ЕГЭ по обществознанию: как приводить примеры в заданиях 19 и 25, чтобы не снизили оценку
Майские праздники в разгаре, но это не повод расслабляться: до ЕГЭ осталось меньше месяца. Наш блогер, репетитор по обществознанию Юлия Клочкова, продолжает помогать выпускникам и рассказывает, как правильно приводить примеры в заданиях 19 и 25 и за что могут снизить баллы.
ЕГЭ по обществознанию все ближе, времени все меньше, а вопросов все больше. Один из самых популярных вопросов, который мне задают школьники, — как писать примеры. Можно ли брать примеры из реальной российской или зарубежной действительности? Как писать примеры в связи с современными реалиями? Не снизят ли мне балл, если я напишу что-то, что будет расходиться с точкой зрения эксперта или все же лучше придумать примеры, смоделировать ситуацию? Итак, отвечаю: в ЕГЭ по обществознанию примеры надо привести в двух заданиях: 19 и 25. Вам важно проиллюстрировать теоретические положения.
Например, задание 19 — задание по тексту: «Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему».
Или, например, задание 25: «Какими способами (методами) можно реализовать самоконтроль? (Назовите любые три способа (метода). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)».
В критериях оценивая данного задания главное требование — развернутый ответ. Степень конкретизации примера должна быть максимальной, поскольку пример — это иллюстрация, то есть должен быть субъект, объект, действия. У проверяющего, который будет читать ваш текста, должна сложиться картинка, максимально полно передающая представление о том или ином явлении.
У вас спрашивают: «Назовите и проиллюстрируйте примерами три канала социальной мобильности». Выпускник дает такой ответ:
- Получение образования: позволяет человеку перейти в новый класс;
- Армия: повышение в должности;
- Брак: девушка выходит замуж за олигарха.
В этом ответе примеры сформулированы не конкретно, абсолютно непонятно, в чем заключается изменение положения индивида в обществе, вызванное перемещением. Корректно было бы написать, например, «Анна из небогатой провинциальной семьи вышла замуж за директора крупной нефтяной компании».
Примерами могут быть как реальные факты общественной жизни, истории, личного опыта выпускника, так и модели социальных ситуаций. Обращайте внимание на требования: если в задании просят привести пример, опираясь на реальные факты российской действительности, вы должны привести примеры конкретных событий, происходящих в нашей стране.
Например задание 25: «Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса/Проиллюстрируйте каждый из них на примере Российской Федерации». Каждый пример должен быть сформулирован развернуто и содержать указание на результат политического процесса.
Если подобного указания нет, достаточно привести в качестве примера смоделированную ситуацию: например, гражданин А, государство Z, фирма X. Если вы используете реальные факты, вы должны быть уверены в их достоверности, а главное, это не должны быть эмоциональные утверждения, сплетни или слухи. Это относится не только к материалам СМИ, но также и к историческим фактам.
Задание 20 и 25 также требуют обоснованности и аргументации утверждений, поэтому внимательно подходите к этим заданиям — вы должны правильно устанавливать причинно-следственные связи, мыслить критически, сопоставлять факты и понимать, что по первой ссылке в интернете вы не всегда сможете найти достоверную информацию.
Например, задание 20 — задание по тексту: «Объясните мысль автора о том, что в недемократическом обществе право становится ущербным, превращаясь в „видимость права“. Приведите один аргумент в поддержку, а один аргумент в опровержение этого мнения».
В задании 25 просят: «Обоснуйте необходимость идеологического многообразия в демократическом обществе. Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)».
Если вы будете тщательно подходить к отбору фактов, конечно, никто не снизит вам балл. Опирайтесь на теоретические положения, внимательно смотрите новости, больше читайте, развивайте критическое мышление — это основа для получения высокого балла.
(примеры заданий — цитаты по сборникам О. А. Котова, Т. Е. Лискова «ЕГЭ: Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов»)
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Екатерина II Алексеевна. Интересные факты биографии
Екатерина Алексеевна, супруга императора Петра Фёдоровича взошла на престол в результате государственного переворота. 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей Екатериной II.
О подготовленности переворота и прихода к власти, безусловно, говорит тот факт, она вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу. С одной стороны она декларировала идеи Просвещения и, с другой, учитывала особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления программы были постепенность и учёт общественных настроений. Через несколько дней её муж был убит. Коронация состоялась в сентябре 1762 года в Москве.
Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года
Екатерина II Алексеевна, урождённая Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Получила домашнее образование. В 1744 году Софья Августа приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны.
Преобразования первых лет
В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената, сделавшую работу этого учреждения более эффективной — Сенат был разделён на шесть департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Главой Сената был генерал-прокурор.
Создана Тайная экспедиция при Сенате. Создана без громкого официального указа. Экспедиция, по сути, заменила уничтоженную Петром III Тайную канцелярию. Придя к власти, Екатерина быстро осознала необходимость Тайной экспедиции. Цели созданного, а точнее, обновленного органа сводились к сбору сведений «о всех преступлениях противу правления», аресту злоумышленников и ведению расследований. Этот орган стал главным центром политического сыска Российской империи на долгие годы вперед. Официальным главой Тайной экспедиции вначале был генерал-прокурор Сената Александр Иванович Глебов, а затем его князь Александр Алексеевич Вяземский. Однако, фактическим руководителем политической полиции был Степан Иванович Шешковский, по прозвищу “кнутобойца”. Он действовал под непосредственным контролем Екатерины II.
Она провела секуляризацию церковных земель, которую подготовил её бывший супруг. Секуляризация, то есть, освобождения всех сфер общественной жизни из-под влияния религии и церкви значительно пополнила государственную казну.
Было ликвидировано гетманство на Украине, что соответствовало представлениям Екатерины о необходимости унификации управления на всей территории империи. Указ об упразднении гетманства в Малороссии был вызван тем, что Кирилл Григорьевич Разумовский попытался сделать это звание наследственным.
Учрежден Главный кригс-комиссариат. Он создан для обеспечения армии вещевым и денежным довольствием. Главному кригс-комиссариату подчинялись “магазины мундирных и аммуничных вещей”.
Учреждена Медицинская коллегия, высший орган государственного управления медицинским делом в России. Она была учреждена взамен упраздненной Медицинской канцелярии. Медицинская коллегия включала два департамента: докторского и лекарского искусства и экономических дел. Коллегия обладала всеми правами прочих сенатских коллегий. Согласно указу Коллегии присваивалась “власть делать распорядки, касающиеся до врачевания во всей империи и до распространения науки медицинской, хирургии и всех частей, к тому принадлежащих”.
Медицинская коллегия была призвана заботиться о городских аптеках и врачах, помогать им в предотвращении и профилактике эпидемий.
Екатерина II распорядилась перевести манифест, приглашающий иностранцев селиться в России, на все европейские языки и опубликовать во всех чужестранных газетах.
Началось массовое переселение иностранцев в Россию. Для освоения Поволжья и Причерноморья она пригласила в Россию немецких колонистов. Вскоре были обнародованы два законодательных акта, ставшие основой иностранной колонизации в России: манифест о даруемых иностранным переселенцам правах и льготах и указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных. Канцелярия опекунства иностранных по своим правам приравнивалась к коллегиям и подчинялась непосредственно императрице.
В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе, первые в России учебные заведения для женщин Смольный институт, Екатерининское училище в Петербурге. С инициативой их создания выступил тайный советник Иван Иванович Бецкой. Иван Иванович Бецкой сам был незаконным сыном князя И. Ю. Трубецкого, но получил хорошее европейское образование и был, несомненно, личностью яркой и незаурядной. Бецкой, несомненно, обладал важным качеством придворного: способностью внушать монарху идеи, которые властитель постепенно принимал за свои.
Смольный институт
В 1767 году императрица объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Основная цель – выяснение народных нужд для реформы. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся, по сути, либеральной программой её царствования. В ходе дискуссий депутатов Комиссии обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами. В конце 1768 года Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший её с настроениями разных слоев населения страны.
Наверное, поэтому, узнав настроения народа, на новом этапе реформ императрица уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты. Этот этап начался после окончания русско-турецкой войны 1768-74 годов и подавления восстания под предводительством Е. И. Пугачева.
Покровительствуя искусству
В 1764 году в Берлине была куплена коллекция из 225 картин голландских и фламандских мастеров. Это событие считается датой основания Эрмитажа.
