Правда Ярослава — первый русский письменный свод законов

«Правда Ярослава» (Древнейшая Правда) — древнерусский свод законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем.

«Древнейшая Правда» представляет собой 18 статей, которые регулируют уголовное право — кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.

Читать оригинал

Кратко о сути и содержании основных положений

По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.

Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:

«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Данный список толкуется исследователями следующим образом:

русин

— младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.

Список статей Правды Ярослава

  • Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно  предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл

Значение Правды Ярослава и дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

В дальнейшем, свод был дополнен сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497

История открытия и мнения историков

Спойлер


Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.

В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).

Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.

В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Согласно А. П. Толочко, Краткая Правда, включая «Древнейшую Правду», является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.


Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.

В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).

Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.

В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Согласно А. П. Толочко, Краткая Правда, включая «Древнейшую Правду», является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.

Законодательство
Ярослава Мудрого

Внутренняя политика
Ярослава Мудрого

Опубликовано: 20.09.2018

Изменено: 25.08.2019

История создания Свода законов Российской империи — История России

12 февраля 1833 года вышел манифест Николая I, которым провозглашалось издание нового Свода законов страны, сменявшего устаревшее Соборное уложение 1649 года. Появление Свода означало успешное окончание более чем вековых попыток свести воедино, систематизировать и скорректировать разрозненное российское законодательство.

Предыдущие попытки

Потребность в упорядочении законодательной сферы возникла ещё в начале XVIII века. Пётр Великий, издавший за первые годы правления множество новых указов, пришел к мысли о необходимости создания свода, который включал бы в себя действующее Соборное уложение и новые акты. Созданная в 1700 году Палата об Уложении заседала с перерывами до конца 1703 года, но выработанная ею Новоуложенная книга не удовлетворила Петра. Однако монарх не оставлял надежд. Составлялись сенатские комиссии 1714-1717 и 1720-1727 годов. Последняя из них опиралась в своей работе на опыт скандинавского законодательства, однако со смертью Петра I в 1725 году её деятельность постепенно сошла на нет.


Первая страница проекта Сводного уложения 1718 года. Источник: https://ru.wikipedia.org/

До воцарения Екатерины Великой попытки создания сводного Уложения предпринимались не раз, но все они были неудачными.

Знаменитая екатерининская Уложенная комиссия была учреждена в конце 1766 года и качественно отличалась от своих предшественниц. В ней заседали не только чиновники, но также избранные депутаты от дворянства, мещанства, крестьянства, казачества и инородцев. Все они должны были сообщать на заседаниях о нуждах своих сословий, а комиссия в целом должна была руководствоваться составленным самой царицей «Наказом», который был написан под влиянием идей французских просветителей. Однако достаточно громоздкая и нечеткая по структуре комиссия большую часть времени тратила на вычитку законов и делопроизводственные тонкости. Начавшаяся же в 1768 году война с Турцией фактически прекратила работу комиссии, хотя официально орган с таким названием существовал ещё несколько десятилетий.


Екатерининская комиссия 1767 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Комиссия для составления законов Российской империи появилась сразу после вступления Павла I на престол – в декабре 1796 года. В неё вошли всего несколько чиновников. Чехарда в составе комиссии и недостаточная её компетентность сделали и эту попытку неудачной.

Некоторые успехи по систематизации законодательства имели место при сыне Павла Александре I. Комиссия составления законов, обновленная в 1801 году и руководимая правоведом Г.А. Розенкампфом, преследовала две цели: собрать вместе российские законы последних столетий, выявить из них действующие, которые в свою очередь следовало упорядочить и скорректировать. Свои задачи эта комиссия выполняла достаточно успешно, но медленно. Это привело к вхождению в ее состав в 1808 году М.М. Сперанского, которому тогда благоволил Александр. Через два года блестящий государственный деятель стал во главе комиссии, которая была реорганизована под сенью Государственного совета. В 1812 году подвергшийся опале Сперанский покинул её, вернувшись после ссылки в 1821 году.

В 1815-1822 годах был создан Систематический свод существующих законов Российской империи, выполнявший роль базы для выработки отдельных уложений. Однако ко времени кончины императора Александра Павловича в 1825 году уложения эти не были составлены до конца.


Систематический свод существующих законов Российской империи.
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Новое начало

Военный по призванию, любящий во всём ясность и чёткость, новый государь Николай I стремился навести порядок и в сфере законодательной. Царившая здесь путаница и противоречивость нисколько не упрочивали, по его справедливому мнению, государственный строй и саму законность. В 1826 году по инициативе Николая I работавший в александровской комиссии Сперанский предоставил императору свой план работ. Основные его пункты, а именно составление полного собрания законов империи и нового свода действующих законов, стали базой для работы Второго отделения, созданного в рамках Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В это кодификационное учреждение вошло несколько десятков чиновников, его официальным руководителем стал М.А. Балугьянский, фактическим же – всё тот же Сперанский.

В создании Полного собрания законов помог опыт предыдущей комиссии, составившей реестр разбросанных по департаментам и архивам актов. Длительная работа с этим и другими реестрами, выявление и сверка огромного количества законодательного материала увенчались успехом. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было опубликовано.


М.М. Сперанский. Портрет кисти Дж.Доу Источник: d1825.ru

Подготовка к изданию Свода действующих законов была не менее тщательной. Первым ее этапом было историческое обозрение: в хронологическом порядке описывались законодательные акты, разделяемые также по предметному принципу (гражданские, судебные и т.д.). Исторические своды же становились основой для свода общего, который систематизировался по правилам исключения не употребляемых законов и всяческих повторений, а также устранения громоздкости форм действующих актов. В общем своде законы делились на государственные и гражданские (каждая категория также делилась на акты определительные и охранительные) и записывались в виде статей с указанием их источников, что придавало своду серьезность и достоверность. Благодаря принятым в 1831 году «Правилам, наблюдаемым при исправлении Сводов», некоторые статьи можно было немного менять и корректировать. Действенное руководство Сперанского, самолично проверявшего каждую строку очередного тома и нередко заставлявшего переделывать части свода заново, позволяло работе кодификационного отделения не затухать, как бывало в истории подобных учреждений не раз. Итогом активных трудов Второго отделения и лично Михаила Михайловича стало окончание Свода к январю 1830 года. Однако Свод ждало еще одно испытание, задуманное Сперанским, – ревизия его положений и внесение вследствие этого необходимых исправлений. К 1832 году всё было закончено, а 15 томов Свода закона – напечатаны. Манифестом от 12 февраля 1833 года Николай I известил об издании нового Свода и определил время повсеместного его вступления в силу – им стал 1835 год.

