объясните, почему вы так решили

Поиск Лекций

Олимпиада для школьников по обществознанию

Учебный год

I (школьный) этап

Классы

 

№ 1 По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для каждого

Приведенного ниже ряда (оно может быть выражено одним словом или словосочетанием)

1. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника

2. Структурная, циклическая, сезонная, частичная, скрытая

3. Прецедент, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, религиозный текст

4. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей

вI определении поведения

5. Либерализм, консерватизм, социал-демократизм, фашизм

6. Мифическое, религиозное, обыденное, художественное

7. Экологические, демографические, борьба с терроризмом, преодоление экономической и| культурной отсталости

по 1 баллу за каждый правильный ответ

№ 2. Выберите верный ответ:

1. Преувеличение значения абсолютной истины есть. А. агностицизм В. догматизм Б. скептицизм Г. гностицизм

2. Одой из главных функций государства при смешанной экономической системе является

A. регуляция и фиксация цен на потребительском рынке; Б. кредитно-денежная политика;

B. формирование планов производства для предприятий; Г. регулирование зарплаты во всех секторах экономики

3. Какой социологический термин отражает суть понятия «табу»? А. социальная норма В. социальная связь

Б. социальный институт Г. социальное взаимодействие

4. Инаугурация означает:

A. признание законности политической власти в обществе; Б. включение человека в политическую жизнь общества;

B. торжественный акт введения в должность вновь избранного президента;

Г. законодательный порядок привлечения к политической ответственности высших должностных лиц

5. Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека: А. индивид; В. индивидуальность;

Б. субъект; Г. личность

по 1 баллу за каждый правильный ответ

 

№ 3. Заполните пропуск в ряду

1. Понятие, суждение,… формы рационального познания

2. Объект преступления,…, субъект преступления, субъективная сторона преступления

3. Дееспособность полная, частичная,…

4. Структура нормы права: гипотеза,…, санкция

по 0,5 балла за каждый правильный ответ

 

№4. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово выпишите и кратко

объясните, почему вы так решили

1. Семейное право, трудовое право, уголовное право, корпоративное право, гражданское право

2. Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек

3. Унитарное, федеративное, конфедеративное, демократическое

4. Земля, труд, капитал, налоги, предпринимательство

по 1 баллу за каждый правильный ответ и до 2 баллов за объяснение

 

М 5. Установите верность или ложность утверждений («Да» или «Нет»)

1. 1.Все перечисленные религии: христианство, иудаизм, ислам — относятся к мировым

монотеистическим религиям;

2. Увеличение налогов на производителя снижает расходы потребителя;

3. В индустриальном обществе существуют устойчивые границы между социальными

общностями;

4. Престиж — уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в

общественном мнении;

5. Преобладание интересов государства над интересами человека — обязательный признак

гражданского общества;

6. Унитарная форма государства лучше подходит для многонациональных стран;

7. Новаторские предложения могут быть проявлением отклоняющегося поведения;

8. Эгалитаризм — это учение о возможности полного социального равенства;

9. Реклама — наиболее эффективный механизм социальной регуляции;

10. Дефляция — это обесценение бумажных денег, находящихся в обращении

по 0,5 балла за каждый правильный ответ

 

№ 6. Перед вами схема, раскрывающая структуру государственной власти в РФ. Вставьте пропущенные в схеме слова:1. 2(отходят вниз 2.1 и 2.2), 3, и 4(как внизу)

  4.  
         
               
4.1.   4.2.   4.3.
          

по 0,5 балла за каждый правильный ответ

 

М 7. Проанализируйте данные ситуации и ответьте на предложенные вопросы:

A. Гражданин А. разработал проект закона о мерах повышения социальной ответственности граждан. Может ли гражданин А. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы?

Б. 17-летний молодой человек с согласия родителей был признан судом полностью дееспособным, то есть получил эмансипацию. Может ли он принимать участие в референдуме?

