Полюдье — это… Что такое Полюдье?

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.

Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию

[1]

Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать

[2]

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

[3]

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся[4]

Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.

В походах 882—943 годов силы северных племенных союзов регулярно упоминаются летописью, силы южных — в случайном сочетании. Уже в 941 году, во время первого похода Игоря на Константинополь, летопись не расшифровывает племенной состав его войск, как не делает это и после налоговой реформы княгини Ольги, по приказу которой северные владения Руси были охвачены системой погостов, в которых сбор дани производили княжеские чиновники — тиуны. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).

О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год

[5]

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (

poluta, polutaswarf).

Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности[6].

Примечания

Источники

  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. — М., РОССПЭН, 2009. — 791 с.
  • Рыбаков Б. А. Рождение Руси
ПОЛЮДЬЕ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ПОЛЮДЬЕ — у восточных сла­вян, а за­тем в Древнерусском го­су­дар­ст­ве объ­езд князь­я­ми под­чи­нён­ной тер­ри­то­рии со взи­ма­ни­ем различных по­бо­ров с на­се­ле­ния; в XII — начале XVI веков оп­ре­де­лён­ный на­лог с на­се­ле­ния в русских зем­лях и кня­же­ст­вах, Русском государстве.

О полюдье со­об­ща­ет­ся в рас­ска­зах арабских гео­гра­фов X-XI веков, ис­поль­зо­вавших ин­фор­ма­цию, вос­хо­див­шую ко 2-й половине IX века. Под­роб­но полюдье опи­са­но в главе 9 трак­та­та «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» (середина X века) ви­зантийского императора Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го. Им­пе­ра­тор упот­реб­ля­ет славянский тер­мин в греческой транс­крип­ции (pol9udia), пе­ре­во­дит сло­во как «кру­же­ние». Со­глас­но его рас­ска­зу, суть полюдья со­стоя­ла в том, что «ар­хон­ты» (кня­зья) и «все ро­сы» (во­ен­но-дру­жин­ная вер­хуш­ка Древнерусского государства) объ­ез­жа­ли зем­ли под­чи­нён­ных Кие­ву восточно-славянских сою­зов пле­мён и «кор­ми­лись» (то есть, оче­вид­но, со­би­ра­ли и по­треб­ля­ли про­до­воль­ст­вие) там с но­яб­ря до ап­ре­ля. Фак­ти­че­ски о полюдье (хо­тя без упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на) го­во­рит­ся в ле­то­пис­ном рас­ска­зе о ги­бе­ли в зем­ле древ­лян ки­ев­ско­го князя Иго­ря (по ус­лов­ной хро­но­ло­гии «По­вес­ти вре­мен­ных лет» со­бы­тие от­не­се­но к 945 году, од­на­ко сам рас­сказ был на­пи­сан не ра­нее начала XI века). Из рас­ска­за сле­ду­ет, что в полюдье «дру­жи­на» со­би­ра­ла не толь­ко про­дук­ты для про­пи­та­ния, но и дань (на­лог по оп­ре­де­лён­ной став­ке) с под­чи­нён­но­го на­се­ле­ния. Упо­ми­на­ния полюдья в ис­точ­ни­ках XII века по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что во вре­мя этих объ­ез­дов кня­зья ре­ша­ли так­же су­деб­ные, административные и хо­зяйственные во­про­сы.

