Образование — функции, понятие и примеры
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
111.4K
Образование — то, из-за чего вы сейчас находитесь на этом сайте. А еще это ключ к множеству возможностей и значимый фактор улучшения экономики страны. Чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, нужно знать определение и функции образования.
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Компоненты образования:
Совокупность образовательных стандартов и программ.
Органы управления образованием.
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
Обучение в учебных заведениях.
Образование в семье.
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях.
Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
образовательная — сам процесс обучения;
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Система образования в РФ
Система образования |
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
Органы управления образованием;
Совокупность образовательных стандартов и программ;
Сеть образовательных учреждений:
дошкольное образование (ясли, детские сады),
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
высшая школа (вузы).
Принципы образовательной политики в РФ:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
общедоступность образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Ступени образования | Уровни образования | |
---|---|---|
1 | начальное (обязательно) | 1 |
2 | основное общее (обязательно) | |
3 | среднее (полное) общее | 2 |
4 | начальное профессиональное (1 год) | 3 |
5 | начальное профессиональное образование повышенного уровня, которое требует дополнительного года обучения и приводит к рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное (2–3 года) | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки (4 года) | |
8 | высшее профессиональное — бакалавр (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное — магистр (6 лет), ориентация на научно-педагогическую деятельность | |
11 | послевузовское профессиональное образование, которое можно реализовать в аспирантуре (3 года) | 6 |
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.
Лидия Казанцева
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Роль СМИ в политике
К следующей статье
226.4K
Религия
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
список, описание, плюсы и минусы
Сфера образования представляет собой разветвленную сеть профессий — от воспитателя в детском саду до профессора в вузе. Все они предполагают серьезную и разностороннюю подготовку
Игорь Геращенко
Автор
Анатолий Кудинов
Доктор педагогических наук,
профессор
Образование связано с формированием человека, поэтому оно возникает уже в глубокой древности. Первоначально педагогами выступали старейшие представители племени. Сейчас сфера образования представляет собой разветвленную сеть профессий, которые предполагают серьезную и разностороннюю подготовку.
Основные профессии в сфере образования, которые востребованы в настоящее время на рынке педагогических услуг: учитель, преподаватель, воспитатель, социальный педагог, методист, логопед, мастер производственного обучения и некоторые другие. В рамках каждой основной педагогической профессии существует целый ряд специализаций. Учителя работают в школе и подразделяются в зависимости от преподаваемого предмета: учитель начальных классов, истории, биологии, химии, математики и других дисциплин. Преподаватель ведет обучение в колледже или вузе и так же специализируется на конкретной науке: преподаватель экономики, права, менеджмента. Воспитатель работает с детьми в дошкольных учреждениях, школе, летних оздоровительных лагерях.
Профессии в сфере образования подходят тем людям, которые любят общаться и передавать собственные знания и жизненный опыт окружающим, особенно молодежи. Педагогические способности включают в себя умение и желание общаться, любовь к детям, тягу к чтению, обучению и самообразованию. Необходимо обладать достаточной выдержкой, чтобы управлять собственными эмоциями.
Важно развивать в себе способности правильно, четко и убедительно говорить, объяснять материал. Для этого необходимо самому уметь усваивать разнообразную информацию и постоянно в этом совершенствоваться.
Желательно иметь также определенные организаторские способности, что позволит направлять деятельность детей в нужное русло. При этом определяющую роль играет наличие педагогического такта, наблюдательности, умения убеждать, вести за собой.
Главный плюс педагогических профессий – их большая востребованность в обществе и, как следствие, большое количество профильных учебных заведений, где можно получить образование.
- Значимость в обществе
Каждый человек на протяжении своей жизни связан с большим количеством педагогов, и это, безусловно, играет большую роль в его развитии и образовании. В этом смысле сравниться с педагогическими могут только другие массовые профессии, которых не так уж много. Например, медицинские.
- Много возможностей трудоустройства
В современных условиях с постоянной безработицей в обществе это является большим плюсом. Огромное количество государственных и частных школ и других учебных заведений повышает шансы трудоустройства в сфере образования.
- Общение с детьми и молодежью
Для человека, который любит общаться, работа в сфере образования – это возможность ежедневного общаться с детьми и молодежью. Это само по себе является достоинством, поскольку многие люди страдают от дефицита реального общения.
- Достойное вознаграждение
Заработная плата растет в зависимости от педагогического стажа и квалификации, что является стимулом для работы на одном месте и постоянного самосовершенствования в избранной профессии.
- Чувство самоудовлетворенности
Профессии в области образования обладают ярко выраженным гуманистическим содержанием, что повышает самооценку педагогов. Это дает дополнительный стимул, чтобы продолжать работать, несмотря на все трудности.
Читайте также
Как определить цель в жизни
Мы поговорили с психологами, коучами и предпринимателем, чтобы найти ответ на один из самых сложных вопросов — что сделать, чтобы определить цель в жизни
Подробнее |
Минусы профессий в сфере образования
В работе тех, кто занят в педагогической сфере, много сложностей.
- Высокая интенсивность труда
Это связано с большой нагрузкой, которая включает в себя не только проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, но и оформление огромного количества сопровождающей документации.
