Тест по биологии на тему «Микроэволюция» 11 класс

1 вариант

1. Процесс схождения признаков у неродственных организмов-

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух относятся к приспособлениям. Найдите два понятия, выпадающих из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мимикрия

2)покровительственная окраска

3)анабиоз

4)араморфоз

5)маскировка

3. Установите закономерность между характеристикой и процессом. К каждой позиции данной в первом столбце подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) действует в изменяющихся условиях 1. Движущая форма отбора

Б) действует в постоянных условиях 2. Стабилизирующая форма отбора

В)приводит к образованию новых признаков

Г)устраняет резкие отклонения от нормы

Д)предохраняет генотип от разрушающего действия мутаций

4. Установите соответствие между характеристикой и процессом. К каждой позиции данной в первом столбце подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) является причиной экологической изоляции 1. Аллопатрическое видообразование

Б) является примером географической изоляции 2. Симпатрическое видообразование

В) один из способов- полиплоидизация

Г) происходит в пределах одного ареала

Д)наблюдается у кольцевых видов

5.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Основные положения синтетической теории эволюции:

1.Материалом для естественного отбора являются мутации

2.элементарной единицей эволюции является особь

3.элементарной единицей эволюции является популяция

4.элементарным эволюционным процессом является направленное изменение генофонда в популяции

5. направляющим фактором эволюции является борьба за существование

6. материалом для естественного отбора является модификационная изменчивость

Ответ:

6.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Примерами аллопатрического видообразования являются:

  1. Дарвиновские вьюрки

  2. Кольцевые виды

  3. Полиплоидизация и гибридизация у растений

  4. Виды африканских цихлид в трех озерах

  5. Популяции черных дроздов

  6. Популяции форели в озере Севан

Ответ:

7. Установите последовательность процессов экологического видообразования. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

а. возникновение 2 новых популяций

б. возникновение ограниченности ресурсов

в. освоение популяциями новых экологических ниш

г.обострение внутривидовой борьбы за существование

д.возникновение репродуктивной изоляции между популяциями

е.получение преимущества между различающимися особями в пределах вида в оставлении потомства.

ж.постепенное усиление различий между особями 1 вида

8. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки, используя понятия, приведенные в списке.

Индустриальный меланизм

у бабочек

Стабилизирующий

Б

Средний размер крыльев у воробьев в ветреных районах

дизруптивный

Против средних форм

В

Список терминов:

  1. Аллопатрический

  2. Покос погремка лугового

  3. Нерест и репродуктивная изоляция лососевых рыб

  4. Движущий

  5. Против крайних форм

  6. Против исходных форм

9. какая форма борьбы за существование считается наиболее напряженной и почему?

10. что такое покровительственная окраска? Приведите не менее 2 примеров.

11. почему возникла необходимость возникновения СТЭ?

2 вариант

1. Процесс расхождения признаков у родственных организмов-

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух относятся к приспособлениям. Найдите два понятия, выпадающих из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) предусмотрительное поведение

2)партеногенез

3)предупреждающая окраска

4)аэродинамическая форма тела

5)конвергенция

3. Установите закономерность между характеристикой и процессом. К каждой позиции данной в первом столбце подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) преимущество получают организмы с отклонениями от нормы 1. Половой отбор

Б) является причиной полового диморфизма 2. Дизруптивный отбор

В) распространен в животном мире

Г)является частным случаем внутривидового отбора

Д)действует в резкоизменяющихся условиях

А) является причиной экологической изоляции 1. Симпатрическое видообразование

Б) является примером географической изоляции 2. аллопатрическое видообразование

В) один из способов- полиплоидизация

Г) происходит в пределах одного ареала

Д)наблюдается у кольцевых видов

5.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Синтетическая теория эволюции:

  1. Разработана Ч. Дарвиным

  2. Является синтезом Дарвинизма и генетики

  3. Разработана С. Четвериковым и др.

  4. Объясняет значение накопления мутаций в популяции

  5. Отводит ведущую роль в образовании новых видов борьбе за существование

  6. Выделяет вид, как элементарную единицу эволюции

Ответ:

6.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Примерами симпатрического видообразования являются:

  1. Дарвиновские вьюрки

  2. Кольцевые виды

  3. Полиплоидизация и гибридизация у растений

  4. Виды африканских цихлид в трех озерах

  5. Популяции черных дроздов

  6. Популяции форели в озере Севан

Ответ:

7. Установите последовательность процессов экологического видообразования. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

а. возникновение 2 новых популяций

б. возникновение ограниченности ресурсов

в. освоение популяциями новых экологических ниш

г.обострение внутривидовой борьбы за существование

д.возникновение репродуктивной изоляции между популяциями

е.получение преимущества между различающимися особями в пределах вида в оставлении потомства.

