Работа с топографической картой

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

 

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.

000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.

Ответ: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть.

Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

В-третьих, задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

3.

Около шоссе: 9х2Ц

9 – ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

А – асфальт

Г – гравий

12(17)А

12 – ширина покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

 

 

 

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды.

Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха.

Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Задача № 5.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого

3. Определите по топографической карте указанные направления и расстояния.

Топографическая карта сориентирована на север, поэтому в верху карты будет север, внизу — юг, слева — запад, справа — восток.

Для более точного определения направления используется азимут.

Азимут — это угол между направлением на север и направлением на предмет. Для определения азимута необходимо воспользоваться транспортиром. Азимут определяется по часовой стрелке: 0° (или 360°) — направление на север, 45° — на северо-восток, 90° — на восток, 135°— на юго-восток, 180° — на юг и т.д.

Рисунок 1. Стороны горизонта и определение азимута

Для определения расстояний измерьте линейкой расстояние в сантиметрах и умножьте на масштаб. Масштаб — это число, которое показывает во сколько раз уменьшено изображение.

Например, именованный масштаб карты в 1 см 100 м. Если расстояние между объектами на карте составляет 3,6 см, то 3,6 см х 100 м = 360 м. Следовательно, реальное расстояние между объектами составляет 360 м.

БИЛЕТ № 5

Основным фактором, формирующим климат Африки, является расположение бблыней части материка в жарком тепловом поясе, причём почти посередине материка Африку пересекает экватор. Поэтому Африку называют самым жарким материком Земли. В приэкваториальных районах Африки формируются экваториальные воздушные массы, для которых характерны высокие температуры и большая влажность. Потому именно в этих районах Африки выпадает наибольшее количество осадков (Дебунджи — около 10 тыс. мм в год). В тропических широтах формируются жаркие и сухие тропические воздушные массы, что объясняет образование тропических пустынь: на севере материка — Сахара и на юге — Калахари. В пригороде столицы Ливии Триполи в Эль-Азизе зафиксирована самая высокая температура воздуха в мире — + 58°С. В городе Асуан выпадает наименьшее количество осадков (всего 3 мм). На климат Африки огромное влияние оказывают пассаты — постоянные ветры, характерные для тропических и приэкваториальных широт, дующие со стороны Индийского океана. Тёплые течения (Гвинейское, Мозамбикское, мыса Игольного) вызывают выпадение на побережье большого количества осадков, в то время как холодные течения (Канарское, Бенгельское, Сомалийское) формируют на побережье береговые пустыни (например, пустыню Намиб).

Центральную часть Африки (котловину Конго) и побережье Гвинейского залива занимает экваториальный климатический пояс, для которого характерны высокие (+24°С) температуры воздуха и большое (более 2000 мм) количество осадков, равномерно- выпадающих в течение года.

Вокруг экваториального пояса примерно до 20° северной и южной широты располагается субэкваториальный климатический пояс, характеризующийся жарким воздухом (+24°С) и влажным (от 1000 мм осадков) летом и сухой зимой, что объясняется приходом летом влажных экваториальных воздушных масс, а зимой — сухих тропических воздушных масс.

В районе Северного и Южного тропиков расположены обширные территории, где в течение всего года господствуют тропические воздушные массы. Здесь находится тропический климатический пояс, для которого характерны большие суточные перепады температур, очень жаркое лето (+32°С) и прохладная (+16°С) зима,- и очень малое количество осадков в течение года (менее 100 мм).

Крайнее северное и южное побережье Африки занимает субтропический пояс, характеризующийся жарким (до +32°С) и сухим летом и прохладной (+8°С) и влажной (около 500 мм) зимой, что объясняется господством в летний период тропических, а зимой — умеренных воздушных масс.

2. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Однако проблема их сохранения в России стоит сегодня крайне остро. С чем это связано? Каковы пути решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны?