С этого времени началось активное формирование картинной галереи Эрмитажа. По проекту Ж.Б. Валлен-Деламота началось строительство здания Малого Эрмитажа. (Название “Эрмитаж” происходит от французского “что значит пустынька, обитель отшельника, место уединения).
Екатерина II на балконе Зимнего дворца
Есть версия, что Екатерина II чувствовала себя в Зимнем дворце немного неуютно. Может быть, в больших и холодных залах ей чудилась тень первого хозяина дворца, – её бывшего мужа императора Петра III, убитого её же фаворитами. Как бы там ни было, но после прихода к власти, она решила построить для себя «маленький уединенный уголок». И обустроить его по собственному вкусу и разумению.
И Жан-Батист Вален-Деламот и Юрий Матвеевич Фельтен выстроили такой уголок. В уголке хватило место и места и для парадных комнат, в которых Екатерина принимала гостей, и для отдельного крыла, где жили её фавориты, и даже для висячего сада. Этот висячий сад дал новому павильону первоначальное название – Оранжерейный дом.
В России появился журнал мод. Ежемесячный журнал “Магазин Английских, Французских и Немецких новых Мод” начал выходить в Москве .
Вышло в свет первое музыкальное периодическое издание “Музыкальные увеселения, помесячно издаваемые: содержащие в себе оды, песни российские как духовные, так и светские, арии, дуэты”.
«Золотой век» русского дворянства
Вывод, который императрица сделала из бунта Пугачева: полностью положиться власть могла только на дворянство. Осознание этого и сделало последующие двадцать лет её царствования «золотым веком» русского дворянства.
Первым результатом нового этапа реформ стал манифест 1775 года, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны: Россия была разделена на 50 губерний, во главе с губернаторами. Губернии делились на уезды. В помощь губернаторам создавались казённые и судебные палаты, а также приказ общественного призрения, куда помимо чиновников входили выборные заседатели.
В 1785 году был издан важнейший законодательный акт – жалованная грамота дворянству. Основное значение грамоты было связано с реализацией важнейшей из целей екатерининских реформ – созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. В том же 1785 году была дана “Грамота” и городам, по которой города получили самоуправление. Но крестьянство не получило освобождения от крепостной зависимости, как того хотела императрица, главным образом, из-за происшедшего в 1773 году страшного Пугачёвского бунта.
Емельян Пугачёв, называя себя, будто бы, спасшимся императором Петром III, поднял восстание среди яицких казаков. Только к сентябрю 1774 бунт удалось подавить, и Пугачёв со своими главными сообщниками был казнен. Но это восстание заставило Екатерину отложить намечавшуюся реформу, которая осуществилась только через 10 лет, что в свою очередь роковым образом отразилось на всей дальнейшей истории России.
Суд Пугачёва
Время Екатерины II – это расцвет фаворитизма, характерного для всей европейской жизни второй половины XVIII века. Убедиться в этом можно углубившись в изучение периода правления императрицы в историческом парке «Россия-Моя история». Императрица сменила целый ряд фаворитов. К участию в решении политических вопросов они, как правило, не допускались. Тем не менее, институт фаворитизма отрицательно действовал на высшее дворянство. Оно искало выгод через лесть новому фавориту, пыталось провести в любовники к государыне «своего человека».
Но даже «своих людей» она не подпускала к решению вопросов внешней политики. С первых дней царствования Екатерина крепко взяла внешнюю политику в свои руки и не выпускала ее до самой смерти. Императрица была внимательна к советам тех, кто считался достойным давать советы, но последнее слово оставляла за собой. Во внешнеполитической деятельности Екатерина придерживалась наступательной позиции, стремясь к укреплению Российской империи и расширению её границ. Россия добилась избрания своего ставленника Станислава Августа Понятовского на польский трон. Это привело к охлаждению отношений с Австрией, которая, опасаясь чрезмерного усиления России, стала подстрекать Турцию к войне с Российской империей. Русско-турецкая война была в целом успешной для России, однако, для подписания мира было необходимо восстановить отношения с Австрией. В результате был достигнут компромисс, жертвой которого пала Польша: в 1772 году Россия, Пруссия и Австрия осуществили первый раздел части её территории. С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма. В войне Англии с её северо-американскими колониями Россия формально заняла нейтральную позицию и Екатерина отказала английскому королю помочь Великобритании войсками. Россия выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете, к которой присоединился ряд европейских государств, что объективно способствовало победе колонистов. В последующие годы происходило укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завершившееся в 1782 году включением Крыма в состав Российской империи и подписанием Георгиевского трактата, обеспечившим присутствие русских войск в Грузии, а впоследствии её присоединение к России.
Екатерина возлагает чесменские трофеи на гробницу Петра Великого
Греческий проект и другие внешнеполитические вопросы
Во второй половине 1770-х годов сформировалась новая внешнеполитическая доктрина русского правительства – Греческий проект. Основной её целью было восстановление Греческой, по сути, Византийской империи со столицей в Константинополе и великим князем Константином Павловичем, внуком Екатерины, в качестве императора. Россия значительно укрепила свой международный авторитет, участвуя в качестве посредника между Австрией и Пруссией в Тешенском конгрессе. В 1787 году Екатерина, сопровождаемая двором, иностранными дипломатами, австрийским императором и польским королем совершила путешествие в Крым, ставшее грандиозной демонстрацией русской военной мощи. Вскоре после этого началась новая война с Турцией, причем Россия действовала в союзе с Австрией. Почти одновременно началась война со Швецией, пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной войне. Однако, Россия успешно справилась с обоими противниками. В 1792 году с Турцией был подписан Ясский мир, закрепивший влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма.
В 1793 и 1795 годах произошли второй и третий разделы Польши. Польский король Станислав II Август Понятовский подписал акт об отречении от престола. С небольшим двором он был отправлен в Гродно. Речь Посполитая не только практически, но и юридически прекратила существование. К России отошли Литва, Курляндия, Западные Украина и Белоруссия.
К событиям в революционной Франции Екатерина первоначально отнеслась с определенной долей симпатии, видя в них результат неразумной деспотической политики французских королей. Однако, после казни Людовика XVI она увидела в революции опасность для всей Европы. А опасность для России она видела в масонстве, всеми силами препятствуя его проникновению в Россию. После приказа распустить все масонские ложи, Екатерина II подписала указ, ограничивавший свободу книгопечатания. Приказано учредить под ведением Сената цензуру в обеих столицах.
Императрица Екатерина II Алексеевна художник Ф С Рокотов
Цензорами избирались 3 человека: “духовная особа” (избирал Синод), гражданское лицо (избирал Сенат) и учёный (избирал Московский университет). Перед изданием книги должен был освидетельствовать митрополит Платон.
Был ограничен ввоз иностранных книг, закрыты частные типографии, о чем можно подробнее узнать в историческом парке «Россия-Моя история».
Последняя осень
Ещё при жизни Екатерина II сама сочинила себе такую шуточную эпитафию: “Здесь лежит Екатерина Вторая, родившаяся в Штеттине 21 апреля 1729 года. Она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы выйти замуж за Петра III. Четырнадцати лет от роду она возымела тройное намерение — понравиться своему мужу, Елизавете и народу. Она ничего не забывала, чтобы успеть в этом. В течение 18 лет скуки и уединения она поневоле прочла много книг. Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить подданным счастье, свободу и собственность. Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная, от природы веселонравная, с душею республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях”.
Есть версия, что дату смерти императрицы предсказал знаменитый монах Авель. День смерти Екатерины II был назван им с удивительной точностью за год до её кончины. Царица, услышавшая год и месяц своей смерти, впала в истерику и велела отправить монаха в каземат Петропавловской крепости. 9 марта 1796 года «опасного государственного преступника» определили в секретную камеру № 22 на пожизненное заключение. Предсказание скоро сбылось.
На 68-м году жизни Екатерины II Алексеевны не стало. После утреннего кофе 6 ноября 1796 года Екатерина II Алексеевна прошла в свою гардеробную, где “с ней сделался паралич”.
Скоро, не приходя в сознание, она скончалась.
Вечером, узнав о смерти матери, приехал из Гатчины Павел.
У Екатерины было двое сыновей: Павел Петрович и Алексей Бобринский (сын Григория Орлова) и две дочери: умершая в младенчестве великая княжна Анна Петровна и Елизавета Григорьевна Тёмкина (дочь Потёмкина).
Ещё в 1792 году Екатерина II завещала похоронить себя в Александро-Невском монастыре (если преставится в Петербурге), в Донском (если преставится в Москве), и т. д.