B. При составлении брачного договора между супругами жена предложила внести пункт о том, что муж оставит ей и детям после развода большую часть имущества и будет материально содержать жену. Законно ли требование жены?

по 2 балла за каждый правильный ответ: 1 -за ответ и 1- за пояснение

8. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином

A. привлечение президента к юридической ответственности, влекущее за собой отстранение его от должности по основаниям, установленным конституцией;

Б. устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности га взаимных прав и обязанностей;

B. признание какой-либо организации, процедуры, общественного отношения существующими на законных основаниях;

Г. институт непосредственной демократии; голосование избирателей по определенному вопросу

государственной или общественной жизни;

Д. деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных

обещаний, демагогических лозунгов

Е. столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие

по 1 баллу за каждый правильный ответ

№9. Установите соответствие между видами наказаний и видами ответственности

1. Административный арест А. Уголовная ответственность

2. Арест Б. Административная

2. Обществознание 10-11 классы 2008 — 2009

3. Предупреждение ответственность

4. Лишение специального права

5. Лишение специального звания

6. Лишение свободы на определенный срок по 0,5 балла за каждый правильный ответ

№ 10. Проанализируйте текст и кратко ответьте на вопросы (да или нет) В пункте 1 статьи 6 Конституции РФ сказано, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. В пункте 3 сказано, что Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

A. Следует ли из этого, что иностранцы, получившие гражданство РФ, отличаются по объему используемых прав от иностранцев или лиц без гражданства?

Б. Может ли государство наказать гражданина РФ лишением гражданства и высылкой в другую страну.

B. Если гражданин РФ решил изменить гражданство будет ли он преследоваться по закону?

по 1 баллу за каждый правильный ответ

№ 11. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву

(правильные буквы) вместо пропусков

1. Мен_д_мент

2. Н_рв_на

3. Ф_м_низм

4. 0_чу_дение

5. А_стр_гир_вание

6. Эксп_р_мент

7. Л_г_тимный

8. Плеб_сц_т

9. Инц_дент

10. Р_ц_дивист

по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово

№12. Из приведенных ниже слов составьте определение обществоведческого понятия. Напишите это понятие и его определение

искусство, это, управление, средство, политика, общество, основное, и 2 балла за правильный ответ

 

Классы Ответы

№1

1. административные правонарушения 2. виды безработицы 3. источники права 4. критерии человека 5. политические идеологии 6. виды мировоззрения, знания

7. глобальные проблемы современности

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 7 баллов.

№2. 1-В;2-Б;3-А;4-В;5-В;

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 5 баллов.

№3 1. умозаключение 3. ограниченная дееспособность

2. объективная сторона преступления 4. диспозиция

По 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 2 балла.

№4.1. уголовное — публичное право

2. деньги, все остальное — виды ценных бумаг

3. демократическое — политический режим

4. налоги, остальное — основные факторы производства

По 1 баллу за каждый правильный ответ и до 2 баллов за объяснение. Всего — 8 баллов.

№5.1. нет2.нет 3нет 4 да 5 нет 6 нет 7 да 8 да 10 нет

По 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего за ответ 5 баллов..

№6.1. Президент РФ;

2. Федеральное Собрание;

2.1. Совет Федерации;

2.2. Государственная Дума;

3. Правительство РФ;

4. Суды РФ;

4.1. Верховный Суд РФ;

4.2. Высший Арбитражный Суд РФ;

4.3. Конституционный Суд РФ

Всего за ответ 4,5 балла

№7.

A. Нет, право законодательной инициативы принадлежит президенту, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а не отдельным гражданам.

Б. Нет, с точки зрения конституционного права участие в референдуме возможно с 18 лет.

B. Законно, так как брачный договор заключается по поводу материальных ценностей. По 2 балла за каждый правильный ответ: 1 —за ответ и 7- за пояснение.

Всего за ответ 6 баллов.

№8.

A. импичмент Б. гражданство B. легальность Г. референдум Д. популизм Е. конфликт

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 6 баллов.

