Нормы экологического права

Понятие экологического права

Определение 1

Экологическое право является самостоятельной отраслью права, которое регулирует отношения социума и государства с окружающей средой.

Основными нормативно-правовыми актами в данной области считаются конституция РФ и ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Окружающая среда, в рамках данной области научного знания, понимается как часть природной среды, которая подвергается воздействию со стороны человека.

Понятие природная среда в юридической литературе понимается объективная реальность, которая существует как независимый от человека результат развития эволюции.

Природа и окружающая среда существуют в рамках природной среды в рамках которой существует человек.

Понятие норм права

Норма права – это юридически зафиксированные правила о дозволенных рамках взаимодействия субъектов права.

Определение 2

Под нормами экологического права понимают правила поведения, которые регулируют дозволенные рамки действия по охране и использованию окружающей природной среды.

Классификация норм экологического права

В юридической литературе принято выделять три группы норм экологического права.

  • Первая группа норм получила наименование отраслевая, эти нормы занимаются вопросами использования и охраны отдельных объектов природы, таких как недра, земля, водные ресурсы и прочее.
  • Вторая группа норм получила наименование комплексных, эта группа норм отвечает за использование и охрану в целом природной среды и отдельных экологических комплексов.
  • Третья группа норм в юридических науках именуется экологизированными, то есть нормы права по вопросам окружающей среда, которые содержаться в других отраслях права, например административного или гражданского.

Классификация норм экологического права может осуществляться по самым различным признакам. В юридической литературе принято, помимо вышеизложенной классификации, приводить и другие.

Классификация норм экологического права, может быть осуществлена, отталкиваясь от предмета регулирования правовых норм, то есть в зависимости от отношений, которые регулируют нормы права.

Классификация норм экологического права может быть осуществлена в зависимости от их функций и роли в регулировании правовых отношений, выделяют:

  • Регулятивные, которые в свою очередь, делятся на управомачивающие, обязывающие, запрещающие;
  • Охранительные, которые регулируют отношения в сфере субъективных прав и обязанностей, закрепляют меры принуждения, привлечения к ответственности, защиты нарушенных норм;
  • Специализированные нормы права, которые применимы только для конкретной правовой отрасли.

Классификация норм экологического права может осуществляться по характеру их обязательности, выделяют:

  • Императивные, эти нормы имеют обязательный характер и не подлежат изменению;
  • Диспозитивные, которые определяются через договорные обязательства между субъектами правоотношений.

Классификация норм экологического права может осуществляться в зависимости от его содержания и делиться на следующие нормы:

  • Нормы-принципы, которые являются базовыми в экологическом законодательстве.
  • Нормы-приоритеты, которые выстраивают иерархию приоритетов одних норм по отношению к другим внутри экологического законодательства.
  • Нормы-правила, которые содержат набор нормативно-правовых актов касательно определенной сферы отношений в экологии.

Классификация норм экологического права производится исходя из содержания прав и обязанностей субъектов экологического законодательства, они делятся на четыре категории:

  • Природопользователи, которые являются носителями прав и обязанностей относительно использования и охраны природных ресурсов;
  • Органы исполнительной и представительной власти, а так же специально уполномоченные лица и органы государственной власти, которые наделены правомочиями по регулированию, контролю и охране природной среды;
  • Общественные организации, имеющие экологически направленные цели;
  • Органы судебно-прокурорского надзора, которые контролируют правоотношения в сфере экологического законодательства.

spravochnick.ru

Нормы экологического права: понятие, виды, особенности

Количество просмотров публикации Нормы экологического права: понятие, виды, особенности — 1121

Механизм реализации норм

Экологические правоотношения

Нормы экологического права

21.09.2011.

Терминология: в литературе есть термин эколого-правовые нормы. Это взаимозаменяемый термин с понятием ʼʼнормы экологического праваʼʼ.

Понятие норм экологического права связано с общим понятием правовых норм. Οʜᴎ соотносятся как общая и особенная. У них есть сектор пересечения и специфические моменты в сфере взаимодействия общества и природы.

