Элементы и функции политической системы

9.06.2020

Политическая система состоит из подсистем, которые непосредственно связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. У разных исследователей количество подсистем (элементов) неодинаково. Однако если в качестве основания для их определения взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то можно выделить институциональную, нормативную, функциональную, культурную и коммуникативную подсистемы (рис. 7.1).


Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними. Все это в совокупности образует политическую организацию общества. Центральное место в данной подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни.

Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Очень велико влияние на государственную власть и политических партий, групп интересов. Особую роль играют церковь и средства массовой информации, способные существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него — оказывать давление на правительство, на политических лидеров.

Нормативная подсистема состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей, традиций, обычаев. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого — обеспечение функционирования, преобразования и зашиты механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема содержит все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

Функции политической системы

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Те же действия, которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, называют дисфункциями.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена американскими исследователями Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется через функцию политической

социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живет. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается тогда, когда ее функционирование основано на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов, идеалов и представлений, признаваемых большинством населения страны, несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них — отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации, ориентация на личный успех, уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, полагаясь только на свои способности и усердие, и т.д.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования, т.е. подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может стимулировать формирование «критической массы», способной привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система в состоянии эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней (экономической, природной и т.д.) среды. Данную функцию называют

экстракционной.

Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной {распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы составляют содержание ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Ключевые слова: Политические системы

Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. — 495 с.

Материалы по теме

Особенности политической системы России

Исаев Б. , Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —…

Соотношение понятий «политическая система» и «политический режим»

Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —…

Понятие политической системы и ее механизм

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных…

Структура и функции политических систем

Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). — М.: Юридический институт МИИТа, 2009. — 302 с….

Типы политических систем

Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). — М.: Юридический институт МИИТа, 2009. — 302 с….

Структура политической системы

Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256…

Основные типологии политических систем

Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для…

Интеграционная типологизация политических систем

Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для…

20. Характеристика институциональной подсистемы политической системы общества.

ПСО представляет собой разветвленную систему различных

  • политических институтов,

  • социально-политических общностей,

  • форм, норм и принципов взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть.

Важнейшим признаком ПСО является то, что ПСО – совокупность подсистем. Основные подсистемы, входящие в ПСО – идеологическая, коммуникативная, нормативная, институциональная.

Все они основаны на политической культуре, являющейся частью общей культуры общества.

Политическая власть, в отличие от других видов власти, является институционализированной, т.е. ее носителями выступают различные социальные политические институты.

Поэтому институциональная система занимает особое место в политической системе, так что даже некоторые исследователи, сторонники институционального подхода, ограничивают ею понятие ПСО, определяя его как совокупность гос. и негос. институтов, оказывающих воздействие на политику (как в ТГП).

Институциональная подсистема включает в себя все политические институты, относящиеся к данной политической системе, выражающие интересы определенных социальных групп и выполняющие различные политические функции, а также ряд неполитических социальных институтов, в процессе государственного управления не участвующих, но оказывающих существенное влияние на политику. Центральным элементом институциональной подсистемы государство. Важнейшей характеристикой государства как главного института ПСО является его суверенность по отношению к другим институтам: власть государства распространяется на всех, находящихся на данной территории, решения государства обязательны к исполнению гражданами и их группами. Государство само определяет порядок организации и деятельности других политических институтов, важнейшими из которых являются партии и общественно-политического движения. Среди неполитических институтов, входящих в ПСО, следует отметить СМИ, церковь, политическое лобби. Важно, что зрелость институциональной подсистемы в частности и политической системы в целом определяется степенью дифференциации ролей и функций политических институтов (например, в средневековой монархии верховным судьей, законодателем, исполнителем своих решений был король. В современном демократическом государстве существует множество институтов, обеспечивающих наибольшее удовлетворение интересов, в т.ч. в сфере политики, всех членов общества).

Институциональная подсистема в составе ПСО может также называться ПОО. ПОО – термин, которое использовалось в советской политической науке вместо ПСО.

В самом общем виде назначением политической системы, как элемента сложноорганизованной системы – общества, является упорядочение и обеспечение планомерного социального развития.

Социальное назначение ПСО проявляется в ее функциях:

  1. Определение целей, задач и путей общественного развития. Для этого ПСО должна осуществлять функцию реагирования – адекватно внимать информации в виде требований и поддержки, поступающей извне, анализировать эту информацию и в соответствие с ней проводить эффективную и результативную политику.

  2. Организация деятельности индивидов и социальных групп на достижение определенных целей, выполнение каких-либо задач.

  3. Нормотворчество. С помощью политических и правовых норм, создаваемых политической системой, регулируется деятельность всех институтов, входящих в политическую систему и не входящих в нее, регламентируется поведение граждан. Обязательность соблюдения этих норм обеспечивается исполнительной и судебной властью.

  4. Распределение материальных и духовных ценностей в соответствие с интересами и положением различных социальных групп, государственных организаций и учреждений. Таким образом, осуществляя важнейшую функцию распределения ресурсов (по Истону), ПСО и сама черпает ресурсы из внешней среды с целью собственного сохранения (по Алмонду).

  5. Гармонизация, согласование интересов государственных образований, социальных общностей и индивидов.

  6. Политическая социализация личности – также функция, направленная на сохранение и адаптацию системы в условиях изменяющейся реальности.

  7. Духовно-идеологическая деятельность, направленная на формирование политического сознания граждан или манипулирование ими.

  8. Обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

23. Политические партии и их роль в политической жизни.

Существует несколько подходов к определению понятия «п.п.»:

  • нормативный, основан на законодательном закреплении понятия политической партии как общ-й орг-й, созданной в целях участия граждан в пол. жизни об-ва посредством форм-я и выр-я их пол. воли, уч-я в пол. акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления их интересов в орг. гос. вл. и м/с (ФЗ «О п.п.», 2001 г.).

  • психологический подход, который делает акцент на том, что п.п. – это добровольное объединение в людей (в то время как, например, правовое состояние принадлежности к гражданству к.-л. страны не зависит от воли человека),

  • политологический, рассматривающий партию как добровольный союз единомышленников, связанных идеологической общностью, стремящихся к овладению пол. властью либо к участию в государственном управлении.

Пол. партия обладает рядом признаков, существенных с точки зрения их места и роли в ПСО:

  • вслед за Лениным (партия – авангард пролетариата и авангард революции): п.п. – передовая часть класса, высшая форма организации класса,

  • партия ведет идейную и политическую борьбу за гос. власть,

  • членство в партии добровольное,

  • партия обладает уставом и программой (что отличает ее, скажем, от политического общественного движения, обладающего уставом),

  • материальная база партии формируется за счет членских взносов.

Структура п.п. включает в себя лидера партии, партийный аппарат, рядовых членов партии, которые могут принимать активное или пассивное участие в партийных делах.

Партии возникают на определенном этапе общественно-пол. развития. Появление партий обусловлено тем, что:

  • организационное развитие отдельных социальных групп достигло такого уровня, когда у членов группы возникло желание устроить всю общественную жизнь в соответствие со своими интересами,

  • у социальной группы возникла потребность в организации политического толка, выражающей ее интересы,

  • появляются условия для распространения всеобщего избирательного права.

Возникновение партий является свидетельством институционализации пол. сферы жизни общества. Наличие таких институтов как партии помогает избежать социальных потрясений при изменении баланса социально-политических сил, что невозможно при стихийных формах общественно-политической активности.

Роль партий в политической жизни выражается в системе функций политической партии:

  • артикуляция и агрегация интересов различных социальных групп,

  • формулирование политических целей,

  • политическое представительство, участие в деятельности высших органов гос. власти.

  • рекрутирование политической элиты,

  • выдвижение политических лидеров,

  • политическая социализация личности,

  • легитимация власти,

  • защита ПиС граждан, сдерживание превращения гос. власти в деспотию.

В целом политические партии выполняют интегрирующую функцию в отношении различных институтов ПСО, различных ветвей власти, местных и центральных гос. органов власти.

Имеют ли значение политика и гражданское общество? Майкл Бернхард, Аллен Хикен, Кристофер М. Ринок, Стаффан И. Линдберг :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: