Смерть Игоря Рюриковича — убийство князя восставшими древлянами

Князь Игорь Рюрикович умер осенью 945 года,  у города Искоростень. Повесть временных лет не дает точного описания смерти, лишь указывает обстоятельства: поддавшись на уговоры дружины, князь решил сам во время ежегодного полюдья собрать дань с древлян и во время сбора его люди творили насилие над местными жителями. По окончанию полюдья Игорь решил отпустить большую часть дружины, а сам вернуться к древлянам и собрать больше дани.

Проигнорировав древлянских послов, призывающих князя возвращаться домой и не тревожить их более, Игорь подошёл к их столице Искоростеню где и был убит древлянским князем Малом, возглавившим восстание.

«Смерть князя Игоря» Худ. Чориков Б. А.«Смерть князя Игоря» Худ. Чориков Б. А.
«Смерть князя Игоря»
Худ. Чориков Б. А.
В местности, рядом с предполагаемым местом захоронения Игоря до сих пор ходит легенда, согласно которой отступающих вместе с князем варягов разъяренные древляне загнали в болото:

“Вон там … древляне и загнали Игоря с его варягами в болото. От самого Шатрища гнались, так уйти и не дали Гнали ночью. Те в Киев ускакать хотели, да их в болото загнали. Кони в трясине увязли. Тут их в плен и взяли. Вон оно, то самое место – его из рода в род все знают”

Ещё одна подробность содержится в послании Святославу Храброму от византийского императора Иоанна — пойманный, Игорь затем был привязан к двум согнутым деревьям и разорван пополам:

«Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое.»

Убийство Игоря древлянами, неизв. худ. 19 века.Убийство Игоря древлянами, неизв. худ. 19 века.
Убийство Игоря древлянами, неизв. худ. 19 века.

Причины смерти

Причиной смерти стало убийство древлянами во время восстания, что касается самого восстания и его печального итога, то оно было вызвано следующими обстоятельствами:

  • Князь передал сбор дани с древлян и уличей одному человеку — Свенельду, что позволило воеводе быстро разбогатеть и вызвало зависть дружинников Игоря Рюриковича
  • Князь поддался на уговоры дружинников лично пойти к древлянам
  • Решил собрать дань дважды, несмотря на протест древлян
  • Позволил дружинникам творить насилие над древлянами ещё во время первого сбора дани
  • Пошел собирать дань второй раз лишь с малой дружиной

Последствия

Вскоре после смерти князя Игоря в древлянской земле к княгине Ольге по Днепру прибыло древлянское посольство с предложением сватовства от их князя Мала. Согласно обычаям древних славян от убитого правителя в собственность к его убийце и победителю переходили личное движимое и недвижимое имущество, члены семьи, а также полагающаяся власть. Сын Игоря и Ольги, князь Святослав, был ещё слишком мал для принятия решений, а саму Ольгу, согласно патриархальным традициям того времени, дервляне не воспринимали как правоприемницу Игоря.

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами» Эскиз худ. В. И. Сурикова
«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами» Эскиз худ. В. И. Сурикова«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»
Эскиз худ. В. И. Сурикова

Последствия смерти Игоря — месть княгини Ольги

Узнав о смерти своего мужа, княгиня Ольга приказала прибывших древлянских послов заживо закопать в глубокой яме вместе с ладьями, на которых они прибыли к Киеву.

Затем она несколько лет подряд продолжала мстить древлянам: следующая делегация от древлян была сожжена в бане, третий раз княгиня приказала убить древлян на тризне по Игорю, и, наконец, в четвертый раз, безрезультатно осаждая Искоростень, княгиня пошла на хитрость — заверив в собственном прощении попросила древлян прислать ей из осажденного города птиц, а затем повелела привязать к ним горящие пучки соломы и так сожгла город, истребив большую часть его жителей.

Сожжение Искоростеня по приказу княгини ОльгиСожжение Искоростеня по приказу княгини ОльгиСожжение Искоростеня по приказу княгини Ольги

Месть Ольги древлянам

Захоронение и могила

Где именно захоронен князь Игорь Рюрикович остается неизвестным. Официальная могила находится на северной окраине села Немировка Коростенского района Житомирской области (недалеко от древнего Коростеня, возле которого и произошла казнь).

