Описание понятия деятельности: ее черты и компоненты, какие виды деятельности называют основными и почему

Деятельность — специфическая сознательная активность человека, направленная на познание и творческое изменение окружающего мира и самого себя в соответствии с актуальными потребностями и целями. Главная особенность деятельности состоит в том, что она не может определяться лишь теми потребностями и мотивами, которые её порождают. Сама потребность может выступать как побуждение к активности, а её содержание будет определяться уровнем знаний, навыками, целями социума, индивидуальным опытом.

Оглавление:

  • Черты человеческой деятельности
  • Основные компоненты
  • Потребности человека
  • Мотивы деятельности
  • Определение цели
  • Виды действий
  • Формы деятельности
  • Виды деятельности
  • Классификация деятельности

Содержание

Черты человеческой деятельности

Деятельность индивида очень сильно отличается от активности животных, поскольку она имеет творческо-преобразующий характер. Если понадобится дать определение деятельности человека на экзамене, то важно разобраться в её особенностях, чтобы чётко сформулировать понятие.

Это интересно: что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?

Ей присущи такие черты:

  • сознательность — человек осознанно ставит перед собой цели и продумывает действия для достижения желаемого результата,
  • продуктивность — сознательная активность индивида приводит к получению определённого результата,
  • преобразование — человек, сознательно руководствуясь своими потребностями и целями, путём определённых действий преобразует предметы окружающего мира и самосовершенствуется,
  • социальный характер — различные виды взаимодействий в основном касаются межличностных отношений с другими индивидами.

Основные компоненты

Для того чтобы полностью осознать сложность и специфику человеческой активности, нужно разобраться в её основных компонентах:

  • Субъект — индивид, который совершает действия.
  • Объект — то, на что направлены действия и активность субъекта. Объектом может стать любой материал (изготовление продукции), другой индивид (воздействие с целью изменения убеждений) или сам субъект (тренировки в спортзале с целью изменить самого себя).

Это интересно: понятие объект и субъект в обществознании.

Существуют также компоненты, образующие структуру деятельности:

  1. Потребность — это то, в чём чувствует нужду субъект в данное время в данном месте, без чего он не может нормально существовать.
  2. Мотивы — сила, которая толкает человека непосредственно к активности. Мотив не всегда осознаётся человеком и выступает не как нужда, а как руководство к действию.
  3. Цель — это результат, на который направлена деятельность человека. Способность к постановке целей свойственна только человеку, а активность животных определяется инстинктами.
  4. Средства — это способы и методы воздействия, различные предметы, которыми пользуется человек в процессе деятельности. К примеру, если человеку необходимо подготовиться к экзамену, он будет использовать учебники, лекции, справочники, которые и будут средствами достижения цели. Средства должны соответствовать цели, если их будет недостаточно, то цель не будет достигнута, если же они избыточны, то будет перерасход ресурсов.
  5. Действия — это часть деятельности, отдельные самостоятельные физические или интеллектуальные операции. Всю деятельность можно разделить на отдельные действия, для осуществления которых необходимы разные средства.
  6. Результат — это продукт или состояние, которое было получено путём выполнения различных действий и преодоления преград в процессе сознательной активности индивида. Результат может быть в материальном виде (вещь) и нематериальном (опыт, идеи).

Потребности человека

Известный американский психолог А. Маслоу разработал «пирамиду потребностей человека». Все потребности человека он разделяет на первичные (физиологические, потребность в безопасности и защищенности) и вторичные (социальные потребности, уважение, самореализация). Первичные потребности являются базовыми для выживания индивида, если они не удовлетворены, то невозможен переход на удовлетворение потребностей из высших слоёв пирамиды. Вторичные нужды являются приобретёнными в процессе социальной жизни человека, их удовлетворение происходит при взаимодействии индивидов в межличностном общении.

Мотивы деятельности

На основании потребностей формируются мотивы субъекта, толкающие его к деятельности. Сложные виды активности могут нести в себе много мотивов. В таких случаях формируется иерархия мотивов, в которой определяют доминирующий (главный) и второстепенные мотивы.

Мотив может формироваться под влиянием одной или нескольких потребностей, которые проходят сквозь призму интересов, убеждений, традиций, установок индивида:

  • Интерес является основной причиной действий. Разные социальные группы могут иметь идентичные потребности, но разные интересы. К примеру, предприниматели и люди искусства: первая группа имеет материальные интересы, а вторая — духовные, потребность у обеих групп общая, но пути её достижения разные. Помимо этого, у каждого человека есть интересы, которые формируются под влиянием окружения, склонностей, уровня развития (люди могут читать книги разных жанров или заниматься разными видами творчества).
  • Традиции — это совокупность обрядов, установок от предыдущих поколений, что проявляется в религии, национальных обрядах, профессиональных и корпоративных особенностях. Иногда люди, следуя традициям, могут ограничить свои базовые потребности. К примеру, солдаты в условиях войны могут ограничить свою потребность в безопасности, потому что профессиональные и национальные традиции требуют защищать свою страну.
  • Убеждения — принципиальные и твёрдые взгляды на события и окружающий мир, которые могут заставить субъекта отказаться от базовых потребностей в пользу того, что он считает правильным (отказ от денег для сохранения достоинства).

