Как показывает поэт постепенное пробуждение в душе отрока чувства родины: Почему отрок в балладе емшан оказался вне родных пределов и не стремился на родину Как показывает поэт постепенное пробуждение в душе отрока чувство Родины как ты думаешь почему именно емшан взволновал отрока?? СРОЧНО!! ПЛИЗ!!!!
МНЕ НАДО НА ЗАВТРА !!!!!!! ПЛИИЗ!!!
Конспект урока литературы «А.Н.Майков. «Емшан» | План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме:
Автор Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области», п.Вейделевка
Тема: В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского»
Цели урока: познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа.
Задачи:
обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы
Оборудование урока: портрет В. Г. Распутина, презентации учащихся
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам.
Ход урока
1.Оргмомент. Приветственное слово учителя.
— Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Учитель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым… Пусть доброе утро длится до вечера!
— Какое это стихотворение?
Д. Доброе.
У. Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно говорить? Какое волшебство есть в этих словах?
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний. Проверка индивидуальных заданий. Выступления учащихся.
Валентин Григорьевич Распутин — сибиряк, как и Виктор Петрович Астафьев. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые, главные слова в его творчестве — совесть и память. Об этом все его произведения. Обратим внимание на эпиграф к статье о Распутине: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л. Н. Толстой) — так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.
3.Определение темы и целей урока.
-Вы прослушали выступления одноклассников. В творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться на сегодняшнем уроке?
— Запишите число и тему урока: В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя.
4. Знакомство с новым материалом. Работа в парах. Прочитайте статью учебника. Подготовьте вопросы по содержанию статьи.
Выступление групп.
5. Беседа по вопросам
— Как объясняет писатель автобиографический характер своего рассказа? Как это характеризует самого писателя? (Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей, он и назвал свою статью «Уроки доброты».)
2. Прочитаем отрывок из статьи «Из истории создания рассказа «Уроки французского»»: таким образом объясняется посвящение рассказа матери трагически погибшего писателя и драматурга Александра Вампилова, тоже учительнице.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь все тихо встали…
— А сейчас мы в лес пойдём…
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
6. Комментированное чтение рассказа
Учитель читает рассказ. Отдельные его фрагменты («С французским у меня не ладилось из-за произношения…»; «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне…» и др.) могут быть прочитаны заранее подготовленными учениками.
Беседа по вопросам
Какие чувства и мысли вызвал рассказ?
Как вы думаете, к кому обращен рассказ Распутина? (Рассказ не был написан специально для детей. Он обращен и к взрослым, и к детям.)
О каком времени пишет писатель? (Послевоенные годы.)
Почему важно, что начало действия относится к 1948 году? (Это объясняет раннюю самостоятельность героя.)
Почему так рано, в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя? (В первые послевоенные, неустроенные, голодные годы людям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. В деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в рай центр.)
Комментарий учителя:
Поясним детям, что облигации — это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после нее в счет заработной платы. «Живые» деньги шли на дело обороны, для фронта. Объясним также, почему в семье не водилось денег. «Откуда им в колхозе взяться?» — задает риторический вопрос рассказчик. Колхозникам не платили денег; за отработанные смены («трудодни») им ставили «палочки» в учетные книги и потом по этим «палочкам» выдавали муку, картошку и т. п.
— С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? (Непривычными оказались трудности с французским языком. Тяжело было переносить голод. Еще тяжелее было сознавать, что кто-то ворует еду, которую посылала мать. Но самым страшным оказалась тоска по дому.)
Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? (Надо было быть мужественным, настойчивым и терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.)
Найдем в эпизоде, который начинается словами «Однажды, еще в сентябре…», описание полянки, где играли в «чику». Какое значение имеет эта пейзажная зарисовка?
В первом отрывке — «Федька повел меня за огороды…» полянка представляется «чистой и ровной». Путь к ней зарос «крапивой, уже черной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян». Это тревожное предсказание неприятностей, которые вскоре последуют. Во втором отрывке — «За мной кинулся было Птаха…» герой смотрит на полянку, с которой его изгнали, обманув и избив, уже другими глазами. Предсказания сбылись: «черная крапива», «жесткая сухая трава» — и горькая обида: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
V. Обсуждение проблемной ситуации
— Почему мальчик стал играть в «чику»? (Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Еще он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.)
— Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре. Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом». )
Итог урока: что вы узнали о Распутине? Истории создания рассказа «Уроки французского»?
Рефлексия. Продолжите фразу:
На уроке я узнал……
Осталось непонятным…..
Было интересно…..
Хотел бы узнать….
— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
Домашнее задание: дочитать рассказ, ответить на вопросы учебника, подготовить пересказ понравившегося эпизода.
Список использованной литературы:
Н.В.Егорова, Б.А.макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВАКО», 2012
Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002
Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..
Leave A Comment