95 тезисов Мартина Лютера. Основные принципы протестантизма.
Как 95 тезисов Мартина Лютера превратились в 500 лет существования протестантизма в мире и в России
31 октября 1517 года считается днем начала Реформации. В этот день Мартин Лютер (1483–1546) прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в городе Виттенберге. Сейчас этот факт оспаривается: возможно, Лютер просто отправил текст своих тезисов различным церковным деятелям, они получили распространение и послужили толчком к движению за обновление церкви.
Пожалуй, Реформацию можно назвать революцией в христианстве, однако сам Лютер, так же как Ульрих Цвингли (1484–1531) или Жан Кальвин (1509–1564) и другие реформаторы XVI века, не собирался вводить какие-либо новшества. Они полагали, что возвращаются к подлинному учению Иисуса Христа и апостольскому церковному строю, искаженным папством.
Из этих пяти основных принципов можно вывести многие черты протестантских вероучений и практик: отрицание иконопочитания, сокращение числа таинств (а в некоторых течениях даже полный отказ от них), отсутствие четких границ между священниками и мирянами (пасторы не посредники между Богом и людьми, а всего лишь проповедники и наставники, миряне же обязаны изучать Библию и быть активнейшими членами церкви).
Особенно серьезные последствия имел тезис Sola scriptura: свободная, не связанная никакими авторитетами интерпретация Библии стала одной из причин дробления протестантизма и возникновения множества деноминаций, ведь даже вожди Реформации — Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Томас Мюнцер (1489–1525) и Жан Кальвин — не одинаково понимали Библию.
Многие из протестантских деноминаций, возникших в результате этих разночтений, представлены сегодня и в России.
Точное число протестантов в современной России неизвестно. Считается, что их около трех миллионов. Самая многочисленная протестантская конфессия в России — пятидесятники. Далее идут баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, различные группы евангельских христиан, методисты. Присутствуют — в небольшом количестве — и другие деноминации.
Исторически первыми протестантами, появившимися в России, были лютеране — представители самой древней протестантской конфессии.
Главным образом лютеранство распространено в Германии, Скандинавии и США, но и в других странах лютеран тоже много. Еще в XVI веке, при Иване Грозном, пленные немцы-лютеране оказались и в России.
На протяжении XVII века численность проживавших в России немцев, а также голландцев, гугенотов (то есть французских последователей Жана Кальвина) и выходцев из скандинавских стран увеличивалась. Они образовывали особые районы в русских городах — иностранные или немецкие слободы. В этих районах строили протестантские церкви, и протестанты — главным образом лютеране — пользовались религиозной свободой на том условии, что отказывались от обращения в протестантизм православных.
Лютеран в России стало намного больше в XVIII веке: сначала при Петре I, когда к России были присоединены Лифляндия, Курляндия, Эстляндия и Ингерманландия (территории современных Латвии, Эстонии и Ленинградской области) с их немецким, латышским, эстонским и финским населением, а затем при Екатерине II, приглашавшей немецких земледельцев и ремесленников и предоставлявшей им земли в Поволжье.
В настоящее время в России действуют несколько лютеранских церквей, из которых самые крупные — это Евангелическо-лютеранская церковь России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (другое название Ингерманландии, то есть территории Ленинградской области). Первая, наиболее многочисленная и распространенная на всей территории России, — немецкого происхождения, вторая, распространенная в основном на Северо-Западе страны, — финского. Между этими церквями много общего, в частности в обеих идет постепенный процесс русификации: службы проходят в основном на русском языке, хотя немецкие и финские богослужения сохраняются.
В России представлены также реформатство и пресвитерианство — два основных направления другой старейшей протестантской конфессии — кальвинизма. Для кальвинизма характерен более решительный по сравнению с лютеранством разрыв с католическими традициями. Реформатскими принято называть придерживающиеся кальвинистских доктрин церкви, возникшие в континентальной Европе, а пресвитерианскими — происходящие с Британских островов. Реформаты в России появились в XVII веке, главным образом это были голландцы и французы. Сейчас в России есть несколько реформатских и пресвитерианских общин (кстати, среди их членов немалую долю составляют этнические корейцы), однако в целом последователей кальвинизма в России немного.
Гораздо более многочисленны сегодня в нашей стране протестантские конфессии, возникшие в мире начиная с XVII столетия, а в России рапространявшиеся с середины XIX века: баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.
