План по обществознанию — Нации и национальные отношения

23.03.2017

План по теме «Нации и национальные отношения.» 

1. Этнические группы в структуре общества./ Нации – особая разновидности этнической группы. 

2. Признаки этноса: 

  • наличие территории проживания; 
  • общность языка, традиций, обычаев; 
  • общность исторического и социокультурного опыта; 
  • сходные черты внешнего облика, характера и ментальности. 

3. Разновидности этнических групп: 

  • род и племя; 
  • народность; 
  • нация; 

4. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений: 

  • межнациональная интеграция; 
  • межнациональная дифференциация. 

5. Демократические принципы межнациональных отношений: 

  • равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества; 
  • свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций; 
  • право граждан на определение своей национальной принадлежности; 
  • развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе; 
  • создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности. 

6. Межнациональные отношений и национальная политика в современной России.

Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.

План-конспект урока по Обществознанию «Нации и межнациональные отношения»

Нации и межнациональные отношения

План-конспект урока обществознания, 11 класс, учитель Лойко Е.С.

Цель урока – научить характеризовать социальные явления и процессы на основе нормативных правовых актов, анализировать, делать выводы.

Образовательные задачи: раскрыть особенности этнических общностей, причины и условия их формирования. Учить работать с понятиями «род», «племя», «народность» «нация», «национальный вопрос», «национальная политика».

Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, анализировать социальные явления, факты, документы, высказывать свою точку зрения, доказывать, аргументировать ее.

Воспитательные задачи: формировать культуру межнациональных отношений в условиях особой полиэтнической среды Республики Крым.

Оснащение: учебник Обществознание, 11 класс, М.-: Просвещение, 2014, ноутбук, мультимедийная доска, тематическая мультимедийная презентация, дидактические раздаточные материалы – текст Конституции РФ, текст Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа с классом по вопросам:

— Что такое общество?

— Социальная стратификация и ее принципы.

— Социальные общности.

— Виды социальных общностей.

3. Этап мотивации. Постановка учебной проблемы: Республика Крым имеет определенные национальные историко-культурные особенности. Назовите их. Как эти особенности отражаются в решении вопроса государственного языка, языка образования, организации политической жизни Крыма?

4. Этап постановки учебных целей. Вопрос: одним из типов социальных общностей являются этнические общности, среди которых сегодня выделяют одну наиболее значимую, отличающуюся единым процессом формирования, единым менталитетом, самосознанием. Необходимо назвать ключевое понятие урока (Нация), определить его роль в формировании политики государства (национальная политика, система межнациональных отношений)

5. План изучения нового материала:

— Этнические общности;

— Нация и ее особенности как этнической общности;

— Национальный вопрос, принципы национальной политики в Республике Крым;

— Государственная национальная политика в РФ.

6. Познавательная деятельность.

Задание 1. Работа с текстом учебника, параграф 15, стр. 164 – 165.

Прочтите текст, определите, что такое этнос, какие этнические общности существовали на различных этапах развития общества, их особенности. Укажите, чем нация отличается от других общностей. Разъясните особенности нации в этнокультурном и гражданском контексте.

Проверка правильности ответов – по слайдам электронной презентации.

Задание 2. Эвристическая беседа по вопросам на основе базовых знаний из истории, обществознания.

— Когда и почему формируются нации,

— Какую роль в формировании наций играет экономическая жизнь общества.

— Как связаны нация и государство,

— Когда и почему в истории человечества возникал национальный вопрос?

— Проблемы ксенофобии и национальной дискриминации.

Итог беседы – вывод о необходимости противостояния неравенству наций на государственном уровне.

Задание 3. Аналитическое задание, выполняется в парах. Используется слайд мультимедийной презентации:

Почему сегодня сосуществуют две тенденции развития современного мира – национальная интеграция (характеристика) и национальная дифференциация (характеристика), как эти противоречивые тенденции влияют на решение национального вопроса в Крыму (анализ текста Конституции Республики Крым — Преамбула, ст. 10,13,22).

Задание 4. Работа с текстом Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Найдите ответы на вопросы (используется слайд мультимедийной презентации)

— Как Стратегия характеризует национальный состав РФ, особенности языкового многообразия?

— Как Стратегия определяет цели национальной политики в РФ, дайте определение национальной политики.

— Какие принципы национальной политики Стратегия называет приоритетными?

— Расскажите о механизме реализации национальной политики в РФ на основании Концепции.

7. Закрепление новых знаний через решение практической задачи.

Используется дидактический раздаточный материал о национальном вопросе в Испании — положение Каталонии и Страны Басков на современном этапе.

Вопросы:

— Почему в Испании возникли национальные проблемы?

— Как они решены сегодня в Стране Басков и Каталонии, почему?

— Пути решения вопроса Каталонии?

8. Рефлексия. Какие новые знания были получены сегодня, какие формы работы мы выбрали для этого и почему?

9. Оценивание работы на уроке в форме самооценки, взаимооценки.

10. Домашнее задание. Рассмотреть вопрос современных национальных проблем, этнических конфликтов на примерах политики мультикультурализма, проблем мигрантов в Европе. Подготовить сообщение.

11. Итог урока.

Работа с текстом Конституции РФ, Преамбула, ст. 26,29,68. Как национальный вопрос решается в основном законе страны. Какое значение имеет для России решение национального вопроса?

План урока » Межнациональные отношения в России»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

Институт исторического и правового образования

Кафедра отечественной истории

План урока

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Голубенкова Ольга

Уфа 2012

Межнациональные отношения

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

Тип урока — комбинированный — элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтнические связи Мордовии».

Литература:

«Человек и общество». Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. — М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. — М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. — Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация «Межэтнические связи Мордовии».

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока:

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся:

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока: Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.
Вопрос 1. Этнические общности
В современном мире существуют различные социальные общности.
Социальные общности — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
Остановимся на вопросе «Этнос — его основные черты и особенности».
Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос
Племя Народность Нация
Черты этноса
Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного
народности судьба бытовое поведение
Специфическая материальная
и духовная культура
Нация — определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация — исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Признаки нации.