ж.постепенное усиление различий между особями 1 вида

8. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки, используя понятия, приведенные в списке.

Список терминов:
  1. Аллопатрический

  2. Индустриальный меланизм у бабочек

  3. Нерест и репродуктивная изоляция лососевых рыб

  4. Дизруптивный

  5. Против крайних форм

  6. Против исходных форм

9. почему ни один из критериев вида не является исчерпывающим?

10. что такое мимикрия? Приведите не менее 2 примеров.

11. в чем противоречия и недостатки СТЭ?

infourok.ru

Тест по биологии на тему «Учение о микроэволюции» (11 класс)

Учение о микроэволюции

Вариант 1

  1. Серая крыса вытесняет черную. Какой это вид борьбы?

  1. Внутривидовая

  2. Межвидовая

  3. Борьба с неблагоприятными условиями среды

  4. Все три вида борьбы

  1. Наиболее напряженная борьба за существование:

  1. Борьба с условиями среды

  2. Межвидовая

  3. Внутривидовая

  4. Все три вида борьбы равны

  1. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым приспособлен белый медведь?

  1. Морфологическому

  2. Генетическому

  3. Экологическому

  4. Географическому

  1. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения:

  1. Черных тараканов между собой

  2. Черных и рыжих тараканов

  3. Черных тараканов с ядохимикатами

  4. Черных тараканов и черных крыс

  1. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их число, размеры, форму?

  1. Морфологическому

  2. Генетическому

  3. Экологическому

  4. Географическому

  1. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на скалистых местах?

  1. Географическому

  2. Морфологическому

  3. Экологическому

  4. Этологическому

  1. Сходство организмов по внешнему и внутреннему строению определяет критерий

  1. Морфологический

  2. Географический    

  3. Генетический

  4. Экологический

  1. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?

  1. Межвидовой

  2. Внутривидовой

  3. С неблагоприятными условиями среды

  4. Внутривидовой взаимопомощи

  1. Сходство между незащищёнными и защищёнными видами – это…

  1. Демонстрационная окраска

  2. Маскировка

  3. Мимикрия

  4. Все ответы верны

  1. Некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых. Укажите термин, которым обозначается это явление

  1. Адаптация

  2. Мимикрия

  3. Маскировка

  4. Угрожающая окраска

  1. Назовите явление, примером которого служит зелёная окраски гусениц насекомых, пёстроокрашенные яйца птиц, белая окраска песцов

  1. Мимикрия

  2. Скрывающая окраска

  3. Маскировка

  4. Приспособительная окраска

  1. Что не является приспособлением к окружающей среде?

  1. Инстинкты

  2. Мимикрия

  3. Высокая смертность

  4. Маскировочная окраска

  1. В каком случае борьба за существование будет менее ожесточённой?

  1. Если на территории живёт один вид

  2. Если на территории живут два близких вида

  3. Если на территории живёт несколько разных видов

  4. Все ответы верны

  1. Назовите основное отличие естественного отбора от других эволюционных факторов

  1. Обладает непрерывностью действия

  2. Имеет направленный характер

  3. Имеет универсальный характер

  4. Ведёт к изменению генофонда

  1. Согласно взглядам Ч.Дарвина, для эволюции не имеет значения изменчивость

  1. Комбинативная

  2. Мутационная

  3. Определённая

  4. Неопределённая

  1. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора

  1. Существование кистепёрой рыбы латимерии

  2. Появление тёмноокрашенной формы в популяции бабочки берёзовой пяденицы

  3. Появление раннецветущего и позднецветущего видов погремка большого на скашиваемых лугах

  4. Появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами

  1. Назовите явление, примером которого может служить наличие жёлтой окраски у змеи и тушканчика, живущих в пустыне

  1. Дивергенция

  2. Гомология

  3. Маскировка

  4. Ароморфоз

  1. При экологическом видообразовании новый вид возникает:

  1. В результате распада исходного ареала

  2. В пределах ареала исходного вида

  3. В результате расширения исходного ареала

  4. В пределах нового ареала

  1. Пример географического видообразования

  1. Возникновение культурной сливы в результате гибридизации терна с алычой

  2. Образование европейского и дальневосточного подвидов обыкновенного ландыша

  3. Образование пяти видов форели, разделённых разными сроками размножения

  4. Обособление нескольких видов синиц, обитающих в разных местах и питающихся разной пищей