Первую баптистскую общину основали в 1609 году в Амстердаме преследуемые на родине английские эмигранты-пуритане. Это были радикальные протестанты, не признававшие официальную церковь и требовавшие устранения всех католических элементов в вероучении, церковном устройстве и богослужении.
Обряд крещения у евангельских христиан-баптистов, Москва, 1989 год
Слово «баптист» происходит от греческого «баптидзо» — «окунаю в воду», «крещу». Особенностью баптизма является крещение по вере, т.е. крещение только сознательно верующих, из чего проистекает отказ от крещения младенцев, которые не могут исповедовать христианскую веру сознательно.
В настоящее время баптистов больше всего в Северной Америке (прежде всего в США), а также в Африке, Азии и Океании — всего в мире их около 60 млн человек. Два основных течения баптизма — это общие и частные баптисты.
Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, т. е. искупил всех людей без исключения, а для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли. А вот частные баптисты придерживаются доктрины Жана Кальвина, согласно которой Христос искупил грехи только избранных. И если в США, где проживает наибольшее в мире число баптистов, преобладают частные баптисты, то в России, как и в других странах бывшего Советского Союза, распространился общий баптизм.
Баптизм, как и родственное ему евангельское христианство, начал распространяться в России во второй половине XIX века.
На первых порах баптисты и евангельские христиане подвергались гонениям, которые были ослаблены после манифеста о веротерпимости 1905 года и Первой русской революции. В первые же годы после Октябрьской революции баптисты и евангельские христиане пытались вписаться в новую действительность и до конца 1920-х годов пользовались терпимым отношением со стороны властей. Однако в 1930-е годы начались гонения на них, продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны. Многие активные баптисты и евангельские христиане были подвергнуты репрессиям.
С 1943 года советская религиозная политика смягчилась, и многие общины получили легальный статус. В 1944 году во многом по инициативе властей был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) — организация, объединившая баптистов, евангельских христиан, а также часть пятидесятников и некоторые другие протестантские группы. И хотя объединение баптистов и евангельских христиан было инициировано сверху (рядовых верующих никто не спрашивал), тем не менее оно выдержало испытание временем, а вот большинство пятидесятнических общин новый союз вскоре покинуло.
Служба в молитвенном доме общины евангельских христиан-баптистов, Брянская область, 1992 год
В 1963 году среди евангельских христиан-баптистов СССР произошел раскол. Он был вызван тем, что руководство Всесоюзного совета ЕХБ в условиях хрущевской антирелигиозной кампании выпустило под давлением властей секретную инструкцию, в которой предлагалось не водить детей на богослужения, прекратить миссионерскую деятельность и т.
Эта инструкция вызвала возмущение части верующих, которые расценили ее как вероотступничество руководства совета. Они создали инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов с целью отменить инструкцию (отсюда и распространенное наименование этих протестующих — баптисты-инициативники). Однако съезд не был созван, оппозиционеры порвали с Всесоюзным советом и создали свою организацию — Совет церквей евангельских христиан-баптистов, которому власти отказали в регистрации и лидеры которого, так же как и активные участники движения, подверглись преследованиям.
Служба, посвященная преломлению хлеба, в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, Брянск, 1992 год
В 1992 году Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов прекратил свое существование, и на его основе был создан Российский союз евангельских христиан-баптистов, объединивший большую часть общин и существующий по сей день.
Однако он является не единственным баптистским объединением в России. Преемником отколовшегося в начале 1960-х годов Совета церквей евангельских христиан-баптистов стал Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов. Между вероучениями Российского и Международного союзов ЕХБ нет существенных различий, но если Российский союз и входящие в него общины официально зарегистрированы, то Международный союз до сих пор избегает официальной регистрации, так как не приемлет никаких взаимоотношений с государственной властью.
Есть и автономные общины евангельских христиан-баптистов, не входящие ни в какой союз. Кроме того, со временем выделилось или возникло вновь некоторое количество общин евангельских христиан, с которыми баптистов когда-то объединили «сверху», так что евангельское христианство тоже вновь существует как отдельное направление российского протестантизма, хотя общины евангельских христиан немногочисленны.