· Язык

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.
Вопрос 2. Этничекое самосознание
Этническое самосознание — совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития этносов.
Этнический интерес — совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Вопрос к классу: Приведите примеры этнического интереса русских, мордвы(к примеру), россиян в целом.
Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межэтничекая дифференциация и межэтническая интеграция.

Межэтничекая дифференциация — это процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов в самых различных планах.

Межэтническая интеграция — Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межэтнической дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции:

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские — 79.8%, другие национальности — 19,2% (татары — 20%, украинцы — 10.6%, башкиры — 6%, мордва — 5,9% и др.)
Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:
Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
Рост сепаратистских тенденций на территории России.
Демографические и миграционные процессы.
Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?
Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Национализм — идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне.,синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».
Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов:
Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.
Колониальное население.
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Виды межнациональных конфликтов:
По поводу спорных территорий.
Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
Из-за произвольного изменения административных границ.
Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Вопрос 5. Национальная политика
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества — является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

Основные принципы национальной политики

Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел «Национальная политика» в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник «Человек и общество», § 19).

Социологический опрос

  1. Что Вас больше всего роднит со своим народом?

    а) родная земля, ее природа

    б) язык

    в)чувство общности происхождения

    г) обычаи и традиции

  2. В какой мере для Вас значима национальная принадлежность?

1. Очень значима

2. Значима

3. Мало значима

4. Не значима

5. Затрудняюсь ответить

План-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме: Нации и национальные отношения

Абубакирова Н.Ш

Нации и национальные отношения

 

«Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника»

(Дж. Б. Шоу – английский драматург)

 

«Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими»

         (Г. Лессинг – немецкий философ-просветитель, 18 в.)

 

«Кто унижает окружающих, тот никогда не будет великим сам»

(И. Зейме – немецкий публицист, поэт, просветитель)

 

«Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит»

(Демокрит – древнегреческий мыслитель)

 

Цель урока:

Образовательная цель:             углубить  знания  учащихся  о  ведущих

                                                   тенденциях развития наций и межнациональных                                                     

                                                         отношений в современном мире и нашей стране,

                                                         возможных путях межнациональной интеграции и

                                                   гармонизации межнациональных отношений.

                                                        

Воспитательная цель:                подвести  к пониманию  ряда  идей,

                                                   составляющих ценностную базу   культуры

                                                   межнациональных отношений и шире –общей

                                                   нравственно–правовой культуры.

                                                         Принцип гуманистического подхода к этническим

                                                         проблемам, суть которого рассматривается на

                                                         Ке.

Развивающая цель:                    продолжение    работы    над понятиями «нация»,  

                                                         «этнос», «национализм», «экстремизм»,        «депортация».

Задачи:

1. показать некоторые истоки искаженной психологии людей в понимании национальных проблем;

2. раскрыть отвратительную сущность крайних форм проявления национализма;

3. показать опасность возрождения фашизма для человечества.

      

1.Национальное самосознание.

2. Сложность национальных конфликтов в мире.

2. Пути процесса межнациональной интеграции.

4. Национальные проблемы и их изменения.

5. Пути гармонизации межнациональных отношений.

 

 

Домашнее задание: «Социальная реклама» — конкурс (формат А-3)

 

Тема: «Проблемы молодежи». Плакат.

 

Задание.

Вспомнить самые важные, на ваш взгляд, достоинства личности, которые отличают человека от животных, т.е. те качества, которых не может быть ни у одного животного (совесть, честь, долг, порядочность, благородство…)

Назовите те  качества, которые  можно встретить и у некоторых людей, и у животных (злобность, жестокость, жадность).

Чем отличается жестокость животных, например, акулы, от жестокости человека?  (понимание того, что жестокостью и злобностью  животного  руководят их природа, инстинкты, а жестокость человека, как правило, проявлена осознанно, т.е. при участии ума, расч

Отрицательные качества людей – это то, что, к сожалению, существует с момента появления человечества, что человек постоянно совершенствуется, но зло все равно проявляется, и нередко. Иногда оно приобретает отвратительные черты. Одной из таких черт является национализм, который выражается в нетерпимом отношении к людям другой национальности.

Национальное самосознание.

«Патриотизм и национальная гордость»

 

1. Сознание принадлежности к своему народу.

2. Чувство любви к Отечеству.

3. Уважение к историческому наследию.

4. Чувство ответственности за судьбу Отечества..

5. Критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной.

6. Нет места высокомерию, гордыне, чванству.

7. Чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

НО

         принадлежность человека к той или иной нации не является ни     достоинством, ни недостатком.

Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, которых можно было бы рассматривать с позиций добра и зла.

Вместе с тем нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека (бытовой, неофициальный национализм, шовинизм)

Такое поведение расценивается как аморальное, как поступок подлый, недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, т.к. все люди равны перед законами морали, как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения.

 

Сложность национальных конфликтов в мире

Вопрос.

Перечислите страны, где наблюдается острота межнациональных отношений (конец 20 в. – начало 21 в.) Северная Ирландия, Индия (сикхи и налимы в 80-е годы 20 в. стали активизироваться в борьбе за автономию, а затем за отделение от Индии, создав националистическое и сепаратистское движение. Столкновения между индусами и мусульманами вызвали многочисленные жертвы, в том числе и убийство глав государства Раджи Ганди, Индиры Ганди), Канада (канадско — франкский конфликт), Израиль и Палестина Чехословакия (распад и образование Чехии и Словакии), РФ, Югославия, Турция (курды), Украина и т.д.

Сообщения учащихся.

 

События в вышеназванных странах по национальному вопросу (небольшие исторические справки).

 

 

Россия – это демократическое федеративное правовое государство.

 

Вопросы

 

1. Что означает слово «федерация»?  (форма государственного устройства, при которой несколько государств составляют одно государство)

2. Сколько субъектов в Российской Федерации?  (89)

3. По каким признакам созданы части многонационального государства?