Для юриста самая главная проблема: понимание механизма действия права. В случае если возьмем правовые проблемы, то нужно понять, как реально работает законодательство. Самое страшное для юриста состоит в том, что они знают, чего нельзя. Нужно знать, как можно сделать в рамках реально действующего законодательства.

1. Нормы права и в особенности эколого-правовые нормы- это разновидность социальных норм. Все они призваны регулировать, а некоторые и регулируют правила поведения людей. В этом смысле эколого-правовые нормы ничем не отличаются от других норм. Экологическое право регулирует отношения между людьми, складывающихся по поводу объектов экологического права.

Отличия правовых норм:

Ø Правовая норма других социальных норм отличается общеобязательностью. Моральные нормы являются групповыми. Право всœегда имеет общеобязательный характер или должно иметь такой характер.
Размещено на реф.рф
Это основная характеристика права. это связано с теми отношениями, которые связаны с экологическими интересами. К примеру, сначала закрыли ЦБК у Байкала, а потом через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время открыли. Есть другой пример- Закон о недрах. Прямо, вопреки Конституции, закреплена исключительная компетенция государства на недра. На п/и, добытые из недр должна быть частная собственность.

Лет 10 не можем провести через Думу новый Закон о недрах. Это природным монополиям невыгодно.

2. Формальная определœенность- без исключения, за исключением норм морского права, всœе нормы являются формально-определœенными.

Существуют специальные акты, регулирующие эколого-правовые нормы.

3. Наличие принудительной силы государства.

Есть нюансы эколого-правовых норм:

Ø Специфика состоит в том, что всœе остальные группы социальных норм противостоят экологическим нормам. Т.к. иногда легче нарушить закон, чем нести издержки с его исполнением. До 70% затрат на проект строительства занимают природоохранные издержки. Все западные инвесторы в намерениях подчеркивают верность закону, в т.ч. и по экологическим моментам. Мы берем участок леса, недр, животное, водный объект. Переход этих объектов из государственной собственности в частную не только меняют его статус, но и не отменяет статус части природного объекта ресурса. Здесь две группы норм, которые регулируют отношения участников оборота. Проблема состоит не в игнорировании факта того, что недвижимость перестала быть объектом природоохранного законодательства, а нужно понимать, что проблема в защите общих интересах.

Ø Не работают моральные, этические нормы. Не было осуждения со стороны групп людей, общественности, связанных с нарушением эколого-правовых норм, за исключением случаев, когда это затрагивает частные интересы.

Ø Есть проблемы эффективности правоприменения, в т.ч. в УК, в КоАПе.

Ø В этих отношениях изначально заложен некий дуализм. Это система норм, которая направлена на охрану окружающей среды. Можно их понимать как нормы, связанные с природными ресурсами, а также нормы об экологической безопасности.

Классификация норм экологического права (за основу можно взять классификацию норм права):

1. По функциям права:

Ø Регулятивные:

o Управомачивающие-К примеру, п.1. ст. 12 Закона об охранен окружающей среды: общественные, иные некоммерческие организации, имеют право..устанавливать общественную экологическую экспертизу. В случае если допустить, чтобы этап норма реализовывалась, то нужна норма обязывающая. Норма такая есть. Но она не работает.

o Обязывающие- ст. 13 ЗООС- органы гос власти РФ обязаны оказывать содействие гражданам, организациям в реализации прав охраны окружающей среды. Есть также норма об ответственности.

o Запрещающие. Ст. 36 ЗООС (2002)- запрещается изменение стоимости проектных работ при строительстве, реконструкции объектов. Эти нормы называются нормы-гарантии. Такого рода нормы- это нормы-гарантии.

Есть нормы об ответственности в ЗООС, которые устанавливают виды ответственности и обязанность возместить причинœенный вред. В Конституции есть право на возмещение вреда, причинœенного экологическом правонарушением. Статья 77 ЗООС- вред возмещается в соответствии с утвержденными нормативами, а в случае их отсутствия- фактическими затратами на восстановление.