Свод законов Российской империи стал шагом вперёд. На место запутанного, противоречивого и разрозненного законодательства пришла стройная, продуманная и четкая система изложения законов, выработанная Сперанским. Новый свод систематизировал, сделал широко доступным к использованию и более четким, чем прежде, законодательный материал, а также впервые обобщил некоторые правовые понятия, тем самым повышая русскую правовую культуру в целом.


Свод законов Российской империи. Издание 1893 г. Источник: bp.blogspot.com

С другими не менее важными историческими документами нашей страны вы можете ознакомиться благодаря проекту Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

Обложка: А.Кившенко. Николай I награждает Сперанского за составление свода законов. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Русская правда Ярослава Мудрого, первый закон

правда Ярослава Мудрого

Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.

Махатма Ганди

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

Первый письменный свод законов

Первый письменный свод законов

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Источники русской правды

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

Русская правда Ярослава Мудрогоэто первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

185 лет назад появился Свод законов Российской империи — РТ на русском

С начала XVIII века перед российскими правителями стояла цель — систематизировать разобщённое законодательство государства. Решить эту непростую задачу удалось Николаю I и его помощнику Михаилу Сперанскому. 12 февраля 1833 года император опубликовал манифест об издании Свода законов Российской империи. В него вошли все законы — начиная с Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года, в котором были скорректированы прежние указы. С какими проблемами пришлось столкнуться законотворческому гению Сперанского — в материале RT.

«Зависти и злобе удалось взять верх…»

Государственные преобразования первой четверти XIX века, на которые выпали годы правления Александра I, в первую очередь связаны с деятельностью Михаила Сперанского. Его сочинения не только стимулировали развитие законодательства, но и повлияли на общественные взгляды прогрессивно мыслящего служилого дворянства и офицеров, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах.

Молодые люди наблюдали результаты буржуазных революций на Западе, и на фоне прогрессивных реформ, проводимых в Европе, им казалось очевидной отсталость России. Передовые круги дворянства настаивали на проведении в стране коренных реформ. Особенно остро встал вопрос об отмене крепостного права, получивший развитие в деятельности декабристов. Но чаще всего молодые люди выступали за введение в России конституционного правления по европейскому образцу.

В этот момент на политической арене появился Михаил Сперанский — сын церковнослужителя, быстро поднявшийся по карьерной лестнице благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности.

  • Миниатюра: Портрет графа Михаила Михайловича Сперанского
  • © Иванов П.А.

Прогрессивные проекты реформ Сперанского поначалу соответствовали взглядам Александра I. Идеи реформатора базировались на основных положениях западноевропейского государственного устройства при сохранении самодержавной власти.

Однако не многие из проектов государственных преобразований Сперанского воплотились в жизнь. Некоторые реформы были невыгодны чиновному дворянству, которое бездельничало или занималось рутинной работой в подлежавших модернизации бюрократических учреждениях. Преобразования Сперанского противоречили всей существовавшей тогда в верхах системе патрон-клиентских отношений. Ситуация осложнялась тем, что всех этих чиновников поддерживали их высокопоставленные родственники.

Консервативное дворянство пошло на всё, чтобы опозорить «выскочку-поповича» Сперанского в глазах императора. Молодого законотворца обвиняли во взяточничестве, в членстве в масонских ложах, в измене родине и даже в попытках создать некий теневой комитет для управления делами России за спиной государя.

Сам Александр поначалу не верил клевете, но в конце концов под влиянием крупных чиновников сдался. В марте 1812 года у государя и Сперанского состоялся жёсткий разговор, завершившийся фразой Александра: «Обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались». Открыто в защиту чиновника высказался герой Отечественной войны М.Б. Барклай-де-Толли: «Итак, зависти и злобе удалось-таки взять верх над правдой!» Но никакие слова уже не могли спасти Сперанского.

  • Нижний базар и Рождественский собор в Нижнем Новгороде
  • РИА Новости

По приказу императора опальный реформатор был в тот же день отправлен в Нижний Новгород, а спустя ещё пару дней — в Пермь. Через три года Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири. Подав пару прошений об отставке, вскоре он вместе с дочерью отправился в своё крохотное имение в Новгородской губернии, но приезжать в Петербург реформатору запретили.

Сперанский вернулся в столицу почти через 10 лет после ссылки. В марте 1921 года Александр I назначил его членом Государственного совета и пожаловал ему хорошее имение в Новгородской губернии. Император также согласился на несколько предложений Сперанского об улучшении управления Сибирью. Однако мечтам бывшего советника Российской империи сблизиться с государем и вновь начать с ним сотрудничать уже не суждено было осуществиться. Вскоре, во время поездки на юг России Александр неожиданно скончался в Таганроге.

После внезапной смерти царя необходимо было как можно скорее назначить наследника престола. Предполагалось, что им станет следующий по старшинству сын Павла I Константин. Но тот, будучи женат по обряду католической церкви и выполняя обязанности наместника Польши, твёрдо отказался от российской короны. Николай Павлович также отказался от титула императора в пользу Константина. Однако секретным решением Александра I именно Николаю предстояло стать следующим самодержцем. Этой неразберихой воспользовались декабристы, поднявшие восстание 14 декабря 1825 года, когда весь народ должен был присягнуть новому императору Николаю Павловичу.

Полупрощённый сибирский губернатор

Подавив вооружённое выступление декабристов, Николай стал опасаться революционных идей и всю свою дальнейшую деятельность направил на то, чтобы не допустить каких-либо проявлений свободомыслия у образованной части общества.

С первых дней Николай озаботился сохранением незыблемости самодержавия в Российской империи. Начатые Александром I реформы были свёрнуты.

Вместе с тем нового императора очень беспокоила запутанность российского законодательства. Предыдущие попытки его кодификации в течение более века заканчивались провалом. Создание полного собрания законов России Николай поручил Сперанскому, его законотворческая деятельность вновь оживилась.

Но самый жёсткий экзамен для бывшего советника Александра I на верность Николаю заключался в том, что реформатору предстояло разработать проект Манифеста о Верховном уголовном суде по делу декабристов.

  • Портрет Николая I в парадной конногвардейской форме
  • © В. Д. Сверчков

Отношение Николая к Сперанскому было весьма неоднозначным. Главный биограф Сперанского Модест Корф писал: «Несравненно замечательным обстоятельством можно считать то, что император Николай избрал Сперанского для дела, столь близкого его сердцу, отнюдь не по какому-либо особому доверию к образу его мыслей и действий, а только по необходимости, не находя вокруг себя никого к тому более способного. В другом случае, назначая начальником Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии проф. М.И. Балугьянского, прямо наставлял его: «Смотри, чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году: ты у меня будешь за него в ответе».

Лишь впоследствии, оценив блестящие способности Сперанского, обеспечившего успешный ход работы царской канцелярии и ответственное выполнение доверенных ему поручений, Николай совершенно изменил свой взгляд на прошлое законотворца. И постепенно Сперанский стал ближайшим доверенным лицом Николая I.

Свод законов Российской империи

Российское законодательство начала XIX века было крайне запущенным — во многом из-за наследия Петра I. Пытаясь преобразовать Россию на европейский лад, император составил сотни указов и уставов, почти всегда заимствованных из западноевропейских законодательств. Однако свести разобщённый материал в единую систему законодательства так и не удалось.

За масштабную кодификацию многочисленных указов и законов впервые взялся Сперанский. Он предложил издать два взаимодополняющих собрания российских законов: 1) Полное собрание отечественных законов, изданных с 29 января 1649 года по 12 декабря 1826 года, 2) Свод законов Российской империи, охватывающий всё действующее законодательство на день его издания в 1826 году, с последующими изменениями и дополнениями, вносимыми в свод.

Эта трудная работа, с которой не смогла справиться ни одна предыдущая комиссия, была начата в 1826 году и доведена до конца в 1833 году под руководством Сперанского и наблюдением Николая I.

Наконец 12 февраля 1833 года Николай I опубликовал Манифест об издании Свода законов Российской империи. А 1 января 1835 года император ввёл его в качестве единственного источника общеимперского права.

  • «Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов»
  • © А.Кившенко

Появлением в России нового свода законов заинтересовались политики и юристы из Европы. Для них оказалось неожиданностью, что именно в России удалось реализовать мечту многих стран. По выражению современников, законодательство России наконец-то вышло из мрака «чиновных канцелярий и делопроизводства».

За создание свода законов Сперанский был отмечен высшей наградой Российской империи — орденом Андрея Первозванного. Девиз ордена — «За веру и верность» — оказался созвучен пути, которому реформатор следовал всю жизнь. И теперь его заслуги были наконец оценены.

Свод законов при Николае I: история создания, краткая характеристика

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Работа над созданием Свода законов при Николае I

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства –  разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.


Использованная литература:

  1. Галимзянова Е. Как создавали Свод законов Российской империи. / Электрон. текстовые дан. – Российское военно-историческое общество, 2913-2019.
  2. Латкин В.М. Кодификация при Николае I – Свод Законов. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). – М.:2004.

Глава 3

Резюме и анализ Глава 3

Сводка

Новые княжества всегда создают проблемы для князя. Люди готовы сменить правителей, чтобы улучшить свою судьбу, но вскоре они обнаруживают, что положение ухудшилось, потому что новый правитель должен причинить вред тем, кого он побеждает. Тогда в качестве врагов у вас будут те, кому вы причинили вред во время захвата власти, а также те, кто привел вас к власти, потому что вы никогда не сможете удовлетворить все их амбиции.

Если завоеванные территории, присоединенные к вашей, похожи по расположению и обычаям, их легко сохранить, особенно если они были наследственными княжествами, не привыкшими к независимости. Пока вы не меняете их образ жизни, вам нужно только уничтожить старую правящую семью, чтобы сохранить их.

Но если новые территории отличаются языком и обычаями, их трудно сохранить. Лучшие методы — это пойти и жить там самому, основать в них колонии, защитить соседние второстепенные державы, ослабить сильные группировки внутри государства и защититься от иностранных держав.Важно решать возникающие политические проблемы как можно раньше, а не ждать, пока станет слишком поздно, потому что войн никогда нельзя избежать, их можно только отложить. Король Людовик не следовал этой политике в Италии и поэтому не смог сохранить свои территории. Он также совершил ошибку, сделав Церковь более могущественной, потому что сделать других могущественными — значит ослабить себя.

Анализ

В этой длинной главе об аннексированных территориях Макиавелли делает несколько наблюдений, которые способствовали его репутации безжалостного человека.Во-первых, он отмечает, что правители-завоеватели неизбежно причиняют вред тем, кого они завоевывают. Затем он советует завоевателям истреблять старые правящие семьи, чтобы избежать угрозы их власти. Обсуждая колонии, он говорит, что они эффективны, потому что они вредят только нескольким беднякам, потерявшим свои дома и земли, и эти люди не в состоянии причинить вред принцу. В этом контексте он делает известное заявление о том, что мужчин следует либо ласкать, либо уничтожать, имея в виду, что если вы должны причинить вред людям, причините им настолько серьезный вред, что они не смогут отомстить вам.