№9.

А (уголовная ответственность) — 2, 6; Б (административная ответственность) — 1, 3, 4, 5 По 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 3 балла.

№ 10. А- да; Б — нет; В- нет

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 3 балла.

№11

Менеджмент Эксперимент
Нирвана Легитимный
Феминизм Плебисцит
Отчуждение Инцидент
Абстрагирование Рецидивист 1

По 0,5 балла за каждое правильно написанное слово. Всего за ответ — 5 баллов.

№12.

Политика — это основное средство и искусство управления обществом Всего за ответ — 2 балла.

Итого максимальное количество баллов: 56,5

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ


3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника

2. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения

3. Лишение гражданских прав, отлучение от церкви, понижение в должности, арест

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1. Либеральные партии, консервативные партии, оппозиционные партии, социал-демократические партии

2. Теория, гипотеза, восприятие, проблема, научный факт

3. Налог на прибыль, поимущественный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость

5. Заполните пропуски в ряду.

1. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи, соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, соблюдение правовых норм обеспечивается — _______________

2. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви — __________________, избранное должностное лицо – легальное лидерство

3. Деспотические политические режимы – традиционное общество, складывание правового государства — ________________, развитое гражданское общество – информационное общество

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин в социологию пришёл из . Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово …. Основанием для неё служит так называемая лестница , в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой стало …, которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

… общества происходит с применением нескольких факторов: материального, , и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием , которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют , перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую ….


1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

16. доход

17. феодальный

18. физика

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.


Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Отсутствующий»

Выборы, референдум.


«Вещь, отданная на хранение»

Кредитные учреждения


«Умиротворяющий»

Социальный конфликт

«Корень»

Идеология

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А. Конституционное право; Б. Частное право; В. Экологическое право; Г. Гражданское право; Д. Трудовое право; Е. Публичное право; Ж. Финансовое право; З. Система права

10. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. При данной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подаёт голос за список соответствующей партии. 2. Избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. 3. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительский орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. 4. В современных государствах применяются системы абсолютного большинства и системы относительного большинства. 5. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр (или квота), т. е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. 6. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. 7. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причём в списке остаются два кандидата, получивших наибольшее число голосов. 8. В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, различают одномандатные и многомандатные округа. 9. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». 10. Чтобы не допустить получения мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен процентный барьер. 11. Устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями.

11. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

«Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение»

14.2. «Валовой внутренний продукт складывается из суммы трех групп расходов: личных потребительских, валовых вложений капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты и государственных расходов»

14.3. «В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел высшее образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. такое же право предоставлялось крупным работникам, занятым профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, и лицам с высшим образованием

1piar.ru

Олимпиада по обществознанию 2 курс. 1-й тур. ключи.docx

5.Решите правовую задачу.
(за все задание максимально до 5 баллов)
5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой
в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл
гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.
Какое право гражданина нарушено в этом случае?(Презумпция невиновности) – 2 балла
за правильный ответ
5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за
совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор
временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны
и отвечать он должен по законам другой страны.
Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.
(Да. Законы для всех(иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей
территории РФ)­ 1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование.
6. Решите логическую задачу.
( 2 балла за правильное определение химиков, алхимиков и пиротехников; 3 балла за
грамотное и понятное обоснование; максимально до 5 баллов)
В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были
химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а
пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо
участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают
алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников.
Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой
ответ.
(2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников.
Примечание: должно быть объяснение ,почему не подходит вариант с 1 химиком
— тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять
большинство)
7. Индийская притча гласит:
(2 балла за правильное определение действий Бирбала; 3 балла за грамотное и
понятное обоснование; максимально до 5 баллов)
Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как
сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым
человеком в государстве. Он подошел и …
Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?
Обоснуйте ответ.
(Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем
самым умалив достоинство первой.
Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших
понятий —
оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего
восприятия
5

znanio.ru

По каким принципам образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже. Внесите еще один элемент в каждый ряд

Первый вариант

Задание №1. По каким принципам образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже. Внесите еще один элемент в каждый ряд. (По 2 балла, всего 10 баллов)

  1. Класс, сообщество, команда, коллектив.

  2. Запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание

  3. Фантазия, мечта, сновидения, галлюцинации, грёзы.

  4. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника

  5. Налог на прибыль, налог на доходы физического лица, единый социальный налог.

Задание №2. Что или кто является лишним в ряду? Объясните, почему вы так решили? (По 3 балла, всего 9 баллов)

  1. Согласно Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, районов.

  2. Правительство РФ издает постановления, распоряжения, указы.

  3. В процедуре отрешения Президента РФ от должности принимают участие Генеральный прокурор РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Задание №3. Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». (По 3 балла, всего 27 баллов)

  1. На общенациональных выборах партия получила 35% голосов избирателей, а парламенте ей досталось 18% депутатских мест. Можно констатировать, что в этой стране пропорциональная избирательная система.

  2. Семнадцатилетний подросток уволен с работы как не прошедший испытательный срок. Это является нарушением трудового законодательства.

  3. Стоимость продукции выпускаемой фирмой возросла на 12% из-за роста цен на сырье и энергию. Можно утверждать, что имеет место кредитная инфляция.

  4. Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

  5. После Февральской революции 1917 г. в России создавались такие профессионально-политические объединения, как Советы депутатов трудовой интеллигенции. Можно утверждать, что это является примером социального конформизма.

  6. Элитарная культура создает жесткую систему нравственных и социальных ориентиров, тем самым указывая кратчайший путь к общественному идеалу – житейскому благополучию и душевному комфорту.

  7. Эпикурейцы считали, что счастье не в вещах, а в нашем отношении к ним.

  8. Исторически первыми примитивными формами религиозности выступают анимизм, ведизм, тотемизм, фетишизм.

  9. С точки зрения позитивизма познание является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере.

Задание №4. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! (По 3 балла, всего 30 баллов)

В настоящее время в отечественной …… ведутся дискуссии о………. . Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, ………, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от…… частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

……. предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …….. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, …………., демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе……., которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ……… и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, ……….., лиц без места жительства и определенных занятий.

1.государство

8. социальная мобильность

2. страта

9. каста

3. маргинальные слои

10. люмпены

4. философия

11. уровень образования

5. социальная стратификация

12. политические

6. социология

13. ценности

7. средний класс

14. безработные

Задание №5. Перед вами описания форм государства в различных странах. Из трех характеристик для каждой страны одна является ошибочной.

Укажите порядковый номер неверной характеристики, запишите существующие типы форм государства каждой из стран. (По 3 балла, всего 24 балла)

5.1 Испания.

1) Ряду областей предоставлена автономия, они наделены правом издавать законодательные акты по вопросам градостроительства, сельского и жилищного хозяйства.

2) Президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

3) Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей.

Форма государственного устройства _____________________________________________

Форма правления _____________________________________________________________

Политический режим __________________________________________________________

5.2 Канада.

1) Двухканальная система налогов.

2) Президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией образуемой парламентом.

3) В отношениях личности и государства приоритет отдается личности.

Форма государственного устройства _____________________________________________

Форма правления _____________________________________________________________

Политический режим __________________________________________________________

5.3 Бразилия.

1) Двухуровневая система органов государственной власти.

2) Правительство формируется парламентом из числа депутатов партии имеющей большинство в парламенте и несет ответственность перед парламентом.

3) Свобода личности в экономической сфере — свобода предпринимательства и признание частной собственности.

Форма государственного устройства _____________________________________________

Форма правления _____________________________________________________________

Политический режим _________________________________________________________

Второй вариант

Задание №1. По каким принципам образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже. Внесите еще один элемент в каждый ряд. (По 2 балла, всего 10 баллов)

  1. Мифологическое, научное (рациональное), чувственное,………………………………

  2. Товарный, финансовых услуг, нематериальных благ, ……………………………………

  3. Средство обращения, мера стоимости, средство накопления……………………………..

