29. Ресурсы власти и средства осуществления власти
Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.
Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или используются недостаточно масштабно. В широком смысле ресурсы власти – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Главными средствами осуществления власти являются политика, административные акты, правовые нормы.
Доминирующей властью в современном обществе является государственная. Являясь основным объектом в политической борьбе, она добивается своих целей различными средствами – идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Монополия на принуждение с помощью государственного аппарата принадлежит государственной власти. В основе системы власти – отношения субординации, т. е. многоуровневого подчинения иерархии. Средства осуществления власти различаются у центральных и региональных органов, у государственных и негосударственных структур.
В классификации ресурсов власти используется также принцип, основанный на человеческом факторе, который направлен на поиск мотивов поведения объекта и субъекта власти. Выделяют типы властвования на основе страха, убеждения, интереса. Каждый тип ресурсов власти имеет свои особенности реализации и предел эффективности.
В обществах с развивающейся экономикой и сильным индивидуализмом отчетливо прослеживается соревнование двух основных типов ресурсов власти: материального интереса и его символа – денег, с одной стороны, и принуждения и страха – с другой. Использование поощрения более распространено в условиях, где нет классовых противоречий и основой общества является средний класс. Принуждение наиболее распространено в странах со слабо развитыми демократическими традициями и институтами.
Более тщательный анализ феномена власти требует исследования ее механизмов. Чтобы понять сущность власти, надо раскрыть особенности ее функционирования на каждом из измерений политической власти, так как в рамках каждого социального института реализуется свой способ властвования.
30. Политические субъекты и способы осуществления власти
Пространство политической власти образуется тремя основными измерениями: первое вытекает из отношений между политическим субъектом и той социальной общностью, которую субъект представляет – ось представительства. Второе измерение представляет собой многообразие отношений политического субъекта с различными социальными институтами общества и политической элитой – это институциональная ось. На третьей оси откладываются различные техники и практические решения политическим субъектом встающих перед обществом проблем. Каждое из этих измерений предполагает наличие
самостоятельность в принятии решений и выборе механизмов действия;
наличие средств и возможностей для реализации задуманного;
ответственность за свои мысли и за свои действия перед целым обществом.
В рамках каждого из приведенных выше измерений действуют свои механизмы реализации властных отношений.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью процесс ее осуществления, который характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Выделяют два главных способа властвования:
побуждение объекта к действию – побуждение к определенным выгодным субъекту действиям.
обеспечение объекта бездействием – блокирование нежелательных для субъекта видов его поведения. Это ограничительное свойство власти проявляется в ее способности исключать из сферы дискуссий и политических решений определенные темы и тем самым предотвращать их адекватное отражение в массовом сознании. В странах командного социализма такими запретами прежде всего облагались темы права компартий на руководство всеми членами общества.
Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их носителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества объекта), деспотическими (произвол, беззаконие), либеральными (уважение прав и свобод) и т. д. Процесс властвования упорядочивается, регулируется и контролируется с помощью специального механизма власти – системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество, механизмом власти выступают государственные органы, право и другие политические институты.
studfiles.net
Ресурсы власти
Под ресурсами властипринято понимать все тесредства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное пособие. Часть 1. – 1993. – С. 110).
Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.
Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.
Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.
К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.
Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.
Средства, процесс и виды власти Понятие средства власти
Неравномерное распределение средств (ресурсов) власти — важнейшая социальная причина подчинения или неподчинения одних людей другими. Средства власти (ресурсы) -«все то, что индивид или социальная общность могут использовать для влияния на других» (Роберт. Даль). Используемые средства или те, которые могут быть использованы для осуществления власти, называют основами или ресурсами (средствами) власти. Структурные средства (ресурсы) власти: законы, суд, государств ный аппарат, отряды принуждения (милиция, полиция), партийная дисциплина, авторитет политического лидера, центральная и региональные структуры и т.д.. Выделяют и такие типы ресурсов власти: страх, интерес, убеждает. Ання. Однако границы, отделяющие один ресурс (средство) власти от другой, условные. Реальные политические акции, тем более реализация политического курса, опирающиеся на систему средств властейвлади.