По национальному признаку: в состав России входят субъекты федерации (республики, автономные округа, автономные области), которые получили названия от коренных народов, проживающих на этих территориях на протяжении веков (республика Дагестан, Карелия, Коми).

По территориальному признаку: в составе Российской Федерации есть области, которые образованы не потому, что там проживали люди коренной национальности. Это территории России, выделенные в области и края, в основном, для удобства управления (Москва, Ростовская область, Брянская область, Хабаровский край, Амурская область)

4. Какие преимущества имеет член Российской Федерации?

5. Что такое суверенитет?

Суверенитет (в переводе ряда европейских языков — верховная власть, независимость власти.

Чем больше власти, чем она независимее от других властей, тем выше суверенитет.

Он зависит от того, насколько свободна нация сама, может решать основные выборы жизни общества, определять свою судьбу.

Главное, что помогает понять уровень суверенитета нации – это её право войти в состав того или иного государства, объединившись с другими нациями, и выйти из этого государства, образовав самостоятельное государство. Если такое право есть, значит, нация и чувствует себя свободной, а не подневольной.

Если какой-то народ хочет жить в составе федерации, пользоваться преимуществами членства в ней, то он должен отдавать часть своего суверенитета федеральному руководству. Это руководство имеет власть над теми частями федерации, которые вошли в многонациональное государство. Но не полную власть и не во всех сферах жизни. Например, какой-либо народ – член федерации – считает установленные в федерации налоги слишком высокими, но подчинятся воле руководства.

Зато федеративное руководство не может приказывать члену федерации, например, в вопросах развития промышленности и сельском хозяйстве, строительства, образования и т.д.

6. Что такое автономия?

Автономия — это право самостоятельно осуществлять госуд. власти или управления.

Это право зафиксировано в Конституции федеративного государства.

В составе России насчитывается несколько автономных округов. Среди них есть такие, которые получили название от одного народа, а проживает в них несколько народов. Например, в Корякском автономном округе на Камчатке проживает 6 тысяч коряков, 1 тысяча ительменов, 600 человек – эвенов.

Одни народы (казалось бы, самой небольшой численности) имеют свою автономию. А другие – нет. Объясняется это тем, что малые народы Севера и Дальнего Востока находились в крайне отсталом и забитом в царской России положении. Они нуждались в особой защите, заботе. И они получили автономию. Это дало свои плоды.

Сообщения учащихся.

События в Чеченской республике  в конце ХХ века и в настоящее время.

Задания учащимся, разделенным на группы.

Задание I группе.

Какие выгоды получают субъекты от вхождения в федерацию?

1. Потребление электроэнергии и газа из общего котла по ценам, значительно ниже мировых.

2. В случае стихийного бедствия оказывается материальная помощь.

3. Единая денежная система.

4. Беспошлинная торговля.

 

Задание II группе.

Представьте такую ситуацию. Исторически сложилось, что народ какой-либо национальности оказался в центре большого государства и долгие годы жил в составе этого государства. По федеральному закону этот народ может полный суверенитет, т.е. выйти из федерации.

Что требуется для того, чтобы быть суверенным государством? Какие первые шаги?

а) Провести границу и организовать охрану.

б) Установить таможни.

в) Организовать свой собственный аппарат управления.

г) Своя армия.

д) Платить за проезд теперь уже по чужой территории (для выхода в море).

е) Платить за пролет самолетов.

А платить нечем. Об этом никто не думает. Думают о суверенитете и чтобы перед федеральным государством не иметь никаких обязательств.

Задание III группе.

Почему федеративное государство заинтересовано в своей целостности?

Данный суверенитет никому не выгоден. У любого союза государств есть недостатки и преимущества. Эти государства должны договориться об условиях своих взаимоотношений, чтобы чувствовать себя свободным и пользоваться преимуществами совместной деятельности.

Дополнение.

Российское государство имеет особенности исторических путей формирования. Ведь на территории России проживают как народы, имеющие здесь свою основную национальную территорию и свою историческую родину, так и множество национальных групп, так называемые национальные меньшинства, этническое ядро которых находится в других странах ( немцы, поляки, финны, греки, евреи, венгры, чехи, литовцы, эстонцы, латыши, болгары, корейцы, цыгане, украинцы, армяне, грузины и представители других народов, принявших российское гражданство).

Эти национальные группы живут в России сотни лет, они тоже россияне, и русская культура, язык, образ жизни стали для них столь же родными, как и культура предков, а подчас и единственно родными.

 

                              __________Национальные конфликты_______

|                                                                                      |

|                                                                                      |

                                                                                       из-за насильственного

по поводу спорных                                                   включения территории

территорий                                                                 народа в соседнее госуд.

из-за изгнания народа                                             между этническим боль-

со своей территории и                                            шинством и компактно

возвращение департиро-                                       проживающим мень-

ванного народа на свою                                          шинством (некоренная

историческую родину                                              национальность)

|                                                                                      |

|                                                                                      |

|                                                                                      |

                                                                                       по поводу отсутствия у

из-за произвольного                                                 народа национальной

изменения администра-                                         государственности и ее

тивных границ                                                           расчлененности между

                                                                                       другими государствами

                                                                                      

Пути преодоления межнациональных конфликтов

 

Во всех цивилизованных странах люди начинают понимать, что счастье каждого человека  зависит от счастья не только его народа, но и всех людей на земле. А отсюда вытекает простое правило: люби свой народ, уважая его язык, историю, традиции, будь уважителен к другим народам.

Какие должны быть отношения между людьми в таком многонациональном мегаполисе, как Москва, и почему?

 

 

Толерантность

 

Плюрализм

 

Вопрос.        Что такое толерантность?

Терпимость, важная человеческая ценность. Это качество, значение которого актуально в современном мире.

Что такое плюрализм?

Это разнообразие и множество культур.

