Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление.
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную.
Чувственное познание — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.
Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Чувственное П. осуществляется с помощью органов чувств.
Чувственное познание дает непосредственное знание о предметах и их свойствах.
Субъективный образ объективного мира.
Ощущение – отражение сознанием человека отдельных сторон, свойств предметов. Оно разделяется на: (1) зрительные (наиболее важны для человека – 80% чувственной информации), вкусовые, осязательные, обонятельные, слуховые. И на: (2) температурные, болевые, равновесия, невесомости, вибрации.
Восприятие – целостное отражение сознанием человека предметов, явлений, ситуаций, событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
То есть мы воспринимаем не отдельные «картинки»- ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Представление возникает на основе памяти, определенного опыта, который когда-либо был в нашей памяти.
Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее.
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.
На этапе рационального познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание иногда называют еще абстрактным или логическим мышлением. Это опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.
Мышление – это активный процесс обобщенного и опосредованного отношения к действительности, который выражается в системе абстракций.
Понятие – это элементарная форма мышления (какие-либо слова, которые несут смысловые нагрузки).
Суждение – это форма мышления, которая отражает процессы, свойства, явления, связи и их отношения.
Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении — субъект и предикат.
Умозаключение – есть новое, выводное знание, которое формируется из двух или нескольких суждений. Главное условие получения нового умозаключения – это его истинность, которая выявляется из нескольких посылок, и правильного использования имеющегося знания.
У. бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Индукция бывает полной и неполной. Полная — когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению. Неполная — когда такой полноты нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя.
В дедуктивном У. мысль движется от общего к частному.
Интуиция – способность достичь результата, опуская различные ступени познавания.
Аналогия — это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении.
21. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Философское учение сенсуализма.
Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира , включая человека и жизнь общества.
Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 — чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание (абстрактное мышление).
Каждая из этих ступеней имеет свои формы:
Формы чувственного познания
1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)
2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)
3. Представление — чувственно — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение — способность соединять материал не так, как он соединен в действительности
Сенсуализм (от лат. sensu — чувство) (Д. Локк, Кондильяк и др. ) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.
Слабая — в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления.
22. Формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). Философское учение рационализма.
Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.
Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 — чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание (абстрактное мышление).
Каждая из этих ступеней имеет свои формы:
Формы рационального познания:
1. Понятие ( в нем отражается общие и существенные стороны и свойства, а также связи в отношении предмета и явлений)
2. Суждение (это движение и выражение мысли, в результате чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)
3. Умозаключение (это движение мысли, при котором из одного или нескольких суждений выводится новое заключение)
Рационализм (от лат.ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.
Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму. Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум.
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками
• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.
Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.
Наибольший вклад в разработку рационализма, внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Перцептивный вывод — PubMed
Обзор
. 2015 авг; 55: 375-92.
doi: 10.1016/j.neubiorev.2015.05.001. Epub 2015 11 мая.
Николаос С. Ангелопулос 1
принадлежность
- 1 Институт нейробиологии им. Лейбница, Brenneckestr. 6, 39118 Магдебург, Германия. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 25976632
- DOI: 10.1016/ж.неубиорев.2015.05.001
Обзор
Николаос С. Ангелопулос. Neurosci Biobehav Rev. 2015 9 августа0003
. 2015 авг; 55: 375-92.
doi: 10.1016/j.neubiorev.2015.05.001. Epub 2015 11 мая.