Богослужение в баптистском молитвенном доме, Новокузнецк, 1994 год
Наиболее многочисленная протестантская конфессия в современной России — пятидесятничество. Пятидесятники — это самая молодая протестантская конфессия, возникшая в начале ХХ века в США, и наиболее динамично развивающееся направление христианства.
Пятидесятничество возникло в рамках Движения святости, выросшего в свою очередь на основе так называемого ривайвелизма, то есть «пробуждения», — движения в американском протестантизме XVIII–XIX веков. Последователи Движения святости считали, что целью христианина является достижение святости, возможное благодаря получению даров Святого Духа.
Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, которое они считают подобным тому, что пережили апостолы на 50-й день по воскресении Христа (отсюда и название конфессии). Одним из важнейших признаков воздействия Святого Духа у пятидесятников считается дар говорения «на иных языках», поэтому многие их службы носят экстатический характер. Бывают и дар исцеления, и дар пророчества, и другие дары. Пятидесятники, как и баптисты, и евангельские христиане, крестят только сознательных верующих (не младенцев).
Великое методистское лагерное собрание последователей Второго Великого Пробуждения в штате Нью-Йорк, 1865 год
Началом собственно пятидесятнического движения многие считают 1 января 1901 года, когда в Канзасе и был зафиксирован первый акт говорения «на иных языках». В первой четверти ХХ века пятидесятничество уже сформировалось как отдельная конфессия, разделенная на множество течений.
В 1960-е годы возникло и затем получило широкое распространение харизматическое движение — говорение «на иных языках», как и пророчества, исцеления и другие дары, стало распространяться в различных протестантских конфессиях и даже некоторых католических общинах. Поэтому среди исследователей нет единого мнения, считать ли харизматов разновидностью пятидесятников или это разные направления христианства.
Харизматы пошли гораздо дальше традиционных пятидесятников в своих богослужебных экспериментах: рок-музыка, танцы и падения на пол стали распространенными явлениями на их службах. Иногда говорят даже о третьей волне, или о неопятидесятниках (неохаризматах), появившихся в 1970-х годах. В это время по всему миру возникло множество новых церквей, практикующих говорение «на иных языках» и другие формы экстатических богослужений. Как бы то ни было, в настоящее время пятидесятничество распространено по всему миру и является крупнейшей протестантской конфессией.
Пятидесятническое богослужение с говорением «на иных языках» в городе Джолоу, Западная Вирджиния, США
В Россию пятидесятничество проникло из Швеции и Норвегии и стало распространяться здесь с 1911 года. Чтобы отличить себя от близких к баптистам евангельских христиан, российские пятидесятники стали называть себя (и до сих пор называют) христианами евангельской веры или христианами веры евангельской. Примерно в это же время распространилось и учение пятидесятников, отвергающих учение о Троице и поэтому названных пятидесятниками-единственниками. Их «официальное» название — «евангельские христиане в духе Апостольском».
После 1917 года пятидесятническое движение продолжало развиваться, но в 1930-е годы и оно подверглось репрессиям. В 1944 году часть пятидесятнических общин вошла в упоминавшийся выше Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, но их вынудили отказаться от практики говорения «на иных языках».
Вскоре почти все эти общины вышли из Всесоюзного совета ЕХБ, и вплоть до конца 1980-х годов большинство пятидесятнических общин оставались незарегистрированными. Более того, пятидесятники подвергались преследованиям: их обвиняли в нарушении советского законодательства, в изуверстве и даже, что было абсолютно безосновательно, в человеческих жертвоприношениях. В частности, этой теме был посвящен вышедший в 1960 году художественный фильм «Тучи над Борском», где среди прочих сыграли юные Инна Чурикова и Никита Михалков. В 1970–1980-е годы среди пятидесятников стали распространяться настроения в пользу эмиграции в США, и немалая их часть покинула Россию.
Пятидесятническое богослужение с исцелениями в помещении цирка в Ярославле, 2002 год
В конце 1980-х годов ситуация стала меняться: пятидесятнические общины были зарегистрированы, возникли общероссийские объединения пятидесятников. Значительную роль среди быстро растущих общин стали играть харизматы.
Еще одно многочисленное направление в рамках российского протестантизма — это адвентисты седьмого дня.