Большинство стран многонационально (Великобритания, Бельгия, Франция и Португалия). В них все более растет число выходцев из африканских и азиатских стран, бывших колоний (привлекательны для иммигрантов из развивающихся стран, а в последнее время из стран Восточной Европы).

Плюрализм должен быть гарантирован правом.

Современный мир – это мир роста терроризма, в т.ч. международного. Хотя у терроризма нет фактически конфессии и национальности, большинство террористических актов окрашено в этнический цвет.

Вопрос          Какие факты подтверждают значимость терпимости? Насколько важна проблема терпимости?

1995 год – ЮНЕСКО объявило годом толерантности.

1995 год – принята декларация принципов толерантности.

Терпимость:

а) это уважение к чужому мнению, признание универсальных прав и основных свобод человека.

2000 год – российское правительство приняло специальную программу содействия росту терпимости, что говорит о важности социальной, политической терпимости для нашего общества.

б) это сознательное подавление в себе чувства неприятия, вызванное инаковостью другого (чужого).

Например, по опросам социологов 56% наших соотечественников не придают значения этническим различиям. Но ведь это не говорит о том, что они, эти 56% — космополиты (в нормальном понимании этого слова).

Космополизм – лозунг «мирового государства» и «мирового гражданства», отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, национальные традиции, патриотизм. Это говорит о том, что их отношение к национальным различиям нейтрально.

Но нейтральность эта не гарантирует того, что в ситуации острого конфликта, в который вовлечены представители разных национальностей, не станут вести себя не по существу конфликта, не по существу столкнувшихся интересов, а исходя из того, представители какой национальности в этот конфликт оказались вовлеченными.

Терпимость – уважение к самобытности другого – это значит, что тем самым признается право другого на самовыражение, право другого быть другим и оставаться другим, сообразно с собственными ценностными предпочтениями. Отсюда – терпимость выражается именно в уважении к самобытности.

Нетерпимость

С гражданской точки зрения проблемой является не терпимость, а нетерпимость.

Корни нетерпимости:

а) Это проявление психических свойств человека.

С 1,5 до 2,5 лет ребенок плачет при виде чужих. Любое чужое лицо вызывает опасение и в более позднем возрасте. Незнакомец нередко воспринимается как источник дискомфорта.

б) В основе нетерпимости может быть чувство собственной исключительности. Отдельные личности воспринимают себя с завышенной оценкой, а других – с заниженной. Это тоже проблема.

Хотя говорят, смотря что нетерпимость. Нетерпимость к злу. Несправедливость, совершенная в отношении нас лично, конечно, воспринимается эмоционально, страстно, мы невольно хотим ответить тем же: несправедливость на несправедливость, силой на насилие.

Мы живем в несовершенном обществе (я имею в виде не наше сегодняшнее обществ, а общество вообще, т.к. оно не рай, оно не может быть совершенно). В обществе не избежать ситуаций, когда безопасность одного человека может быть обеспечена только с помощью активной силы, молниеносно направленной против другой. Такие ситуации нередки. Именно поэтому столь актуально требование ненасилия: против зла сохраняя справедливость, а не умножая зло, необоснованно прибегая к силе.

Л.Н. Толстой – учитель и проповедник философии ненасилия. Ему задали вопрос, как быть, когда вы видите, что злодей занес нож над безвинной жертвой – женой или ребенком? Толстой отвечал в таком духе, что мол, если медведь полез, я знаю, что медведь дело завершит и задерет человека, поэтому надо убить. А когда некто, пусть вы и называете его злодеем, поднял нож, я ещё не знаю, убьет он его или нет, может быть он только устрашает, убивать человека нельзя, но надо сделать все, чтобы не свершилось насилие.

Говорят, ненасилие не работает. Да, очень часто это происходит, потому что мы не готовы к нему, мы не знаем, что значит действовать активно и ненасильно. Мы предполагаем, что ненасилие означает пассивность и бездействие, и очень многие так т трактовали толстовское учение.

Но посмотрим на обычных бойцов. Чтобы стать настоящими бойцами, они месяцами тренировались, отрабатывая приемы атаки и обороны. Если признать, что ненападение это не только философия, но и определенного рода техника, то, очевидно, здесь тоже должно быть обучение, и тренировки. По аналогии с единоборствами специалисты по ненасильственному сопротивлению ввели термин: ненасильственная джиу-джитсу. Ненасильственная борьба указывает на то, что противодействие это не значит убивать и калечить, достаточно подавление.

Основа борьбы джиу-джитсу заключается в том, что для подавления противника используется его же собственная сила, его же энергия: энергию противника направить против него самого. Как это делать – вопрос техники.

Хотя если мы сравним два этических принципа – принцип ненасилия и принцип противодействия —  второй является приоритетным, и если возникает выбор жёсткий, то предпочтение последнему. Но необходимо помнить об опасности «заражения» злом, отсюда необходимость в «работе над собой».

 

Вопрос         Можно ли жить без национальных конфликтов?

               Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен?

               Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

1. соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем.

2. свобода всего народ

3. защита прав человека.

а) предоставление всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправления – автономии (во всех ее видах).

в) постоянный поиск консенсуса.

г) настойчивая борьба с трудно  преодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом.

д) последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

е) интеграция (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, поддержание взаимовыгодных контактов).

ж) построение правового государства с его демократизацией

Задание. Заполните таблицу, состоящую из двух колонок.

 

 

Факторы, благоприятствующие процессам консолидации народов

 

Факторы, которые оставляют почву для противоречий

1. Признание культурной автономией меньшинств; финансирование из центрального бюджета; вещание на языке этнического меньшинства.

2. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный уровень.

3. Предоставление компактно расселен-ным меньшинствам самой широкой  автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4.  . . . . . . . . . . . . .

5.  . . . . . . . . . . . . .

1. Просчеты в культурной и языковой политике

2. Отступление от демократических принципов.

3. Попирание прав человека

4.  . . . . . . . . . . . . .

5.  . . . . . . . . . . . . .

 

 

Миграционная политика в России в настоящее время.

