Киев был Россией? И в результате чего Русское царство стало Российской империей? — Ликбез

Миф 

Киев был Россией? И она из Русского царства переименовалась в Российскую империю просто так?


Историческая реальность

До начала XVIII в. слово «Россия» относилось не к России, а к Киевской православной митрополии. Название «переезжает» после поражения Ивана Мазепы. Официально назовут Россию только в 1721 г.

Да, конечно, Киев был Россией. Правда это было тогда, когда сама нынешняя Россия не была «Россией». И не в том смысле, что Киев какое-то время входил в состав Российского (Московского) государства. В этом же смысле и Варшава сто лет была «Россией». Просто в общей путанице, что и когда было «Россией» (даже не Русью), был просто эксклюзивный период: вторая половина XVI — начало XVIII вв. Его для нас запутали, увы, не злые москальские имперские идеологи (они, правда, потом этим воспользуются), а наши земляки, — тогдашние выпускники Киево-Могилянского коллегиума.  Эти «образованные мальчики» занимались карьерой и подгоняли существующие при них державы и мировую геополитику «под себя».

Берем основные исторические вводные:

— «Ро́сия» — греческое название Руси, поэтому употреблялось в Византии (Восточной Римской империи) с ІХ в. («народ рос») и Х в. («Росия»). В Западной Европе это было в то же время по латыни — «Русия» (Rusia) или «Рутения» (Ruthenia). Потом, понятное дело, на греческом языке это слово могли употреблять ко всему, что могло иметь отношение к любым формам и воплощениям Руси на протяжении столетий. В разных конкретных исторических обстоятельствах.

— Официальными названиями Московского государства с 1547 г. было «Русское царство», а с 1721 г. — «Российская империя» (смотри: «Русь» и «Россия» — это одно и то же?»).

Что заставило изменить название огромного государства? И была ли в этом какая-то роль украинцев-русинов? А вот дальше такая история.

В Украине люди, знающие греческий язык, обычно были священниками, в XVII в. их элиту готовил Киево-Могилянский коллегиум. Там люди знали языки и вольно ими пользовались. Но даже до появления Могилянки, еще в 1610 г. киевский церковный автор Мелетий Смотрицкий, абсолютно не терзаясь, употребляет относительно Украины термины «народ росийский» и «росийская земля». При киевском митрополите Петре Могиле (1632-1647) это является чем-то вообще обычным: «Русь»=»Россія». Только касалось это исключительно епархии самого Петра Могилы — т.е. Киевской. Нынешняя Россия или тогдашнее Московское государство в нее («тогдашнюю Россию») точно не входила (о самоназваниях украинцев смотри тут).

В начале 1670-х гг. угроза Киеву с стороны турок-мусульман и поляков-католиков возрастает. Центр православной жизни и идеологии, Киево-Печерский монастырь, который раньше готов был скорее выйти «вперед ногами», нежели присягнуть московскому царю, понимает, что жизнь изменилась. Надо нащупать правильный контакт с московской монархией.

В лихолетье Руины 1674 г. киевская Лавра издает «Синопсис киевский или короткое собрание из разных летописцев о начале славенороссийского народа и первоначальных князей богоспасаемого града Киева, про житие благоверного великого князя киевского и всея Руси первого самодержца Владимира»

. Автор произведения неизвестен, но он — велик. Это станет первым учебником российской истории, выдержавшим 19 изданий до начала ХІХ века и появления творчества Карамзина и гимназического образования. Просто бестселлер. На протяжении более ста лет продукт Киево-Печерского монастыря явился тем образцом истории восточных славян, который будет удовлетворять образованную публику царства, а потом империи (смотри: «Обычная схема «русской» истории и вопрос рационального упорядочения истории восточного славянства»).

Киево-Могилянский коллегиум — уникальное учебное заведение для православных Восточной Европы. Действовало с 1615-го до 1817 года. Закрыто российской властью.

Киевские авторы сделали один реверанс. Ранее они, знающие греческий язык, в «Росию» (или, как они писали: «Россiю») зачисляли только земли Киевской митрополии Константинопольского патриархата, совершенно забывая Московский патриархат, Московскую митрополию и единоверных братьев за восточной границей. Т.е. вообще без нынешней «России». В середине XVII в. «Ро́сия» — украинские земли Речи Посполитой и Гетманщина. Но не Московия. А теперь выживание града Киева очень сильно начинало зависеть от событий в Москве и симпатий царей. Поэтому восточные соседи получили из Киева новый учебник истории, где московиты впервые оказались причислены к тому же народу, что и киевские русины. Раньше такого не случалось.

Понятие «славенороссийского народа», ранее бывшего только «русинами», теперь уже предполагало значительную близость русинов и московитов. В смысле «общей истории». В «Синопсисе» намекалось, что, несмотря на пребывание столицы православного царства в Москве, исторический и духовный центр славеноросийского народа находится в Киеве. На что желательно московским монархам обратить особое внимание — в смысле моральной и прочей поддержки. Киевский автор обращает внимание на новый смысл истории восточных славян: «монархию», «державу», а не «народ». Поэтому монархия Романовых получала неплохую историческую и идеологическую поддержку от лица украинского православия.

