Работа с топографической картой
Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.
Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.
К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.
Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.
Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:
– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.
– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).
– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.
Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.
1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.
2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.
Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.
Ответ: в 1 см 500 км.
Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.
Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.
Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.
Ответ: 42 градуса.
Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).
Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.
Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть.
В-третьих, задания по определению знаков плана.
Например: Определить соответствие:
Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.
Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:
1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна
27 – средняя высота деревьев,
0,35 – средняя толщина дерева,
7 – среднее расстояние между деревьями.
2. Около моста стоит знак
Д – материал постройки,
5 – высота над уровнем воды, м.
121 – длина моста, м.
6 – ширина моста, м.
15 – грузоподъемность в тоннах.
3.
Около шоссе: 9х2Ц 9 – ширина одной полосы в м. 2 – количество полос. Ц – материал покрытия (цеменобетон). А – асфальт Г – гравий |
12(17)А 12 – ширина покрытой части дороги в м.
|
4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:
где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.
Например: h – 30м. d – 600м.
=3градуса.
5. Около туннеля
8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.
Напомню правила составления плана:
1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).
2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.
3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).
4) Каждый объект имеет точечную границу.
5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.
6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).
7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.
Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).
В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.
Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды.
Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.
Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.
Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.
Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.
Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.
Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.
Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.
Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха.
Задача № 5.
Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.
И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.
Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.
Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.
Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого
3. Определите по топографической карте указанные направления и расстояния.
Топографическая карта сориентирована на север, поэтому в верху карты будет север, внизу — юг, слева — запад, справа — восток.
Для более точного определения направления используется азимут.
Азимут — это угол между направлением на север и направлением на предмет. Для определения азимута необходимо воспользоваться транспортиром. Азимут определяется по часовой стрелке: 0° (или 360°) — направление на север, 45° — на северо-восток, 90° — на восток, 135°— на юго-восток, 180° — на юг и т.д.
Рисунок 1. Стороны горизонта и определение азимута
Для определения расстояний измерьте линейкой расстояние в сантиметрах и умножьте на масштаб. Масштаб — это число, которое показывает во сколько раз уменьшено изображение.
Например, именованный масштаб карты в 1 см 100 м. Если расстояние между объектами на карте составляет 3,6 см, то 3,6 см х 100 м = 360 м. Следовательно, реальное расстояние между объектами составляет 360 м.
БИЛЕТ № 5
Основным фактором, формирующим климат Африки, является расположение бблыней части материка в жарком тепловом поясе, причём почти посередине материка Африку пересекает экватор. Поэтому Африку называют самым жарким материком Земли. В приэкваториальных районах Африки формируются экваториальные воздушные массы, для которых характерны высокие температуры и большая влажность. Потому именно в этих районах Африки выпадает наибольшее количество осадков (Дебунджи — около 10 тыс. мм в год). В тропических широтах формируются жаркие и сухие тропические воздушные массы, что объясняет образование тропических пустынь: на севере материка — Сахара и на юге — Калахари. В пригороде столицы Ливии Триполи в Эль-Азизе зафиксирована самая высокая температура воздуха в мире — + 58°С. В городе Асуан выпадает наименьшее количество осадков (всего 3 мм). На климат Африки огромное влияние оказывают пассаты — постоянные ветры, характерные для тропических и приэкваториальных широт, дующие со стороны Индийского океана. Тёплые течения (Гвинейское, Мозамбикское, мыса Игольного) вызывают выпадение на побережье большого количества осадков, в то время как холодные течения (Канарское, Бенгельское, Сомалийское) формируют на побережье береговые пустыни (например, пустыню Намиб).
Центральную часть Африки (котловину Конго) и побережье Гвинейского залива занимает экваториальный климатический пояс, для которого характерны высокие (+24°С) температуры воздуха и большое (более 2000 мм) количество осадков, равномерно- выпадающих в течение года.
Вокруг экваториального пояса примерно до 20° северной и южной широты располагается субэкваториальный климатический пояс, характеризующийся жарким воздухом (+24°С) и влажным (от 1000 мм осадков) летом и сухой зимой, что объясняется приходом летом влажных экваториальных воздушных масс, а зимой — сухих тропических воздушных масс.
В районе Северного и Южного тропиков расположены обширные территории, где в течение всего года господствуют тропические воздушные массы. Здесь находится тропический климатический пояс, для которого характерны большие суточные перепады температур, очень жаркое лето (+32°С) и прохладная (+16°С) зима,- и очень малое количество осадков в течение года (менее 100 мм).