  1. Пример маскировки:

  1. Зеленая окраска кузнечика

  2. Сходство окраски осы и мухи – журчалки

  3. Ярко-красная окраска у божьей коровки

  4. Сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком

  1. Предупреждающую окраску имеет

  1. Полярная сова

  2. Майский жук

  3. Озерная лягушка

  4. Божья коровка

  1. Главной причиной биологического регресса многих видов животных в настоящее время является

  1. Изменение климата

  2. Хозяйственная деятельность человека

  3. Изменение рельефа

  4. Увеличение численности хищников

  1. Причиной борьбы за существование является

  1. Отсутствие приспособлений к среде обитания

  2. Ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение

  3. Неблагоприятные факторы неживой природы

  4. Изменчивость особей в популяции

  1. Межвидовая борьба, при которой один организм, поселяясь на теле или в теле другого организма, питается за его счёт и приносит вред

  1. Хищничество

  2. Конкуренция

  3. Паразитизм

  4. Симбиоз

  1. К растениям-паразитам относится

  1. Росянка

  2. Непентес

  3. Повилика

  4. Клевер

Учение о микроэволюции

Вариант 2

  1. К чему приводит стремление к неограниченному размножения и ограниченность ресурсов питания и мест обитания?
    A. Вымиранию

B. Видообразованию

C. Борьбе за существование

D. Наследственной изменчивости.

  1. Между какими организмами происходит наиболее напряжённая борьба за существование?
    A. Берёзами в берёзовой роще

B. Травоядными животными и растениями

C. Бобовыми растениями и клубеньковыми бактериями

D. Шляпочными грибами и деревьями

  1. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой мыши?

  1. Морфологическому

  2. Генетическому

  3. Экологическому

  4. Географическому

  1. Какая форма межвидовой борьбы за существование является наиболее напряженной?

  1. Конкуренция

  2. Паразитизм

  3. Нахлебничество

  4. Хищничество

  1. Что является примером  межвидовой борьбы за существование?

  1. Львы и гиены конкурируют за добычу

  2. Кошки охотятся на грызунов

  3. Самцы антилопы сражаются за самку

  4. Трава вырастает на каменистой почве

  1. Процесс, происходящий в природе и приводящий к выживанию и размножению более приспособленных к данным условиям среды особей с полезными наследственными признаками, называется

  1. Селекцией

  2. Естественным отбором

  3. Искусственным отбором

  4. Дивергенцией

  1. Географический критерий вида — это

  1. Совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид

  2. Ареал, занимаемый видом в природе

  3. Возникновение географических барьеров

  4. Комплекс абиотических факторов

  1. Мелкие систематические группы образуются в результате

  1. Микроэволюция

  2. Идиоадаптация

  3. Прогресс

  4. Регресс

  1. Некоторые безобидные неядовитые змеи приобрели значительное сходство с ядовитыми, что помогает им избегать нападения хищников, — такое явление получило название…
    A. Мимикрия
    B. Маскировка
    C. Демонстрационная окраска
    D. Верного ответа нет

  2. Божьи коровки и осы имеют яркую окраску. Это пример

  1. Мимикрии

  2. Маскировки

  3. Предупреждающей (угрожающей) окраски

  4. Адаптации

  1. Назовите пример, который служит примером мимикрии

  1. Окраска божьих коровок и колорадского жука

  2. Муха-большеголовка по форме и окраске похожа на ос

  3. Зелёный цвет кузнечика

  4. Сходство формы тела пингвинов и тюленей

  1. Что является исходным материалом для естественного отбора

  1. Модификации

  2. Мутации

  3. Адаптации

  4. Многообразие видов

  1. Пример действия движущей формы естественного отбора

  1. Существование растения гинкго

  2. Появление тёмноокрашенной формы в популяции бабочки берёзовой пяденицы

  3. Появление раннецветущего и позднецветущего видов погремка большого на скашиваемых лугах

  4. Гибель длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами

  1. На образование новых видов в природе не влияет:

  1. Мутационная изменчивость

  2. Борьба за существование

  3. Естественный отбор

  4. Модификационная изменчивость

  1. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

  1. Расширения исходного ареала

  2. Искусственного отбора

  3. Изоляции популяций внутри старого ареала

  4. Дрейфа генов

  1. Примером географического видообразования может служить формирование видов
    A. Окуней, обитающих на разной глубине водоёма
    B. Синиц, питающихся разными кормами на одной территории
    C. Вьюрков, обитающих на разных Галапагосских островах
    D. Воробьёв, обитающих в разных районах города

  2. Согласно взглядам Ч.Дарвина, для эволюции имеет значение изменчивость

  1. Модификационная

  2. Ненаследственная

  3. Определённая

  4. Неопределённая

  1. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

  1. Окраску, расчленяющую тело

  2. Яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма

  3. Подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида

  4. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

  1. Межвидовая борьба, при которой происходи прямое уничтожение одного вида другим

  1. Хищничество

  2. Конкуренция

  3. Паразитизм

  4. Симбиоз

  1. Растение-хищник

  1. Заразиха

  2. Лианы

  3. Повилика

  4. Росянка

  1. Особенность естественного отбора

  1. Требует вмешательства человека

  2. Животных отбирают по определённому плану

  3. Происходит независимо от человека

  4. Возник только с появлением животноводства и растениеводства

  1. Вид покровительственной окраски в период размножения организмов

  1. Защитная

  2. Угрожающая

  3. Подражающая

  4. Привлекающая

  1. Вид покровительственной окраски, характерной для ядовитых, жалящих насекомых

  1. Защитная

  2. Угрожающая

  3. Подражающая

  4. Привлекающая

  1. Понятие «вид» ввёл

  1. Д. Рей

  2. В. Иогансен

  3. М. Хейл

  4. К. Линней

  1. Взаимоотношения между особями разных видов

  1. Внутривидовая борьба

  2. Межвидовая борьба

  3. Борьба с неблагоприятными условиями

  4. Между берёзами в берёзовом лесу

Ключ по теме «Учение о микроэволюции»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1вариант

B

C

C

A

B

C

A

D

C

B

C

C

C

B

C

A

C

B

B

A

D

B

B

C

C

2вариант

C

A

A

D

A

B

B

A

A

C

B

B

B

D

A

C

D

C

A

D

C

D

A

A

B

infourok.ru

Тест по биологии (11 класс) на тему: Тест по теме:»Микроэволюция» | скачать бесплатно

Тест «Макроэволюлюция – результат микроэволюции» (10 вопросов)

Начало формы


1. Что представляет собой дивергенция?

приобретение узкой специализации
образование гомологичных органов
схождение признаков неродственных видов
расхождение признаков у родственных групп


Конец формы

2. В направлении возникновения новых видов в природе действует:

межвидовая борьба
естественный отбор
искусственный отбор
наследственная изменчивость

3. Несмотря на появление мутаций в популяции и борьбу за существование между особями, новый вид не может возникнуть без действия:

искусственного отбора
естественного отбора
механизма саморегуляции
уменьшения численности популяции

4. Образование новых видов в природе происходит в результате:

методического отбора
искусственного отбора
деятельности человека
взаимодействия движущих сил эволюции

5. Пример экологического (симпатрического) видообразования – это формирование:

видов вьюрков на Галапагосских островах
форм прострела: западной и восточной
многих культурных видов растений
видов лютика: ползучего, прышинца, едкого

6. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в результате:

стремления особей к самоусовершенствованию
сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями
сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями
сохранения естественным отбором особей с разнообразными наследственными изменениями

7. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

дрейфа генов
искусственного отбора
изоляции популяции внутри старого ареала
распада или расширения сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями

8. Микроэволюция завершается образованием новых:

семейств
отрядов
видов
популяций

9. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает:

внутри нового ареала
внутри старого ареала
в результате распада исходного ареала
в результате расширения исходного ареала

10. На образование новых видов в природе не влияет:

мутационная изменчивость
борьба за существование
естественный отбор
модификационная изменчивость

nsportal.ru

Тестирование по теме: » Микроэволюция» 11 класс

Тестирование по теме:«Микроэволюлюция» 11 класс

1. Что представляет собой дивергенция?1)приобретение узкой специализации 2) образование гомологичных органов 3)схождение признаков неродственных видов 4)расхождение признаков у родственных групп

2. В направлении возникновения новых видов в природе действует: 1)межвидовая борьба 2)естественный отбор 3)искусственный отбор  4)наследственная изменчивость

3. Несмотря на появление мутаций в популяции и борьбу за существование между особями, новый вид не может возникнуть без действия:1)искусственного отбора  2)естественного отбора 3)механизма саморегуляции 4)уменьшения численности популяции

