Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)
1. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
(ТРУД, ИГРА, УЧЕНИЕ)
ПЛАН
1.
А)
Б)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ПОНЯТИЕ
СТРУКТУРА:
ОБЪЕКТ
СУБЪЕКТ
МОТИВ
ЦЕЛЬ
СРЕДСТВА
ПРОЦЕСС (ДЕЙСТВИЯ)
РЕЗУЛЬТАТ
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ
ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ:
• ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ
• ЦЕННОСТНО- РАЦИОНАЛЬНЫЕ
• АФФЕКТИВНЫЕ
• ТРАДИЦИОННЫЕ
3. СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С
ПОВЕДЕНИЕМ ЖИВОТНОГО
4.
ЧЕРТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ,
ПРОДУКТИВНЫЙ,
ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ,
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР
5. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
А)
ПО
СУБЪЕКТУ:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ,
КОЛЛЕКТИВНАЯ
Б) ПО ХАРАКТЕРУ: РЕПРОДУКТИВНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ
В) ПО СООТВЕТСТВИЮ ПРАВОВЫМ НОРМАМ:
ЗАКОННАЯ, НЕЗАКОННАЯ
Г) ПО СООТВЕТСТВИЮ МОРАЛЬНЫМ НОРМАМ:
МОРАЛЬНАЯ, АМОРАЛЬНАЯ
Д)
ПО
СООТНОШЕНИЮ
С
ОБЩЕСТВЕННЫМ
ПРОГРЕССОМ: ПРОГРЕССИВНАЯ, РЕАКЦИОННАЯ
Е) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ,
СОЦИАЛЬНАЯ,
ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДУХОВНАЯ
Ж)
ПО
ОСОБЕННОСТЯМ
ПРОЯВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ:
ВНЕШНЯЯ,
ВНУТРЕННЯЯ
З)
ПО
ИСПОЛЬЗУЕМЫМ
СРЕДСТВАМ
И
РЕЗУЛЬТАТАМ:
МАТЕРИАЛЬНАЯ
(МАТЕРИАЛЬНОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНОПРЕОБРАЗУЮЩАЯ) И ДУХОВНАЯ (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ,
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ,
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ)
6. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
А) ТРУД
• ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
• ВИДЫ:
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ:
• УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ
• ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ
• ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
• РЕПРОДУКТИВНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА:
• КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ
• ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ
• ЧАСТНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
• НАЁМНЫЙ ТРУД И САМОНАЁМ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ:
• ЖИВОЙ И ПРОШЛЫЙ
• ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ И НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ
Б) ИГРА
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ВИДЫ:
ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: СЕЗОННЫЕ (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ)
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ, ИГРЫ-МИНУТКИ
ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ:
НАСТОЛЬНЫЕ, КОМНАТНЫЕ, УЛИЧНЫЕ, НА ВОЗДУХЕ, ДВОРОВЫЕ, НА
МЕСТНОСТИ, ПРАЗДНИЧНЫЕ, ЭСТРАДНЫЕ
ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ (ПОЛУ И ВОЗРАСТУ)
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ, ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ:
ОДИНОЧНЫЕ,
ПАРНЫЕ,
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ,
ГРУППОВЫЕ,
КОМАНДНЫЕ,
МАССОВЫЕ
ПО СТЕПЕНИ РЕГУЛИРОВАНИЯ:
ПЛАНОВЫЕ, СТИХИЙНЫЕ, ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ, ЭКСПРОМТНЫЕ
ПО НАЛИЧИЮ АКСЕССУАРОВ:
БЕЗ ПРЕДМЕТОВ И С ПРЕДМЕТАМИ
В) УЧЕНИЕ
• ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
• ВИДЫ:
