Элементы и функции политической системы
9.06.2020
Политическая система состоит из подсистем, которые непосредственно связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. У разных исследователей количество подсистем (элементов) неодинаково. Однако если в качестве основания для их определения взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то можно выделить институциональную, нормативную, функциональную, культурную и коммуникативную подсистемы (рис. 7.1).
Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними. Все это в совокупности образует политическую организацию общества. Центральное место в данной подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни.
Нормативная подсистема состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей, традиций, обычаев. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.
Функциональная подсистема включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого — обеспечение функционирования, преобразования и зашиты механизма осуществления власти в обществе.
Коммуникативная подсистема содержит все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.
Функции политической системы
В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Те же действия, которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, называют дисфункциями.
Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена американскими исследователями Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».
Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется через функцию политической
Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования, т.е. подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может стимулировать формирование «критической массы», способной привести к дезинтеграции и распаду общества.
Политическая система в состоянии эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней (экономической, природной и т.д.) среды. Данную функцию называют
Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной {распределительной) функции.
Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы составляют содержание ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.
Ключевые слова: Политические системы
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. — 495 с.
Материалы по теме |
---|
Особенности политической системы России Исаев Б. , Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —… |
Соотношение понятий «политическая система» и «политический режим» Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —… |
Понятие политической системы и ее механизм Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных… |
Структура и функции политических систем Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). — М.: Юридический институт МИИТа, 2009. — 302 с…. |
Типы политических систем Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). — М.: Юридический институт МИИТа, 2009. — 302 с…. |
Структура политической системы Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256… |
Основные типологии политических систем Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для… |
Интеграционная типологизация политических систем Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для… |
20. Характеристика институциональной подсистемы политической системы общества.
ПСО представляет собой разветвленную систему различных
политических институтов,
социально-политических общностей,
форм, норм и принципов взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть.
Важнейшим признаком ПСО является то, что ПСО – совокупность подсистем. Основные подсистемы, входящие в ПСО – идеологическая, коммуникативная, нормативная, институциональная.
Политическая власть, в отличие от других видов власти, является институционализированной, т.е. ее носителями выступают различные социальные политические институты.
Поэтому институциональная система занимает особое место в политической системе, так что даже некоторые исследователи, сторонники институционального подхода, ограничивают ею понятие ПСО, определяя его как совокупность гос. и негос. институтов, оказывающих воздействие на политику (как в ТГП).
Институциональная подсистема включает в себя все политические институты, относящиеся к данной политической системе, выражающие интересы определенных социальных групп и выполняющие различные политические функции, а также ряд неполитических социальных институтов, в процессе государственного управления не участвующих, но оказывающих существенное влияние на политику. Центральным элементом институциональной подсистемы государство. Важнейшей характеристикой государства как главного института ПСО является его суверенность по отношению к другим институтам: власть государства распространяется на всех, находящихся на данной территории, решения государства обязательны к исполнению гражданами и их группами. Государство само определяет порядок организации и деятельности других политических институтов, важнейшими из которых являются партии и общественно-политического движения. Среди неполитических институтов, входящих в ПСО, следует отметить СМИ, церковь, политическое лобби. Важно, что зрелость институциональной подсистемы в частности и политической системы в целом определяется степенью дифференциации ролей и функций политических институтов (например, в средневековой монархии верховным судьей, законодателем, исполнителем своих решений был король. В современном демократическом государстве существует множество институтов, обеспечивающих наибольшее удовлетворение интересов, в т.ч. в сфере политики, всех членов общества).
Институциональная подсистема в составе ПСО может также называться ПОО. ПОО – термин, которое использовалось в советской политической науке вместо ПСО.
В самом общем виде назначением политической системы, как элемента сложноорганизованной системы – общества, является упорядочение и обеспечение планомерного социального развития.
Социальное назначение ПСО проявляется в ее функциях:
Определение целей, задач и путей общественного развития. Для этого ПСО должна осуществлять функцию реагирования – адекватно внимать информации в виде требований и поддержки, поступающей извне, анализировать эту информацию и в соответствие с ней проводить эффективную и результативную политику.
Организация деятельности индивидов и социальных групп на достижение определенных целей, выполнение каких-либо задач.
