Образ Кулигина (Гроза Островский А. Н.)

А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним таким «представителем» является Кулигин — мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами». Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком». «татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь. Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Кулигин — человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле — средневековая идея, громоотвод — техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны. Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»

Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов — идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:

— Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.

Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»Основная идея произведения «Гроза»Характеристика персонажа: Варвара КабановаЕкатерина в драме «Гроза»Сравнение образов: Дикой и КабанихаЧьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее вернымБыт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»История создания и анализ драмы «Гроза» Островского А.Н.Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза»Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством»Хозяева и жертвы «темного царства»Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»Основной конфликт пьесы «Гроза»Лариса и Катерина сходства и различияПортретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза»Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмыИдейная кульминация пьесы «Гроза»Гроза Островский А.Н. Катерина — луч света в темном царствеЗначение символов в пьесе Островского «Гроза»Представители темного царства в пьесе «Гроза»Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Название драмы Островского «Гроза»Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Взаимосвязь персонажей: Катерина и КабанихаСравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы«Гроза» – это отражение жизни русской провинцииПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы «Гроза»Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)Самоубийство — это протест или слабость?Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Анализ образов Катерины и ТихонаИзображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. ОстровскогоОбразы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза»)СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С «ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВАОбраз «жестокого мира» в драматургии А.Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаПроблема любви в драме А. Н. Островскою \’Гроза»Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза»)Темное царство в драме «Гроза»Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема любви в «Грозе» А. Н. ОстровскогоТипичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза»Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза»Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза»Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Место образа Катерины в пьесе «Гроза» Островского А.Н.Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза»)Слабые и сильные характеры в драме Гроза«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаТема греха в драме Островского «Гроза»Образ Катерины и средства его создания в драме А.Н. Островского «Гроза».Трагедия Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского «Гроза»Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»Две Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)Сочинение по драме «Гроза» или Темное царство в драме «Гроза»Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза»Описание «Грозы» МайковаБыл ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Дикой — главная фигура в КалиновеНравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы «Гроза»).Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза)Характер Катерины раскрыт в сложных взаимосвязях с другими персонажами драмыТема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План)Душевная драма КатериныИзображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Н. Островского «Гроза»Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»Образ главной героини в пьесе «Гроза»Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза»Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлениемВ «темном царств» (драма Островского «Гроза»)Художественные функции пейзажа в пьесах А. Н.Островского «Гроза» и А.П.Чехова «Вишневый сад»Проблематика пьес Островского «Гроза» и «Лес»Слабые и сильные характерыТрагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством»СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза”Так что же это за такое «темное царство»Разговор Дикого и КабанихиЛюбовь и милосердие (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза»Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза»Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»Обреченность «темного царства»Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы «Гроза»Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 2ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского «Гроза»)Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с «Темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза». Образ Катерины в оценке Н. А. ДобролююбоваТрагедия женской судьбыКатерина в кругу героев пьесы «Гроза»Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)Катерина — протагонист, а Кабаниха — антагонист трагедииХарактер действия в драме А. Островского «Гроза»Дикой и Кабаниха«Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»)Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза»)О гибели жаждавшей воли в пьесе «Гроза»Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».Второстепенные персонажы в драме Островского «Гроза».Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза»Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи«Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница»)Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позицийВ центре пьесы — общественно-политический конфликтСочинение на тему «Размышления о «Темном царстве» в драме А. Н.Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н.ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ .АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»Художественный метод в драме «Гроза» ОстровскогоДве судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза»)Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Красота души Катерины»РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»)Пьеса А. Н. Островского «Гроза»Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»Кто составляет фон пьесы «Гроза»Два художественных символа пьесы «Грозы»Народные истоки характера КатериныХарактер, конфликт и особенности сценического действияВарвара: «Я много разговаривать не люблю. ..» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза»Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы «г А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. «Гроза».)Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3Гроза над КалиновомЗначение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?»В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза»А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины ИзмайловойСудьбы трех женщин: Катерины, Варвары, ЛарисыНа чьей стороне автор пьесы «Гроза»Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского)Интересные подробности жизни и творчества А. Н. ОстровскогоРОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза»Кризис патриархального мира в драма «Гроза»Проблема народного характера в драме «Гроза»Как попала Катерина в семью КабанихиСила характера КатериныЖенские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Система образовОбраз Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза»ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА», «СНЕГУРОЧКА»Конфликт сценического действия в драме «Гроза»Радость жизни Катерины в пьесе ГрозаМожно ли Кулигина считать положительным героемТипичные представители «темного царства» в драме «Гроза»Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Проблема народного характера в драме «Гроза» ОстровскогоТема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза»Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза»Протест Катерины в драме «Гроза»

ЕГЭ по литературе 2023 задание 4: номер 62 | 4ehsk

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид.
На сцене две скамейки и несколько кустов.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку.
Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Ку л и г и н (поёт). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестаёт петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу.

Ку д р я ш. А что?

Ку л и г и н Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Ку д р я ш. Нешто́!

Ку л и г и н. Восторг! А ты «нешто́!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Ку д р я ш. Ну, да, ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик.

Ку л и г и н. Механик, самоучка-механик.

Ку д р я ш. Всё одно.

Молчание.

Ку л и г и н (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Ку д р я ш. Это? Это — Дико́й племянника ругает.

Ку л и г и н. Нашёл место! Ку д р я ш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит.

Ша п к и н. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт.

Ку д р я ш. Пронзительный мужик.

Ша п к и н. Хороша тоже и Кабаниха.

Ку д р я ш. Ну, да та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

Ша п к и н. Унять-то его некому, вот он и воюет!

Ку д р я ш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Ша п к и н. А что бы вы сделали?

Ку д р я ш. Постращали бы хорошенько.

Ша п к и н. Как это?

Ку д р я ш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шёлковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Ша п к и н. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Ку д р я ш. Хотел, да не отдал, так это всё одно что ничего.

Не отдаст он меня, он чует носом-то своим, что я свою голову дёшево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Ша п к и н. Ой ли?

Ку д р я ш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Ша п к и н. Уж будто он тебя и не ругает?

Ку д р я ш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Ку л и г и н. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.

Ку д р я ш. Ну, вот, коль ты умён, так ты его прежде учтивости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.

Ша п к и н. А то что бы?

Ку д р я ш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!

Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.

Ш а п к и н (Кудряшу). Отойдем к стороне: ещё привяжется, пожалуй.

Отходят.

(А. Н. Островский, «Гроза»)

В приведённом фрагменте чудесный волжский пейзаж является __________ произволу и деспотизму в мире калиновцев. Такой художественный приём помогает автору изобразить главный __________ произведения.

Что значит, что лучше жениться, чем сгореть в 1 Коринфянам 7:9?

ДомМатериалы УказательКниги Библии1 Коринфянам Лучше жениться, чем сгореть

Вопрос

Ответ

В Первом послании к Коринфянам 7:8–9 говорится: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться холостыми, как я. Но если они не могут совладать с собой, пусть женятся, ибо лучше жениться, чем пылать страстью». В версии короля Якова сказано просто «сжечь», что привело к некоторому недопониманию. Некоторые предполагают, что слово гореть означает гореть в аду; однако, если мы рассмотрим этот отрывок в контексте, мы увидим, что Павел говорит, что, хотя он предпочитает безбрачие, жениться не является чем-то неправильным. На самом деле, для тех, у кого сильные сексуальные побуждения, лучше жениться, чем быть поглощенным неудовлетворенным желанием.

Утверждение Павла о том, что лучше жениться, чем сгореть, поддерживает твердую позицию Библии против сексуальной безнравственности: если неженатая пара горит страстью друг к другу, им нужно женись на , не поддавайся греху. Многие пытаются оправдать сексуальные отношения до брака такими оправданиями, как «мы помолвлены» или «мы любим друг друга». Но Библия не делает таких поправок. В 1 Коринфянам 7:1–2 Павел обращается к различию между женатыми и неженатыми и заявляет, что сексуальная удовлетворенность является основной причиной брака: «Теперь о том, о чем вы написали: «Хорошо человеку не иметь половые отношения с женщиной.» Но поскольку имеет место половая безнравственность, каждый мужчина должен иметь половые отношения со своей женой, а каждая женщина со своим мужем». Брак — это Божий план исполнения сексуальных желаний, и любое сексуальное выражение вне брака — грех (Евреям 13:4).

Сексуальные желания расцветают в период полового созревания и усиливаются по мере взросления тела. Сексуальные желания сами по себе не являются неправильными. Они являются частью развития здорового мужчины или женщины. То, что мы делаем с этими желаниями, определяет, ведут они к греху или нет. В Иакова 1:13–15 объясняется переход от искушения к греху: «Пусть никто в искушении не говорит: «Я искушаюсь от Бога», ибо Бога нельзя искушать злом, и Сам Он никого не искушает. Но каждый человек искушается, когда его соблазняет и соблазняет его собственное желание. Тогда желание, когда оно зачало, рождает грех, а грех, когда оно полностью выросло, рождает смерть».

Своим утверждением, что лучше жениться, чем сгореть, Павел предостерегает тех, кто движется к греху. Долгие помолвки, свидания молодых подростков и «поцелуи» между встречающимися парами — все это способы, которыми искушение может начать «гореть». Первое послание к Фессалоникийцам 4:3–7 также говорит о необходимости контролировать свои страсти: «Божья воля состоит в том, чтобы вы были освящены: чтобы вы избегали блуда; чтобы каждый из вас научился управлять своим телом свято и честно, а не в страстной похоти, как язычники, не знающие Бога; и что в этом вопросе никто не должен обижать или использовать в своих интересах брата или сестру.

Господь накажет всех, кто совершает такие грехи, как мы говорили и предупреждали вас ранее. Ибо Бог призвал нас не к нечистоте, но к святой жизни».

Когда мы отказываемся управлять своим телом святыми и благородными способами, мы рискуем позволить естественному сексуальному влечению превратиться в похоть или заставить кого-то другого наполниться похотью. Это особенно верно в позднем подростковом возрасте и в начале двадцатых годов, когда гормоны бушуют, а тело находится в наилучшей форме. Сексуальное желание достигает своего пика, и глупцы или необразованные часто погружаются в сексуальный грех, прежде чем осознают последствия на всю жизнь. Божий замысел предназначен для тех, кто «горит» сексуальным желанием, чтобы с молитвой искать партнера по браку и держать свои желания под контролем до брачной ночи. Те, кто может сохранять нравственную чистоту, не должны чувствовать принуждения к вступлению в брак. Одиночество — вполне приемлемый образ жизни. Но, если человек начинает «гореть» страстью, пора искать Божьего руководства в поиске супруга.

Вернуться к:

Вопросы о 1 Коринфянам

Что означает утверждение о том, что лучше жениться, чем сгореть в 1 Коринфянам 7:9?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Что такое отступничество и как его распознать?

Ответ

Отступничество , от греческого слова отступничество означает «пренебрежение установленной системой или авторитетом; бунт; отказ от веры или нарушение веры». В мире первого века отступничество было техническим термином для политического бунта или отступничества. Как и в первом веке, сегодня Телу Христову угрожает духовное отступничество.

Библия предупреждает о таких людях, как Арий (ок. 250–336 гг. по Р.Х.), христианский священник из Александрии, Египет, который прошел обучение в Антиохии в начале четвертого века. Около 318 года нашей эры Арий обвинил епископа Александрийского Александра в том, что он подписался на савеллианство, ложное учение, утверждавшее, что Отец, Сын и Святой Дух были просто ролями или модусами, принятыми Богом в разное время. Арий был полон решимости подчеркнуть единство Бога; однако он зашел слишком далеко в своем учении о природе Бога. Арий отрицал Троицу и вводил то, что на первый взгляд казалось несущественным различием между Отцом и Сыном.

Арий утверждал, что Иисус не был homoousios («той же сущности»), что и Отец, а скорее был homoousios («подобной сущности»). Только одна греческая буква — йота (ι) — разделяла их. Арий так описывал свое положение: «Отец существовал прежде Сына. Было время, когда Сына не существовало. Следовательно, Сын был создан Отцом. Поэтому, хотя Сын был высшим из всех творений, он не был от сущности Бога».

Арий был умен и делал все возможное, чтобы привлечь людей на свою сторону, даже зашел так далеко, что сочинил маленькие песенки, которые учили его теологии, которой он пытался научить всех, кто хотел слушать. Его обаятельный характер, аскетизм и уважаемое положение проповедника также способствовали его делу.

В отношении отступничества очень важно, чтобы все христиане понимали две важные вещи: (1) как распознать отступников и учителей-отступников и (2) почему учение отступников так смертоносно.

Формы отступничества
Чтобы полностью идентифицировать отступничество и бороться с ним, христиане должны понимать его различные формы и черты, которые характеризуют его учения и учителей. Что касается форм отступничества, то существует два основных типа: (1) отпадение от ключевых и истинных учений Библии в еретические учения, претендующие на звание «настоящего» христианского учения, и (2) полный отказ от Христианская вера, результатом которой является полное отречение от Христа.

Арий представляет собой первую форму отступничества — отрицание ключевых христианских истин (таких как божественность Христа), которое начинает катиться вниз к полному отходу от веры, что является второй формой отступничества. Вторая форма почти всегда начинается с первой. Еретическая вера становится еретическим учением, которое дробится и разрастается, пока не загрязнит все стороны веры человека, и тогда будет достигнута конечная цель сатаны — полное отпадение от христианства.

Исследование Дэниела Деннета и Линды ЛаСколы, проведенное в 2010 году под названием «Проповедники, которые не являются верующими». Работа Деннета и ЛаСколы ведет хронику пяти разных проповедников, которые со временем были представлены и приняли еретические учения о христианстве, а теперь полностью отпали от веры. Эти пасторы либо пантеисты, либо тайные атеисты. Одна из самых тревожных истин, выявленных в исследовании, заключается в том, что эти проповедники сохраняют свою позицию пастырей христианских церквей, а их прихожане не знают об истинном духовном состоянии их лидера.

Характеристики отступничества и отступничества
Иуда был сводным братом Иисуса и лидером ранней церкви. В своем послании к Новому Завету он описывает, как распознать отступничество, и настоятельно призывает тех, кто в теле Христовом, усердно подвизаться за веру (Иуды 1:3). Греческое слово, переведенное как «серьезно спорить», представляет собой составной глагол, от которого мы получаем слово мучиться . Оно находится в форме настоящего инфинитива, а это значит, что борьба будет непрерывной. Другими словами, Иуда говорит, что будет постоянная борьба с лжеучением и что христиане должны относиться к этому так серьезно, чтобы мы «агонизировали» борьбу, в которой мы участвуем. Более того, Иуда ясно дает понять, что к этой борьбе призван каждый христианин, а не только церковные лидеры, поэтому очень важно, чтобы все верующие оттачивали свои навыки различения, чтобы они могли распознавать и предотвращать отступничество в своей среде.

Призвав своих читателей усердно подвизаться за веру, Иуда подчеркивает причину: «Ибо вкрались некоторые лица незамеченными, те, которые заранее были отмечены для этого осуждения, нечестивые люди, которые обращают благодать Бога нашего в распутство и отрекись от единого Учителя и Господа нашего, Иисуса Христа» (Иуды 1:4). В этом одном стихе Иуда описывает христианам три черты отступничества и учителей-отступников:

Во-первых, Иуда говорит, что отступничество может быть незаметным. Отступники «прокрались» в церковь. На небиблейском греческом языке термин, который использует Иуда, описывает коварство юриста, который с помощью умной аргументации проникает в умы судебных чиновников и развращает их мышление. Слово буквально означает «скользить боком; войти тайком; проникнуть внутрь». Другими словами, Иуда говорит, что отступничество редко начинается открыто и легко обнаруживается. Наоборот, это очень похоже на учение Ария — только одна буква, йота, отличает ложное учение от истинного.

Описывая этот аспект отступничества и лежащую в его основе опасность, А. В. Тозер писал: «Ошибка в имитации истины настолько искусна, что их постоянно принимают друг за друга. В наши дни требуется острый глаз, чтобы узнать, кто из братьев Каин, а кто Авель». Апостол Павел также говорит о внешне приятном поведении отступников и их учении: «Ибо таковые суть лжеапостолы, лукавые делатели, маскирующиеся под Апостолов Христовых. Неудивительно, ведь даже сатана принимает вид ангела света» (2 Коринфянам 11:13–14). Другими словами, не ждите, что отступники кажутся плохими снаружи или произносят драматические слова ереси в начале своего учения. Вместо того чтобы прямо отрицать истину, отступники искажают ее в соответствии со своими собственными планами, но, как заметил пастор Р. К. Ленски, «наихудшие формы нечестия заключаются в искажении истины».