ПО ОБРАЗЦУ, СЛУЧАЙНЫЕ ОТКРЫТИЯ, СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ,
ОРГАНИЗОВАННОЕ, НЕОРГАНИЗОВАННОЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ
7. ТВОРЧЕСТВО:
А) ПОНЯТИЕ
Б)
МЕХАНИЗМЫ
ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ, ИНТУИЦИЯ
КОМБИНИРОВАНИЕ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
–
ПРОЦЕСС
АКТИВНОГО
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕКОМ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАНИЕ МИРА, ВКЛЮЧАЯ ОБЩЕСТВО
И САМОГО
СЕБЯ, С ЦЕЛЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
элементы
ОБЪЕКТ
СУБЪЕКТ
МОТИВ
ЦЕЛЬ
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА КОГО ИЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА
ЧТО
НАПРАВЛЕНА
примеры
ПРИРОДА, ПРИРОДНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ,
ПРЕДМЕТЫ
ТОТ КТО СОВЕРШАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕК, ГРУППЫ ЛЮДЕЙ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОРГАНЫ, ОРГАНИЗАЦИИ
ТО
ЧТО
ПОБУЖДАЕТ
СОВЕРШАТЬ ДЕЙСТВИЯ
ПОТРЕБНОСТИ,
ИНТЕРЕСЫ, УБЕЖДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА
НАЛИЧИЕ
ОСОЗНАННОГО
ОБРАЗА
РЕЗУЛЬТАТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НА
ДОСТИЖЕНИЕ
КОТОРОГО
ОНА
НАПРАВЛЕНА
СРЕДСТВА
МЕТОДЫ,
СПОСОБЫ,
ПРЕДМЕТЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
ПРОЦЕСС
(ДЕЙСТВИЯ)
ДЕЙСТВИЯ, ПОСТУПКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА
РЕЗУЛЬТАТ
ИТОГ, ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАДИ
КОТОРОГО ОНА СОВЕРШАЛАСЬ
ЦЕЛЬ ВРАЧА –ВЫЛЕЧИТЬ
ПАЦИЕНТА
ЦЕЛЬ
ВРАЧА
–ВЫЛЕЧИТЬ
ПАЦИЕНТА.
МЕТОДЫ
–
ЛЕКАРСТВА, ОБСЛЕДОВАНИЕ
ОСМОТР
ВРАЧОМ
ПАЦИЕНТА,
НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕЧЕНИЯ
ЗДОРОВЫЙ ПАЦИЕНТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ
ВСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО ЧЕРЕДА ПОСТОЯННЫХ ДЕЙСТВИЙ
ДЕЙСТВИЕ
РЕЗУЛЬТАТА
–ПРОЦЕСС,
НАПРАВЛЕННЫЙ
НА
ДОСТИЖЕНИЕ
ЖЕЛАЕМОГО
ПО МОТИВАМ ДЕЙСТВИЯ БЫВАЮТ ( М. ВЕБЕР):
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ
имеющие чётко продуманную
и рационально поставленную
цель
ЦЕННОСТНОРАЦИОНАЛЬНЫЕ
характеризуются тем, что
человек верит в ценность,
нужность
своей
деятельности
АФФЕКТИВНЫЕ
ТРАДИЦИОННЫЕ
обусловлены
эмоциональным
состоянием человека, когда
чувства
преобладают
над
разумом
в их основе лежат длительные
привычки
СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПОВЕДЕНИЕМ ЖИВОТНОГО
КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК
ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО
(АКТИВНОСТЬ)
ОБЩЕЕ
МОГУТ НАХОДИТСЯ В ОДИНАКОВЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ И ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К
НИМ
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗЛИЧНОЕ
ЦЕЛЬ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
ЗАДАЁТСЯ
НЕ
ИНСТИНКТОМ
,
СТАВИТСЯ
ЧЕЛОВЕКОМ
С
ТОЛЬКО
НО
И
САМИМ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
И
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ
УСЛОВИЙ
ЗАДАЁТСЯ ИНСТИНКТОМ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
К
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ
ПРОДУКТИВНЫЙ
И
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМА
ОПЕРАЦИЙ,
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
ТОЛЬКО ДВИЖЕНИЯ
В
РЕЗУЛЬТАТЕ
СОЦИАЛИЗАЦИИ
АКТИВНОСТЬ
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА
ГЕНЕТИЧЕСКИ
РЕЗУЛЬТАТ
РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА,
УСВОЕНИЯ
ОПЫТА ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ
ПОКОЛЕНИЙ
РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ
ПРИОБЩЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
К
ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
ПРОДУКТИВНЫЙ
ХАРАКТЕР
ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ
ХАРАКТЕР
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ХАРАКТЕР
ЧЕЛОВЕК
СОЗНАТЕЛЬНО
ВЫДВИГАЕТ
ЦЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДВИДИТ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ
НАПРАВЛЕНА
(ПРОДУКТА)
НА
ПОЛУЧЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК
ИЗМЕНЯЕТ
САМОГО СЕБЯ
РЕЗУЛЬТАТА
ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР
И
ЧЕЛОВЕК
В
ПРОЦЕССЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
КАК
ПРАВИЛО,
ВСТУПАЕТ
В
РАЗНООБРАЗНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СУБЪЕКТУ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
КОЛЛЕКТИВНАЯ
ПО ХАРАКТЕРУ
РЕПРОДУКТИВНАЯ
ПО
ОСОБЕННОСТЯМ
ПРОЯВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ
ПО
СООТНОШЕНИЮ
С ОБЩЕСТВЕННЫМ
ПРОГРЕССОМ
ПРОГРЕССИВНАЯ
ВНЕШНЯЯ
РЕАКЦИОННАЯ
ВНУТРЕННЯЯ
ТВОРЧЕСКАЯ
ПО
СООТВЕТСТВИЮ
ПРАВОВЫМ
НОРМАМ
ЗАКОННАЯ
НЕЗАКОННАЯ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
СФЕР
ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ДУХОВНАЯ
ПО СООТВЕТСТВИЮ
МОРАЛЬНЫМ
НОРМАМ
МОРАЛЬНАЯ
АМОРАЛЬНАЯ
ПО
ИСПОЛЬЗУЕМЫМ
СРЕДСТВАМ И
РЕЗУЛЬТАТАМ
МАТЕРИАЛЬНАЯ
МАТЕРИАЛЬНОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ДУХОВНАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ЦЕННОСТНООРИЕНТИРОВОЧНАЯ
СОЦИАЛЬНОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРУД
ИГРА
УЧЕНИЕ
вид деятельности, направленный на
создание материальных и духовных
продуктов,
для
удовлетворения
определённых
потребностей
человека и общества
вид непродуктивной деятельности,
для которой важен сам процесс, а
не результат
вид деятельности, в результате
которой
человек
познаёт
мир,
общество, самого себя, приобретает
знания,
умения,
навыки,
необходимые
ему
для
успешной
жизнедеятельности
ТРУД
ВИДЫ
в зависимости
от содержания труда
ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ
УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ
ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ)
НАЛИЧИЕ
ЦЕЛЕЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ
НА
ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО РЕЗУЛЬТАТА
НАЛИЧИЕ
ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ,
НАВЫКОВ,
ПОЗВОЛЯЮЩИХ ВЫПОЛНИТЬ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
(НУЖНОСТЬ,
ПОЛЕЗНОСТЬ
(ТО
ЕСТЬ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ
УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ)
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ
ПРЕОБРАЗОВЫВАЕТ И САМОГО
ФОРМИРУЕТ
НРАВСТВЕННЫЕ
ЛИЧНОСТИ)
(ТРУД
ЧЕЛОВЕКА,
КАЧЕСТВА
НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ И ПОЛУЧЕНИЕ
ЕГО
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
САМОГО ЧЕЛОВЕКА
МИРА,
ОБЩЕСТВА
И
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
РЕПРОДУКТИВНЫЙ И
ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД
в зависимости
от характера труда
КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
И КОЛЛЕКТИВНЫЙ
ЧАСТНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
НАЁМНЫЙ ТРУД И САМОНАЁМ
в зависимости
от результатов труда
ЖИВОЙ И ПРОШЛЫЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ
И НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ
по времени проведения
УСЛОВНАЯ СИТУАЦИЯ
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ
ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ИГРЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРЕДМЕТОВ,