 

Цель      снять напряженность и способствовать нормальным отношениям между жителям крупных городов и мигрантами.

1. Открываются школы для мигрантов и их детей для лучшего освоения русского языка и адаптации к жизни мегаполисов.

2. Изучение фольклора, страноведения, традиций, законов коренных жителей.

3. С целью культивации национальных традиций проводится просветительная работа (показ, например, города Москвы, рассказ о правилах поведения в городе, особенностях общения, обычаях москвичей).

4. Взаимные поездки.

Приезд школьников из стран Ближнего зарубежья с целью ознакомления с культурой россиян.

5. Содействие в трудоустройстве мигрантов.

6. Облегчение их регистрации для регулирования рынка труда.

7. Создание норм жилищных условий для проживания мигрантов.

8. Запрет работодателям предоставлять работу незарегистрированным мигрантам.

9. Работодатель обязан обеспечить нормальные жилищные условия, медицинское страхование, культурный досуг, обучение мигрантов. В случае отсутствия социального обеспечения огромные штрафы. Создание механизмов для искоренения рабского труда.

Можно ли жить без национальных конфликтов?

(Мнения  специалистов)

 

Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, в относительном – да.

Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная.

Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты ( а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе  сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, т.е. возможность взвалить вину за все беды на «инородцев» (чему многие учащиеся – живые примеры).

Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе.

Такая культура, говорил русский ученый Л.Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив, искренне доброжелателен, короче – проявляй у другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

 

План-конспект урока (10 класс) по теме: Нации и межнациональные отношения

Стадия осмысления.

Рефлексия

Задания направлены преимущественно

на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно

воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.

Умение систематизировать и обобщать

Информацию.

Умение определять

существенные признаки ключевых обществоведческих понятий;

Задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Задание на обращение к социальным реалиям.

Умение осуществлять поиск социальной

информации в диаграмах.

Задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Умение определять лишнее звено.

Умение оценивать

приведенные положения с точки зрения их соответствия современным

научным представлениям

Чтобы выяснить особенности, причину межнациональных отношений, необходимо вспомнить как произошел процесс формирования каждой нации.

Вернемся в Древний мир, перечислим самые ранние формы объединения людей, виды этнических общностей.

 Работа с текстом. 

Задание. Изобразите схематически процесс складывания нации.

Процесс складывания нации.

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родовых союзов составляют племя. Основу единства племени составляют кровнородственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровнородственными связями.

Нация — высшая форма социально-этнической общности. И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Обобщающим понятием для этих видов объединения людей является понятие Этническая общность.

              Род   Племя    Народность    Нация

Назовите признаки, которые являются обобщающими для этнических общностей:

 

Этническая общность

территория                 культура                            язык

историческая память        единство

Сл. 3.

Итак, формируем понятие

Этническая общность- это совокупность людей, обладающая общностью территории, особенностями культуры, языка, исторической памятью, осознающая свое единство.

Рабочий лист. Задание 1, 2.                

А10. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной
2) территориальной
3) демографической
4) этнической

В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».

1) Первичная группа; 2) историческая память; 3) монархия; 4) территория; 5) народность; 6) язык.

 

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Ответ:_____________________.

Проверяем устно ответы.

В современном мире чаще используется понятие – Нация.

 Рабочий лист. Зад.3. Учебник стр.185.

С5. Озвучиваем подходы  и записываем самостоятельно понятие  -Нация.

Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Проверяем и оцениваем.

Рабочий лист. Зад.5.

Проверяем и оцениваем.

А11. Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.

Какой вывод можно сделать на основе гистограммы?

  1. Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Y больше, чем в стране Z.
    2) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
    3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что прежде всего необходимо уважать права и свободы.
    4) Среди тех, кто считает, что необходимо научиться понимать друг друга, больше жителей страны Z, чем страны Y.

Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом существуют в нашей стране?

Межнациональные отношения и межнациональные конфликты.

Рабочий лист. Зад.6.

6. Напишите причины межнациональных конфликтов.

Эконом.        Соц.                       Историч.

Полит.                      Культур.

Рабочий лист. Зад.7.

7. Напишите пути и меры предотвращения межнациональных конфликтов.

уважение              нац.-культур.автономия

толерантность    международное право

национ. политика

Рабочий лист. Зад.8-10.

Задания, оцениваемые в 1 балл.

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

1) Народность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) государство.

 

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».

1) Род; 2) племя; 3) народность; 4) союз; 5) нация; 6) государство.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

А4.  Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

 

А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.

Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Рассуждают об объединениях древних людей.

Познают новую информацию.

Применяют знания.

Исследовательские навыки.

Изучают диаграмму.

Рассуждают, записывают.

Применяют полученные знания.

Исправляют и дополняют версии друг друга

Высказывают свои предположения.

Слушают мнения одноклассников.

Уважение мнения других учащихся.

Высказывают свои варианты ответов.

Выслушивают мнения других.

Сопоставляют мнения других с собственным

Уважение мнения одноклассников.

Развитие самосознания.

Сопоставляют версии и делают выводы

Оценивают собственные версии и версии других учащихся.

Самооценка.

Анализ ответов одноклассников.

Самооценка.

Самооценка.

Развернутое планирование по обществознанию по теме «Межэтнические отношения»

Инфоурок › Обществознание ›Рабочие программы›Развернутое планирование по обществознанию по теме «Межэтнические отношения»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: 355640

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Разработка урока: Нации и межнациональные отношения.

Урок по теме «Нации и межнациональные отношения»

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях народов России.

Проблема урока: Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

Государство рождается однажды, но с течением времени оно видоизменяется, трансформируется многократно, но когда это происходит, меняется его географическое очертания, формы, правления, политические и экономические очертания, формы правления, политические и экономические уклады. Однако остается то, что как будто постоянно, но если мы присмотримся, то это жизнь нашего народа, в которой сохраняется дух, культура, прошлое и прорыв в будущее.