Согласно местной легенде (записанной в 70-х XIX), еще в 1763, по распоряжению помещицы Дубравской, владевшей Немировкой, начались раскопки кургана с западной стороны. А ночью к помещице якобы явился дух князя Игоря и грозно предупредил:

«Не смей беспокоить мой прах! Если завтра твоя рука вновь коснется моей могилы, то послезавтра могилу уже выроют для тебя!»

После этого Дубравская приказала поставить вокруг кургана ограду.

Крест и памятный камень на предполагаемой могиле князя Игоря Рюриковича
Крест и памятный камень на предполагаемой могиле князя Игоря РюриковичаКрест и памятный камень на предполагаемой могиле князя Игоря Рюриковича
Памятный камень на предполагаемом месте погребения Игоря РюриковичаПамятный камень на предполагаемом месте погребения Игоря Рюриковича
Памятный камень на предполагаемом месте погребения Игоря Рюриковича

Правление
Игоря Рюриковича

Биография
Игоря Рюриковича

Раздел «Игорь Рюрикович»

Опубликовано: 20.01.2020

Изменено: 01.07.2020

Великий князь Руси Игорь Рюрикович и тайна его гибели

Великий князь Руси Игорь Рюрикович и тайна его гибели
Великий князь Руси Игорь — это одна из фигур нашей истории, на которую вылили немало грязи. Его смерть в изложении «Повести временных лет» наложила негативный отпечаток на всё его правление, в котором было пролито много пота и крови для укрепления русской державы.

В летописи о последних днях князя сказано следующее: «Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь – пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил свою дружину домой, а сам с малой дружиной вернулся, желая большего богатства». Дальше сюжет всем известен по школьным учебникам истории, древляне на вече решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Древляне организовали засаду и убили князя и его дружинников, «так как было их мало».

Картина образная, яркая, запоминающаяся. В результате мы с детства знаем, что великий князь русский Игорь – это алчный и глупый грабитель (сунулся с малым числом воинов к уже ограбленному племени), бездарный полководец (сюжет сожжения русского флота «греческим огнём» в 941 году), никудышный правитель, который не принёс пользы Руси.

Правда, если рассуждать здраво и помнить о субъективности исторических письменных источников, которые всегда писались под заказ, то можно заметить несколько несоответствий. Дружина говорит великому князю, «а мы наги». Всего год назад – в 944 году византийцы, испугавшись мощи войска Игоря дали ему огромную дань. Князь «взял с греков золота и шелка на всех воинов». Да и вообще смешно говорить о том, что дружина великого князя (военная элита того времени) «нага». К тому же летопись сообщает, что Игорь взял с Византии «дань, какую Олег брал и ещё». Олег брал по 12 гривен серебра на брата (гривна равнялась примерно 200 грамм серебра). Для сравнения хороший конь стоил 2 гривны. Боевая морская ладья с набойными бортами – 4 гривны. Понятно, что после такого богатства, «сокровища» древлян – мёд и меха – это обычная дань (налог).

Следующее несоответствие – образ «неудачливого князя», бездарного полководца. За долгие годы своего правления (правил с 912 года – погиб в 945 году), Игорь проиграл всего одну битву – в 941 году. Причём соперником русов была мировая держава того времени, обладавшая передовыми военными технологиями – Византия. К тому же, победа была одержана византийцами из-за отсутствия фактора неожиданности – греки успели хорошо подготовиться к битве (о нападении русов сообщили болгары), и использования мощнейшего оружия того времени. Это был т. н. «греческий огонь» — горючая смесь, которую применяли в военных целях, его точный состав неизвестен. От этого оружия не было защиты, горючая смесь горела даже на воде. Надо учесть и тот факт, что военная кампания в целом была выиграна Игорем. Уже через три года великий князь собрал новое войско, пополнил его варягами, заключил союз с печенегами и двинулся на врага. Византийцы испугались и направили посольство с просьбой о мире. Князь взял богатую дань и заключил мирный договор. Игорь проявил себя не только как воин, но и как дипломат – зачем воевать, если враг сам предлагает выгодный мир? Не забыл он и предательство болгар, он «повелел печенегам воевать Болгарскую землю».