- Бюрократизация
Деятельность педагога регламентируется различными инструкциями и вышестоящими организациями, что накладывает свой негативный отпечаток на творческий процесс.
- Эмоциональное выгорание
Постоянное общение сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Это особенно заметно, когда педагог работает на полторы ставки и больше.
- Невысокая оплата труда в начале карьеры
Поскольку оплата труда педагогов зависит от стажа и квалификации, то у молодого специалиста зарплата поначалу невысокая, и это вынуждает его искать различные подработки.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Анатолий Кудинов, доктор педагогических наук, профессор
Какие профессии в сфере образования самые высокооплачиваемые?
– Наиболее высокооплачиваемыми работниками в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются руководители организаций (директор школы, ректор вуза). Если же брать рядовых педагогов, то к высокооплачиваемым можно отнести преподавателей вузов, которые в последнее время стали получать зарплату, в два раза превышающую среднюю по региону. Благодаря системе стимулирующих надбавок вполне достойную зарплату может получать и учитель средней школы, который имеет высокую квалификацию и активно работает в своей профессии – занимается образовательными и воспитательными проектами, пишет методические статьи и тому подобное.
Какие профессии в сфере образования будут востребованы в будущем?
– На мой взгляд, в сфере образования в будущем будут востребованы основные современные педагогические специальности: школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель детского сада. Но к ним будут предъявляться несколько иные требования в результате бурного развития информационной среды.
Появятся и новые педагогические профессии. Одной из таких профессий является игропедагог, который будет разрабатывать методики образования на основе игровой деятельности. В настоящее время существуют некоторые правовые препятствия для широкого использования игр в учебном процессе.
Еще одна новая профессия – интеллектуальный разработчик образовательных траекторий. Данный специалист будет разрабатывать индивидуальную систему обучения для конкретного заказчика с учетом его психотипа на основе имеющихся онлайн-курсов.
Какие новые профессии в сфере образования недавно появились?
– Сферу образования обычно принято считать консервативной, поскольку классно-урочная система используется уже на протяжении многих столетий. Однако в настоящее время появился целый ряд новых педагогических профессий, связанных, прежде всего, с дистанционным обучением. Профессия тьютора основывается на индивидуальном сопровождении образовательной деятельности учащихся. Он разрабатывает систему индивидуальных занятий по конкретному учебному предмету и осуществляет процесс дистанционного обучения. Профессия модератора предполагает организацию группового обсуждения проблем в ходе учебной деятельности, а также коллективной творческой работы для повышения эффективности педагогического процесса.
Думаю, я не ошибусь, если заявлю, что новые профессии в сфере образования будут возникать регулярно, что свидетельствует о большой востребованности данных профессий.
Читайте также
Профессии от А до Я
Выбор профессии — это одно из самых ответственных решений в жизни человека, и каждый принимает его по-своему. Кто-то руководствуется личным интересом к профессии, кому-то важен престиж или доход, а кому-то — востребованность
Подробнее |
Фото на обложке: shutterstock. com
Какая профессия, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребована? На кого стоит идти учиться? Поделитесь в комментариях:
Комментарии для сайта Cackle
Федеральная роль в образовании Обзор В Соединенных Штатах ответственность за образование в первую очередь возлагается на штаты и местные органы власти. Именно штаты и общины, а также государственные и частные организации всех видов создают школы и колледжи, разрабатывают учебные планы и определяют требования для зачисления и окончания учебы. Структура финансирования образования в Америке отражает эту преобладающую роль штата и местного уровня. Из примерно 1,15 триллиона долларов США, потраченных по всей стране на образование на всех уровнях в 2012-2013 учебном году, значительная часть будет поступать из государственных, местных и частных источников. Это особенно верно на начальном и среднем уровне, где около 92 процента средств будут поступать из нефедеральных источников. Это означает, что федеральный вклад в начальное и среднее образование составляет около 8 процентов, включая средства не только Министерства образования (ED), но и других федеральных агентств, таких как программа Head Start Министерства здравоохранения и социальных служб. и программа школьных обедов Министерства сельского хозяйства. Хотя доля ED в общем финансировании образования в США относительно невелика, ED усердно работает, чтобы получить большую отдачу от своих денег, предоставляемых налогоплательщиками, направляя свои средства туда, где они могут принести наибольшую пользу. Эта адресность отражает историческое развитие федеральной роли в сфере образования как своего рода «системы реагирования на чрезвычайные ситуации», средства заполнения пробелов в государственной и местной поддержке образования при возникновении критических национальных потребностей. История Первоначальный Департамент образования был создан в 1867 году для сбора информации о школах и преподавании, которая поможет штатам создать эффективные школьные системы. Хотя название агентства и его местонахождение в исполнительной власти изменились за последние 130 лет, этот ранний акцент на предоставлении информации о том, что работает