С учетом того, что связь с Рюриковичами у Романовых была, мягко говоря, слабовата. Конечно, «с лету» автор не мог во всех смыслах записать и русинов, и московитов в «славеноросийский народ». У «народа», например, было две армии: «силы царского величества» и «войска запорожские». Потом, правда, за восточной границей «Синопсис» будут вычищать от украинизмов и полонизмов, т.к. его вариант «церковнославянского языка» был плохо понятен в Москве. Это говорит о том, что «церковнославянский», конечно, был «общепонятным», но не всегда «общим» и не всегда «понятным». (Это — о «древнерусской народности».)

Этот человек «назвал» Россию. Феофан Прокопович (1681-1736).

Когда к власти пришел Петр I, птенцы «могилянского гнезда» стаями полетели в новые столицы. Они были прекрасными посредниками между слишком чужими западными «спецами» и чрезмерно консервативным московским православием. Феофан Прокопович стал одним из идеологов державы Петра. Могилянец Стефан Яворский будет местоблюстителем (и.

о.) патриарха и церковным, лояльным к царю, вождем при создании Синода, Дмитрий Туптало-Ростовский возьмет на себя миссионерство и распространение православия на сибирские окраины. Еще десятки «могилянцев» возглавят епархии и более мелкие направления. Например идеологические. Царь Петр, кстати, был весьма верующим и был подвержен влиянию из той среды. Заметим, что до середины XVIII века большинство солидных должностей в Русской православной церкви будут занимать украинцы.

До Полтавы 1709 г. для киевлян на московской службе не было конфликта между «Украиной» и «Россией». Например, Феофан Прокопович написал трагикомедию «Владимир» (1705), где отразил достоинства гетмана Мазепы. Там упоминается слово «Россия», которое относится к Киевской митрополии (без Москвы). После Полтавы (1709) в творчестве Прокоповича исчезает Киев и Украина. Для него «Россией» становится только московская монархия, которой он и поможет (как увидим ниже) найти новое название. После поражения Мазепы «украинская карта» выглядит битой.

Слово «Росия» перестает относиться к Украине и переносится исключительно в новый имперский проект Петра. Конъюнктура изменилась.

Заметим, что само слово «Россия» (мы теперь знаем его корни) не было вообще хоть сколько-нибудь конфликтным для казацкой элиты украинской Гетманщины. Они думали, что это — о них. Поэтому хоть «Россия», хоть «Малая Россия» (несколько более привычная не церковникам, а людям политическим), не вызывали у них никаких возражений.

Поэтому запомним себе: слово «Россия» — продукт Киево-Могилянского коллегиума, который был просто привнесен его выпускниками в представления верхушки Московского государства, и понравился царю Петру I.

Похоже, что слово было красивое, импортное, практически западное (греческое), просвещенное, и одним замахом перекрывало все прошлое Московии, Новгорода, Украины и даже новоприобретенных Петром прибалтийских провинций (то теперь была «Россия» времен Александра Невского). Новое название государства (империя) требовало, возможно, и более «продвинутого» названия.

Не Московия ж. И даже не Русь. Россия.

22 октября 1721 г. на фоне подписания Ништадского мира и победы над Швецией возникнет Российская империя. Инициатором формулировок «всероссийский император», «Российская империя», «отец отечества» был, судя по мнению историков, «могилянец» Феофан Прокопович. При акте «величания» и провозглашения даже провозглашавший акт был киевлянином Яновским. Текст, правда, писал русский Шафиров. Но похоже, он был просто посредником между Прокоповичем и Яновским. Украинцы сами назвали все то, что потом будут преодолевать двести лет и нарекать в XXI веке. Но мы ж любим преодолевать те проблемы, которые сами себе создаем? Потрудимся, леди и джентльмены. Мы назвали, нам и…

Похожие записи:название Россия, Феофан Прокопович

Национальный состав Киева в начале XX века. Слепок актуальной истории — Россия в глобальной политике

В двадцатый век Киев вошёл как седьмой по численности населения город Российской империи. Долгие столетия после татаро-монгольского нашествия бывшая столица Древней Руси пребывала в упадке, оставаясь важным духовным центром, но не имея большого экономического и политического значения. И лишь во второй половине XIX века, после «великих реформ» и начала стремительного развития капиталистических отношений, роль Киева начала возрастать, а его население стремительно увеличиваться. Киев стал важным торговым и образовательным центром, развивалась и местная промышленность, хотя по численности рабочего класса он заметно уступал Харькову и Одессе и оставался типично мещанским городом.

Для формирующихся во второй половине XIX века движений русских и украинских националистов Киев играл чрезвычайно важное значение. Для первых он были «матерью городов русских», исторической столицей Руси, для вторых – будущей столицей автономной или даже, чем чёрт не шутит, «самостийной» Украины. Поляки к началу XX века разуверились в возможности возвращения Киева в состав Речи Посполитой, о возрождении которой они мечтали, но и для них, и для евреев город был важным культурным и экономическим центром. Пестрота этнического состава и параллельное существование четырёх достаточно мощных националистических движений, у каждого из которых было своё видение будущего Киева, придавало городу особый колорит и делало межнациональные отношения чрезвычайно сложными и запутанными[1].