  4. Обычай, прецедент, нормативные акты ………………………………………………….

  5. Умозаключение, суждение, …………………………………………………………………………

Задание №2. Что или кто является лишним в ряду? Объясните, почему вы так решили? (По 2 балла, всего 6 баллов)

  1. Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек.

  2. Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное Собрание РФ, Федеральное агентство по надзору в области здравоохранения.

  3. Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода

Задание №3. Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». (По 3 балла, всего 27 баллов)

  1. Особенная художественная выразительность произведения никогда не может достигаться за счет сознательного отступления от признанных эстетических канонов.

  2. Для представителей этнического меньшинства наиболее благоприятно достижение биэтнической социальной идентичности.

  3. Согласно идеям приверженцев теории социального происхождения морали человеческий разум открывает в нравственном идеале проявление универсального космического закона.

  4. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

  5. В РФ Президент РФ является одновременно главой государства и правительства.

  6. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

  7. Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

  8. В соответствии с законом адвокатская деятельность не является предпринимательской.

  9. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

Задание №4. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! (По 3 балла, всего 30 баллов)

Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает ………., в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса или ………..

Изначально ………. была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.

Процесс производства невозможен и без ……….. Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса.

Немаловажным экономическим ресурсом является ……….. Этот термин имеет много значений. В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других — с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.

За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, землевладельцы (частник или государство не имеет значения), собственники средств производства, за таким ресурсом как ………. — организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме ………., ……….– процент, ……….— ренту, ………. – прибыль.

По поводу этого дохода между его владельцем и ………. возникает система сложных экономических отношений.

1.труд человека

9.капитал

2.предпринимательская деятельность

10.собственник земли

3.земля

11.заработная плата

4.производственная деятельность

12.государство

5. дивиденды

13.собственник капитала

6.деньги

14. предприниматель

7.фактор производства

15.общество

8.хозяйственная деятельность

Задание №5. Перед вами описания форм государства в различных странах. Из трех характеристик для каждой страны одна является ошибочной.

Укажите порядковый номер неверной характеристики, запишите существующие типы форм государства каждой из стран. (По 3 балла, всего 24 балла)

5.1. Германия.

1) Состоит из 16 земель имеющих частичную независимость и разное число представителей в верхней палате парламента.

2) Президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

3) Свобода личности в экономической сфере — свобода предпринимательства и признание частной собственности.

Форма государственного устройства _____________________________________________

Форма правления _____________________________________________________________

Политический режим __________________________________________________________

5.2. Австралия.

1) Наряду с 6 штатами в ее состав входят территориальные образования, которые управляются из центра.

2) Президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией образуемой парламентом.

3) В отношениях личности и государства приоритет отдается личности.

Форма государственного устройства ____________________________________________

Форма правления ____________________________________________________________

Политический режим _________________________________________________________

5.3. Италия.

1) В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов.

2) Верховная власть принадлежит парламенту, формируемому партией или коалицией партий получивших большинство мест на выборах.

3) Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей.

Форма государственного устройства _____________________________________________

Форма правления _____________________________________________________________

Политический режим __________________________________________________________

gigabaza.ru

Нарушение правил пожарной безопасности распитие пива в сквере — Запой и его лечение

Поиск Лекций

Олимпиада для школьников по обществознанию

Учебный год

I (школьный) этап

Классы

 

№ 1 По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для каждого

Приведенного ниже ряда (оно может быть выражено одним словом или словосочетанием)

1. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника

2. Структурная, циклическая, сезонная, частичная, скрытая

3. Прецедент, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, религиозный текст

4. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей вI определении поведения

5. Либерализм, консерватизм, социал-демократизм, фашизм

6. Мифическое, религиозное, обыденное, художественное

7. Экологические, демографические, борьба с терроризмом, преодоление экономической и| культурной отсталости

по 1 баллу за каждый правильный ответ

№ 2. Выберите верный ответ:

1. Преувеличение значения абсолютной истины есть. А. агностицизм В. догматизм Б. скептицизм Г. гностицизм

2. Одой из главных функций государства при смешанной экономической системе является

A. регуляция и фиксация цен на потребительском рынке; Б. кредитно-денежная политика;

B. формирование планов производства для предприятий; Г. регулирование зарплаты во всех секторах экономики

3. Какой социологический термин отражает суть понятия «табу»? А. социальная норма В. социальная связь

Б. социальный институт Г. социальное взаимодействие

4. Инаугурация означает:

A. признание законности политической власти в обществе; Б. включение человека в политическую жизнь общества;

B. торжественный акт введения в должность вновь избранного президента;

Г. законодательный порядок привлечения к политической ответственности высших должностных лиц

5. Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека: А. индивид; В. индивидуальность;

Б. субъект; Г. личность

по 1 баллу за каждый правильный ответ

 

№ 3. Заполните пропуск в ряду

1. Понятие, суждение,… формы рационального познания

2. Объект преступления,…, субъект преступления, субъективная сторона преступления

3. Дееспособность полная, частичная,…

4. Структура нормы права: гипотеза,…, санкция

по 0,5 балла за каждый правильный ответ

 

№4. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово выпишите и кратко

объясните, почему вы так решили

1. Семейное право, трудовое право, уголовное право, корпоративное право, гражданское право

2. Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек

3. Унитарное, федеративное, конфедеративное, демократическое

4. Земля, труд, капитал, налоги, предпринимательство

по 1 баллу за каждый правильный ответ и до 2 баллов за объяснение

 

М 5. Установите верность или ложность утверждений («Да» или «Нет»)

1. 1.Все перечисленные религии: христианство, иудаизм, ислам — относятся к мировым

монотеистическим религиям;

2. Увеличение налогов на производителя снижает расходы потребителя;

3. В индустриальном обществе существуют устойчивые границы между социальными

общностями;

4. Престиж — уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в

общественном мнении;

5. Преобладание интересов государства над интересами человека — обязательный признак

гражданского общества;

6. Унитарная форма государства лучше подходит для многонациональных стран;

7. Новаторские предложения могут быть проявлением отклоняющегося поведения;

8. Эгалитаризм — это учение о возможности полного социального равенства;

9. Реклама — наиболее эффективный механизм социальной регуляции;

10. Дефляция — это обесценение бумажных денег, находящихся в обращении

по 0,5 балла за каждый правильный ответ

 

№ 6. Перед вами схема, раскрывающая структуру государственной власти в РФ. Вставьте пропущенные в схеме слова:1. 2(отходят вниз 2.1 и 2.2), 3, и 4(как внизу)

  4.  
         
               
4.1.   4.2.   4.3.
          

по 0,5 балла за каждый правильный ответ

 

М 7. Проанализируйте данные ситуации и ответьте на предложенные вопросы:

A. Гражданин А. разработал проект закона о мерах повышения социальной ответственности граждан. Может ли гражданин А. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы?

Б. 17-летний молодой человек с согласия родителей был признан судом полностью дееспособным, то есть получил эмансипацию. Может ли он принимать участие в референдуме?

B. При составлении брачного договора между супругами жена предложила внести пункт о том, что муж оставит ей и детям после развода большую часть имущества и будет материально содержать жену. Законно ли требование жены?