Почему князь Игорь приказывает печенегам? Ответ есть и также не укладывается в образ «грабителя и авантюриста». В 915 году, когда «пришли впервые печенеги на Русскую землю», великий князь смог принудить их к миру. Понятно, что если бы Русская земля была слабой, ситуация сложилась бы иным образом. Как в те времена, так и сейчас, народы понимают только язык силы. Печенеги откочевали к Дунаю. В 920 году в летописи о печенегах есть ещё одна фраза – «Игорь воеваша на печенегов». Обратите внимание – не отбил набег, не в Русской земле сражался с ними, а «воевал на печенегов», т. е. сам пошёл на них и победил. В результате печенеги решатся испробовать силы Руси только в 968 году. К тому же, если участь тот факт, что Игорь мог в 944 году «повелеть» печенегам воевать Болгарскую землю, они были в вассальной зависимости от Руси. По крайней мере, часть племён. Это подтверждает и участие вспомогательных печенежских сил в войнах Святослава. 48 лет (два поколения) печенеги не смели трогать русские земли. Это говорит о многом. Всего одна строка – «Игорь воеваша на печенегов», и целый забытый подвиг русского воинства. Удар был такой мощи, что смелые воины степей два (!) поколения боялись нападать на Русь. Для сравнения, половцы, пришедшие позже печенегов, за сто пятьдесят лет сделали только пятьдесят крупных нападений на русские земли. Это не говоря о мелких рейдах, которые и не считали. А если взять период правления крестителя Руси Владимира Святославича, то ему пришлось сооружать линию крепостей по южным рубежам государства, сгонять туда ратников со всех концов державы. При Владимире отношения Руси со Степью резко ухудшились – шла непрестанная «великая брань» с печенегами, которые почти ежегодно прорывались к киевским предместьям. По данным византийского императора Константина VII Багрянородного, печенежские орды кочевали на расстоянии всего одного дня пути от Руси.

Иноземные источники подтверждают мнение о мощи Руси во времена правления великого князя Игоря. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «остриём в руках русов», которое Киев обращает куда захочет. Арабский историк, географ Аль-Масуди называет Дон – «Русской рекой», а Чёрное море – «Русским, потому что по нему, кроме русов, никто не смеет плавать». Это во время правления Игоря Старого. Византийский писатель, историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (современная Керчь) русской базой, оттуда Игорь водил свой флот на Византийскую империю. Из договора с Византией от 944 года понятно, что Русь при Игоре контролировала и устье Днепра, и проходы в Крым из степи.

Спрашивается, кто великий государственный деятель? Игорь, которому платила дань могучая Византийская империя, печенеги были «острием его оружия» и два поколения не смели тревожить русских пределов, правитель сделавший Дон «Русской рекой». Или Владимир «Святой» — участник братоубийственной междоусобной войны, владевший сотнями наложниц и строившим остроги на Десне от печенегов, которые кочевали в дне пути от русских городов.

Загадка гибели Игоря и роль Ольги

Спрашивается, как великий государь, полководец и дипломат, бравший с греков золотом, серебром и шелками, попался в ловушку, созданную жадностью его воинов? По мнению историка Льва Прозорова, Игоря убили не древляне, а варяжская дружина, которая преимущественно состояла из христиан. Об этом говорят несколько фактов. Во-первых, настоящая русская дружина не оставила бы князя. Дружина и князь были единым целым. Дружинники не могли оставить князя во враждебной земле. Дружина князя понесла значительный урон в 941 году. Поэтому для сбора дани он взял варяжские отряды и «малую дружину». Во-вторых, войско Игоря перед походом на Византию 944 году была пополнено варягами. После второго похода на Византию в договоре 944 года упоминается, что значительная часть русов присягает в соборной церкви Ильи-пророка на Киевском Подоле. Летопись поясняет: «Ибо многие варяги христиане». В-третьих, жадность (официальная причина гибели Игоря и малой дружины) не была свойственна русам и вообще язычникам севера Европы. Русы, славяне всегда изумляли инородцев своей щедростью и бескорыстием, которая часто переходила в расточительность. Христиане-германцы, христиане-поляки наоборот отличались жадностью к добыче. В-четвертых, византийский автор Лев Диакон пишет, что Игоря убили «германцы», а христианство на берегах Варяжского моря тогда называли «Немецкой верой».

Интересен и факт возвращения дружины в Киев, князь и его ближайшие соратники убиты, а воины живые и здоровые вернулись. Их не наказывают, и их нелепая история становится официальной версией. Ясно, что у убийства был заказчик. Христианская община Киева в то время чувствовала себя хорошо, ещё князь Аскольд принял христианскую веру, при Игоре появляется соборная церковь. Был у христианской общины и высокий покровитель – княгиня Ольга, жена Игоря. Официально считается, что в то время она была язычницей, и приняла крещение от рук византийского императора Константина. Но византийские источники не подтверждают эту версию.

Ещё больше вопросов вызывает «месть» Ольги. Она якобы мстила за мужа «по жестокому языческому обычаю». Надо отметить, что по языческим обычаям кровная месть была делом узкого круга мужчин – это брат, сын, отец убитого, сын брата или сын сестры. Женщины как мстители не рассматривались. Кроме того, в то время дела христиан были не менее (а то и более ужасны), чем язычников. К примеру, христианский император Юстиниан Великий на столичном ипподроме приказал вырезать 50 тыс. восставших христиан, а император Василий II приказал казнить 48 тыс. пленных болгар (также христиан).

Удивляет число погибших, только на «кровавом пиру», согласно летописи, убили 5 тыс. упившихся греческим вином древлян. По тому, как Ольга спешит и числу убитых, складывается впечатление, что это не месть, а «зачистка» возможных свидетелей. Правда, видимо, мы никогда не узнаем, была ли Ольга среди организаторов этого убийства, или её использовали «втёмную» агенты Константинополя, которые действовали через христианские общины Киева и Древлянской земли.

Гипотеза — Игоря Святославовича убили не славянские древляне, а готские

В летописной новелле под 914 г. мимоходом сообщается о походе руси на «древлян» (из нижеследующего будет ясно, что кавычки здесь необходимы). Но кто такие летописные «древляне», сыгравшие столь значительную роль в судьбе князя Игоря, его жены и всей Русской земли?

На первый взгляд ломать голову тут совершенно не над чем. «Повесть временных лет» вполне определенно говорит, что древляне/деревляне были славянским племенем, осевшим на правобережье Днепра, по соседству с киевскими русами («полянами»). Свое имя они получили потому, что «седоша в лесах». Древляне известны не только древнерусским источникам. Константин Багрянородный передает этот этноним в формах «вервиане» и «дервленины», а Баварский географ знает их как «лесных людей» (forsderen liudi). Общеславянский корень этого племенного названия подтверждается наличием в вендском Поморье племени древан (их племенная территория находилась рядом с современным Люнебургом, в бассейне реки Иетцель, бывшей славянской Йесны). Славянское население Древанской земли окончательно исчезло только в XVIII в. Но германизированное название этой области — Dravehn — сохранилось у немцев до сих пор [Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1946. С. 29].

Все это бесспорно. Но дальше возникают затруднения. Начать с того, что племенная территория восточнославянских древлян («Дерева», «Деревьская земля») очерчена в летописи весьма приблизительно. Настораживающе звучит заявление авторитетного археолога о том, что «попытки восстановить территорию расселения древлян на основе летописных свидетельств предпринимались неоднократно, но ни одну из них нельзя признать удачной» [Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982. С. 102]. Славянские древности в бассейнах Припяти и Ужа довольно многочисленны, но крайне разнородны и с трудом поддаются этнографической классификации.

При дальнейшем рассмотрении «древлянского вопроса» несуразности и загадки нарастают как снежный ком. В разительном противоречии с археологической картиной древлянского племенного ареала находятся сведения письменных источников. Летопись сообщает о весьма развитой племенной организации у древлян, которые имели «свое княжение», князей, племенную знать («лучших мужей»), дружину, укрепленные города. Древлянские послы нахваливают Ольге своих правителей, заботящихся об экономическом процветании их страны: «…наши князи добри суть, иже роспасли суть Деревьскую землю» — и это не пустое бахвальство, так как выясняется, что после неоднократных поборов и беспощадного разорения несчастной Деревьской земли киевским войском на «древлян» все еще можно наложить «дань тяжку», что и не преминула сделать Ольга. Военная мощь древлян подчеркнута в летописи упоминанием неких «обид», которые в прошлом претерпели от них «поляне», а также неоднократными попытками порвать узы даннической зависимости от киевских князей. Между тем на археологической карте днепровского правобережья Древлянская земля предстает бедной и малонаселенной областью, безусловно не способной соперничать с соседями в экономическом отношении и тем более находиться с ними в многолетнем военном противостоянии. Древлянские «грады» (Оран, Иваньково, Малино, Городск) имеют площадь около двух тысяч квадратных метров — меньше футбольного поля [Демин А.С. О некоторых особенностях архаического литературного творчества (постановка вопроса на материале ««Повести временных лет»») // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 65]. А возле Искоростеня Ольга «стоя… лето, и не можащи взяти града»!

