Темы затронутые в оде на день восшествия. Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы

Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова?

Ломоносов отдавал предпочтение в художественных произведениях героической тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал победы русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Задачам прославления державы и достойнейших ее государственных и военных деятелей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литературное пристрастие следующими словами:

Хоть нежности сердечнойВ любви я не лишен,Героев славой вечнойЯ больше восхищен.

Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной задачей для него стало на примерах отечественных героев воспитывать в своих согражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом произведении сочетать лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам популярного исследователя русской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

Ведущая темы «Оды на день восшествия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, восхваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирующих отношение автора к родине и ее народу. Среди них — образы Петра I и императрицы Елисаветы Петровны, олицетворяющих Россию и проводящих прогрессивные преобразования, тема войны и мира (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природные богатства России, а также тема молодого поколения, символизирующего ее будущее процветание.

Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

Прославление монарха — одна из отличительных особенностей классицистической оды, так как его образ символизирует силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный монарх, покровительствующий закону, наукам, видящий целью своей деятельности благо подданных. Такой в оде изображена Елисавета Петровна. Ее изображение носит парадный, торжественный характер. Как классицист, Ломоносов в образе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Императрица в оде Ломоносова красива и величественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II) вполне соотносилось с художественным изображением их на портретах классицистов. Создавая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Елизавета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия бироновщины во времена правления Анны Иоанновны.

Передовая часть русского общества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

В долинах раздаются клики:

«Великая Петрова дщерьЩедроты отчи превышает,Довольство муз усугубляетИ к счастью отверзает дверь».

Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выставлен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над миром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчеркивается коронационным одеянием, мантией. Образ самодержицы дополняется такими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похоже, что к такому облику Елисаветы обращены слова Ломоносова:

Сия тебе единой слава,Монархиня, принадлежит,Пространная твоя держава,О как тебе благодарит!

И обращение, характерное для торжественного одического стиля:

Воззри на горы превысоки,Воззри в поля твои широки… Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

Как уже было сказано, Петр I для русских классицистов — идеальный просвещенный государь, заботящийся об укреплении Российского государства, его военной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ориентация на античность, свойственная созданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар — сом, который «страшился, свой меч в Петровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реалии — имена богов, музы, Парнас, с которым он сравнивает собрание муз на российской земле, философа Платона. Вместе с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, волю «зиждителя мира», которая прославляет создателя, пославшего в Россию человека:

Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну,Россию, грубостью попранну,С собой возвысил до небес.

Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное.

Поэт как бы забывает, какой ценой достигались его преобразования.

Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?

Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, поля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъятные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно отличить объект восхваления в оде — Елисавета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два образа иногда в восприятии читателей сливаются в один, что свидетельствует о приоритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

Мы дар твой до небес прославим,И знак щедрот твоих поставим,Где солнца всход и где АмурВ зеленых берегах крутится,Желая паки возвратитьсяВ твою державу от Манчжур.


Для Ломоносова поэзия была отраслью риторики (науки о красноречии — умении красиво и убедительно говорить). А чтобы убедить слушателя, были придуманы строгие правила, изложенные Ломоносовым в труде, который так и назывался — «Риторика». Смысл правил состоял в том, чтобы научить поэтов изложить любое утверждение как можно подробнее. Все отступления от темы утверждения должны были помогать ее раскрытию. По такому принципу строились и оды.

Тема «Оды на день восшествия…» — просвещение России, но она дана исподволь, «за» прославлением императрицы. «Термины» — так Ломоносов называл слова, которые составляли тему — «рассыпаны» в произведении, даны через образы, но после прочтения тема совершенно четко определяется:

Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы

Чистейшего ума плоды…

…Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Поэт воздействует не столько на разум, сколько на эмоции и воображение читателя. Поэтому образы Ломоносова, которые восхищали одних современников поэта и вызывали у других негодование, очень необычны:

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена…

Подобные олицетворения взяты Ломоносовым из древних риторических традиций, они не только украшают произведение, но и имеют глубокий смысл.
Основная тема, которая волнует поэта на протяжении всех его произведений, — судьба России. По мнению Ломоносова, Бог (Зиждитель) хранит эту страну и посылает ей мудрых правителей. Одним из мудрейших монархов Ломоносов считал Петра Великого, которого воспел не только в одах, но и в поэме «Петр Великий».
Воспевается он и в «Оде на день восшествия…»:

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков не слыхан был от века…

После потери великого Человека Россией, наступили годы мрака:

…Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорби наших душ
Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил глубоком!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух…

Но благодать наступила с приходом Елизаветы — «блаженства сел, градов отрада». При Елизавете — Тишине (по-древнееврейски «Елизавета» — это «покой», «тишина») прекращаются войны, и наступает долгожданный мир. Через многие благодеяния, поэт показывает главное — покровительство наукам, которые дадут России многое, в том числе откроют сокровища, «какими хвалится Индия» (минералы, которыми богаты «теплые страны»).
Все благодеяния совершаются или будут совершены при Елизавете, к чему и призывает поэт, говоря, что помощником в благих делах императрицы будет Всевышний:

Тебе, о милости источник
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать аойною;
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.

Цель поэта — убедить читателя в неоспоримой истине, а поскольку поэт обращается в произведении к монарху, то значит должен убедить и его. Именно поэтому, по мнению Ломоносова, роль поэта в государстве очень важна.

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра I. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению «расширять науки», поэт заводит речь о ее отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века». Петр I — идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве Ломоносова. С этой те-мой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.
Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через «малый вещи знак» — это темы стихотворений «Ве-чернее размышление», «Случились вместе два астронома в пиру. ..» и др. Для того чтобы принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности» учения, которое делает человека творцом, духовно активной личностью. «Сами свой разум употребляй-те», — призывает он в стихотворении «Послушайте, прошу…».

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Ода восшествие Елизаветы на престол» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

Краткий анализ

История создания — Стих написан в 1747 году.

Тема стихотворения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй — описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

История создания

«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события — восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Тема

Центральная тема произведения — прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Главная идея произведения — долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны — в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Жанр

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения — четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения (« душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая »), олицетворения (« вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился »), гиперболы (« чрез горы, реки и моря »), славянизмы (« град», «дщерь», «выя», «узреть »), метафоры (« подать…ума плоды »).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты : « щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая ».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 122.

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государыню за мирное время. Однако оно таковым не было. Он лишь таким способом пытался донести до императрицы свое мнение о том, что России хватит воевать, крови было пролито немало, пора бы насладиться покоем.

Почему он об этом пишет? В те времена встал вопрос о том, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, которые боролись с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственную программу мира.

Тем не менее заслуги у императрицы были. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл отметить в хвалебной песне Ломоносов («Ода на день восшествия»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и литератор восхваляет Елисавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 году императрица увеличила количество средств для нужд Академии. После этого поступка и была написана ученым его известная ода.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну — пламенными звуками.

Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.

Заключение

Нами рассмотрена одна из лучших литературных работ, которую написал Ломоносов М. В. — «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и показали, какие темы затронул автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елисавета продолжила дело своего отца: занималась просвещением, наукой.

Нам стало известно, что ученый и литератор был против войны и пролития крови. Написанной одой он сумел передать свои взгляды на желанное будущее России самой императрице. Таким образом, это произведение было написано им не просто в честь ежегодного празднования восшествия государыни на престол. Им Ломоносов передал правительнице свое видение развития страны.

Елизаветы Петровны (см. её полный текст , краткое содержание и анализ). Таким образом он отметил пятилетие царствования этой императрицы. При этом взор Ломоносова был обращен не вперед, а назад: поэт с ужасом вспоминал беды, принесенные «России предшественницами императрицы – Анной Иоанновной и Анной Леопольдовной – и славил новые времена.

Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны. Читает Арсений Замостьянов

Эта ода – воспоминание о том, каким опасностям подвергались «дела Петровы» и как хорошо стало русским людям, когда «на трон взошла Петрова дщерь».

