Проверочная работа «Духовная сфера общества»

Духовная сфера жизни общества.

Вариант 1

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

    ФОРМА ОСВО­Е­НИЯ МИРА

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    Религия

    Проявление ми­ро­воз­зрен­че­ских установок, пе­ре­жи­ва­ний и действий, ос­но­ван­ных на вере в сверхъестественное, священное

    По­лу­че­ние, обос­но­ва­ние и си­сте­ма­ти­за­ция объ­ек­тив­ных зна­ний о мире

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

      Вера, догматы, заповеди, религия, обряды, храмы.

      Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.

        1) добро

        2) смысл жизни

        3) деньги

        4) свобода

        5) собственность

        6) счастье

        4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1) высокая содержательная сложность

        2) демократизм

        3) ориентация на узкий круг ценителей

        4) широкая рекламная кампания

        5) соответствие изысканным вкусам

        6) безграничное самовыражение автора

        5. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ПРИЗНАК

         

        ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

        А) образность

        Б) логическая целостность

        В) художественный язык

        Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

        Д) обоснованность

         

        1) наука

        2) искусство

        Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

        6. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

        1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

        2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

        3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

        4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

        5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

        6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

        7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

        «Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство — один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».

        Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Запишите получившийся порядок цифр.

        1) культура

        2) группа

        3) действительность

        4) искусство

        5) общество

        6) результат

        7) познание

        8) образ

        9) система

        8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах искусства, и одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.

        9. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

        10. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

        11. Прочитайте текст и выполните задания 

        Образование в обществе

        Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

        Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

        Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования. ..

        Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

        Н. Смелзер

        С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

        С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.


         


         

        Духовная сфера жизни общества.

        Вариант 2

        Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

        ВИДЫ

        ХАРАКТЕРИСТИКА

        . ..

        Ори­ен­та­ция на за­про­сы ши­ро­ко­го круга по­тре­би­те­лей,

        ком­мер­че­ский ха­рак­тер

        Эли­тар­ная

        Прин­ци­пи­аль­ная за­кры­тость, ду­хов­ный ари­сто­кра­тизм

        Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

          Героический эпос, анонимность произведений, коллективность твор­че­ско­го процесса, народная культура, фольклорный коллектив.

          Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «искусство».

            1) образность

            2) эмоциональность

            3) фантазия

            4) обоснованность

            5) субъективность

            6) гипотеза

            4. Найдите в при­ве­ден­ном списке черты, свой­ствен­ные народной культуре. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

            1) авторство часто не определено

            2) носит пре­иму­ще­ствен­но коммерческий характер

            3) не тре­бу­ет специальной под­го­тов­ки для сво­е­го восприятия

            4) появилась рань­ше других форм культуры

            5) рассчитана на узкий круг ценителей

            5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

            СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

             

            ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

            А) показ многосерийного телевизионного фильма

            Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов

            В) празднование масленицы

            Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен

            Д) концерт эстрадной музыки

             

            1) народная

            2) массовая

            Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

            6. Члены «Клуба лю­би­те­лей древностей», по­се­тив раскопки ряда древ­них городищ, вы­дви­ну­ли собственную вер­сию их возникновения. Од­на­ко профессиональное со­об­ще­ство археологов и ис­то­ри­ков признало дан­ную версию ненаучной.

            Какие из приведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки ученых?

            1) версия опро­вер­га­ла положения, при­ня­тые в науке

            2) выводы чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обоснований

            3) предположения лю­би­те­лей древностей не по­лу­чи­ли практического подтверждения

            4) версия со­дер­жа­ла положения, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие доказательств

            5) участники раскопок, ар­хео­ло­ги и историки, не яв­ля­ют­ся членами клуба

            6) разработчики вер­сии признают вме­ша­тель­ство неземного разума

            7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

            «Решаемые религией __________ (А) являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и __________(Б), культурного своеобразия народа…

            Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую __________ (В). Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и __________ (Г) в целом.

            Но она шагнула дальше и описала природу __________ (Д): движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. Религия помогает человеку преодолеть __________ (Е), объясняя смысл его жизни.»

            Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Запишите получившийся порядок цифр.

            1) культура

            2) вопросы

            3) время

            4) художественное творчество

            5) общество

            6) техника

            7) жизненный кризис

            8) субъекты

            9) истинность

            8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.

            9. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.

            10. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

            Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

            11. Прочитайте текст и выполните задания

            Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

            С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.

            С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <…> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

            Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

            (В.Рассел)

            С1. Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?

            С2. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.


            Ответы.
            DOC / 38 Кб

            Самостоятельная работа по теме «Наука и образование» | Тренажёр по обществознанию (8 класс) на тему:

            Самостоятельная работа

            1.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

            А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

            Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

                   1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

            2. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?

             А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.

            Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

             1) верно только А   2) верно только Б  3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

            3. Верны ли следующие суждения о морали?

             А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.

            Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

             1) верно только А    2) верно только Б  3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

            4. Что отличает науку от других областей духовной культуры?

             1) воспитательное воздействие на личность

            2) теоретическое объяснение явлений природы и общества

            3) использование художественных образов   4) обращение к сверхъестественным силам

            5. Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

             1) среднее профессиональное  2) высшее профессиональное 3) основное общее 4) среднее общее

            6. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

             1) основное общее образование  2) среднее общее образование  3) среднее профессиональное образование   4) дополнительное образование

            7. К гуманитарным наукам относится

             1) литература   2) биология 3) физика  4) математика

            8. К духовной сфере общества относятся отношения между

             1) режиссером кинофильма и актерами  2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра

            3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала

            4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт

            9. В стране N имеются многочисленные учебные курсы, занятия на которых направлены на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует данный пример?

             1) непрерывность образования  2) гуманизация образования 3) информатизация образования

            4) приоритетность образования

            10. Прочитайте текст и выполните задания

             Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

            С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.

             

            С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

             Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

            Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки? 

            11. Темы эссе

            1. «Прогресс наук и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека» (Э. Флайано)

            2. «Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми». (Ж. Ростан).

             План написания эссе по обществознанию

            1. Сформулировать смысл проблемы:

            «В данном высказывании автор поднимает проблему…»,

            «Автор считает, что…»;

            1. Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора:

            «Я согласна с мнением автора…»,

            «Я не согласен с мнением автора …»,

            «Не могу не согласиться с мнением автора…»,

            «Анализируя высказывание автора, можно отметить…»,

            «Далее следует сказать…»,

            «Следует считать верным…»,

            «Это можно опровергнуть тем, что…»,

            «Кажется на первый взгляд верным…»,

            «Это можно опровергнуть тем, что…» и т.д.

            1. Теоретическая обоснованность – в рассуждении использование терминов, понятий, цитат, ссылок на источники или другие точки зрения.
            2. Примеры – 2-3 шт. из истории, литературы, обществознания, собственного опыта.
            3. Обобщение:

            «Таким образом, приведенные научные положения (точки зрения, данные теории)…»,

            «Примеры подтверждают, что…» и т.д.

            1. Свои предположения о перспективах решения поднимаемой автором проблемы.

            Восприятие американцами конфликта между наукой и религией

            Насколько сильно религиозные убеждения людей влияют на их взгляды на научные темы? На протяжении веков велись споры о происхождении Вселенной и о том, как объяснить активность звезд и планет на небе. В последние десятилетия среди религиозных лидеров велись дебаты по поводу теории эволюции путем естественного отбора, начиная с первой публикации книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году.. 1 В результате того, что некоторые считают противоречием между теорией эволюции и основными принципами христианской веры, дебаты об эволюции и ее месте в школьной программе разыгрались в местных сообществах и судах по всей стране, включая Верховный суд в деле штата Теннесси против Скоупса, обычно называемом «обезьяньим» процессом Скоупса в 1925 году.

            принципиально расходятся и те, кто утверждает, что наука и религия могут быть совместимы. 2

            Новые данные Pew Research Center показывают, что большинство американцев (59%) в целом считают, что наука часто находится в конфликте с религией, хотя значительное меньшинство взрослых (38%) считают науку и религию главным образом совместимый. Наиболее склонны рассматривать религию и науку как противоречащие друг другу в целом те, кто сам не имеет какой-либо конкретной религиозной принадлежности или не соблюдает религиозные обряды.

            В то же время большинство взрослых (68%) говорят об отсутствии конфликта между их личными религиозными убеждениями и наукой.

            Среди трех из десяти взрослых, которые говорят, что их собственные религиозные убеждения противоречат науке, наиболее распространенная область конфликтов связана с учениями о сотворении вселенной и эволюции.

            Восприятие науки и религии в целом

            Около 59% американцев говорят, что наука и религия часто конфликтуют, а 38% говорят, что они в основном совместимы. Доля тех, кто говорит, что наука и религия часто противоречат друг другу, незначительно выросла с 55% в опросе Pew Research 2009 года, в то время как доля тех, кто считает, что эти две вещи в основном совместимы, осталась неизменной на уровне 38%.

            Те, кто не связан с религиозной традицией, особенно склонны думать, что наука и религия противоречат друг другу (76%). Большинство черных протестантов (65%) также придерживаются этой точки зрения.

            Белые протестанты-евангелисты и испаноязычные католики расходятся в этом вопросе. Половина испаноязычных католиков (50%) говорят, что наука и религия в основном совместимы, а 45% говорят, что они часто конфликтуют. А 49% белых протестантов-евангелистов говорят, что наука и религия в основном совместимы; такая же доля (45%) говорит, что они часто конфликтуют.

            Личные религиозные убеждения и наука

            Однако, размышляя о своих собственных религиозных убеждениях, только меньшинство взрослых замечает конфликт между наукой и своими религиозными взглядами. Трое из десяти (30%) американцев говорят, что их собственные религиозные убеждения противоречат науке, а 68% говорят, что они не противоречат друг другу. По сравнению с 2009 годом меньше американцев видят в новом опросе конфликт между наукой и своими личными религиозными убеждениями. Среди тех, кто имеет религиозную принадлежность, 34% говорят, что их религиозные убеждения противоречат науке, по сравнению с 41% в 2009 году.. Восприятие конфликта снижается среди большинства основных религиозных групп, включая белых протестантов-евангелистов (с 52%, заявивших, что их собственные убеждения противоречат науке в 2009 г., до 40% в 2014 г.). Однако восприятие конфликта среди черных протестантов осталось примерно таким же.

            Согласно новому исследованию Pew Research Center, белые протестанты-евангелисты с большей вероятностью видят конфликт между своими религиозными убеждениями и наукой; четверо из десяти (40%) говорят, что они конфликтуют, а 57% говорят, что не конфликтуют. Среди католиков и чернокожих протестантов 36% говорят, что их религиозные убеждения иногда противоречат науке.

            Белые протестанты с меньшей вероятностью заявляют, что их религиозные убеждения противоречат науке; 21% этой группы говорят, что конфликт есть, а 78% говорят, что его нет.

            Среди нерелигиозных 16% говорят, что их собственные религиозные убеждения иногда противоречат науке, а 81% считают, что нет.

            Существует множество способов, которыми наука противоречит личным религиозным убеждениям. конфликт. Наиболее распространенный ответ касается взглядов на создание Вселенной, включая эволюцию (36%). Среди ответивших 24% сослались на серьезные различия, например, на то, что их вера в Бога расходится с точкой зрения, что человек «главный», или что чудеса в Библии расходятся с наукой. Другие способы, которыми наука воспринимается как противоречащая религиозным убеждениям, включают взгляды на начало жизни и аборты (11%), а также научные или медицинские практики, такие как переливание крови, клонирование или генная инженерия (7%). Около 18% тех, кто говорит, что их собственные религиозные убеждения иногда противоречат науке, не назвали каких-либо конкретных способов, которыми они противоречат друг другу.

            Тот же открытый вопрос был задан в 2009 году, и взрослые американцы сообщили о сходных типах конфликтов. Наиболее распространенный ответ в 2009 году также был связан с конфликтом вокруг убеждений о сотворении Вселенной и эволюции (41%). Упоминания о конфликтах по поводу начала жизни, включая аборты и исследования стволовых клеток, сегодня встречаются реже, чем в 2009 г. (11% в 2014 г. по сравнению с 23% в 2009 г.). В опросе 2014 г. было сравнительно больше ответов, касающихся широких конфликтов между наукой и религией, таких как вера в Бога и Библию (24%), чем в 2009 г.(11%).