 

Нечёткие границы самовосприятия

Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г., в Киеве проживало 247 тыс. 723 человека, из них русские составляли 192 тыс. 139 человек (77,56%), в том числе с родным великорусским языком – 134 тыс. 278 (54,20%), малорусским – 55 тыс. 64 (22,23%), белорусским – 2 тыс. 797 (1,13%). Кроме того, в Киеве были ещё два крупных языковых сообщества: еврейское – 29 тыс. 937 (12,08%) человек, и польское – 16 тыс. 579 (6,69%)[2]. Здесь стоит заметить, что в категорию носителей «великорусского» языка оказались записаны не только великороссы, но и малороссы, говорящие на русском литературном языке.

Осенью 1917 г., через полгода после Февральской революции, в Киеве была проведена новая перепись населения, согласно которой в городе проживали 467 тыс. 703 человека, представлявшие 69 национальностей (при этом 7291 человек не дали ответа на вопрос о своей национальной принадлежности).

Таблица 1

Крупнейшие национальности Киева согласно переписи 11 (24) – 16 (29) сентября 1917 г.[3]

Как видно из таблицы, люди, считавшиеся русскими и разделённые на три группы по родному языку по переписи 1897 г., теперь позиционировались в качестве отдельных национальностей, коих получилось пять – русские, украинцы, малороссы, белорусы и русины. Непродуманность методологии, в соответствии с которой проводилась перепись, привела к серьёзной путанице.

Согласно официальной инструкции, в графу «национальность» заносился «ответ опрашиваемого лица» о том, «к какой национальности себя причисляет»[4]. Но если бы это требование выполнялось неукоснительно, данный результат, несомненно, не мог бы быть получен. Так, например, в Киеве не обнаружилось ни одного великоросса, хотя среди жителей города были даже текинцы, вотяки и негры. Очевидно, что уже после сбора всех данных в категорию «русские» объединили и тех, кто назвал себя просто русскими, без деления на региональные субэтносы, и тех, кто позиционировал себя как великороссов. Подобный подход чрезвычайно запутал и так непростую ситуацию с национальным вопросом в Киеве, и если статистика по евреям, полякам и чехам, очевидно, отражала реальность, то разделение «бывших» русских на несколько категорий являлось весьма проблематичным. «Данные о национальном составе неизбежно отличаются некоторой субъективностью, – отмечала газета “Киевская мысль”. – Причисление опрашиваемого к той или иной национальности зависит от уровня национального самосознания, равно от условий политического момента. В особенности это относится к народам, самоопределение которых ещё не закончено»[5].

Особенно много вопросов вызывала категория «малороссы». Кто в неё записался? Те, кто относил себя к русскому народу, но при этом первостепенной для себя считал именно региональную малорусскую идентичность? Или те, кто так назвался по привычке, ведь термин «малоросс» до революции считался единственно верным для обозначения коренного населения юго-западных и отчасти южных губерний империи? Кто же такие эти 20 тысяч киевских малороссов – несознательные украинцы или, наоборот, сознательные русские, назвавшиеся так именно в пику украинцам? И если тех, кто назвался малороссами, так и записали, то в какую категорию попали «хохлы», а ведь такая самоидентификация была в то время не менее, а порой и более распространённой? Известны воспоминания украинского военного деятеля Юрия Тютюнника, согласно которым из 7 тысяч солдат, представлявших «украинские» губернии, к которым он обратился в Симферополе в марте 1917 г. , около половины назвали себя малороссами, около трети – хохлами, и лишь около 300 человек посчитали себя украинцами[6]. Понятно, что среди горожан число хохлов, скорее всего, было бы относительно небольшим, но также очевидно, что полное их отсутствие выглядит совершенно невероятным. Таким образом, нет сомнений, что переписчики или вносили свои коррективы в результаты, додумывая за переписываемых, к какой национальности те относятся, или наводящими вопросами убеждали приписаться к той или иной категории (впрочем, нам не удалось обнаружить какого-то «официального» списка национальностей, заранее составленного организаторами переписи).

