Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию2016-2017 уч. год
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
по обществознанию2016-2017 уч. год
9 класс
100 баллов – максимальная сумма
За каждый верный ответ в заданиях с 1-10 – 1 балл. (10 баллов)
1. Какой правовой институт не входит в систему гражданского права:
а) наследственное право б) интеллектуальная собственность
в) гражданство г) право собственности
2. Процесс гуманизации образования предполагает:
а) соблюдение устава школы б) обязательное среднее образование
в) учет потребностей и интересов учащихся г) обучение в две смены
3. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания:
а) Житейского б) интуитивного
в) научного г) паранаучного
4. Эмиссией называют:
а) политику распределения расходов
б) политику установления налогов с населения
в) выпуск денег
г) политику регулирования экономики с помощью изменения государственных
расходов и налогообложения
5. Что является отличительной чертой индустриального общества?
а) приоритет ценностей коллектива
б)превращение науки в общественный институт
в)низкая социальная мобильность
г)широкое использование компьютерных технологий
6. Цена спроса – это:
а) максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар
б)минимальная цена, по которой покупатель желает купить товар
в)цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения
г)любая цена, по которой покупатель согласен купить товар
7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:
а) «хорошо»
б)«право, порядок, поведение»
в)«правило, образец»
г)«ответственность»
8. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель
Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно
рассматривать как пример:
а) адаптивного поведения б) конформистского поведения
в) делинквентного поведения г) девиантного поведения
9. К признакам любого государства относится:
а) уважение к законам б)наличие парламента
в)унитарное устройство г)наличие публичной власти
10. Основной смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы:
а) оказать поддержку кандидатам на выборные должности
б)дать возможность избирателям познакомиться с программами претендентов
в)активизировать политическую жизнь в стране
г)помочь партиям накопить опыт политической борьбы
11. Установите соответствие между понятиями и определениями (4 балла)
2) Индивид б) Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества
3) Личность в) Индивид как совокупность биологического и социального
планов
4) Индивидуальность г) Неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
12. Что объединяет понятия,
образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. За каждый ответ
– 3 балла. (9 баллов)
1.) Мотив, выдвижение цели, выбор средств, процесс, результат – ____________
2.) Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика — ___________________________________________________
3.) Гипотеза, диспозиция, санкция – ________________________________________
13. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий. (4 балла)
Понятия, категории, идеи | Имена мыслителей, ученых |
| ||
![]() 2.Общественно-экономическая формация 3. Золотой закон морали 4.«Мыслю, следовательно, существую» | А. Карл Маркс Б. Иммануил Кант В. Аристотель Г. Адам Смит Д. Рене Декарт |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
|
|
| ||
14. Что является лишним в ряду? Подчеркните лишнее.
За каждое правильное – 3 балла (9 баллов)
1) Отрасли права в Российской Федерации:
административное, уголовное, гражданское, трудовое, религиозное, семейное
2) Согласно Конституции граждане Российской Федерации имеют право на:
Имя, охрану здоровья и медицинскую помощь, личную и семейную тайну, труд и свободный выбор профессии, защиту Отечества, обращения в государственные органы
3)Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, регионы, города федерального значения
15. Установите соответствие между
видами юридической ответственности и отраслями права: (6 баллов)
1) штраф а) гражданское право
2) взыскание неустойки б) административное право
3) компенсация морального вреда
4) лишение специального права
5) дисквалификация
6) конфискация орудия совершения правонарушения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
16.
(За каждое правильное понятие – 5 баллов) 10 баллов
1. люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, и, это, основа, экономическая. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. искусство, это, управление, средство, политика, общество, основное, и; ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
17. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:
По баллу выставляется за правильный
ответ в позиции А, по 2 балла за полное правильное объяснение. Всего 6 баллов
1.) Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына.
А. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний?
Б. Почему?
2.) В детскую поликлинику одного из районов г. Тамбова подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.
А. Гражданином какого государства будет являться мальчик?
Б. Свой ответ обоснуйте.
18. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).
За каждое правильное – 2 балла. (4 балла)
1. Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения.
2. Явка с повинной относится к обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность.
19. Вставьте вместо пропусков
порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. ) Слова в списке даны в
именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано
только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов
больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. За
каждое слово – 3 балла. (18 баллов)
«В
словаре современной (1) под
политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с
участием _________ (2), политических партий, движений, отдельных
личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности
является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием,
противодействием (3). Политическая деятельность охватывает
несколько сфер:
государственное (4), воздействие
политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие
политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с
другими общественными сферами. Любое явление — и экономическое, и социальное, и
культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на
власть. Политическая деятельность — деятельность в сфере политических,
властных _____(5).В теории и на практике политическая деятельность
часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования
насилия часто обуславливается экстремальностью,
жёсткостью протекания__________ (6)».
A) отношения Б)
политология B) управление Г) политический
процесс Д) развитие Е) общественные сферы Ж)
социальные группы З) власть И) общественные движения К) закон Л)
влияние
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
20. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится
слово. Запишите его определение. За каждое понятие – 1 балл. Дано
определение – 6 баллов. (20 баллов)
По горизонтали. 1. Основанная на браке
или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и
правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из
правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное
голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система
социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предмету познания.