Автор
Николаос С. Ангелопулос 1
принадлежность
- 1 Институт нейробиологии им. Лейбница, Brenneckestr. 6, 39118 Магдебург, Германия. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 25976632
- DOI: 10.1016/ж.неубиорев.2015.05.001
Абстрактный
Перцептивный вывод относится к способности делать выводы о сенсорных стимулах из предсказаний, которые являются результатом внутренних нейронных представлений, построенных на основе предыдущего опыта. Методы байесовского статистического вывода и теории принятия решений адекватно моделируют познание, используя обнаружение ошибок либо в руководстве действиями, либо в «генеративных» моделях, которые предсказывают сенсорную информацию. В этих рамках восприятие можно рассматривать как процесс, качественно отличный от ощущения, процесс оценки информации с использованием ранее приобретенных и сохраненных представлений (воспоминаний), управляемый сенсорной обратной связью. Сохраненные представления можно использовать в качестве внутренних моделей сенсорных стимулов, обеспечивающих долгосрочные ассоциации, например, в оперантном обусловливании. Свидетельством перцептивного вывода служат такие явления, как корковая совместная локализация восприятия объекта с памятью объекта, инвариантность реакции некоторых нейронов на вариации стимула, а также ситуации, в которых восприятие может быть отделено от ощущения. . В контексте выводов о восприятии сенсорные области коры головного мозга, которым благоприятствует первичный сигнал, можно рассматривать как компараторы в замкнутой петле обратной связи, подобно более известным двигательным рефлексам в сенсомоторной системе. Кору головного мозга взрослого человека можно рассматривать как сервомеханизм, использующий сенсорную обратную связь для корректировки внутренних моделей, производя предсказания внешнего мира на основе прошлого опыта.
Ключевые слова: Активный вывод; байесовский вывод; вывод; Восприятие; Рефлекс; Сенсомоторный; Зрение.
Copyright © 2015 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
Перцептивное принятие решений как вероятностный вывод с помощью нейронной выборки.
Хефнер Р.М., Беркес П., Физер Дж. Хефнер Р.М. и соавт. Нейрон. 2016 4; 9 мая0(3):649-60. doi: 10.1016/j.neuron.2016.03.020. Epub 2016 14 апр. Нейрон. 2016. PMID: 27146267
Теория корковых реакций.
Фристон К. Фристон К. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2005 29 апреля; 360 (1456): 815-36. doi: 10.1098/rstb.2005.1622. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2005. PMID: 15937014 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Нисходящая обратная связь в HMAX-подобной корковой модели восприятия объектов, основанной на иерархических байесовских сетях и распространении убеждений.
Дура-Бернал С., Веннекерс Т., Денхэм С.Л. Дура-Бернал С. и соавт. ПЛОС Один. 2012;7(11):e48216. doi: 10.1371/journal.pone.0048216. Epub 2012 5 ноября. ПЛОС Один. 2012. PMID: 23139765 Бесплатная статья ЧВК.
Нейронные корреляты иерархических предсказаний перцептивных решений.
Weilnhammer VA, Stuke H, Sterzer P, Schmack K. Weilnhammer VA, et al. Дж. Нейроски. 2018 23 мая; 38 (21): 5008-5021. doi: 10.1523/JNEUROSCI.2901-17.2018. Epub 2018 30 апр. Дж. Нейроски. 2018. PMID: 29712780 Бесплатная статья ЧВК.
Нейронная обработка как причинный вывод.
Лохманн Т., Денев С. Лохманн Т. и соавт. Курр Опин Нейробиол. 2011 окт; 21 (5): 774-81. doi: 10.1016/j.conb.2011.05.018. Курр Опин Нейробиол. 2011. PMID: 21742484 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Как концепция контроля влияет на наше понимание действий.
Флогель М., Каспер Дж., Перрье П., Келл К.А. Флогель М. и соавт. Нат Рев Нейроски. 2023 май; 24(5):313-329. doi: 10.1038/s41583-023-00691-z. Epub 2023 30 марта. Нат Рев Нейроски. 2023. PMID: 36997716 Обзор.
Теорема Байеса в нейрореанимации: принципы и практика.
Ява Н.А., Маслов Д.М. Джава Н.А. и соавт. Нейрокрит Уход. 2023 Апрель; 38 (2): 517-528. doi: 10.1007/s12028-022-01665-2. Epub 2023 12 января. Нейрокрит Уход. 2023. PMID: 36635494 Обзор.
Организационная нейронаука промышленного адаптивного поведения.