Ве­ро­ят­но, уже в X веке и сбо­ры, и про­це­ду­ра их взи­ма­ния (мар­шру­ты объ­ез­да, мес­та ос­та­нов­ки и тому подобное) на­ча­ли рег­ла­мен­ти­ро­вать­ся, а кня­зья мог­ли пе­ре­да­вать пра­во на эти сбо­ры сво­им чи­нов­ни­кам и аген­там на мес­тах. Эта прак­ти­ка при­ве­ла к то­му, что полюдье пре­вра­ти­лось в на­лог. В та­ком зна­че­нии полюдье в ис­точ­ни­ках XII — начала XVI веков на­зы­ва­ет­ся так­же «дар» или «да­ров­ное». Этот на­лог вос­хо­дил к ис­кон­но­му пра­ву кня­зя на на­ту­раль­ные сбо­ры с на­се­ле­ния, но в XII-XVI века со­би­рал­ся не­ред­ко в ком­му­ти­ро­ван­ной фор­ме (ме­ха­ми или день­га­ми). Упо­ми­на­ния о полюдье име­ют­ся в ис­точ­ни­ках, от­ра­жаю­щих ис­то­рию прак­ти­че­ски всех русских зе­мель и кня­жеств, в том числе Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки.

Близ­кие ана­ло­гии полюдья об­на­ру­жи­ва­ют­ся в со­сед­них ре­гио­нах: например, поль­ский стан (stan) и скандинавская вейц­ла (veizla). Рас­про­стра­не­ны так­же пред­став­ле­ния о полюдье как о все­мир­но-ис­то­рическом яв­ле­нии (Ю.М. Ко­би­ща­нов и другие).

Исторические ис­точники:

Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей: Текст, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий. 2-е изд. М., 1991;

Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 1997. Т. 1;

Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков: Хре­сто­ма­тия. М., 2009. Т. 3: Вос­точ­ные ис­точ­ни­ки.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

ПОЛЮДЬЕ — Советская историческая энциклопедия

(«хождение по людям») — объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже — сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно осенью или зимой, по окончании сбора урожая. При этом размер дани, видимо, не был определен, что вело к злоупотреблениям. После убийства во время П. кн. Игоря (945) на терр., прочно вошедших в состав Древнерус. гос-ва, П. было отменено. По документам 12 в. в Новгородской и Смоленской землях П. — фиксированная ден. повинность, сбор к-рой производили князья, а иногда он передавался феодалам. В Вел. княжестве Литовском в 15-16 вв. П. наз. подношения населения наместнику при объезде им волости.

Лит.: Юшков С. В., Общественно-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Любавский М. К., Областное деление и местное управление Литовско-Рус. гос-ва, «ЧОИДР», 1892, кн. 3-4.

=====

Б. Н. Флоря. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПОЛЮДЬЕ — ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность. Большой энциклопедический словарь
  2. полюдье — ПОЛЮДЬЕ ср. стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, стар. собираемая объездом с народа. Толковый словарь Даля
  3. полюдье — сущ., кол-во синонимов: 2 дань 12 объезд 8 Словарь синонимов русского языка
  4. Полюдье — Ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10—13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10—11 вв. Большая советская энциклопедия
  5. полюдье — полюдье ср. Сбор дани с княжеских подвластных земель (на Руси IX — XIII вв.). Толковый словарь Ефремовой
  6. полюдье — По/лю́дь/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  7. полюдье — орф. полюдье, -я Орфографический словарь Лопатина
  8. полюдье — -я, ср. ист. Ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10—13 вв. с целью кормления (во 2 знач.) и сбора податей. Малый академический словарь
  9. Полюдье — (стар.) — временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. полюдье — Полюдье, полюдья, полюдья, полюдий, полюдью, полюдьям, полюдье, полюдья, полюдьем, полюдьями, полюдье, полюдьях Грамматический словарь Зализняка
  11. полюдье — В древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения (людей) для сбора дани; затем — сама дань неопределенного размера. в новгородской и смоленской землях в XIt в. название фиксированной денежной повинности. Большой юридический словарь

Значение слова ПОЛЮДЬЕ. Что такое ПОЛЮДЬЕ?

  • ПОЛЮ́ДЬЕ, -я, ср. Ист. Ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10—13 вв. с целью кормления (во 2 знач.) и сбора податей. Набат поднял воинов, но их было мало: дружина была в разъезде по волостям и на полюдье. С. Бородин, Дмитрий Донской.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации сбора дани.

