Образ и характеристика Аркадия Кирсанова, описание внешности, характера

Аркадий Кирсанов является одним из центральных персонажей романа «Отцы и дети» Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера героя, а также его отношений с Базаровым.

Смотрите: 
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Краткая характеристика Аркадия Кирсанова

Аркадий Николаевич Кирсанов – это молодой образованный дворянин, сын помещика Николая Петровича Кирсанова. Аркадию 23 года. Он только что окончил университет. 

Молодой и неопытный Аркадий попадает под влияние хладнокровного нигилиста Евгения Базарова. Аркадий тоже «старается» быть нигилистом, следуя моде, но на самом деле в душе он является мягким, сентиментальным и великодушным человеком.

Аркадий и Базаров оба влюбляются в Анну Сергеевну Одинцову, но та не отвечает им взаимностью. Со временем Аркадий влюбляется в младшую сестру Одинцовой – Катю. Встретив любовь, Аркадий отказывается от глупых идей нигилизма и становится самим собой. Он и его наставник-нигилист Базаров отдаляются, их дружба постепенно сходит на нет. 

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»

Аркадий Кирсанов является другом главного героя романа, нигилиста Евгения Базарова. В романе «Отцы и дети» описывается, как Аркадий, закончив университет в Петербурге, привозит своего друга Евгения на каникулы к себе в гости в имение, где живут его отец и дядя:

«Это некто Базаров, мой приятель.» (Аркадий о Базарове, глава XIV) 
«…дружба, которую я замечаю между вами и моим сыном, меня искренно радует.» (отец Базарова о дружбе Аркадия и Евгения Базарова, глава XXI) 

Аркадий Кирсанов является потомственным дворянином, сыном помещика Николая Петровича Кирсанова:

«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может. ..» (Базаров об Аркадии, глава XXVI)

Возраст Аркадия Кирсанова – 23 года:

«…недаром же мне и минул двадцать третий год…» (глава XXVI)

О внешности Аркадия известно следующее:

«Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата.» (встреча отца и сына, глава I)
«– Ничего, ничего, – твердил, умиленно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто.» (о шинели Аркадия, глава II)
«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» (глава III)

У него звонкий юношеский голос:

«…говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий…» (глава II)

Аркадий является молодым человеком, «молоденьким мальчиком», «птенцом»:

«А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич. ..»  (Одинцова об Аркадии, глава XXV)
«…так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» (глава III)
«Ах да! птенец этот!..» (Базаров об Аркадии, 
глава XXVII) 

Стесняясь своего возраста, Аркадий старается казаться более взрослым мужчиной:

«…он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком… <…> Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы…» (глава IV)

Аркадий –  образованный человек, он окончил университет в Петербурге:

«В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге…» (об отце Аркадия, глава I)

«…сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата*. ..» (глава I) 

(*кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен», первая ученая степень)

Аркадий не очень богат, но все же у его семьи есть некоторое состояние. По словам Базарова, Аркадий является хорошей партией для брака:

«…я и не богат…» (Аркадий о себе, глава XXVI) 
«Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное…» (глава XXVI)

Судя по всему, Аркадий является веселым, жизнерадостным человеком:

«…весело отвечая на отцовские ласки…» (глава II)

«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» (глава III) 

Аркадий является умным молодым человеком, по мнению Одинцовой:

«Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен…» (глава XXV)

Судя по всему, Аркадий является ленивым человеком. Закончив университет, он не находит себе особых занятий или целей в жизни и ничем не занимается (сибаритствует) в отличие от своего трудолюбивого друга Базарова:

«Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь…» (глава XIII) 

«…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…» (глава X)

Он является робким молодым человеком:

«Ты робеешь, мало на себя надеешься…»(глава XXI) 

 «…Аркадий ощущал на сердце некоторую робость…» (глава XIV) 

«…он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод…» (глава XVII) 

«…он почувствовал невольную робость…» (глава XXI) 

«…робость овладевала им…» (глава XXII)

Аркадий – невинный, целомудренный молодой человек, по мнению Базарова. Целомудренному Аркадию не нравится, когда Базаров прямо обсуждает женское тело, в частности красивое тело Анны Одинцовой:

«Вот еще! Какой невинный!..» (Базаров о нем, глава XIV)  

«– Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр. 