Ломоносов заключает этим гимном записанную в предыдущих строфах программу приготовления из «природных российских» молодых людей «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов », то есть обращается к студентам академического достоинства. Через восемь лет в России был создан (1755) Московский университет – и не исключено, что ломоносовская ода ускорила это событие.

Изящная и умная ода 1747 года является одним из лучших стихотворных произведений Ломоносова. Она отличается логической убедительностью, четким построением. Высокая риторика сочетается в ней с поэтическими образами большого художественного достоинства.

Это зрелый Ломоносов, поэт неподдельного гражданского чувства, горячий патриот, опытный ритор и проницательный исследователь природы.

Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»

М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

 

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

 

Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.

 

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

 

Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:

 

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

 

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

 

…Божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

 

Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:

 

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

 

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

 

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

 

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

 

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

 

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Одесса отвергает Екатерину Великую, поскольку вторжение Путина делает Россию ядовитой

Подготовка к демонтажу скандального памятника Екатерине Великой в ​​Одессе началась в начале ноября, когда место было оцеплено, а фигура российской императрицы была покрыта явно недостойным саваном из черного пластика. Хотя окончательное подтверждение удаления Кэтрин еще не получено, ее судьба, похоже, решена. Она стала жертвой радикальных изменений в общественном мнении, поскольку жестокое вторжение Владимира Путина вынуждает украинцев пересмотреть отношение к имперскому российскому прошлому своей страны.

Статуя Екатерины Великой в ​​украинском черноморском портовом городе Одесса долгое время была одним из самых политически противоречивых памятников страны. Он был открыт в 2007 году во время эскалации постсоветских войн памяти в Украине после исторической Оранжевой революции 2004 года. В то время как патриотически настроенные украинцы возводили памятники деятелям ранее запрещенного национально-освободительного движения страны, решение Одессы почтить российскую императрицу статуей было широко воспринято как вызывающая и преднамеренная демонстрация гордости имперским прошлым.

После вторжения России в Крым и на восток Украины в 2014 году украинские власти приняли ряд законов о декоммунизации, которые привели к демонтажу тысяч памятников советской эпохи по всей стране и переименованию улиц, сел и целых городов. Однако это законодательство не распространялось на царскую эпоху и никак не повлияло на статус памятника Екатерине в Одессе.

Хотя законных оснований для удаления Екатерины не было, ее постоянное присутствие часто вызывало политические конфликты в одесском обществе и на национальной арене. Эта напряженность отражала растущие требования переоценить природу отношений Украины с Россией, поскольку новое поколение украинцев все чаще подвергало сомнению имперские догмы, установленные веками царской и советской официальной истории.

Многие также возражали конкретно Екатерине и указывали на ее личную роль ключевой фигуры в покорении Украины. Хотя российская императрица известна во всем мире как Екатерина Великая, значительная часть украинцев возражает против этого титула и вместо этого считает ее отъявленным тираном. Они отмечают, что Екатерина погасила широкую автономию украинского казачества и руководила агрессивной колонизацией Украины.

Подписаться на UkraineAlert

Пока весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert два раза в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.

Царствование Екатерины в восемнадцатом веке тесно связано с имперскими мифами, которые сегодня служат историческим оправданием кампании Владимира Путина по отвоеванию Украины и разрушению украинской государственности. При Екатерине российская имперская власть распространилась на южную Украину и Крым, а царские власти выдавали себя за пионеров и основателей городов, таких как Одесса, которые на самом деле уже существовали в той или иной форме на протяжении веков.

Именно в этот период фаворит Екатерины Григорий Потемкин, как говорят, построил печально известные «Потемкинские деревни» вдоль берегов украинского Днепра, чтобы создать у приезжавшей императрицы ложное впечатление процветающей и счастливой колонии. Некоторые историки теперь считают, что легенда о потемкинских деревнях сама по себе может быть выдумкой, но критики Екатерины, тем не менее, считают уместным, что ее деспотическое завоевание Украины связано с одним из самых известных политических обманов в истории. Для них она совсем не «великая».

Несмотря на это сложное наследие, памятник Екатерине Великой в ​​Одессе пользовался широкой популярностью среди жителей черноморского портового города до тех пор, пока в начале 2022 года не началось полномасштабное вторжение России в Украину. Эта популярность не была основана на поддержке ее действий против украинской государственности. или казачья автономия; вместо этого Екатерина служила символом имперской идентичности, которую многие в Одессе восприняли после распада Советского Союза. Она олицетворяла чувство гордости одесситов за выдающееся место, которое их родной город занимал в российской имперской истории.

После 24 февраля отношение резко изменилось. Шок и травма, нанесенная российским вторжением, убедили многих одесситов отказаться от прежнего энтузиазма по поводу русского имперского наследия города и вызвали всплеск общественных требований о выселении Екатерины.

Нетрудно понять почему. С первых дней вторжения стало ясно, что Одесса является одной из основных целей российской армии. Порт города заблокирован российским Черноморским флотом, а близлежащая береговая линия укреплена в ожидании возможной высадки российского морского десанта. Внутри самого города одесситы привыкли к ежедневному ужасу ракетных ударов с воздуха и атак дронов-камикадзе.

События Центра Евразия

Для Путина Одесса имеет огромное стратегическое и символическое значение. Захват портового города позволил бы ему вообще отрезать Украину от Черного моря и задушить украинскую экономику. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что без Одессы Украина больше не была бы экономически жизнеспособной как независимое государство. Город также может послужить отличной стартовой площадкой для российской оккупации Молдовы.

Место Одессы в воображении россиян также делает ее особенно ценным призом. Многие соотечественники Путина считают Одессу священным русским городом и горько возмущаются ее нынешним статусом южной столицы независимой Украины. Они считают Одессу еще более тесно связанной с русской национальной идентичностью, чем Крым или Киев, и искренне верят, что возвращение города под власть Кремля поможет исправить несправедливость постсоветского урегулирования.

Важно отметить, что Путин обратился к Екатерине Великой в ​​своих попытках предоставить историческое оправдание вторжению в Украину и захвату Одессы. Точно так же кремлевские чиновники и доверенные лица режима активно возродили термин «Новороссия» («Новая Россия»), который был придуман во время правления Екатерины для обозначения ее имперских владений на юге Украины. В районах Украины, оккупированных российскими войсками, наследие Екатерины использовалось для легитимации претензий Кремля. Это часть сознательной попытки изменить оптику вторжения и представить Россию освободительницей, а не агрессором.

К несчастью для Путина, одесситы мало заинтересованы в том, чтобы он или его солдаты освободили их. Наоборот, они встали на защиту своего города и громко осудили русское вторжение. Один из многих способов, которыми одесситы выразили свое несогласие с имперской агрессией России, — это требование снести городской памятник Екатерине Великой.

Власти Одессы поначалу не решались уступить общественному давлению, а в сентябре Одесский горсовет отказался поддержать предложение о демонтаже памятника Екатерине. Однако после публичного онлайн-голосования мэр Одессы Геннадий Труханов объявил 5 ноября, что теперь он поддержит призывы к демонтажу статуи. На следующий день памятник был огорожен забором и появилось уведомление от городских властей о скором демонтаже памятника.

Скептики предупреждают, что эпопея с памятником Екатерине Великой в ​​Одессе, возможно, еще далека от завершения, и предупреждают, что недавние шаги могут быть просто тактикой затягивания, направленной на ослабление напряженности и предотвращение дальнейших досадных актов вандализма. Однако символика заколоченной российской императрицы Одессы уже бесспорна и отражает решительный отход города от имперского мифотворчества, которое так старался использовать Путин.

Кремль стремился расположить к себе одесситов с помощью сильно очищенной и во многом мифической версии истории, но апелляции Москвы к имперской ностальгии явно не увенчались успехом. В то время как путинская Россия остается в ловушке прошлого, сегодняшняя Украина строит свою идентичность вокруг убедительного видения будущего страны как все более уверенной в себе европейской демократии. Это оказалось гораздо более убедительным для одесситов, чем авторитаризм, изоляция и бесконечная агрессия путинского режима.