Во-вторых, Иуда описывает отступников как «нечестивых» и как тех, кто использует Божью благодать как разрешение на совершение неправедных действий. Начиная со слова «нечестивый», Иуда описывает восемнадцать нелестных черт отступников: они нечестивы (Иуды 1:4), нравственно извращены (стих 4), отрекаются от Христа (стих 4), оскверняют плоть (стих 8), непокорны ( 8 стих), люди, злословящие ангелов (стих 8), не знающие о Боге (стих 8), возвещающие видения лживые (стих 10), саморазрушительные (стих 10), ропотники (стих 16), придирающиеся (стих 16) 16), самодовольные (стих 16), люди, употребляющие высокомерные слова и ложную лесть (стих 16), ругатели Бога (стих 18), сеющие разногласия (стих 19). ), мирские (стих 19) и, наконец (что неудивительно), лишенные Духа/неспасенные (стих 19).

В-третьих, Иуда говорит, что отступники «отвергают нашего единственного Господа и Господа, Иисуса Христа». Как это делают отступники? Павел говорит нам в своем письме к Титу: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть их. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются от Него, будучи мерзостны и непокорны и негодны ни на какое доброе дело» (Титу 1:15–16). Своим неправедным поведением отступники показывают свою истинную сущность. В отличие от отступника, истинно верующий — это тот, кто был избавлен от греха к праведности во Христе и отказывается оставаться во грехе (Римлянам 6:1–2).

В конечном счете, признаком отступника является то, что он в конце концов отпадает и отступает от истины Божьего Слова и Его праведности. Апостол Иоанн указывает, что это признак лжеверующего: «Они вышли от нас, но на самом деле не были нашими; ибо если бы они были из нас, то остались бы с нами; но пошли, дабы открылось, что не все они наши» (1 Иоанна 2:19).

Идеи имеют последствия
Каждая книга Нового Завета, кроме Филимона, содержит предупреждения о лжеучениях. Почему это? Просто потому, что идеи имеют последствия. Правильное мышление и его плоды производят добро, тогда как неправильное мышление и сопровождающее его действие приводят к нежелательным наказаниям. Например, камбоджийские поля смерти в 19 в.70-е годы были порождением нигилистического мировоззрения Жана Поля Сартра и его учения. Лидер красных кхмеров Пол Пот ясно и пугающе воплощал в жизнь сартровскую философию по отношению к народу, которая формулировалась следующим образом: «Удерживать вас — бесполезно. Уничтожить тебя — не потеря».

Сатана не пришел к первой паре в Саду с внешним вооружением или видимым оружием; вместо этого он пришел к ним с идеей. И именно эта идея, воспринятая Адамом и Евой, осудила их и остальное человечество, и единственным средством была жертвенная смерть Божьего Сына.

Великая трагедия заключается в том, что, вольно или невольно, учитель-отступник обрекает своих ничего не подозревающих последователей. Говоря со Своими учениками о религиозных лидерах Его дней, Иисус сказал: «Оставьте их в покое; они слепые поводыри слепых. И если слепой ведет слепого, оба упадут в яму » (Матфея 15:14, курсив мой). Вызывает тревогу тот факт, что не только лжеучители идут на погибель, но и их ученики следуют за ними туда. Христианский философ Сёрен Кьеркегор выразил это так: «Потому что еще никогда не было известно, что один глупец, когда он сбивается с пути, берет с собой несколько других».

Заключение
В 325 году нашей эры Никейский собор был созван в первую очередь для обсуждения вопроса об Арии и его учении. К большому разочарованию Ария, конечным результатом стало его отлучение от церкви и заявление в Никейском символе веры, подтверждающее божественность Христа: «Мы веруем в единого Бога, Отца Всемогущего, Творца всего видимого и невидимого; и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного от Отца Своего, от сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного с отец.