Фокс С., Котельба А. Фокс С. и др. Behav Sci (Базель). 2022 3 мая; 12 (5): 131. дои: 10.3390/bs12050131. Behav Sci (Базель). 2022. PMID: 35621428 Бесплатная статья ЧВК.
Перцептивный вывод, точность и точность временного воспроизведения при шизофрении.
Уэда Н., Танака К., Маруо К., Роуч Н., Сумиёси Т., Ватанабэ К., Ханакава Т. Уэда Н. и соавт. Schizoph Res Cogn. 2021 13 декабря; 28:100229. doi: 10.1016/j.scog.2021.100229. электронная коллекция 2022 июнь. Schizoph Res Cogn. 2021. PMID: 34976749 Бесплатная статья ЧВК.
Интероцепция как моделирование, аллостаз как контроль.
Сеннеш Э., Терио Дж., Брукс Д., ван де Меент Дж.В., Барретт Л.Ф., Куигли К.С. Сеннеш Э. и др. Биол Психол. 2022 Январь; 167:108242. doi: 10.1016/j.biopsycho.2021.108242. Epub 2021 20 декабря. Биол Психол. 2022. PMID: 34942287 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
2.
1: Мозг — это машина логического вывода- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 162134
- Nathan Smith et al.
- ОпенСтакс
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Описывать роль эмоций в мышлении.
- Объясните, как когнитивные системы делают выводы без сознательного мышления.
Один из первых шагов к тому, чтобы стать более критическим и рефлексивным мыслителем, — это понять, как и почему вы склонны совершать ошибки в мышлении. Эти ошибки — не результат недостатка интеллекта, а результат того, как работает наш разум и как он естественным образом сбивает нас с пути.
С биологической точки зрения, мы были сформированы сотнями тысяч лет эволюции, которые сделали наш мозг чрезвычайно эффективным умозаключение машины. Вывод — это мыслительный процесс, который позволяет нам делать выводы на основании данных. Хотя мы склонны думать о выводе как об осмысленном и сознательном процессе, мы делаем выводы о самых разных вещах бессознательно, без усилий и немедленно; на самом деле, большая часть чувственного восприятия является своего рода умозаключением. Выводы имеют решающее значение для выживания человечества, но наши выводы не всегда верны. Осознав, как работает наш мозг, чтобы отразить угрозы и обеспечить нам «когнитивную легкость» или ощущение благополучия и комфорта, мы можем начать исправлять ошибочное мышление и защищаться от него.
Адаптивная способность мозга к планированию наперед
Одно из открытий эволюционной биологии состоит в том, что каждая клетка и орган в нашем теле адаптируются к окружающей среде, чтобы повысить вероятность того, что наши гены выживут в следующем поколении. Следовательно, полезно подумать о роли мозга в распространении наших генов. Наш мозг способствует нашему выживанию и способствует нашей способности находить партнера и размножаться, используя мышление, расчеты, предсказания и выводы. По этой причине наши естественные и генетически обусловленные способы мышления не обязательно служат целям философии, науки или истины.