Источник: Википедия

  • полю́дье

    1. истор. сбор дани в результате ежегодного объезда князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани (в Древней Руси)

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: опросный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

ПОЛЮДЬЕ — это… Что такое ПОЛЮДЬЕ?

  • ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… …   Толковый словарь Даля

  • полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( …   Словарь синонимов

  • ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… …   Юридическая энциклопедия

  • Полюдье — «Собирают дань». Рерих Н. К. 1908г. Полюдье  способ сбора дани с восточнославянских …   Википедия

  • полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… …   Энциклопедический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… …   Русская история

  • Полюдье —         ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… …   Большая советская энциклопедия

  • Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… …   Советская историческая энциклопедия

  • Полюдье — Википедия. Что такое Полюдье

    Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации сбора дани.

    История

    Полюдье — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Продолжалось с ноября по апрель.

    Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

    Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию[1].

    Однако арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

    Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать[2].

    Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

    поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу![3]

    Также известно о силах участников полюдья:

    Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся[4].

    При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.

    В 945 году, когда полюдье возглавлял великий князь Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани. После подавления древлянского восстания княгиня Ольга проводит налоговую реформу, главными пунктами которой были нормализация сбора дани (уроки), который осуществлялся уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах — погостах[5]. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).

    О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:

    Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год[6].

    Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

    Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.

    На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске — даже в XIX в.).

    Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных социально-политических системах Евразии и Африки (вождествах)[7]. Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf). Аналог русского полюдья — древненорвежская вейцла (veizla), буквально — «пир», «угощение»[8][9], позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.

    Примечания

    Литература

    • Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
    • Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. — 1263 г.. — Москва: АСТ, 2005. — 190 с. — ISBN 5-17-028246-X.
    • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. — М., РОССПЭН, 2009. — 791 с.

    Ссылки

    Полюдье — Википедия. Что такое Полюдье

    Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации сбора дани.

    История

    Полюдье — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Продолжалось с ноября по апрель.

    Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

    Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию[1].

    Однако арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

    Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать[2].

    Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

    поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу![3]

    Также известно о силах участников полюдья:[4]

    Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся.

    При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.

    В 945 году, когда полюдье возглавлял великий князь Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани. После подавления древлянского восстания княгиня Ольга проводит налоговую реформу, главными пунктами которой были нормализация сбора дани (уроки), который осуществлялся уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах — погостах[5]. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).

    О полюдье у славян также свидетельствует Ибн Русте:[6]

    Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год.

    Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

    Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.

    На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске — даже в XIX в.).

    Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных и раннегосударственных социально-политических системах Евразии и Африки (вождествах)[7]. Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf). Аналог русского полюдья — древненорвежская вейцла (veizla), буквально — «пир», «угощение»[8][9], позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.

    Примечания

    1. ↑ Константин Багрянородный. Об управлении империей. — М.: Наука, 1991. — (Древнейшие источники по истории народов СССР).
    2. ↑ Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам, а именно — к Александрийскому и прочая (пер. П. В. Кузенков) // Альфа и Омега. Учёные записки Общества для распространения Священного Писания в России. — 1999. — № 3(21). — С. 85—102
    3. ↑ Гардизи Краса повествований // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой, А. В. Подосинова. Том III. Восточные источники. Сост. части I — Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова; части II — В. Я. Петрухин. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. — С. 59. ISBN 978-5-91244-006-9
    4. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Кн. 1. — М., 1959. — С. 156-157.
    5. ↑ Ибн Руста. Об обычаях и образе жизни славян // Хрестоматия по истории СССР. Т. I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. — М., 1951. — С. 41-42.
    6. ↑ Кобищанов Ю. М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории, М., 1995.
    7. ↑ Гуревич А. Я. «Круг Земной» и история Норвегии // Снорри Стурлусон. Круг Земной. / Подг. изд. А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука, 1980.
    8. Егоров В. У истоков Руси: меж варягом и греком. — Litres, 2017-09-05. — 350 с. — ISBN 9785457521186.