в сфере образования, учителям и политикам в области образования сохраняется и по сей день. Принятие Второго закона Моррилла в 189 г.0 возложил на тогдашнее Управление образования ответственность за управление поддержкой первоначальной системы колледжей и университетов, предоставляющих землю. Профессиональное образование стало следующей важной областью федеральной помощи школам: Закон Смита-Хьюза 1917 года и Закон Джорджа-Бардена 1946 года были сосредоточены на обучении старшеклассников сельскому хозяйству, промышленности и домашнему хозяйству. Вторая мировая война привела к значительному расширению федеральной поддержки образования. Закон Лэнхема 1941 г. и законы о помощи при ударах 19 г.50 облегчил бремя общин, затронутых присутствием военных и других федеральных объектов, за счет выплаты школьным округам. А в 1944 году «Закон о военнослужащих» санкционировал помощь в получении высшего образования, в результате чего почти 8 миллионов ветеранов Второй мировой войны отправились в колледжи. Холодная война стимулировала первый пример всестороннего федерального законодательства об образовании, когда в 1958 году Конгресс принял Закон об образовании в области национальной обороны (NDEA) в ответ на запуск Советским Союзом спутника. Чтобы гарантировать, что высококвалифицированные люди будут доступны, чтобы помочь Америке конкурировать с Советским Союзом в научной и технической областях, NDEA включало поддержку кредитов для студентов колледжей, улучшение естественных наук, математики и преподавания иностранных языков в начальных и средних школах. , аспирантура, иностранный язык и регионоведение, профессионально-техническое обучение. Законы о борьбе с бедностью и гражданских правах 1960-х и 1970-х годов привели к драматическому появлению миссии Департамента по обеспечению равного доступа. Принятие таких законов, как Раздел VI Закона о гражданских правах 1964 г., Раздел IX Поправок к образованию 1972 г. и Раздел 504 Закона о реабилитации 1973 г., запрещающих дискриминацию по признаку расы, пола и инвалидности, соответственно сделало гражданские права правоприменение является фундаментальным и долгосрочным направлением деятельности Министерства образования. В 1965, Закон о начальном и среднем образовании запустил комплексный набор программ, в том числе программу Раздела I федеральной помощи детям из неблагополучных семей для решения проблем бедных городских и сельских районов. И в том же году Закон о высшем образовании санкционировал помощь послесреднему образованию, включая программы финансовой помощи нуждающимся студентам колледжей. В 1980 году Конгресс учредил Департамент образования в качестве агентства на уровне кабинета министров. Сегодня ED реализует программы, затрагивающие все области и уровни образования. Начальные и средние программы Департамента ежегодно обслуживают почти 18 200 школьных округов и более 50 миллионов учащихся, посещающих примерно 9 школ. 8000 государственных школ и 32000 частных школ. Программы департамента также предоставляют гранты, ссуды и помощь в учебе более чем 12 миллионам студентов высших учебных заведений. Миссия Несмотря на усиление федеральной роли в сфере образования, Департамент никогда не отклонялся далеко от того, что станет его официальной миссией: способствовать успеваемости учащихся и подготовке к глобальной конкурентоспособности путем повышения качества образования и обеспечения равного доступа. Департамент выполняет свою миссию двумя основными способами. Во-первых, секретарь и Департамент играют ведущую роль в продолжающемся общенациональном диалоге о том, как улучшить результаты нашей системы образования для всех учащихся. Это включает в себя такие мероприятия, как повышение осведомленности на национальном уровне и в обществе о проблемах образования, с которыми сталкивается нация, распространение последних открытий о том, что работает в преподавании и обучении, и помощь сообществам в разработке решений сложных образовательных проблем. Во-вторых, Департамент преследует свои двойные цели: доступность и совершенство посредством управления программами, которые охватывают все области образования и варьируются от дошкольного образования до постдокторских исследований. Для получения дополнительной информации о программах Департамента см. Президентский бюджетный запрос на образование на 2022 финансовый год. Кадровое обеспечение И последнее замечание: в то время как программы и обязанности ED существенно выросли за эти годы, сам Департамент остался прежним. На самом деле, у Министерства самый маленький штат из 15 агентств Кабинета министров, хотя только его дискреционный бюджет является третьим по величине, уступая только Министерству обороны и Министерству здравоохранения и социальных служб. Кроме того, Департамент ежегодно предоставляет новые и консолидированные кредиты на сумму более 150 миллиардов долларов. Версия для печати Последнее изменение: 15. 06.2021 |
Центры образовательных услуг Карта | Агентство образования Техаса
- Дом
- О ЧАЕ
- Другие услуги
- Информация о центре образовательных услуг
На этой странице представлена контактная информация 20 центров образовательных услуг (ESC) в Техасе. Чтобы увидеть карту округов и округов в каждом регионе ESC, используйте инструмент Указателя школьных округов Техасского агентства по образованию. Вы также можете искать сотрудников ESC по всему штату, используя Справочник образования Техаса.
Район 1 – Эдинбург
Д-р Дэниел Кинг
1900 West Schunior
Эдинбург, Техас 78541-2234
(956) 984-6001
Факс: (956) 909
984-76005
Регион 1 Веб-сайт
Регион 2 – Корпус-Кристи
Dr. Esperanza Zendejas
209 North Water Street
Корпус-Кристи, TX 78401-2599
(361) 561-8400
Leave A Comment