Рис. 2.2. Проблема «разум-мозг» указывает на неясную связь между нашими мыслями, чувствами и восприятиями, а также неврологическими и электрохимическими взаимодействиями, происходящими в мозгу. (CC BY 4.0; Rice University & OpenStax)Философские предостережения относительно «Разговора о мозге»
Прежде чем мы двинемся дальше, обратите внимание, что важно быть осторожным, когда мы говорим о мозге и разуме, которые являются разными понятиями. На самом деле отношения между разумом и мозгом — одна из центральных проблем метафизики, известная как «проблема разума и тела», которую с тем же успехом можно было бы назвать «проблемой разума и мозга». Короче говоря, проблема разума и тела — это проблема понимания взаимосвязи между органическим серым и белым веществом в наших черепах (мозг) и диапазоном сознательного восприятия (разумом). Мы знаем, что мозг и центральная нервная система обеспечивают физическую основу для наших мыслей, восприятий, эмоций, воображения и желаний — короче, всей нашей психической жизни. Но биология не говорит нам, какова связь между нашей частной психической жизнью и неврологическими, электрохимическими взаимодействиями, происходящими в мозгу. Является ли связь разума с мозгом такой же, как связь между молнией и электрическим разрядом или радугой и преломлением света в каплях воды? Другими словами, является ли «разум» просто термином, который мы используем для обозначения определенных видов мозговой деятельности? Некоторые философы так считают. Однако умственную деятельность нелегко связать с какой-либо конкретной деятельностью мозга. Кроме того, кажется, что в субъективном опыте нашей психической жизни есть что-то, что теряется, когда мы пытаемся полностью объяснить его с точки зрения активности мозга. Поэтому другие философы утверждают, что разум — это нечто отличное от мозга. Тем не менее, разум и мозг тесно и в какой-то степени таинственно связаны. В результате может быть полезно использовать ресурсы психологии и психологии.0065 когнитивная наука (изучение процессов в мозге), чтобы помочь нам понять, как стать лучше мыслить. Мы можем думать о ресурсах психологии и когнитивной науки как о том, что они дают нам описание того, как на самом деле ведет себя мозг. Напротив, когда мы изучаем критическое мышление, нас интересует, как мы должны думать. Знание того, как мы действительно думаем, может помочь нам разработать эффективные стратегии того, как мы должны думать, но мы должны понимать, что описания, предлагаемые психологией, не являются определяющими. В этой главе мы исследуем психологические открытия, которые могут помочь вам лучше задуматься о том, как ваше мышление может пойти не так.
СОЕДИНЕНИЯ
Узнайте больше о природе разума и проблеме разум-тело в главе о метафизике .
Представление как проекция
Хотя вы можете считать, что мышление состоит из идей или мыслей, философы и ученые-когнитивисты используют термин представление для описания основных элементов мышления. Представления являются информационными единицами мысли. Это понятие репрезентации можно проследить до Аристотеля, и оно сыграло значительную роль в истории философии, но в современной философии термин представление более точное. Когда мы думаем о вещах посредством восприятия, воображения, памяти или желания, мы представляем эти вещи. То, что изображается, может быть настоящим и реальным, а может быть вымышленным, воображаемым в будущем или воспоминанием из прошлого. Представления могут быть даже бессознательными. То есть разум может иметь некоторое определенное содержание, направленное на объект, при этом человек не осознает, что создал такое представление.
В процессе представления, даже в относительно простом случае визуального восприятия, мозг делает сложный набор умозаключений. Например, рассмотрим шахматную доску ниже. Вы можете себе представить, что когда вы воспринимаете что-то вроде шахматной доски, ваш мозг пассивно рисует мысленную картину сетки. В этой аналогии глаз функционирует как объектив камеры, а мозг формирует изображение, чтобы представить его разуму. Но есть несколько проблем с этой моделью. Во-первых, где картинка в вашем мозгу? Кто смотрит на картинку в твоей голове? Есть и другие проблемы с аналогией с камерой, которые могут быть выявлены при изучении оптических иллюзий. Посмотрите на клетчатый набор квадратов на рис. 2.2. Горизонтальные линии параллельны?
Рисунок 2.3 Горизонтальные линии на этой сетке параллельны, но если вы не посмотрите на изображение сбоку, это невозможно «увидеть». Это один из многих примеров распространенных иллюзий восприятия. (кредит: «Оптическая иллюзия» Селены Н.Б.Х. CC BY 2.0)На самом деле горизонтальные линии параллельны, но если вы не посмотрите на изображение сбоку, это невозможно визуализировать. Существует бесчисленное множество примеров подобных иллюзий восприятия. Мы представляем внешний мир как устойчивую картину, полностью заполненную, сфокусированную и однородно окрашенную. На самом деле наше поле зрения ограничено и размыто по краям, а цвета резко меняются в зависимости от условий освещения, расстояния, движения и множества других факторов. На самом деле ваш мозг не пассивно фиксирует мир, как камера, а активно проецирует мир так, чтобы он имел для вас смысл. В приведенной выше иллюзии ваш мозг автоматически корректирует восприятие цветных квадратов, учитывая тень, отбрасываемую цилиндром. Таким образом, ваш мозг представляет квадрат B так, как будто он светлее, чем A, регулируя оттенок B с учетом тени.