    Литература

    Полюдей в Древней Руси является своего рода налогом

    Каждый, кто изучает историю восточных славян, сталкивается с термином «полюда». Что это? И как мы можем охарактеризовать этот процесс? Читайте об этом в нашей статье.

    Признаки ранней государственности

    Как вы думаете, полюдье в Древней Руси — это что? Мы начнем заниматься этим вопросом вместе. В восьмом веке на земле, занятой племенами восточных славян, уже сложились сильные племенные союзы.Они давно соперничали друг с другом за превосходство. Как показала история, союз полян оказал серьезное влияние на другие племена. За эти годы они покорили большинство славян.

    Таким образом, мы можем наблюдать появление первых признаков зарождающегося состояния:

    • одного лидера;
    • суд;
    • закон;
    • армии;
    • система сбора налогов.

    И мы с тобой продолжим объяснять, что такое определение полиуд. Это один из способов сбора налогов с племен в казну великого князя.Такая система распространялась на все европейские государства на момент их создания, но из-за национальных интересов она имела разные названия. Однако суть их осталась прежней — пополнение сокровищницы князя. Теперь вы знаете значение слова «полиуде».

    Система налогов русских (восточных) славян

    Как вы уже догадались, налоги собирали в России. В принципе, сборы, которые выражались в обязательных сборах, были частью структуры государственного устройства.Ввиду того, что принц собирал золото у людей, перед ним были определенные обязательства. Одним из них было то, что он должен был обеспечить мирную жизнь и мир своим подданным. Другими словами, он должен был защищать свои племена от иностранных захватчиков. На покровительство каждого русича нужны были средства.

    Следовательно, для славянских полюдий в Древней Руси — это налог или налог? Современный аналог Полюдже — подоходный налог. Их разница только в объеме и ресурсах. Например, однажды на полянах отбили несколько славянских племен от хазар.За это они наложили свои взносы от своего имени. Однако эти обвинения отличались человечеством. Теперь славяне могли платить пошлину не только за золото, но и за еду и самые разнообразные ремесленные изделия. Вот еще одно определение polyude.

    Скрытая опасность

    Время есть. Крестьяне выращивают урожай и собирают урожай. Ремесленники производят различные изделия. Племена торгуют между собой. Охранники охраняют границы. Великий князь издает законы. Налоги собираются, казначейство пополняется, государство укрепляется.Тем не менее, полидианская система далека от совершенства, но она использовалась в течение длительного времени.

    В осенний период князь вместе со своей свитой начал собирать дань. Полюдье в Древней Руси — это буквально означает ходить вокруг людей, то есть ходить по дворам и собирать налоги. Принц ушел, пока не ушел все свое имущество. Это было еще одно значение слова «полиуда».

    Люди, в дополнение к этой дани, заплатили еще немного денег, чтобы принц мог сохранить отряд.Несправедливость царила везде, но все потому, что не было определенной суммы налога.

    Разгорелась жадность Игоря

    Как оказалось, полюдья в Древней Руси — не только налог, но и причина гибели одного из князей. В одной из этих кампаний князь Игорь разделил полядье древлян со своим отрядом и обнаружил, что налог был неадекватным. Вместе они решили, что необходимо снова брать с них плату. Отряд снова вторгся на территорию древлян и потребовал выкуп! Естественно, древляне были возмущены.Результатом повторного отбора стало убийство отряда и самого принца.

    Смерть принца грозила распадом государства. Но его мудрая и дальновидная жена — княгиня Ольга — быстро поняла, что это серьезная причина для изменения системы налогообложения. Поэтому она решила установить точную сумму для платежей. Ольга быстро и решительно успокоила взволнованные племена, а также восстановила единство племен на Руси.

    Реформа принцесс

    Итак, как уже упоминалось выше, Ольга начала реформировать систему сбора налогов.Первое, что она сделала, это установила точную сумму. Как показала практика, эта мера позволила избежать злоупотреблений, и процесс взимания налога стал законным. Вдова также понимала, что прогулки вокруг людей представляют опасность для будущего великого князя, поэтому другой указ утвердил решение о том, что ресурсы будут переданы в определенное место, указанное в столице. Так возник феномен погоста в России. Оттуда собранные средства перешли в руки представителей княжеской власти.Княгиня Ольга не только упростила систему налогообложения, но и сделала ее безопасной для коллекционеров.