4. Образование новых видов в природе происходит в результате: 1)методического отбора 2)искусственного отбора 3)деятельности человека 4)взаимодействия движущих сил эволюции

5. Пример экологического (симпатрического) видообразования – это формирование:1)видов вьюрков на Галапагосских островах 2)форм прострела: западной и восточной 3)многих культурных видов растений 4)видов лютика: ползучего, прышинца, едкого

6. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в результате: 1)стремления особей к самоусовершенствованию 2)сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями  3)сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями 4)сохранения естественным отбором особей с разнообразными наследственными изменениями

7. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате: 1)дрейфа генов 2)искусственного отбора 3)изоляции популяции внутри старого ареала 4)распада или расширения сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями

8. Микроэволюция завершается образованием новых: 1)семейств 2)отрядов 3)видов 4)популяций

9. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает: 1)внутри нового ареала 2)внутри старого ареала 3)в результате распада исходного ареала 4)в результате расширения исходного ареала

10. На образование новых видов в природе не влияет: 1)мутационная изменчивость 2)борьба за существование 3)естественный отбор 4)модификационная изменчивость

11)Укажите пример покровительственной окраски:1) окраска зебры; 2) окраска осовки; 3) окраска рябчика, сидящего в гнезде; 4) окраска божьей коровки защищает ее от птиц

12) Чередование  светлых и темных полос на теле тигра – это пример: 1) покровительственной окраски; 2) мимикрии; 3) маскировки

13) Гусеница по форме напоминает сучок дерева – это пример: 1) мимикрии; 2) покровительственной окраски; 3) угрожающей позы

14) Приспособленность организма к среде обитания формируется в результате: 1) стремлении особей к самосовершенствованию; 2) преимущественного сохранения особей с полезными наследственными изменениями; 3) упражнениями

15)Примером поведенческой адаптации является: 1) запасание корма мышью полевкой; 2)  слияние темной окраски спинки камбалы с фоном морского дна; 3) окраска 

www.metod-kopilka.ru

Тест (биология, 11 класс) по теме: ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» | скачать бесплатно

Проверочная работа по теме: «Микроэволюция и макроэволюция».

Вариант 1.

1. В процессе микроэволюции образуются:

а) виды;

б) семейства;

в) классы;

г) типы (отделы)

2. В процессе эволюции под влиянием движущих сил происходит:

а) саморегуляция в экосистеме;

б) колебание численности популяции;

в) круговорот веществ и превращение энергии;

г) формирование приспособленности организмов.

3. Географический критерий вида – это:

а) его область распространения;

б) особенности процессов жизнедеятельности;

в) особенности внешнего и внутреннего строения;

г) определённый набор хромосом и генов.

4. Выберите показатель, который не характеризует биологический прогресс:

а) экологическое разнообразие;

б) забота о потомстве;

в) широкий ареал;

г) высокая численность.

5. Генетическое сходство особей популяции одного вида проявляется в:

а) обшности их местообитания;

б) сходстве процессов онтогенеза;

в) равном соотношении полов;

г) скрещивании особей и рождении плодовитого потомства.

6. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей – показатель:

а) ароморфоза;

б) дегенерации;

в) биологического прогресса

г) биологического регресса.

7. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции:

Особенность строения:                        Виды доказательств:

а) развитие хвоста                                1. атавизмы

б) аппендикс                                        2. рудименты

в) копчик

г) густой волосяной покров на теле        

д) многососковость

Проверочная работа по теме: «Микроэволюция и макроэволюция».

Вариант 2.

1. В процессе макроэволюции образуются:

а) виды;

б) семейства;

в) классы;

г) типы (отделы)

2. Образование новых видов происходит в результате:

а) возрастного изменения особей;

б) сезонных изменений;

в) природоохранной деятельности человека;

г) взаимодействия движущих сил эволюции.

3. Следствием эволюции организмов нельзя считать:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) наследственную изменчивость;

г) образование новых видов.

4. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:

а) борьба за существование;

б) размножение особей с полезными изменениями;

в) появление в популяции разнообразных наследственных изменений;

г) преимущественнее сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями;

д) закрепление приспособленности к среде обитания.

5. Морфологический критерий вида – это:

а) его область распространения;

б) особенности процессов жизнедеятельности;

в) особенности внешнего и внутреннего строения;

г) определённый набор хромосом и генов.

 6. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление:

а) наследственности;

б) борьбы за существование;

в) индивидуального развития;

г) изменчивости.