– Перестань, ради бога, Евгений! это ни на что не похоже. 

– Ну, не сердись, неженка. Сказано – первый сорт.» (глава XV) 

Аркадий является славным, но мягким человеком, по мнению Базарова:

«Ты славный малый; но ты все-таки мякенький…»(глава XXVI)

Аркадий – человек с нежной душой, «неженка» и «размазня», по мнению Базарова:

«Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» (глава XXI) 
«Ну, не сердись, неженка…» (глава XV)

Аркадий является «ручным» существом в отличие от его «хищного» друга Базарова, по мнению Кати Локтевой:

«– Как вам сказать… Он хищный, а мы с вами ручные.  
– И я ручной?  
Катя кивнула головой.» (глава XXV) 

Аркадий является эмоциональным человеком, но, объявив себя нигилистом, он пытается казаться хладнокровным и старается скрывать свои чувства:

«Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!..» (глава XI)  

Он способен плакать, когда его переполняют чувства:

«Он чувствовал, что слезы приступали к его глазам…» (глава XVII)
«..«Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза…» (глава XIX)
«…Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз…» (глава XXVI)

Он является великодушным человеком:

«…я сам пойду к ней, – воскликнул Аркадий с новым приливом великодушных чувств. ..» (глава V) 
«Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!..» (глава IX)

Он старается быть справедливым человеком:

«Надо быть справедливым, Евгений…» (глава VI) 
«Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий…» (глава XXI)

Аркадий Кирсанов считает себя развитым молодым человеком со свободными взглядами:

«Перестань, пожалуйста, – повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.» (глава III)

Он придерживается модных, либеральных взглядов на крепостное право. За это Базаров называет его «мякеньким, либеральным баричем»:

«…но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» (Базаров о нем, глава XXVI)

Аркадий Кирсанов любит природу, но, вступив в ряды нигилистов, он скрывает любовь к природе как что-то неприличное нигилисту:

«Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!. .» (глава III) 

«…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом…» (глава XVII)

Также он любит музыку. В частности он любит классическую музыку, Моцарта:

«А ты, Катя, – прибавила она, – сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку…» (Одинцова об Аркадии, глава XVI)

«…Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней…» (глава XVI) 

«– Вы какую музыку больше любите? – повторила Катя, не переменяя положения. 

Классическую, – тем же голосом ответил Аркадий. 

– Моцарта любите? 

Моцарта люблю.» (глава XVI)

При этом Аркадий плохо танцует:

«Танцую, только плохо…» (Аркадий о себе, глава XII) 

«. ..Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…»

Аркадий любит красиво говорить, что не очень нравится его другу Базарову:

«О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво…» (глава XXI) 

«Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь…» (Аркадию нравится, что Катя не упрекает его за его красивые выражения, глава XXV)

Аркадий уважает и любит своего отца Николая Петровича Кирсанова. Молодой человек не осуждает своего отца-дворянина за то, что тот состоит в отношениях с крестьянкой Фенечкой (дворяне старались не афишировать такие межклассовые отношения). Напротив, молодой человек поддерживает выбор отца. По мнению Аркадия, отец должен жениться на Фенечке, так как у них есть общий ребенок:

«Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор…» (Аркадий – отцу, глава V)  
«. ..Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку…»  (глава V) 
«– Я не с этой точки зрения почитаю отца неправым; я нахожу, что он должен бы жениться на ней. 
– Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал.» (глава IX) 

Аркадий очень дорожит дружбой своего старшего товарища Евгения Базарова (в начале романа):

«– Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой.
– Ты недавно с ним познакомился?
– Недавно.» (Аркадий и отец, глава III)

Молодой и неопытный «мальчишка» Аркадий Кирсанов попадает под влияние своего старшего друга Базарова и перенимает от него идеи нигилизма, которые на самом деле ему чужды. Павел Петрович Кирсанов считает, что Базаров просто вбил неопытному Аркадию свои идеи, в которые тот слепо верит: 