ЗАМЕЩАЮЩИХ РЕАЛЬНЫЕ (НАПРИМЕР,
ДЛЯ РЕБЁНКА КУКЛА — ЭТО ЕЁ ДОЧКА)
СВОЕОБРАЗНЫЕ
ЦЕЛИ
(УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ПОТРЕБНОСТИ
В
ОТДЫХЕ, ОБЩЕНИИ, ФОРМИРОВАНИЕ
ОПРЕДЕЛЁННЫХ НАВЫКОВ ДЕЛОВОЙ
БЕСЕДЫ И ДРУГИЕ)
ИГРА
СПОСОБСТВУЕТ
РАЗВИТИЮ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ,
ФОРМИРОВАНИЮ
ОПРЕДЕЛЁННЫХ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
по степени регулирования
ПЛАНОВЫЕ СТИХИЙНЫЕ
ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ
ВИДЫ
ИГРА
ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ
СЕЗОННЫЕ :
ЗИМНИЕ, ВЕСЕННИЕ, ЛЕТНИЕ, ОСЕННИЕ
по продолжительности
ДЛИТЕЛЬНЫЕ
КРАТКОВРЕМЕННЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ
ИГРЫ-МИНУТКИ
по месту проведения
УЛИЧНЫЕ
НАСТОЛЬНЫЕ
КОМНАТНЫЕ
НА ВОЗДУХЕ
ДВОРОВЫЕ НА МЕСТНОСТИ
ПРАЗДНИЧНЫЕ
ЭСТРАДНЫЕ
по составу участников
(по полу и возрасту)
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ДЛЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
ЭКСПРОМТНЫЕ
по наличию аксессуаров
БЕЗ ПРЕДМЕТОВ И С ПРЕДМЕТАМИ
по числу участников
ОДИНОЧНЫЕ
ПАРНЫЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
КОМАНДНЫЕ
ГРУППОВЫЕ
МАССОВЫЕ
УЧЕНИЕ
ВИДЫ
УЧЕНИЕ ПО ОБРАЗЦУ
ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ
СЛУЧАЙНЫЕ ОТКРЫТИЯ
СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ
•СПОСОБСТВУЕТ
РАЗВИТИЮ
ЛИЧНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЕГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗОВАННОЕ
(ОНО
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
В
УЧЕБНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ: ШКОЛЕ, ВУЗЕ И
ДР. )
НЕОРГАНИЗОВАННОЕ
(ОНО
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КАК ПОБОЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
ОСНОВНОГО
ВИДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
САМООБРАЗОВАНИЕ
(САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ
ПРИОБРЕТЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКОМ
ЗНАНИЙ И УЧЕНИЙ, В ОСНОВЕ
КОТОРОГО
ЛЕЖИТ
ЛИЧНЫЙ
ИНТЕРЕС)
•В ОСНОВЕ УЧЕНИЯ — ОСВОЕНИЕ
ОПЫТА ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
•ФОРМИРУЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ
И
УМЕНИЯ,
ПОЗВОЛЯЮЩИЕ
УСПЕШНО
ВЫПОЛНЯТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
•СПОСОБСТВУЕТ
ЦЕННОСТЕЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ
И
И
УСВОЕНИЮ
НОРМ
МИРОВОЙ
ТВОРЧЕСТВО
ТВОРЧЕСТВО — ЭТО ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (ДУХОВНАЯ ИЛИ
МАТЕРИАЛЬНАЯ), В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧТО-ТО КАЧЕСТВЕННО
НОВОЕ, РАНЬШЕ НЕ СУЩЕСТВОВАВШЕЕ И ИМЕЮЩЕЕ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ВСЕГО
ОБЩЕСТВА.
ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — УНИКАЛЬНОСТЬ ЕЁ
РЕЗУЛЬТАТА
МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМБИНИРОВАНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
КОМБИНИРОВАНИЕ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ СПОСОБОВ И
МЕТОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДРУГОМ ВАРИАНТЕ
СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА СОЗДАВАТЬ ЧУВСТВЕННЫЕ
И МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В СВОЁМ СОЗНАНИИ
ФАНТАЗИЯ
СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ ЯРКИЕ, НЕОБЫЧНЫЕ ОБРАЗЫ
ИНТУИЦИЯ
ЗНАНИЕ,
ПРЕДВИДЕНИЕ
НЕВОЗМОЖНО ОБЪЯСНИТЬ
,ПОЯВЛЕНИЕ
КОТОРОГО
Виды деятельности человека | ОГЭ для VIP
17. 0317.03 | Нет комментариев | 20ч
Ключевые слова: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.