Другие советы Макиавелли кажутся более гуманными. Он оправдывает колонии как эффективное средство контроля над новой территорией, потому что они наносят вред минимальному количеству людей, и для нового правителя невозможно избежать причинения вреда своим подданным. Колонии определенно более желательны, чем оккупация армией, которая вредит всем в новом государстве и вызывает ненависть к новому правителю. Хотя он рассматривает насилие как неизбежную часть правительства, он стремится к наиболее эффективному и контролируемому применению насилия.Однако читатели могут возразить, что Макиавелли советует принцу действовать гуманно только тогда, когда это приносит ощутимую пользу, а не потому, что это этично. Совет Макиавелли князю всегда основывается на том, как лучше всего обрести и увеличивать власть, а не на соображениях, добро или зло. Власть изображается как дефицитный ресурс, который необходимо энергично собирать и тщательно охранять, как, например, в наблюдении Макиавелли, что передача власти другому требует власти от вас самих. Такой взгляд на жесткую конкуренцию исключает идеи сотрудничества или совместной ответственности.Большая часть этой главы посвящена подробному анализу примеров, приведенных римлянами в древние времена и королем Людовиком в более поздние времена. Вторжение Людовика было началом неспокойного периода для Италии, и его последствия привлекают внимание Макиавелли позже в книге.

Глоссарий

Людовико Людовико Сфорца (1451-1508), герцог Миланский и сын Франческо Сфорца. (См. Список персонажей.)

Турки / Греция Силы Османской империи (турки) контролировали Грецию и большую часть Балканского полуострова в 15 веке и проводили политику заселения на своих завоеванных территориях.

этолийцы этолийцы и ахейцы были соперничающими конфедерациями греческих государств. Примерно в 211 году до нашей эры этолийцы попросили римлян помочь им сразиться с Филиппом V Македонским. Римляне победили Филиппа, а несколько лет спустя победили этолийцев и их нового союзника Антиоха III Сирийского, фактически захватив Грецию.

Король Людовик Людовик XII (1462-1515), король Франции. (См. Список персонажей.)

.

Принц Эндрю снова в опасности, поскольку начинается новое судебное дело — RT UK News

Королевскую семью снова втягивают в педофильский скандал с Джеффри Эпштейном, поскольку фотография сына королевы, принца Эндрю, с предполагаемой «несовершеннолетней проституткой» включена в список экспонатов нового судебного дела в США.

Во вторник жертвы сексуального преступника, американского миллиардера, Эпштейна, расскажут в зале суда Флориды свои истории о сексуальном насилии.

Одним из свидетелей, которого можно вызвать на трибуну в суде округа Палм-Бич, является Вирджиния Робертс, которая утверждает, что ее одновременно заставляли заниматься сексом с Эпштейном и что ее «одолжили» для совершения половых действий с ним. друзья.

Робертс утверждает, что в число этих друзей входит принц Эндрю, герцог Йоркский, что Королевство постоянно отрицает.

На фотографии изображен принц, обнимающий Робертса за талию. Снимок был сделан в лондонской резиденции в марте 2001 года, когда Робертсу было бы 17 лет.

ПОДРОБНЕЕ: Королевские отношения: принц Эндрю хочет укрепить связи с Саудовской Аравией после убийства Хашогги (ВИДЕО)

Представитель Букингемского дворца заявлено: «Это категорически отрицается, что герцог Йоркский имел какие-либо формы сексуальных контактов или отношений с Вирджинией Робертс.

Гражданскому процессу против Эпштейна предшествовало взрывное сообщение в «Майами геральд», в котором утверждается, что влиятельным адвокатам миллиардера удалось оказать давление на прокуратуру, помешав ему получить значительный срок тюремного заключения.

Эпштейн был заключен в тюрьму на 13 месяцев в 2008 году за приставание к девушкам для занятия проституцией несовершеннолетних.

Затем, работая прокурором США в Южном округе Флориды, Александр Акоста заключил для Эпштейна соглашение о признании вины, запечатав 53-страничное обвинительное заключение ФБР против него и избежав каких-либо федеральных уголовных обвинений, выдвинутых против него.

Акоста теперь министр труда Трампа.

Принц Эндрю был сфотографирован с осужденным за сексуальное преступление Эпштейном после его освобождения, что привело к тому, что Роял потерял свою роль торгового представителя Великобритании.

Скандал с Эпштейном затронул самое сердце американского истеблишмента. Политики обеих партий, наряду с мужчинами из Голливуда и бизнес-элиты, значатся в журналах полетов частного самолета Эпштейна, получившего название «Лолита-экспресс».

ПОДРОБНЕЕ: Почему осужденный торговец секс-торговлей легко отделался и разгорелся новый скандал. CFPB

Самолет будет совершать регулярные рейсы на частный Карибский остров Эпштейна, в бортовом журнале значились известные имена, в том числе бывший президент США Билл Клинтон и опальный актер Кевин Спейси.

Если вам понравилась эта история, поделитесь ею с другом!

Подпишитесь на информационный бюллетень RT, чтобы получать новости, которые не будут рассказывать основные СМИ.

.

Возраст согласия по странам 2020

Какой возраст согласия? Возраст согласия — это минимальный возраст, при котором лицо считается дееспособным давать согласие на половые акты. В результате, если кто-то постарше вступает в половые отношения с несовершеннолетними, не достигшими возраста согласия, это может считаться изнасилованием по закону. Это связано с тем, что лицо моложе возраста согласия не может юридически сказать, что это действие было согласованным.

Законы о возрасте согласия значительно различаются по всему миру, хотя в большинстве стран требуется, чтобы молодые люди были старше 14 лет, прежде чем заниматься сексом.Ангола и Филиппины — 12 лет, и несколько других стран, включая Южную Корею и Японию — 13 лет (хотя Япония, как известно, принимает законы, которые различаются в разных частях страны).

Кроме того, в ряде стран Азии и Африки требуется, чтобы люди вступили в брак до того, как они смогут законно заниматься сексом. В их число входят Ливия, Афганистан и Саудовская Аравия, которые, как известно, очень консервативны в вопросах, касающихся пола и сексуальности. В то время как в большинстве европейских стран возраст согласия составляет 16-17 лет, в некоторых других европейских странах, включая Мальту и Ватикан, также действуют законы о согласии выше среднего, требующие, чтобы молодые люди были не моложе 18 лет, прежде чем вступать в половые отношения по закону.В Австрии самый низкий возраст согласия в Европе — 14 лет.

В Северной Америке на Арубе самый низкий возраст согласия — 15 лет, тогда как в Южной Америке, Парагвае, Перу, Бразилии, Боливии и Эквадоре возраст согласия составляет 14 лет. В Соединенных Штатах возраст согласия варьируется от штата к штату от 16 до 18 лет. В Чили, Аргентине и ряде других стран самый высокий возраст согласия в Северной и Южной Америке — 18 лет.

Возраст согласия в Японии

В Японии действуют сложные законы о возрасте согласия, которые значительно различаются по стране.Возраст согласия определяется тремя основными законами: Уголовным кодексом Японии, Законом о непристойных действиях в отношении несовершеннолетних и Гражданским кодексом. В каждом из них изложены разные определения того, когда сексуальная активность допустима, причем одни применяются ко всей Японии, а другие — к конкретным префектурам (Япония разделена на 47 административных юрисдикций).

Уголовный кодекс Японии был принят в 1907 году и устанавливает возраст согласия на 13 лет. Любой половой акт с лицом, не достигшим этого возраста, всегда считается изнасилованием по закону и может привести к тюремному заключению на срок до 20 лет.Однако глава 34 Закона о благосостоянии детей также запрещает любые «прелюбодеяния» с детьми (определенными как лица моложе 18 лет).

Законы о непристойных действиях в отношении несовершеннолетних, имеющие преимущественную силу перед Уголовным кодексом, устанавливают законы, касающиеся возраста согласия для конкретных префектур. В некоторых странах сексуальные отношения с кем-либо моложе 15 лет являются незаконными, но в других возраст согласия достигает 18 лет. В этих префектурах вступление в половые отношения с лицом, не достигшим возраста согласия, может привести к тюремному заключению. до пяти лет, в зависимости от префектуры.Хотя это редко, в некоторых префектурах даже объятия или держание за руки несовершеннолетних могут быть незаконными.

Гражданский кодекс снова приближается к возрасту согласия на уровне префектуры (а иногда и муниципалитетов в пределах префектуры). В Японии любое лицо моложе 20 лет не считается взрослым, поэтому согласие родителей играет важную роль в юридических вопросах, затрагивающих молодых людей моложе этого возраста (например, никто в возрасте до 20 лет не может подписать юридический договор без согласия родителей) , Что касается возраста согласия, это означает, что в некоторых префектурах незаконно встречаться с человеком в возрасте до 20 лет без письменного согласия их родителей.Это применяется независимо от возраста партнера, поскольку в Японии нет «исключения для лиц, близких по возрасту» в отношении возраста согласия (т.е. даже если одному человеку 20 лет, а другому 19).

Кроме того, в некоторых префектурах есть особые законы, помимо указанных выше, которые применяются только к этой префектуре. Например, в Токио действует Закон о защите молодежи, который запрещает взрослым заниматься сексуальной деятельностью с кем-либо моложе 17 лет, но это применимо только в Токио. Хотя различные законы, касающиеся возраста согласия в Японии, могут несколько сбивать с толку, в целом правила означают, что, несмотря на национальный закон, устанавливающий возраст согласия 13 лет, в Японии фактически один из самых высоких законов о возрасте согласия в мире. , поскольку фактическим возрастом согласия считается 18 лет, а в некоторых случаях и выше.

Возраст согласия в Германии

Согласно статье 176 Уголовного кодекса, возраст согласия в Германии составляет 14 лет; Следовательно, лица в возрасте 13 лет и младше в Германии не имеют права давать согласие на половую жизнь. Такая деятельность может привести к судебному преследованию за изнасилование по закону и тюремному заключению на срок от 6 месяцев до 10 лет.

Возраст 14 лет — это когда ребенок становится несовершеннолетним в Германии. Это делает законным, например, для 19-летнего подростка заниматься сексом с 14- или 15-летним.Лицо старше 21 года может вступать в половую связь с кем-то в возрасте 14 или 15 лет, если не используется неспособность молодого человека к сексуальному самоопределению, в этом случае молодой человек должен будет подать жалобу на лицо старше 21 года при наличии судимости. Отсутствие согласия или применение силы в любой ситуации является незаконным.

Возраст согласия — 14 и 16 лет — был установлен с момента вступления в силу Уголовного кодекса Германской империи в 1872 году.Когда после Второй мировой войны Германия разделилась на Западную Германию и Демократическую Республику Германии, каждая территория установила несколько разные кодексы согласия. После воссоединения Германии брачный возраст остался на уровне 14 лет, и в 1994 году был введен кодекс 182, в котором говорилось, что для лиц старше 21 года незаконно вступать в половые отношения с лицами моложе 16 лет.

Возраст согласия в Мексике

Возраст согласия в Мексике — 17 лет; Таким образом, лица моложе 16 лет в Мексике не имеют права давать согласие на половую жизнь.Это может привести к судебному преследованию за изнасилование, предусмотренное законом, или аналогичное обвинение в зависимости от местного законодательства.

На каждой из 20 территорий Мексики действуют свои законы о возрасте согласия, при этом минимальный возраст согласия составляет от 16 до 18 лет.

В Мексике нет исключения для лиц, достигших совершеннолетия. Это означает, что два человека младше 17 лет, которые добровольно вступают в половую жизнь, подлежат судебному преследованию за изнасилование по закону. Это также относится к одному партнеру 16 лет, а другому 17.

Возраст согласия в Корее

Согласно статье 305 Уголовного кодекса Южной Кореи, брачный возраст в Южной Корее составляет 20 лет. Это один из старейших возрастов согласия в мире. Лица в возрасте 19 лет или младше в Южной Корее не могут по закону дать согласие на сексуальную активность, и это может привести к судебному преследованию за изнасилование по закону.