Адвентизм (от лат. adventus — пришествие; имеется в виду второе пришествие Христа) возник в США в 1840-х годах. Баптистский проповедник Уильям Миллер (1782–1849) на основе изучения Библии сделал вывод о том, что второе пришествие произойдет в октябре 1844 года. Его проповедь имела успех среди представителей различных протестантских конфессий, но так как второе пришествие не случилось, наступило «великое разочарование» (термин, употребляемый самими адвентистами).
Эллен Уайт
Многие из поверивших Миллеру покинули его, но некоторые, решив, что точные сроки конца света вычислить невозможно, продолжали ожидать его. В этих кругах около 1860 года и появились адвентисты седьмого дня.
Седьмой день — это суббота, которую адвентисты в соответствии с библейскими заповедями чтут и соблюдают, считая воскресенье привнесенным католиками искажением божественной заповеди. В формировании вероучения адвентистов седьмого дня огромную роль сыграла американка Эллен (Елена) Уайт (1827–1915), которая у адвентистов имеет статус пророчицы и труды которой пользуются значительным авторитетом.
Основные моменты вероучения адвентистов седьмого дня наряду с общими для большинства христиан учением о Троице и признанием божественной природы Иисуса Христа, а также общими для многих протестантов принципами (всеобщее священство всех верующих, осознанное крещение и т.д.) — это почитание субботы и других ветхозаветных заповедей, отрицание бессмертия души (адвентисты считают, что при втором пришествии праведники будут воскрешены для вечной жизни, а грешники будут полностью уничтожены) и др.
Важную роль играет разработанная Эллен Уайт санитарная реформа: адвентисты не едят свинину и мясо других нечистых, согласно Библии, животных, не употребляют табак, алкоголь, другие дурманящие вещества и даже чай и кофе. Многие адвентисты придерживаются пацифистских взглядов. Когда во время Первой мировой войны руководители ряда адвентистских церквей США разрешили службу в армии, в адвентистском движении произошел раскол и появилась Церковь адвентистов седьмого дня реформационного движения, твердо стоящая на принципах пацифизма.
Адвентистское богослужение, Улан-Удэ, 1991 год
В России первые общины адвентистов седьмого дня появились в 1880-х годах. Вначале адвентисты также подвергались гонениям, которые позже были ослаблены. В 1920-е годы адвентисты пытались сотрудничать с советской властью, но в 1930-х годах начались репрессии, направленные в целом против адвентистов, но особенно — против адвентистов-реформистов, которых преследовали до конца 1980-х годов. Несмотря на это, после Великой Отечественной войны многие адвентистские общины были зарегистрированы, однако расцвет движения начался, конечно, в 1990-е годы. Сегодня адвентизм распространен по всей России. В Тульской области даже есть высшее учебное заведение деноминации — Заокский адвентистский университет.
Адвентисты во время крещения в водах Авачинской бухты Тихого океана, Петропавловск-Камчатский, 1990 год
В России представлены и другие протестантские конфессии и организации, такие как Объединенная методистская церковь, Армия Спасения, Новоапостольская церковь, но они не столь многочисленны, как конфессии, о которых сказано выше.
В заключение стоит назвать некоторые общие черты современного российского протестантизма. Это высокая религиозная активность верующих, участие в жизни своей церкви, культивирование строгих моральных ценностей, культ семьи (среди протестантов распространены многодетные семьи), поощрение общественной активности. Протестантизм присутствует в России с конца XVI века, он укоренен в российской истории и русской культуре и является важной составляющей современной религиозной жизни России.
Над материалом работали
{{role.role}}: {{role.fio}}
В материале использованы фотографии: Фотохроника ТАСС (Юрий Венделин, Виктор Рудько, Олег Пороховников, Андрей Соловьев, Леонид Свердлов, Анатолий Кузярин, Сергей Метелица, Владимир Матвиевский, Игорь Вайнштейн), Henry Guttmann/Getty Images, Lawrence Thornton/Archive Photos/Getty Images, ANDREW HOLBROOKE/Corbis via Getty Images, Wikimedia Commons
Поделиться
95 тезисов Мартина Лютера — 31 октября 1517 года – DW – 25.05.2009
Мартин ЛютерФото: DW
25 мая 2009 г.
