II. Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции \ КонсультантПлюс
II. Антимонопольное регулирование и иные меры
по защите конкуренции
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции.
Значительная доля рассматриваемых ФАС России дел касается нарушений, последствием которых является ущемление интересов отдельных лиц, но не ограничение конкуренции на рынке. По сути Федеральный закон «О защите конкуренции» не проводит различия между неправомерным отказом в подключении частного дома к электрическим сетям и картельным сговором, имеющим серьезные последствия для конкурентной среды и неопределенного круга потребителей. В зарубежной практике дела, не связанные с конкуренцией, как правило, рассматриваются судами либо отраслевыми регуляторами.
Недостаточная активность органов по защите прав потребителей и отсутствие ряда отраслевых регуляторов не позволяют ставить вопрос об освобождении антимонопольного органа от дел указанной категории. Вместе с тем представляется неоправданным отсутствие дифференциации в правовом регулировании таких вопросов и мер по постепенному развитию альтернативных способов разрешения споров, не связанных с негативными последствиями для конкурентной среды.
Например, только за 2007 год ФАС России рассмотрено 1 331 дело по фактам злоупотребления доминирующим положением, 2/3 которых относятся к компаниям, осуществляющим естественно-монопольные виды деятельности в сфере электроэнергетики.
Такие нарушения, как правило, не имеют антиконкурентной мотивации, однако ввиду отсутствия действенной альтернативной системы защиты прав и интересов потребителей по доступу к мощностям субъектов естественных монополий (например, в рамках тарифного регулирования) единственной возможностью эффективного пресечения нарушений по-прежнему остается применение норм антимонопольного законодательства.
Широко распространена практика компенсации мерами антимонопольного принуждения недостаточного использования иных инструментов конкурентной политики.
Так, резкий рост цен в течение 2007 — 2008 годов на ряд товаров, производимых крупными компаниями, привел к появлению общественного запроса на вмешательство антимонопольного органа. В некоторых случаях в результате такого вмешательства были установлены предельные цены или обязанность компаний согласовывать с ФАС России увеличение (уведомлять об увеличении) цены. Такие действия были предприняты в отношении рынков минеральных удобрений, нефтепродуктов, коксующегося угля.
Вместе с тем основные причины роста цен на этих рынках (внешний фактор роста мировых цен, несоответствие внутреннего спроса и возможностей поставщиков) могут быть устранены с помощью инструментов таможенно-тарифной политики и механизмов субсидирования потребителей.
Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.
Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования.
Действующее законодательство не всегда требует проведения экономического анализа рассматриваемых отношений, прогнозирования возможных экономических последствий применения тех или иных норм. Например, в настоящее время компания, занимающая на рынке долю более 50 процентов, практически всегда признается доминирующей, а при доле меньше 35 процентов не может быть признана таковой. Однако связь между размером рыночной доли и конкуренцией далеко не всегда является безусловной, а вывод о наличии либо отсутствии доминирующего положения компании, сделанный исключительно на основании показателя концентрации, может не соответствовать текущей ситуации на рынке.
Аналогичная ситуация при определении коллективного доминирования исключительно посредством установления размера рыночных долей хозяйствующих субъектов без анализа их поведения на рынке позволяет считать доминирующими компании, действующие независимо друг от друга.
Квалификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий осуществляется по формальным признакам правонарушения и не предусматривает оценку долей хозяйствующих субъектов, их рыночной силы и реальной возможности посредством согласованных действий ограничивать конкуренцию на рынке. При этом в большинстве стран мира преобладает так называемый поведенческий подход, который заключается в исследовании возможности компании влиять на рынок по результатам анализа множества факторов.
В целях совершенствования антимонопольного законодательства необходимо повысить экономическую обоснованность принимаемых антимонопольным органом решений. Для этого следует:
изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно устанавливаться по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли хозяйствующего субъекта на рынке. К таким факторам относятся в том числе наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, наличие взаимозаменяемых товаров, соотношение долей компании, ее конкурентов и потребителей и другие факторы;
повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Для этого необходимо установить в федеральном законе основные поведенческие и структурные критерии для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства, прямо и косвенно связанные с ограничением конкуренции.
К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, которые наносят вред конкурентной среде отдельного рынка и затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на рынке. За правонарушения, относящиеся к этой категории, должна быть установлена повышенная ответственность вплоть до уголовной.
Ко второй категории правонарушений относятся нарушения, не влекущие серьезных общественно опасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента), в том числе нарушения порядка доступа к объектам инфраструктуры естественных монополий (например, нарушение сроков подключения к электрическим сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность).
Дела о нарушениях, относящихся ко второй категории, являются типовыми, не требуют проведения детального анализа рынка, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке и в сокращенные сроки. Для таких нарушений целесообразно предусмотреть штрафы, налагаемые на должностных лиц хозяйствующего субъекта, дополненные возможностью дисквалификации таких лиц, а также мерами воздействия в рамках системы тарифного регулирования. При этом наложение штрафов на юридических лиц, тем более исчисляемых исходя из выручки от реализации, для этой категории нарушений нецелесообразно.
Указанные меры позволят антимонопольному органу более оперативно и эффективно рассматривать дела, связанные с ущемлением прав потребителей услуг естественных монополий.
Следует пересмотреть подход к осуществлению контроля экономической концентрации. Необходимо сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды, что позволит повысить качество рассмотрения сделок, которые могут повлечь ограничение конкуренции путем возникновения или усиления доминирующего положения. Для этого необходимо отменить обязанность по согласованию сделок, совершаемых внутри одной группы лиц, и увеличить пороговые значения стоимости активов для согласования сделок. Кроме того, необходимо поставить вопрос о поиске альтернативных стоимости активов предприятия критериев, которые должны отражать степень влияния компании на рынок.
Следует уточнить ряд составов правонарушений, в том числе:
пересмотреть перечень деяний, запрещенных per se (как таковые). Так, в настоящее время запрещено «создание дискриминационных условий». Однако нестандартные практики договорной работы почти всегда возникают в отраслях с высокими постоянными издержками и являются эффективными для конечных потребителей. Запрет на подобного рода действия должен вводиться только после исследования роли и значения подобных торговых практик для функционирования рынка;
уточнить критерии определения монопольно высокой и монопольно низкой цены во избежание превращения антимонопольного регулирования в ценовое;
изменить порядок установления антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса факторов, характеризующих возможность хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию;
расширить законодательные критерии допустимости «вертикальных соглашений».
Необходимо проанализировать и усовершенствовать практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.
Будет повышена транспарентность решений ФАС России. Решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения сделок по экономической концентрации, а также результаты анализа состояния конкуренции на рынке должны публиковаться на сайте в сети Интернет.
Действенность антимонопольного регулирования во многом обусловлена мерами ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и эффективностью их применения. Так, административная ответственность в виде штрафов, исчисляемых исходя из выручки организаций, существенно увеличила силу влияния решений антимонопольного органа на конкурентную среду.
Усиление ответственности за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, а также организация взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов будут способствовать не только пресечению правонарушений, но и их профилактике.
Вместе с тем необходимо учитывать, что чрезмерное ужесточение антимонопольного регулирования может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничивая эффективные для экономического развития деловые практики.
В целях совершенствования системы ответственности за нарушения антимонопольного законодательства будут реализованы следующие меры:
внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, уточняющие перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым станут степень их общественной опасности и размер нанесенного ущерба или дохода, полученного в результате их совершения;
уточнены положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части включения в перечень лиц, в отношении которых может применяться административное наказание в виде дисквалификации, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц субъектов естественных монополий, а также порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении;
организовано взаимодействие антимонопольного органа с правоохранительными органами в целях выявления картельных соглашений.
Глобализация мировой экономики сопровождается увеличением количества транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности.
В связи с этим развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.
Главной целью сотрудничества с Европейским союзом является создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве, устранение неоправданных барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.
В рамках сотрудничества со странами СНГ основной задачей является формирование эффективной системы взаимодействия конкурентных ведомств государств — участников Содружества, обеспечивающей проведение согласованной конкурентной политики и пресечение антиконкурентной практики на пространстве организации.
В качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкуренции, необходимо:
включить раздел о конкуренции в новое соглашение между Россией и Европейским союзом, в котором найдут свое отражение цели и основные направления сотрудничества в сфере конкурентной политики и правоприменения;
активизировать участие антимонопольного органа в деятельности международной конкурентной сети, объединяющей большинство конкурентных ведомств мира, что позволит принимать участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения актуальных проблем развития конкурентной политики;
развивать сотрудничество с антимонопольными органами государств — участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, в том числе путем проведения совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках;
создать систему регулирования конкурентных отношений в рамках Таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Определение, типы, примеры и способы расчета
Что такое равновесие?
Равновесие — это состояние, при котором спрос и предложение на рынке уравновешивают друг друга, в результате чего цены становятся стабильными. Как правило, избыточное предложение товаров или услуг приводит к снижению цен, что приводит к повышению спроса, в то время как недостаточное предложение или дефицит вызывают рост цен, что приводит к снижению спроса.
Уравновешивающий эффект спроса и предложения приводит к состоянию равновесия.
Ключевые выводы
- Говорят, что рынок достиг равновесной цены, когда предложение товаров соответствует спросу.
- Равновесный рынок демонстрирует три характеристики: поведение агентов является последовательным, у агентов нет стимулов для изменения поведения, а результаты равновесия определяются динамическим процессом.
- В экономике используется несколько типов равновесия.
- Неравновесие противоположно равновесию и характеризуется изменениями условий, которые влияют на рыночное равновесие.
- В действительности рынки никогда не находятся в идеальном равновесии, хотя цены стремятся к нему.
Что такое равновесие?
Понимание равновесия
Равновесная цена – это когда предложение товара соответствует спросу. Когда основной индекс переживает период консолидации или бокового импульса, можно сказать, что силы спроса и предложения относительно равны, и рынок находится в состоянии равновесия.
Экономисты считают, что цены имеют тенденцию колебаться вокруг равновесных уровней. Если цена поднимется слишком высоко, рыночные силы будут стимулировать продавцов приходить и производить больше. Если цена слишком низкая, дополнительные покупатели будут повышать цену. Эти действия поддерживают равновесный уровень в относительном равновесии с течением времени.
Особые указания
Такие экономисты, как Адам Смит, считали, что свободный рынок будет стремиться к равновесию. Например, нехватка какого-либо одного товара приведет к повышению цены в целом, что снизит спрос, что приведет к увеличению предложения при правильном стимуле. То же самое произошло бы в обратном порядке, если бы на каком-то одном рынке имелся избыток.
Современные экономисты отмечают, что картели или компании-монополисты могут искусственно повышать цены и удерживать их на этом уровне, чтобы получить более высокую прибыль. Алмазная отрасль является классическим примером рынка, на котором спрос высок, но предложение искусственно сокращается за счет компаний, которые продают меньше алмазов, чтобы поддерживать цены на высоком уровне.
Как отметил Пол Самуэльсон в своей работе 1983 года Основы экономического анализа, , термин «равновесие по отношению к рынку» не обязательно является хорошим с нормативной точки зрения, и вынесение такого оценочного суждения может быть ошибкой.
Рынки могут находиться в равновесии, но это может не означать, что все хорошо. Например, продовольственные рынки в Ирландии находились в равновесии во время великого картофельного голода в середине 1800-х годов. Более высокая прибыль от продажи британцам привела к тому, что равновесная цена на ирландском и британском рынке была выше, чем могли заплатить потребители, и, следовательно, многие люди голодали.
Равновесие и неравновесие
Когда рынки не находятся в состоянии равновесия, говорят, что они находятся в неравновесии. Нарушение равновесия может произойти внезапно на более стабильном рынке или может быть систематической характеристикой определенных рынков.
Иногда нарушение равновесия может распространяться с одного рынка на другой — например, если не хватает транспортных компаний или ресурсов для международной доставки кофе, поставки кофе в определенные регионы могут сократиться, что повлияет на равновесие рынков кофе. Экономисты считают, что многие рынки труда находятся в дисбалансе из-за того, как законодательство и государственная политика защищают людей и их рабочие места, или из-за суммы, которую они получают за свой труд.
Типы равновесия
Экономическое равновесие
Экономическое равновесие в широком смысле относится к любому состоянию экономики, при котором силы уравновешены. Это может быть связано с ценами на рынке, где предложение равно спросу, но может также отражать уровень занятости, процентные ставки и так далее.
Конкурентное равновесие
Процесс достижения равновесных цен происходит через процесс конкуренции. Среди продавцов быть недорогим производителем, чтобы захватить наибольшую долю рынка, а также среди покупателей, чтобы получить лучшие предложения.
Общее равновесие
Общее равновесие рассматривает совокупность сил, возникающих на макроэкономическом уровне, а не микросилы отдельных рынков. Это краеугольный камень вальрасианской экономики.