7. Приспособление вида животных к среде обитания – результат:

а) заботы о потомстве;

б) упражнения органов;

в) отбора случайных наследственных изменений;

г) высокой численности особей популяции.

Проверочная работа по теме: «Микроэволюция и макроэволюция».

Вариант 3.

 1. В процессе микроэволюции образуются:

а) виды;

б) семейства;

в) классы;

г) типы (отделы)

2. В процессе эволюции под влиянием движущих сил происходит:

а) саморегуляция в экосистеме;

б) колебание численности популяции;

в) круговорот веществ и превращение энергии;

г) формирование приспособленности организмов.

3. Следствием эволюции организмов нельзя считать:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) наследственную изменчивость;

г) образование новых видов.

4. Генетический критерий вида – это:

а) его область распространения;

б) особенности процессов жизнедеятельности;

в) особенности внешнего и внутреннего строения;

г) определённый набор хромосом и генов.

5. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей – показатель:

а) ароморфоза;

б) дегенерации;

в) биологического прогресса

г) биологического регресса.

6.Установите соответствие.

Эволюционные изменения:                                        Направления эволюции:

а) появление двух кругов кровообращения                1. ароморфоз

б) появление крыльев                                        2. идиоадаптация

в) жаберное дыхание

г) наличие прицепок у семян растений.

7. Приспособление вида животных к среде обитания – результат:

а) заботы о потомстве;

б) упражнения органов;

в) отбора случайных наследственных изменений;

г) высокой численности особей популяции.

Проверочная работа по теме: «Микроэволюция и макроэволюция».

Вариант 4.

1. Физиологический критерий вида – это:

а) его область распространения;

б) особенности процессов жизнедеятельности;

в) особенности внешнего и внутреннего строения;

г) определённый набор хромосом и генов.

2. В процессе макроэволюции образуются:

а) виды;

б) семейства;

в) классы;

г) типы (отделы)

3. Образование новых видов происходит в результате:

а) возрастного изменения особей;

б) сезонных изменений;

в) природоохранной деятельности человека;

г) взаимодействия движущих сил эволюции.

4. Следствием эволюции организмов нельзя считать:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) наследственную изменчивость;

г) образование новых видов.

5. Морфологический критерий вида – это:

а) его область распространения;

б) особенности процессов жизнедеятельности;

в) особенности внешнего и внутреннего строения;

г) определённый набор хромосом и генов.

 6. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление:

а) наследственности;

б) борьбы за существование;

в) индивидуального развития;

г) изменчивости.

7. Установите соответствие.

Эволюционные изменения:                                                Направления эволюции:

а) упрощение нервной системы                                        1. идиоадаптация

б) переход к сидячему образу жизни                                2. общая дегенерация

в) преобразование пятипалой конечности млекопитающих

г) мимикрия

nsportal.ru

Итоговый тест по теме» Микроэволюция» (11 класс)

1. причиной видообразования и его способом:1.Географическое 2.Экологическое:А) расширение ареала исходного вида Б) стабильность ареала исходного вида В) разделение ареала вида различными преградами С) многообразие изменчивости особей внутри ареала Д ) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.

2. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида:1. Морфологический 2.экологический:А) тело покрыто мантией Б) раковина имеет две створки Г) обитает в пресных водоемахД) кровеносная система замкнута Е) питается водными организмами Ж) личинка развивается в воде

3. Зеленый кузнечик-насекомое рода кузнечик. Имеет грызущий ротовой аппарат,две пары крыльев,во время спаривания самка съедает самца, в естественных условиях питаются травой.Какие критерии описаны в тексте?

4.Муха осовидка похожа на осу.Назовите тип защитного приспособления, объясните с точки зрения эволюционной теории механизм появления и его относительный характер.

5. Найдите ошибки в тексте.1. Популяция представляет совокупность особей разных видов,длительно существующих на определенной территории 2. Основными характеристиками являются:численность,возрастная,половая,пространственная структура.3. Совокупность генов популяции называется генофондом.4. Популяция-структурная единица живой природы.

6.Объясните, отчего зависит скорость эволюционного процесса в популяции.

7.Установите последовательность этапов географического видообразования:А) возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида. Б) расширение или расчленение ареала видаВ)появление мутаций в изолированных популяциях Г) сохранение ест.отбором особей с полезными признаками.Д)утрата особями разных популяций способности скрещиваться.

8. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции:А) сохранение темных бабочек в результате отбора.Б)изменение окраски стволов берез вследствии загрязнения окр.среды.В) размножение темных бабочек,сохранение в ряде поколений темных особей.Г)отлов сетлых бабочек птицами. Д)изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную.

infourok.ru

Контрольная работа по биологии 11 класс на тему : «Микроэволюция. Макроэволюция» (ЗАДАНИЯ)

Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 1.

Задание 1.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции клевера, на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) отдел Покрытосеменные

2) семейство Бобовые

3) порядок Бобовоцветные

4) царство Растения

5) класс Двудольные

6) род Клевер

Задание 2.

Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Млекопитающие

2) Куньи

3) Лесная куница

4) Хордовые

5) Хищные

Задание 3.

Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) возникновение многоклеточности

2) появление корней и корневищ

3) развитие тканей

4) образование семени

5) возникновение фотосинтеза

6) возникновение двойного оплодотворения

Задание 4.

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

 

1) возникновение лёгких

2) образование головного и спинного мозга

3) образование хорды

4) возникновение четырёхкамерного сердца

Задание 5.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­ма к окру­жа­ю­щей среде.

 

1) воз­ник­но­ве­ние мутации

2) вли­я­ние фак­то­ра внеш­ней среды

3) внеш­нее про­яв­ле­ние признака

4) пе­ре­да­ча му­та­ции потомству

5) со­хра­не­ние и уси­ле­ние при­зна­ка есте­ствен­ным отбором

6) по­яв­ле­ние приспособлений

Задание 6.

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) страус эму

Б) дождевой червь

В) домовая мышь

Г) комнатная муха

Д) уссурийский тигр

 

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 7.

Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ПРОЦЕССЫ

А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков.

Б) Форма тела акулы и дельфина.

В) Появление аналогичных органов.

Г) Различия в форме черепа у млекопитающих.

Д) Крылья бабочек и летучих мышей.

Е) Различные породы голубей.

 

1) дивергенция

2) конвергенция

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 8.

Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.

 

ПРИ­СО­СОБ­ЛЕ­НИЕ

 

НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЕ ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКОЙ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

А) ро­ю­щие лапы крота

Б) ре­дук­ция паль­цев на ногах ко­пыт­ных

В) воз­ник­но­ве­ние по­ло­во­го раз­мно­же­ния

Г) по­яв­ле­ние шер­сти у мле­ко­пи­та­ю­щих

Д) раз­ви­тие плот­ной ку­ти­ку­лы на ли­стьях рас­те­ний, оби­та­ю­щих в пу­сты­не

Е) ми­мик­рия у на­се­ко­мых

 

1) аро­мор­фоз

2) идио­адап­та­ция

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Ароморфозы — это крупные изменения в строении организмов, повышающие их адаптивные возможности. (2) Значительно изменился, например, уровень организации у паразитических гельминтов, прекрасно приспособившихся к своему образу жизни. (3) Появление гомологичных органов способствовало дивергенции в строении конечностей у ластоногих и китообразных. (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих.

Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 2.

Задание 1.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ро­маш­ки на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Двудольные

2) Ромашка

3) Растения

4) Ромашка аптечная

5) Цветковые, или Покрытосеменные

6) Сложноцветные

Задание 2.

Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Пресмыкающиеся

2) Гадюка

3) Хордовые

4) Гадюка обыкновенная

5) Чешуйчатые

Задание 3.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность важ­ней­ших аро­мор­фо­зов у растений.

 

1) фотосинтез

2) об­ра­зо­ва­ние семян

3) по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных органов

4) воз­ник­но­ве­ние цвет­ка и плода

5) воз­ник­но­ве­ние многоклеточности

Задание 4.

Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных.

 

1) возникновение двусторонней симметрии тела

2) появление многоклеточности

3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином

4) расчленение тела на множество сегментов

Задание 5.

Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.

 

1) сохранение темных бабочек в результате отбора

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

4) уничтожение светлых бабочек птицами

5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

Задание 6.

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ВИДЫ

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) рыжий таракан

Б) мышь полевая

В) сизый голубь

Г) латимерия

Д) секвойя

 

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 7.

Установите со­от­вет­ствие между при­спо­соб­лен­но­стью ор­га­низ­мов и эво­лю­ци­он­ным процессом, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го она сформировалась.

 

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

А) ласты кита и ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота

Б) кры­лья птицы и кры­лья бабочки

В) об­те­ка­е­мая форма тела дель­фи­на и акулы

Г) раз­ные формы клюва у вьюрков

Д) кры­лья ле­ту­чей мыши и кры­лья совы

 

1) дивергенция

2) конвергенция

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 8.

Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

A) возникновение семени у растений

Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых

B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте

Г) утрата пищеварительной системы у цепней

Д) приспособленность растений к опылению ветром

Е) появление копыт у лошадей

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.

Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 3.

Задание 1.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции тюль­па­на на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Лилиецветные

2) Растения

3) Цветковые, или Покрытосеменные

4) Лилейные

5) Однодольные

6) Тюльпан

Задание 2.

Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) класс Земноводные

2) тип Хордовые

3) род Жабы

4) царство Животные

5) отряд Бесхвостые

Задание 3.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния на Земле ос­нов­ных групп животных.

 

1) Членистоногие

2) Коль­ча­тые черви

3) Бесчерепные

4) Плос­кие черви

5) Кишечнополостные

Задание 4.

Установите пра­виль­ную последовательность, в которой, предположительно, воз­ник­ли пе­ре­чис­лен­ные клас­сы животных.

 

1) мно­го­ще­тин­ко­вые кольчецы

2) насекомые

3) саркодовые

4) сосальщики

5) пресмыкающиеся

6) хря­ще­вые рыбы

Задание 5.

Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

 

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания

Задание 6.

Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.

 

ПРИЗНАКИ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) Многообразие видов.

Б) Ограниченный ареал.

В) Небольшое число видов.

Г) Широкие экологические адаптации.

Д) Широкий ареал.

Е) Уменьшение числа популяций.

 

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и процессом, к ко­то­ро­му этот при­мер относится.

 

ПРИМЕР

 

ПРОЦЕСС

А) раз­но­об­ра­зие пород голубей

Б) сход­ство функ­ций крыла ба­боч­ки и ле­ту­чей мыши

В) стро­е­ние глаза ось­ми­но­га и человека

Г) за­ви­си­мость формы клюва у га­ла­па­гос­ских вьюр­ков от спо­со­ба до­бы­ва­ния пищи

Д) сход­ство в форме и функ­ци­ях ко­неч­но­стей крота и мед­вед­ки

 

1) дивергенция

2) кон­вер­ген­ция

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 8.

Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался.

 

ПРИЗНАК

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

A) четырёхкамерное сердце

Б) окраска оперения

B) теплокровность

Г) наличие перьевого покрова

Д) ласты у пингвинов

Е) длинный клюв у птиц болот

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 4.

Задание 1.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ржи, на­чи­ная с наибольшей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) отдел Цветковые

2) царство Растения

3) порядок Злаковые

4) семейство Злаки

5) класс Однодольные

6) род Рожь

Задание 2.

Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Млекопитающие

2) Куньи

3) Лесная куница

4) Хордовые

5) Хищные

Задание 3.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния на Земле пе­ре­чис­лен­ных групп растений.

 

1) Зелёные водоросли

2) Голосеменные

3) Покрытосеменные

4) Папоротникообразные

5) Псилофиты

Задание 4.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния пе­ре­чис­лен­ных клас­сов животных.

 

1) Мно­го­ще­тин­ко­вые кольчецы

2) Насекомые

3) Саркодовые

4) Сосальщики

5) Пресмыкающиеся

6) Хря­ще­вые рыбы

Задание 5.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния адап­та­ций к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

 

А) фе­но­ти­пи­че­ское про­яв­ле­ние мутаций

Б) есте­ствен­ный отбор признака

В) по­яв­ле­ние ре­цес­сив­ной му­та­ции у ряда осо­бей популяции

Г) воз­ник­но­ве­ние адаптации

Д) скре­щи­ва­ние особей-носителей мутации

Задание 6.

Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.

 

ВИД ОРГАНИЗМА

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) серая крыса

Б) зубр

В) уссурийский тигр

Г) пырей ползучий

Д) лошадь Пржевальского

Е) одуванчик обыкновенный

 

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры.

 

ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССА

 

ПРОЦЕСС

A) разнообразие пород голубей

Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши

B) строение глаза осьминога и человека

Г) зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа добывания пищи

Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки

 

1) дивергенция

2) конвергенция

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 8.

Установите соответствие между ароморфозом и типом животных, у которого он впервые появился.

 

АРОМОРФОЗ

 

ТИП ЖИВОТНЫХ

A) вторичная полость тела

Б) расчленение тела на равные сегменты

B) деление тела на два или три отдела

Г) кровеносная система

Д) брюшная нервная цепочка

Е) наружный скелет из хитина

 

1) Кольчатые черви

2) Членистоногие

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

infourok.ru