К сожалению, наша историография до недавнего времени проходила мимо всех этих странностей. Но что всего поразительнее, так это многовековое невнимание историков к одному сохранившемуся в источниках этнографическому признаку, характеризующему летописных «древлян». Я имею в виду выбранный ими способ казни князя Игоря, который, как следует из сообщения Льва Диакона, «был взят… в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое» (стоит отметить, что «Повесть временных лет» умалчивает об этих подробностях). Знать сообщение Льва Диакона, цитировать его и вместе с тем считать «древлян», убивших Игоря, славянским племенем — все это есть не что иное, как бесподобный историографический конфуз, ибо указанный способ казни настолько же присущ древнеславянскому уголовному праву, как, например, обычай сдирать скальпы или распинать на кресте. И однако же эта нелепость прочно осела в исторической литературе. Лишь сравнительно недавно исследователи наконец обратили внимание на то, что «казнь Игоря совпадает с подобными обычаями у тюркских народов — огузов* и булгар» [Петрухин В.Я. Из древнейшей истории русского права. Игорь Старый – князь-«волк» // Philologia slavica. М., 1993. С. 127], а по сообщению германского хрониста XII в. Саксона Грамматика, к этому способу казни питал особое пристрастие Редон, «рутенский» пират (Ruthenorum pirata), разбойничавший на Балтике [Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия IX – XIV вв. М., 1978. С. 194]. От себя добавлю, что по приказу Александра Македонского подобным же образом был разорван на части Бесс, убийца Дария III, как о том повествует Плутарх. В греческой мифологии известен разбойник Синид по прозвищу Питиокампт (Сгибатель сосен), который ловил путников, привязывал их к вершинам согнутых деревьев и, отпустив деревья, разрывал людей пополам. Герой Тезей расправился со злодеем его же способом. Словом, ни один источник не соотносит обычай расчленения людей при помощи деревьев со славянами и тем более — с восточными славянами.

*См. сообщение Ибн Фадлана о гузах (огузах): «Они не знают блуда, но если относительно кого-либо они узнают какое-либо дело, то они разрывают его на две половины, а именно: они соединяют вместе промежуток веток двух деревьев, потом привязывают его к веткам и пускают оба дерева, и находящийся при выпрямлении их [деревьев] разрывается».

К блестящим находкам последнего времени [см. Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 326.] относится также открытие еще одной «Древлянской земли» — «Дереви», находящейся, согласно вводной части «Повести временных лет» (перечисляющей «Афетовы страны» — земли, которые «прияше» Иафет, один из сыновей Ноя), отнюдь не в Среднем Поднепровье, а в Северном Причерноморье — между «Воспории» (Боспором) и приазовскими областями («Меоти» и «Сармати»), где она, таким образом, совпадает с Климатами Горного Крыма*.

*Термин «Климаты», встречающийся в средневековой византийской литературе, связан с позднеантичной географической традицией, согласно которой поверхность земли делилась на несколько (обыкновенно семь или девять) «климатических» поясов. У Константина Багрянородного Климаты — это область горного Крыма между Херсоном и Боспором: «От Херсона до Боспора расположены крепости Климатов, а расстояние — 300 миль» (впрочем, в другом месте он пишет и о «девяти Климатах Хазарии», прилегающих к Алании). Крымские Климаты (вероятно, не все, но значительная их часть) входили в Херсонскую фему (военно-административный округ), и Константин неоднократно выражает озабоченность их безопасностью.

В связи с этим перестает выглядеть опиской или очевидной нелепостью указание Льва Диакона на то, что Игорь погиб, отправившись «в поход на германцев». Вместе с тем, наконец, замечено, что летописные «деревляне» не только обитают в двух разных и значительно удаленных друг от друга географических районах, но также имеют два племенных центра: один — город Овруч, лежащий на реке Уже (летописная статья под 997 г.), другой — город Искоростень/Коростень, точное местоположение которого не указано (летописные статьи под 945 и 946 гг.) [Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 112].

Теперь обобщим имеющиеся у нас факты.
Восточнославянское племя древлян, возможно родственное вендским древанам, в конце VIII – начале IX в. осело на правом берегу Среднего Поднепровья, где очень скоро попало в данническую зависимость от русов. Ко времени составления «Повести временных лет» (вторая половина XI – начало XII в.) эти древляне были уже малочисленной, бедной и культурно отсталой народностью, почти совершенно утратившей свою этнографическую индивидуальность и растворившейся среди многочисленных переселенцев с днепровского левобережья.