Равновесие неполной занятости
Экономисты обнаружили, что существует определенный уровень постоянной безработицы, который наблюдается, когда в экономике существует общее равновесие. Это известно как равновесие неполной занятости и предсказывается кейнсианской экономической теорией.
Равновесие Линдала
Равновесие Линдаля — это особый случай, когда теоретически производится оптимальное количество общественных благ, а стоимость общественных благ распределяется между всеми справедливо. Он описывает идеальное государство, которое редко, если вообще когда-либо достигается в реальности, но используется для разработки налоговой политики и является важным понятием в экономике благосостояния.
Межвременное равновесие
Поскольку цены могут колебаться выше или ниже уровня равновесия из-за ближайших изменений спроса или предложения в данный момент, лучше всего рассматривать этот эффект во времени, известный как межвременное равновесие. Эта концепция также используется для понимания того, как фирмы и домашние хозяйства составляют бюджет и выравнивают расходы в долгосрочной перспективе.
Равновесие Нэша
В теории игр равновесие по Нэшу — это состояние игры, при котором оптимальная стратегия предполагает рассмотрение оптимальной стратегии другого игрока или противника.
Дилемма заключенного – это обычная ситуация в теории игр, иллюстрирующая равновесие Нэша.
Пример равновесия
Магазин производит 1000 волчков и продает их в розницу по 10 долларов за штуку.
Что происходит во время рыночного равновесия?
Когда рынок находится в равновесии, цены отражают точное равновесие между покупателями (спрос) и продавцами (предложение). Хотя теоретически рынки элегантны, они редко находятся в равновесии в данный момент. Скорее, равновесие следует рассматривать как долгосрочный средний уровень.
Как рассчитать равновесную цену?
В экономике равновесная цена рассчитывается путем приравнивания функции предложения и функции спроса и решения для цены.
Что такое равновесное количество?
Объем предложения, точно равный спросу, является равновесным объемом. В таком случае не будет ни переизбытка, ни дефицита.
Закон спроса и предложения в экономике: как он работает
Что такое закон спроса и предложения?
Закон спроса и предложения сочетает в себе два фундаментальных экономических принципа, описывающих, как изменения в цене ресурса, товара или продукта влияют на спрос и предложение.
По мере роста цены предложение растет, а спрос снижается. И наоборот, когда цена падает, предложение сокращается, а спрос растет.
Уровни спроса и предложения при различных ценах можно изобразить на графике в виде кривых. Пересечение этих кривых отмечает равновесную или рыночную цену, при которой спрос равен предложению, и представляет собой процесс определения цены на рынке.
Ключевые выводы
- Закон спроса утверждает, что уровень спроса на продукт или ресурс будет снижаться по мере роста его цены и повышаться по мере снижения цены.
- И наоборот, закон предложения гласит, что более высокие цены увеличивают предложение экономического товара, а более низкие, как правило, уменьшают его.
- Рыночная клиринговая цена уравновешивает спрос и предложение и может быть графически представлена как пересечение кривых спроса и предложения.
- Степень, в которой изменения цены трансформируются в изменения спроса и предложения, называется ценовой эластичностью продукта. Спрос на предметы первой необходимости относительно неэластичен, то есть он менее чувствителен к изменениям их цен.
Закон спроса и предложения
Понимание закона спроса и предложения
Может показаться очевидным, что в любой сделке купли-продажи цена удовлетворяет и покупателя, и продавца, согласовывая предложение со спросом. Взаимодействие между спросом, предложением и ценой на (более или менее) свободном рынке наблюдалось на протяжении тысячелетий.
Многие средневековые мыслители, как и современные критики рыночного ценообразования на отдельные товары, проводили различие между «справедливой» ценой, основанной на затратах и справедливой прибыли, и ценой, по которой фактически осуществлялась продажа. Наше понимание цены как сигнального механизма, согласующего спрос и предложение, уходит своими корнями в работу экономистов эпохи Просвещения, которые изучали и обобщали взаимосвязь.
Важно отметить, что спрос и предложение не обязательно пропорционально реагируют на движение цен. Степень, в которой изменение цены влияет на спрос или предложение товара, называется ценовой эластичностью. Товары с высокой эластичностью спроса по цене будут сталкиваться с более широкими колебаниями спроса в зависимости от цены. Напротив, предметы первой необходимости будут относительно неэластичны по цене, потому что люди не могут легко обойтись без них, а это означает, что спрос будет меньше меняться по отношению к изменениям цены.
Определение цены на основе кривых спроса и предложения предполагает наличие рынка, на котором покупатели и продавцы свободны совершать сделки или нет, в зависимости от цены. Такие факторы, как налоги и государственное регулирование, рыночная власть поставщиков, доступность товаров-заменителей и экономические циклы, могут сдвигать кривые спроса или предложения или изменять их форму. Но пока покупатели и продавцы сохраняют свободу действий, товары, подверженные влиянию этих внешних факторов, остаются подчиненными фундаментальным силам спроса и предложения. Теперь рассмотрим по очереди, как спрос и предложение реагируют на изменение цен.
Закон спроса
Закон спроса гласит, что спрос на продукт изменяется обратно пропорционально его цене при прочих равных условиях. Другими словами, чем выше цена, тем ниже уровень спроса.
Поскольку ресурсы покупателей ограничены, их расходы на данный продукт или товар также ограничены, поэтому более высокие цены уменьшают объем спроса. И наоборот, спрос растет по мере того, как продукт становится более доступным.
В результате кривые спроса наклоняются вниз слева направо, как показано на диаграмме ниже. Изменения уровня спроса в зависимости от цены продукта по отношению к доходу или ресурсам покупателей известны как эффект дохода.
Естественно, есть исключения. Одним из них являются товары Гиффена, как правило, недорогие основные продукты, также известные как товары низшего качества. Товары низшего качества — это товары, спрос на которые падает при росте доходов, поскольку потребители переходят на товары более высокого качества. Но когда цена товара низшего качества растет и спрос растет, потому что потребители используют больше этого товара вместо более дорогих альтернатив, эффект замещения превращает продукт в товар Гиффена.
На противоположном конце спектра доходов и богатства товары Веблена представляют собой предметы роскоши, которые растут в цене и, следовательно, вызывают более высокий уровень спроса по мере их роста в цене, потому что цена этих предметов роскоши сигнализирует (и может даже повышаться) о статусе владельца. Товары Веблена названы в честь экономиста и социолога Торстейна Веблена, который разработал концепцию и ввел для ее описания термин «демонстративное потребление».
Закон предложения
Закон предложения связывает изменение цены товара с объемом предложения. В отличие от закона спроса закон предложения имеет прямую, а не обратную зависимость. Чем выше цена, тем выше объем предложения. Более низкие цены означают сокращение предложения при прочих равных условиях.
Более высокие цены дают поставщикам стимул поставлять больше продукта или товара, при условии, что их затраты не растут так сильно. Более низкие цены приводят к сокращению издержек, что ограничивает предложение. В результате наклоны предложения имеют восходящий наклон слева направо.
Как и в случае со спросом, ограничения предложения могут ограничить ценовую эластичность предложения продукта, в то время как шоки предложения могут вызвать непропорциональное изменение цен на товары первой необходимости.
Равновесная цена
Равновесная цена, также называемая ценой выравнивания рынка, представляет собой цену, при которой спрос соответствует предложению, создавая рыночное равновесие, приемлемое для покупателей и продавцов.
В точке, где пересекаются восходящая кривая предложения и нисходящая кривая спроса, предложение и спрос с точки зрения количества товаров уравновешиваются, не оставляя избыточного предложения или неудовлетворенного спроса. Уровень рыночной клиринговой цены зависит от формы и положения соответствующих кривых спроса и предложения, на которые влияют многочисленные факторы.
Факторы, влияющие на предложение
В отраслях, где поставщики не хотят терять деньги, предложение будет стремиться к нулю, если цены на продукцию ниже себестоимости.
Ценовая эластичность будет также зависеть от количества продавцов, их совокупной производственной мощности, от того, насколько легко ее можно снизить или увеличить, а также от динамики конкуренции в отрасли. Налоги и правила также могут иметь значение.
Факторы, влияющие на спрос
Потребительский доход, предпочтения и готовность заменить один продукт другим являются одними из наиболее важных факторов, определяющих спрос.
Потребительские предпочтения будут частично зависеть от проникновения продукта на рынок, поскольку предельная полезность товаров уменьшается по мере увеличения количества, которым они владеют. Первая машина больше меняет жизнь, чем пятое дополнение к автопарку; телевизор в гостиной полезнее, чем четвертый в гараже.
Leave A Comment