Основные виды деятельности
Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
1. ОбщениеОбщение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
2. Игра (игровая деятельность) Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.
Творческая или продуктивная деятельность
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Другие виды деятельности
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Это конспект на тему «Виды деятельности человека».
Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
Определение доктрины Гармон · LSData
[ ] майор юрист
12:26 Конечно, это приличная школа, и в 95% школ можно получить большой юридический.TheLawofEquivalentExchange
13:56 Я учился в ПФР на бакалавриате, это хороший кампус. Что касается больших юридических перспектив, просто убедитесь, что вы находитесь в верхней части своего класса по оценкамToothsomeBoringCow
13:57 Какие-нибудь недавние изменения статуса, электронные письма или телефонные звонки от GULC?ЗубастаяСкучнаяКорова
13:57 ГУЛКToothsomeBoringCow
13:58 Прогнозы?ТабуIrateClam
17:07 про секс*ЧастыеRaggedBuffalo
17:42 Кто-нибудь, кто может поговорить с T14 (не HYS или любой из школ, у которых есть политика, гарантирующая полную помощь на основе потребностей), нуждается в помощи? В частности, кто-нибудь знает, обычно ли число сопоставимо со студентами? Даже не близко? Типа близко?неряшливые стейки
17:49 CLS / Penn только другие, которые предлагают несколько приличных потребностей, основанных нанеряшливые стейки
17:50 аспирантура очень разнаянебрежные стейки
17:50 не более 15-20к в год МАКС.шютлит
19:13 NU теряет свой WL?строительная зона
19:25 как вы думаете, скольким людям Учикаго отправил прощупывающие электронные письма?Псевдолитос
0:09 привет всем, KJD Junior подает заявку в октябреПсевдолитос
0:10 мне отправить свой стенограмму в LSAC прямо сейчас, если я получил все свои оценки за веснусрыть
2:35[ ] ТеплыйСдержанныйСыр
3:19 Я слышал, что если вы отправите небольшой аванс в залог за место, школам это понравится.НеисправностьHyena
11:02 Эй, ребята, вы знаете, обычно вам разрешено оставаться в списках ожидания после того, как вы внесли депозит в другую школу? Я так понимаю, но просто хотел проверитьНеисправностьГиена
11:02 Не могу найти в Интернете ничего, говорящего, что вы не можетеТрусливыйМаленький Крейн
11:02 даНеисправностьHyena
11:03 Спасибо. Наверное глупый вопрос, лол.НеисправностьHyena
ТрусливыйМаленький Крейн
11:04 нет, никогда не было бы никакого движения в списках ожидания, если бы нам не разрешалось оставаться в них после внесения депозита! я думаю, что единственная сомнительная вещь — это депозит в нескольких школахНеисправностьHyena
11:07ЛиссааааМариееее
11:25 Я слышал, что в некоторых школах есть определенные условия.НеисправностьГиена
11:34 Когда я внес депозит для uva, он предупреждает вас, что они не хотят, чтобы вы депонировались где-либо еще после 15 мая. Поэтому я предполагаю, что если они также не хотят, чтобы вы были в каких-либо списках ожидания, они бы так и сказали.НеисправностьHyena
11:34 Я верю в то, что смогу избавиться от списков ожидания, лол.ТрусливыйМаленький Крейн
11:38 если вы где-то попали вне списка ожидания, эта школа может попросить вас выйти из списка где-либо еще. но обычно это не требованиеСолнечная шахта
12:37 @hugeupset: Я скоро гастролирую с Мичем и очень взволнован! Вы посещали?несексуальныйДинЭнди
13:00 кто-нибудь ходил сегодня на мич WL зум?Теория игр — Econlib
Теория игр — это наука о стратегии.