9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10.
Организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных
социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей. 11. Преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по
расовым, национальным или религиозным признакам. 12. Человек, покинувший один
социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один
из типов этнической общности.
По вертикали. 2. ………………………….. – ……………………………………….
ОТВЕТЫ
9 класс
100 баллов – максимальная сумма
1. в
2. в
3. г
4. в
5. б
6. а
7. в
8. г
9. г
10. б
11. 1в, 2а, 3б, 4г 4 балла, по 1 баллу за каждое верное соответствие
12. 1. деятельность 3 балла
2. признаки государства 3 балла
3. норма права 3 балла
13. 1Г, 2А, 3Б, 4Д 4
балла, по 1 баллу за каждое верное соответствие
14. 1) религиозное, 3 балла
2) защиту Отечества, 3 балла
3) регионы 3 балла
15. 1б, 2а, 3а, 4б, 5б, 6б 6 баллов по 1 за каждое верное соответствие.
16. 1. Нация – это устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности культуры, языка, национальных черт характера, территории и экономической жизни. 5 баллов
2. Политика – это основное средство и искусство управления обществом. 5 баллов
17.
1. Да, может отказаться. 1 балл
На основании конституции никто не должен свидетельствовать против себя и своих близких родственников. 2 балла
2. Гражданином РФ. 1 балл
Право приобретения гражданства определяется правом почвы (местом рождения) 2 балла
18. 1. Да 2 балла
2. Нет 2 балла
19.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
б | ж | з | в | а | г |
18 баллов
20.
По горизонтали:
1. семья
3. респондент
4. владение
5. потребность
6. референдум
7. личность
8. истина
9. сознание
10. партия
11. геноцид
12. маргинал
13. нация
По вертикали:
2. модернизация
«Модернизация — существенное обновление, изменение в каких-либо областях применительно к современным требованиям».
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
20 баллов
Деятельность как способ существования людей презентация. Деятельность- способ существования людей. Отношение человека к окружающему миру
Слайд 1
Деятельность как способ существования людей
Лысова Елена Юрьевна
Слайд 2
План:
Сущность и структура деятельности
Потребности и интересы
Многообразие видов деятельности
Творческая деятельность
Слайд 3
Сравните два определения:
«Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».
Слайд 4
Деятельность
Развитие общества -результат деятельности человека
Деятельность – это проявление активности.
Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности
Поведение животных
Что отличает?
Поведение человека
Инстинкт — приспособление
Разумная деятельность – преобразование.
Деятельность сообразуется с целью
Слайд 5
Сущность и структура деятельности
Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность
Объект — это то, на что она направлена
может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.
могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.
Слайд 6
Цель Средства достижения Результат
Цель —
это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Средства –
это предметы труда, орудия труда, технологии
Результат –
это итог, продукт деятельности
Деятельность состоит из действий
Хорошо
Плохо
Хорошо
Плохо
Слайд 7
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего?
Прочитайте притчу:
«Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»
О чем притча?
Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло
Слайд 8
Что движет человеческой деятельностью?
Мотив — побудительная причина, повод к какому-либо действию.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
(Биологические потребности, Социальные потребности, Идеальные потребности)
Убеждения Интересы
Слайд 9
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества
Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей
Разрушительная деятельность Созидательная деятельность
Слайд 10
Классификация видов деятельности
Критерии для классификации Виды деятельности
Отношение человека к окружающему миру — Практическая
— Духовная
Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная
Созидательная — Разрушительная
Социальные нормы Законная – Незаконная
Моральная — Аморальная
Социальные формы объединения людей Коллективная
Массовая
Индивидуальная
Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная
Инновационная, изобретательская, творческая
Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная
Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд — общение
Слайд 11
Творческая деятельность
Какие ассоциации возникают у вас при слове «ТВОРЧЕСТВО»?
— это деятельность, порождающая нечто качественное новое, никогда ранее не существовавшее. Источником деятельности может быть воображение фантазия
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
План урока 1. Сущность и структура деятельности 2. Потребности и интересы 3. Многообразие видов деятельности 4. Творческая деятельность
3 слайд
Описание слайда:
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой животные приспосабливаются к окружающей среде, они используют то, что дала им природа Человек преобразует существующую природу, творит «вторую природу» поведение целесообразно но инстинкт разумное преобразование целеполагание деятельность
4 слайд
Описание слайда:
Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающаяся в целесообразном изменении окружающего мира, а так же преобразовании человеком самого себя Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразовании объекта что объединяет эти два понятия? активность субъекта в целесообразном преобразовании окружающего мира
5 слайд
Описание слайда:
Структура деятельности субъект деятельности тот кто осуществляет деятельность человек группа людей организация государственный орган объект деятельности на что направлена деятельность природные материалы различные предметы сферы или области жизни человек
6 слайд
Описание слайда:
цель средства результат осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность должна соответствовать реальности то что помогает достичь цели, могут быть материальными (природные материалы и инструменты) и духовными (знания) что значит средства должны соответствовать цели? это оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? цель и результат могут не совпадать между собой
7 слайд
Описание слайда:
Деятельность состоит из действий Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат Причины несовпадения цели и результата выдвижение заведомо недостижимой цели выбор не вполне соответствующих цели средств выдвижение заведомо недостижимой цели отсутствие необходимых умений проявление недобросовестности непредвиденное изменение условий, в которых протекала деятельность
8 слайд
Описание слайда:
Что движет человеческой деятельностью? Прочитайте п. 2 стр. 171 Что такое «мотив»? Что может выступать в роли мотивов? Что такое потребности? На какие большие группы разделили потребности авторы учебника? Какие их них вам кажутся наиболее важными? Какую шкалу потребностей разработал А.Маслоу Что такое социальные установки? Приведите примеры? Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека? Что такое интересы, как они формируются, от чего зависят? Что такое «идеал»? Чем различаются понятия «сознательная деятельность» и «бессознательное»
9 слайд
Описание слайда:
Мотивы — это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив — это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности. Стимул — это объективное явление, действующее на человека, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив — отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы. Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.
10 слайд
Описание слайда:
Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности, важен не результат, а процесс приобретение знаний и способов действий достижение практического результата это вид деятельности, при котором происходит обмен эмоциями и идеями, чувствами, переживаниями
11 слайд
Описание слайда:
Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются
12 слайд
Cлайд 1
Деятельность как способ существования людей Тема: Деятельность людей и её многообразие Антонина Сергеевна Матвиенко
Cлайд 2
Цель: конкретизировать понятие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром
Cлайд 3
План: Сущность и структура деятельности Потребности и интересы Многообразие видов деятельности Творческая деятельность
Cлайд 4
Сравните два определения: «Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».
Cлайд 5
Деятельность Развитие общества -результат деятельности человека Деятельность – это проявление активности. Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности Поведение животных Что отличает? Поведение человека Инстинкт — приспособление Разумная деятельность – преобразование. Деятельность сообразуется с целью
Cлайд 6
Сущность и структура деятельности Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность Объект — это то, на что она направлена может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.
Cлайд 7
Цель Средства достижения Результат Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии Результат – это итог, продукт деятельности Деятельность состоит из действий Хорошо Плохо Хорошо Плохо
Cлайд 8
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего? Прочитайте притчу: «Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.» О чем притча? Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло
Cлайд 9
Что движет человеческой деятельностью? Мотив — побудительная причина, повод к какому-либо действию. Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности, Идеальные потребности) Убеждения Интересы
Cлайд 10
К каким группам потребностей относятся данные высказывания? Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию». Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное». Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»
Cлайд 11
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей Разрушительная деятельность Созидательная деятельность
Важность, преимущества и ценность постановки целей
Как часто вы ставите цели? Как часто вы пересматриваете свой список?
Все мы знаем, что постановка целей важна, но часто не осознаем, насколько они важны, продолжая двигаться по жизни.
Постановка целей не должна быть скучной. Есть много преимуществ и преимуществ в том, чтобы иметь набор целей для работы.
Постановка целей помогает спровоцировать новые модели поведения, помогает направить внимание и сохранить этот импульс в жизни.
Цели также помогают сконцентрироваться и способствуют развитию чувства самообладания. В конце концов, вы не можете управлять тем, что не измеряете, и вы не можете улучшить то, чем не управляете должным образом. Постановка целей может помочь вам сделать все это и многое другое.
В этой статье мы рассмотрим важность и ценность постановки целей, а также многочисленные преимущества.
Мы также рассмотрим, как постановка целей может привести к большему успеху и производительности. Постановка целей не только мотивирует нас, но также может улучшить наше психическое здоровье и наш уровень личного и профессионального успеха.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам поставить действенные цели и освоить методы, позволяющие добиться устойчивых изменений в поведении.
Эта статья содержит:
- Важность и ценность постановки целей
- Зачем ставить цели в жизни?
- Каковы преимущества постановки целей?
- 5 проверенных способов эффективной постановки целей
- Как постановка целей может улучшить производительность?
- Как постановка целей мотивирует людей
- Почему постановка целей важна для учащихся?
- Взгляд на важность постановки целей в психическом здоровье
- Важность постановки целей в бизнесе и организациях
- 10 цитат о ценности и важности постановки целей
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Важность и ценность постановки целей
До 2001 года цели делились на три типа или группы (Elliot & McGregor, 2001):
- Цели мастерства
- Цели подхода к эффективности
- Цели избегания производительности
Цель мастерства — это цель, которую кто-то ставит для достижения или улучшения чего-либо, например: « Я наберу больше очков в этом событии в следующий раз ».
Цель, основанная на подходе к эффективности, — это цель, в которой кто-то пытается добиться большего успеха, чем его или ее сверстники. Этот тип цели может быть целью выглядеть лучше, сбросив 5 фунтов или получить лучшую оценку производительности.
Цель по избеганию производительности — это цель, при которой кто-то пытается не делать хуже, чем его сверстники, например, цель избежать отрицательной обратной связи.
Исследование, проведенное Эллиотом и МакГрегором в 2001 году, изменило эти предположения. До того, как это исследование было опубликовано, предполагалось, что цели мастерства были лучшими, а цели подхода к производительности были иногда хорошими, а иногда плохими. Цели избегания производительности считались наихудшими и, по сути, плохими.
