескольких минут до десятилетий. Основой данного вида памяти являются кардинальные структурные изменения в нейронах, что и обеспечивает длительность хранения информации. Многократное повторяющееся действие раздражителей активирует одни и те же синапсы, что повышает эффективность их последующей деятельности.
45. Сон. Определение, виды , значение, биоритмы.
Сон — это состояние организма, которое характеризуется отсутствием сознания, а также впечатлений со стороны внешних органов чувств. сон имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный). При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 – 80%. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми.
Сон имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Особо подчеркивается, что многие заболевания человека можно лечить с помощью сна.
Биоритм — это периодическое изменение состояния человека от некоторого минимального до максимального значения. Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.
46. Формы психической деятельности, их характеристика. Физиологические основы.
Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД – и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка.
Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Ощущение – осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды.
Восприятие – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга.
Представление – формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Физиологической основой представлений являются «следы», остающиеся в коре больших полушарий головного мозга от тех возбуждений, которые имели место при ощущениях и восприятиях. При восприятии какого-нибудь предмета соответствующие корковые центры головного мозга находятся в состоянии нервного возбуждения определенной степени интенсивности. Интенсивность этого возбуждения не снижается в течение всего процесса восприятия .
Мышление – процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, то есть закодированной с помощью механизмов памяти информацией. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора. Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.
Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты.
Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Анатомо-физиологической основой воли, без которой ни одно живое существо не обладало бы ею, является большой мозг.
Эмоция – ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.
Внутренняя среда—совокупность жидкостей циркулирующихв организме человека.
Основной жидкостью является кровь, так как все остальные жидкости являются производными плазмы крови и в кровь возвращаются, обеспечив удовлетворение клеточных потребностей организма человека.
Живой организм представляет собой открытую систему. Открытой называют систему, для существования которой необходим постоянный обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой. Взаимосвязи организма и внешней среды обеспечивают поступление во внутреннюю среду кислорода, воды и пищевых веществ, удаление из нее углекислоты и ненужных, а иногда и вредных, метаболитов. Внешняя среда оказывает не только полезные, но и вредные для жизнедеятельности организма влияния. Здоровый организм нормально функционирует, если воздействия среды не переходят границ допустимости. Такая зависимость жизнедеятельности организма от внешней среды с одной стороны, и относительная стабильность и независимость жизненных процессов от изменений в окружающей среде с другой стороны, обеспечивается свойством организма, получившим название гомеостаз.
2.Основы гемопоеза. Механизмы, особенности.
Гемопоез – процесс обновления крови(происходит интрамедуллярно-в красном костном мозге). Складывается из двух процессов кроветворения(гемопоез) и кроверазрушения(гемолиз).Гемолиз происходит в печени и селезёнке. Гемолизу подлежат клетки отжившие свой срок жизни. Процесс гемолиза эритроцитов сопровождается образованием гемоглобинных пигментов: Гемоглобин- гемосидерин(бурый)- ферритин( сине-зеленый)- билирубин(жёлтый)- желчь
Особенности интрамедуллярного кроветворения: 1. Происходит вне кровяного русла, а в кровь поступают уже зрелые форменные элементы. 2. Осуществляется путём дифференцировки и созревания полипотентной недифференцированной стволовой клетки при воздействии специфических гормонов – поэтинов. 3. В процессе созревания и дифференцировки стволовой клетки в зрелые форменные элементы происходит потеря ядра и способности к делению.
Этапы: 1).Формирование клеток предшественниц (эритро , лимфо и миелопоэза)Происходит под действием гормонов – поэтинов.2)Формирование бластных клеток(нормобласты, миелобласты, лимфобласты)3)Формирование цитарных клеток или юных(нормоциты, миелоциты, пролимфоциты) 4)Формирование зрелых клеток (эритроциты, тромбоциты, лимфоциты)
3.Кровь.Определение, функции, состав, свойства.
Кровь- основа внутренней среды организма
С физико-химической точки зрения кровь – это коллоидно-суспензионная жидкость красного цвета с терпким запахом, липкая, солёная на вкус.
С биологической точки зрения кровь – разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом, состоящая из плазмы и форменных элементов, циркулирующая по кругам кровообращения.
Количество от 5 до 6 литров.
Функции крови: защитная, иммунная, обменная, дыхательная, транспортная, выделительная, регуляторная, питательная.
Состав крови: Плазма и форменные элементы(эритроциты, тромбоциты, лейкоциты)
70%-циркулирующая, 30%- депонированная(кровь находится в паренхиматозных органах, не принимает участие в процессах гемодинамики)
Свойства крови: 1. физико – химические :коллоидные(обусловлены белками и характеризуются онкотическим давлением. Это давление регулирует выход плазмы крови в межклеточное вещество.), суспензионные(обеспечиваются форменными элементами. характеризуют вязкость и текучесть), электролитные(обусловлены минеральными веществами. Характеризуются осмотическим давлением. Обеспечивают осмос и диффузию) 2. Биологические(определяются свойствами и особенностями форменных элементов): фагоцитоз, транспорт газов и питательных веществ, антигенные(на поверхности эритроцитов создаются антигены, определяющие групповую принадлежность крови: резус-фактор, аглютиногены), секреторные(эритрины- антимикробное действие, защитное свойство), инкреторные, фиксировать и переносить газы, гемокоагуляция (свёртывание крови), агглютинация(склеивание).
Leave A Comment