Теория игр была разработана математиком из Принстона Джоном фон Нейманом. В первые годы упор делался на игры чистого конфликта (игры с нулевой суммой). Остальные игры рассматривались в кооперативной форме. То есть участники должны были совместно выбирать и осуществлять свои действия. Недавние исследования были сосредоточены на играх, которые не являются ни нулевой суммой, ни чисто кооперативными. В этих играх игроки выбирают свои действия по отдельности, но их связи с другими включают в себя элементы как конкуренции, так и сотрудничества.
Игры принципиально отличаются от решений, принимаемых в нейтральной среде. Чтобы проиллюстрировать это, подумайте о разнице между решениями лесоруба и генерала. Когда дровосек решает, как рубить дрова, он не ожидает, что дрова будут сопротивляться; его окружение нейтрально. Но когда полководец пытается разгромить армию врага, он должен предвидеть и преодолеть сопротивление своим планам. Как и генерал, игрок должен осознавать свое взаимодействие с другими умными и целеустремленными людьми. Его собственный выбор должен допускать как конфликт, так и возможности для сотрудничества.
Суть игры заключается во взаимозависимости стратегий игроков. Различают два различных типа стратегической взаимозависимости: последовательную и одновременную. В первом игроки ходят последовательно, каждый знает о предыдущих действиях другого. В последнем игроки действуют одновременно, не зная о действиях других.
Общий принцип для игрока в игре с последовательными ходами заключается в том, чтобы смотреть вперед и рассуждать назад. Каждый игрок должен выяснить, как другие игроки отреагируют на его текущий ход, как он отреагирует в свою очередь и так далее. Игрок предвидит, к чему в конечном итоге приведут его первоначальные решения, и использует эту информацию для расчета своего текущего наилучшего выбора. Думая о том, как отреагируют другие, он должен поставить себя на их место и думать так, как они; он не должен навязывать им свои собственные рассуждения.
В принципе, любая последовательная игра, которая заканчивается после конечной последовательности ходов, может быть полностью «решена». Мы определяем лучшую стратегию каждого игрока, предвидя каждый возможный результат. Простые игры, такие как крестики-нолики, могут быть решены таким образом и поэтому не являются сложными. Для многих других игр, таких как шахматы, вычисления слишком сложны, чтобы выполнять их на практике даже с помощью компьютеров. Поэтому игроки смотрят на несколько ходов вперед и пытаются оценить получившиеся позиции на основе опыта.
В отличие от линейной цепочки рассуждений для последовательных игр, игра с одновременными ходами включает в себя логический круг. Хотя игроки действуют одновременно, не зная о текущих действиях других, каждый из них должен знать, что есть другие игроки, которые так же осведомлены, и так далее. Мышление идет так: «Я думаю, что он думает, что я думаю. . ». Поэтому каждый должен образно поставить себя на место всех и попытаться просчитать исход. Его собственный лучший поступок является неотъемлемой частью этого общего расчета.
Этот логический круг возводится в квадрат (круговое рассуждение завершается) с использованием концепции равновесия, разработанной математиком из Принстона Джоном Нэшем. Мы ищем набор вариантов выбора, по одному для каждого игрока, чтобы стратегия каждого человека была лучшей для него, когда все остальные используют свои оговоренные наилучшие стратегии. Другими словами, каждый выбирает лучший ответ на то, что делают другие.
Иногда лучший выбор одного человека остается неизменным независимо от того, что делают другие. Это называется «доминирующей стратегией» для этого игрока. В других случаях у одного игрока всегда плохой выбор — «доминируемая стратегия» — в том смысле, что какой-то другой выбор лучше для него, независимо от того, что делают другие. Поиск равновесия следует начинать с поиска доминирующих стратегий и устранения доминирующих.
Когда мы говорим, что результат является равновесием, мы не предполагаем, что наилучший индивидуальный выбор каждого человека приведет к общему оптимальному результату. В самом деле, есть печально известные примеры, такие как дилемма заключенных (см. ниже), когда игроки вовлекаются в плохой исход из-за того, что каждый преследует свои личные интересы.