Подразумеваемое предположение в результате этого заключалось в том, что не существует плохих целей овладения или целей уклонения от овладения.
Исследование Эллиота и МакГрегора поставило под сомнение эти предположения, доказав, что цели «господство-избегание» действительно существуют, и доказав, что каждый тип цели может быть полезен в зависимости от обстоятельств.
В исследовании Эллиота и МакГрегора использовалась структура целей достижения 2 x 2, состоящая из:
- Мастерский подход
- Мастерство-избегание
- Перформанс-подход
- Предотвращение производительности
Эти переменные были проверены в 3 исследованиях. В первом и втором экспериментах использовался объяснительный факторный анализ, чтобы разбить 12 целеполагающих вопросов на 4 фактора, как показано на диаграмме ниже.
Изображение предоставлено HappierHuman
Позднее был использован подтверждающий факторный анализ, чтобы показать, что методы мастерства-избегания и мастерства-подхода лучше соответствуют данным, чем только мастерство.
Вопросы для этих исследований были созданы на основе ряда пилотных исследований и предыдущих анкет. После того, как все вопросы были объединены, был использован факторный анализ, чтобы подтвердить, что каждый набор вопросов выражает разные компоненты постановки целей.
Результаты этих исследований показали, что люди с высоким мотивом достижения гораздо чаще использовали приближение к цели. С другой стороны, те, у кого был сильный мотив избегать неудач, гораздо чаще использовали цели избегания.
В третьем эксперименте изучались те же четыре переменные цели достижения, и было обнаружено, что те, кто более склонен использовать цели, ориентированные на результат, с большей вероятностью получат более высокие экзаменационные баллы, в то время как те, кто использует цели, направленные на избегание, с большей вероятностью будут иметь более низкие экзаменационные баллы.
Согласно исследованию, мотивация в условиях достижений сложна, и цели достижения являются лишь одним из нескольких типов операционных переменных, которые необходимо учитывать.
Согласно исследованию, проведенному Эллиотом и Макгрегором, регулирование цели достижения или фактическое стремление к цели включает в себя как саму цель достижения, так и некоторые другие факторы более высокого порядка, такие как мотивационно значимые переменные.
Как мы видим, исследования по постановке целей достаточно надежны.
Зачем ставить цели в жизни?
Правда в том, что одни цели достигаются, а другие нет, и важно понять почему.
Марк Мерфи, основатель и генеральный директор LeadershipIQ.com и автор книги « трудных целей: секрет перехода от того, где вы находитесь, к тому, где вы хотите быть », прошел через годы исследований в области науки и того, как работает мозг и то, как мы устроены как человеческие существа, поскольку это относится к постановке целей.
Книга Мерфи « Трудные цели: секрет перехода от того, где вы находитесь, к тому, где вы хотите быть» объединяет последние исследования в области психологии и науки о мозге в области постановки целей, а также закон притяжения, чтобы помочь в точной настройке. процесс.
ТЯЖЕЛАЯ цель — это достигнутая цель, согласно Мерфи (2010). Мерфи говорит нам вкладывать наши текущие затраты в будущее, а нашу будущую выгоду — в настоящее.
На самом деле это означает, что нельзя откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Мы склонны ценить вещи в настоящий момент гораздо больше, чем мы ценим вещи в будущем.
Постановка целей — это процесс, который со временем меняется. Цели, которые вы ставите в свои 20, скорее всего, будут сильно отличаться от целей, которые вы ставили в свои 40.
Какой бы ни был ваш возраст, в конце концов, это не имеет большого значения, если вы постоянно пересматриваете свои жизненные цели и работаете над их обновлением.
Каковы преимущества постановки целей?
Эдвард Локк и Гэри Лэтэм (1990) являются лидерами в теории постановки целей. Согласно их исследованию, цели не только влияют на поведение и производительность труда, но также помогают мобилизовать энергию, что в целом приводит к увеличению усилий. Более высокие усилия приводят к увеличению настойчивых усилий.
Цели помогают мотивировать нас разрабатывать стратегии, которые позволят нам работать на требуемом уровне целей.
Достижение цели может привести либо к удовлетворению и дальнейшей мотивации, либо к разочарованию и снижению мотивации, если цель не достигнута.
Постановка целей может быть очень мощным методом при правильных условиях, согласно исследованиям (Locke & Latham, 1991).
Согласно Lunenburg (2011), на мотивационное воздействие целей могут влиять такие модераторы, как самоэффективность и способности.
5 проверенных способов Эффективная постановка целей
Исследование Локка и Лэтэма показало нам, что постановка целей действительно очень эффективна.
В статье 1968 года « На пути к теории мотивации задач » Локк показал нам, что четкие цели и соответствующая обратная связь служат хорошим мотиватором для сотрудников (Locke, 1968).
Исследование Локка также показало, что работа над достижением цели является основным источником мотивации, которая, в свою очередь, повышает производительность.
Локк сделал обзор десятилетних исследований лабораторных и полевых исследований влияния постановки целей и результатов. Локк обнаружил, что более чем в 90% случаев цели, которые были конкретными и сложными, но не слишком сложными, приводили к более высокой производительности по сравнению с простыми целями или целями, которые были слишком общими, такими как цель сделать все возможное.