В украинской печати постоянно появлялись жалобы на то, что людей, считающих себя украинцами, записывают в русских. Так, якобы 12 (25) сентября 1917 г. переписчица, пришедшая в дом 26 по Большой Васильковской улице, заявила: «Что, украинец? Так не могу записать. Мне в штабе говорили, как писать. За украинцев не говорили ничего, только русских можно писать. Я уже 600 душ записала, прошу меня не учить. Я сама знаю». «И чего стоит эта перепись, если черносотенцы или кретины проводят эту работу?» – возмущалась украинская «Робiтнича газета»[7]. Если верить украинской прессе, были и другие случаи: например, на Кудрявской улице студент-переписчик в ответ на слова женщины о том, что она украинка, сказал: «Такие интеллигентные люди и вдруг украинцы, а вот соседи ваши Петренки, тоже Полтавской губернии, так те русские»[8]. Переписчик района Зверинец студент Козачинский жаловался на то, что «среди регистраторов можно было каждый раз встретить таких, которые разделяют политику Шульгина; были и “интернационалисты”»[9]. Некий Глущенко, проживающий на Подоле, жаловался, что он и его соседка записаны русскими, хотя считают себя украинцами[10]. Член киевского губернского исполкома Королёв рассказывал, что к нему пришла переписчица-еврейка, которую удивило его желание назваться украинцем. Переписчица пояснила, что обычно люди называют себя «малороссами», но так как она «хорошо знает, что малорусской национальности нет», то пишет «русский». По её словам, она и её подруги никаких инструкций от Статистического бюро не получали, но как «люди культурные» считали возможным корректировать «неточности»[11]. В конце концов киевская городская украинская рада, «узнав, что переписчики населения г. Киева отказывались записывать принадлежность к украинской нации, позволяли себе оскорбительные выпады против украинства, самовольно записывали украинцев в другие нации», посчитала такое поведение переписчиков позорным, а перепись неправильной и несоответствующей действительности в отношении численности украинского населения, и потому решительно требовала, чтобы результаты этой переписи не были положены в основу официальной статистики[12].

Вполне возможно, что случаи, когда людей, назвавших себя украинцами или малороссами, записывали русскими, действительно имели место. Но всё же речь, на наш взгляд, шла о незначительных искажениях, которые не могли принципиально изменить общую картину, и к тому же они были следствием не предвзятости Статистического бюро, а самодеятельности отдельных переписчиков (всего их было 1,5‒2 тыс. , причём «без всякого национального отбора»[13]) и плохо разработанной методологии переписи. Несмотря на это, претензии украинского лагеря в данном случае представляются нам не вполне убедительными. Во-первых, параллельно с городской переписью проходила и перепись на селе, полностью подконтрольная украинцам. Переписчикам, согласно инструкциям, было запрещено записывать кого-либо русским или малороссом, а только украинцем, великороссом и т.п. Так, например, один из переписываемых, белорус по происхождению, заявивший, что он русский, оказался записан как «великоросс»[14]. Подобные фальсификации – причём не на уровне исполнителей, а самой методологии переписи – украинцев, конечно же, не волновали. Во-вторых, как же, по их мнению, должна была выглядеть «правильная» перепись в Киеве? Ответ весьма прост: всех, назвавших себя малороссами, следовало записать в украинцы, так же как и на селе. Как отмечала украинская газета «Нова рада», Статистическое бюро должно было «пояснить своим малообразованным агентам, что собственно этот термин – украинец – и нужно использовать вместо “малоросс”, что тёмное и необразованное мещанство киевское думает, по старой полицейской науке, что раз человек православный, то он уже и русский, и язык его русский»[15].

Несмотря на то что отдельные случаи предвзятого отношения со стороны переписчиков вполне могли иметь место, на общих результатах, на наш взгляд, это не отразилось. И если число украинцев и было занижено, то всё же не на порядок. Многие деятели украинского движения признавали, что в Киеве украинцы являются меньшинством. Так, например, Исаак Мазепа, председатель Совета министров УНР в 1919‒1920 гг., писал, что Киев был «на три четверти чужой, не украинский»[16].

Таким образом, украинцы полагали, что малороссы – это те несознательные люди, которым злонамеренные переписчики не объяснили, что они на самом деле являются украинцами. Следовательно, представители украинского движения были склонны приплюсовывать их к украинцам, которых в таком случае получалось почти 17% (а если добавить к ним ещё и русинов, то ровно 17%). В этом вопросе с ними была отчасти солидарна леволиберальная киевская пресса. Так, например, газета «Киевская мысль», сравнивая результаты переписи 1917 г. с результатами переписи 1897 г. , объединяла украинский и малороссийский языки в одну категорию[17]. В советское время при анализе результатов переписи 1917 г. малороссов будут автоматически присоединять к украинцам, даже не делая оговорок о том, что такая категория вообще существовала[18]. Русские националисты, напротив, полагали, что малороссов нужно причислять к русским. «Самое слово “малоросс” ясно указывает, что лицо, самоопределяющее себя таким образом, не считает себя украинцем, представителем совершенно отдельного народа, а считает себя русским – русским Малой Руси, то есть малороссом», – писал товарищ председателя Киевского клуба русских националистов Сергей Грушевский[19].

Отчасти решить эту проблему можно было, если бы переписчики спрашивали, считает ли тот или иной человек себя частью единого русского народа или представителем отдельной национальности, и в зависимости от ответа делить киевлян на украинцев и русских, причём среди последних выделять малороссов, великороссов, белорусов, а также, возможно, русинов и тех, кто считает себя просто русским без привязки к региональной их разновидности. Но несмотря на то что подобный подход помог бы получить более адекватные результаты, нам представляется совершенно невозможным провести такую перепись, которая дала бы строго «научные» данные.

Национальное самоопределение киевлян не было чем-то навсегда устоявшимся, застывшим, поэтому крупные политические события оказывали серьёзное влияние на национальный состав города.

