Органоиды движения простейших: строение и функции

Клетки могут перемещаться при помощи специализированных органоидов, к которым относятся реснички и жгутики. Реснички клеток всегда многочисленны (у простейших их количество исчисляется сотнями и тысячами), а длина составляет 10-15мкм. Жгутиков же чаще всего 1-8, длина их — 20-50мкм.

Строение и функции органоидов движения

Строение ресничек и жгутиков, как у растительных, так и животных клеток сходно. Под электронным микроскопом обнаружено, что реснички и жгутики это немембранные органоиды, состоящие из микротрубочек. Две из них располагаются в центре, а вокруг них по периферии лежат еще 9 пар микротрубочек. Вся эта структура покрыта цитоплазматической мембраной, являющейся продолжением клеточной мембраны.

Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в пространстве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток, а также попадание пищевых частиц в клетку. У основания ресничек и жгутиков находятся базальные тельца, которые тоже состоят из микротрубочек.

Предполагают, что базальные тельца являются центром формирования микротрубочек жгутиков и ресничек. Базальные тельца, в свою очередь, нередко происходят из клеточного центра.

Большое количество одноклеточных организмов и некоторые клетки многоклеточных не имеют специальных органоидов движения и передвигаются при помощи псевдоподий (ложноножек), которое получило название амебоидного. В основе его лежит движение молекул особых белков, называемых сократимыми.

Особенности движения простейших

Одноклеточные организмы также способны передвигаться (инфузория туфелька, эвглена зеленая, амеба обыкновенная). Для перемещения в толще воды каждая особь наделена специфическими органоидами. У простейших такими органоидами являются реснички, жгутики, ложноножки.

Эвглена зелёная

Эвглена зелёная — представитель простейших из класса жгутиковых. Тело эвглены веретенообразной формы, удлиненное с заостренным концом. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце. Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков.

Механизм движения при помощи жгутика отличается у разных видов. В основном это вращение в виде конуса, вершина которого обращена к телу. Перемещение наиболее эффективно при достижении углом вершины конуса 45°. Скорость колеблется в пределах от 10 до 40 оборотов за секунду. Часто наблюдается помимо вращательного движения жгутика, также его волнообразные покачивания.

Такой характер движения свойствен для одножгутиковых видов. У многожгутиковых нередко жгутики располагаются в одной плоскости и не формируют конуса вращения.

Микроскопическое строение жгутиков довольно сложное. Они окружены тонкой оболочкой, которая является продолжением наружного слоя эктоплазмы — пелликулы. Внутреннее пространство жгутика заполнено цитоплазмой и продольно расположенными нитями — фибриллами.

Периферически расположенные фибриллы отвечают за осуществление движения, а центральные выполняют опорную функцию.

Инфузория туфелька

Передвигается инфузория туфелька за счет ресничек, осуществляя ими волнообразные движения. Направляется вперед тупым концом.

Реснички двигаются в одной плоскости и делают прямой удар после полного выпрямления, а возвратный — в выгнутом положении. Удары идут последовательно один за другим с небольшой задержкой. Во время плаванья, инфузория осуществляет вращательные движения вокруг продольной оси.

Реснички инфузории туфельки

Перемещается туфелька со скоростью до 2,5мм/c. Направленность меняется за счёт перегибов тела. Если на пути будет преграда, то после столкновения инфузория начинает двигаться в противоположную сторону.

Все реснички инфузорииимеют сходное строение с жгутиками эвглены зеленой. Ресничка у основания образует базальное зерно, которое играет важную роль в механизме движения организма.

У некоторых инфузорий реснички соединяются между собой и таким образом позволяют развить большую скорость.

Инфузории относятся к высокоорганизованным простейшим и свою двигательную активность они осуществляют с помощью сокращений. Форма тела простейшего может меняться, а после возвращаться в прежнее состояние. Быстрые сократительные движения возможны благодаря наличию особых волокон — мионем.

Амеба обыкновенная

Амеба — простейшее довольно крупных размеров (до 0,5мм). Форма тела полиподиальная, обусловлена наличием множественных псевдоподий — это выросты с внутренней циркуляцией цитоплазмы.

У амебы обыкновенной псевдоподии еще называют ложноножками. Направляя ложноножки в разные стороны, амёба развивает скорость в 0,2 мм/минуту.

К органоидам движения простейших не относятся цитоплазма, ядро, вакуоли, рибосомы, лизосомы, ЭПР, Аппарат Гольджи.

строение и функции > Лаборатория фитоинвазий

Содержание:

  • 1) Строение и функции органоидов движения
  • 2) Особенности движения простейших
    • 2.1) Эвглена зелёная
    • 2.2) Инфузория туфелька
    • 2. 3) Амеба обыкновенная

Клетки могут перемещаться при помощи специализированных органоидов, к которым относятся реснички и жгутики. Реснички клеток всегда многочисленны (у простейших их количество исчисляется сотнями и тысячами), а длина составляет 10-15мкм. Жгутиков же чаще всего 1-8, длина их — 20-50мкм.

Строение и функции органоидов движения

Строение ресничек и жгутиков, как у растительных, так и животных клеток сходно. Под электронным микроскопом обнаружено, что реснички и жгутики это немембранные органоиды, состоящие из микротрубочек. Две из них располагаются в центре, а вокруг них по периферии лежат еще 9 пар микротрубочек. Вся эта структура покрыта цитоплазматической мембраной, являющейся продолжением клеточной мембраны.

Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток, а также попадание пищевых частиц в клетку. У основания ресничек и жгутиков находятся базальные тельца, которые тоже состоят из микротрубочек.

Предполагают, что базальные тельца являются центром формирования микротрубочек жгутиков и ресничек. Базальные тельца, в свою очередь, нередко происходят из клеточного центра.

Большое количество одноклеточных организмов и некоторые клетки многоклеточных не имеют специальных органоидов движения и передвигаются при помощи псевдоподий (ложноножек), которое получило название амебоидного. В основе его лежит движение молекул особых белков, называемых сократимыми.

Особенности движения простейших

Одноклеточные организмы также способны передвигаться (инфузория туфелька, эвглена зеленая, амеба обыкновенная). Для перемещения в толще воды каждая особь наделена специфическими органоидами. У простейших такими органоидами являются реснички, жгутики, ложноножки.

Эвглена зелёная

Эвглена зелёная — представитель простейших из класса жгутиковых. Тело эвглены веретенообразной формы, удлиненное с заостренным концом. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце. Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков.

Механизм движения при помощи жгутика отличается у разных видов. В основном это вращение в виде конуса, вершина которого обращена к телу. Перемещение наиболее эффективно при достижении углом вершины конуса 45°. Скорость колeблется в пределах от 10 до 40 оборотов за секунду. Часто наблюдается помимо вращательного движения жгутика, также его волнообразные покачивания.

Такой хаpaктер движения свойствен для одножгутиковых видов. У многожгутиковых нередко жгутики располагаются в одной плоскости и не формируют конуса вращения.

Микроскопическое строение жгутиков довольно сложное. Они окружены тонкой оболочкой, которая является продолжением наружного слоя эктоплазмы — пелликулы. Внутреннее прострaнcтво жгутика заполнено цитоплазмой и продольно расположенными нитями — фибриллами.

Периферически расположенные фибриллы отвечают за осуществление движения, а центральные выполняют опopную функцию.

Инфузория туфелька

Передвигается инфузория туфелька за счет ресничек, осуществляя ими волнообразные движения. Направляется вперед тупым концом.

Реснички двигаются в одной плоскости и делают прямой удар после полного выпрямления, а возвратный — в выгнутом положении. Удары идут последовательно один за другим с небольшой задержкой. Во время плаванья, инфузория осуществляет вращательные движения вокруг продольной оси.

Перемещается туфелька со скоростью до 2,5мм/c. Направленность меняется за счёт перегибов тела. Если на пути будет преграда, то после столкновения инфузория начинает двигаться в противоположную сторону.

Все реснички инфузорииимеют сходное строение с жгутиками эвглены зеленой. Ресничка у основания образует базальное зерно, которое играет важную роль в механизме движения организма.

У некоторых инфузорий реснички соединяются между собой и таким образом позволяют развить большую скорость.

Инфузории относятся к высокоорганизованным простейшим и свою двигательную активность они осуществляют с помощью сокращений. Форма тела простейшего может меняться, а после возвращаться в прежнее состояние. Быстрые сократительные движения возможны благодаря наличию особых волокон — мионем.

Амеба обыкновенная

Амеба — простейшее довольно крупных размеров (до 0,5мм). Форма тела полиподиальная, обусловлена наличием множественных псевдоподий — это выросты с внутренней циркуляцией цитоплазмы.

У амебы обыкновенной псевдоподии еще называют ложноножками. Направляя ложноножки в разные стороны, амёба развивает скорость в 0,2 мм/минуту.

К органоидам движения простейших не относятся цитоплазма, ядро, вакуоли, рибосомы, лизосомы, ЭПР, Аппарат Гольджи.



Урок-исследование «Основы рационального питания»

Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.

28 04 2023 15:39:25

Элективный курс: «Информационные технологии в курсе биологии»

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК….

27 04 2023 1:13:11

Урок природоведения в 5-м классе по теме «Земля — наш дом»

Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля….

26 04 2023 12:14:11

Элективный курс: «Информационные технологии в курсе биологии»

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК….

25 04 2023 15:36:36

Основные признаки и многообразие животных

Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра….

24 04 2023 18:26:56

Урок по биологии «Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные»

Урок по теме «Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные» построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения.

Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся….

23 04 2023 8:26:46

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме «Ядро»

Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. …

22 04 2023 6:49:42

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические….

21 04 2023 8:38:17

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: «Строение, функции и гигиена кожи»

В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме «Кожа».

Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. …

20 04 2023 15:28:36

Интегрированный урок по литературе и природоведению «Пятнышко на карте – «Васюткино озеро». 5-й класс

Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе….

19 04 2023 23:12:29

Урок биологии в 6-м классе по теме «Соцветия»

Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. …

18 04 2023 14:37:19

Урок биологии по теме «Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков»

Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся….

17 04 2023 20:15:50

«Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» — учиться вместе. …

16 04 2023 21:59:11

Урок – ученый совет «Генетика и здоровье человека»

Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.

15 04 2023 23:12:52

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии «Счастливый случай»

Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. …

14 04 2023 18:19:19

Звездный урок учителя «Хакасия моя, ты песня и легенда»

Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу….

13 04 2023 11:56:47

Урок-лекция по теме «Гипотезы возникновения жизни на Земле»

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. …

12 04 2023 13:34:44

Органы и системы органов животных

Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов….

11 04 2023 0:55:58

Урок биологии на тему «Грибы. Общая хаpaктеристика». 5-й класс

Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке.

Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы….

10 04 2023 2:32:41

Строение органа зрения

Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения….

09 04 2023 20:40:35

Использование устного народного творчества на уроках биологии

Русский язык и математика, история и география, литература и биология — эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала….

08 04 2023 7:43:26

Урок биологии в 6-м классе: «Жизнедеятельность клетки»

Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе «Клеточное строение растений». Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. …

07 04 2023 16:49:15

Разработка урока «Медицинские профессии» в рамках элективного курса «Биология и профессии»

Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр.

06 04 2023 9:47:56

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области….

05 04 2023 12:22:38

Урок по теме «Лишайники» (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени….

04 04 2023 5:13:49

Разработка урока по теме «Взаимоотношения между живыми организмами»

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. …

03 04 2023 11:18:30

Урок биологии по теме «Высшие споровые растения»

Раздел «Основные отделы высших растений» включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. …

02 04 2023 17:15:31

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме «Обмен веществ и энергии»

Задачи урока — развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека….

01 04 2023 18:16:23

Итоговый урок «В здоровом теле — здоровый дух»

Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. …

31 03 2023 20:33:32

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами….

30 03 2023 2:48:50

Экологическая составляющая раздела биологии «Человек и его здоровье»

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. …

29 03 2023 0:54:39

Экологический проект «Галактика»

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор….

28 03 2023 8:15:53

Интегрированный урок (география + биология). Викторина «Знаете ли вы Байкал?». 8-й класс

География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем….

27 03 2023 6:27:18

Игра как средство воспитания любви к родному краю

Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям….

26 03 2023 22:21:53

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т. А. и Спириади Н.Ю.

Тема опыта — формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений — интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений — перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»….

25 03 2023 19:57:52

Конспект урока «Как питаются животные?» (Природоведение. 5-й класс)

Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике….

24 03 2023 3:10:59

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровь и кровообращение»

На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина «Своя игра» по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии….

23 03 2023 9:26:23

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: «Основы методики развития физических способностей человека»

Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами….

22 03 2023 15:22:34

Цветок и его строение. Соцветие

Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации….

21 03 2023 13:12:34

Презентация к уроку «Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала»

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов….

20 03 2023 12:32:14

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office.

19 03 2023 9:12:27

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. …

18 03 2023 21:40:53

Урок по теме: «Среда обитания. Факторы среды». 5-й класс

Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. …

17 03 2023 21:15:27

Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд….

16 03 2023 17:36:41

Игра «Звездный час»

Предложенная игра «Звездный час» проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника «День птиц» . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе….

15 03 2023 9:50:43

Урок в 10-м классе по теме «Генетика и здоровье человека»

Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. …

14 03 2023 17:49:22

Урок биологии в 6-м классе по теме «Шляпочные грибы и грибы-паразиты»

Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии — это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод «два — четыре — все вместе», метод карусели и т.д. …

13 03 2023 21:43:24

Цветок – орган пoлoвoго размножения

Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления….

12 03 2023 6:12:11

Размножение и развитие земноводных

На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб….

11 03 2023 3:32:31

Программа факультативного курса «Биология. Система живой природы», 6-й класс

Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. …

10 03 2023 5:49:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::

Простейшие | Определение, паразиты, болезни, характеристики, размер, королевство и факты

Noctiluca scintillans

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Чарльз Этвуд Кофойд Антони ван Левенгук Франсиско Дж. Айяла Джозеф Лейди Феликс Дюжарден
Похожие темы:
инфузория бичевать саркодин миксоспоридий книдоспоридий

См. все связанные материалы →

простейшие , организм, обычно одноклеточный и гетеротрофный (использующий органический углерод в качестве источника энергии), принадлежащий к любой из основных линий протистов и, как и большинство протистов, обычно микроскопический. Все простейшие являются эукариотами и, следовательно, обладают «настоящим» или мембраносвязанным ядром. Они также неволокнистые (в отличие от таких организмов, как плесень, группа грибов, у которых есть нити, называемые гифами), и ограничены влажными или водными средами обитания, будучи повсеместными в таких средах по всему миру, от Южного полюса до Северного полюса. Многие из них являются симбионтами других организмов, а некоторые виды являются паразитами.

Современные ультраструктурные, биохимические и генетические данные сделали термин простейших весьма проблематичным. Например, простейшее исторически относилось к протистам, обладающим звероподобными чертами, такими как способность передвигаться по воде, как если бы они «плавали», как животные. Простейшие традиционно считались прародителями современных животных, но современные данные показали, что это не относится к большинству простейших. Фактически, современная наука показала, что простейшие представляют собой очень сложную группу организмов, которые не обязательно имеют общую эволюционную историю. Эта несвязанная, или парафилетическая, природа простейших заставила ученых отказаться от термина простейшие в схемах формальной классификации. Следовательно, подцарство Protozoa теперь считается устаревшим. Сегодня термин простейших неофициально используется в отношении ненитевидных гетеротрофных простейших.

К широко известным простейшим относятся репрезентативные динофлагелляты, амебы, парамеции и возбудитель малярии Plasmodium .

Хотя простейшие более не признаются формальной группой в существующих системах биологической классификации, простейшие все еще могут быть полезны в качестве строго описательного термина. Простейшие объединены гетеротрофным способом питания, а это означает, что эти организмы получают углерод в восстановленной форме из окружающей среды. Однако это не уникальная особенность простейших. Кроме того, это описание не так просто, как кажется. Например, многие протисты являются миксотрофами, способными как к гетеротрофии (вторичное получение энергии за счет потребления других организмов), так и к автотрофии (первичное получение энергии, например, за счет захвата солнечного света или метаболизма химических веществ в окружающей среде). Примеры простейших миксотрофов включают многие хризофиты. Некоторые простейшие, такие как Paramecium bursaria , установили симбиотические отношения с эукариотическими водорослями, в то время как амеба Paulinella chromatophora , по-видимому, приобрела автотрофию в результате относительно недавнего эндосимбиоза цианобактерий (сине-зеленая водоросль). Следовательно, многие простейшие либо сами осуществляют фотосинтез, либо извлекают выгоду из фотосинтетических способностей других организмов. Однако некоторые водорослевые виды простейших утратили способность к фотосинтезу (например, Polytomella видов и многих динофлагеллят), что еще больше усложняет понятие «простейших».

Тест «Британника»

Тест «Все о биологии»

Простейшие подвижны; почти у всех есть жгутики, реснички или псевдоподии, которые позволяют им ориентироваться в водной среде обитания. Однако эта общность не является уникальной чертой простейших; например, организмы, которые явно не являются простейшими, также производят жгутики на разных стадиях своего жизненного цикла (например, большинство бурых водорослей). Простейшие также строго немногоклеточны и существуют либо в виде одиночных клеток, либо в виде клеточных колоний. Тем не менее, некоторые колониальные организмы (например, Dictyostelium discoideum , надгруппа Amoebozoa) демонстрируют высокий уровень клеточной специализации, граничащий с многоклеточностью.

Описательные рекомендации, представленные выше, исключают многие организмы, такие как жгутиковые фотосинтезирующие таксоны (ранее Phytomastigophora), которые считались простейшими в соответствии с более ранними классификационными схемами. Организмы, соответствующие современному определению простейших, встречаются во всех основных группах протистов, признанных протистологами, что отражает парафилетическую природу простейших.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Узнайте, как отдельные реснички используют вязкостное сопротивление для координации силовых и восстановительных движений при передвижении

Просмотреть все видео к этой статье

Наиболее важные группы свободноживущих простейших встречаются в нескольких крупных эволюционных кластерах простейших, включая инфузории (надгруппа Chromalveolata), лопастные амебы (надгруппа Amoebozoa), амебы волокнистые (надгруппа Rhizaria), криптомонады (надгруппа Chromalveolata), экскаваты (надгруппа Excavata), опистоконты (надгруппа Opisthokonta) и эвглениды (Euglenozoa). Эти группы организмов важны с экологической точки зрения из-за их роли в микробных циклах питательных веществ и встречаются в самых разных средах, от земных почв до пресноводных и морских местообитаний, водных отложений и морского льда. К важным простейшим паразитам относятся представители Apicomplexa (надгруппа Chromalveolata) и трипаносомы (Euglenozoa). Организмы из этих групп являются возбудителями таких заболеваний человека, как малярия и африканская сонная болезнь. Из-за распространенности этих патогенов человека и экологической важности упомянутых выше групп свободноживущих простейших об этих группах известно много. Поэтому эта статья посвящена биологии этих сравнительно хорошо изученных простейших. В конце этой статьи приводится краткое изложение современной схемы классификации протистанов.

Простейшие | Определение, паразиты, болезни, характеристики, размер, королевство и факты

Noctiluca scintillans

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Чарльз Этвуд Кофойд Антони ван Левенгук Франсиско Дж. Айяла Джозеф Лейди Феликс Дюжарден
Похожие темы:
инфузория бичевать саркодин миксоспоридий книдоспоридий

См. все связанные материалы →

простейшие , организм, обычно одноклеточный и гетеротрофный (использующий органический углерод в качестве источника энергии), принадлежащий к любой из основных линий протистов и, как и большинство протистов, обычно микроскопический. Все простейшие являются эукариотами и, следовательно, обладают «настоящим» или мембраносвязанным ядром. Они также неволокнистые (в отличие от таких организмов, как плесень, группа грибов, у которых есть нити, называемые гифами), и ограничены влажными или водными средами обитания, будучи повсеместными в таких средах по всему миру, от Южного полюса до Северного полюса. Многие из них являются симбионтами других организмов, а некоторые виды являются паразитами.

Современные ультраструктурные, биохимические и генетические данные сделали термин простейших весьма проблематичным. Например, простейшее исторически относилось к протистам, обладающим звероподобными чертами, такими как способность передвигаться по воде, как если бы они «плавали», как животные. Простейшие традиционно считались прародителями современных животных, но современные данные показали, что это не относится к большинству простейших. Фактически, современная наука показала, что простейшие представляют собой очень сложную группу организмов, которые не обязательно имеют общую эволюционную историю. Эта несвязанная, или парафилетическая, природа простейших заставила ученых отказаться от термина простейшие в схемах формальной классификации. Следовательно, подцарство Protozoa теперь считается устаревшим. Сегодня термин простейших неофициально используется в отношении ненитевидных гетеротрофных простейших.

К широко известным простейшим относятся репрезентативные динофлагелляты, амебы, парамеции и возбудитель малярии Plasmodium .

Хотя простейшие более не признаются формальной группой в существующих системах биологической классификации, простейшие все еще могут быть полезны в качестве строго описательного термина. Простейшие объединены гетеротрофным способом питания, а это означает, что эти организмы получают углерод в восстановленной форме из окружающей среды. Однако это не уникальная особенность простейших. Кроме того, это описание не так просто, как кажется. Например, многие протисты являются миксотрофами, способными как к гетеротрофии (вторичное получение энергии за счет потребления других организмов), так и к автотрофии (первичное получение энергии, например, за счет захвата солнечного света или метаболизма химических веществ в окружающей среде). Примеры простейших миксотрофов включают многие хризофиты. Некоторые простейшие, такие как Paramecium bursaria , установили симбиотические отношения с эукариотическими водорослями, в то время как амеба Paulinella chromatophora , по-видимому, приобрела автотрофию в результате относительно недавнего эндосимбиоза цианобактерий (сине-зеленая водоросль). Следовательно, многие простейшие либо сами осуществляют фотосинтез, либо извлекают выгоду из фотосинтетических способностей других организмов. Однако некоторые водорослевые виды простейших утратили способность к фотосинтезу (например, Polytomella видов и многих динофлагеллят), что еще больше усложняет понятие «простейших».

Тест «Британника»

Тест «Все о биологии»

Простейшие подвижны; почти у всех есть жгутики, реснички или псевдоподии, которые позволяют им ориентироваться в водной среде обитания. Однако эта общность не является уникальной чертой простейших; например, организмы, которые явно не являются простейшими, также производят жгутики на разных стадиях своего жизненного цикла (например, большинство бурых водорослей). Простейшие также строго немногоклеточны и существуют либо в виде одиночных клеток, либо в виде клеточных колоний. Тем не менее, некоторые колониальные организмы (например, Dictyostelium discoideum , надгруппа Amoebozoa) демонстрируют высокий уровень клеточной специализации, граничащий с многоклеточностью.

Описательные рекомендации, представленные выше, исключают многие организмы, такие как жгутиковые фотосинтезирующие таксоны (ранее Phytomastigophora), которые считались простейшими в соответствии с более ранними классификационными схемами. Организмы, соответствующие современному определению простейших, встречаются во всех основных группах протистов, признанных протистологами, что отражает парафилетическую природу простейших.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Узнайте, как отдельные реснички используют вязкостное сопротивление для координации силовых и восстановительных движений при передвижении

Просмотреть все видео к этой статье

Наиболее важные группы свободноживущих простейших встречаются в нескольких крупных эволюционных кластерах простейших, включая инфузории (надгруппа Chromalveolata), лопастные амебы (надгруппа Amoebozoa), амебы волокнистые (надгруппа Rhizaria), криптомонады (надгруппа Chromalveolata), экскаваты (надгруппа Excavata), опистоконты (надгруппа Opisthokonta) и эвглениды (Euglenozoa). Эти группы организмов важны с экологической точки зрения из-за их роли в микробных циклах питательных веществ и встречаются в самых разных средах, от земных почв до пресноводных и морских местообитаний, водных отложений и морского льда.