    Таким образом, реформы принцессы еще больше укрепили и сплотили государство и племена между собой, и споры и распри о несправедливости стали уходить в прошлое.

    Иными словами, Полюдье — это сбор налогов в период Древней Руси. Мы видим, как реформы княгини Ольги были введены вовремя. Эти меры не позволили молодому государству распасться на отдельные враждующие племена.

    р>.

    Полиархия | политология | Britannica

    Polyarchy , концепция, придуманная американским политологом Робертом Далем для обозначения приобретения демократических институтов в рамках политической системы, которая ведет к участию множества действующих лиц. Полиархия, что означает «править многими», описывает процесс демократизации в отличие от самой демократии.

    Центральным элементом любого определения демократии является избирательное представительство посредством свободных выборов и представительного правительства.Концепция полиархии — это попытка Даля разработать эмпирическое определение демократизации, а также разработать набор нормативных критериев для принятия решения о том, можно ли считать политическую систему демократией. Полиархия, представленная Далем, должна пониматься как процесс, посредством которого развивается набор институтов, близких к тому, что можно назвать идеальным типом демократии. Следовательно, общественная власть имеет важное значение, а власть эффективно контролируется общественными организациями и гражданскими ассоциациями (e.г., групп интересов и политических партий). Следовательно, по мнению Даля, степень, в которой эти общественные субъекты могут действовать и действует автономно, а также независимо от государства, повысит демократическое качество государства.

    Центральным элементом адекватного функционирования полиархии является не только существование и функционирование институтов, но также существование общественных групп и достаточное пространство для их маневрирования и организации. Институционализация демократического процесса подотчетного правительства является предпосылкой для полиархии, хотя создание режима как полноценной демократии — нет.Согласно Далу, необходимо:

    • . Всеобщее избирательное право и право баллотироваться на государственные должности.

    • . Свободные и честные выборы для всех взрослых

    • . Наличие и соблюдение права на свободу слова и защиту. осуществлять его

    • Наличие и свободный доступ к альтернативной информации (не контролируемой правительством)
    • Неоспоримое право создавать и вступать в относительно автономные организации, в частности, политические партии (и, что особенно важно, оппозиционные партии)
    • Ответственность правительства (и партий) перед избирателями

    • Подотчетность правительства (и партий) в отношении результатов выборов и правительства.

    Этот набор институтов, взятых вместе, отличает полиархию от других режимов. Появление этих институтов можно рассматривать как процесс к демократизации. Постоянное существование и соблюдение всего комплекса является отличительной чертой установленной демократии.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Концепция полиархии Даля является не только плодотворным вкладом в демократическую теорию, но и мощным стимулом для эмпирического анализа.Полиархия стала одним из наиболее широко используемых понятий в политической науке, потому что она сочетает в себе предписывающие качества — укрепление демократии как идеального правительства — с эмпирическими вариантами. Оба аспекта позволяют анализировать существующие демократии и вопрос о том, как их можно развивать дальше.

    5. Исторические проблемы — Общественно-историческая инициатива

    Анализ проблем и деятельность по принятию решений ставят студентов прямо в центр исторических дилемм и проблем, с которыми они сталкивались в критические моменты прошлого и настоящего. Вступая в такие моменты, сталкиваясь с проблемами или проблемами времени, анализируя альтернативы, доступные тем, кто находится на месте, оценивая последствия, которые могли последовать за теми вариантами действий, которые не были выбраны, и сравнивая с последствиями тех, которые были приняты являются действиями, которые способствуют глубокому личному участию студентов в этих мероприятиях.