Нормотворчество. С помощью политических и правовых норм, создаваемых политической системой, регулируется деятельность всех институтов, входящих в политическую систему и не входящих в нее, регламентируется поведение граждан. Обязательность соблюдения этих норм обеспечивается исполнительной и судебной властью.
Распределение материальных и духовных ценностей в соответствие с интересами и положением различных социальных групп, государственных организаций и учреждений. Таким образом, осуществляя важнейшую функцию распределения ресурсов (по Истону), ПСО и сама черпает ресурсы из внешней среды с целью собственного сохранения (по Алмонду).
Гармонизация, согласование интересов государственных образований, социальных общностей и индивидов.
Политическая социализация личности – также функция, направленная на сохранение и адаптацию системы в условиях изменяющейся реальности.
Духовно-идеологическая деятельность, направленная на формирование политического сознания граждан или манипулирование ими.
Обеспечение безопасности граждан, общества и государства.
23. Политические партии и их роль в политической жизни.
Существует несколько подходов к определению понятия «п.п.»:
нормативный, основан на законодательном закреплении понятия политической партии как общ-й орг-й, созданной в целях участия граждан в пол. жизни об-ва посредством форм-я и выр-я их пол. воли, уч-я в пол. акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления их интересов в орг. гос. вл. и м/с (ФЗ «О п.п.», 2001 г.).
психологический подход, который делает акцент на том, что п.п. – это добровольное объединение в людей (в то время как, например, правовое состояние принадлежности к гражданству к.-л. страны не зависит от воли человека),
политологический, рассматривающий партию как добровольный союз единомышленников, связанных идеологической общностью, стремящихся к овладению пол. властью либо к участию в государственном управлении.
Пол. партия обладает рядом признаков, существенных с точки зрения их места и роли в ПСО:
вслед за Лениным (партия – авангард пролетариата и авангард революции): п.п. – передовая часть класса, высшая форма организации класса,
партия ведет идейную и политическую борьбу за гос. власть,
членство в партии добровольное,
партия обладает уставом и программой (что отличает ее, скажем, от политического общественного движения, обладающего уставом),
материальная база партии формируется за счет членских взносов.
Структура п.п. включает в себя лидера партии, партийный аппарат, рядовых членов партии, которые могут принимать активное или пассивное участие в партийных делах.
Партии возникают на определенном этапе общественно-пол. развития. Появление партий обусловлено тем, что:
организационное развитие отдельных социальных групп достигло такого уровня, когда у членов группы возникло желание устроить всю общественную жизнь в соответствие со своими интересами,
у социальной группы возникла потребность в организации политического толка, выражающей ее интересы,
появляются условия для распространения всеобщего избирательного права.
Возникновение партий является свидетельством институционализации пол. сферы жизни общества. Наличие таких институтов как партии помогает избежать социальных потрясений при изменении баланса социально-политических сил, что невозможно при стихийных формах общественно-политической активности.
Роль партий в политической жизни выражается в системе функций политической партии:
артикуляция и агрегация интересов различных социальных групп,
формулирование политических целей,
политическое представительство, участие в деятельности высших органов гос. власти.
рекрутирование политической элиты,
выдвижение политических лидеров,
политическая социализация личности,
легитимация власти,
защита ПиС граждан, сдерживание превращения гос. власти в деспотию.
В целом политические партии выполняют интегрирующую функцию в отношении различных институтов ПСО, различных ветвей власти, местных и центральных гос. органов власти.
Имеют ли значение политика и гражданское общество? Майкл Бернхард, Аллен Хикен, Кристофер М. Ринок, Стаффан И. Линдберг :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
35 страниц Опубликовано: 4 июня 2015 г. Последняя редакция: 24 мая 2016 г.
Просмотреть все статьи Майкла Бернхарда
Университет Флориды
Мичиганский университет в Анн-Арборе – Факультет политических наук
Университет штата Флорида – Факультет политологии
Университет Гётеборга – Институт разновидностей демократии; Университет Гётеборга – Факультет политических наук
Дата написания: 1 апреля 2015 г.
Реферат
Как две центральные институциональные подсистемы демократии – партийные системы и гражданское общество – влияют на устойчивость демократических режимов? Несмотря на способность каждого из этих институтов обеспечивать источники уравновешивающей силы, которые делают политиков подотчетными и, следовательно, отзывчивыми, дистрибутивистские описания демократического краха дают мало информации о том, как такие институты могут побуждать партии к достижению компромисса. Мы утверждаем, что эти институты создают реальную угрозу антисистемной деятельности, которая в противном случае угрожала бы демократическому компромиссу. Мы проверяем наши аргументы новыми доступными данными проекта «Разновидности демократии» (V-Dem), анализируя все эпизоды краха демократии с 19 века.00-2001. Используя оценку истории событий разделения населения, мы находим доказательства того, что эти институты не только предвосхищают время распада переходных демократий, но также и то, что сильная партийная система имеет решающее значение для постановки демократических режимов на путь консолидации.
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Бернхард, Майкл и Хикен, Аллен и Ринок, Кристофер М. и Линдберг, Стаффан И., Институциональные подсистемы и выживание демократии: имеют ли значение политическое и гражданское общество? (1 апреля 2015 г.). Рабочий документ V-Dem 2015:4, доступен на SSRN: https://ssrn. com/abstract=2613824 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2613824
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Похожие электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, звоните по телефону 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясу США с понедельника по пятницу.
Социальная система Парсона
Социальная система Парсона Социальная система Парсона (структурные функционалисты)Талкотт Парсонс попытался разработать и усовершенствовать общую аналитическую модель подходит для анализа всех типов коллективов. В отличие от марксистов, который сосредоточился на возникновении радикальных изменений, Парсонс исследовал, почему общества стабильны и функционируют. Его модель AGIL , которая представляет собой четыре основные функции, которые должны выполнять все социальные системы, если они хотят сопротивляться. Это была одна из первых теорий открытых систем организаций.
Адаптация: проблема приобретения достаточных ресурсов.
Достижение цели: проблема постановки и реализации целей
Интеграция: проблема поддержания солидарности или координации между субъединицы системы.
Задержка: проблема создания, хранения и передачи отличительная культура и ценности системы
Он применил эту модель к социально-психологическим, структурным и экологическим уровни. С точки зрения более крупного общества организационный тип, который служил каждая функция (плюс несколько примеров):
Адаптация — Организации, ориентированные на экономическое производство — Коммерческие фирмы
Достижение цели — Организации, ориентированные на политические цели — Государственные учреждения, банки
Интеграция — Интеграционные организации — Суды, политические партии, общественный контроль агентства
Латентность — организация по поддержанию модели — музеи, образовательные организации, религиозные организации.
То, что является целью для конкретной организации, является функцией для более крупной общество. Организация может ожидать получения ресурсов и одобрения на основе о важности его функции в обществе. Эта система целей/функций также могут быть воспроизведены на формальном организационном уровне путем проверки субъединиц. Хотя он и не настаивает на создании конкретных подразделений, он подразумевает, что они будут формироваться на основе этих четырех дивизий, потому что различные функциональные потребности несколько противоречат друг другу.
Например, в неформальных группах присущая напряженность может создать потребность в «руководитель задачи», ведущий к цели, и «социально-эмоциональный лидер», чтобы справляться с напряженностью и мотивировать людей.
Парсонс далее выделяет свою типологию AGIL. он описывает четыре типа решений:
Политические решения — решение, какие цели преследовать и как они будут быть достигнуто (Gg подсектор)
Распределительные решения — распределение ресурсов и обязанностей среди персонала (подсектор Ga)
Координационные решения — как персонал будет мотивирован и вклад координируется (подсектор Gi)
Вспомогательные ценности — ценности, которые служат легитимации и авторизации права принятия решений в системе (подсектор Gl). (Все вышеизложенное от Скотта, стр. 70-71)
Каждый из других секторов в AGIL также дифференцирован.
Парсонс указывает, что организации отличаются от других социальных системы своей направленностью на достижение определенной цели.
Что еще более важно для более поздних исследователей, Парсонс различает три основных уровни организационной структуры: Внизу техническая система , где производится реальный продукт (рабочие, учителя в классах, ученые в лабораториях и др.). Над этим находится система управления , которая быть посредником между организацией и рабочей средой и администрировать внутренние дела. Наверху находится институциональная система , чья Функция состоит в том, чтобы связать организацию с большим обществом.
Несмотря на то, что система Парсона всеобъемлюща, ясна и применима во многих уровнях, у него много проблем. Трудно ввести в действие его AGIL переменные и подсекторы. На самом деле это скорее концептуальная основа чем применимая теория с проверяемыми предложениями.
Leave A Comment