            Существуют большие разногласия в отношении общественности к роли церкви в вопросах политики в области науки

            Широкая общественность расходится во мнениях относительно того, должны ли церкви и другие молитвенные дома выражать свое мнение о политических решениях по научным вопросам; половина взрослых говорит, что церкви должны выражать свое мнение по этим вопросам, а 46% говорят, что эти организации должны держаться подальше от политических решений по научным вопросам.

            Белые евангелисты (69%) и черные протестанты (66%) чаще других религиозных групп считают, что церкви и другие места отправления культа должны выражать свое мнение по вопросам научной политики.

            Католики расходятся во мнениях по этому поводу: 45% говорят, что церкви должны выражать свое мнение, а 49% говорят, что им следует держаться подальше.

            В то время как около двух третей (66%) взрослых, не принадлежащих к религии, говорят, что церкви должны держаться подальше от политических решений по научным вопросам, 31% считают иначе.

            В целом, большинство из тех, кто регулярно посещает религиозные службы (64%), считают, что религиозные организации должны выражать свое мнение по поводу научных политических решений. Для сравнения, 44% взрослых, которые посещают богослужения реже одного раза в неделю, говорят, что церкви должны выражать свое мнение о политических решениях, касающихся науки, а 53% из этой группы считают, что церкви не должны туда вмешиваться.

            Схема ответов на этот вопрос в целом соответствует общественному мнению о роли религиозных организаций в социальных и политических вопросах. В отдельном опросе Pew Research 2014 года 49% взрослых сказали, что церкви и другие молитвенные дома должны выражать свое мнение по повседневным социальным и политическим вопросам, в то время как почти такая же доля в 48% заявила, что церкви должны держаться подальше от политических вопросов. Большинство тех, кто не имеет религиозной принадлежности, заявили, что церкви и другие молитвенные дома должны держаться подальше от политики (65%), в то время как меньшинство в 32% заявило, что церкви должны высказываться по политическим вопросам. Напротив, большинство тех, кто отождествляет себя с религией (например, протестанты, католики и другие), сказали, что церкви должны выражать свои взгляды по политическим вопросам; доля придерживающихся этой точки зрения увеличилась с 45% в 2010 г. до 54% ​​в 2014 г.

            Наука и культура — PMC

            Западная наука могла бы кое-что узнать из того, как наука делается в других культурах тысячелетие назад, во времена Ренессанса в Европе. Но даже если мы думаем о великих мыслителях эпохи Возрождения, таких как Галилео Галилей, Леонардо да Винчи или сэр Исаак Ньютон, как о первых «настоящих ученых», мы не должны забывать, что все цивилизации на протяжении всей истории создавали и накапливали знания для понимания и объяснения мир, процесс, который часто сопровождался или стимулировался технологическим развитием. Действительно, взрыв знаний в эпоху Возрождения был вызван возродившимся интересом к трудам греческих, римских и арабских философов и ученых — слово «Возрождение» подразумевает возобновление интереса к классической культуре и знаниям. Но независимо от различных культур и цивилизаций, оказавших влияние на науку, всех ученых объединяет то, что они изучают природные явления с помощью соответствующего набора правил, чтобы делать обобщения и прогнозы о природе.

            наука является частью культуры, и то, как… наука делается, во многом зависит от культуры, в которой она практикуется

            Однако большинство современных исследований окружающего нас мира носят эмпирический характер, и ясно, что нужно понять гораздо больше, чем что изучается учеными. Понимание сложных систем остается главной задачей будущего, и сегодня ни один ученый не может утверждать, что у нас есть подходящие методы для достижения этой цели. Таким образом, мы не можем обсуждать будущее науки, не принимая во внимание философские проблемы, порожденные изучением сложности. Современная или западная наука, возможно, не лучшим образом подходит для выполнения этой задачи, поскольку ее взгляд на мир слишком ограничен характерным для нее эмпирическим и аналитическим подходом, который в прошлом сделал ее столь успешной. Поэтому мы должны помнить о вкладе других цивилизаций в понимание природы — в частности, о восприятии мира в таких областях, как Азия и Африка, или среди коренных жителей Австралии и Южной Америки. Такие традиционные или местные знания в настоящее время все чаще используются не только с целью поиска новых лекарств, но и для выведения новых концепций, которые могут помочь нам примирить эмпиризм и науку.

            Открыть в отдельном окне

            Этот глобус, основанный на карте мира начала девятого века, был заказан Калифом аль-Мамуном в Багдаде. Изображение предоставлено Фуатом Сезгином, Институт истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета, Германия.

            В эпоху Возрождения европейские ученые и философы бросили вызов давним убеждениям и разработали новую натурфилософию. Наука и искусство действительно процветали в Европе, и этому способствовали различные позитивные события, происходившие в то время. Самое главное, новая философия положила начало процессу, который в конечном итоге привел к независимости научной мысли и теорий от мифов, религии и теологии. Во-вторых, взаимодействие между различными европейскими культурами стимулировало творчество посредством новых способов мышления и новых парадигм наблюдения за природой. Наконец, что не менее важно, основание научных академий, в частности Accademia dei Lincei, Королевского общества и Академии наук, а также учреждение университетов по всей Западной Европе способствовало научному прогрессу посредством распространения новых знаний.

            Но основы современной науки были заложены задолго до этого времени, особенно под влиянием исламской цивилизации. Мусульмане были ведущими учеными между седьмым и пятнадцатым веками и были наследниками научных традиций Греции, Индии и Персии. После присвоения и ассимиляции они опирались на эти открытия и развили истинно исламскую науку, которая привела к мировым знаниям во всех областях науки, включая медицину. Эта деятельность была космополитической, в ней участвовали арабы, персы, выходцы из Центральной Азии, христиане и евреи, а позже в нее вошли индийцы и турки. Передача знаний исламской науки на Запад по различным каналам проложила путь Возрождению и научной революции в Европе. Общественность на Западе, как правило, не знает об этом важном вкладе в современную науку и культуру Средневековья. Исламская цивилизация является частью нашего собственного наследия, и великие исламские ученые, чьи работы были переведены на латынь, такие как Джабир ибн Хайан (Гебер), Ибн Сина (Авиценна), ар-Рази (Разес), Ибн аль-Хайтам (Адхазин) и аль-Хуорезми, столь же важны, как и любой великий европейский ученый. Рисунки в этой статье иллюстрируют некоторые замечательные продукты исламской науки.

            Открыть в отдельном окне

            Копия астролаборатории, построенной в 984 году нашей эры великим персидским астрономом и математиком аль-Худжанди. Оригинал выставлен в Национальном музее Катара. Изображение предоставлено Фуатом Сезгином, Институт истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета, Германия.

            Ученые эпохи Возрождения, опиравшиеся на эти знания, а также все их предшественники и коллеги из других цивилизаций, хотели понять и описать причины и следствия явлений, наблюдаемых ими в природе. Действительно, Аристотель и Платон, вероятно, были первыми, кто заявил, что наше понимание мира природы основано на наборе априорных убеждений, а именно относительно идеальных объектов или универсальных ценностей, которые позволяют нам представлять и описывать окружающий мир. Религиозные люди верят, что эти универсальные ценности диктует Бог; агностики и атеисты считают, что универсальные ценности присущи «человеческому разуму». Эти трансцендентные ценности являются источником человеческих верований, которые направляют человечество к социальным и этическим правилам и к наблюдению за природой (Iaccarino, 2001a; Stent, 1974). Другими словами, наука глубоко укоренена в метафизике, и между религией и наукой нет конфликта. Более того, хотя язык науки часто является специализированным и, следовательно, недоступным для неспециалистов, наука и культура не являются разными сущностями: наука является частью культуры, и то, как осуществляется наука, во многом зависит от культуры, в которой она практикуется.

            Наука оказывает все более сильное влияние на европейскую культуру. В девятнадцатом веке модным словом для науки был «порядок». Ученые обнаружили, что движение звезд предсказуемо и что все земные и небесные явления следуют одним и тем же научным законам, как часовой механизм. Согласно галилейскому видению, они верили, что книга природы написана на языке математики, а буквы представлены геометрическими объектами. Миссия науки заключалась в том, чтобы открыть законы природы и тем самым объяснить все природные явления. Эта вера в науку породила философское движение, называемое позитивизмом, которое привело к повсеместному доверию к науке и технике и повлияло на социальную теорию. Даже после того, как позитивизм исчез, дарвиновская теория эволюции по-прежнему влияла на социальные явления, в первую очередь на евгенику и расизм. Вера в возможности, предлагаемые научным прогрессом, до сих пор формирует убеждения и действия людей; на самом деле такие выражения, как «это было научно продемонстрировано», часто используются, чтобы прервать дискуссию.

            Работа ученых подразумевает, что они бросают вызов принятым объяснениям фактов и предлагают новые и оригинальные способы их интерпретации. Оригинальность, независимость мысли и инакомыслие являются характеристиками научной культуры и, следовательно, бросают вызов устоявшимся культурным ценностям. Гарантиями независимости являются свобода исследования, свобода мысли, свобода слова, терпимость и готовность разрешать споры на основе доказательств. Эти ценности не важны для самой науки, но оказали сильное влияние на развитие современных демократических и свободных обществ. Успехи науки и использование научных знаний глубоко изменили повседневную жизнь, главным образом в развитых странах. Ожидаемая продолжительность жизни резко увеличилась, и для многих болезней доступны лекарства; производительность сельского хозяйства увеличилась в соответствии с демографическими изменениями; технологии освободили человечество от тяжелого труда. Новые методы коммуникации, обработки информации и вычислений принесли беспрецедентные возможности и проблемы (Iaccarino, 2000, 2001b). Эти открытия или изобретения радикально изменили наш способ описания мира природы и повлияли на нашу повседневную жизнь. Сегодня даже организация самого общества во многом обязана научному мышлению (UNESCO/ISCU, 19).99).

            Большая часть этого прогресса произошла в Европе, а затем в Северной Америке, и эти континенты по-прежнему являются основными игроками в науке. показывает, что за последнее десятилетие три четверти мировых научных публикаций пришли из Западной Европы и Северной Америки; а если принять присуждение Нобелевских премий по науке за показатель научного совершенства, то мы можем увидеть из того, что более 90% лауреатов по естественным наукам тоже из западных стран, несмотря на то, что в них проживает только 10% населения мира. Небольшое количество нобелевских лауреатов из остального мира отражает различия в культуре и типе предлагаемого образования, а также более низкий уровень финансовой поддержки науки.

            Таблица 1

            Мировые научные публикации

            2 4 Западная Европа5 Индия04 Остальная Азия5
              1997 г. (%) Изменение после 1990 г. (%)
            37,5 110
            Северная Америка 36,6 92
            Индустриальная Азия 10,8 126
            Бывший Советский Союз 3,7
            Океания 2,8 107
            Китай 2,0 ​​ 170
            89
            Латинская Америка 1,8 136
            Южная и Восточная Средиземноморье 1,9 120
            Африка к югу от Сахары 0,7 72
            98

            Открыть в отдельном окне

            Источник: Indicateurs 2000, Observatoire des Sciences et des Techniques, Paris (www. obs-ost.fr/en/)

            наук (1901–1998 гг.) по географическим регионам

            2
            4 Азия 53 09
            Регион Число лауреатов В процентах
            Западная Европа 9004 5 50,0
            Северная Америка 200 43,0
            Восточная Европа 13 2,8
            0095 1,9
            Австралазия 4 0,8
            Латинская Америка 3
            0,6
            Африка 1 0,2
            Арабский регион 5 0 0 095

            Открыть в отдельном окне

            Правительства развитых стран считают науку и технологии необходимыми для экономического прогресса и военной мощи и поэтому выделяют большие финансовые ресурсы на образование и исследования.

            В свою очередь, стимулирующая культурная среда, отчасти благодаря высокому уровню образования, привлекает инвестиции в частные исследования, тем самым усиливая общественную приверженность науке. Справедливо сказать, что в последние несколько столетий наука оказала сильное влияние на культурные ценности во всем мире, но не всегда положительное. В развивающихся странах научное образование основано на западных концепциях и культуре, и его преподают те, для кого наука часто не связана с их культурой. Это приводит к тому, что учащиеся отрицают достоверность и авторитетность знаний, переданных им их родителями, бабушками и дедушками, и создает напряженность в некоторых обществах. Даже в развитых странах общее образование является недавней тенденцией. В 1913, Дж. Маккин Кеттел, вице-президент Американской ассоциации содействия развитию науки, заявил, что: «Нет ни одного мулата, который сделал бы заслуживающую похвалы научную работу» (Cattell, 1914). Его замечание отражает культурное отношение на рубеже ХХ века в США, которое лишило чернокожих соответствующего образования и, как следствие, сделало их менее заинтересованными в научной карьере.
            Точно так же многим странам потребовалось столько же времени, чтобы предоставить женщинам те же права, что и мужчинам, и тем самым дать им возможность участвовать в научной деятельности.

            Но что мы подразумеваем под «современной наукой»? Основной характеристикой этого подхода является понимание природы путем анализа каждого явления в соответствии с заранее определенным набором правил. Научная работа может быть описательной, как в случае космологии, палеонтологии или анатомии. Эти описания затем приводят к теориям или парадигмам, согласно Куну (1970), которые интерпретируют причины и следствия событий и могут быть проверены с помощью экспериментов. Когда эти эксперименты доказывают, что теория неверна, выдвигаются и проверяются новые гипотезы. Цитируя Бертольда Брехта в его пьесе о Галилее: «Цель науки не в том, чтобы открыть дверь к бесконечной мудрости, а в том, чтобы положить предел бесконечным заблуждениям».

            Еще одной характеристикой науки является то, что она опирается на прошлое, так что она постепенна. По мере того как каждая научная дисциплина описывает определенную область на основе набора установленных правил — например, описание биологии на анатомическом, гистологическом, клеточном или биохимическом уровне — каждый тип описания со временем становится все более и более полным. Подходит ли она к концу, как заявил Гюнтер Стент в отношении молекулярной биологии в 1968 г. (Stent, 1968)? Стент начал свою научную карьеру, когда многие люди в рамках виталистических теорий считали, что невозможно интерпретировать наследование генетических признаков в химических терминах. Выяснение генетического кода было для него победой, но в то же время и завершением испытания. Заявление Стента огорчило многих ученых того времени, считавших, что молекулярная биология еще жива, и мы действительно впоследствии стали свидетелями огромного количества новых открытий и новых знаний в этой области. Однако правда, что после 1968 работа по выяснению генетического кода сводилась лишь к выяснению деталей. Я считаю, что конкретные виды научного описания действительно подходят к концу, как и в случае с анатомией, которую много лет назад активно изучали, а сегодня эти знания в основном получают по учебникам.

            Открыть в отдельном окне

            Эти чрезвычайно точные «Весы мудрости» были построены в Институте истории арабо-исламских наук по описанию Абдаррахманала-Хазини из Хорасана в Северо-Восточной Персии, который усовершенствовал и описал их в первая половина двенадцатого века. Изображение предоставлено Фуатом Сезгином, Институт истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета, Германия.

            Ученые добились больших успехов в изучении конкретных аспектов мира природы, поддающихся наблюдению и экспериментированию, поскольку были доступны необходимые теоретические и технические инструменты; это верно для микробиологии и открытия возбудителей инфекционных болезней в конце девятнадцатого века и для открытия витаминов в первые десятилетия двадцатого века. Ученые работают с простыми системами, которые обычно представляют собой идеализированные или примитивные модели реальной ситуации. Они также работают на определенном уровне анализа; например, физика элементарных частиц не способствует толкованию механизма мышечного сокращения.

            Говоря словами Альберта Сент-Дьёрдьи: «В поисках тайны жизни я начал свои исследования в области гистологии. Неудовлетворенный информацией, которую могла дать мне клеточная морфология о жизни, я обратился к физиологии. Найдя физиологию слишком сложной, я занялся фармакологией. По-прежнему находя ситуацию слишком сложной, я обратился к бактериологии. Но бактерии были даже слишком сложны, поэтому я опустился на молекулярный уровень, изучая химию и физическую химию. После двадцати лет работы я пришел к выводу, что для понимания жизни мы должны спуститься на электронный уровень и в мир волновой механики. Но электроны — это просто электроны, в них вообще нет жизни. Очевидно, в пути я потерял жизнь; он вытек между моими пальцами».

            Сент-Дьёрдьи описывает сегодняшние проблемы науки: неспособность интегрировать результаты и концепции, полученные из разных подходов и уровней анализа. Редукционистский подход большинства ученых состоит в том, чтобы игнорировать избранные факты и предлагать модель, основанную на том, что они считают ключевыми наблюдениями, что, безусловно, полезно, когда модель может быть проверена экспериментально.

            Биологические явления изучаются на разных уровнях организации, и теории, сформулированные на каждом уровне, могут объяснить лишь определенный набор фактов. При переходе от простого уровня к более сложному появляются новые модели поведения. Другими словами, целое больше, чем сумма частей, или отличается от суммы частей. Например, свойства белка отличаются от суммы свойств каждой аминокислоты, из которой он состоит. Свойства биологических структур, состоящих из макромолекул, удерживаемых вместе за счет нековалентных взаимодействий, отличаются от суммы свойств каждой макромолекулы. Изучение таких сложных систем в биологии или других дисциплинах остается серьезной задачей на будущее и может потребовать изменения подхода.

            В этом стремлении нам может оказаться полезным сравнить западную науку с традиционными знаниями. В то время как западная наука отдает предпочтение редукционистским, механистическим и количественным методам, традиционные знания рассматривают природные явления с глобальной точки зрения.

            Эти наблюдения строго связаны с местной культурой и господствующей философией. В доколониальной Африке специалисты хорошо знали особенности местного климата и почвы, могли дать квалифицированный совет, где и когда выращивать урожай. Они хорошо знали тропическую флору и кустарники пустыни и разработали сложную систему классификации растений по семействам и группам на основе их культурных и ритуальных свойств. Ученые майя в Южной Америке разработали очень сложный календарь, наблюдая за Солнцем и звездами. Американские индейцы и австралийские аборигены накопили огромное количество биологических знаний, основанных на их наблюдениях за природой. Медицинские теории йоруба Нигерии включали концепцию невидимых сущностей, вызывающих инфекционные заболевания, аналогичные бактериям западной медицины. Наука и технологии в Африке когда-то были весьма развиты, сравнимы с европейским уровнем того времени, в области медицины и ветеринарии, сельского хозяйства, консервирования пищевых продуктов, ферментации, металлургии и приготовления мыла и косметики (Mazrui & Ade Ajayi, 19). 98). Культуры всех регионов мира разработали сложный взгляд на природу, уходящий корнями в их философию, что привело к их пониманию и объяснению мира природы. Традиционные знания неевропейских культур являются выражением специфических способов жизни в мире, специфических отношений между обществом и культурой, а также специфического подхода к получению и построению знаний. Эти знания обеспечивают большую часть населения мира основным средством удовлетворения своих основных потребностей. Но колонизация европейцами уничтожила большую часть этих местных знаний и заменила их европейской образовательной и политической системой, которая впоследствии обесценила то, что от нее осталось. Постепенно важность и влияние традиционных знаний уменьшились из-за успехов современной науки и техники и сопутствующей им экономической мощи. По этим причинам системы знаний других культур о наблюдении за природой практически утеряны для западного мира.

            Открыть в отдельном окне

            Аппарат для дистилляции розовой воды. Реплика, построенная Институтом истории арабо-исламских наук по описанию врача аз-Захрави конца десятого века в мусульманской Испании. Изображение предоставлено Фуатом Сезгином, Институт истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета, Германия.

            Это большая потеря для современной науки. Хотя она заняла доминирующее положение, существуют и другие системы знаний, и мы должны признать, что наше понимание науки является одной из многих систем знаний (Nakashima, 2000). Традиционные знания не делят наблюдения на разные дисциплины в той же степени, что и наука, и этот более синтетический и целостный подход может помочь в разработке новых парадигм наблюдения и изучения сложных явлений. Большинство наших наблюдений за миром природы носят эмпирический характер, и ученые предлагают научное объяснение лишь части из них. Традиционное знание незападных культур помещает эмпирические наблюдения в другой, более широкий контекст. Таким образом, во всех культурах мы пытаемся согласовать эмпирические наблюдения, чтобы описать природу и иметь возможность интерпретировать и предсказывать ее.