Доктор Гэри Латам также изучал влияние постановки целей на рабочем месте. Результаты Лэтэма подтвердили выводы Локка и показали, что действительно существует неразрывная связь между постановкой целей и производительностью на рабочем месте.
В 1990 году Локк и Лэтэм опубликовали совместную работу « Теория постановки целей и выполнения задач », в которой подчеркивалась важность постановки целей, которые были одновременно конкретными и сложными.
Локк и Латам также заявили, что существует пять принципов постановки целей, которые могут помочь повысить ваши шансы на успех.
- Чистота
- Вызов
- Обязательство
- Обратная связь
- Сложность задачи
Ясность важна, когда дело доходит до целей. Постановка четких и конкретных целей устраняет путаницу, которая возникает, когда цель ставится более общим образом.
Сложные цели расширят ваш разум и заставят вас думать шире. Это поможет вам добиться большего. Каждый успех, которого вы достигаете, помогает вам формировать победное мышление.
Обязательство также важно. Если вы не посвящаете своей цели все, что у вас есть, маловероятно, что вы ее достигнете.
Обратная связь поможет вам узнать, что вы делаете правильно и как вы это делаете. Это позволяет вам скорректировать свои ожидания и план действий в будущем.
Задача Сложность — последний фактор. Важно ставить цели, соответствующие сложности цели.
Как постановка целей может улучшить производительность?
Постановка целей и выполнение задач изучались Локком и Латамом (1991). Теория постановки целей основана на простейших интроспективных наблюдениях, а именно на том, что сознательное человеческое поведение является целенаправленным.
Это поведение регулируется целями. Направленность этих целей характеризует действия всех живых организмов, в том числе таких вещей, как растения.
Теория постановки целей, согласно исследованию, утверждает, что самое простое и прямое мотивационное объяснение того, почему одни люди работают лучше, чем другие, заключается в том, что у них разные цели производительности.
Были изучены два атрибута в отношении производительности:
- Контент
- Интенсивность
Что касается содержания, два аспекта, на которых мы сосредоточились, включают специфичность и сложность. Содержание цели может варьироваться от расплывчатого до очень конкретного, а также сложного или не такого сложного.
Сложность зависит от отношения человека к задаче. Одна и та же задача или цель может быть легкой для одного человека и более сложной для другого, так что все относительно.
В среднем, чем выше абсолютный уровень цели, тем труднее ее достичь. Согласно исследованиям, было проведено более 400 исследований, в которых изучалась связь атрибутов цели с выполнением задачи.
Согласно Локку и Лэтхэму (1991), постоянно обнаруживается, что результативность является линейной функцией сложности цели.
При соответствующем уровне способностей и приверженности чем сложнее цель, тем выше результат.
Исследователи обнаружили, что люди обычно приспосабливают уровень своих усилий к сложности цели. В результате они прилагают больше усилий для достижения сложных целей по сравнению с более легкими.
Согласно исследованию, принцип целенаправленного действия не ограничивается сознательными действиями.
Согласно Lock & Latham, целенаправленное действие определяется тремя атрибутами.
- Самогенерация
- Значение-значение
- Цель-причинность
Самогенерация относится к источнику энергии, встроенному в организм. Значение-значение относится к идее, что действия не только делают возможным, но и необходимым для выживания организма. Целепричинность означает, что результирующее действие обусловлено целью.
Хотя мы видим, что все живые организмы совершают какое-то действие, связанное с целью, люди — единственные организмы, обладающие более высокой формой сознания, по крайней мере, согласно тому, что мы знаем на данный момент времени.
Когда люди предпринимают целенаправленные действия, они ставят цели для их достижения.
Как постановка целей мотивирует людей
Исследования показывают, что постановка целей важна как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Локк и Лэтэм также показали нам, что существует важная взаимосвязь между целями и производительностью.
Исследование Локка и Лэтэма подтверждает идею о том, что наиболее эффективная работа, по-видимому, является результатом того, что цели являются одновременно конкретными и сложными. Когда цели используются для оценки производительности и связаны с отзывами о результатах, они создают чувство приверженности и принятия.
Исследователи также обнаружили, что на мотивационное воздействие целей могут влиять способности и самоэффективность или вера человека в то, что он может чего-то достичь.
Также было обнаружено, что установление сроков помогло повысить эффективность цели, а ориентация на цели обучения приводит к более высокой производительности по сравнению с ориентацией на цели производительности.
Почему постановка целей важна для учащихся?
В исследовании, проведенном Moeller, Theiler, and Wu (2012), изучалась взаимосвязь между постановкой целей и успеваемостью учащихся на уровне класса.
В этом исследовании изучалось 5-летнее квазиэкспериментальное исследование, в котором изучались постановка целей и успеваемость учащихся на уроках испанского языка в старшей школе.
Был использован инструмент, известный как LinguaFolio, который был внедрен в 23 средних школах, в которых обучалось 1273 учащихся.
Учебное портфолио сосредоточено на постановке целей учащимися, самооценке и сборе доказательств языковых достижений.
Исследователи использовали иерархическую линейную модель, а затем проанализировали взаимосвязь между постановкой целей и достижениями учащихся. Это исследование проводилось как на индивидуальном уровне учащихся, так и на уровне учителей.
Корреляционный анализ процесса постановки целей, а также оценок владения языком выявил статистически значимую связь между процессом постановки целей и языковыми достижениями (p < 0,01).
Исследование также рассматривало важность автономии или способности брать на себя ответственность за свое обучение. Согласно исследованию, автономия является долгосрочной целью образования, а также ключевым фактором успешного изучения языка.
В языковом образовании произошел сдвиг парадигмы от учителя к обучению, ориентированному на ученика, что делает идею автономии еще более важной.
Постановка целей в изучении языка обычно рассматривается как одна из стратегий, которая поощряет чувство автономии учащегося (Moeller, Theiler & Wu, 2012)
цель, план действий и оценка размышлений учащихся старших классов испанского языка.
Эта тенденция сохраняется для всех уровней, за исключением перехода с третьего на четвертый курс испанского языка для составления плана действий и постановки целей. Наибольшее улучшение в постановке целей произошло между вторым и третьим уровнями испанского языка.
Взгляд на важность постановки целей для психического здоровья
Постановка целей также является важной частью психического здоровья.
В одном исследовании, посвященном постановке целей и благополучию, люди приняли участие в трех коротких одночасовых сессиях, на которых они ставили цели.
Исследователи сравнили тех, кто ставил цели, с контрольной группой, которая не выполняла упражнение по постановке целей. Результаты показали причинно-следственную связь между постановкой целей и субъективным благополучием.
Weinberger, Mateo и Sirey (2009) также рассмотрели воспринимаемые барьеры на пути к психиатрической помощи и постановке целей среди пожилых людей, живущих в депрессии и проживающих в обществе.
Сорок семь участников завершили исследование, в ходе которого изучались различные барьеры на пути к психическому здоровью и постановке целей. Эти барьеры включают:
- Психологические барьеры, такие как социальные установки, представления о депрессии и стигмы.
- Логистические барьеры, такие как транспортировка и доступность услуг.
- Барьеры, связанные с заболеванием, которые либо поддаются, либо не поддаются изменению, такие как тяжесть депрессии, коморбидная тревога, когнитивный статус и т.
д.
Для лиц, которые считают, что необходимо преодолеть большое количество барьеров, направление в психиатрическую больницу может показаться обременительным, а не полезным.
Определение личной цели лечения может оказаться полезным и даже повысить актуальность обращения за помощью и улучшить доступ к медицинскому обслуживанию согласно исследованию.
Исследования, проведенные на взрослых с депрессией, показали, что постановка целей помогает улучшить результаты лечения. (Weinberger, Mateo, & Sirey, 2009)
Процесс постановки целей даже стал основным направлением некоторых современных психотерапевтических методов лечения депрессии. Некоторые из методов лечения, в которых используется постановка целей, включают:
- Межличностная психотерапия (IPT)
- Когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия (КТ, КПТ)
- Терапия решения проблем (PST)
Согласно исследованию, участники, которые ставили перед собой цели, с большей вероятностью соглашались на направление в психиатрическую больницу. Постановка целей кажется необходимым и хорошим первым шагом, когда речь идет о том, чтобы помочь пожилому человеку в депрессии взять под контроль свое благополучие.
Важность постановки целей в бизнесе и организациях
Постановка целей жизненно важна для всех, особенно для тех, кто занят в деловом мире.
Многих из нас с раннего возраста учили, что постановка целей может помочь нам добиться большего и лучше организоваться.
Цели мотивируют нас и помогают организовать наши мысли. Однако в эволюционной психологии сознательной деятельности, такой как постановка целей, часто принижали значение.
Психоанализ сосредоточил внимание на бессознательной части разума, в то время как когнитивные бихевиористы утверждают, что внешние факторы имеют большее значение.
В 1968 году Эдвард А. Локк официально разработал то, что он назвал теорией постановки целей, в качестве альтернативы всему этому.
Теория постановки целей помогает нам понять, что постановка целей — это сознательный процесс и очень эффективное и действенное средство, когда речь идет о повышении производительности и мотивации, особенно на рабочем месте.
По словам Гэри П. Лэтэма, бывшего президента Канадской психологической ассоциации, основная предпосылка теории постановки целей заключается в том, что наши сознательные цели влияют на то, чего мы достигаем. Наши цели являются объектом или целью наших действий.
Эта точка зрения не согласуется с традиционным когнитивным бихевиоризмом, который рассматривает человеческое поведение как нечто, управляемое внешними стимулами.
Эта точка зрения говорит нам о том, что точно так же, как механик работает над автомобилем, другие люди часто работают над нашим мозгом, даже не осознавая этого, а это, в свою очередь, определяет наше поведение.
Теория постановки целей выходит за рамки этого предположения, говоря нам, что наши внутренние когнитивные функции не менее важны, если не более, при определении нашего поведения.
Для того чтобы наше сознательное познание было эффективным, мы должны направлять и ориентировать наше поведение на мир. Это настоящая цель гола.
Согласно Локку и Лэтэму, между целями и производительностью существует важная взаимосвязь.
Исследования подтверждают прогноз о том, что наиболее эффективная работа часто достигается, когда цели являются конкретными и сложными по своему характеру.
Согласно исследованию, ориентация на цели обучения часто приводит к более высокой производительности по сравнению с ориентацией на цели производительности.
Сроки также повышают эффективность цели. По словам Локка и Латама (2002), цели оказывают всепроникающее влияние как на поведение сотрудников, так и на их производительность в организациях, а также на практику управления.
Согласно исследованию, почти каждая современная организация имеет в своей работе какую-либо программу психологической постановки целей.
Такие программы, как управление по целям (MBO), методы высокопроизводительной работы (HPWP) и информационные системы управления (MIS), используют бенчмаркинг для расширения целей и стратегического планирования, и все они в той или иной степени включают постановку целей.
Фред С. Луненбург, профессор Государственного университета Сэма Хьюстона, резюмировал эти моменты в статье журнала International Journal of Management, Business and Administration «Tal-Setting Theory of Motivation» (Lunenburg, 2011).
Конкретность: Конкретика говорит нам, что для того, чтобы цель была успешной, она также должна быть конкретной. Такие цели, как , в следующий раз я сделаю лучше , слишком расплывчаты и универсальны, чтобы мотивировать нас.
Что-то более конкретное: Я буду тратить не менее 2 часов в день на этой неделе, чтобы закончить отчет к сроку . Эта цель побуждает нас к действию и требует от нас ответственности.
Трудно, но все же достижимо : Цели, конечно, должны быть достижимы, но они не должны быть слишком легкими. Слишком простые цели могут даже заставить нас сдаться. Цели должны быть достаточно сложными, чтобы мотивировать нас, не вызывая чрезмерного стресса.
Процесс принятия : Если другие люди постоянно ставят перед нами цели, а мы не принимаем их по-настоящему, скорее всего, мы продолжим терпеть неудачи. Принятие цели и достижение цели — ключ к успеху.
Один из способов сделать это на организационном уровне — собрать вместе членов команды для обсуждения и постановки целей.
Обратная связь и оценка : Когда цель достигнута, мы чувствуем себя хорошо. Это дает нам чувство удовлетворения. Если мы не получим никакой обратной связи, это чувство удовольствия быстро исчезнет, и достижение может быть даже бессмысленным.
На рабочем месте постоянная обратная связь помогает нам почувствовать, что наша работа и вклад имеют значение. Это выходит за рамки измерения одной цели.
Когда цели используются для оценки эффективности, они часто намного эффективнее.
Обучение за рамками нашей работы : Хотя цели можно использовать как средство обратной связи и оценки нашей работы, подлинная прелесть постановки целей заключается в том, что она помогает нам узнавать что-то новое.
Когда мы узнаем что-то новое, мы развиваем новые навыки, и это помогает нам продвигаться по карьерной лестнице.
Цели, ориентированные на обучение, также могут быть очень полезными, когда речь идет о том, чтобы помочь нам найти смысл жизни, который может помочь повысить производительность.
Цели, ориентированные на результат, с другой стороны, вынуждают работника доказывать, что он или она может или не может сделать, что часто приводит к обратным результатам.
Эти типы целей также с меньшей вероятностью вызывают чувство смысла и удовольствия. Если нам не хватает этого чувства удовлетворения, когда дело доходит до постановки и достижения цели, мы с меньшей вероятностью будем учиться, расти и исследовать.
Групповые цели : Постановка групповых целей также жизненно важна для компаний. Как у отдельных людей, так и у групп, команд и даже комитетов. Групповые цели помогают объединить людей и позволяют им развиваться и работать над достижением одних и тех же целей.
Это помогает создать чувство общности, а также более глубокое чувство смысла и большее чувство принадлежности и удовлетворения.
Загрузить 3 бесплатных набора целей (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
10 Цитаты о ценности и важности постановки целей
Правильно поставленная цель уже наполовину достигнута.
Зиг Зиглар
У каждого есть своя гора Эверест, для восхождения на которую они пришли на эту землю.
Сет Годин
Вы не можете изменить пункт назначения за одну ночь, но вы можете изменить направление за одну ночь.
Джим Рон
Лучше быть у подножия лестницы, по которой хочешь подняться, чем на вершине той, по которой не взбираешься.
Стивен Келлог
Если вы не разработаете свой собственный жизненный план, есть вероятность, что вы попадете в чей-то план. И угадайте, что они запланировали для вас? Немного.
Джим Рон
Все, кто совершил великие дела, имели великую цель, устремили свой взгляд на цель, которая была высокой, иногда казавшейся недостижимой.
Orison Swett Marden
Большая опасность для большинства из нас не в том, что наша цель слишком высока и мы ее не достигаем, а в том, что она слишком низка, и мы ее достигаем.
Микеланджело
Дайте мне биржевого клерка с целью, и я дам вам человека, который войдет в историю. Дайте мне человека без целей, и я дам вам биржевого клерка.
J.C. Penney
Намерение без действия — оскорбление для тех, кто ожидает от вас лучшего.
Энди Эндрюс
Один этот шаг – выбор цели и ее достижение – меняет все.