Ранее возраст согласия в Корее составлял 13 лет, что было одним из самых низких в мире. Это было спорным и в результате сложных случаев

Примечание: это международный возраст, а не корейский.

Возраст согласия в Канаде

С принятием Закона о борьбе с насильственными преступлениями в Канаде возраст согласия составляет 16 лет. В 2008 году этот закон повысил возраст с 14 до 16, отчасти чтобы помочь бороться с онлайн-хищниками. Это было первое повышение возраста с 1892 года. Закон распространяется на все формы половой жизни

Закон включает исключение для лиц, достигших совершеннолетия; следовательно, 14- и 15-летние могут по закону дать согласие на кого-то, кто старше их менее чем на пять лет, а 12- и 13-летние могут дать согласие на партнера, если партнер менее чем на два года старше их.Для того, чтобы согласие было действительным, не должно быть никаких отношений власти или зависимости или какой-либо эксплуатации молодого человека.

Возраст согласия в Пакистане

В Пакистане нет возраста согласия. Любая сексуальная активность в Пакистане запрещена до брака. Между женатыми людьми нет возраста согласия. Минимальный возраст вступления в брак для мужчин составляет 18 лет, а для женщин — 16 лет. В некоторых случаях женщинам разрешается выходить замуж в 14 лет.

Однополые отношения по обоюдному согласию в Пакистане криминализированы.

Возраст согласия в Китае

Возраст согласия на материковом Китае составляет 14 лет. Лица младше 14 лет не имеют права давать согласие на половую жизнь независимо от центра или сексуальной ориентации. Несоблюдение может привести к судебному преследованию за изнасилование, предусмотренное законом.

Две территории Китая, Макао и Гонконг, имеют свои собственные местные законы о возрасте согласия. Как и в Китае, в Макао возраст согласия составляет 14 лет. Возраст согласия в Гонконге составляет 16 лет.

Возраст согласия во Франции

Согласно статье 227-25 Уголовного кодекса, возраст согласия во Франции составляет 15 лет. Несоблюдение этого требования может привести к судебному преследованию за изнасилование, предусмотренное законом, или за изнасилование местного законодательства, наказуемое тюремным заключением сроком до пяти лет и штрафом в размере 75 000 евро (83 226 долларов США).

Закон был принят совсем недавно, в апреле 2018 года, после шумихи вокруг двух дел мужчин, обвиненных в сексе с 11-летними девочками. Французское правительство решило установить возраст — 13 или 15 лет.Все десять территорий Франции также установили возраст согласия на 15 лет.

Возраст согласия в России

Возраст согласия в России — 16 лет. Лица в возрасте 15 лет и младше не могут по закону давать согласие на половую жизнь. Несоблюдение этих правил может привести к судебному преследованию за изнасилование по закону или за изнасилование в местных условиях.

Возраст согласия в России менялся несколько раз. В Уголовном кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) указано, что брачный возраст наступает при достижении «половой зрелости».После этого ему было установлено 16 лет в 1996 году, когда был введен Уголовный кодекс России, затем он снизился до 14 лет в 1998 году, а затем снова повысился до 16 в 2003 году.

В России нет закона о несовершеннолетних. 15-летний подросток не может дать согласие на половую жизнь с другим 15-летним или 16- или 17-летним.

Возраст согласия в Италии

Возраст согласия в Италии составляет 14 лет. Лицам в возрасте 13 лет и младше по закону не разрешается давать согласие на половую жизнь.Это может привести к судебному преследованию за изнасилование в соответствии с законом или местным аналогом. Кроме того, незаконно совершать половые акты с лицом младше 14 лет в качестве свидетеля, даже если несовершеннолетний не принимает участия.

Возраст согласия повышается до 16 лет, когда один из партнеров оказывает влияние на другого партнера, например, на учителя.

В Италии действует правило близкого возраста, согласно которому 13-летние могут по закону давать согласие на партнеров, которые младше трех лет.

Возраст согласия на Филиппинах

Возраст согласия на Филиппинах — 12 лет, это один из самых молодых в мире.Сексуальные действия с лицом в возрасте 11 лет и младше считаются изнасилованием по закону и влекут за собой наказание.

Возраст согласия на Филиппинах вызывает споры, поскольку многие утверждают, что человек этого возраста не обладает эмоциональной или физической зрелостью, чтобы принять осознанное решение о сексе. Кроме того, лицам моложе 18 лет не разрешается пользоваться средствами защиты, такими как контрацепция или тестирование на ВИЧ / СПИД, без согласия родителей.

Возраст согласия в Америке

Возраст согласия в США варьируется от 16 до 18 лет в зависимости от штата.В этой юрисдикции сексуальные отношения с партнером, не достигшим возраста согласия, считаются изнасилованием по закону. В некоторых юрисдикциях это может считаться установленным законом изнасилованием, если оба партнера не достигли возраста согласия.

В 30 штатах установлен возраст согласия 16 лет; семь установили возраст согласия на 17 лет, а 13 установили возраст согласия на 18 лет.

В 30 штатах действуют законы «Ромео и Джульетта», или законы о лицах близких по возрасту, узаконивающие сексуальные отношения между двумя партнерами, если они достаточно близки по возрасту.Максимальные пробелы в этих законах зависят от штата. Например, в Колорадо возраст согласия составляет 17 лет. Пятнадцатилетним и шестнадцатилетним разрешено давать согласие партнеру, который старше 10 лет, а тем, кому меньше 15 лет, разрешается давать согласие партнеру, который старше четырех лет.

Возраст согласия в Австралии

Возраст согласия в Австралии варьируется в зависимости от юрисдикции штата и территории. Возраст согласия составляет 16 лет в Австралийской столичной территории, Новом Южном Уэльсе, Северной территории, Квинсленде, Виктории и Западной Австралии.Возраст согласия составляет 17 лет в Тасмании и Южной Австралии.

Сексуальные отношения с лицами моложе 15 лет могут привести к судебному преследованию за изнасилование по закону.

В некоторых юрисдикциях есть исключения для лиц, достигших совершеннолетия, которые могут либо освобождать соответствующие пары от закона о возрасте согласия, либо использоваться в качестве правовой защиты в случае судебного преследования.

Возраст согласия в Соединенном Королевстве

Возраст согласия в Соединенном Королевстве и на всех 15 его территориях составляет 16 лет.Лица 15 лет и младше не считаются по закону достаточно взрослыми, чтобы дать согласие на участие в сексуальной активности. Сексуальные действия с лицом младше 16 лет могут привести к судебному преследованию за изнасилование в соответствии с законом.

В Соединенном Королевстве нет законов о несовершеннолетних. Два человека, не достигшие возраста согласия, могут быть привлечены к ответственности за участие в сексуальной деятельности.

Возраст согласия в Индии

В соответствии с Законом об уголовном праве (поправка) 2013 года возраст согласия в Индии составляет 18 лет.Лица 17 лет и младше не могут по закону дать согласие на сексуальную активность, и это может привести к судебному преследованию за изнасилование по закону.

В 1892 году возраст согласия составлял 10 лет, который постепенно повышался до 18 лет. Существуют аргументы в пользу снижения возраста согласия до 16 лет, поскольку во многих случаях сексуального насилия, о которых сообщалось в полицию, речь идет о лицах в возрасте 16 и 18 лет, практикующих секс по обоюдному согласию, о которых сообщается из-за неодобрения со стороны родителей девочки.

Возраст согласия в Таиланде

Как указано в статье 279 Уголовного кодекса Таиланда, брачный возраст в Таиланде составляет 15 лет независимо от пола или сексуальной ориентации.Лицам в возрасте 14 лет и младше по закону не разрешается давать согласие на половую жизнь. Несоблюдение этого закона может привести к судебному преследованию за изнасилование по закону или за изнасилование в местном масштабе.

Таиланд не имеет освобождения от уплаты налогов для лиц младшего возраста.

Возраст согласия в Европе

Возраст согласия в Европе зависит от страны и территории. Возраст согласия составляет от 14 до 18 лет, при этом в большинстве стран возраст согласия составляет от 14 до 16. Только три страны имеют возраст согласия старше 16 лет: Кипр (17), Ирландия (17) и Турция (18).Кроме того, в некоторых странах есть исключения для лиц младшего возраста, в то время как

Следует проверить законы каждой страны о возрасте согласия.

Возраст согласия в Швеции

Согласно главе 6 Уголовного кодекса Швеции, брачный возраст в Швеции составляет 15 лет. Лица в возрасте 14 лет и младше по закону не имеют права давать согласие на половую жизнь. Несоблюдение этого закона может привести к судебному преследованию за изнасилование в соответствии с законом или местным аналогом.

В Швеции действует закон о совершеннолетии, который может полностью освободить соответствующие пары от закона о возрасте согласия или может предоставить правовую защиту для использования в случае судебного преследования.

.

закон Джима Кроу | История, факты и примеры

Истоки

До гражданской войны низкое положение рабов делало ненужным принятие законов, отделяющих их от белых людей. Обе расы могли работать бок о бок, пока раб узнавал свое подчиненное место. В городах, где проживало большинство свободных афроамериканцев, рудиментарные формы сегрегации существовали до 1860 года, но единой модели не существовало. На Севере свободные черные также работали в условиях жестких ограничений и часто сталкивались с еще более жесткой сегрегацией, чем на Юге.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

Можно было ожидать, что южные штаты создали систему сегрегации сразу после войны, но этого не произошло. В некоторых штатах законодательные органы установили жесткое разделение, но только в определенных областях; В Техасе, например, требовалось, чтобы в каждом поезде был один вагон, в котором должны были сидеть все цветные. На Юге не было реальной системы государственного образования до Гражданской войны, и, поскольку правительства послевоенной реконструкции создавали государственные школы, они часто не разделялись по признаку расы.Тем не менее, в Новом Орлеане школы были полностью интегрированы до 1877 года, а в Северной Каролине бывшие рабы обычно заседали в составе присяжных вместе с белыми.

В 1877 году Верховный суд постановил в Hall v. DeCuir , что штаты не могут запрещать сегрегацию на общих перевозчиках, таких как железные дороги, трамваи или речные суда. В делах о гражданских правах 1883 года суд отменил ключевые элементы Закона о гражданских правах 1875 года, тем самым санкционировав понятие «раздельные, но равные» объекты и транспорт для гонок (хотя он не использовал термин отдельных, но равных ).Семь лет спустя суд утвердил статут Миссисипи, требующий сегрегации внутригосударственных перевозчиков в деле Луисвилл, Новый Орлеан и Техасская железная дорога против Миссисипи (1890). Как показали эти дела, суд по сути согласился с «решением» Юга проблем расовых отношений.

С 1887 по 1892 год в девяти штатах, включая Луизиану, были приняты законы, требующие разделения транспортных средств, таких как трамваи и железные дороги. Хотя они различались в деталях, большинство этих законодательных актов требовали равных условий для чернокожих пассажиров и предусматривали штрафы и даже тюремные сроки для железнодорожных служащих, которые их не исполняли.Пять из штатов также предусмотрели уголовные штрафы или тюремное заключение для пассажиров, которые пытались сесть в автомобили, от которых они не могли ездить. В июле 1890 года был принят Закон Луизианы об отдельных автомобилях. Чтобы «способствовать комфорту пассажиров», железные дороги должны были предоставить «равные, но отдельные помещения для белых и цветных» на линиях, проходящих в штате.