Проблема сохранения лесов в России, несмотря на их огромные размеры и возобновимость, стоит очень остро. Происходит очень большая вырубка леса и изменение видового состава лесов на Европейском Севере, деградация лесов Сибири и Дальнего Востока. Практически прекращены в России лесовосстановительные мероприятия. Нарушается природоохранное законодательство не только в районах промышленной заготовки древесины (Европейский Север, Волго-Вятский район, Урал, Сибирь, Дальний Восток), но и в районах, где лес не имеет промышленного значения, но играет важное санитарное, рекреационное, полезащитное и водоохранное значение — например, в Подмосковье, Центрально-Чернозёмном районе, Поволжье, Северном Кавказе и других регионах России.

Для решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны необходимо проводить комплекс мер по восстановлению лесов, ужесточение мер по отношению к нарушителям природоохранного законодательства.

Определение адресов и мест на карте — ArcGIS Pro

В этом разделе
  1. Что здесь?
  2. Инспектор адресов

Адреса и места можно найти на карте с помощью кнопки Что здесь? или Инспектор адресов. Что здесь? Инструмент может возвращать несколько результатов от каждого включенного в проекте локатора и отображать их во всплывающем окне. Инструмент «Инспектор адресов» использует один локатор для возврата одного адреса или места, которое находится ближе всего к местоположению, указанному на карте, и отображается во всплывающем окне.

Что здесь?

Вы можете идентифицировать адреса и местоположения на карте, используя любой из локаторов, добавленных в ваш проект с вашего активного портала, используя Что здесь? инструмент.

  1. Переместите или увеличьте карту до места, где вы хотите определить адрес или место, и щелкните правой кнопкой мыши место на карте. Выберите Что здесь? из появившегося контекстного меню.

    Появится всплывающее окно с информацией об адресах, местах или перекрестках, ближайших к месту, которое вы щелкнули правой кнопкой мыши.

Инспектор адресов

Инструмент Инспектор адресов использует локатор для поиска адреса, ближайшего к определенному месту на карте.

Вы можете использовать Инспектор адресов, чтобы щелкнуть карту и получить адрес или географическое название этого местоположения. Этот процесс часто называют обратным геокодированием. Инструмент «Инспектор адресов» позволяет вам увидеть, какие потенциальные адреса находятся рядом с местом, которое вы щелкнули, а также местоположение адреса. Это может быть полезно при использовании локатора на основе улиц для назначения адресов домам или участкам в новом жилом комплексе. Вы можете увидеть, какие адреса доступны на улице, чтобы убедиться, что вы присвоили новый участок или адресную точку действительный номер дома. Многоцелевой локатор, состоящий из ролей PointAddress и StreetAddress, используемых в инструменте, может помочь в одновременной проверке новых адресов с улицами и существующими участками или адресными точками для большей эффективности.

Чтобы найти адрес и отобразить информацию о нем, выполните следующие действия:

  1. На вкладке Карта в группе Запрос щелкните раскрывающееся меню Найти.
  2. Щелкните Инспектор адресов.

    Наложенное окно инструмента «Локатор адресов» появляется в левом верхнем углу экрана.

  3. В раскрывающемся меню выбора локатора выберите локатор, который вы хотите использовать для определения местоположений на карте.
  4. Переместите или увеличьте карту до местоположения, где вы хотите определить адрес или место.
  5. Щелкните любое место на карте.

    Появится всплывающее окно, отображающее информацию об адресе или месте, ближайшем к месту, которое вы щелкнули. На экране также отображаются перекрестие, показывающее, где вы щелкнули, и булавка, показывающая место, где он совпал.

  6. Когда вы закончите проверку, щелкните Закрыть в наложенном окне Address Inspector.

    При закрытии наложенного окна Инспектора адресов инструмент Исследовать повторно активируется.

Похожие темы

Отзыв по этой теме?

Сара Фелушко | О себе Определить + Карта

Вы сердитесь, оцепенели, обижены или блуждаете в тумане эмоциональной боли?

Вы жаждете мира, решения, быть понятым, ясного пути вперед, НАДЕЖДА?

ДА! СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ НАЧИНАЕТСЯ 20 АПРЕЛЯ

 

ОПРЕДЕЛИТЕ И СКАЖИТЕ! ваша помощь в эмоциональной борьбе; инструмент, который поможет вам понять сложный опыт с ТОЧНОСТЬЮ и ТЕПЛОМ.

В эти трудные времена нам нужны твердые навыки, которые помогут нам понять наши эмоции и быть в состоянии установить теплую связь с собой и с другими.

 

Я научу вас использовать IDENTIFY & MAP IT It, используя ваши личные «сочные» «горячие» и даже приятные моменты во время взаимодействия с другими.

Когда вы научитесь составлять карту и понимать свой собственный опыт, вы сможете угадывать карту других с помощью ЭМПАТИИ, помогая создать теплое сообщество.

У вас будет общий язык, чтобы говорить о трудном опыте, не прибегая к обвинениям и обвинениям или мучениям молчаливой беспомощности.

 

Глубоко укорененная в эмпатическом ненасильственном общении, она является результатом десятилетий обучения многонациональных клиентов, семей, подростковых лагерей, команд по работе с молодежью и участников семинаров тому, как познавать себя, успокаивать свои эмоциональные бури, принимать четкие решения и двигаться вперед.

Семинары IDENTIFY & Map It предлагаются онлайн для групп из 12 человек.    Перейдите на следующую вкладку, чтобы зарегистрироваться.

Заявленные результаты: от предыдущего обучения

  • Наконец-то я понял, почему я так думаю.

    • Даже мысли о картировании, когда я обижен или зол, начинают прояснять мой разум.

    • Я уже не так сильно виню других.

    • Я думал, что обращать внимание на свои мысли и чувства было эгоистично, но все эти болезненные чувства продолжали накапливаться во мне.

    • У меня наконец-то есть слова, чтобы объяснить свои чувства, убеждения и мысли другим, чтобы они могли меня понять. Я не знал, сколько МАТЕРИАЛА накопилось внутри.

    • Я могу придумать план дальнейших действий, когда составлю карту и мой разум прояснится.

    • Кричать на себя (или других) больше не является моей основной стратегией.

    • Я перестал реагировать и осуждать и начал слушать, чтобы понять.

    • Я узнаю, почему некоторые слова или действия вызывают у меня сильные эмоции.

    • Для меня было ново понять, что я могу позволить своим эмоциям выплеснуться наружу. Они не причинят мне вреда. Я могу столкнуться с ними, назвать и признать их.

    • Активно прислушиваясь к себе, я научился по-настоящему слышать других, а не затыкать их.

    • МИ научил меня, КАК работать со своими эмоциями, ДО того, как говорить

Ранее преподавал:

 

  • PD Day Lord Tweedsmuir Средняя школа

  • Старший персонал Немецко-канадского дома престарелых, Ванкувер, Британская Колумбия

  • Личная группа из 35 членов и сообщества, Ванкуверская церковь Христа

  • Сотрудники Дома воссоединения семьи Квом Квом Лелум (для воссоединения детей коренных народов с их биологическими родителями) Ванкувер, Британская Колумбия, 2020 г.

  • Сотрудники HOPEww Филиппины 2021-2022

  • Онлайн-группа из 12 человек, Северная Америка, март 2022 г.

  • 100 раз с Клиентами, давая им язык и шаблон для понимания и объяснения себя.

  • Предстоящее: 1-й тренинг для недавно сформированных защитников психического здоровья христианской церкви Метро Манила, август – ноябрь 2022 г.

Следующая 8-ЧАСОВАЯ тренировка состоит из 4-х занятий.

20, 27 апреля, 4 и 11 мая 2022 г. 11:00–13:00 по тихоокеанскому времени  

Перейдите на ВКЛАДКУ РЕГИСТРАЦИИ И ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ

Вы научитесь:

  • Понимать и быть понятым

  • Внесите ТОЧНОСТЬ, сострадание, понимание и теплоту в трудные ситуации

  • Найдите путь к МИРУ среди страданий

«Я консультант, специализирующийся на общении, отношениях и разрешении горя и потери. Обладая более чем 30-летним опытом, я увлечен тем, что помогаю людям решать их собственные проблемы.