по 2 балла за каждый правильный ответ: 1 -за ответ и 1- за пояснение

8. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином

A. привлечение президента к юридической ответственности, влекущее за собой отстранение его от должности по основаниям, установленным конституцией;

Б. устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности га взаимных прав и обязанностей;

B. признание какой-либо организации, процедуры, общественного отношения существующими на законных основаниях;

Г. институт непосредственной демократии; голосование избирателей по определенному вопросу

государственной или общественной жизни;

Д. деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных

обещаний, демагогических лозунгов

Е. столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие

по 1 баллу за каждый правильный ответ

№9. Установите соответствие между видами наказаний и видами ответственности

1. Административный арест А. Уголовная ответственность

2. Арест Б. Административная

2. Обществознание 10-11 классы 2008 — 2009

3. Предупреждение ответственность

4. Лишение специального права

5. Лишение специального звания

6. Лишение свободы на определенный срок по 0,5 балла за каждый правильный ответ

№ 10. Проанализируйте текст и кратко ответьте на вопросы (да или нет) В пункте 1 статьи 6 Конституции РФ сказано, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. В пункте 3 сказано, что Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

A. Следует ли из этого, что иностранцы, получившие гражданство РФ, отличаются по объему используемых прав от иностранцев или лиц без гражданства?

Б. Может ли государство наказать гражданина РФ лишением гражданства и высылкой в другую страну.

B. Если гражданин РФ решил изменить гражданство будет ли он преследоваться по закону?

по 1 баллу за каждый правильный ответ

№ 11. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву

(правильные буквы) вместо пропусков

1. Мен_д_мент

2. Н_рв_на

3. Ф_м_низм

4. 0_чу_дение

5. А_стр_гир_вание

6. Эксп_р_мент

7. Л_г_тимный

8. Плеб_сц_т

9. Инц_дент

10. Р_ц_дивист

по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово

№12. Из приведенных ниже слов составьте определение обществоведческого понятия. Напишите это понятие и его определение

искусство, это, управление, средство, политика, общество, основное, и 2 балла за правильный ответ

 

Классы Ответы

№1

1. административные правонарушения 2. виды безработицы 3. источники права 4. критерии человека 5. политические идеологии 6. виды мировоззрения, знания

7. глобальные проблемы современности

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 7 баллов.

№2. 1-В;2-Б;3-А;4-В;5-В;

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 5 баллов.

№3 1. умозаключение 3. ограниченная дееспособность

2. объективная сторона преступления 4. диспозиция

По 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 2 балла.

№4.1. уголовное — публичное право

2. деньги, все остальное — виды ценных бумаг

3. демократическое — политический режим

4. налоги, остальное — основные факторы производства

По 1 баллу за каждый правильный ответ и до 2 баллов за объяснение. Всего — 8 баллов.

№5.1. нет2.нет 3нет 4 да 5 нет 6 нет 7 да 8 да 10 нет

По 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего за ответ 5 баллов..

№6.1. Президент РФ;

2. Федеральное Собрание;

2.1. Совет Федерации;

2.2. Государственная Дума;

3. Правительство РФ;

4. Суды РФ;

4.1. Верховный Суд РФ;

4.2. Высший Арбитражный Суд РФ;

4.3. Конституционный Суд РФ

Всего за ответ 4,5 балла

№7.

A. Нет, право законодательной инициативы принадлежит президенту, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а не отдельным гражданам.

Б. Нет, с точки зрения конституционного права участие в референдуме возможно с 18 лет.

B. Законно, так как брачный договор заключается по поводу материальных ценностей. По 2 балла за каждый правильный ответ: 1 —за ответ и 7- за пояснение.

Всего за ответ 6 баллов.

№8.

A. импичмент Б. гражданство B. легальность Г. референдум Д. популизм Е. конфликт

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 6 баллов.

№9.

А (уголовная ответственность) — 2, 6; Б (административная ответственность) — 1, 3, 4, 5 По 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 3 балла.

№ 10. А- да; Б — нет; В- нет

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за ответ — 3 балла.

№11

Менеджмент Эксперимент
Нирвана Легитимный
Феминизм Плебисцит
Отчуждение Инцидент
Абстрагирование Рецидивист 1

По 0,5 балла за каждое правильно написанное слово. Всего за ответ — 5 баллов.

№12.

Политика — это основное средство и искусство управления обществом Всего за ответ — 2 балла.

Итого максимальное количество баллов: 56,5

 

zapoy.uef.ru