Ø Охранительные

2. По другим критериям можно классифицировать нормы:

· Нормы-правила (см. выше- всё это нормы правила)

· Нормы-дефиниции- это термин и его определœение в законе. Первопроходцами в определœении таких норм были ученые, которые занимались УП.

К примеру, ст. 1 ЗООС- термин окружающая среда (ʼʼв целях настоящего законаʼʼ). Это совокупность трех видов объектов- естественный характер происхождения объектов, смешанные и антропогенные. Дальше идет определœение природной среды: природное происхождение и антропогенное происхождение объектов.

· Нормы-принципы. Это базовые положения. Но это и практическое значение. Не всœе отношения отрегулируются с самого начала. И в закон переходят только те отношения, на которых закон сошелся. Это особая деятельность.

К примеру, статья 3 ЗООС: всœего 17 принципов. Их можно классифицировать, разбить на группы по определœенному критерию. Появился такой принцип как презумпция экологической опасности планируемой, хозяйственной или иной деятельности. В законе нет определœения этого принципа. Речь идет не о текущей деятельности, но речь идет не только о хозяйственной деятельности, но и деятельность, связанная с принятием решений, инвестиции на ранней стадии. Это норма охватывает стадию, когда не только нет вреда от деятельности, но и самой деятельности нет.

Презумпция в плане ст. 3- до той поры, пока не будет обосновано, что деятельность ведется без вреда экологии, деятельность будет считаться опасной. Есть экологическая экспертиза и оценки воздействия на окружающую среды. Экологическая экспертиза- это редчайший элемент, а оценка воздействия- здесь нужно выяснять мнение граждан по определœенным проектам.

Практическая реализация- если узнать , что экспертиза не проводилась, то суд может признать нарушение презумпции.

Обязательность проведения экологической экспертизы проектов и иной документации, которая может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

· Нормы-приоритеты- устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Такие преимущества бывают отраслевыми. Особая охрана защитных лесов и насаждений, должна быть приоритет особо ценных земель. Может быть охрана лесов первой группы.

3. Экологические нормы можно разделить на нормы:

Ø Специальные- к примеру, нормы статьи 3 ГК. Любая норма может действовать, в случае если не противоречит ГК. В экологическом праве есть нормы, которые содержаться в специальных актах. Есть нормы, которые находятся не в специальных актах. Такие нормы не могут противоречить основному Закону об ООС.

Ø Экологизированные нормы- нормы, которые изначально предусмотрены для регулирования иных отношений, не природоохранных. Οʜᴎ параллельно решают задачу охраны окружающей среды или разумного использования природных ресурсов.

К примеру, ст. 19 Устава ж/д транспорта- грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за загрязнение окружающей среды.

Ст. 209 ГК- владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно, в случае если не нарушает прав и законных интересов других лиц, а также не приводит к нарушению охраны окружающей среды.

Ст. 751- подрядчик не праве использовать материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, в случае если это может привести к нарушению правил охраны окружающей среды.

referatwork.ru

Нормы экологического права и их классификация

Поиск Лекций

Планы практических занятий по дисциплине «Экологическое право» для очной формы обучения

ЗАНЯТИЕ №1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

 

История правового регулирования экологических отношений

Становление и основные этапы развитие экологического законодательства

3. Объект экологических отношений

4. Понятие экологического права как комплексной отрасли

российского права

5. Предмет экологического права

6. Методы правового регулирования экологических отношений

7. Система экологического права

8. Принципы экологического права

 

Темы докладов

 

1. Проблемы взаимодействия природы и общества

2. Природа — источник жизни, материального и духовного благополучия.

3. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России.

4. Концепции отношения общества к природе.

5. Причины кризисного состояния окружающей среды.

6. Пути решения экологических проблем.

7. Законы развития природы.

8. Декларация Рио по окружающей среде и развитию.

9. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

10. Экологическая функция Российского государства.