    При правильном выборе эти действия также способствуют развитию жизненно важных для демократического населения способностей: способности выявлять и определять вопросы государственной политики и этические дилеммы; проанализировать круг интересов и ценностей, которыми обладают многие люди, оказавшиеся в ситуации и затронутые ее последствиями; найти и систематизировать данные, необходимые для оценки последствий альтернативных подходов к решению дилеммы; оценить этические последствия, а также сравнительные затраты и выгоды каждого подхода; и оценить конкретный курс действий в свете всего вышеперечисленного и, в случае анализа исторических проблем, в свете также его долгосрочных последствий, выявленных в историческом отчете.

    Поскольку важные исторические проблемы часто обременены ценностями, они также открывают возможности для рассмотрения моральных убеждений, способствующих социальным действиям. Например, с какими моральными и политическими дилеммами столкнулся Линкольн, когда в своей Прокламации об эмансипации он решил освободить только тех рабов, которые стоят за линиями Конфедерации? Учителя не должны использовать исторические события, чтобы забить свой любимый моральный урок. Смысл в том, что учителя не должны использовать критические события для того, чтобы забить конкретный «моральный урок» или этическое учение.Многие студенты не только отвергнут этот подход; в нем также не учитываются процессы, посредством которых учащиеся приобретают сложные навыки принципиального мышления и морального мышления.

    Когда студентам предлагается морально судить о поведении исторических актеров, их следует побуждать разъяснять ценности, которые определяют суждение. В некоторых случаях это будет легкой задачей. Студенты, оценивающие Холокост или рабство как зло, вероятно, смогут сформулировать основу своего суждения.В других случаях попытка студента выработать моральное суждение может привести к тому, что здоровый ученик будет прояснять ценности, а в некоторых случаях может заставить его или ее осознать исторически обусловленную природу конкретной моральной ценности, на которую он или она ссылаются. ,

    Особенно сложными являются многочисленные социальные проблемы в истории Соединенных Штатов, в которых проявляются многочисленные интересы и разные ценности. Вопросы гражданских прав или равных образовательных возможностей, права на выбор иправо на жизнь и уголовное правосудие выдвинули такие конфликты на первый план. Когда эти конфликты не были разрешены в рамках социальных и политических институтов нации, они регулярно попадают в судебную систему, часто обращаясь в Верховный суд для разрешения.

    По мере приближения курса истории к нынешней эпохе такие запросы приобретают особую актуальность, сталкивая студентов с проблемами, которые находят отклик в сегодняшних заголовках, и приглашают их принять участие в оживленных дискуссиях, симуляциях и семинарах-практикумах, где они могут противостоять альтернативным рекомендациям по политике, судья их этические последствия, ставят под сомнение оценки друг друга и приобретают дополнительные навыки публичного представления и защиты позиций.В этом анализе учителя несут особую ответственность за оказание помощи учащимся в различении (1) релевантных исторических предков и (2) тех, которые явно неуместны и неактуальны. Студенты должны научиться использовать свои знания истории (или прошлого), чтобы обеспечить надежный исторический анализ для принятия обоснованных решений.

    ИСТОРИЧЕСКИЙ МЫШЛЕННЫЙ СТАНДАРТ 5

    Студент занимается историческими проблемами-анализом и принятием решений:

    Таким образом, студент может

    • Определите проблемы и проблемы в прошлом и проанализируйте интересы, ценности, перспективы и точки зрения тех, кто вовлечен в ситуацию.
    • Маршал свидетельствует о предшествующих обстоятельствах и текущих факторах, влияющих на современные проблемы и альтернативные направления действий.
    • Определите соответствующие исторические предшественники и отличите их от тех, которые неуместны и не имеют отношения к современным проблемам.
    • Оцените альтернативные варианты действий , учитывая имеющуюся на тот момент информацию с точки зрения этических соображений, интересов тех, кого затрагивает решение, и долгосрочных и краткосрочных последствий каждого из них.
    • Сформулируйте позицию или план действий по проблеме , определив природу проблемы, проанализировав основные факторы, способствующие возникновению проблемы, и выбрав вероятное решение из выбора тщательно оцененных вариантов.
    • Оценить выполнение решения путем анализа интересов, которым оно служило; оценка позиции, мощи и приоритета каждого вовлеченного игрока; оценка этических аспектов решения; и оценки его затрат и выгод с разных точек зрения.
    ,