Обнародовав свои 95 тезисов, Мартин Лютер первоначально хотел лишь инициировать проведение внутрицерковной реформы. Но на самом деле он стал основоположником ещё одной христианской конфессии.
https://p.dw.com/p/HtUc
Реклама
С 1514 года Мартин Лютер (1483-1546) был проповедником в городской церкви Виттенберга. Среди прихожан он пользовался популярностью за свое завидное красноречие. Он часто сидел в своем кабинете, погружённый в чтение Библии. Лютер надеялся, что Священное Писание поможет ему прояснить, в каких отношениях друг с другом пребывают человек и бог. Для римской Церкви эти отношения были абсолютно ясны: бог обращается к человеку через Папу Римского и далее, в соответствии с церковной иерархией, через епископов и священников, назначенных святым отцом. Тем самым римская Церковь наделяла себя монопольным правом на толкование Библии. Более того, Ватикан оставлял за собой и право наказывать тех, кто, по его мнению, нарушал библейские нормы.
95 тезисов – критика внутрицерковных злоупотреблений
Мартин Лютер по-новому истолковал Евангелия Нового Завета, предложив совсем иную христианскую парадигму. Он полагал, что никакого «апостольского посредничества» в отношениях между богом и человеком быть не может. Лютер считал, что источником веры может быть исключительно Библия, то есть отдавал первенство Священному Писанию перед Священным Преданием.
Далее Лютер утверждал, что спасение для вечной жизни возможно лишь по божьей милости, высшим выражением которой была спасительная миссия Христа. Причём эта божья благодать является даром, который нельзя заслужить никакими делами и поступками. Наконец, Лютер был уверен, что главной предпосылкой для спасения является искренняя вера во Христа, которая сама по себе тоже является даром божьим. Человек, однако, обладает свободной волей и потому может отвергнуть этот дар.
А началась вся эта «реформация» в результате того, что во всей Европе махровым цветом расцвела торговля индульгенциями. Вырученные деньги должны были пойти якобы на строительство нового собора в Риме и на поддержание роскошной жизни Папы Римского Льва Х (1475-1521), который всегда нуждался в деньгах.
Виттенберг. Дворцовая церковьФото: APПапа Римский Лев ХФото: picture-alliance / akg-imagesСоставляя свои знаменитые 95 тезисов в кабинете в Виттенберге, Лютер собирался, собственно, лишь способствовать искоренению злоупотреблений внутри Церкви. У него и в мыслях не было вступать в конфликт с Папой Римским, и уж тем более — учреждать собственную Церковь. Именно поэтому записанные 31 октября 1517 года тезисы он не прибил к воротам дворцовой церкви Виттенберга, как гласит предание, а разослал друзьям «для обсуждения». Тогда он был еще не революционером, а простым монахом, озаботившимся спасением душ своих прихожан. Реакция на тезисы, очень быстро получившие широкую известность, превратила обыкновенного монаха, пытавшегося противостоять злоупотреблениям в Церкви, в революционера, взбудоражившего средневековый мир настолько, что это повлияло на всю дальнейшую судьбу Европы.
Государственная опала — Лютер не отказывается от своих тезисов
Папа Римский Лев Х прилагал все усилия, призывая непокорного монаха к порядку. Он предавал Мартина Лютера анафеме, отлучил его от Церкви и даже добился осуждения Вормсским рейхстагом в апреле 1521 года – всё напрасно. В Вормсе Лютер не отказался от своих тезисов. В результате рейхстаг принял свой «Вормсский эдикт», подвергавший Лютера государственной опале, то есть ставивший его вне закона.
Спасаясь бегством от инквизиции, Лютер мог рассчитывать не только на помощь сочувствовавшего ему населения, но и на поддержку со стороны курфюрста Фридриха III Саксонского (1463-1525), не зря прозванного «Мудрым». По его распоряжению, Лютера должны были укрыть — но так, чтобы даже сам курфюрст не знал, где пребывает мятежный богослов. Так Лютер под именем «юнкера Йорга» оказался в Вартбурге, где занялся переводом Нового Завета на немецкий язык.
Учение Лютера очень быстро распространялось по всему европейскому континенту. Но и конфликт с католической церковью, как теперь стала называться папская Церковь с центром в Ватикане, приобретал все более кровавый характер. Обе стороны начали вооружаться. В итоге этот религиозный конфликт вылился в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), по завершении которой в Германии, а затем и других европейских странах, католическая и лютеранская доктрины были признаны равноправными.
Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Анатолий Иванов
Редактор: Сергей Вильгельм
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
!> | Из любви к истине и из желания разъяснить ее, преподобный отец Мартин Лютер, магистр искусств и священного богословия и рядовой лектор по ней в Виттенберге, намеревается защищать следующие утверждения и оспаривать их в этом месте. Поэтому он просит, чтобы те, кто не может присутствовать и спорить с ним устно, делали это в их отсутствие письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа, аминь.
|
|
Девяносто пять тезисов | Описание, история, значение и факты
- Дата:
- 31 октября 1517 г.
- Местонахождение:
- Германия Виттенберг
- Контекст:
- Реформация
- Ключевые люди:
- Иоганн Тетцель
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Девяносто пять тезисов , предложения для дебатов по вопросу об индульгенциях, написанные (на латыни) и, возможно, вывешенные Мартином Лютером на дверях Schlosskirche (Замковая церковь) в Виттенберге 31 октября 1517 года. Это событие стало считаться началом протестантской Реформации. ( См. Заметки исследователя.)
Первоначально Лютер не собирался отделяться от католической церкви, полагая, что его призыв к теологической и церковной реформе будет услышан, а в обычных условиях его тезисы представляли бы интерес только для профессиональных теологов. Однако различные политические и религиозные ситуации того времени, а также тот факт, что было изобретено книгопечатание, в совокупности сделали тезисы известными по всей Германии в течение нескольких недель. Лютер не передал их народу, хотя отправил копии архиепископу Майнца и епископу Бранденбургскому. Другие, однако, перевели их на немецкий язык, напечатали и распространили. Таким образом, они стали манифестом, превратившим протест по поводу скандала с индульгенциями в величайший кризис в истории западно-христианской церкви, и в конечном итоге Лютер и его последователи были отлучены от церкви.
Доктрина об индульгенциях была неопределенной в Римско-католической церкви до Трентского собора (1545–1563 гг. ), который определил доктрину и устранил злоупотребления. Индульгенции были денежной компенсацией части временного наказания за грех, т. е. практического удовлетворения, составлявшего часть таинства покаяния. Они были предоставлены папской властью и предоставлены через аккредитованных агентов. Ни в коем случае они не подразумевали, что божественное прощение можно купить или продать или что оно может помочь тем, кто не раскаивался или не исповедовался. Но в средние века, когда папские финансовые трудности усложнялись, к ним прибегали очень часто, и злоупотребления становились обычным явлением. Дальнейшее недопонимание возникло после того, как папа Сикст IV распространил индульгенции на души в чистилище. Часто возмутительные заявления продавцов индульгенций вызывали протест среди богословов.
Непосредственной причиной скандала в Германии в 1517 году стал вопрос об индульгенции, которая должна была оплатить восстановление собора Святого Петра в Риме. Но по секретному соглашению, о котором не знало большинство немцев, включая Лютера, половина выручки от продаж в Германии должна была быть направлена на погашение огромного долга перед финансовым домом Фуггера архиепископом и курфюрстом Альбертом Майнцским, который взял на себя долг, чтобы заплатить папе за назначение его на высокие посты. Такой принц не мог позволить себе быть брезгливым в отношении методов и языка, используемых его агентами, и агент в Германии, доминиканец Иоганн Тетцель, выдвигал экстравагантные претензии на индульгенцию, которую он продавал. Продажа этой индульгенции была запрещена в Виттенберге курфюрстом Фридрихом III Мудрым, который предпочитал, чтобы верующие совершали свои приношения в его собственном большом собрании реликвий, выставленном в церкви Всех Святых. Тем не менее, члены Виттенбергской церкви пошли к Тетцелю, проповедовавшему неподалеку, и показали Лютеру полученные от него прощения за свои грехи. Возмущенный тем, что он считал серьезной богословской ошибкой, Лютер написал Девяносто пять тезисов.
Тезисы были предварительными мнениями, по некоторым из которых Лютер еще не определился. В тезисах папская прерогатива в этом вопросе не отрицалась, хотя косвенно папская политика подвергалась критике. Подчеркивался духовный, внутренний характер христианской веры. Подчеркивался тот факт, что деньги собирались с бедняков и отправлялись богатому папству в Риме, что нравилось немцам, которые давно возмущались деньгами, которые они были вынуждены жертвовать Риму.
Leave A Comment