«– Сестра находилась тогда под его влиянием, так же, как и вы.  
– Как и я! Разве вы замечаете, что я уже освободился из-под его влияния? (Катя и Аркадий о влиянии Базарова на самого Аркадия и на Анну Одинцову, XXV)  
«Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек!» (Павел Петрович о влиянии Базарова на Аркадия, глава X) 
«Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан…» (Павел Петрович о Базарове, глава X) 

Аркадий называет себя нигилистом, как и его друг Базаров, но на самом деле он далек от нигилизма и по сути просто подражает Базарову:

«Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий…» (глава X)  

Он восхищается, благоговеет перед своим «учителем» Базаровым (в начале романа):

«. ..Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся…» (глава IX) 
«Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)…» (глава X)

Он старается вести себя так же развязно, как и Базаров:

«Я нахожу, что Аркадий s’est degourdi*…» (Павел Петрович о нем, глава IV) (*стал развязнее (франц.)) 
«…с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино…» (глава IV)

Вскоре Аркадий и Базаров оба влюбляются в Анну Одинцову, но та не отвечает им обоим взаимностью. При этом Одинцова предпочитает общаться с более взрослым Базаровым, а не с молодым Аркадием:

«…а Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей; оно даже помогло ему войти с нею в ласковые, приятельские отношения. » (глава XVII) 
«– Вы говорите, он избегал вас, – произнес он с холодною усмешкой, – но, вероятно, для вас не осталось тайной, что он был в вас влюблен? 
– Как? и он? – сорвалось у Анны Сергеевны. 
– И он, – повторил Базаров с смиренным поклоном.» (Базаров и Одинцова, глава XXV)

Влюбленный Аркадий робеет и теряется в присутствии Анны Одинцовой. Та, в свою очередь, тоже не знает, о чем с ним говорить. В то же время Аркадий чувствует себя хорошо только в компании с ее младшей сестрой Катей:

«В присутствии Анны Сергеевны они не разговаривали между собою: Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры, а Аркадий, как оно и следует влюбленному человеку, вблизи своего предмета уже не мог обращать внимание ни на что другое; но хорошо ему было с одной Катей. Он чувствовал, что не в силах занять Одинцову; он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод. » (глава XVII)

Со временем Аркадий влюбляется в Катю. Базаров тем временем тяжело переживает свою безответную любовь к Одинцовой. Погрузившись в свои любовные переживания, Аркадий и Базаров отдаляются друг от друга, в итоге их дружба прекращается сама собой: 

«Почти постоянное разъединение наших приятелей не осталось без последствий: отношения между ними стали меняться. Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его…» (глава XVII)

Любовь к Кате помогает Аркадию «раскрыть глаза» и лучше понять себя. Он отказывается от глупых идей нигилизма и становится самим собой. Аркадий признается, что, играя в нигилиста, он выглядел заносчивым мальчишкой, но теперь его жизненные идеалы куда ближе к реальной жизни, чем странные идеалы нигилизма:

«– Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким я сюда приехал, – продолжал Аркадий, – недаром же мне и минул двадцать третий год; я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам… Глаза мои недавно раскрылись благодаря одному чувству…» (глава XXVI) 

Вскоре Аркадий делает Кате предложение, влюбленные женятся: 

«Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…» (глава XXVIII)

Женившись, Аркадий начинает интересоваться делами своего имения, его привлекает сельскохозяйственная, агрономическая деятельность:

«…небогатый край этот… нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…»  (глава III)

«Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…» (глава XXII)

Это был цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева: описание внешности, личности и характера героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • Автор: И. С. Тургенев
  • Произведение: Отцы и дети
  • Это сочинение списано 225 303 раз

Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами — явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению.

Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти церемонии, то Павлу Кирсанову-то нет! Оппонент Базарова в общей философии и взглядах на жизнь, Кирсанов здесь выступает, как человек лишенный снобизма и принимающий демократию всей душой. Да, да, это он, надушенный и напомаженный, с маникюром и идеально подобранным туалетом, проявляет себя, как истинный демократ, относясь к Базарову, как к человеку равному, уважаемому. Вызывая его на дуэль, он ставит себя с нигилистом на одну сословную ступень и даже не задумывается над этим.

А ведь как все хорошо начиналось! В этот приезд Аркадия с другом в Марьино, жизнь в усадьбе течет размеренно. Аркадий наслаждается летним отдыхом и чувствами к Кате. Фенечка занимается малышом, Николай Петрович домом и хозяйством. Павел и Николай утратили горячность в спорах. Если и вступают в разногласия, то вяло, без пафоса и присущей, ранее, горячности.

Базаров увлечен работой. Точнее, он работает с остервенением. Работает так, как будто что-то не успеет сделать? Предчувствует скорый конец? Да нет. Скорее пытается забыться, избавиться от душевной муки, которую нанесла ему неразделенная любовь к Одинцовой.

Его одержимость и работоспособность не могут не вызывать уважения у окружающих. Братья Кирсановы с интересом относятся к его опытам. Николай Петрович заходит частенько «поучиться» и сидит тихонько, не мешает, наблюдает. Павлу тоже интересно. Он даже решается заглянуть в микроскоп и понаблюдать за инфузорией. И важно здесь не только то, что старшее поколение – «отцы» проявляют интерес к занятиям «детей». А то, что «дети», в частности, Базаров готов поделиться знаниями, потратить время на демонстрацию и комментарии. Кажется мосты между поколениями потихоньку наводятся. Жара, солнце, летняя истома никак не предвещают беды.

Но, мы забыли про Фенечку. Все войны мира совершаются из-за женщин. Фенечка занимается Митенькой и домом. Она молода, свежа и прекрасна. Она естественна и мила. И все присутствующие в доме мужчины не могут этого не замечать. И все дышат к ней не ровно. Кроме Аркадия, разумеется. Аркадий влюблен в Катерину, у него роман, и он мало замечает происходящее.

А между тем Фенечка нравится Базарову. Только с ней он общается с удовольствием. Да и Базаров нравится Фенечке. Как человек, как хороший доктор и советчик в воспитании малыша. Да и просто как молодой интересный человек. Фенечка так простодушна, что никаких планов и мыслей на счет Базарова у нее нет и быть не может. Она искренне любит Николая Павловича.

Собственно – то и Базаров насчет Фенечки никаких планов не строит. Ему не до этого. Но он тянется к ней, как ко всему естественному от природы, чистому, простому и прекрасному одновременно. Он просто не смог сдержаться и поцеловал ее, когда увидел в беседке, с полуобнаженными руками, всю в россыпи роз, свежих и прекрасных, как она сама. Трудно назвать этот поцелуй страстным. Так целуют хорошенького ребенка, или понравившееся животное (котенка, собачку) от избытка чувств. Ведь он не хватал молодую женщину за руки, не прижимал к себе. Нет, он просто наклонился к ней и поцеловал. Как целуют спящего. Беда в том, что Фенечка испугалась и осудила Базарова за его поступок. Хотя, кто его знает, что было бы дальше, поведи себя Фенечка по-другому? И к несчастью, Павел Петрович увидел эту сцену. И воспринял ее, как личное оскорбление. И не только потому, что Базаров нарушил закон гостеприимства и перешел границы приличия. Более чем за брата, Павлу было обидно за себя. Он такой ухоженный, образованный и интересный даже мысли себе такой не допускал. А этот нигилист посмел! И не только помыслить, но и осуществить. Павел тоже влюблен в Фенечку. Он увлечен ею. Да и честно говоря, только слепой или больной(или влюбленный, как Аркадий) не пленился бы расцветающей красотой молодой крестьянки.

Итак, дуэль. Базаров обескуражен вызовом, но отказаться не может. Оба дуэлянта отказываются от своих принципов. Их мировоззрение меняется. Тургенев описывает дуэль с некоторой комичностью. Дуэли уже отходили в разряд пережитков. Он с некоторым пренебрежением описывает сцену ранения Павла Петровича «в ляжку». Здесь оба, и либерал и демократ проявляют силу духа, чувство юмора и понимание друг друга.

Ранив Кирсанова, Базаров, как настоящий врач, тут же оказывает ему помощь. Можно сказать, что с дуэли, оба возвращаются, симпатизирующими друг другу людьми. Трудно сказать, смогли бы они дружить. Но в результате пережитого до дуэли и на ней, они стали другими людьми. С уважением относящимися друг к другу. Павел, поднявшийся над сословными предрассудками, вызвав Базарова на дуэль, не останавливается на этом. Он говорит брату, что пора бы ему узаконить отношения с матерью его ребенка. Николай Кирсанов потрясен. А Павел отправляется в путешествие. Ему надо обдумать происшедшие с ним перемены, да и просто отвлечься.

Сцена дуэли важна еще и тем, что она показывает, что какими бы не были разногласия между поколениями, либералами и демократами, прежде всего — они люди. А это значит, что они смогут в трудную минуту найти общий язык и существовать вместе.

Документ без названия

Документ без названия

Аркадий- Внебрачный сын Версилова, автор записок, Аркадий — главный герой. романа. Его законный отец — Макар Иванович Долгорукий, а мать это Софья. Достоевский иллюстрирует отрочество Аркадия через его «идея», которая изначально является важной частью романа, но к конец теряет свою значимость. Его идея заключается в вере в то, что через живя бережливо, он может обрести богатство, которое позволило бы ему вырваться из своей семью и обрести независимость. Он считает, что это позволит ему подняться над обществом. Ему всего 20 лет, большую часть его жизнь в интернатах и ​​у воспитателя Николая в Москве. Он никогда не имел серьезных контактов ни с Версиловым, ни с Макаром.

Версилов- Биологический отец Аркадия. Однажды он был женат, но вскоре после этого стал холостяком. Он известен как бабник, и в конце концов он встречает Софью, крестьянскую девушку, которая работает в одном из его поместий и соблазняет ее. Версилов умоляет Макара о прощении и спрашивает, может ли он забрать Софью и ребенка. Его присутствие в детстве Аркадия минимально, так как он часто бывает за границей, но он возвращается и переезжает к Софье, Аркадию и Лизавете. Несмотря на то, что он «предан» Софье, на протяжении всего романа у него есть еще несколько любовных романов, сначала с Катериной, а затем он делает предложение Лидии, ее сестре-инвалиду.

Крафт- Один из персонажей, которых Достоевский представляет на собрании выдающихся умов. Он считает, что русские — второсортная порода людей по сравнению с европейцами и что их единственная цель в жизни — попытаться стать похожими на европейцев. Он убежден, что русские такими рождаются и такими умрут, и мало что могут сделать, чтобы подняться над этой проблемой. Его убеждения приводят к его отчаянию, и в конечном итоге он совершает самоубийство. Достоевский использует Крафт, чтобы охватить тему самоубийства.

Макар- Считается законным отцом Аркадия. Первоначально он был крепостным в одном из имений Версилова, но остался свободным рабочим. Хороший друг отца Софьи, на смертном одре, отец Софьи заставил Макара дать обет жениться на его дочери. Присутствие Макара в начале романа минимально. Раз или два в год Макар приезжает в гости и несколько дней отдает дань уважения Софье и семье, а затем снова уходит, и какое-то время о нем ничего не слышно. Его присутствие в романе не имеет большого значения до третьей части, когда он приезжает в дом навсегда. Он стар и очень болен, но в последние недели жизни строит близкие отношения с Аркадием и имеет на него большое влияние. Он любит рассказывать истории и очень простодушен.

Ламберт- Один из немногих друзей детства Аркадия. Он и Аркадий встречаются во время пребывания в интернате, но у них довольно неоднозначные отношения. Он довольно темный персонаж, плохо влияющий на Аркадия. Он воплощает тему человеческой жестокости, и в начале мы видим тому примеры, когда он покупает канарейку, привязывает ее к дереву и стреляет в нее. Он также тот, кто дает Аркадию его первый опыт общения с женщинами, что приводит к первоначальному отвращению Аркадия к женщинам, приводя его к проститутке и унижая ее. Его основная роль в романе появляется позже, когда он случайно сталкивается с Аркадием, потерявшим сознание на улице. Они встречаются и, узнав о письме, начинают плести интриги против Аркадия, чтобы получить письмо и использовать его в своих интересах.

Татьяна- Давний друг семьи Версиловых. Все они называют ее «тетя», хотя она не имеет прямого отношения. Она несколько раз появляется на протяжении всего романа, так как тесно связана почти со всеми. Они с Аркадием не поддерживают очень близких отношений, так как она очень критично относится ко всему, что он делает. Она очень дружит с Катей, и встречи, которые происходят между Аркадием и Катей, часто происходят у нее дома.

Софья- Мать Аркадия и бывшая жена Макара, живет с Версиловым в маленькой квартире в Петербурге. Она довольно тихая и простодушная женщина, сострадательная к своим детям, но с покорным характером. Аркадий ставит под сомнение законность отношений Софьи с Версиловым, поскольку они часто подолгу не разговаривают, и их любовь друг к другу не очень заметна. Софья очень терпимо относится к поведению Версилова и всегда готова принять его снова.

  Анна- Она сводная сестра Аркадия, но в детстве они виделись всего один раз.

Катя- Ранее была замужем за генералом Ахмаковым, но теперь вдова. Катя имеет важное отношение к письму, которое Аркадий зашил в свою куртку, так как оно имеет отношение к причитающимся ей деньгам. Ранее она была связана с Версиловым, но их роман длился недолго. Позже она становится первым романтическим увлечением Аркадия, хотя старше его на 15 лет. Трое из них попадают в интересный любовный треугольник, который вызывает некоторое соперничество между отцом и сыном.

Лизавета Макаровна (Лиза)- Лиза — сестра Аркадия, дочь Версилова. Несмотря на их биологическую связь, у них с Аркадием не очень прочные родственные отношения. Подавляющую часть своей жизни они провели порознь, и хотя у этих двух персонажей действительно есть естественная братская любовь, они явно кажутся несколько неуверенными друг в друге. Ее можно охарактеризовать очень скромным и молчаливым характером, и она регулярно желает быть пассивной в конфликтных ситуациях. Тем не менее, ей удается использовать это молчание, чтобы оказать достаточно сильное влияние на принятие решения Аркадием. По ходу романа мы также узнаем, что она была в сексуальных отношениях с молодым князем Сокольским и зачала от него ребенка.

Князь Николай Иванович Сокольский (Старый князь)- Приехав в Петербург, Аркадий получает первое задание от несколько одряхлевшего старого князя. На самом деле Аркадий работает не для того, чтобы заработать денег, а просто сидит с князем, чтобы отвлечься от его душевных невзгод. Его действующая роль в романе заключается просто в том, что он все еще жив. Принц является спорным центральным элементом осуждающего письма Катерины, вшитого в пиджак Аркадия, в котором описывается ее попытка обуздать безудержные траты принца и уничтожение семейного капитала.

Князь Сергей Петрович Сокольский (Молодой князь)- Князь становится одним из самых трагических персонажей этого романа. Он дружит с молодым Аркадием в Петербурге, но позже мы узнаем, что он считал, что Аркадий шантажирует его из-за его отношений с Лизой. Его персонаж, кажется, вышел прямо из более раннего произведения Достоевского « Игрок ». Он посещает все петербургские рулетки и известен по имени в большинстве игорных залов. Принц готов поставить все свои деньги и, следовательно, средства к существованию на одно вращение колеса рулетки. У него очень дерзкий характер, и в конце концов его покоряет его смелое отношение.

Лидия- Физически ослабленная падчерица Катерины Николаевны. Хотя на самом деле она никогда не появляется в романе и упоминается только в слухах, до которых доходит Аркадий, ее характер важен из-за того влияния, которое она произвела на Версилова, когда он был за границей. Лидия получает предложение руки и сердца от Версилова, когда он в разгаре любви к Катерине Николаевне. Это предложение ужасно усложняет отношение любви/ненависти, определяющее отношения между Версиловым и Катериной.

Андрей Андреевич- Андрей — законный сын Версилова от первого брака, сводный брат Аркадия. Он не играет главной роли в романе и даже не появляется в повествовании довольно поздно. Ему дали прозвище «камер-юнкер», и их первая встреча, в которой он отказался встретиться с Аркадием лицом к лицу, портит их отношения.

Дарья Онисимовна (она же Настасья Егоровна) Хотя она не имеет прямого отношения ни к каким другим персонажам, она вовлекается в повествование после самоубийства своей маленькой дочери Оли. Она становится доверенным лицом Татьяны Павловны и даже пытается вмешаться и помочь Аркадию предотвратить надвигающиеся катастрофы.

Оля Повторяющаяся тема самоубийства Достоевского проявляется в Оле. Она умная и образованная девушка, но вынуждена заниматься проституцией, чтобы поддерживать жизнь как свою, так и своей матери. Версилов обещает ей помочь, но она теряет доверие к его действиям, узнав от Аркадия, что Версилов является отцом внебрачного ребенка. Обнаружив самоубийство, Аркадий обвиняет его слова в том, что они стали конечной причиной ее желания покончить с собой.

Петр Ипполитович- Переехав из дома своей семьи, Аркадий снимает небольшую квартиру у Петра Ипполитовича. Он довольно глупый, но благонамеренный человек и регулярно пытается повторять разные анекдоты, которые слышал о России. Поскольку Версилов продолжает навещать сына на квартире, у него складываются несколько юмористические отношения с Петром Ипполитовичем, и он обычно просит услышать от него какие-нибудь новости. Хотя в начале романа он кажется несущественным персонажем, в конечном итоге его втягивают и он влияет на общее развитие сюжета.

Николай Семенович и Марья Ивановна- Николай Семенович бывший воспитатель Аркадия, а Марья его жена. Супруги живут в Москве, а потому достаточно изолированы от череды событий романа. Они ответственны за значительную часть воспитания Аркадия и, как таковые, оказали довольно большое влияние на его подростковое мышление. Их роль в романе также помогает построить доминирующую тему последствий безотцовщины и брошенного детства. Аркадий, похоже, довольно сильно уважает Николая, который становится единственным человеком, изучающим полную рукопись сочинений Аркадия.

        

Семен Сидорович (Сидорыч)- Часто упоминаемый только как рябой, этот персонаж имеет довольно сильное влияние на сюжет, несмотря на его второстепенную роль и позднее появление в романе в третьей части. Он представлен довольно загадочно, но его ассоциации с Ламбертом могут убедить читателя в том, что он неблагородный, нравственно честный человек. Тот факт, что за него грязную работу делают собственные лакеи, показывает, что он определенно не бессилен. Его мотивы также довольно неясны, но в конце концов он предает Ламберта, чтобы помочь Аркадию.

Альфонсин де Вердень (Альфонсинка)- Альфонсинка — французская подруга Ламбера. Первоначально она кажется довольно нежной и заботливой женщиной, но мы быстро узнаем, что она такая же подлая, если не хуже, чем сам Ламберт. Она активно участвует как в планировании, так и в реализации его различных планов, а также помогает достать печально известное письмо из-под куртки Аркадия. Обычно она говорит на своем родном языке, и к концу романа Достоевский ясно изображает ее как одну из самых слабых героинь романа.

Инструменты характеристики в Отцы и дети

Анализ характера

Семейная жизнь

Семейные отношения лежат в основе Отцы и дети . В самой первой главе мы получаем несколько страниц предыстории Николая Петровича, почти вся из которых связана с его отношением к отцу, брату Павлу, а затем и к жене. По мере развития сюжета мы обнаруживаем, что ключевое различие между Аркадием и Базаровым заключается в том, как они проявляют уважение и привязанность к своим родителям. Аркадий постоянно ищет способы сочувствовать Николаю и Павлу, тогда как Базаров, хотя и утверждает, что любит своих отца и мать, через несколько дней им надоедает и уходит.

Из главных героев только Анна Сергеевна не определяется прежде всего тем, как она относится к другим членам своей семьи. Тем не менее ее независимость и разобщенность, по-видимому, являются результатом того факта, что она осиротела в раннем возрасте. Как и в жизни, почти невозможно недооценить значение семьи в формировании характера. Можно только догадываться, насколько большей была эта роль в России середины XIX века, когда семейные узы были гораздо теснее и четче.

Образование

В начале романа Аркадий и Базаров только что вернулись из петербургского университета. Николай изо всех сил старается не отставать в учебе своих детей, но ему не хватает ресурсов и есть ферма, о которой нужно заботиться; он часто оказывается ужасно далеко позади. Когда Базаров начинает высмеивать семью Аркадия за провинциальность, Аркадий пытается заступиться за них и отмечает, что они получили образование в другое время и при других обстоятельствах. Базаров довольно пафосно произносит: «Каждый должен заниматься самообразованием — как я это сделал» (8.19).). Молодой человек явно слеп к тому, как его семья из кожи вон лезет, чтобы дать ему образование, которое теперь заставляет его чувствовать себя выше них. В своем юношеском невежестве он воображает, что всего добился силой воли.

Образование особенно важно, когда действие этой истории происходит – в 1859 году. Русские все чаще смотрят на Запад как на место прогресса, и поэтому важно быть знакомым с западной культурой и ценностями. Однако на другом уровне наука была поднята намного выше литературы и искусства с точки зрения ценности. Базаров рекомендует к чтению только немецких философов-материалистов (тех, которые верят, что в мире ничего не существует, кроме материи), и вообще, кажется, думает, что мир возник пять лет тому назад. Его сосредоточенность на науке, по сути, позволяет ему игнорировать всю совокупность знаний, которые большинство людей связывают с самыми важными человеческими ценностями. Таким образом, во многих случаях притворное образование является такой же частью характера, как и законное образование.

Речь и диалог

После того, как Аркадий делает предложение Кате, Базаров объявляет Анне Сергеевне (во второй раз), что он должен идти. Он говорит: «Говорить с тобой — все равно, что ходить по краю пропасти. Сначала пугаешься, потом набираешься храбрости» (26. 141). На протяжении всего рассказа видно, что в Базарове больше всего привлекает людей его остроумие и сообразительность. Его интеллект связан не столько с совокупностью знаний, сколько с некоторой тонкостью ума, способностью мыслить на лету и переспорить почти любого, с кем он вступает в контакт.

Наглядный пример — самая взрывная ссора Павла и Базарова. Сторона Павла гораздо более последовательна, и, если подумать, его аргументы более весомы. Однако Базаров постоянно уклоняется от него и подшучивает над ним, предлагая вместо того, чтобы ввязаться в научный спор (9.107), пошлые пословицы типа: «Свечка грошовая, знаете ли, Москву зажгла». Другой пример: Ситников знакомит Базарова с мадам Кукшиной. Она постоянно обзывается и явно весьма образованна, но понятно, что Базарова интересует чья-то способ говорить и не обязательно суть этого.

Одежда

Когда Павел Петрович впервые появляется на сцене в Марьино, мы получаем следующее описание:

Вытаскивая из кармана брюк изящную руку с длинными сужающимися розовыми ногтями – руку, красоту которой еще больше подчеркивала белоснежная белизна обшлаг застегнут одним большим опалом — Павел Петрович протянул его племяннику . (4.12)

Это один из многих случаев, когда Павлу свойственна несколько нелепая аристократическая манера преподносить себя, одеваться и говорить. Базаров мгновенно отвращается от появления дяди Аркадия, может быть, потому, что он может видеть гордость Павла сквозь самую его одежду (гордость, параллельную только собственному самомнению Базарова).

То, как персонажи в романе одеваются, часто связано с их социальным положением, но в более общем плане это связано с тем, насколько они заботятся (или делают вид, что заботятся) о том, что думают другие люди.