Сейчас Россия как раз и переживает становление своей государственности, а если вспомнить, что столыпинская и коммунистическая попытки потерпели крах, то сразу понимаем – другого шанса не будет. Наша страна и народ стали очевидцами сразу нескольких событий, которые можно назвать эпохальными:

потерпело крах социалистическое общество;

распался СССР;

произошел переход к рыночным отношениям.

Страна стала походить на один обнаженный нерв. Миллионы людей потеряли ориентиры и стали ощущать себя так, словно они лишились Родины и превратились в эмигрантов, даже не переступив порог собственного дома. Произошло падение ценностей, а других, новых, вместо исчезнувших, никто не придумал. Мы не всегда понимаем куда идем, что будет с нами, со страной. И не последнюю роль за последнее десятилетие начинает в нашей жизни и жизни страны, занимать церковь, с ее пониманием патриотизма и попыткой достучаться до сердец наших граждан.

И вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Если народ страны не будет един, если его не объединяет привязанность к земле, на которой он живет, желание сделать жизнь на этой земле лучше, то любая страна рассыплется в прах.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от алкоголизма, наркомании, хамства, грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, в основе нашего патриотизма лежат не столько в истории, а сколько в самоуважении к себе, как к свободным, творческим и полным энергии людям. Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями? Эти и другие вопросы волновали и волнуют человечество.

(Выступление учащегося.)

На протяжении всей человеческой истории миграции, перемещения, переселения людей были одним из важнейших факторов развития общества. Освоение новых земель, а позднее новых рынков, мирное или насильственное присоединение к государству сопредельных территорий, колонизация, основание городов, эмиграция – все эти процессы предполагали передвижение с места на место сотен и тысяч людей – воинов и авантюристов, земледельцев и чиновников, ремесленников и предпринимателей. Великое переселение народов и великие географические открытия – это только наиболее известные и яркие эпизоды в истории никогда не прекращавшейся миграции.

Проходили века, но люди не переставали срываться с насиженных мест – по своей воле, в поисках лучшей доли или под давлением внешних обстоятельств. Властители переселяли подданных, изгоняли из своих земель представителей неугодных этносов или конфессий, подданные бежали от произвола государства, от тирании, от геноцида… Подобные – не слишком приятные – страницы истории, увы, все еще перелистываются.

Ни технический прогресс, ни постепенное утверждение в массовом сознании представлений о праве человека думать, веровать и вести себя иначе, чем его соседи, ни глобализация экономики, ни создание механизмов контроля над миграцией и помощи беженцам не избавили нас (и в ближайшем будущем не избавят) от проявления нетерпимости, от дискриминации по национальному или конфессиональному принципу.

Последнее столетие отечественной истории вполне может быть описано как череда непрерывных перемещений огромных масс людей: переселение крестьян в Сибирь при Столыпине, эвакуация жителей прифронтовых областей во время мировых войн, эмиграция, репатриация, «раскулачивание», насильственное выселение народов и возвращение потомков изгнанных в родные места, миграции, вызванные распадом СССР и вооруженными конфликтами на постсоветском пространстве, а также либерализацией иммиграционного законодательства.

Миграции неизбежно были сопряжены с тяготами и лишениями. Насильственные переселения обычно приводили к массовой гибели людей. В ходе передвижения кочевых племен и колонизации новых территорий порой бесследно исчезали этносы. Но было бы неверно видеть в миграциях лишь теневые стороны.

Человечеству свойственно прибывать в постоянном движении. Переходили с места на место первобытные племена – и в результате расширялось обитаемое пространство. В ходе миграций были населены людьми новые континенты. Даже вынужденные миграции, при всей их трагичности, как правило, приводили к обогащению культуры стран, дававших приют беженцам.

Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня достаточно остро во многих государствах мира, Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России, в том числе и в Московской области, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи.

Наверное, поэтому мы с вами сегодня должны серьезно поговорить об уважении к культурным достижениям, традициям, особенностям национального менталитета других народов.

Этнические общности.

Начнем с того, что узнаем, что такое социальные общности, этнос, нация и национальность.

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общностиэто относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этносhello_html_m3007f9da.gifhello_html_504c5833.gifhello_html_m3b5ce69.gif

племя

народность

нация

hello_html_m28718368.gif

Черты этноса

hello_html_36eec6da.gifhello_html_7e1be711.gifhello_html_m71b10ae0.gif

Язык нации, Общая историческая Семейно — Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

поведение

Специфическая материальная и духовная культура

Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нацияисторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Пhello_html_66d39055.gifhello_html_48becbe4.gifhello_html_m21944d22.gifhello_html_3286b914.gifhello_html_70c36b1f.gifhello_html_m4738cb34.gifризнаки нации

Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность

Национальное самосознание

Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций

Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация –

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция –

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

  1. Самоизоляция в целом

  2. Протекционизм в экономике

  3. Религиозный фанатизм

  4. Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

  1. Экономические и политические союзы

  2. Транснациональные корпорации

  3. Международные культурные и народные центры

  4. Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр. 225-226.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% ( татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

  1. Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

  2. Рост сепаратистских тенденций на территории России.

  3. Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде.

Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликтодна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Причины межнациональных конфликтов:

  1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

  2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

  3. Колониальное население.

  4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов:

  1. По поводу спорных территорий.

  2. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

  3. Из-за произвольного изменения административных границ.

  4. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

  5. Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

  6. По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Сейчас в вашей группе присутствует представитель малых народов бывшего СССР. Это Акрам .Акрам подготовил рассказ о своей родине и причинах эмиграции своей семьи в Россию.

Приведите примеры проявлений национализма в истории?

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие «неполноценные» народы (славян) подчинить «истинным арийцам», сделать рабами.

(Выступление учащегося)

Видеоряд о геноциде фашистов.

Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

  1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

  2. проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

  3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

  4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

  1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

  2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

  3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Национальная политика.

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – является национальная политика.

1.Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Современная этика межнациональных отношений дает четкий, определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее, так как мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность, толерантность в отношениях к людям другой национальности.