Понятие равновесия Нэша остается неполным решением проблемы кругового рассуждения в играх с одновременными ходами. В некоторых играх таких равновесий много, а в других нет ни одного. А динамический процесс, который может привести к равновесию, остается неопределенным. Но, несмотря на эти недостатки, эта концепция оказалась чрезвычайно полезной при анализе многих стратегических взаимодействий.
Часто думают, что применение теории игр требует, чтобы все игроки были гиперрациональными. Теория не делает таких заявлений. Игроки могут быть злобными или завистливыми, а также благотворительными и чуткими. Вспомним поправку Джорджа Бернарда Шоу к Золотому правилу: «Не поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Их вкусы могут быть разными». Помимо разных мотивов, у других игроков может быть разная информация. При расчете равновесия или прогнозировании реакции на ваш ход вы всегда должны принимать других игроков такими, какие они есть, а не такими, какие вы есть.
Следующие примеры стратегического взаимодействия иллюстрируют некоторые основы теории игр.
Дилемма заключенных. Два подозреваемых допрашиваются отдельно, и каждый может признаться или промолчать. Если подозреваемый А хранит молчание, то подозреваемый Б может получить более выгодную сделку, признавшись. Если А признается, Б должен признаться, чтобы избежать особо жестокого обращения. Признание является доминирующей стратегией Б. То же верно и для А. Следовательно, в равновесии признаются оба. Обоим было бы лучше, если бы они оба молчали. Такое совместное поведение может быть достигнуто в повторных играх, потому что временная выгода от обмана (признание) может быть перевешена долгосрочной потерей из-за разрыва сотрудничества. В этом контексте предлагаются такие стратегии, как «око за око».
Смешивание ходов. В некоторых конфликтных ситуациях любое систематическое действие будет обнаружено и использовано противником. Поэтому важно заставлять соперника угадывать, перемешивая ваши ходы. Типичные примеры возникают в спорте: бежать или пасовать в определенной ситуации в футболе, или делать пасовой бросок через корт или по линии в теннисе. Теория игр дает количественную оценку этого понимания и определяет правильные пропорции таких смесей.
Стратегические ходы. Игрок может использовать угрозы и обещания, чтобы изменить ожидания других игроков в отношении его будущих действий и тем самым побудить их совершить благоприятные для него действия или удержать их от действий, которые могут навредить ему. Чтобы добиться успеха, угрозы и обещания должны вызывать доверие. Это проблематично, потому что, когда приходит время, выполнение угрозы или выполнение обещания обычно обходится дорого. Теория игр изучает несколько способов повышения доверия. Общий принцип заключается в том, что в интересах игрока может быть ограничение собственной свободы действий в будущем. Поступая так, он устраняет собственное искушение отказаться от обещания или простить проступки других.
Например, Кортес затопил все свои корабли, кроме одного, по прибытии в Мексику, намеренно исключив вариант отступления. Без кораблей, чтобы вернуться домой, Кортес либо преуспеет в своем завоевании, либо погибнет. Хотя его солдат было значительно меньше, эта угроза сражаться насмерть деморализовала оппозицию, которая предпочла отступить, чем сражаться с таким решительным противником. Корпорация Polaroid использовала аналогичную стратегию, когда намеренно отказалась диверсифицировать рынок мгновенной фотографии. Он был привержен битве не на жизнь, а на смерть против любого злоумышленника на рынке. Когда Kodak вышла на рынок мгновенной фотографии, Polaroid вложила в борьбу все свои ресурсы; четырнадцать лет спустя Polaroid выиграла судебный процесс против Kodak почти на миллиард долларов и вернула себе монополию на рынке. (Сосредоточенность Polaroid на моментальных пленках позже оказалась дорогостоящей, когда компании не удалось диверсифицироваться в цифровую фотографию.)