Так, существование «самостийной» Украины на протяжении 1918 г. будет содействовать значительному увеличению числа украинцев, в том числе и за счёт тех, кто в 1917 г. ещё считал себя русским[20]. И напротив, крах украинской государственности в 1919‒1920 гг. приведёт и к снижению процента киевлян, считавших себя украинцами[21]. В любом случае, при анализе национального состава Киева нельзя не принимать во внимание конъюнктурное желание обывателей примкнуть к побеждающей стороне[22]. В 1919 г. в большевистской газете будет помещена весьма показательная карикатура с изображением киевлянина, приспосабливающегося к тому или иному политическому режиму – советскому, петлюровскому, деникинскому. Вначале он изображён «сочувствующим» большевикам – соответственно, одетым в рабочую одежду; затем этот же человек уже «щирый» – в казачьем наряде в стиле XVII в.; наконец, он предстаёт в виде «благонадёжного» – в «буржуазном» костюме, в цилиндре и с моноклем, с торчащей из кармана газетой с надписью «Боже, царя храни»[23]. Несмотря на очевидное преувеличение, доля истины в подобном описании поведения обывателей была.

К счастью, переписчики спрашивали у киевлян не только то, к какой национальности они себя причисляют, но и собирали сведения про их родной и разговорный язык, место рождения и род занятий. Все эти данные помогают лучше понять, кто решил записаться в русские, малороссы или украинцы.

Таблица 2

Родной язык киевлян[24]

Таблица 3

Разговорный язык киевлян[25]

Таблица 4

Родной и разговорный язык киевских русских[26]

Таблица 5

Родной и разговорный язык киевских украинцев[27]

Таблица 6

Родной и разговорный язык киевских малороссов[28]

Таблица 7

Соотношение места рождения киевлян и их национальности[29]

* В границах 1918 г.

 

Как видно из приведённых таблиц, число киевлян, разговаривающих на русском языке, было выше числа киевлян, считающих русский язык родным, а то, в свою очередь, превышало число киевлян, считающих себя русскими. Среди всех остальных национальностей ситуация была обратная – число людей, считающих себя евреями, украинцами, поляками и малороссами, было больше числа людей, разговаривающих на данных языках. В быту на русском говорило свыше половины малороссов и почти треть украинцев.

Весьма показательно и то, что если рассматривать людей, родившихся в Киеве, то среди них процент русских и малороссов будет значительно выше, чем если считать среди всех киевлян. В Киеве родились 38,38% киевских русских (87 655 из 228 398 русских, указавших место рождения), 33,36% украинцев (18 638 из 55 866) и 38,75% малороссов (7919 из 20 438), а в границах Украины 1918 г. – 71,92% русских (164 237 из 228 360[30]), 93,83% украинцев (52 428 из 55 876) и 94,09% малороссов (19 232 из 20 439).

Таблица 8

Процентное распределение экономически активного населения Киева по социальному положению[31]

 

Группа украинцев, таким образом, являлась наиболее «демократической» по своему составу: в ней слабее, чем у других категорий, были представлены бюрократические и помещичьи элементы и, наоборот, сильнее, чем у остальных – рабочие. Если же говорить о русских и малороссах, то по своему социальному составу они были очень схожи, относительный вес хозяев, рабочих, чиновников и рантье у них был почти одинаков[32].

Таблица 9

Распределение населения Киева по национальностям и милиционным районам (ранее – полицейским участкам)[33]

 

Русские доминировали во всех районах Киева, за исключением еврейского Плосского участка, причем в 7 из 10 районов русское население составляло абсолютное большинство. Украинцы проживали преимущественно на окраинах, в предместьях, тесно связанных с селом (Куреневка, Приорка, Сырец, Зверинец и Теличка, Соломенка, Полоса отчуждения). Малороссов много было как на окраинах (Приорка, Пуща-Водица, Печерский район), так и в находящемся в центре Бульварном районе. Если проанализировать и расселение по районам, и экономическое положение, то можно прийти к выводу, что малороссы, как и украинцы, больше жили на окраинах, но при этом превосходили их по своему социальному положению.

При этом, кстати говоря, нет оснований считать, что украинцы как-то дискриминировались и поэтому занимали непривилегированные позиции. Напротив, на наш взгляд, ситуация была обратной: те люди, которые, во-первых, сохраняли связь с селом, а во-вторых, имели непрестижные профессии, и были склонны в 1917 г. называть себя украинцами. Малороссы же, точно так же зачастую связанные с селом, оценивали своё социальное положение как более удовлетворительное и поэтому не были склонны к революционным шагам. Определённую роль, конечно, играла и инерция сознания – из переписи 1919 г. мы можем узнать, что среди малороссов было несколько больше взрослых и пожилых людей, чем среди украинцев[34]. Таким образом, в категории «малороссы» теоретически могли оказаться и председатель Киевского клуба русских националистов Анатолий Савенко, который при ответе на один и тот же вопрос в думской анкете именовал себя то русским, то малороссом[35], и какая-нибудь живущая на окраине старушка-крестьянка, привыкшая так себя называть и не воспринимавшая новые «украинские» веяния, но при этом совершенно не разбиравшаяся в политике. На наш взгляд, имеется несколько больше оснований для того, чтобы объединять категорию «малороссы» с категорией «русские» (среди которых, очевидно, значительная часть, а может, и большинство, составляли также малороссы – просто для них общенациональная идентичность стояла на первом плане), хотя стоит признать, что любое механическое соединение тех или иных категорий будет не вполне корректным.