Наука утверждает, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений – задача крайне трудная, но не безнадежная. Современный мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют межнациональные, и даже межличностные конфликты (видимо будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость. Национальной политике можно противопоставить только одноличную культуру межнациональных и межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура говорил русский, ученый Л. Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, в общем, проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

И в заключении хотелось бы зачитать статью из социальной сети «в контакте», столь популярной сейчас среди молодежи. Это изречение написал простой школьник из Москвы:

«Я живу в таком городе, где даже русские ребята на салам отвечают: «Ваалей кум асса лам!», а девочки — христианки в месяц Рамадан не обедают в знак солидарности постящимся. Где за одной партой сидят Алим и Саня, а мусульмане ждут с нетерпением Пасху, чтобы отведать угощений от русской бабушки — соседки. Любите свой народ, и уважайте остальные. Мы любимым свою землю, и всегда рады гостям! Не нужно провокаций, мы прекрасны в своем разнообразии.

Межнациональные отношения и национальная политика. Межнациональные отношения в современной России

Среди российских экспертов популярным является мнение о том, что межнациональные отношения — это общение, механизмы взаимодействия людей одного этноса с согражданами или жителями других государств, представляющими другие народы. Их суть может быть основана на обсуждении бытовых, семейных, политических и других тем, совместном решении проблем. Специалисты в области психологии выделяют два основных уровня, на которых строятся межнациональные отношения — личностный и коллективный.

Факторы дружбы народов: коллективный уровень

Что определяет характер соответствующих коммуникаций? Что является ключевым фактором в том, будут ли межэтнические отношения позитивными или, наоборот, будут нести конфликтный потенциал? Прежде всего отметим, что все зависит от уровня взаимодействия людей — одного из двух, которые отмечены выше.

Сначала исследуем факторы, характерные для коллектива. Эксперты считают, что прогноз того, как будет развиваться общение разных народов на коллективном уровне, может зависеть прежде всего от того, как они взаимодействуют исторически.Это логично: большинство наций и этносов современного мира сформировались сотни лет назад, а если говорить о некоторых нациях, то и о тысячах. «Молодых», не имеющих значительного исторического опыта межнационального общения народов, относительно немного, хотя они есть.

Глобальные факторы

Еще одним важным фактором является социально-политическая ситуация в стране, в регионе, в целом в мире. Есть прецеденты, свидетельствующие о том, что вполне дружелюбные люди, исходя из исторических предпосылок, могли «поссориться» (или, наоборот, «помириться») в результате каких-то изменений в политических процессах.Роль СМИ также играет роль, которая, однако, не всегда отражает социально-политические реалии.

Дружба личностей

Какие факторы влияют на межнациональные отношения на личном уровне? Конечно, немаловажную роль играют и те, которые мы перечислили выше. Однако они вполне могут сойти на нет, если люди хорошо ладят (или, наоборот, имеют противоречия) на индивидуально-психологическом уровне. Кроме того, на то, как одни люди относятся к другим, влияют конкретные действия людей в определенных ситуациях.Если, например, представители двух традиционно враждующих народов окажутся в сложной ситуации и совместными силами выйдут из нее, возможно, у них, как говорится, не будет воды.

Критерии эффективной национальной политики

Политическое и социально-экономическое развитие стран мира, вероятно, зависит в первую очередь от того, насколько сбалансирована внутренняя политика. И только после этого — по качеству коммуникаций на внешней сцене.Конечно, есть государства, в которых такая проблема не стоит — просто потому, что население почти «моноэтнично», одноязычно, нация по умолчанию консолидирована благодаря единству культуры и менталитета.

Но Россия — это страна, в которой проживают сотни разных людей, имеющих родной язык, культуру, мировосприятие. Поэтому перед властью в России всегда стоит задача — вести постоянный качественный мониторинг межнациональных отношений внутри страны, выявлять проблемные зоны и эффективно решать сложные ситуации.Но каковы критерии адекватной национальной политики? Как найти и успешно решить проблемы межнациональных отношений? Специалисты называют самые разные критерии. Рассмотрим примеры самых логичных и оправданных.

Обеспечение равных политических прав

И, что немаловажно, по отношению ко всем национальностям, населяющим государство. Межнациональные и межнациональные отношения — это, прежде всего, части политического процесса. Соответственно, участвующие в нем страны должны иметь одинаковые ресурсы для выражения своей позиции, взглядов и убеждений.В их распоряжении должны быть сопоставимые, а в идеале — идентичные инструменты взаимодействия с властью. На практике это могут быть те же политические права, которые обычно относят к основным — избирать и быть избранным. То есть представители разных народов России должны иметь ресурсы для выражения своих интересов и участия в формировании политической повестки для всей страны.

Практическими инструментами для этого могут быть предоставление национальным территориям широких возможностей для самоуправления, а также наличие выборных механизмов, посредством которых люди разных этнических групп могут быть представлены в структурах власти федерального и более высокого уровня.

Сглаживание социально-экономического неравенства

Гармонизация межэтнических отношений в рамках одной страны затруднена, если разные народы, даже живущие очень далеко друг от друга, имеют неравные и несопоставимые доходы, доступ к хорошему образованию, медицине, инфраструктуре. Правительство должно выстроить такую ​​модель экономического развития страны, при которой национальные регионы, нуждающиеся в экономической поддержке, получали бы ее, но не за счет тех, где дела обстоят лучше.

Практические инструменты здесь — сбалансированная налоговая и бюджетная политика, разумные инвестиции — в промышленность, инфраструктуру, образование.

Создание атмосферы взаимной терпимости

Бывает, что несколько разных национальностей настолько непохожи на менталитет и культуру, что теряют способность не столько к конструктивному диалогу, сколько к осуществлению коммуникаций как таковых. Они могут не понимать друг друга, даже если общение идет на одном, понятном для каждого из них языке.Речь идет, пожалуй, не о значении фраз, а о действиях, принципах, нормах beh

.

% PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 2 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > endobj 6 0 obj > / XObject> >> / Аннотации [24 0 R 25 0 R 26 0 R 27 0 R 28 0 R 29 0 R] / Родитель 4 0 R / MediaBox [0 0 595 842] >> endobj 7 0 obj > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [32 17 456 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 8 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [15 29 439 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 9 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [32 29 456 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 10 0 obj > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [15 29 439 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 11 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [32 29 456 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 12 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [15 29 439 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 13 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [32 29 456 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 14 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [15 29 439 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 15 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [32 29 456 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 16 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [15 29 439 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 17 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [32 29 456 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 18 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / Шрифт> >> / CropBox [15 29 439 701] / MediaBox [0 0 612 792] >> endobj 19 0 объект > поток xXKs6ƌnOi: 8dcQK: % * e = ql (ʴ

.

Улучшение межгрупповых отношений среди молодежи | Улучшение межгрупповых отношений среди молодежи: резюме исследовательского семинара

групповых отношений. Также возможно, что другие учреждения, которые уделяют особое внимание мирным, уважительным человеческим отношениям, такие как религиозные общины, могут иметь стратегии, заслуживающие изучения.

Исследования, рассмотренные на семинаре, также поднимают вопросы о том, какие обобщения можно сделать из конкретных результатов, как отделить ассоциации от причинно-следственной связи, как результаты могут быть воспроизведены в других условиях и как успешные вмешательства или передовые практики могут быть воспроизведены в более широком масштабе. масштаб.Важны новые и творческие методики оценки. Размышляя о будущих исследованиях и связанных с ними стратегиях и политике, крайне важно прислушиваться к голосам самих молодых людей о том, как они переживают межгрупповые отношения и как они управляют ими. Их встречи, их мнения и их надежды следует учитывать при планировании будущего.

В этой области нужно обучать, уговаривать и направлять не только детей. Взрослым также необходимо со всей откровенностью взглянуть на свои взгляды и системы убеждений.Наряду с родителями, члены семьи, учителя, школьные чиновники и другие взрослые также оказывают влияние на молодых людей через их публичное поведение и сообщения, которые они транслируют; политики, а также люди из средств массовой информации и искусства должны быть обучены и осведомлены об этих проблемах и их обязанностях перед молодыми людьми.

Иногда границы между стипендиями, исследованиями, практикой, защитой интересов и выработкой политики могут быть тонкими. Многие исследователи на семинаре говорили о необходимости наведения мостов в этих ключевых областях, чтобы преобразовать работу в одной области в стратегии изменения в другой.Кеньон Чан, декан Колледжа гуманитарных наук Университета Лойола Мэримаунт, предположил, что исследователи обязаны помогать учителям и другим практикам внедрять новые методы и идеи. «Когда мы проводим это исследование, мы обязаны убедиться, что оно переведено нами практикам в практическом плане», — сказал он.

Чан также заметил, что эти вмешательства относительно небольшие по масштабу и что одно крупное расистское действие в школе может свести на нет положительные эффекты.Он призвал противостоять вызовам межгрупповых отношений на широкой «экологической» основе, вовлекая средства массовой информации, школы, родителей, бабушек и дедушек и других, а также политическое руководство. Многие из исследователей и других присутствовавших поддержали его чувство безотлагательности и необходимости системного подхода к внесению изменений для постоянного улучшения качества межгрупповых отношений.

,

Международные отношения | политика | Британника

Международные отношения , исследование отношений государств друг с другом, а также с международными организациями и некоторыми субнациональными образованиями (например, бюрократией, политическими партиями и группами интересов). Он связан с рядом других академических дисциплин, включая политологию, географию, историю, экономику, право, социологию, психологию и философию.

Британская викторина

Создатели истории: факт или вымысел?

Роальд Амундсен был первым человеком, достигшим Южного полюса.

Историческая застройка

Область международных отношений возникла в начале 20-го века в основном на Западе и, в частности, в Соединенных Штатах, по мере того, как эта страна набирала силу и влияние. В то время как изучение международных отношений в недавно созданном Советском Союзе, а затем и в коммунистическом Китае было омрачено официально навязанной марксистской идеологией, на Западе эта область процветала в результате ряда факторов: растущего спроса на поиск менее опасного и большего -эффективные средства поддержания отношений между народами, обществами, правительствами и экономиками; всплеск литературы и исследований, вдохновленный верой в то, что систематические наблюдения и исследования могут рассеять невежество и способствовать улучшению человечества; и популяризация политических вопросов, в том числе иностранных.Традиционное мнение о том, что иностранные и военные вопросы должны оставаться исключительной прерогативой правителей и других элит, уступило место убеждению, что такие вопросы представляют собой важную заботу и ответственность всех граждан. Эта растущая популяризация международных отношений укрепила идею о том, что общее образование должно включать обучение иностранным делам и что знания следует развивать в интересах более широкого общественного контроля и надзора за внешней и военной политикой.

Эта новая перспектива была сформулирована президентом США Вудро Вильсоном (1913-1921 гг.) В его программе отношений между великими державами после урегулирования Первой мировой войны. Первым из его Четырнадцати пунктов, как его программа стала называть, была призывают к «открытым мирным заветам, заключенным открыто» вместо секретных договоров, которые, как считалось, способствовали развязыванию войны. Крайние разрушения, вызванные войной, укрепили убеждение политических лидеров в том, что недостаточно известно о международных отношениях и что университеты должны способствовать исследованиям и обучению по вопросам, связанным с международным сотрудничеством, войной и миром.

Стипендия по международным отношениям до Первой мировой войны проводилась в основном по двум слабо организованным направлениям обучения: история дипломатии и международное право. С привлечением кропотливых архивных и других первоисточников, дипломатическая история подчеркивала уникальность международных событий и методов дипломатии в том виде, в каком она действительно проводилась. Международное право — особенно право войны — имеет долгую историю в международных отношениях и рассматривается как источник основополагающих нормативных стандартов международного поведения.Возникновение международных отношений должно было расширить сферу действия международного права за пределы этого традиционного координационного центра.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня ,