История Московского университета
- Образование и становление Московского университета
- Московский университет в XIX столетии
- Московский университет в первой половине XX века
- Московский университет в послевоенные годы
- Университет сегодня
Образование и становление Московского университета
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. ..» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Далее »
Состояние образования и литературы в царствование Елизаветы Петровны, История русской словесности.
Часть 2. Отдел 1. От Петра Великого до Екатерины IIпрофессор Иван Яковлевич Порфирьев
История русской словесности. Часть 2. Отдел 1. От Петра Великого до Екатерины II
Сочинения В. К. ТредьяковскогоМ. В. Ломоносов
Скачать
Идеи Петра В. о русском образовании, о воспитании «из природных россиян» таких людей, которые бы повсюду – в науке, промышленности, в делах военных и гражданских, могли со временем заменить иностранцев, задержанные в своем развитии борьбою придворных партий при Екатерине I и Петре II, а потом продолжительным господством Бирона и вообще немецкой партии в правление Анны Иоанновны, должны были возникнуть снова при Елизавете Петровне, которая, как дочь Петра, явилась продолжательницей его планов и во всем хотела следовать его правилам. «С первых же дней царствования Елизаветы, говорит Соловьев, видно было, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра В.
Вместе с науками, Шувалов старался утвердить в России и искусство. В 1757 г. последовал указ императрицы об учреждении Академии художеств. Как основанием университета Шувалов хотел приготовить русских ученых и образованных людей, так открытием Академии художеств он хотел создать русское искусство. Академия поэтому и связана была с университетом; в нее и поступали воспитанники университета. В указе об учреждении Академии было объявлено, почему молодые русские люди, не смотря на великую склонность и природное дарование, не успевают в искусствах; причина тому незнание иностранных языков, необходимых для уразумения толкований мастера, и наук, для художества необходимых. А потому «можно некоторое число взять способных из университета учеников, которые уже и определены учиться языкам и наукам, принадлежащим к художеству; ими можно скоро доброе начало и успех видеть».
Основав университет, Шувалов постоянно следил за его успехами и постоянно ему покровительствовал. До 1762 г. он состоял главным его куратором; другим его куратором был лейб-медик и президент Академии, Блюментрост; ближайшее управление поручено было директору, которым сначала был А. М. Аргамаков, а потом И. И. Мелиссино. Мелиссино и Шаден, после Шувалова, были самыми полезными деятелями в истории образования этого времени. Мелиссино (род. 1718 г.) был сын греческого медика, приехавшего в Россию из Венеции при Петре В. Получив образование в Кадетском корпусе, он полюбил науки и литературу и в продолжение всей своей жизни заботился о них и покровительствовал всем ученым и поэтам. Шаден (Иоганн Матиас) был первым директором московских гимназий в течение 20 лет. Родом венгерец, он получил образование в Тюбингенском университете. Обладая обширными сведениями в науках, он собственно отличался любовью к философии и знанием классических языков, которые он преподавал в высших классах гимназий. Кроме преподавания и управления в гимназиях, Шаден содержал еще частный пансион, для воспитания юношества. Пансион этот приобрел большую популярность и получил важное значение для образования, на ряду с правительственными заведениями; в нем воспиталось множество замечательных деятелей в науке и литературе; в нем, между прочим, получил образование и Карамзин. Из других учебных заведений весьма важное образовательное значение в это время имели сухопутный и морской корпуса. Из сухопутного Кадетского корпуса вышло много замечательных деятелей. Наконец, в царствование Елизаветы открыт был первый русский театр и трудами Сумарокова положено было начало русской драматической литературе. Но самым важным деятелем в царствование Елизаветы, имя которого связано также с основанием Московского университета, был Ломоносов, которого самого Пушкин назвал «первым русским университетом». Если идеи Петра В. о русской науке и русском образовании стали приводиться в исполнение при Елизавете Петровне, то на Ломоносове в первый раз исполнилось желание Петра, чтобы ученые в России выходили «из сынов российских». Ломоносов был первым таким ученым, каких желал видеть в России Петр В. Он первый начал приводить в исполнение те планы и задачи относительно образования, какие указаны были Петром. Как гений практический, Петр В. ценил преимущественно такие знания, которые тотчас же могли быть приложены в делу, к потребностям и пользе России. Такое же направление имела и деятельность Ломоносова. Он также все науки изучал для блага России и все добытые знания старался употребить в её пользу. При этом и вообще в характере Ломоносова замечается много сходства с характером Петра; и в Ломоносове мы видим ту же необычайную энергию в деятельности и ту же непоколебимую настойчивость в достижении своих целей, какие составляют отличительные черты в характере Петра В.
* * *
210
Ист. Росcии XXI, 177.
211
Ист. Академии наук Пекарского П. ХХVII–ХХХIII.
212
Жизнь Шувалова, описанная кн. Ф. Н. Голицыным. Москва 1853 г. № 5; Благодарное воспоминание о Шувалове С. М, Соловьева 12 янв. 1855 г. И. И. Шувалов г. Бартенева, Русск. Беседа 1857 г. № 1. Письма Шувалова. Библ. Зап. 1861 г. № 12.
213
Соловьев думает, что такая мысль могла быть прямо внушена Шувалову Ломоносовым, или поддержана им; по крайней мере Ломоносов говорит, что он «первый причину подал к основанию университета». Как видно, во время пребывания двора в Москве в 1754 г было решено дело об основании университета в этой столице; Шувалов, по возвращении в Петербург, объявил об этом Ломоносову, а в след затем прислал ему черновое доношение в сенат об основании университета Ломоносов послал ему свое мнение об устройстве будущего университета, наскоро набросанное, приписав следующее: «Не в указ вашему превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый полный план предложить могу непременно». Истор. России ХХIII, 337.
214
Ист. Москов. университета; стр. 18. 21.
215
Русские университеты в связи с ходом общественного образования. И. Иконникова. Вести. Европы 1876; сентябрь
216
Там же, стр. 22.
Сочинения В. К. ТредьяковскогоМ. В. Ломоносов
Источник: История русской словесности / Сост. И. Порфирьев. — 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1-2. — Казань : Тип. Императорского унив., 1876-1895. — 4 т. / Часть 2: Новый период. Отдел I. От Петра В. До Екатерины II. — 1886. — 350 с.
История и традиции
Виртуальный день открытых дверей для иностранных абитуриентов
История и традиции
Становление и развитие Московского государственного университета
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по праву считается старейшим вузом России. Он был основан в 1755 году. Создание университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).
В соответствии с планом М.В. Ломоносова, в Московском университете было образовано 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали обучение на философском факультете, где получали фундаментальные знания в области естественных и гуманитарных наук. Образование может быть продолжено специальными знаниями в области права, медицины или философии. В отличие от европейских университетов, Московский университет не имел богословского факультета. Причина этого в том, что в России в то время уже существовала специальная образовательная система подготовки служителей Православной Церкви. Профессора преподавали не только на общепризнанном в то время языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет отличался демократичным составом студентов и преподавателей. Это во многом определило широкое распространение передовых научных и общественных идей среди учащихся и преподавателей. В 19 веке в университете образовались первые научные общества: Знатоков природы, Истории и русских древностей, Любителей русской словесности.
Московский государственный университет в XIX веке
В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Традиции свободомыслия продолжили студенческие кружки братьев Крита, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевич. Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 г. отразил общий курс правительства на реформы, направленные на ускорение развития страны. На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — обучалось около 1500 студентов.
Московский государственный университет в первой половине ХХ века
В первой половине ХХ века университет был одним из центров передовых научных знаний и духовной жизни России. С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца 19 – начала 20 веков: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. В университете учились или преподавали известные деятели ведущих политических партий России.
Подъем революционного движения накануне Первой мировой войны затронул и Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии более 130 профессоров и преподавателей демонстративно покинули его стены. Раскол в обществе во время революции тяжело сказался на университетской жизни. Некоторые студенты и известные ученые, не принявшие новый политический строй, были вынуждены покинуть Московский университет. Тем не менее преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжили ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и другие.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала тяжелым испытанием для нашей страны. 25 июня 1941 года первая группа студентов и сотрудников МГУ отправилась на фронт, в основном для пополнения командно-политического состава Красной Армии. Около 3000 студентов и аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ не вернулись с войны. В их честь в 1975 году рядом с 1-м учебным корпусом был установлен памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы.
За годы войны университет выпустил более 3000 специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли весомый вклад в оборону страны и развитие ее экономики. За четыре военных года в МГУ было выполнено более 3000 научных разработок.
Московский государственный университет в послевоенные годы
Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны были невозможны без нового подъема университетского образования. В конце 1940-х и начале 1950-х годов финансовое положение МГУ значительно улучшилось. На Ленинских (Воробьевых) горах был построен огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года новые корпуса открыли свои двери для студентов.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова стал крупным международным вузом, готовящим студентов и аспирантов. В 1959 году в университете был создан один из первых в нашей стране подготовительных факультетов для обучения иностранных граждан русскому языку. (ныне Институт русского языка и культуры).
Московский государственный университет сегодня
Сегодня Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — крупнейший классический университет России. В составе МГУ 41 факультет (за последние 20 лет создан 21 факультет), 40 научно-исследовательских институтов, Медицинский научно-образовательный центр, Научная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, филиалы в Сарове, Севастополе, Ташкент, Астана, Баку, Душанбе, Ереван, Копер. Общая площадь кампуса МГУ на Воробьевых горах в Москве составляет 1 200 000 квадратных метров. Территорию кампуса можно сравнить с городом в городе – студенту даже не придется выезжать за его пределы, ведь здесь есть все необходимое: библиотеки, читальные залы, комнаты отдыха, типография, почта, прачечные, салон красоты, парикмахерская. салоны, медпункты, аптека, амбулатория, столовые, кафе, буфеты, продуктовые магазины, спортзалы, бассейны, стадионы, корты, прокат велосипедов и роликовых коньков, парки и автостоянки.
Совершите виртуальный тур по кампусу МГУ |
Совершите виртуальный тур по кампусу МГУ |
Также является ведущим научным центром страны. В 2021 году в МГУ создано 7 научно-образовательных школ: «Фундаментальные и прикладные космические исследования», «Сохранение всемирного культурно-исторического наследия», «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект», «Молекулярные технологии живых систем и синтетические Биология», «Математические методы анализа сложных систем», «Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина», «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды».
В МГУ работали и работают лауреаты Нобелевской премии, лауреаты Государственных премий СССР и России. Из 18 российских нобелевских лауреатов одиннадцать были выпускниками или профессорами Московского университета. Студенты Московского университета – многократные победители российских и международных олимпиад по различным предметам, а его выпускники – специалисты, востребованные на современном рынке труда.
Московский государственный университет | История и известные выпускники
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
Leave A Comment