На протяжении десятилетий Одесса была, пожалуй, самым русофильским городом Украины. Однако нынешнее вторжение сделало Россию настолько ядовитой, что даже ранее сочувствующие одесситы больше не хотят иметь ничего общего с имперскими планами Москвы. Путин утверждает, что ведет войну, чтобы вернуть «исторические русские земли», но на самом деле ему удалось лишь убедить украинцев в том, что России нет места в будущем их страны, а российской императрице Екатерине Великой — в свободном пространстве. Одесса.

Алексей Гончаренко — депутат Верховной Рады Украины от партии «Европейская солидарность».

Дальнейшее чтение

Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.

Подробнее из УкраиныAlert

UkraineAlert — это комплексное онлайн-издание, которое регулярно публикует новости и анализ событий в политике, экономике, гражданском обществе и культуре Украины.

Миссия Евразийского центра заключается в укреплении трансатлантического сотрудничества в продвижении стабильности, демократических ценностей и процветания в Евразии, от Восточной Европы и Турции на западе до Кавказа, России и Центральной Азии на востоке.

Подробнее

На фото: Заколоченный памятник Екатерине Великой в ​​Одессе в начале ноября. (Нина Ляшонок через Reuters Connect)

Одесса отвергает Россию: война Путина на Украине превращает старых союзников в заклятых врагов

Владимир Путин давно претендует на звание защитника пророссийски настроенных украинцев. Однако сейчас становится до боли очевидным, что украинские регионы, наиболее тесно связанные с прокремлевскими настроениями, также сильнее всего пострадали от нынешнего вторжения.

С тех пор, как четыре месяца назад началась война, силы вторжения Путина убили тысячи русскоязычных и этнических русских украинцев, которых они якобы защищают. Российские военные также превратили в руины несколько преимущественно русскоязычных украинских городов. Неудивительно, что разворачивающаяся бойня заставила радикально переосмыслить отношение к России и превратила многих ранее симпатизирующих украинцев в непримиримых противников Кремля. Этот исторический сдвиг нигде так не заметен, как в черноморском портовом городе Одесса.

Хотя Путин считает, что имеет историческое право на всю Украину, Одесса всегда занимала особое место в российском воображении. На протяжении большей части позднего царского периода Одесса была известна как южная столица Российской империи. Он останется глубоко укоренившимся в русской национальной идентичности на протяжении всей советской эпохи. Одесса славилась в СССР своим неповторимым чувством юмора и красочным криминальным миром. Город был известен своими ассоциациями с гигантами русской истории, такими как Григорий Потемкин, и русскими литературными легендами, начиная от Пушкина и заканчивая Исааком Бабелем.

Многие в Одессе разделяют это чувство культурной близости с Россией. После распада Советского Союза в Одессе оставались сильными пророссийские настроения, в то время как представления об украинском патриотизме часто с трудом укоренялись. Прокремлевские партии, как правило, доминировали на местной политической сцене, в то время как дружественные Москве инициативы, такие как признание русского языка вторым государственным языком Украины, пользовались широкой общественной поддержкой.

В то же время в Одессе было относительно мало аппетита к реальному воссоединению русских. В то время как большинство одесситов выступало за прочные связи между Украиной и Россией и считало эти две страны тесно связанными, лишь меньшинство жителей хотели отделиться от Украины или стать частью современной России. Вместо этого местная идентичность, как правило, доминировала над вопросами гражданства, и многие одесситы предпочитали считать свою национальность «одесситом», а не украинцем или русским. Этот типично причудливый взгляд на дебаты о национальности отразил суть политики идентичности в постсоветской Одессе, но оказался слишком тонким для Кремля.