Определение цели

Мотивация человека определяет формирование цели и результата. Индивид может создавать внутренний план действий, на основании которого они будут осуществляться в определённом порядке для получения конкретного результата. Когда субъект начинает что-то делать, он держит в сознании образ желаемого результата. То есть, прежде чем создавать что-то в реальности, индивид создаёт это в своём воображении.

Поскольку человеческая деятельность часто бывает сложной, цели также делятся на простые и сложные. Для достижения сложной цели необходимо планировать свою активность, разбить её на шаги, выделить задачи, определить инструменты для действий и возможные пути преодоления преград. Если все задачи во время манипуляций решатся, то цель будет достигнута.

Индивиды могут иметь общие потребности, цели и идти к достижению одинаковых результатов, однако при использовании разных средств и выполнения разных действий содержание деятельности будет очень сильно отличаться.

Интересно знать: Профессии для гуманитариев.

Виды действий

Существуют такие типы социальных действий, выделенных М. Вебером:

  • целерациональные — при таких действиях человек планирует все задачи и средства, продумывает пути преодоления препятствий (подготовка преподавателя к лекции),
  • ценностно-рациональные — такой вид действий основан на моральных принципах, ценностях, убеждениях (решение спасти жизнь другого человека, рискуя своей жизнью),
  • аффективные — спонтанные действия под влиянием сильных эмоциональных состояний (бегство при нападении),
  • традиционные — действия, которые человек совершает по привычке, могут быть выработаны на основании ритуалов или традиций (последовательность действий на свадебной церемонии).

Основой для активных действий человека являются первые два типа действий, которые характеризуются осознанностью цели и творческим характером.

Формы деятельности

Существует две основные формы деятельности субъекта, различные по характеру выполняемых функций:

  • Физический труд — осуществляется при активизации опорно-двигательного аппарата, мышц и всех функциональных систем организма. При такой форме деятельности очень большие энергетические затраты и утомляемость организма.
  • Умственный труд — подразумевает под собой интеллектуальную деятельность для выполнения работы, связанной с обработкой информации. При такой форме активности возрастает напряжение всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Как правило, действия человека включают в себя обе формы активности. Примеров деятельности человека, в которой сочетаются физический и умственный труд, много: действия с целью видоизменения окружающего пространства, выполнение работы по созданию креативных предметов и другие. Рассмотрим более детально: чтобы посадить дерево, необходимо сначала продумать ход действий, достать все необходимые материалы для этого, а потом уже при помощи физических усилий выполнить данное действие.

Виды деятельности

Существует много видов деятельности, в которые человек включается на протяжении своей жизни. Но какие из них называют основными и почему? К ним относятся игра, учение, общение, труд и творчество. Они являются основными, потому что именно в них происходит самое интенсивное и эффективное развитие индивида.

Игра

Это специфический вид человеческой активности, целью которого является не результат, а процесс. Её особенность заключается в том, что все действия происходят в воображаемой ситуации, которая может быстро меняться. Дети используют замещающие предметы, выступающие для них аналогами того, чем взрослые пользуются в реальной жизни.

В игре происходит развитие психических процессов, внимания, социальной активности и получение навыков межличностного общения. Существуют разные виды игр, которые возникают в определённые возрастные периоды при условии нормального развития ребёнка.

Общение

Это один из базовых видов взаимодействия, который характеризуется взаимным обменом эмоциями, мыслями, взглядами. Структурными компонентами общения являются субъект (инициатор общения), цель (то, ради чего происходит общение), содержание (информация, которая передаётся), средства (способы передачи информации, могут использоваться рисунки, аудио, видео, органы чувств) и получатель информации.

Общение является структурным компонентом любой целенаправленной активности, сама же деятельность выступает условием для возникновения общения.

Учение

Целью данного вида деятельности является приобретение субъектом знаний, умений и навыков. Учение может быть специально организованным или спонтанным (получение знаний и опыта при выполнении других действий). А также существует такая форма учения, как самообразование.

Труд

Трудом называют целенаправленную активность индивида, цель которой — получение конкретного результата. Труд невозможен без определённого уровня знаний, навыков и мастерства. Эта целенаправленная активность помогает развивать личность и преобразовывать окружающую среду. Сайт интим досуга проститутки Ярославль Индивидуалки, девушки по вызову ждут звонка

Творчество

Творчеством называют активность человека, которая порождает что-то новое, ранее не существовавшее. Она может быть самостоятельной деятельностью или компонентом другого вида занятий. Это вид деятельности характерный для всех детей. Когда человек взрослеет, он уже имеет определённые способности и таланты, которые развиваются и проявляются в творчестве.

Классификация деятельности

В зависимости от того, на какой результат направлены действия индивида, выделяют:

  • Практическая деятельность — это действия, направленные на создание материальных ценностей и вещей. Она направлена на качественное и количественное преобразование окружающей среды. Примером практической деятельности человека является создание техники, одежды, построение технических конструкций.
  • Духовная — влияние на сознание других людей, создание идей, образов, художественных и научных ценностей. Примерами духовной деятельности являются проведение религиозных обрядов, написание и чтение книг, изучение искусства.

На основании количества субъектов и объектов деятельности выделяют индивидуальную и коллективную деятельность. По влиянию на общественный прогресс принято разделять прогрессивную (развивает общество) и реакционную активность. Также выделяют такие виды деятельности: законная и незаконная, репродуктивная (создание по образцу) и творческая (создание чего-то нового), экстраверсионная (физические действия) и интроверсионная (мышление, фантазия, чувства).

Целенаправленная активность человека принципиально отличается от поведенческой активности животных, поскольку является его способом существования. Поведение животных регулируется инстинктами и является средством приспособления к изменчивым условиям окружающей среды.

Поведение человека является сознательной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира. Примером этого является постановка цели, разработка внутреннего плана действий, предвидение результата этой активности.

Само существование человека является постоянным созданием и развитием, изменением себя и внешнего мира для создания лучших условий жизнедеятельности и удовлетворения своих потребностей. Деятельность человека характеризуется осознанностью, наличием внутреннего плана действий, который впоследствии реализуется при выполнении поставленных задач. Ещё одним важным отличием поведения человека от животного является то, что активность индивида не всегда связана с базовыми мотивами и очень часто может вступать в конфликт с ними.

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5» (ОСН-2013) · Обществознание · ΔE

В начало страницы

Список тем

1, Д1, 2, Д2, Д2, 3, Д3, 5, Д5, Д6, Д6, 7, Д8, Д10, Д10, Д10, Д11, Д13, Д13, Д14, Д15, 17, Д17, Д18, Д19, Д19, Д19, 20, 21, 22, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29

Задания

Задание 1 (тема 1, №3799)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРОЯВЛЕНИЕ
СознательныйВыдвижение целей и предвидение результатов
Изменение окружающего мира и самого себя

Задание Д1 (тема Д1, №3779)

Текст задания

Высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, — это

 

1) гениальность

2) мастерство

3) способности

4) одарённость

Задание 2 (тема 2, №3806)

Текст задания

Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Экологический кризис, угроза новой мировой войны, рост наркомании, распространение СПИДа, глобальная проблема.

Задание Д2.1 (тема Д2, №3780)

Текст задания

Истинным можно считать лишь то знание, которое

 

1) достаточно для успешного ведения дел

2) очевидно и его нельзя представить иначе

3) основано на доверии к авторитету великих учёных

4) соответствует объекту познания

Задание Д2.2 (тема Д2, №3781)

Текст задания

Институт растениеводства внедрил в практику сельскохозяйственных предприятий морозоустойчивые скороспелые сорта растений. Какую функцию науки иллюстрирует данная деятельность института?

 

1) мировоззренческую

2) познавательную

3) производственную

4) прогностическую

Задание 3 (тема 3, №3800)

Текст задания

Ниже приведён перечень характеристик.

Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.

 

1) умозаключение

2) ощущение

3) представление

4) суждение

5) планирование

6) описание

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание Д3 (тема Д3, №3782)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об обществе?

 

А. В самом широком смысле общество — это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле совпадает с понятием «государство».

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 5 (тема 5, №3801)

Текст задания

Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ТИПЫ

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

 

1) народная

2) массовая

3) элитарная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

Задание Д5 (тема Д5, №3783)

Текст задания

Покупка каких товаров является примером рационального поведения потребителя?

 

1) наиболее популярных

2) чаще всего рекламируемых

3) модных и дорогих

4) хорошего качества по доступным ценам

Задание Д6.

1 (тема Д6, №3784)
Текст задания

Доход, получаемый собственником от денежных сбережений, — это

 

1) прибыль

2) банковский процент по вкладу

3) рента

4) акциз

Задание Д6.2 (тема Д6, №3785)

Текст задания

Гражданин С. уплатил налог за принадлежащий ему легковой автомобиль. Объектом налога в данном случае является(-ются)

 

1) доход гражданина С.

2) гражданин С.

3) водительские права

4) легковой автомобиль

Задание 7 (тема 7, №3802)

Текст задания

Найдите в приведённом списке операции центрального банка.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) кредитование банков

2) открытие депозитных вкладов

3) эмиссия денег

4) определение учётной ставки

5) кредитование граждан

6) приём коммунальных платежей

Задание Д8 (тема Д8, №3787)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

 

А. Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы превышают расходы.

Б. К расходам бюджета относится выплата процентов по государственному долгу.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №3786)

Текст задания

На рисунке отражена ситуация на рынке косметических средств: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с

 

1) выходом на рынок новых фирм-производителей

2) повышением уровня и качества жизни населения

3) удорожанием сырья для производства косметических средств

4) увеличением разнообразия косметических средств

Задание Д10.2 (тема Д10, №3788)

Текст задания

Древнегреческий поэт Гесиод призывал: «Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье!». Это высказывание — пример

 

1) нормы морали

2) народной мудрости

3) эстетической нормы

4) правил этикета

Задание Д10.3 (тема Д10, №3789)

Текст задания

Социологическая служба страны Z в 2012 г. проводила опрос совершеннолетних граждан о том, какие профессии они считают престижными и доходными. В таблице приводятся только те профессии, которые назвали более 4% опрошенных.

 

Наименование профессийПрестижные
профессии
(% опрошенных)
Доходные
профессии
(% опрошенных)
Банкир / служащий банка1624
Бизнесмен / предприниматель921
Юрист / нотариус / прокурор / судья2920
Экономист / финансист1511
Врач / фармацевт167

 

 

Какой вывод можно сделать на основе анализа данных этой таблицы?

 

1) Респонденты относят бизнес к наиболее престижной сфере деятельности.

2) Пятая доля респондентов считают юридические профессии самыми доходными.

3) Наиболее престижная в глазах респондентов профессия считается и самой высокодоходной.

4) Респонденты не считают престижной медицинскую деятельность.

Задание Д11 (тема Д11, №3790)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о молодёжи как социальной группе?

 

Молодёжь — это социальная группа, выделяемая по признаку

А. демографическому.

Б. этническому.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13.1 (тема Д13, №3791)

Текст задания

К основным признакам государства относится

 

1) наличие политических партий

2) территория, на которую распространяется власть

3) унитарная форма устройства

4) парламентская форма правления

Задание Д13.2 (тема Д13, №3792)

Текст задания

Проявлением гражданского общества служат(-ит)

 

1) государственные инвестиции в образование

2) создание общественных организаций, защищающих права потребителей

3) введение государством ограничений на рост цен на энергоносители

4) обязательность страхования банковских вкладов граждан

Задание Д14 (тема Д14, №3793)

Текст задания

В государстве Z существует свободная конкуренция различных партий, программ, лидеров в борьбе за голоса избирателей. Какому политическому режиму присуща эта черта?

 

1) тоталитарному

2) авторитарному

3) республиканскому

4) демократическому

Задание Д15 (тема Д15, №3794)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

 

А. СМИ влияют на степень консолидации общества.

Б. СМИ таят в себе угрозу манипулирования общественным сознанием.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 17 (тема 17, №3805)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке элементы правового статуса несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) право самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком и иными доходами

2) право самостоятельно продать доставшуюся по наследству квартиру

3) право вносить вклады в банк от своего имени

4) право быть автором литературного произведения

5) право самостоятельно заключать любые сделки

6) право с 15-летнего возраста быть членом кооператива

Задание Д17 (тема Д17, №3795)

Текст задания

Субъектом законодательной инициативы являются(-ется)

 

1) мэры городов федерального значения

2) депутаты Государственной Думы РФ

3) мировой судья

4) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах

Задание Д18 (тема Д18, №3796)

Текст задания

Участника гражданского процесса, который предъявляет требования, называют

 

1) истцом

2) ответчиком

3) экспертом

4) свидетелем

Задание Д19.

1 (тема Д19, №3797)
Текст задания

Купив земельный участок рядом с посёлком, гражданин Т. решил на участке вырубить лес и построить торговый центр. Какое право жителей посёлка может нарушить решение гражданина Т.?

 

1) на возмещение материального ущерба

2) на информацию

3) на благоприятную окружающую среду

4) на охрану собственности

Задание Д19.2 (тема Д19, №3798)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об отраслях права?

 

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогообложения.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.

3 (тема Д19, №3803)
Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Ещё в начале прошлого века за редким исключением деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. (Б) В 20-е годы в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. (В) Исследования, проведённые в конце XX в., показали, что в двух семьях из трёх всеми материальными средствами распоряжается жена. (Г) Наметившаяся тенденция в целом положительно влияет на развитие общества. (Д) Изменение гендерных стереотипов связано с расширением статусных ролей женщины.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

AБВГД
     

Задание 20 (тема 20, №3804)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) юридическая сила2) власть3) отлагательное вето
4) законопроект5) государство6) форма правления
7) голосование8) политика9) законодательный

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

AБВГДЕ
      

Задание 21 (тема 21, №3807)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Со­вре­мен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная ре­во­лю­ция при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию в пост­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах но­во­го класса, ко­то­рый мы на­зва­ли «классом интеллектуалов». За­пад­ные со­цио­ло­ги об­ра­ти­ли на это вни­ма­ние ещё в конце 50-х годов; причём весь­ма характерно, что за этим про­цес­сом не про­смат­ри­ва­лось в то время ни­ка­ких не­га­тив­ных последствий. Поскольку, со­глас­но рас­хо­же­му мнению, «информация пред­став­ля­ет собой наи­бо­лее де­мо­кра­тич­ный ис­точ­ник власти», боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей при­хо­ди­ло к выводу, что ста­нов­ле­ние не­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го по своей при­ро­де до­ми­ни­ру­ю­ще­го клас­са ведёт к пре­одо­ле­нию клас­со­во­го ха­рак­те­ра общества, де­ла­ет его в пер­спек­ти­ве бесклассовым.

Од­на­ко ре­аль­ные социально-экономические про­цес­сы всё оче­вид­нее про­ти­во­ре­чат по­доб­ным предположениям. С каж­дым новым эта­пом тех­но­ло­ги­че­ской ре­во­лю­ции «класс интеллектуалов» об­ре­та­ет всё боль­шую власть и пе­ре­рас­пре­де­ля­ет в свою поль­зу всё боль­шую часть об­ще­ствен­но­го богатства. В фор­ми­ру­ю­щей­ся новой хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме про­цесс са­мо­воз­рас­та­ния сто­и­мо­сти ин­фор­ма­ци­он­ных благ ока­зы­ва­ет­ся в зна­чи­тель­ной мере ото­рван­ным от ма­те­ри­аль­но­го производства. В ре­зуль­та­те «класс интеллектуалов» ока­зы­ва­ет­ся за­ви­си­мым от всех дру­гих слоёв об­ще­ства в го­раз­до мень­шей степени, чем гос­под­ству­ю­щие клас­сы фе­о­даль­но­го или бур­жу­аз­но­го об­ществ были за­ви­си­мы от де­я­тель­но­сти экс­плу­а­ти­ро­вав­ших­ся ими кре­стьян или пролетариев. Это создаёт пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния на ис­то­ри­че­ской сцене ещё од­но­го класса, объ­еди­ня­ю­ще­го в своих рядах тех, кто не спо­со­бен ак­тив­но участ­во­вать в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном производстве. При­над­ле­жа­щая ему доля в об­ще­ствен­ном бо­гат­стве устой­чи­во сокращается, не остав­ляя воз­мож­но­стей для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и по­пол­не­ния «класса интеллектуалов». Эта со­ци­аль­ная группа, до поры до вре­ме­ни ас­со­ци­и­ро­вав­ша­я­ся с низ­ши­ми сло­я­ми пролетариата, к на­ча­лу 90-х годов об­ре­ла вы­ра­жен­ную клас­со­вую определённость, и не при­ни­мать её во вни­ма­ние при ана­ли­зе про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства невозможно.

 

(B. Л. Иноземцев)

Текст задания

Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

Задание 22 (тема 22, №3808)

Текст для изучения

См. текст в задании №3807 (выше на текущей странице).

Текст задания

Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргумента, которые он приводит в обоснование своей позиции. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «революция».

Задание 23 (тема 23, №3809)

Текст для изучения

См. текст в задании №3807 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.

Задание 24 (тема 24, №3810)

Текст для изучения

См. текст в задании №3807 (выше на текущей странице).

Текст задания

С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Задание Д25 C5 (тема Д25 C5, №3811)

Текст задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правовое государство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о правовом государстве.

Задание 26 (тема 26, №3812)

Текст задания

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работника, закреплённые Трудовым кодексом РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 27 (тема 27, №3813)

Текст задания

Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи.

Задание 28 (тема 28, №3814)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность фирмы в условиях конкуренции». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29 (тема 29, №3815)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Наука не ограничивается накоплением знаний, но стремится всегда к их упорядочению и обобщению в научных гипотезах». (С. Н. Булгаков)

29.2 Экономика: «В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». (К. Рокне)

29.3 Социология, социальная психология: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа». (Г. Фрейтаг)

29.4 Политология: «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живёт, вступают в действие принятые законы». (К. Ясперс)

29.5 Правоведение: «Право — это искусство добра и справедливости». (Изречение римского права)

Изменить свое окружение или изменить себя?

После мероприятия TRG Talk: Talent Management один из наших участников поднял вопрос о влиянии рабочей среды на нас, спросив, должны ли мы изменить окружающую среду или попытаться адаптироваться, изменив себя.

Эта увлекательная идея привела к еще одному выступлению TRG на эту конкретную тему. Посмотрите некоторые из наших фотографий с мероприятия прямо под этой статьей!

В разговоре мы сосредоточились на людях/сотрудниках как на основных факторах, формирующих среду на рабочем месте. Это то, как люди взаимодействуют, общаются и доверяют, что приводит к положительному или отрицательному влиянию на окружающую среду.

Подробнее: Часто упускаемый из виду аспект цифровой трансформации Изменения культуры

Лучше ли работать в среде с такими же людьми, как вы?

Несомненно, сотрудники являются самым ценным активом любой организации. Ежедневно мы контактируем с несколькими разными сотрудниками. Следовательно, чем более мы совместимы с другими людьми, тем счастливее мы можем быть.

Джим Рон однажды сказал: «Вы — это среднее из пяти человек, с которыми вы проводите больше всего времени». Это напоминает нам, что наше окружение важно, и люди, с которыми мы общаемся, играют решающую роль. В результате мы склонны общаться с людьми, которые нам нравятся, у которых можно учиться, и с теми, кто может мотивировать и воодушевлять нас.

Тот же принцип применим и на рабочем месте, особенно если у вас разнообразный персонал. Инклюзивность и разнообразие рабочей силы приносят множество преимуществ. Сотрудники могут чувствовать себя менее изолированными, поскольку есть кто-то, с кем они чувствуют себя совместимыми. Чем лучше мы согласовываемся с окружающими, тем легче нам приспосабливаться и приспосабливаться.

Разнообразие рабочей силы дает каждому сотруднику справедливую возможность внести свой вклад в нечто уникальное. Важно иметь общую цель, цель, к которой нужно стремиться.

Подробнее: Содействие разнообразию и инклюзивности с помощью программ стажировок в TRG

Все дело в состоянии ума

В своем выступлении я упомянул об исследовании школьной системы, в котором учащиеся были разделены на две группы, а учителя сказали, что одна группа умнее другой.

«Более умная» группа оказалась более успешной в жизни, что было очевидно. Однако ключевым моментом этого исследования было то, что учителя не знали, что ученики в двух группах были выбраны случайным образом. Таким образом, они в конечном итоге относились к двум группам по-разному. Это исследование доказало, какое влияние окружающая среда может оказывать на людей.

Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники научились адаптироваться к рабочей среде.

Подробнее: Уверенно принимайте решения о найме с помощью решений для подбора работы

А как насчет организации? Организация, в которой вы работаете, может иметь хорошие ценности и хорошую культуру, но она может не соответствовать сотрудникам и тому, что они делают. Процесс изменения и адаптации не должен происходить с одной стороны. Работодатели тоже должны меняться, чтобы соответствовать своим сотрудникам.

Организациям необходимо принять установку на рост, чтобы постоянно вдохновлять и поощрять как руководителей, так и сотрудников к изучению новых навыков.

Фиксированное мышление может помешать успеху, в то время как мышление роста может стимулировать развитие и инновации в людях.

Тем не менее, людям нужно время, чтобы измениться.

Подрывная трансформация — это новая норма. Состояние современного мира не только изменчиво, но и очень изменчиво и непредсказуемо, что постоянно нарушает то, как мы работаем и ежедневно общаемся. Мы должны уметь адаптироваться. Нам нужно быть рядом с людьми, которые бросают нам вызов, вдохновляют нас и у которых мы можем учиться.

Один человек не может изменить негативное окружение, но вместе мы можем – все дело в состоянии души. Невозможно изменить окружающую среду самостоятельно, но мы можем сделать это вместе!

В общем, речь идет об изменении окружающей среды И себя.

Подробнее: Страх перемен – зачем вообще беспокоиться об изменениях?

Как улучшить себя, чтобы добиться успеха?

Посещаемость

Всегда приходить вовремя, независимо от случая.

Согласованность

Продолжайте делать то, что вы делаете. Это может быть так же просто, как приходить на работу вовремя каждый день.

Хорошее отношение

Всегда сохраняйте хорошее отношение. Если вы окружите себя позитивными мыслями и хорошим отношением, вы:

1) станете счастливее в целом, и

2) людям будет хорошо рядом с вами, работать с вами и разговаривать с вами.

Подробнее: Эмоциональный интеллект для лидеров

Приверженность

Оставайтесь верными. Рим не был построен за один день, как и ваши цели. Небольшие, но последовательные добрые дела со временем принесут вам большую пользу.

Например, пятиминутные занятия йогой каждый день намного лучше (и более управляемы) для поддержания режима, чем непрерывные упражнения в течение одного часа в неделю.

Подробнее: 4 секретных элемента сохранения мотивации во время кризиса

Вера и горячее желание – вера в себя и в то, что вы делаете

Крайне важно верить в себя и в то, что вы делаете. Если ты не веришь в себя, никто не поверит.

Готовность платить цену

Достижение ваших целей может потребовать некоторых жертв, но если вы привержены делу, оно того стоит.

Честность — делай, что говоришь, и говори, что делаешь

Доверие и уважение людей — ключ к успеху. Убедитесь, что люди могут доверять вам, делая то, что вы обещали, будьте там, где обещали, придерживайтесь хороших моральных принципов и будьте прозрачными.

Никто не любит меняться, потому что это приносит дискомфорт и нарушает наш распорядок дня. Тем не менее, изменения могут быть хорошими. Повышение уровня лидерских качеств начинается с изменения привычек, что требует огромных усилий и долгого извилистого пути.

Если вы ищете вдохновения для разработки новой рутины, чтобы пережить продолжающуюся пандемию, начните с этой книги — «Привычки успеха: что ведущие предприниматели обычно делают в бизнесе и в жизни», сборника эффективных, но коротких, и легко усваиваемые истории, которые позволяют нам исследовать повседневную жизнь ведущих руководителей компаний.

Книга позволяет исследовать различные точки зрения на тему привычек. Есть история для вас, для меня, для всех, кто ищет что-то новое.

Вот секрет, я написал об истории, которая привела меня к семи шагам к успеху выше в этой книге. Не забудьте проверить это, отметьте меня в LinkedIn, Twitter или Facebook и дайте мне знать, что вы думаете.

О книге «Привычки к успеху»

«Привычки к успеху: что ведущие предприниматели обычно делают в бизнесе и в жизни» – это антология, в которой собрана мудрость более сорока выдающихся лидеров, генеральных директоров, коучей и тех, кто меняет мир. Вы с множеством восприятий ежедневных привычек и различных методов планирования, принятия привычек и процветания.

Книга «Привычки к успеху: что ведущие предприниматели обычно делают в бизнесе и в жизни» доступна на Amazon в формате Kindle. Отрывок из книги также доступен для скачивания на нашей странице. Получите свою копию сегодня!

Измените свое окружение, измените себя

(Примечание редактора: один из самых распространенных врагов качественных когнитивных упражнений — это «ментальный автопилот». Недавно я наткнулся на прекрасную новую книгу под названием «Тренер по ежедневному трейдингу»: 101 урок для того, чтобы стать собственным торговым психологом эксперта по эффективности торговли доктора Бретта Стинбаргера, который прямо призывает к решению проблемы «психического автопилота» в своем Уроке 4. Даже для тех из нас, кто не является трейдером, совет доктора Стинбаргера дает превосходные руководство для максимальной когнитивной деятельности. Доктор Стинбаргер любезно разрешил нам поделиться с вами Уроком 4: Измени свое окружение, измени себя. Наслаждайся!).

Люди приспосабливаются к окружающей среде. Мы используем ряд навыков и личностных качеств, чтобы соответствовать различным условиям. Вот почему мы можем вести себя так в социальной среде, а на работе казаться совершенно другим человеком. Одна из непреходящих привлекательностей путешествий заключается в том, что они выводят нас из родной среды и заставляют приспосабливаться к новым людям, новым культурам и новым образам жизни. Когда мы адаптируемся, мы открываем новые грани самих себя . Как мы вскоре увидим, несоответствие — мать всех изменений: когда мы находимся в одной и той же среде, мы склонны опираться на одни и те же, рутинные способы мышления и поведения.

Несколько месяцев назад у меня случился приступ острого аппендицита, когда я остановился в отеле аэропорта Ла-Гуардия в ожидании обратного рейса в Чикаго. Когда я пошел в ближайшее отделение неотложной помощи в больнице Элмхерст за пределами Джексон-Хайтс, Квинс, я обнаружил, что я, похоже, единственный носитель английского языка в море людей, ожидающих медицинской помощи. После некоторых трудностей с привлечением внимания меня положили в больницу, и я провел следующие несколько дней выздоровления, прокладывая себе путь среди пациентов и персонала всех мыслимых национальностей. К концу опыта я чувствовал себя там как дома. С тех пор я останавливаюсь в том же отеле в аэропорту и регулярно посещаю близлежащие районы — районы, в которые я никогда бы даже в самых смелых мечтах не отважился попасть раньше. Приспосабливаясь к этой среде, я обнаружил скрытые сильные стороны. Я также преодолела немало скрытых предубеждений и страхов.

Величайший враг перемен — рутина . Когда мы впадаем в рутину и действуем на автопилоте, мы больше не полностью и активно не осознаем, что мы делаем и почему. Вот почему одни из самых благоприятных для личностного роста ситуаций — те, которые возникают в новой среде, — это те, которые заставляют нас выйти из рутины и активно решать незнакомые задачи.

В привычных условиях и привычных условиях мы действуем на автопилоте. Ничего не меняется.

Когда вы выступаете в качестве своего собственного тренера по трейдингу, ваша задача состоит в том, чтобы оставаться в полном сознании, осознавая риски и возможности . Одной из самых больших угроз для вас будет режим автопилота, в котором вы действуете не задумываясь, не полностью осознавая свою ситуацию. Если вы меняете свою торговую среду, вы заставляете себя адаптироваться к новым ситуациям: вы нарушаете рутину. Если ваше окружение всегда одно и то же, вы обнаружите, что тяготеете к одним и тем же мыслям, чувствам и поведению. Мы погрязли в повторяющихся моделях мышления и поведения, потому что мы погрязли в рутине: одни и те же эмоциональные и физические условия. Действительно, мы повторяем одни и те же паттерны — к лучшему или к худшему — именно потому, что эти паттерны являются адаптацией к нашим текущим условиям.

Итак, как мы можем изменить нашу торговую среду? Ключ в том, чтобы признать, что наши физические параметры являются лишь частью нашего окружения. Вот несколько отвлекающих от рутины действий, которые могут предупредить нас о рисках и возможностях:

1. Ищите различные точки зрения . Разговоры с трейдерами, которые торгуют не так, как вы — с другими временными рамками, рынками или стилями, — часто могут помочь укрепить ваши взгляды или подвергнуть их сомнению. Точно так же чтение материалов со свежей точки зрения представляет ваши идеи в ином свете и заставляет вас подвергать сомнению свои предположения. Я оставался относительно оптимистичным в отношении долгосрочной картины фондового рынка до последнего квартала 2007 года. Только когда я заставил себя читать обоснованные взгляды, которые расходились с моими собственными, и консультационные данные, которые не соответствовали моей концепции, я изменил свои взгляды и избежать значительных потерь.

2. Изучите общую картину. Легко потеряться в краткосрочной картине рынка; как он торгуется в эту минуту, в тот день. Я считаю важным периодически уменьшать масштаб до долгосрочных графиков и помещать текущее действие в контекст. Действительно, некоторые из лучших торговых идей начинаются с общей картины, а затем переходят к краткосрочной реализации. Я особенно нахожу, что это имеет место, когда я смотрю на долгосрочные уровни поддержки/сопротивления, торговые диапазоны и области значений профиля рынка. Часто смещение моего поля зрения помогает мне избежать неосведомленной, реактивной торговли, основанной на последних нескольких тиках рынка. Если на рынке что-то кажется очевидным, измените временные рамки и создайте совершенно новую перспективу. То, что кажется очевидным с одной точки зрения, может быть совершенно неверным с другой.

3. Изучите связанные виды . Иногда действие отдельной акции или сектора проливает свет на то, что происходит на рынке в целом; один валютный кросс прорвется раньше других. Наблюдаем ли мы широкое ралли фиксированного дохода, или кривая доходности становится более крутой или выравнивается? Просмотр инструментов и классов активов помогает нам не зацикливаться на способах мышления. Я обнаружил, что отслеживаю секторные ETF в течение торгового дня, чтобы увидеть, движутся ли акции в одном направлении (в тренде) или идут разными путями в пределах диапазона. Если я вижу, как трейдеры облигациями бегут в безопасное место или берут на себя риск, я могу предвидеть продажу или покупку акций. Видение всего финансового игрового поля помогает нам не привязываться к предвзятым идеям.

4. Сделайте перерыв. Точно так же, как мы берем отпуск, чтобы вернуться к работе обновленными, перерыв от экрана может помочь нам получить свежие взгляды на рынок. Легко сосредоточиться на том, что является наиболее драматичным и заметным на рынке. Отодвиньте и очистите голову, чтобы помочь вам увидеть то, что не очевидно, а затем получить прибыль к тому времени, когда это узнают другие. Я нахожу перерывы особенно полезными после убыточных сделок, поскольку они позволяют нам задуматься о потерях и о том, что из них можно извлечь.

Если ваша среда комфортна, она, вероятно, не способствует изменениям.

Короче говоря, нам больше всего нужно изменить умственную рутину — умственную среду, чтобы сломать нежелательные и невыгодные модели мышления и поведения . Когда вы сами себе тренер по трейдингу, вы учитесь думать, а также думать о своем мышлении. Каждый день по-новому смотрите на себя и рынки, чтобы вдохновлять на новые идеи, бросать вызов устаревшим и использовать источники энергии и вдохновения, которые в противном случае оставались бы скрытыми в рутине. Как и в случае с моим приключением в Квинсе, вы можете обнаружить, что самые экзотические изменения выявляют ваши лучшие приспособления.

C O A C H I N G  C U E:

Во многих случаях именно взгляды рынка, которые мы больше всего презираем, требуют серьезного отношения, потому что на каком-то уровне мы находим их угрожающими. Ищите комментарии тех, с кем вы больше всего не согласны, и спросите себя, что бы вы увидели на рынках, если бы эти комментарии оказались правильными. Если вы быстро отказываетесь от представления о рынке, взгляните на него еще раз. Вам не нужно было бы так защищаться, если бы вы не чувствовали что-то правдоподобное — и опасное — во взглядах, которые вы отвергаете.

– Бретт Стинбаргер, доктор философии. — клинический адъюнкт-профессор психиатрии и поведенческих наук Медицинского университета штата Нью-Йорк в Сиракузах, автор книг «Психология трейдинга» (Wiley, 2003) и «Повышение эффективности трейдера» (Wiley, 2006).