11. История развития российского экологического права.

12. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии экологического права.

13. Проблемы названия отрасли права.

14. Экологическое право как отрасль правовой науки и учебная дисциплина.

 

 

ЗАНЯТИЕ №2. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

1. Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права

2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры

3. Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды

4. Закон как источник экологического права

5. Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств в системе источников экологического права

6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

7. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды

 

Темы докладов

 

1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права

2. Экологическое законодательство

3.Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник экологического права

4. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений

 

ЗАНЯТИЕ №3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

1. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы

2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

3. Право частной собственности на природные ресурсы

4. Право государственной собственности на природные ресурсы

5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

6. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы

 

Темы докладов

 

1. Природные богатства — общественное достояние

2. Право собственности на землю

3. Право собственности на недра

4. Право собственности на водные объекты

5. Право собственности на лес и растительный мир вне лесов

6. Право собственности на животный мир

7. Право собственности природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа

 

ЗАНЯТИЕ №4. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Понятие права природопользования, его виды.

2. Право общего природопользования.

3. Право специального природопользования.

4. Принципы права природопользования.

5. Субъекты права природопользования, их правовой статус.

6. Объекты права природопользования.

7. Содержание права природопользования.

 

Темы докладов

 

1. Право землепользования и его виды

2. Право пользования объектами животного мира и его виды

3. Право недропользования и его виды

4. Право водопользования и его виды

5. Право лесопользования (пользования растительным миров вне него) и его виды

6. Право пользования атмосферным воздухом

7. Отличие права природопользования от права экологопользования

 

ЗАНЯТИЕ №5. НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

Нормы экологического права и их классификация

2.Понятие и виды экологических правоотношений

3.Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

4. Объекты экологических правоотношений

5. Содержание экологических правоотношений

6.Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

 

Темы докладов

 

1. Эколого-правовой статус человека

2. Понятие и виды экологических прав человека.

3. Состояние правового регулирования экологических прав человека.

4. Политическое и юридическое значение признания экологических прав.

5. Право на благоприятную окружающую среду.

6. Права общественных экологических формирований.

7. Гарантии реализации экологических прав граждан.

8. Защита экологических прав граждан.

9. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.

10. Защита экологических прав граждан в общих судах.

11. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ.

12. Защита экологических прав граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

13. Защита экологических прав граждан и Европейский суд по правам человека.

14. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам.

 

ЗАНЯТИЕ №6-7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

1. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды

2. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды

3. Правовые основы экологического нормирования

4. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы

5. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды

6. Эколого-правовые основы технического регулирования: технические регламенты, стандартизация и сертификация

7. Правовые основы экологического аудита

8. Правовые основы экологического контроля

 

Темы докладов

 

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции.

4. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.

6. Понятие и роль экологически значимой информации.

7. Право граждан на экологически значимую информацию.

8. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

9. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье.

10. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.

11. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации.

12. Источники экологически значимой информации.

13. Источники нормативной экологически значимой информации.

14. Российское экологическое федеральное информационное агентство.

15. Государственный статистический учет и отчетность.

16. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.

17. Мониторинг окружающей среды.

18. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.

19. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта.

20. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

21. Нормирование — основные правовые меры рационального природопользования и охраны окружающей среды.

22. Система экологических нормативов.

23. Нормативы качества окружающей среды.

24. Нормативы предельно допустимых воздействий на состояние окружающей среды.

25. Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов.

26. Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды.

27. Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду.

28. Содержание оценки воздействия на окружающую среду.

29. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.

30. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и ОВОС.

31. Виды и принципы экологической экспертизы.

32. Развитие законодательства в области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы.

33. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

34. Заключение государственной экологической экспертизы.

35. Общественная экологическая экспертиза.

36. Лицензирование и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

37. Нормативные правовые акты в области экологического лицензирования.

38. Лицензируемые виды экологически значимой деятельности.

39. Процесс экологического лицензирования.

40. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны.

41. Лицензионно-договорные основы комплексного природопользования.

42. Акты на право пользования землей.

43. Лицензионные основы права пользования недрами.

44. Особенности оформления права пользования водами.

45. Договорные основы права пользования лесами.

46. Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира.

47. Особенности лицензирования деятельности по удалению отходов в окружающую среду.

48. Понятие и основные характеристики технического регулирования.

49. Технологические регламенты.

50. Экологические требования технических регламентов.

51. Процесс разработки и утверждения технического регламента.

52. Экологическая стандартизация.

53. Экологическая сертификация.

54. Понятие и цели экологического аудита.

55. Виды экологического аудита и порядок его проведения.

56. Понятие, виды и задачи экологического контроля.

57. Государственный экологический контроль.

58. Государственный общий экологический контроль.

59. Государственный специальный экологический контроль.

60. Государственный экологический контроль и надзор, осуществляемые функциональными и иными органами.

61. Ведомственный и производственный экологический контроль.

62. Муниципальный экологический контроль.

63. Общественный экологический контроль.

 

 

ЗАНЯТИЕ №8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды

2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды

3. Финансирование охраны окружающей среды

4. Плата за природопользование

5. Экологическое страхование

6. Меры экономического стимулирования рационального

природопользования и охраны окружающей среды

 

Темы докладов

 

1. Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер.

2. Плата за пользование природными ресурсами.

3. Плата за загрязнение окружающей среды.

4. Плата за пользование объектами животного мира

5. Плата за пользование недрами

6. Плата за пользование водными объектами

7. Плата за пользование лесными ресурсами и объектами растительного мира вне лесов

8. Плата за пользование землей

 

 

ЗАНЯТИЕ №9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

1.Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

2. Понятие, виды и структура экологических правонарушений

3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

4.Административная ответственность за экологические правонарушения

5. Уголовная ответственность за экологические преступления

6. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

 

Темы докладов

 

1. Конституционная ответственность за экологические правонарушения

2. Ответственность за нарушение земельного законодательства

3. Ответственность за нарушение водного законодательства

4. Ответственность за нарушение лесного законодательства

5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

6. Ответственность за нарушение законодательства о животном мире

7. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

8. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морской среды и их ресурсов

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

План I понятие и особенности источников экологического права, нормы экологи­ ческого права.


ТЕМА 2 ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

План I


  1. Понятие и особенности источников экологического права, нормы экологи­
    ческого права. |

  2. Основные этапы становления и развития экологического законодательства

  3. Классификация источников экологического права.

  4. Характеристика конституционных основ и нормативных актов Президента,
    Правительства, министерств, органов местного самоуправления.

1. Понятие и особенности источников экологического права, нормы экологического права


темы я вы-


наль-


Прежде всего, необходимо указать на то, что наличие развитой си источников экологического права является существенным условием ц деления совокупности правовых норм в определенную отрасль наци ной системы права Республики Беларусь.

Источники выступают в качестве формы экологического права, в то^ремя как совокупность правовых норм составляет его содержание.

Под источниками в теории права понимаются различные виды норматив­ных правовых актов, в которых закреплены и выражены конкретные простые нормы.


зот-»нут-


Всякая отрасль права, в том числе экологическое право, состоит! дельных правовых норм, которые в своей совокупности составляют

реннее содержание этой отрасли права. Понимание сущности и сод ржа­ние норм экологического права строится на основе теории государ гва и права, которая под нормой права понимает общеобязательное пр вило поведения, которое санкционировано либо установлено государст* ом и обеспечено принудительной силой этого государства. Основная фу; кция нормы права — регулирование отношений между людьми в различных сферах жизни.

Нормы экологического права

Нормами экологического права считают правила поведения, регуАфу-ющие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются натри группы: отраслевые Цхра-на и использование отдельных природных объектов — земли, недршвод, лесов и т. д.), комплексные (охрана и использование природных комЯлек-сов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других

24

1

По содержанию юридического предписания эколого-правовь подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы прав,-.. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окру­жающей природной среды (ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды»).