Но, так или иначе, с учётом малороссов или без них, русские составляли абсолютное большинство жителей Киева, и с этим фактом было трудно спорить. «Итак, Киев – город русский и в особенности город русской культуры, – делал вывод Сергей Грушевский, анализируя результаты переписи. – И пока он, сердце Малороссии, будет русским, то и весь край, несмотря на все опыты насильственной украинизации, подчиняясь его могучему культурному влиянию, будет всегда сохранять живую привязанность и любовь к великой русской культуре»[36].

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 21-78-00015, https://rscf.ru/project/21-78-00015/

 

Старинная хроника текущих событий

Алексей Миллер

Тридцать лет убеждённые сторонники конфронтационного подхода на Украине и в России работали над укреплением образа Другого как врага, с которым предстоит воевать. Теперь они торжествуют, видя в современных событиях подтверждение своей изначальной правоты.

Подробнее

Сноски

[1]       Hamm M. Kiev: A Portrait, 1800–1917. Princeton: Princeton University Press, 1993. 304 p.

[2]      Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел под редакцией Н. А. Тройницкого. Т. XVI. Киевская губерния. СПб., 1904. С. 98–99.

[3]      Статистический бюллетень по городу Киеву. Январь – февраль – март 1918 г. Выпуск 1-й. Киев, 1918. С. 8–9.

[4]      Государственный архив города Киева (ГАК). Ф. 163. Оп. 31. Д. 318. Л. 25–25об; Население Киева по национальностям // Рабочая жизнь. 1918. 20 (7) марта. № 20. С. 2.

[5]      Результаты киевской переписи // Киевская мысль. 1918. 2 апреля (20 марта). № 39. С. 3.

[6]      Тютюнник Ю. Революційна стихія. Зимовий похід 1919–1920 рр. Львів: Універсум, 2004. С. 15.

[7]      Черносотенство або кретинізм // Робiтнича газета. 1917. 14 вересня. № 134. С. 4.

[8]      Сугма В. До перепису 1917 р. громадянства м. Киiва // Боротьба. 1918. 10 квiтня (28 марта). № 37. С. 4.

[9]      Козачинський К. Лист до редакцii // Нова рада. 1917. 23 вересня. № 144. С. 4.

[10]    Глущенко Н. Як переводять перепис // Робiтнича газета. 1917. 16 вересня. № 135. С. 4.

[11]    Королiв В. Лист до редакцii // Нова рада. 1917. 17 вересня. № 139. С. 4.

[12]    Збори Мiйськоi Украiнськоi Ради // Нова рада. 1917. 24 вересня. № 145. С. 2.

[13]    Результаты киевской переписи // Киевская мысль. 1918. 2 апреля (20 марта). № 39. С. 3.

[14]    Шаревич Л. Оригинальная перепись // Киевлянин. 1917. 8 августа. № 188. С. 2.

[15]    Фалшована статистика // Нова рада. 1917. 17 вересня. № 139. С. 1.

[16]    Мазепа І. Україна в огні й бурі революції 1917–1921. Т. II. Камянецька доба – Зимовий похiд. Мюнхен: Видавництво «Прометей», 1951. С. 71.

[17]    Результаты киевской переписи // Киевская мысль. 1918. 2 апреля (20 марта). № 39. С. 3.

[18]    Боровський М. Національно-соціяльні перегруповання людності міста Київа в пореволюційних часах (1917–1923) // Київ та його околиця в історії і пам’ятках / Пiд ред. М. Грушевського. Київ: Державе видавництво України, 1926. С. 432, 434. Также см. оригинальную авторскую рукопись на русском языке: Институт рукописи НБУ им. В.И. Вернадского. Ф. X. Оп. 1. Д. 14834, 14835, 14836.

[19]    Грушевский С.Г. Национальный состав населения г. Киева // Малая Русь. Выпуск 3. Киев, 1918. С. 55.

[20]    Перепись населения Киева, проведённая 3 (16) марта 1919 г., вскоре после вступления в город советских войск, даст следующие результаты: русские – 232 тыс. 148 (42,65%), украинцы – 128 тыс. 664 (23,64%; к ним же отнесены и 119 русинов), евреи – 114 тыс. 524 (21,04%), поляки – 36 тыс. 828 (6,77%), малороссы – 8259 (1,52%). Общее число жителей города увеличилось более чем на 80 тыс. и составило 544 тыс. 369 человек (Перепись г. Киева 16 марта 1919 г. Ч. 1. Население. Киев: Киевское губернское статистическое бюро, 1920. Таблица II). Впрочем, произошло это увеличение населения, во-первых, за счёт присоединения к городу ряда окрестных населённых пунктов (в частности, Демиевки), и во-вторых, за счёт беженцев.