Воля её была нарушена. 19 ноября повелением императора Павла Петровича извлечено для перезахоронения тело императора Петра III, погребённого в Александро-Невской лавре за 34 года до того.
5 декабря оба гроба отвезли в Петропавловский собор. Объявлено, что хоронят не Екатерину II, а императора Петра III и его жену Екатерину Алексеевну.
Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история».
10 Примеры социальных фактов (материальных и нематериальных)
Социальный факт – это любое явление, которое осуществляет контроль над жизнью людей благодаря тому, что оно принимается в качестве нормы большим количеством людей. Это не физическая вещь, а концепция, с которой в целом соглашается общество.
Примеры социальных фактов включают религию, валюту, национальное государство, мораль, рыцарство и семью.
Существуют два типа социальных фактов. Во-первых, материальные социальные факты институционализированы, как валюта и религия. Нематериальные социальные факты кодифицируются не в институтах, а скорее в культуре. Например, рыцарство, консерватизм и мораль являются нематериальными социальными фактами.
Классификация социальных фактов
Дюркгейм разделил социальные факты на два типа — материальные и нематериальные.
Существенные социальные факты – Существенные социальные факты относятся к институционализированным нормам и законам в обществе, которые существуют либо в форме письменных кодексов, либо непосредственно наблюдаемы.
Нематериальные социальные факты – Нематериальные социальные факты – это неписаные кодексы поведения, лучшие практики и т. д., которые нигде не записаны и которые не видны непосредственно, но ощущаются или переживаются .
Примеры существенных социальных фактов
1. Правовые системы
Различные общества имеют разные правовые системы, и они представляют собой социальные факты, обязательные для отдельных лиц.
Несмотря на то, что законы создаются, применяются и соблюдаются людьми, правовая система выходит за пределы личности и становится представителем всего общества.
Например, правовая система Соединенных Штатов отличается от правовой системы Саудовской Аравии, каждая из которых является социальным фактом соответствующего общества.
2. Институционализированная религия
Институционализированная религия относится к религиям, которые следуют формальному кодексу и управляются специальной группой лиц, посвященных в религиозные обязанности.
Несмотря на то, что люди занимаются религией на личном уровне, все религиозное сообщество, взятое в целом, представляет определенные ценности, которые могут быть истолкованы как социальный факт.
Например, в своем классическом исследовании самоубийств Дюркгейм приписал более высокий уровень самоубийств среди протестантов определенным атрибутам, характерным для протестантской веры.
3. Национальное государство
Государство представляет собой совокупность отдельных граждан, которые организовались для выполнения определенных социальных функций.
В то же время государство — это гораздо больше, чем простая сумма возможностей отдельных его граждан. В этом смысле государство является «внешним» по отношению к отдельному гражданину в дюркгеймовском смысле этого термина.
Постановления штата обязательны для каждого человека, а его законы в большинстве случаев применимы ко всему населению.
4. Валюта
Валюта по своей сути является просто средством обмена. Однако оно становится облеченным смыслами, не присущими его сущности.
Например, доллар является символом американской глобальной гегемонии и используется почти как синоним самой валюты во всем мире. Большинство международных транзакций совершаются в долларах.
Таким образом, доллар является социальным фактом международной политической и экономической системы в постбреттон-вудском мире.
Будущие поколения, пытающиеся написать историю нашего времени, смогут прочесть в этом социальном факте доллара ценную информацию о силовой динамике международного порядка в 20-м и 21-м веках.
Доллар регулируется американским государством и подчиняется правилам. Нельзя просто печатать доллары у себя на заднем дворе.
Будучи осязаемой физической сущностью, которую можно держать в руке, доллар представляет собой материальный социальный факт о нашей жизни и времени, который является внешним по отношению ко всем нам, даже несмотря на то, что мы можем хранить стопку долларов в наших кошельках.
5. Архитектура
Каждое общество обладает уникальным архитектурным стилем. В то время как структуры могут быть спроектированы отдельными архитекторами, при объединении в течение определенного периода времени можно увидеть четкую закономерность, связывающую различные здания, созданные конкретным обществом за определенный период времени.
Кроме того, этот стиль отражает ценности и нормы общества и привязан к конкретным физическим потребностям, таким как климат и география этого общества.
Например, архитектура итальянского Возрождения имеет особый стиль, уходящий корнями в дух итальянского общества того времени, хотя здания, которые мы называем «ренессансными», были построены рядом архитекторов в течение нескольких десятилетий.
Примеры несущественных социальных фактов
6. Нуклеарная семья
В большинстве обществ нет конкретного закона, который бы гласил, что семьи должны быть нуклеарными, или который запрещал бы совместные семьи.
Тем не менее, почти во всех обществах современного мира нуклеарная семья с 1–4 детьми стала нормой. Когда мы принимаем эту информацию в целом, мы приходим к соответствующему социальному факту о современном обществе — что определенные условия, такие как капитализм, урбанизация и требования современной рабочей силы, вызвали предпочтение в обществе нуклеарной семьи.
7. Нравственность
Большинство обществ имеют кодифицированные законы, но нравы редко записываются, и при этом они не применяются государством или его агентами.
Тем не менее, от членов общества ожидается моральное и этичное поведение во всех отношениях с другими членами. Стандарты морали также могут варьироваться от одного общества к другому.
Например, чрезвычайно низкий уровень преступности в Японии объясняется моральными и этическими ценностями, заложенными в японской культуре, которых должны придерживаться все люди. (Лопес, 2015)
8. Либерализм
Политические идеологии государств часто закреплены в их конституциях.
Однако, помимо этих, состояния следуют определенным значениям, которые не записываются, а становятся их символическими. Эти ценности, в свою очередь, вытекают из культурной ориентации их граждан.
Например, страны «запада», обычно понимаемые как включающие Западную Европу, Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, часто классифицируются как либеральные.
Термин «либерал» здесь используется не в политико-экономическом смысле, а в отношении расслабленных культурных установок и нравов людей.
Либеральные ценности могут включать в себя большие свободы для граждан, мультикультурализм, менее авторитарное государство, большую социальную поддержку, большее уважение прав человека и т. д. можно абстрагировать до уровня социального факта. Даже в либеральных обществах консерватизм — будь то религиозный, социальный или политический — может быть атрибутом широких слоев общества.
Например, в Соединенных Штатах некоторые регионы, такие как Библейский пояс или Техас, обычно считаются консервативными по ориентации и мировоззрению.
В то время как консервативность является личным качеством и предпочтением, на уровне общества она становится определяющим социальным фактом для всего сообщества. Поскольку оно не закреплено и не закодировано, оно остается нематериальным социальным фактом.
Тот факт, что большинство членов таких сообществ воспитывают своих детей в одной общественно-политической среде, а девиантность может быть встречена с неодобрением, мы видим, что есть определенное ожидание соблюдения этих неписаных, нематериальных социальных норм.
10. Рыцарство
Термин «рыцарство» возник как неформальный кодекс поведения для рыцарей средневековья, от которых ожидалось благородство, мужество, честность и развитие джентльменских качеств (Keen, 2005).
Хотя каждый из этих атрибутов является очень личным, в определенных социальных условиях ожидается, что они будут культивироваться всеми членами этого общества.
Например, армейские офицеры в современных вооруженных силах почти всех стран должны быть рыцарскими. Тогда рыцарство становится нематериальным социальным фактом офицерского корпуса вооруженных сил.
Определение социальных фактов
Социальный факт — это концепция, предложенная французским социологом Эмилем Дюркгеймом (1858–1917). Социальный факт — это явление, которое рассматривается как факт большим коллективом и, подобно многим другим социальным явлениям, может быть социально сконструировано .
Согласно Дюркгейму, социальные факты состоят из:
«способов действия, мышления и чувствования, внешних по отношению к индивидууму, которые наделены силой принуждения, в силу которой они осуществляют над ним контроль». (Дюркгейм, 1982)
Давайте разобьем это определение на более простые части, чтобы понять, что пытался сказать Дюркгейм.
1. Первая часть – «способы действия, мышления и чувств»
Социальный факт – это то, что влияет на нас тремя способами. Это может повлиять на то, как мы действуем, как мы думаем и как мы себя чувствуем.
2. Вторая часть – «внешняя по отношению к индивидууму»
Под этим Дюркгейм имел в виду, что хотя социальные факты относятся к обществу в целом, а общество состоит из индивидуумов, индивидуумы мало контролируют социальные факты.