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения каче­ства природной среды.

Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней: отрасле­вого, межотраслевого и общего экологического уровня.

Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсовых отраслях зако­нодательства. Так, в земельном законодательстве закреплены правовые при­оритеты охраны земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего па­хотных угодий. В законодательстве о недрах преимущественное право на ох­рану имеют месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятни­ки истории и культуры. В водном законодательстве устанавливается приори­тет пресной воды для питьевых и коммунально-бытовых, лечебно-оздорови­тельных целей. В лесном законодательстве приоритетное значение имеет ох­рана лесов первой группы, имеющих природоохранное значение.

Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодатель­ства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов пе­ред другими. Они включаются в «работу», когда происходит столкновение от­раслевых приоритетов. Например, земельное законодательство разрешает пред­ставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. Здесь яв­ное предпочтение отдается полезным ископаемым, т. е. элементам недр.

Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды — обеспечение права граждан на бла­гоприятную окружающую среду.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйствен­ного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают’здо­ровью и экологической безопасности человека.

Нормы-правила — третья категория эколого-правовых норм. Они содер­жат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императи­вы подразделяются на: предупредительные, запретительные, восстановитель­ные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомачивающие, разрешительные и обязывающие.

Предупредительные императивы наряду с запретительными образуют основную массу эколого-правовых норм. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате не-

25

правомерного действия. Так, предупредительное значение в земельном зако­нодательстве имеют нормы, регламентирующие порядок предоставления зе­мель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятель­ности с целью не допустить размещение экологически вредных производств. Предупредительное значение имеют также все нормы, регулирующие поря­док экологического контроля, экологической экспертизы и т. п.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, при­чиняющих вред окружающей природной среде. Эти нормы занимают цент­ральное место в природоохранительных правовых актах. В частности, соглас­но Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», запреща­ется ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов.

Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат тре­бование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды, а также компенсации расходов и затрат, поне­сенных в процессе восстановления природной среды. Подобные меры при­нимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей.

Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к админис­тративной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.

Поощрительные эколого-правовые нормы, как правило, относятся к пра­вовым нормам, регулирующим функционирование экономического меха­низма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выб­росы, сбросы врбдньгх веществ. В наиболее полном объеме такие нормы со­держатся в гл. 14 Закона «Об охране окружающей среды» (Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования).

Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого ре­гулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция пред­ставительных и исполнительных органов в области охраны окружающей при­родной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Разрешительные и обязывающие нормы обращены прежде всего к при-родопользователю. В одном случае по решению специального управомочен-

26

ного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воз­действие на природную среду, в другом — к нему предъявляются соответству­ющие требования как к участнику экологического правоотношения.

Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представи­тельных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 9 — 13 Закона «Об охране окружающей среды».

Обязывающие нормы представлены в ст. 32 — 54 Закона «Об охране окру­жающей среды», где провозглашаются экологические требования в различ­ных сферах хозяйственной деятельности. Они определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении ими своей деятельности. Об­щей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресур­сов, восстановлению потерь в природной среде.

Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий (разрешений) на использование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захороне­ния вредных веществ. Субъектами этих отношений выступают хозяйствую­щие субъекты, включая граждан, занимающихся предпринимательской дея­тельностью, и специально уполномоченные для этого органы по охране ок­ружающей природной среды. В разрешительных нормах в единое целое со­единяются полномочия на выдачу разрешения со стороны органа государ­ства и обязанность его получения и выполнения — со стороны хозяйствующе­го субъекта.

Все перечисленные нормы экологического права являются «первокирпи-чиками» отрасли экологического права. В то же время среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных об­щественных отношений и получивших название институтов экологического права. Так, существуют такие важнейшие институты как институт государствен­ной и других форм собственности, институт права природопользования и др.

Нормы экологического права можно классифицировать на материальные и процессуальные, диспозитивные, управомочивающие; по территории дей­ствия — на нормы, действующие на всей территории Республики Беларусь, на территории области, района, города и т. д.