Нейробиолог Дэвид Иглман (2011) использует аналогию с первой полосой газеты, чтобы описать, как работает восприятие. На первой странице представлены события в мире за данный день. Конечно, в нем представлена не полная и завершенная картина мира, а краткое изложение, предназначенное для освещения важных событий, тех, которые изменились, и тех, которые нас, скорее всего, волнуют. Подобно редактору газеты, ваш мозг работает сверхурочно, создавая образ мира, основанный на том, что имеет отношение к вашему выживанию. Вы бессознательно подстраиваете воспринимаемые вами образы так, чтобы у вас сложилось впечатление, что они находятся далеко, рядом, движутся и так далее. Вместо полностью сформированного трехмерного образа мира, который мы как бы видим, мы на самом деле воспринимаем своего рода набросок, подчеркивая то, что нам нужно знать, чтобы безопасно ориентироваться в окружающей среде и получать то, что нам нужно. Вы, вероятно, думаете, что чувственное восприятие — это самый ясный и надежный способ познания окружающего мира. Как говорится в пословице: «Увидеть — значит поверить». Однако, чтобы стать лучшим критическим мыслителем, вам нужно скептически относиться к некоторым из ваших основных убеждений. Бывают моменты, когда совершенно не стоит верить своим лживым глазам.
Эмоции и разум: гомеостаз и аллостаз
В дополнение к редакционной лицензии на мысленное представление, мышление не всегда так рационально, как мы себе это представляем. Нейробиолог Антонио Дамасио (1994) был одним из первых, кто популяризировал идею о том, что рациональное мышление сдерживается эмоциями. Он критически относится к тому, что он воспринимает как философское предубеждение против эмоций в истории философии. В «Ошибке Декарта » он говорит, что современные философы пренебрегли ролью эмоций в мышлении, воображая, что цель рационального мышления — устранить влияние эмоций. Вместо этого годы его клинической работы с пациентами открыли ему, что эмоции нельзя отделить от разума. На самом деле наши самые рациональные мысли управляются, информируются и находятся под влиянием эмоций. Согласно Дамасио, рассуждения и интеллект работают лучше всего, когда мы о чем-то заботимся. Без чувств, говорит Дамасио, мы менее рациональны, а не более рациональны.
Дамасио (1994) объясняет, что эмоции служат для поддержания гомеостаза в мозге посредством химических мессенджеров, известных как нейротрансмиттеры. Гомеостаз — это биологическая тенденция к нахождению нейтрального состояния равновесия (слово стазис означает «стоять неподвижно», а гомео означает «такой же или подобный»). Этот процесс опирается на петлю обратной связи, в которой текущее состояние тела отслеживается, наблюдается, а затем изменяется, чтобы вернуть тело в равновесие. Большинство гомеостатических процессов в организме бессознательны, но эмоции связаны с осознанием. Например, когда у вас низкий уровень сахара в крови и ваше тело нуждается в калориях, происходит ряд химических процессов, вызывающих чувство голода. Это сознательный сигнал о том, что вам нужно поесть; это способствует поведению, которое обеспечивает выживание. Точно так же шорох в кустах ночью вызывает серию физиологических реакций (обострение чувств, учащение пульса, расширение зрачков и т. д.), которые соответствуют чувству страха и стимулируют поведение, такое как борьба или бегство, которые являются нежелательными. необходимо для выживания. Что демонстрирует Дамасио, так это то, что эмоции имеют свой собственный механизм обратной связи, так что идея или образ могут вызывать физиологические реакции даже в отсутствие внешнего стимула. Поскольку эмоциональные реакции и сознательное мышление тесно связаны, на принятие решений может влиять этот эмоционально-физиологический механизм обратной связи. Наше мышление может сбиться с пути, потому что мы боимся плохих результатов, и этот страх доминирует над более рациональным расчетом того, какой образ действий наиболее выгоден (19).94, 172–175).