[21]    Согласно переписи населения 1920 г., русских в Киеве было 171 тыс. 655 человек (46,72%), евреев – 117 тыс. 041 (31,86%), украинцев – 52 тыс. 443 (14,27%), поляков – 13 тыс. 820 (3,76%), других – 12 тыс. 430 (3,38%), при этом произошло значительное сокращение всего городского населения – почти на 180 тысяч (Боровський М. Національно-соціяльні перегруповання людності міста Київа в пореволюційних часах (1917–1923) // Київ та його околиця в історії і пам’ятках. С. 434). Численность украинцев упала в 2,5 раза (!), что невозможно объяснить только уходом какой-то их части вместе с отступающими войсками УНР и поляками в июне 1920 года. В декабре 1919 г. из Киева вместе с белыми войсками эвакуировалась немалая часть русского населения, но при этом доля русских в составе населения выросла. Очевидно, что крушение украинской государственности привело к тому, что какая-то часть людей, называвших в начале 1919 г. себя украинцами, в 1920 г. вновь решили, что они русские.

[22]    Боровський М. Національно-соціяльні перегруповання людності міста Київа в пореволюційних часах (1917–1923) // Київ та його околиця в історії і пам’ятках. С. 436.

[23]    Соглашатель приспособляется // Большевик. 1919. 21 августа. № 108. С. 2.

[24]    Статистический бюллетень по городу Киеву. Январь – февраль – март 1918 г. Выпуск 1-й. С. 8.

[25]    Там же.

[26]    Там же. С. 10.

[27]    Там же.

[28]    Там же.

[29]    Результаты предварительного подсчета населения г. Киева по месту рождения // Киевские городские известия. 1918. 4 октября. № 19. С. 71–73.

[30]    Незначительная разница в числах (в первом случае – 228 398, во втором – 228 360) вызвана тем, что некоторые из опрашиваемых могли не отвечать на часть вопросов или давать на них неполные ответы. Например, переписываемый мог сказать, что он родился не в Киеве. В первом случае его ответ будет учитываться, во втором – нет, так как точное место его рождения неизвестно. Могла быть и обратная ситуация: переписываемый сообщил только то, что он родился в Киевской губернии. В таком случае понятно, что он родился на Украине, но эта информация не помогает выяснить, является ли он коренным киевлянином или происходит из другого населенного пункта губернии.

[31]    Биск И.С. К вопросу о социальном составе населения г. Киева (по данным переписи 1917 г.). Киев, 1920. С. 8.

[32]    Там же. С. 9.

[33]    Статистический бюллетень по городу Киеву. Январь – февраль – март 1918 г. Выпуск 1-й. С. 7.

[34]    Перепись г. Киева 16 марта 1919 г. Ч. 1. Население. Таблица IV.

[35]    Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1278. Оп. 9. Д. 694. Л. 1б, 3.

[36]    Грушевский С.Г. Национальный состав населения г. Киева // Малая Русь. Выпуск третий. С. 58.

Нажмите, чтобы узнать больше

#история #Киев #Малороссия #Россия-Украина #Украина

02585-1_Hamm_POD

%PDF-1. 3 % 93 0 объект >/OCGs[96 0 R]>>/OpenAction 192 0 R/OutputIntents[>]/Pages 86 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 95 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 82 0 R>> эндообъект 89 0 объект >поток приложение/pdf

  • 02585-1_Hamm_POD
  • 2012-02-15T15:39:11Z2016-08-30T13:40:12-04:002016-08-30T13:40:12-04:00Adobe Acrobat 10.1.9 Подключаемый модуль захвата бумагиFalseuid:62c2e3c8-0bee-4570-a5be -d1afd49458e1uuid:b48feb92-2ece-48d2-8b7d-3eb2f9ba00bbdefault1PDF/X-1a:2001PDF/X-1:2001PDF/X-1:2001
  • http://ns.adobe.com/pdf/1.3/pdfAdobe PDF Schema
  • Внутреннее имя объекта, указывающее был ли документ изменен для включения информации о треппингеTrappedText
  • http://ns.adobe.com/pdfx/1.3/pdfxPDF/X ID Schema
  • InternalID стандарта PDF/XGTS_PDFXVersionText
  • внутренний уровень соответствия стандарту PDF/XGTS_PDFXConformanceText
  • http://ns. adobe.com/xap/1.0/mm/xmpMMXMP Схема управления мультимедиа
  • внутренний идентификатор на основе UUID для конкретного воплощения документаInstanceIDURI
  • http://www.npes.org/pdfx/ns/id/pdfxidPDF/X ID Schema
  • InternalID стандарта PDF/XGTS_PDFXVersionText
  • конечный поток эндообъект 192 0 объект > эндообъект 86 0 объект > эндообъект 87 0 объект > эндообъект 88 0 объект > эндообъект 28 0 объект >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB]/XObject>>>/Поворот 0/TrimBox[0. 0 0.0 432.0 666.0]/Тип/Страница>> эндообъект 31 0 объект >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB]/XObject>>>/Поворот 0/TrimBox[0.0 0.0 432.0 666.0]/Тип/Страница>> эндообъект 34 0 объект >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB]/XObject>>>/Поворот 0/TrimBox[0.0 0.0 432.0 666.0]/Тип/Страница>> эндообъект 37 0 объект >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB]/XObject>>>/Поворот 0/TrimBox[0.0 0.0 432.0 666.0]/Тип/Страница>> эндообъект 40 0 объект >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB]/XObject>>>/Поворот 0/TrimBox[0.0 0.0 432.0 666.0]/Тип/Страница>> эндообъект 201 0 объект [203 0 Р 204 0 Р] эндообъект 202 0 объект >поток HWn7}W-)` $@»@ Kb쭥]e/v!]~!r8s~

    Киев Информационный гид. История Киева


    Общая
    Справочная

    Краткая информация

    История

    Праздники

    История Киева

    Согласно древней легенде, Киев, столица Украины, был основан тремя братьями, Кием, Щеком и Хоривом, и их сестрой Лыбедью, в конце V в. начало 6 века. Город был назван в честь старшего брата Кия. Киев означает город Кий. Киев — это украинское написание, а Киев — русское, более известное во всем мире с советских времен.

    Вокруг Киева собралось много древних племен, и в конце 9 в.го века город стал политическим центром восточных славян. В 988 году христианство, введенное великим князем Владимиром, стало официальной религией Киевской Руси. Это помогло установить политические и культурные связи с такими государствами, как Византийская империя и Болгария. В то время в городе проживало почти 50 000 человек; было около 400 церквей и 8 рынков. Когда Владимир Мономах умер в 1152 году, могучая Киевская Русь начала распадаться. В 1240 году Киев был разрушен ханом Батыем. Только в 14 веке Киев начал возрождаться. Но в 1362 году великий князь литовский захватил город. Более ста лет он находился под властью литовских и польских князей. Народно-освободительная война 1648-1654 годов против литовско-польского ига привела к освобождению. Но казацкие войска во главе с гетманом Богданом Хмельницким не смогли победить врага без помощи России. В результате Украина погрузилась под длительный период господства Российской империи. С этого времени история Украины и Киева была тесно связана с историей России.

    Археологические раскопки свидетельствуют о первых поселениях на территории Киева 15-20 тысяч лет назад.

    Первые поселенцы Киева построили свою цитадель на крутом правом берегу Днепра, чтобы защитить себя от кочевых племен. Позже киевские великие князья построили свои дворцы и церкви на Старокиевской горе, а рядом с пристанью на Днепре поселились ремесленники и купцы. К концу IX века, когда великие князья Киевские объединили разрозненные славянские племена, Киев стал политическим центром восточных славян. Город поддерживал широкие внешние и торговые торговые связи благодаря своему выгодному положению посреди торговых путей между викингами и греками (прямой путь из Северной Европы и Прибалтики в Средиземное море). Развитие Киева ускорилось во время правления великого князя Владимира Великого (980-1015). В 988 году Владимир установил православие как официальную религию королевства, чтобы укрепить власть Киева на более широкой международной арене. В это время был построен первый каменный храм на Руси — Десятинная церковь.

    В XI—XII веках древняя Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета. К XI веку Киев был одним из крупнейших центров цивилизации восточно-христианского мира. В то время в Киеве было около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. Для сравнения, в то же время население Лондона, Гамбурга и Гданьска составляло около 20 000 человек. Киев был одним из самых процветающих ремесленных и торговых центров Европы. После смерти великого киевского князя Владимира Мономаха в 1125 году Киевская Русь оказалась втянутой в длительный период феодальных войн. Иностранные державы поспешили воспользоваться этой ситуацией. Осенью 1240 года татаро-монголы во главе с Батыем-ханом после ряда долгих и кровопролитных сражений захватили Киев. Киев впал в длительный период упадка. Татаро-монголы правили почти столетие. Несмотря на иноземное господство, Киев сохранил свои ремесленные, торговые и культурные традиции и оставался важным политическим, торговым и культурным центром. В 14 веке Киевщина стала колыбелью современной украинской нации.

    В 15 веке Киеву было предоставлено Магдебургское право, что давало большую самостоятельность городу в вопросах международной торговли.

    До 14 века Киев платил дань Золотой Орде. Затем оно перешло под управление Великого Литовского княжества, которое в 1569 году было объединено с Польшей. С учреждением Киево-Могилянской академии в 1632 году город стал центром украинской учености и науки.

    Долгий путь к независимости Украины начался с походов казаков. В 1648-1654 годах казачьи войска под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого, украинского казачьего предводителя, вели несколько войн за освобождение Украины. В 1648 году, когда украинские казаки восстали против Польши, Киев на короткое время стал центром Украинского государства. Но вскоре, столкнувшись с войсками польских и литовских феодалов, Богдан Хмельницкий искал защиты у русского царя в Переяславском договоре. Однако после присоединения Украины к России в 1654 году город был приобретен Москвой. В течение длительного периода господства Российской империи Украине в 17-18 веках удалось сохранить и использовать некоторые из своих богатых политических, экономических, культурных и религиозных достижений.

    В январе 1918 года после падения Российской империи была провозглашена независимость Украины и создана Украинская Народная Республика.

    Во время Гражданской войны, последовавшей за Октябрьской революцией, большевистская партия захватила власть и расширила сферу своего контроля на Украину. Украина становится частью Советского Союза.

    Киев сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, когда были уничтожены многие уникальные архитектурные и художественные ценности.

    Leave A Comment