Под источником экологического права следует понимать нормативный правовой акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в Установленном законом порядке и содержащий государственную волю в об­ласти использования и охраны природных объектов.

Все нормативные правовые акты в совокупности составляют экологичес-е законодательство Республики Беларусь.

27

Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, регулирующие экологические общественные отношения.

Источники экологического права имеют общие характеристики с источ­никами других отраслей права. Все источники права — это акты, принятые непосредственно народом или уполномоченными на то государственными органами. Такие органы устанавливают или санкционируют нормы права, которые являются внешними формами выражения правотворческой деятель­ности государства. Посредством ее воля законодателя становится обязатель­ной для исполнителя.

В то же время источники экологического права имеют свои особенности. К числу таких особенностей большинство авторов относит:


  • значительный вес законов по сравнению с другими формами права;

  • наличие в них большого числа так называемых «экологизированных» норм;

  • определенная роль международно-правовых актов, которые регулируют
    внутренние экологические правоотношения на основе примата международ­
    ного права.

Принято различать материальные и формальные источники права.

Под материальными источниками права понимаются источники, форми­руемые волеизъявлением народа и принятием их посредством опроса, рефе­рендума или голосования. К таким источникам права относится, прежде все­го, Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 г. (изменения и дополнения 1996 г., 2004 г.). В ней установлены конституционные основы эко­логического права.

Такого рода источником является и Декларация «О государственном суве­ренитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 г.

Под формальным источником экологического права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, посредством которых оно осуществляет правовое регулирование общественных экологи­ческих отношений. Основу правового регулирования этих отношений состав­ляет экологическое законодательство.

Под законодательством как источником экологического права понимается совокупность различных законов, других форм нормативных актов, регули­рующих общественные отношения в области экологии.

Экологическое законодательство является внешним выражением лишь час­ти экологического права, поскольку, помимо него, содержание экологического права как отрасли права включает также экологические правоотношения.

В составе многих экологических нормативных актов имеются необходи­мые для обеспечения их действия нормы финансового, гражданского, адми­нистративного, уголовного, трудового и других отраслей законодательства и (или) отсылки к ним. Такие акты считаются комплексными.

28

5

2. Основные этапы становления и развития экологического законодательства

Экологическое законодательство прошло достаточно длительный период своего возникновения и развития.

Его формирование условно можно разделить на три этапа:


  1. возникновение и функционирование до революции 1917г.;

  2. возникновение и развитие в рамках земельного права в широком смыс­
    ле этой отрасли права;

  3. развитие в рамках природоресурсных отраслей, интеграция ресурсных
    отраслей и формирование современного экологического права.

Со второй половины IX в. начал развиваться процесс становления бело­русской государственности.

В этот период появились первые нормативные установления, регулирую­щие, в основном, вопросы собственности на землю и порядок пользования землей, водами, лесными угодьями. Однако эти акты регулировали не экологи­ческие, а, в большей степени, частнособственнические и фискальные вопросы.

Возникновение природоохранного законодательства берет свое начало с момента принятия «Русской правды» с 1209 г., которая обобщила реальное право Киевской Руси.

В ней были установлены санкции за порчу княжеской борти, за кражу чужих пчел и другие действия. Таким образом защищались права собствен­ника на определенные виды животного мира.

Последующее развитие охотничьего и рыболовного права получило в Ста­тутах Великого княжества Литовского 1529,1566и 1588 гг. Десятым разделом «О пущах, о ловлях, о бортном дереве, об озерах и о лугах» устанавливается общее правило их использования, виды наказаний за самовольную охоту, за вред, причиненный бобровым семьям, за самовольную порубку бортного дерева, за пожог леса и т. п.

В 1567 г. был издан первый лесной кодекс «Устав и Инструкция гасподарс-ким лесничим», который регулировал отношения в области лесопользования и управления лесами Великого княжества Литовского. После раздела Речи Посполитой многие белорусские земли вошли в состав Российской империи. Природоохранительные отношения были урегулированы Соборным Уложе­нием 1649 г., которое включало в себя основные положения статутов ВКЛ.

Отдельные вопросы использования животного мира были урегулированы указами Петра I, который устанавливал ограничения и запреты на охоту в окрестностях Москвы и Петербурга.

В 1892 г. были приняты закон об охоте, устав сельского хозяйства, в которых устанавливались правила охоты, ограничивалась охота на зубров, самок ло­сей, оленей, диких коз и телят этих пород. Устанавливались также правила ры-

29

боловства. В 1802 г. Правительством российской империи был утвержден Ус­тав о лесах, определивший основы организации и ведения лесного хозяйства. В 1839 г. лесным департаментом было утверждено Положение о корпусе лес­ничих, которое носило военизированный характер.

Второй этап развития природоохранительного законодательства охваты­вал 1917-1968гг.

К числу нормативных актов этого периода можно отнести Декрет «О земле» от 26.10.1917 г., отменивший право частной собственности на все природные ресурсы и создавший основу для возникновения экологичес­ких отношений. Основное внимание в то время уделялось регулированию использования отдельных природных объектов. Так, были приняты декре­ты: «О лесах» от 28 мая 1918 г.’, «О сроках охоты и праве на охотничье оружие» от 27 мая 1919 г.2, «О недрах земли» от 30 апреля 1919г.3, «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения» от 23 июня 1921 г.4, «Об охране памятников природы» от 16 сентября 1921 г.5

В 20-х гг. появляется тенденция к комплексному правотворчеству, когда стали учитывать единую и неделимую взаимосвязь всех природных объек­тов. Так; при введении в действие Земельного кодекса, принятого в 1922 г., указывалось на необходимость принятия мер по регулированию использо­вания и охраны других природных объектов. В 1929 г. в Белорусской ССР был принят Водно-мелиоративный кодекс, в 1924 г. -Лесной кодекс. В конце 50-х и начале 60-х гг. во всех республиках Советского Союза были приняты зако­ны об охране природы. В Белорусской ССР такой нормативный правовой акт был принят в 1961 г.

Законодательство того времени шло двумя путями: с одной стороны, при­нимались все новые нормативные акты, конкретизирующие правовой статус тех или иных природных объектов, а с другой — происходила определенная сис­тематизация правового регулирования с учетом естественной целостности при­родных объектов. Это нашло свое выражение в Положении об охоте и охотни­чьем хозяйства (1966 г.)6, Положении о заповедниках и заказниках (1962 г.)7, Положении об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водо­емах СССР (1959)8.


1См.

: СУ

РСФСР.

1918.



42.

Ст.

522

2См.

: СУ

РСФСР.

1919.



21.

Ст.

25$

3См.:

: СУ

РСФСР.

1920.



36.

Ст.

171.

4 См.:

: СУ

РСФСР.

1921.



52.

Ст.

311.

‘См.:

СУ

РСФСР.

1921.



65.

Ст.

492.

‘См.:

СП

РСФСР.

1966.

34.

Ст.

164.

‘См.:

СП

РСФСР.

1962.



11.

Ст.

61.

«См.:

СП

РСФСР.

1959.



10.

Ст.

62.

p.120-bal.ru

1. Понятие и классификация источников экологического права

Источники — объективные носители норм.

Источники экологического права — нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

  1. По юридической силе:

    1. Законы

    2. подзаконные акты

  2. По предмету регулирования:

    1. Общие

    2. Специальные

  3. По направленности правового регулирования:

    1. Материальные

    2. Процессуальные

  4. По характеру:

    1. Кодифицированные

    2. Некодифицированные

2. Конституционные основы правового регулирования экологических правоотношений

Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Можно выделить две группы конституционных норм:

1) общие:

  • ст. 1 — РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;

  • ст. 2 — человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека

  • ст. 7 — РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;

  • ст. 10 — разделение властей

2) специальные экологические:

studfiles.net