Крайнее северное и южное побережье Африки занимает субтропический пояс, характеризующийся жарким (до +32°С) и сухим летом и прохладной (+8°С) и влажной (около 500 мм) зимой, что объясняется господством в летний период тропических, а зимой — умеренных воздушных масс.
2. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Однако проблема их сохранения в России стоит сегодня крайне остро. С чем это связано? Каковы пути решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны?
Проблема сохранения лесов в России, несмотря на их огромные размеры и возобновимость, стоит очень остро. Происходит очень большая вырубка леса и изменение видового состава лесов на Европейском Севере, деградация лесов Сибири и Дальнего Востока. Практически прекращены в России лесовосстановительные мероприятия. Нарушается природоохранное законодательство не только в районах промышленной заготовки древесины (Европейский Север, Волго-Вятский район, Урал, Сибирь, Дальний Восток), но и в районах, где лес не имеет промышленного значения, но играет важное санитарное, рекреационное, полезащитное и водоохранное значение — например, в Подмосковье, Центрально-Чернозёмном районе, Поволжье, Северном Кавказе и других регионах России.
Для решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны необходимо проводить комплекс мер по восстановлению лесов, ужесточение мер по отношению к нарушителям природоохранного законодательства.
Определение адресов и мест на карте — ArcGIS Pro
В этом разделе
- Что здесь?
- Инспектор адресов
Адреса и места можно найти на карте с помощью кнопки Что здесь? или Инспектор адресов. Что здесь? Инструмент может возвращать несколько результатов от каждого включенного в проекте локатора и отображать их во всплывающем окне. Инструмент «Инспектор адресов» использует один локатор для возврата одного адреса или места, которое находится ближе всего к местоположению, указанному на карте, и отображается во всплывающем окне.
Что здесь?
Вы можете идентифицировать адреса и местоположения на карте, используя любой из локаторов, добавленных в ваш проект с вашего активного портала, используя Что здесь? инструмент.
- Переместите или увеличьте карту до места, где вы хотите определить адрес или место, и щелкните правой кнопкой мыши место на карте. Выберите Что здесь? из появившегося контекстного меню.
Появится всплывающее окно с информацией об адресах, местах или перекрестках, ближайших к месту, которое вы щелкнули правой кнопкой мыши.
Инспектор адресов
Инструмент Инспектор адресов использует локатор для поиска адреса, ближайшего к определенному месту на карте.
Вы можете использовать Инспектор адресов, чтобы щелкнуть карту и получить адрес или географическое название этого местоположения. Этот процесс часто называют обратным геокодированием. Инструмент «Инспектор адресов» позволяет вам увидеть, какие потенциальные адреса находятся рядом с местом, которое вы щелкнули, а также местоположение адреса. Это может быть полезно при использовании локатора на основе улиц для назначения адресов домам или участкам в новом жилом комплексе. Вы можете увидеть, какие адреса доступны на улице, чтобы убедиться, что вы присвоили новый участок или адресную точку действительный номер дома. Многоцелевой локатор, состоящий из ролей PointAddress и StreetAddress, используемых в инструменте, может помочь в одновременной проверке новых адресов с улицами и существующими участками или адресными точками для большей эффективности.
Чтобы найти адрес и отобразить информацию о нем, выполните следующие действия:
- На вкладке Карта в группе Запрос щелкните раскрывающееся меню Найти.
- Щелкните Инспектор адресов.
Наложенное окно инструмента «Локатор адресов» появляется в левом верхнем углу экрана.
- В раскрывающемся меню выбора локатора выберите локатор, который вы хотите использовать для определения местоположений на карте.
- Переместите или увеличьте карту до местоположения, где вы хотите определить адрес или место.
- Щелкните любое место на карте.
Появится всплывающее окно, отображающее информацию об адресе или месте, ближайшем к месту, которое вы щелкнули. На экране также отображаются перекрестие, показывающее, где вы щелкнули, и булавка, показывающая место, где он совпал.
- Когда вы закончите проверку, щелкните Закрыть в наложенном окне Address Inspector.
При закрытии наложенного окна Инспектора адресов инструмент Исследовать повторно активируется.
Похожие темы
Отзыв по этой теме?