Во время подготовки к вторжению в феврале 2022 года Путин, похоже, убедил себя, что Одесса и другие традиционно русофильские украинские города на юге и востоке страны тайно ждут освобождения и будут встречать его армию тортами и цветами. Этот катастрофический просчет спровоцировал крупнейший европейский конфликт со времен Второй мировой войны и многое сделал для того, чтобы разрушить связи между поколениями, которые когда-то так тесно связывали Россию и Украину.

Подписаться на UkraineAlert

В то время как весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert два раза в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.

До 2014 года одесситы в подавляющем большинстве положительно относились к России. Между тем, опросы постоянно выявляли, что большинство поддерживает ту или иную форму таможенного союза с Россией и другими бывшими советскими республиками. Между тем относительно немногие жители черноморского портового города высказались за членство в ЕС. Опрос, проведенный Киевским международным институтом социологии в феврале 2014 года во время климатических недель революции Евромайдана в Украине, показал, что 24% одесситов хотели бы, чтобы Украина присоединилась к Российской Федерации, что представляет собой один из самых высоких показателей в стране.

Даже когда Россия с весны 2014 года вела локальную войну на востоке Украины, положительное восприятие Одессы как русского наследия продолжало выражаться в сильной поддержке промосковских политиков. Однако все изменилось 24 февраля 2022 года.

Полномасштабное вторжение России в Украину опустошило страну и причинило невыразимые страдания. Десятки тысяч были убиты за первые четыре месяца войны, еще миллионы были вынуждены покинуть свои дома. Тем временем Кремль приступил к планомерному разрушению украинской экономики. Заводы, торговые центры и жизненно важная инфраструктура подверглись авиаударам, а порты Одессы были заблокированы, чтобы отрезать экономический путь Украины к мировым рынкам.

Одесса пока не оказалась на переднем крае боевых действий, но уже подверглась многочисленным авиаударам. С февраля он стал городом-крепостью, готовым защищаться от нападения русских как с суши, так и с моря.

Мероприятия Центра Евразия

Одесситы теперь не питают иллюзий, что им предстоит борьба за выживание. Другие преимущественно русскоязычные украинские города, имеющие столь же тесные исторические связи с Россией, не проявляли пощады. Вместо этого они подверглись жестоким бомбардировкам и во многих случаях были стерты с лица земли. Мариуполь, второй по величине морской порт Украины после Одессы, почти полностью разрушен, более двадцати тысяч мирных жителей, как полагают, погибли. Многие из жертв были этническими русскими. Мало кто сомневается, что Одессу постигнет та же участь, если российские войска смогут наступить на город.

Геноцидная дикость путинского вторжения оказала глубокое влияние на отношение одесситов к России, а также резко укрепила украинскую идентичность в городе. Опрос, проведенный в июне 2022 года украинской службой общественного мнения SOCIS, зафиксировал исторические сдвиги, происходящие в Одессе. Выяснилось, что 78% одесситов гордятся своей украинской идентичностью. В то же время 88% отметили резкое ухудшение своей оценки лидеров России, а 80% — резкий спад в отношении к россиянам в целом. Резкий отход Одессы от России за последние четыре месяца отразился во всех традиционно прокремлевских регионах Украины.

Многие наблюдатели утверждают, что путинское вторжение развалилось на поле боя. Обычно они указывают на знаменательное поражение России в битве за Киев и неспособность захватить Харьков. Эти военные неудачи, безусловно, не следует недооценивать. Сегодняшнее скромное продвижение России на востоке Украины, за которое приходится платить большие деньги, не следует рассматривать как возмещение ущерба, нанесенного прежними неудачами путинских сил вторжения. Тем не менее, самое значимое поражение российского диктатора, несомненно, произошло в битве за умы и сердца.

Развязав войну на уничтожение, Путин непоправимо оттолкнул от себя миллионы украинцев, ранее симпатизировавших идее сближения с Россией. Это стратегическая катастрофа для русского народа, обратившего вспять многовековую имперскую экспансию. Он полностью изменил геополитический ландшафт и разрушил всякую надежду на появление в Украине пророссийского правительства на десятилетия вперед.