Еще один способ сделать угрозы правдоподобными — использовать авантюрную стратегию балансирования на грани войны, преднамеренно создавая риск того, что если другие игроки не будут действовать так, как вам хотелось бы, исход будет плохим для всех. Введенный Томасом Шеллингом в «Стратегия конфликта», балансирование на грани войны «является тактикой преднамеренного выхода ситуации из-под контроля только потому, что выход из-под контроля может быть невыносимым для другой стороны и заставить его приспособиться». Когда массовые демонстрации противостояли тоталитарным правительствам в Восточной Европе и Китае, обе стороны придерживались именно такой стратегии. Иногда одна сторона отступает и признает поражение; иногда трагедия возникает, когда они вместе падают на грань.
Торг. Два игрока решают, как разделить пирог. Каждый хочет получить большую долю, и оба предпочитают достичь соглашения как можно раньше. Когда двое по очереди делают предложения, равновесные доли определяются по принципу взгляда вперед и назад. Соглашение достигается сразу, но цена задержки регулирует акции. Игрок, которому не терпится прийти к соглашению, получает меньшую долю.
Сокрытие и раскрытие информации. Когда один игрок знает что-то, чего не знают другие, иногда он стремится скрыть эту информацию (своя рука в покере), а иногда хочет достоверно раскрыть ее (приверженность компании качеству). В обоих случаях общий принцип заключается в том, что действия говорят громче слов. Чтобы скрыть информацию, смешивайте ходы. Например, блеф в покере не должен быть систематическим. Вспомните изречение Уинстона Черчилля о сокрытии правды в «телохранителе лжи». Чтобы передать информацию, используйте действие, которое является достоверным «сигналом», что-то, что было бы нежелательно, если бы обстоятельства сложились иначе. Например, расширенная гарантия является достоверным сигналом для потребителя о том, что фирма считает, что производит высококачественный продукт.
Благодаря последним достижениям в области теории игр удалось описать и предписать соответствующие стратегии в некоторых ситуациях конфликта и сотрудничества. Но теория далека от завершения, и во многом разработка успешной стратегии остается искусством.
Об авторах
Авинаш Диксит — профессор экономики Принстонского университета имени Джона Дж. Ф. Шеррерда 52 года. Барри Нейлбафф — профессор менеджмента Милтона Стейнбаха в Школе менеджмента Йельского университета. Они соавторы Стратегическое мышление.
Дополнительная литература
Введение
Ankeny, Nesmith. Покерная стратегия: выигрыш с помощью теории игр. Нью-Йорк: Basic Books, 1981.
Брамс, Стивен. Теория игр и политика. Нью-Йорк: Free Press, 1979.
Бранденбургер, Адам и Барри Нейлбафф. Кооперация. Нью-Йорк: Doubleday, 1996.
Дэвис, Мортон. Теория игр: нетехническое введение. 2-е изд. Нью-Йорк: Основные книги, 1983.
Диксит, Авинаш и Барри Нейлбафф. Стратегическое мышление: конкурентное преимущество в бизнесе, политике и повседневной жизни. Нью-Йорк: WW Norton, 1991.
Диксит, Авинаш и Сьюзен Скит. Стратегические игры. 2-е изд. Нью-Йорк: WW Norton, 2004.
«Теория игр». Википедия. В Интернете по адресу: http://en.wikipedia.org/wiki/Game_Theory.
Люс, Дункан и Говард Райффа. Игры и решения. Нью-Йорк: Wiley, 1957.
Макдональдс, Джон. Стратегия в покере, бизнесе и войне. Нью-Йорк: WW Norton, 1950.
Осборн, Мартин. Введение в теорию игр. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2003.
Портер, Майкл. Конкурентная стратегия. Нью-Йорк: Free Press, 1982.
Райффа, Ховард. Искусство и наука переговоров. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1982.
Райкер, Уильям. Искусство политического манипулирования. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1986.
Шеллинг, Томас. Стратегия конфликта. Cambridge: Harvard University Press, 1960.
Williams, JD The Compleat Strategyst. Ред. изд. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1966.
Advanced
Фуденберг, Дрю и Жан Тироль. Теория игр. Кембридж: MIT Press, 1991.
Гиббонс, Роберт. Теория игр для прикладных экономистов. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1992.
Майерсон, Роджер. Теория игр: анализ конфликтов. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1997.
Leave A Comment