    феодализма | Определение и история

    Происхождение идеи

    Термины феодализм и феодальная система обычно применялись к раннему и центральному средневековью — периоду с 5-го века, когда исчезла центральная политическая власть в Западной империи, до 12-го века, когда королевства стали возникать как эффективные централизованные органы управления. В течение относительно короткого периода, с середины 8-го до начала 9-го века, правители Каролингов, особенно Пиппин (правил в 751–768) и Карл Великий (правил в 768 / 771–814), добились значительных успехов в создании и поддержании относительно единой империя.Однако до и после этого политические единицы были раздроблены, а политическая власть рассеяна. Более могущественные из поздних каролингов пытались регулировать местных магнатов и привлекать их к себе на службу, но власть местных элит никогда не была уничтожена. В отсутствие сильных королей и императоров местные лорды расширили подчиненную им территорию и усилили свой контроль над живущими там людьми. Во многих областях термин feudum , а также термины beneficium и casamentum стали использоваться для описания формы владения имуществом.Владения, которые эти термины обозначают, часто считаются по существу зависимыми владениями, в отношении которых права их владельцев были заметно ограничены. Однако, поскольку эти слова использовались в документах того периода, характеристики хозяйств, к которым они были применены, трудно отличить от характеристик владений, обозначаемых такими словами, как аллодий , который обычно переводился как «собственность в собственность». »

    Феоды еще существовали в 17 веке, когда была разработана феодальная модель — или, как ее называют современные историки, феодальная конструкция.В то время феодальная собственность была частью имущества, обычно земли, которая удерживалась в обмен на службу, которая могла включать военные обязанности. Держатель феодалов поклялся в верности человеку, от которого был удержан феодал (лорд, dominus или сеньор ), и стал его (или ее) человеком. Церемония принятия присяги была названа данью уважения (с латыни homo ; «человек»). Эти учреждения сохранились в Англии до тех пор, пока они не были отменены парламентом в 1645 году, а после реставрации — Карлом II в 1660 году.До их уничтожения Национальным собранием между 1789 и 1793 годами они имели большое значение во Франции, где их использовали для создания и укрепления семейных и социальных связей. Их всепроникающая способность заставила учеников прошлого стремиться понять, как они возникли. Сходство терминологии и практики можно найти в документах, сохранившихся со времен Средневековья, особенно в Libri feudorum («Книга феодалов») года, итальянском сборнике обычаев, касающихся владения недвижимостью, который был создан в 12 веке и включен в римское право. Позволил историкам и юристам искать истоки современных феодальных институтов в средние века.

    Карл II, деталь картины сэра Питера Лели, в. 1675; в коллекции герцога Графтона. Предоставлено герцогом Графтоном и Королевской академией художеств

    Как было определено учеными в 17 веке, средневековая «феодальная система» характеризовалась отсутствием государственной власти и выполнением местными лордами административных и судебных функций, ранее (и позже) выполняемых централизованными правительствами; общее расстройство и эндемический конфликт; и преобладание связей между лордами и свободными иждивенцами (вассалами), которые были подделаны даром лордов собственности, называемой «феодами», и их получением уважения от вассалов.Эти облигации повлекли за собой оказание услуг вассалами своим лордам (военные обязательства, адвокат, финансовая поддержка) и обязанность лордов защищать и уважать своих вассалов. Эти характеристики были частично выведены из средневековых документов и хроник, но они были истолкованы в свете практики и семантики 17-го века. Изученные юридические комментарии к законам, регулирующим собственность под названием «феодальные владения», также повлияли на интерпретацию источников. Эти комментарии, выпущенные с 13-го века, были сосредоточены на теории права и правилах, вытекающих из реальных споров и гипотетических дел.Они не включали (и не должны были предоставить) беспристрастный анализ исторического развития. Юридические комментаторы в 16-м веке подготовили путь для разработки феодальной конструкции, сформулировав идею, свободно полученную из Libri feudorum , единого феодального закона, который, как они представили, распространялся по всей Европе в раннем средневековье. ,

    Крестьяне за работой перед городскими воротами. Миниатюрная картина из Breviarium Grimani , c. конец 15 века. История Коллекция / Alamy Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Термины феодализм и феодальная система позволили историкам кратко разобраться с долгим периодом европейской истории, чьи сложности были — и остаются — запутанными. Римская империя и достижения различных императоров дали ключ к пониманию истории Рима, а возрождение государств и сильных правителей в 12-м веке вновь предоставило управляемые фокусы для исторического повествования, особенно потому, что средневековые государства и правительственные практики могут быть представлены как предшественники современных наций и институтов.Феодальная конструкция аккуратно заполнила пропасть между 5 и 12 веками. Хотя Карл Великий может показаться аномалией в этой эволюции, он был представлен как «сеющий семена», из которого возник феодализм. Различные римские, варварские и каролинговские институты считались предшественниками феодальных обычаев: римское господство и клиентура, варварские вожди и банды, предоставление земель солдатам и должностным лицам, а также клятвы верности и верности. В 17 веке, как и позже, высшая точка феодализма была расположена в 11 веке.Более поздние правители, которые приняли и приспособили феодальные институты для увеличения своей власти, были названы «феодальными», а их правительства — «феодальными монархиями». Несмотря на выживание институтов и методов, связанных со средневековой феодальной системой в 17-м веке, историки того времени представили средневековый феодализм и феодальную систему как снижающуюся важность в 14-м и 15-м веках. Позднее этот период был назван эпохой «ублюдочного феодализма» из-за использования зарплат и письменных договоров между лордами и иждивенцами.

    Те, кто сформулировал концепцию феодализма, были затронуты поиском простоты и порядка во вселенной, связанными с работой Николая Коперника (1473–1543) и особенно Исаака Ньютона (1642–1727). Историки и философы были убеждены, что, если вселенная функционирует систематически, то же самое должны делать и общества. В 16 веке некоторые исследователи закона и обычаев феодала объявили, что феодальные институты были универсальными, и утверждали, что феодальные системы существовали в Риме, Персии и Иудее.Философ Джамбаттиста Вико (1668–1744) считал феод одним из вечных институтов человечества. Занимая аналогичную позицию, Вольтер (1694–1778) оспаривал суждение Монтескье (1689–1755) о том, что появление феодальных законов было уникальным историческим событием. Философские историки Шотландии 18-го века искали феодализм за пределами Западной Европы, и они расширили область значимости конструкции, чтобы охватить как крестьян, так и лордов. Адам Смит (1723–90) представил феодальное правительство как стадию общественного развития, характеризующуюся отсутствием торговли и использованием полусвободного труда для возделывания земли.Ученик Смита Джон Миллар (1735–1801) нашел «очертания феодальной политики» в Азии и Африке. Общепризнанная связь между феодальной конструкцией и невежеством и варварством способствовала распространению его на регионы, которые европейцы едва знали и которые они считали отсталыми и примитивными.

    Следуя прецеденту Миллара, некоторые более поздние историки продолжали искать феодальные институты во времена и за пределами средневековой Европы, особенно в Японии. Эти усилия, как и ожидалось, привели к неправильным представлениям и недопониманию.Историки, использующие феодальную модель в сравнительных целях, подчеркивали те характеристики, которые напоминают или кажутся похожими на западные феодальные практики, и пренебрегали другими, несходными аспектами, некоторые из которых имели уникальное значение для формирования эволюции рассматриваемых областей. Для жителей Запада использование феодальной модели неизбежно создавало обманчивое чувство знакомства с обществами, которые отличаются от их собственных.

    Leave A Comment