Отдельный кулер для воды Афроамериканец пьет воду из кулера для «цветных» на остановке трамвая в Оклахома-Сити в 1939 году. Рассел Ли / Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (номер изображения LC-DIG-fsa-8a26761)

Оспаривание Закона об отдельных автомобилях

Закон Луизианы об отдельных автомобилях ознаменовал драматический и унизительный поворот судьбы черных и смешанных -раса граждан Луизианы. Несмотря на то, что штат Луизиана в целом и Новый Орлеан в частности был рабовладельческим, всегда из-за своего французского происхождения относились к цветным людям более терпимо, чем в других штатах Глубинного Юга. В дополнение к обычному разграничению между черным и белым, начиная с 1700-х годов Новый Орлеан признал третий класс, свободных цветных людей (по-французски, gens de couleur libres ), иногда называемых креолами, освобожденными потомками европейских отцов и африканцев. матери, которые пользовались большой автономией.Хотя в Луизиане, как и в большинстве южных штатов, были законы, запрещающие браки между рабами, она позволяла свободным цветным, белым и gens de couleur вступать в брак, свидетельствовать в суде против белых и в некоторых случаях наследовать собственность от своих отцов. . Некоторые сами стали рабовладельцами и, по-видимому, многие из них накопили значительную собственность. Их социальное положение, особенно в Новом Орлеане, изолировало их от части белой реакции после войны. Но когда белые вернули себе власть после окончания Реконструкции, они увидели только две расы, и привилегированное положение gens de couleur испарилось; с тех пор они были черными по закону.

Gens de couleur помогли сформировать Американскую ассоциацию равных прав граждан, когда был внесен закон о раздельных автомобилях, и они обязались бороться с ним. Среди членов комитета был Луи А. Мартине, креольский поверенный и врач, который также основал Daily Crusader , и он и его газета стали ведущими противниками закона. После его прохождения его газета призвала как к судебному разбирательству, так и к бойкоту тех железных дорог, на которых есть сегрегированные вагоны.Мартине получил помощь Альбиона В. Турже, белого юриста, который воевал на стороне Севера и работал юристом и судьей в Северной Каролине.

Гражданский комитет (Гражданский комитет по проверке конституционности Закона об отдельных автомобилях), привлеченный в основном из креольской общины, собрал 3000 долларов для финансирования судебного процесса, и Турже согласился быть ведущим адвокатом в этом деле. Но им также был нужен местный юрист, поскольку оспаривание закона должно было быть рассмотрено в судах штата, прежде чем оно могло быть обжаловано в федеральной системе.Белый адвокат Джеймс Уокер, наконец, согласился заняться этим делом в декабре 1891 года. Мартине не считал, что ни один из черных адвокатов в Новом Орлеане компетентен поднимать конституционный вопрос, поскольку, как он объяснил, они почти полностью работали в полицейских судах. .

Турже и Мартине рассмотрели несколько возможностей. Они могли заставить черного пассажира купить билет за пределами Луизианы, а затем отправиться в штат, тем самым бросив вызов закону по статье о торговле. У них может быть светлокожая представительница смешанной расы, которая попытается сесть в женскую машину, но тут они столкнулись с проблемой, как заметил Мартине, что ей не может быть отказано в допуске.В Новом Орлеане, как он писал Турже, «люди с довольно светлой кожей, даже если безошибочно окрашены, пользуются здесь значительной степенью иммунитета от проклятых предрассудков».

Но Турже хотел кого-то, кто был бы октороном, человеком, «цветным не более чем на одну восьмую крови», потому что он считал, что выигрышная стратегия будет заключаться в выявлении двусмысленности в определении расы. Как закон или проводник определяли расу пассажира? «Речь идет о том, — сказал Турже своему коллеге, — что Верховный суд с таким же успехом может хотя бы ради чего-то другого позволить суду обострять свои мысли.Мартине согласился, и в Новом Орлеане он начал разговаривать с сочувствующими железнодорожниками, которые хотели отменить закон по своим финансовым причинам. Ничего подобного, если бы их тестового пассажира просто исключили из посадки или даже выбросили из поезда; он должен быть арестован, чтобы существовало реальное дело, и он мог требовать травмы в федеральном суде. Одна железная дорога сообщила ему, что она не обеспечивает соблюдение закона, а другая заявила, что, хотя она и возражает против принятия закона, считая его слишком дорогостоящим, она не желает выступать против него публично.Затем линия Луисвилля и Нэшвилла согласилась на контрольный пример. Так получилось, что по причинам, которых не ожидали ни Мартине, ни Турже, их тестовый пример провалился.

24 февраля 1892 года 21-летний Дэниел Десдюнс купил билет первого класса на маршрут Луисвилл и Нэшвилл из Нового Орлеана в Мобил, штат Алабама, и сел в автомобиль, предназначенный только для белых. Он был арестован согласно плану и обвинен в уголовном нарушении Закона об отдельном автомобиле. Турже, Мартине и местный поверенный Джеймс Уокер подали «заявление о юрисдикции», утверждая, что, поскольку Десдюн был пассажиром в межгосударственной торговле, он имел право и привилегию путешествовать без каких-либо правительственных постановлений, кроме постановлений Конгресса.Турже также представил свое заявление о том, что определение расы является сложным вопросом как науки, так и права, и поэтому его нельзя делегировать железнодорожному служащему. Адвокаты предполагали, что их ходатайство будет отклонено, Десдюн будет признан виновным, а затем они подадут апелляцию. Затем, 19 апреля 1892 года, председательствующий судья Роберт Марр внезапно исчез, и никто не знал, что с ним случилось.

Пока адвокат Десдюнса пытался выяснить, что делать дальше, 25 мая Верховный суд Луизианы вынес решение по делу Louisiana ex rel.Abbott против Hicks . Проводник поезда Техасско-Тихоокеанской железной дороги был привлечен к ответственности за то, что посадил черного пассажира в белый вагон, и железная дорога утверждала, что, поскольку пассажир путешествовал между двумя штатами, либо закон Луизианы не применялся к межштатным поездкам, либо, если он сделал, тогда это было неконституционным по статье о торговле. К всеобщему удивлению, Верховный суд Луизианы согласился с тем, что положения Закона о раздельных автомобилях не могут применяться к пассажирам между штатами.Учитывая это, новый судья по делу Desdunes, Джон Фергюсон, отклонил дело.

.