Сара Фелушко | О себе Определить + Карта
Вы сердитесь, оцепенели, обижены или блуждаете в тумане эмоциональной боли?
Вы жаждете мира, решения, быть понятым, ясного пути вперед, НАДЕЖДА?
ДА! СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ НАЧИНАЕТСЯ 20 АПРЕЛЯ
ОПРЕДЕЛИТЕ И СКАЖИТЕ! ваша помощь в эмоциональной борьбе; инструмент, который поможет вам понять сложный опыт с ТОЧНОСТЬЮ и ТЕПЛОМ.
В эти трудные времена нам нужны твердые навыки, которые помогут нам понять наши эмоции и быть в состоянии установить теплую связь с собой и с другими.
Я научу вас использовать IDENTIFY & MAP IT It, используя ваши личные «сочные» «горячие» и даже приятные моменты во время взаимодействия с другими.
Когда вы научитесь составлять карту и понимать свой собственный опыт, вы сможете угадывать карту других с помощью ЭМПАТИИ, помогая создать теплое сообщество.
У вас будет общий язык, чтобы говорить о трудном опыте, не прибегая к обвинениям и обвинениям или мучениям молчаливой беспомощности.
Глубоко укорененная в эмпатическом ненасильственном общении, она является результатом десятилетий обучения многонациональных клиентов, семей, подростковых лагерей, команд по работе с молодежью и участников семинаров тому, как познавать себя, успокаивать свои эмоциональные бури, принимать четкие решения и двигаться вперед.
Семинары IDENTIFY & Map It предлагаются онлайн для групп из 12 человек. Перейдите на следующую вкладку, чтобы зарегистрироваться.
Заявленные результаты: от предыдущего обучения
Наконец-то я понял, почему я так думаю.
Даже мысли о картировании, когда я обижен или зол, начинают прояснять мой разум.
Я уже не так сильно виню других.
Я думал, что обращать внимание на свои мысли и чувства было эгоистично, но все эти болезненные чувства продолжали накапливаться во мне.
У меня наконец-то есть слова, чтобы объяснить свои чувства, убеждения и мысли другим, чтобы они могли меня понять. Я не знал, сколько МАТЕРИАЛА накопилось внутри.
Я могу придумать план дальнейших действий, когда составлю карту и мой разум прояснится.
Кричать на себя (или других) больше не является моей основной стратегией.
Я перестал реагировать и осуждать и начал слушать, чтобы понять.
Я узнаю, почему некоторые слова или действия вызывают у меня сильные эмоции.
Для меня было ново понять, что я могу позволить своим эмоциям выплеснуться наружу. Они не причинят мне вреда. Я могу столкнуться с ними, назвать и признать их.
Активно прислушиваясь к себе, я научился по-настоящему слышать других, а не затыкать их.
МИ научил меня, КАК работать со своими эмоциями, ДО того, как говорить
Ранее преподавал:
PD Day Lord Tweedsmuir Средняя школа
Старший персонал Немецко-канадского дома престарелых, Ванкувер, Британская Колумбия
Личная группа из 35 членов и сообщества, Ванкуверская церковь Христа
Сотрудники Дома воссоединения семьи Квом Квом Лелум (для воссоединения детей коренных народов с их биологическими родителями) Ванкувер, Британская Колумбия, 2020 г.
Сотрудники HOPEww Филиппины 2021-2022
Онлайн-группа из 12 человек, Северная Америка, март 2022 г.
100 раз с Клиентами, давая им язык и шаблон для понимания и объяснения себя.
Предстоящее: 1-й тренинг для недавно сформированных защитников психического здоровья христианской церкви Метро Манила, август – ноябрь 2022 г.
Следующая 8-ЧАСОВАЯ тренировка состоит из 4-х занятий.
20, 27 апреля, 4 и 11 мая 2022 г. 11:00–13:00 по тихоокеанскому времени
Перейдите на ВКЛАДКУ РЕГИСТРАЦИИ И ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ
Вы научитесь:
Понимать и быть понятым
Внесите ТОЧНОСТЬ, сострадание, понимание и теплоту в трудные ситуации
Найдите путь к МИРУ среди страданий
«Я консультант, специализирующийся на общении, отношениях и разрешении горя и потери. Обладая более чем 30-летним опытом, я увлечен тем, что помогаю людям решать их собственные проблемы.
Leave A Comment