Подобно известному изречению, часто приписываемому Аристотелю, о том, что целое больше, чем сумма его частей, общество — это больше, чем просто собрание индивидуумов. Мы видим это в действии повсюду вокруг нас.
Люди, например, состоят из отдельных клеток, поддерживающих жизнь во всех формах жизни. Однако мы, люди, представляем собой нечто большее, чем просто набор отдельных клеток.
Хотя мы обязаны даром жизни тому факту, что отдельные клетки внутри нашего тела «живые», уместно ли сказать, что «факты жизни» могут быть расположены в отдельных клетках, составляющих человеческую жизнь ?
Возможно, нет.
Тогда мы, как и Дюркгейм, были бы вынуждены заключить, что человеческая жизнь является «внешней» по отношению к живым клеткам, хотя живой организм состоит из клеток своего тела.
Точно так же социальные факты являются «внешними» по отношению к индивиду, хотя общество состоит из индивидуумов. Коллективное общество — это больше, чем просто сумма всех людей в нем. Он становится самостоятельным живым, дышащим, мыслящим организмом.
3. Часть третья – «облечен силой принуждения, с помощью которой они осуществляют над ним контроль»
Как только социальные факты поднимаются над уровнем индивидуума, они принимают форму норм, правил и предписаний, которым индивид обязан следовать. В противном случае возникнут последствия на социальном уровне.
Ключевой вывод, который можно сделать из этого определения социальных фактов и, возможно, тот, на который сам Дюркгейм хотел обратить наше внимание, состоит в том, что точное изучение общества не может быть выполнено путем изучения индивидуума.
Общество само по себе является другим организмом, и его разложение на составные части (которым является индивидуум) и изучение их изолированно, как это делается в некоторых областях науки, таких как физика, биология и химия, приведет к нас к неверным выводам.
Вот почему, по Дюркгейму, социальный факт является «внешним» по отношению к индивидууму и должен изучаться отдельно от индивида.
Дюркгейм изложил этот подход в своей классической работе Правила социологического метода , в которой он приводит пример научного изучения общества с помощью позитивистского подхода.
См. также: Организации принуждения
Характеристики социальных фактов
Основываясь на приведенном выше определении, теперь мы можем выделить три характеристики социальных фактов:
- Общий — Социальные факты являются общими в двух смыслах — во-первых, они применимы ко всем или, по крайней мере, к большинству членов социальной группы. Во-вторых, они влияют практически на все сферы жизни человека.
- Внешний – Социальные факты являются внешними по отношению к индивиду, потому что они становятся атрибутами общества в целом, возвышаясь до того, что относится к коллективу, а не к его компонентам.
- Обязательный – Социальные факты являются обязательными, поскольку они заставляют людей придерживаться норм общества
Происхождение социальных фактов
Дюркгейм пришел к понятию социальных фактов, изучая уровень самоубийств в католических и протестантских общинах Европы.
Это исследование стало его знаменитой монографией Suicide , опубликованной в 1897 году.
Дюркгейм заметил, что уровень самоубийств среди протестантов выше, чем среди католиков, приписывая это определенным социальным характеристикам католических обществ, которые обеспечивали больше механизмов поддержки.
Акт самоубийства, таким образом, заключал Дюркгейм, больше не может рассматриваться как личный акт, а скорее должен рассматриваться как социальный факт, поскольку теперь он является характеристикой всего общества.
Заключение
Дюркгейм принадлежал к консервативной семье французских евреев и вырос в религиозной семье в конце XIX века. Это было время огромных и резких социальных изменений, и Дюркгейм заинтересовался исследованием того, как общества (например, его собственная французская еврейская община) держались за традиции перед лицом подавляющих сил современности.
Дюркгейм пришел к выводу, что это возможно потому, что определенные явления происходят не на уровне индивидуума, а на уровне коллектива. Социология, настаивал Дюркгейм, изучает социальные институты и должна подняться над любым фокусом на индивидууме, если хочет внести значимый вклад.
Ссылки
Дюркгейм, Э. (1982) Правила социологического метода Свободная пресса. (впервые опубликовано в 1895 г.).
Кин, М. Х. (2005). Рыцарство. Издательство Йельского университета.
Лопес Г. (декабрь 2015 г.) В Японии исключительно низкий уровень преступности. Но у его системы правосудия есть и темная сторона.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
Leave A Comment