Скотт Рид
Сообщение на вынос
Постановка целей может помочь нам двигаться вперед в жизни. Цели дают нам дорожную карту, которой мы должны следовать. Цели — отличный способ заставить себя нести ответственность, даже если мы потерпим неудачу. Постановка целей и работа над их достижением помогают нам определить, чего мы действительно хотим в жизни.
Постановка целей также помогает нам расставлять приоритеты. Если мы решим просто блуждать по жизни без цели или плана, это, безусловно, наш выбор. Однако постановка целей может помочь нам жить той жизнью, которой мы действительно хотим жить.
Сказав это, мы не должны проживать каждый момент нашей жизни спланировано, потому что нам всем нужны те дни, когда нам нечего делать.
Однако те, у кого есть четко определенные цели, могут просто получать больше удовольствия от простоя, чем те, кто не ставит перед собой никаких целей.
Для более глубокого чтения ознакомьтесь с нашей подборкой книг по постановке целей.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели.
- Эллиот, Эй Джей, и МакГрегор, Х. А. (2001). Структура целей достижения 2 x 2. Журнал личности и социальной психологии, 80 (3), 501-519.
- Локк, Э.А. (1968). К теории задач мотивации и стимулов. Организационное поведение и деятельность человека , 3 (2), 157–189.
- Локк, Э.А., и Латам, Г.П. (1991). Теория постановки целей и выполнения задач. The Academy of Management Review, 16 (2), 212-247.
- Локк, Э.А., и Латам, Г.П. (2002). Построение практически полезной теории постановки целей и мотивации задач. Американский психолог, 57 (9), 705-717.
- Луненбург, ФК (2011). Теория целеполагания мотивации. Международный журнал менеджмента, бизнеса и администрации, 15 (1), 1–6.
- Меллер, А. Дж., Тейлер, Дж. М., и Ву, К. (2012). Постановка целей и достижения учащихся: лонгитюдное исследование. Журнал современного языка, 96 (2), 153-169.
- Мерфи, М. (2010). ТЯЖЕЛЫХ целей: секрет того, как добраться из того места, где вы находитесь, туда, где вы хотите быть. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
- Вайнбергер, М.И., Матео, К., и Сирей, Дж.А. (2009). Воспринимаемые барьеры для психиатрической помощи и постановки целей среди пожилых людей, живущих в депрессии и живущих в обществе.
Предпочтения и приверженность пациентов, 3 , 145-149.
Постановка целей — CALE Learning Enhancement
Что такое постановка целей?
Постановка целей — это процесс принятия активных мер для достижения желаемого результата. Может быть, вы мечтаете стать учителем, музыкантом или физиотерапевтом. Каждая из этих мечтаний включает в себя постановку и достижение маленьких (и больших!) целей. Каждую из этих основных целей можно разбить на более мелкие, более достижимые цели, которые приведут вас к успеху.
Существует три типа целей: цели процесса, производительности и результата.
- Цели процесса – это конкретные действия или «процессы» выполнения. Например, стремясь учиться в течение 2 часов после обеда каждый день. Цели процесса на 100% контролируются человеком.
- Цели производительности основаны на личном стандарте. Например, стремясь достичь среднего балла 3,5. Личные цели в основном поддаются контролю.
- Цели-результаты основаны на победе. Для студента колледжа это может выглядеть как получение работы в своей области или получение работы в определенном месте работы, которое вы хотели. Цели-результаты очень трудно контролировать из-за других внешних воздействий.
Цели процесса, производительности и результата имеют линейную зависимость. Это важно, потому что если вы достигаете своих целей процесса, вы даете себе хороший шанс достичь своих целей производительности. Точно так же, когда вы достигаете своих целей по производительности, у вас больше шансов достичь своей конечной цели.
Общие советы по постановке целей
- ставить как краткосрочные, так и долгосрочные цели
- ставить SMART-цели
- ставьте цели, которые мотивируют вас
- запишите свои цели и разместите их на видном месте
- корректируйте свои цели по мере необходимости
- Признавайте и вознаграждайте себя, когда достигаете цели
Установите SMART-цели
Установите все три типа целей — процесс, производительность и результат — но сосредоточьтесь на выполнении более мелких целей процесса, чтобы дать вам наилучшие шансы на успех!
- конкретный – очень подробное описание того, чего вы хотите достичь (используйте кто, что, где, как и т.
д.)
- Измеримость — как вы продемонстрируете и оцените достижение своей цели?
- Достижимо — их можно достичь собственным упорным трудом и самоотверженностью — убедитесь, что ваши цели находятся в пределах ваших возможностей для достижения
- Релевантно — насколько ваши цели совпадают с вашими задачами?
- На основе времени — установите 1 или несколько контрольных дат — это «когда», чтобы направить вашу цель к успешному и своевременному завершению (включая сроки, периодичность и даты)
Раздаточный материал по постановке целей – Центр психологии производительности
Прикладные упражнения
Рабочий лист по постановке целей
Рабочий лист по постановке целей – Центр психологии исполнения
Статьи по постановке целей
- Важность постановки целей
- Прежде чем ставить новые цели, оцените предыдущие
Видео по постановке целей
В этом видео рассказывается о постановке целей Центром академического успеха Университета штата Орегон.
Leave A Comment