В дополнение к поддержанию равновесия мозг также предвидит будущие события и обстоятельства, проецируя вероятные сценарии на основе каталога прошлого опыта и концепций, созданных с помощью социальных норм и социальных взаимодействий. Процесс регуляции, подготавливающий организм к предвидению будущих потребностей до их возникновения, называется аллостазом ( алло означает «другой или другой»). Психолог Лиза Фельдман Барретт (2017) объясняет, что мозг хранит нейронные пути, которые запускаются внешними или внутренними раздражителями, чтобы максимально соответствовать текущей ситуации. Нервные пути образуют своего рода шаблон действия, стимулируя поведение, такое как учащение пульса, расширение зрачка или движение. Чувства — это целенаправленная реакция на определенные ситуации: они готовят нас вести себя и реагировать определенным образом, что способствует тому, что полезно для тела, а также обостряет и формирует наше восприятие мира.
Таким образом, мозг делает выводы о мире на основе восприятий, эмоций и концепций, которые в значительной степени бессознательны и глубоко укоренились в нашей психике. Этот процесс позволяет нам плавно и точно ориентироваться в мире с таким множеством разнообразных стимулов. Наши реакции на раздражители являются частично гомеостатическими, что означает, что тело стремится вернуться в оптимальное состояние равновесия, и частично аллостатическими, что означает, что тело готовится к будущим ситуациям и предвидит их. Вместе эти импульсы создают картину мира, которую мы воспринимаем плавно и динамично. Наш опыт гораздо сложнее, чем грубая ментальная модель, которую мы себе представляем. Мы проектируем и конструируем мир, который переживаем, в той же мере, в какой мы записываем и просматриваем его. И этот факт имеет важные последствия для рефлексивного и критического мышления, которое нам следует использовать, когда мы пытаемся ясно мыслить о мире.
Эволюционное преимущество кратчайших путей
Люди эволюционировали, чтобы ориентироваться в мире наиболее эффективно и результативно, привлекая сознание только тогда, когда это необходимо. По этой причине вы можете пройтись по продуктовому магазину, думая о том, что вы собираетесь приготовить на ужин. Вам не нужно сознательно думать о том, куда идти, как снизить скорость, чтобы освободить место для других людей, или как сильно толкать тележку для покупок, чтобы она сохраняла скорость перед вами, даже когда ее вес меняется, когда вы добавляете продукты в корзину. корзина. Вся эта биомеханическая активность может быть передана бессознательным механизмам, когда вы просматриваете свой список покупок. Мозг довольно хорошо справляется с привычными действиями без помощи сознательного мышления. И это хорошо, потому что сознательная мысль требует больших затрат энергии. Рассмотрите следующую картинку.
Рисунок 2.4. Можно сделать много выводов о внутреннем опыте этой женщины, основываясь на ее выражении лица и позе. Хотя такие выводы можно сделать быстро, их нельзя проверить без дальнейшего исследования, и они очень подвержены ошибкам, предвзятости и стереотипам. (кредит: «CL Society 226: Женщина с мобильным телефоном», автор: Франциско Осорио/Flickr, CC BY 2.0)Вероятно, вы сразу же сможете сделать сложные выводы об этом изображении, например, женщина чем-то обеспокоена, озабочена или чем-то обеспокоена. . Выводы, которые вы делаете об этом изображении, просты, быстры и сложны. Они управляются эмоциональными и концептуальными мыслительными процессами, которые бессознательны и эффективны. Хотя эти выводы делаются быстро и легко, вы также можете знать, что они являются предварительными без дополнительной информации. Получив больше данных об обстоятельствах, связанных с этой картинкой, вы можете пересмотреть свое восприятие происходящего. Это именно тот тип мышления, который управляет эмоциональными проекциями, обсуждавшимися в предыдущем разделе.
Для решения математической задачи требуется другой тип мышления. Следующий пример взят из книги психолога Дэниела Канемана « Думать быстро и медленно » (2013). Попробуйте решить в уме следующее:
\[\nonumber 24 \times 14 = \]
Знаете ответ? Для большинства людей умножение двузначных чисел без ручки и бумаги (или калькулятора) довольно сложно. Возможно, вам потребуется 10 или 20 секунд напряженного размышления, чтобы решить проблему в вашей голове, поскольку у вас нет бессознательных механизмов, чтобы делать это автоматически. Долгосрочное социальное и эволюционное давление сформировало наш мозг, чтобы он находил эффективные решения сложных вопросов, связанных с выражением лица. Чего нельзя сказать о математических задачах. Знание решения математической задачи может быть полезным, но это не то, что обычно требуется для выживания и размножения. С другой стороны, быстрое чтение эмоций других людей иногда жизненно важно для выживания. Есть и другие интересные различия между этими двумя видами мышления. Хотя решить математическую задачу сложно, как только вы ее решите, вы можете быть на 100% уверены, что ответ правильный. Напротив, легко создать историю о выражении лица, но эта история очень подвержена ошибкам, предвзятости и стереотипам. В результате критически мыслящие люди должны быть осторожны, чтобы не перейти к первому, наиболее очевидному решению.
Потребность в энергии при обдуманном мышлении
Решение математической задачи требует рационального мышления и усилий. Когда мы занимаемся рациональным мышлением, наш мозг расходует запасы драгоценной энергии, которая может потребоваться для поддержания тела. Поскольку эволюционное давление направлено на то, чтобы сохранить нам жизнь достаточно долго, чтобы передать наши гены следующему поколению, у нас есть биологическая тенденция избегать напряженного мышления. В некотором смысле быть ленивым эволюционно мудро.
Ресурсы, требуемые сознательным мышлением, можно понять с точки зрения знакомого понятия «внимание». Когда задача требует значительного внимания, она предъявляет повышенные требования к энергии мозга. Периоды активности с повышенным вниманием могут быть стрессовыми, поскольку организм увеличивает приток крови к мозгу, доставляя больше глюкозы и кислорода для повышения умственной активности. Кроме того, внимание ограничено и сосредоточено на конкретных задачах. Рассмотрим «тест избирательного внимания», разработанный Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри. Посмотрите видео ниже и узнайте, как вы справитесь с этим тестом.
Видео
Тест избирательного внимания
Щелкните для просмотра содержимого
Сколько передач вы насчитали? Вы ничего не пропустили в процессе? Когда наше внимание сосредоточено на новой и сложной задаче, мы меньше замечаем другие стимулы за пределами конкретной области внимания. Кроме того, мы можем утомляться, испытывать стресс или беспокойство, когда уделяем пристальное внимание. Неудивительно, что наш мозг предпочитает автоматизированные ярлыки.
Эвристика и обучение
Канеман (2013) называет эти умственные ярлыки эвристиками или эмпирическими правилами для построения выводов. Решение проблем с помощью эвристики в значительной степени бессознательно, автоматизировано, легко и эффективно, но не всегда правильно. Рациональное мышление или вычисления требуют сознательного внимания и усилий и могут быть даже невозможны без некоторой практики. Мы вынуждены думать с усилием, когда сталкиваемся с чем-то новым и, возможно, опасным — или даже с чем-то немного выходящим за рамки нашей обычной рутины. Например, вы наверняка ехали домой с работы или учебы по знакомому маршруту на «автопилоте», занятые своими мыслями. Может быть, вы даже вернулись домой и почувствовали, что не можете вспомнить, как вы туда попали. Напротив, вы, вероятно, испытали стресс от навигации по новому, незнакомому городу. В первом случае навигация может осуществляться с помощью простой, в значительной степени автоматической обработки, тогда как во втором случае навигация требует интенсивных ресурсов активного внимания и рационального расчета.
Иногда сложные действия могут стать легкими, но, в отличие от режима «автопилот», такие действия кажутся приятными и приносящими удовлетворение. Когда вы полностью погружаетесь в сложную деятельность до такой степени, что она становится легкой, вы входите в состояние «потока» (Csikszentmihalyi 2008).
Состояние потока возможно только для того, кто достиг определенного уровня мастерства в выполнении задачи. Они характеризуются интенсивной концентрацией и осознанием, а также чувством личного контроля или свободы действий, но они доставляют удовольствие, потому что сложность выполнения задачи соизмерима с вашими способностями. Напротив, новичок может найти одни и те же задачи стрессовыми и разочаровывающими. Это явление можно проиллюстрировать с помощью понятия «кривая обучения», которая описывает, как новичок растет в мастерстве.
Это означает, что человек может полагаться на интуицию, интуицию и другие автоматические реакции в области, в которой он является экспертом, но новичок должен скептически относиться к этим методам мышления. Как новичок, ваши умственные эвристики часто ошибочны, поэтому вы подвержены предубеждениям, неявным предубеждениям и ошибкам.
Рассмотрим случай покупки автомобиля. Кто-то, кто хорошо знаком с автомобильным рынком как покупатель или продавец, может легко оценить истинную стоимость автомобиля, но обычному человеку потребуется провести много исследований, чтобы получить точную оценку. Из-за того, что неспециалисты должны прилагать усилия для оценки стоимости автомобиля, они легко поддаются влиянию стимулов дилеров, завышенных прейскурантных цен, вариантов финансирования и других торговых уловок. Учитывая, что мы все подвержены этим типам ошибок, кажется хорошей идеей попытаться стать более самосознательными и критически настроенными, а не полагаться исключительно на интуицию или интуицию при столкновении с новым материалом. Поскольку вы, вероятно, новичок в философии, если читаете этот учебник, вам следует с подозрением относиться к своим внутренним реакциям и интуиции в отношении философских вопросов. Будьте непредвзяты и не думайте, что уже поняли философские проблемы, с которыми столкнетесь в следующих главах. Быть открытым для новых идей и позволить себе признать некоторую степень невежества — важные первые шаги к тому, чтобы стать лучше мыслить.
Эвристика и замещение в принятии решений
Когнитивные искажения, которые мы рассмотрим в следующем разделе, основаны на более фундаментальной «эвристике замещения». Этот термин описывает нашу склонность отвечать на сложный вопрос или проблему, заменяя его более простым вопросом. Хотя замена часто приводит к неправильному или неуместному ответу, она дает нам чувство удовлетворения или «когнитивной легкости», думая, что мы решили проблему. Например, когда вас просят оценить что-то сложное и неопределенное, например будущую стоимость инвестиций или политические перспективы политика, вы, скорее всего, замените этот сложный расчет более простым. В частности, вы можете заменить свои положительные или отрицательные чувства по отношению к политике или инвестиционному продукту. Но ваши чувства, скорее всего, будут определяться вашими предубеждениями.
Когда мозг по умолчанию использует эвристику, которая дает неоптимальный результат или даже неправильное решение, он работает с когнитивной предвзятостью . Когнитивное искажение — это модель «быстрого» мышления, основанная на «эмпирическом правиле». Человек, действующий в условиях когнитивного искажения, не использует логику или тщательные рассуждения, чтобы прийти к заключению. Когнитивные искажения подобны иллюзиям восприятия. Как и иллюзии восприятия, когнитивные искажения являются результатом естественной и, как правило, эффективной работы мозга. Несмотря на то, что ментальные эвристики часто отлично помогают нам оценить реальность без умственных усилий, необходимых для создания более полной картины, когнитивные искажения являются результатом вводящих в заблуждение и ошибочных паттернов, возникающих в результате этого процесса.
Leave A Comment