Естественно, средства (ресурсы) власти — все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целью субъекта власти средства (ресурсы) власти — это либо важные для объекта ценности (п предметы потребления, деньги и т.п.), или средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивы человека (телевидение, радио, пресса и др.), либо орудия, инструменты, механизмы подчинения и властвования — оружия я, карательные отряды и др., с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь. Средства власти, наравне с субъектом и объектом власти, — один из важнейших х ресурсов (средств) власти. Значимость средств как основ власти отражена в теории социального обмена. Питера. Блау и др.. В основе власти лежит неравномерность распределения средств власти, которых не хватает. Л юди, которые не имеют средств власти, получают их в обмен на выполнение распоряжений тех, кто имеет средства, и тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им. В процессе мобилизации средств власти субъектом они трансформируются во власть, что способствует превращению определенных средств на влияние и систему взаимо-мозв ‘связанных суб объектов и объект объектеб’ єктів.
Средства власти разнообразные. Многообразные и способы, методы удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Американский социолог. Амитай. Вернер. Этциони делит средства власти на утилитарные, принудительные и нормат ные. Утилитарные средства власти — это материальные и другие социальные блага, свя связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать не только отдельных политиков но и задабривать целые слои населения»Утилитарные средства пользуются властью для поощрения и для наказания (уменьшение зарплаты недобросовестным работникам и др.). Принудительные средства власти обычно вы ступают как меры административного наказания, если не срабатывают утилитарные. Нормативные средства власти включают средства воздействия на внутренний мир, сознание, ценностные ориентации и нормы поведения лю жидкости, обеспечивают одобрение суб объекта власти, принятие его требований. Если утилитарные и принудительные средства власти влияют на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то нормативные средства властей и воздействуют непосредственно на сознание и поведение людиь і поведінку людей.
важным сферам жизнедеятельности общества свойственны и средства власти: экономические, социальные, политические и культурно-информационные
Экономические средства власти — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.д.)
Социальные средства власти — это способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Социальные средства власти совпадают с экономическими средствами власти. Так, многи тство и прибыли — экономические средства власти, но они же характеризуют и социальный статус (престиж, должность, образование, социальное обеспечение и т.д.о).
Культурно-информационные средства власти: знания и информация, а также способы их получения и распространения — институты науки и образования, средства массовой информации и др.. В современных условиях знания и информация, считает американский социолог. Олвин. То-ффлер, становятся важнейшими средствами. В индустриально развитых странах знания, через свои преимущества (бесконечность, доступность, демократичность), покорили с илу и богатство, стали определяющим фактором функционирования власти в процессе развития общества традиционные средства власти — сила, богатство утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную дийо ную власть приобретают знания и информация. Естественно, во всех странах знания и информация играют не одинаковую роль и не имеют преимуществ перед экономическими, социальными средствами власти, но достаточно внятно проявляется в современном мире тенденция значимости знания и информации как источников властейвлади.
Силовые и другие средства власти — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные люди. В стране их ядром является армия, полиция (милиция, службы безопасности, суд и прокуратура) и их атрибуты (дома ки, снаряжение, тюрьмы и т.д.). Силовые средства власти традиционно считаются самым эффективным источником власти, потому что они способны лишить человека высших ценностей: жизни, свободы, имущества и др.. Практически субъект объектами власти (государством, политическими партиями) применяются в комплексе различные средства власти. Но и сам человек — специфическое средство власти. Люди — это универсальный, многофункциональный средство власти, в ворюе другие средства власти. Человек — создатель материальных благ (экономические средства власти) и информации (культурно-информационные средства власти), солдат и партиец (политические средства), человек, обладающий знания ниями и распространяет их т.п.. Использование средств власти приводит в действие все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, владеющий методами и способами властвования, возможностью подчинения и покорности и ии та ін.
Очень разнообразны и способы властвования. Говоря о приказах и повиновение, имеем в виду определенный тип воздействия на поведение других лиц, который отличается от того, что обычно называют влиянием. Если советуют студ. Дент не пропускать занятий, регулярно усваивать теоретические знания, творчески работать над первоисточниками, критически относиться к источникам т.д., и студент, послушавшись совета, посещает занятия, систематич но работает над усвоением знаний и др., то можно утверждать, что студент считается с мнением собеседника и тот так на него влияет. Влияли на студента аргументацией негативного и позитивного выбора. В т аких отношениях отсутствуют элементы приказа и подчинения, а, следовательно, и элементы власти. Отсутствуют элементы власти в случае, когда рекомендуют бросить курить, предупреждая, что ему угрожают тяжелые больному оби и др.. Даже если рекомендация имеет форму приказа («немедленно бросьте курить!»). Это не что иное, как только указание на то, что курение сигарет опасно для здоровья я. По сути, не предписывается и не запрещается, а лишь разъем яснюеться курильщику, что это опасно для его жизни. В пути на пути некоторые дорожные знаки показывают и предупреждают: ближайший участок пути опасна и, значит, надо соблю живаться особую осторожность. В отличие от них, есть знаки, запрещающие те или иные действия и за которые под страхом определенной санкции требуют, например, ограничение скорости до определенного предела т.п.. Здесь служба поставившей дорожный знак, пользуется правом власти в отношении использования дороги и приказывает им двигаться с определенной ограниченной знаком скоростью. Если некоторые дорожные придорожные знаки предупреждали о опасность, то есть влияли на поведение путешественников, информируя их о фактическом положении, то запрещающие и ограничивающие знаки предлагали уже путникам вести себя в соответствии с определенной, установленной нормой. Но еще недостаточно полагать, что является наличие отношений власти в случае отдачи приказа, распоряжений и т.п.. Предстоит еще и обоснованное убеждение, что приказы будут выполняться, что убеждения не встретит за возражения, запреты и др.. Здесь возникает некоторая сложность в определении понятність у визначенні понять.
Конечно же, не всегда каждый, кто отдает приказы в соответствии с нормами, существующими в обществе, имеет власть. Ведь может случиться так, что власть переходит в фикцию, если массово, повсеместно не выполняются приказы, распоряжения и др.. Такая ситуация свидетельствует, что тот, кто отдает приказы и др., не имеет власти, или его власть ничтожна, если только немногие из тех, кто получил приказы, распоряжения считает. Необхо дним их выполнять. Но бывает и такое положение, когда все, кого касаются приказы, распоряжения всегда и полностью их выполняют. Понятно, вводя элементы повиновения приказам, распоряжениям тех, кто осу ет власть, вносится и определенный элемент относительности. Итак, те или иные приказы, распоряжения, указания, рекомендации выполняются в большей или меньшей степени. Без повиновения нет власти, но эта покорность — явление отн осне. Процесс властвования упорядочивается и регулируется специальным механизмом власти — системой организаций, объединенной людей и норм, их устройства и деятельности. В обществе механизмом власти выступают где ржавни органы, право, политическая система, политический режим тощежим тощо.
uchebnikirus.com
Ресурсы власти | Политология
Как уже указывалось, вторая сторона взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Посредством чего достигается осуществление властной воли? Посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
— утилитарные;
— принудительные;
— нормативные.
Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.
Похожие статьи
kulturoznanie.ru
38.Ресурсы власти
Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное пособие. Часть 1. – 1993. – С. 110).
Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.
Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.
Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.
К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.
Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.
41. Соотношение политического режима и политической системы.
Наряду с понятием «политическая система» в научной и публицистической литературе, а также в средствах массовой информации (СМИ) и повседневной речи часто используется понятие «политический режим». Как же соотносятся эти два понятия? Пожалуй, это еще один из запутанных вопросов современной политической науки. Например, американский политолог М. Хагопян использует понятия «полития», «политическая система» и «режим» как синонимы. По его словам, эти термины в широком смысле обозначают «фундаментальную организацию политической жизни». Они выражают общие структурные характеристики политического порядка. Показательно, что М. Дюверже сначала пользовался понятием «политический режим», а затем — «политическая система». В нашей литературе нередко с одинаковым значением также используются понятия «президентский режим» — «президентская система», «парламентская система» -«парламентский режим», «демократический режим» — «демократическая система», «тоталитарный режим» — «тоталитарная система» и т.д.
Существуют ли различия между этими понятиями и, если существуют, в чем они состоят? В самой общей форме контуры этих различий уже обозначены в вышеприведенной типологизации. Классификация или типологизация политических систем проводится на основе системообразующих признаков. Что касается третьего уровня, то там речь идет о государственно-территориальной структуре властных отношений, которая, во всяком случае теоретически, может иметь схожую конфигурацию во всех политических системах.
Главные отличия политического режима, на мой взгляд, намечаются в рамках самих политических систем по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам осуществления политической власти. Некоторые политологи рассматривают партии и партийные системы в качестве стержневых элементов политических режимов. Например, М. Дюверже считал, что базой для фундаментальной классификации современных режимов является разница между однопартийными, двухпартийными и многопартийными системами. В принципе такой подход возможен.
В либерально-демократической системе определяющее значение для классификации политических режимов имеет характер разделения властей, который определяет соотношение, прерогативы и функции основных властных институтов. Здесь прежде всего необходимо различать режимы по той роли, которую играют глава государства и глава правительства. В парламентском режиме глава государства — это, по сути дела, руководитель страны, который символизирует суверенитет и величие государства. Он занимает первое место в иерархии церемониальных, почетных рангов и выполняет ряд особых задач в области внешней и внутренней политики. Он может носить официальный титул короля или королевы в конституционных монархиях (как в Швеции, Норвегии, Великобритании, Бельгии, Дании, Голландии, Испании и т.д.) или президента в президентской или парламентской республике (как в США, Франции, Германии, Италии и т.д.). Ограниченность и слабость реальных прерогатив главы государства при парламентской форме правления проявляется в том, что он избирается парламентом и, по сути дела, от него зависит его легитимность (необходимы оговорки применительно к конституционным монархиям).
studfiles.net
Политология / Кремень =lybs.ru= =lybs.ru=
Средства власти (ресурсы) «все то, что индивид или социальная общность могут использовать для влияния на других» (Роберт Даль). Используемые средства или те, которые могут быть использованы для осуществления власти называют основаниями или ресурсами (средствами) власти. Структурные средства (ресурсы) власти: законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения (милиция, полиция), партийная дисциплина, авторитет политического лидера, центральные и региональные структуры и т.д. Выделяют и такие типы ресурсов власти: страх, интерес, убеждение. Однако границы, отделяющие один ресурс (средство) от власти другого, условные. Реальные политические акции, тем больше реализация политического курса, опираются на систему средств власти.
Естественно, средства (ресурсы) власти — все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целью субъекта власти. Средства (ресурсы) власти — это либо важные для объекта ценности (предметы потребления, деньги и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивы человека (телевидение, радио, пресса и др.), или орудия, инструменты, механизмы подчинения и властвования — оружие, карательные отряды и др., с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь. Средства власти, наравне с субъектом и объектом власти — один из важнейших ресурсов (средств.) власти. Значимость средств как оснований власти отражена в теории социального обмена Питера Блау и др. В основе власти лежит неравномерность распределения средств власти, которых не хватает. Люди, которые не имеют средств власти, получают их в обмен на исполнение распоряжений тех, кто имеет средства, и тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им. В процессе мобилизации средств власти субъектом они трансформируются во власть, что способствует превращению определенных средств на влияние и систему взаимосвязанных субъектов и объектов.
Средства власти разнообразны. Многообразны и способы, методы удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Американский социолог Амитаи Вернер Этциони делит средства власти на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные средства власти — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать » не только отдельных политиков, но и задабривать целые слои населения». Унитарные средства пользуются властью для поощрения и наказания (уменьшение зарплаты недобросовестным работникам и др.). Принудительные средства власти обычно выступают меры административного наказания, если не срабатывают утилитарные. Нормативные средства власти включают средства воздействия на внутренний мир, сознание, ценностные ориентации и нормы поведения человека, обеспечивают одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если утилитарные и принудительные средства власти влияют на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то нормативные средства власти воздействуют непосредственно на сознание и поведение людей.
Важным сферам жизнедеятельности общества присущи и средства власти: экономические, социальные, политические и культурно-информационные.
Экономические средства власти — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.д.).
Социальные средства власти — это способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Социальные средства власти совпадают с экономическими средствами власти. Так, богатство и доходы — экономические средства власти но они же характеризуют и социальный статус (престиж, должность образование, социальное обеспечение и т.п.).
Культурно-информационные средства власти: знания и информация, а также способы их получения и распространения институты науки и образования, средства массовой информации и др.). В современных условие знания и информация, считает американский социолог Олвін Тоф флер, становятся важными средствами. В индустриально разовью тех странах знания, за свои преимущества (бесконечность, доступность, демократичность) подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. В процессе развития общества традиционные средства власти — сила, богатство утрачивается чают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Настоящую действенную власть приобретают знания и информация. Естественно, во всех странах знания и информация играют не одинаковую роль и не имеют преимуществ перед экономическими, социальными средствами власти, но достаточно отчетливо проявляется в современном мире тенденция значимости знания и информация как источника власти.
Силовые и другие средства власти — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные люди. В государстве их ядром являются армия, полиция (милиция, службы безопасности, суд и прокуратура и их атрибуты (дома, снаряжение, тюрьмы и т.п.). Силовые средства властные традиционно считаются найефективним источником власти, потому что они способны лишить человека высших ценностей: жизни, свободы,; имущества и др. Практически субъектами власти (государством, политическими партиями) применяются в комплексе различные средства власти. Но и сам человек — специфическое средство власти. Люди — это универсальный, многофункциональный средство власти, что создает другие средства власти Человек — создатель материальных благ (экономические средства власти) ты информации (культурно-информационные средства власти), солдат и партиец (политические средства), человек’, которая владеет знаниями и распространяет их и т.д. Использование средств власти приводит в действие все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который владеет методами и способами властвования, возможностью подчинения и повиновения и др.
Очень разнообразны и способы властвования. Говоря о приказах и повиновение имеем в виду определенный тип воздействия на поведение других лиц, отличный от того, что обычно называют влиянием. Если советуют студенту не пропускать занятий, регулярно усваивать теоретические знания, творчески работать над первоисточниками, критически относиться к источникам и т.д., и студент, последовав совету, посещает занятия, систематически работает над усвоением знаний и др., то можно утверждать, что студент считается с мнением собеседника и тот так на него влияет. Влияли на студента аргументацией негативного и позитивного выбора. В отношениях отсутствуют элементы приказа и подчинения, а, следовательно, и элементы власти. Отсутствуют элементы власти в случае, когда рекомендуют бросить курить, предупреждая, что ему грозит тяжелые болезни и др. Даже если рекомендация имеет форму приказа («немедленно бросьте курить!») она есть не что иное, как только указание на то, что курение сигарет опасно для здоровья. По сути, не предписывается и не запрещается, а лишь разъясняется курильщику, что это опасно для его жизни. В дороге на пути некоторые дорожные знаки показывают и предупреждают: ближайшая участок пути опасна и, следовательно, надо соблюдать особую осторожность. В отличие от них есть знаки, запрещающие те или иные действия и которые под страхом определенной санкции требуют, например, ограничение скорости до определенного предела и т.д. Здесь служба, которая поставила путевой знак, пользуется правом власти в отношении использования дороги и приказывает им двигаться определенным знаком ограниченной скоростью. Если некоторые дорожные придорожные знаки предупреждали об опасности, то есть влияли на поведение путников, информируя их о фактическом положении, то запрещающие и ограничивающие знаки предлагали путникам вести себя в соответствии с определенной, установленной нормой. Но еще не достаточно думать, что наличие отношений власти в случае отдачи приказа, распоряжений и т.д. Должно быть еще и обоснованное убеждение, что приказы будут выполняться, что убеждения не встретит возражения, запрета и др. Здесь возникает некоторая сложность в определении понятий.
Конечно же, не всегда каждый, кто отдает приказы в соответствии с нормами, которые существуют в обществе, имеет власть. Ведь может случиться так, что власть превращается в фикцию, если массово, повсеместно не выполняются приказы, распоряжения и др. Такая ситуация свидетельствует, что тот, кто отдает приказы и др. не имеет власти, или власть его незначительна, если только немногие из тех, кто получил приказы, распоряжения считает необходимым их выполнять. Да бывает и такое положение, когда все, кого касаются приказы, распоряжения всегда и полностью их выполняют. Понятно, вводя элементы повиновения приказам, распоряжениям тех, кто осуществляет власть, и вносится определенный элемент относительности. Следовательно, те или иные приказы, распоряжения, указания, рекомендации выполняются в большей или меньшей степени. Без смирения нет власти, но эта покорность — явление относительное. Процесс властвования упорядочивается и регулируется специальным механизмом власти — системой организаций, объединений людей и норм их устройства и деятельности. В обществе механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система, политический режим и т.д.
Книга: Политология / Кремень
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
lybs.ru
Ресурсы власти
Ресурсы власти
Как уже указывалось, вторая сторона взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Посредством чего достигается осуществление властной воли? Посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
— утилитарные;
— принудительные;
— нормативные.
Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти .
Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти.
Так, бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. В результате понимание власти индивидуализируется, сводится к взаимодействию реальных личностей. Властные отношения выводятся из природы человека, его естественных свойств. Человек рассматривается как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности.
Сам же политический процесс бихевиористы рассматривают как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.
Концентрируя внимание на «наблюдаемом поведении», бихевиористы пытаются вскрыть одинаковые и регулярно повторяющиеся реакции в поведении индивида. Они отмечают недостаточность легальных форм регулирования поведения людей со стороны власти (например, правовых) и стремятся проникнуть глубже в механизм мотивации поведения. В ходе исследований было обнаружено, что большинство обывателей воспринимает политическую реальность в терминах иррационального начала: традиции, обычаи, религия, чувства.
Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.
Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московией, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) – в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения командование-подчинение.
Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.
Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть – это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
Реляционистские (от французского слова «геlasiоп» – отношение) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Все указанные трактовки власти можно условно разделить на два основных подхода к пониманию власти.
Согласно первому подходу, власть понимается как всякая способность индивида совершить то или иное действие. Так, Т. Парсонс, основатель школы структурно-функционального анализа, определяет власть как «способность выполнить функцию от имени и по поручению общества». В этом случае власть понимается как свойство субъекта безотносительно к объекту. Другими словами, чтобы обладать властью, человеку не нужен другой человек.
Более распространенным в западной политологии является другой подход, согласно которому власть понимается как всякая способность индивида оказывать определяющее воздействие на поведение других людей. При данном подходе власть усматривается в каждом межиндивидуальном взаимодействии в случае, если имеет место ассиметричность (несовпадение, разнонаправленность) воль, подчинение воли (целей, желаний) одного человека воле другого. При этом
а) власть подменяется влиянием;
б) речь идет не о политической, а о социальной власти;
в) вопрос об экономических основаниях власти не ставится.
mirznanii.com
Leave A Comment