Однако в процессе создания «Повести временных лет», или скорее при позднейшем ее редактировании, история древлянского племени, краткая и ничем не примечательная, оказалась насыщена событиями, относящимися к истории других «древлян», не имеющих с древлянами днепровскими ничего общего, кроме своего русифицированного племенного названия. Иными словами, произошла довольно обыкновенная для раннесредневековой литературы этнографическая путаница, которую, пожалуй, можно было бы назвать забавной, не укоренись она самым серьезным и основательным образом в современной историографии. К счастью, восстановить истину в данном случае не так уж трудно.

Нестора или какого-то другого древнерусского книжника, редактировавшего «Повесть», сбила с толку еще одна «Деревьская земля» — «Дереви», обнаруженная им в Северном Причерноморье. Источником, откуда она в свое время перекочевала в русскую летопись, была византийская хроника IX в. Георгия Амартола, а именно то ее место, где перечислены «Афетовы страны». В славянском переводе хроники Амартола, предшествовавшем «Повести временных лет», соответствующий термин был передан как «Дерви» [Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Т. 1. Пг., 1920. С. 59]. В «Повести временных лет» амартоловский перечень стран читается так: «…Воспории, Меоти, Дереви, Сармати, Тавриани, Скуфия…» Причерноморская область под названием Дерви/Дереви легко опознается как место обитания потомков везеготов, или готов-тервингов (от др.-герм. tre — «дерево») — «жителей леса», «лесных людей», по-славянски — «древлян». Последние сомнения на этот счет исчезнут, если сопоставить древнерусское известие о смерти князя Игоря в «Деревех» с сообщением Льва Диакона о его последнем походе «на германцев». Единственным германским этносом Северного Причерноморья были готы.

Уяснив, что летописный термин «древляне/деревляне» покрывает два разных народа, этнически несходных меж собою, мы поймем причину разноголосицы в этнографических и исторических сведениях о них. С одной стороны, «древляне живяху звериньским образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядаху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девиця»; с другой — «наши князи добри суть, иже роспасли суть Деревьскую землю», наличие грозных крепостей, вроде Искоростеня, взять которые возможно лишь при помощи военной хитрости, дипломатические посольства к русам с целью заключения династических браков. Очевидно, что в первом случае речь идет о восточнославянских лесовиках днепровского правобережья, во втором — о крымских готах, чьи процветающие колонии просуществовали в Тавриде до XVI в. Таврические и киевские русы в IX – X вв. должны были, конечно, не раз сталкиваться с ними — на поле экономической конкуренции и на поле брани.

Дружинные сказания о войнах с крымскими готами бытовали в Киеве долгое время и были известны русским книжникам XII в. Но время взяло свое — двойственное значение термина «древляне» было прочно забыто, благодаря чему история покорения черноморских «древлян»/тервингов была перенесена на историю древлян днепровских, более близких и знакомых «кыянам» Несторовой эпохи.

Источник:
Цветков С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава. М.: Центрполиграф, 2012. С. 36-42.

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/260326.html

Смерть князя Игоря — и вновь готские «Дерева»

О смерти Игоря древнерусское сказание рассказывает так: «В се же лето [6453/945 г.] рекоша дружина Игореви: “отроци Свенелжи изоделися суть оружьем и порты, а мы нази; поиди, княже, с нами в дань, и да ты добудеши и мы”. И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примышляше к первой дани [собранной Свенгельдом и его отроками], и насиляще им [творили насилие над древлянами] и мужи его; возьемав дань, поиде в град свой. Идущу же ему вспять [на обратном пути], размыслив рече дружине своей: “идете с данью домови, а я возвращаюся, похожю и еще”. Пусти дружину свою домови, с малом же дружины [с малой дружиной] возвратися, желая больше именья. Слышавше же деревляне, яко опять идеть, сдумавше со князем своим Малом: “аще ся ввадить [если повадится] волк к овцем, то выносить все стадо, аще не убьють его; тако и се, аще не убьем его, то вся ны [всех нас] погубить”; и послаша к нему, глаголюще: “почто идеши опять? поимал еси всю дань”. И не послуша их Игорь, и вышедше из града Изкоростеня деревляне убиша Игоря и дружину его; бе бо их мало».

Важные подробности добавляет Лев Диакон (вкладывая их в уста императора Иоанна Цимисхия): «Не упоминаю я уж о его [Игоря] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Отсутствие в древнерусском сказании этих подробностей (в том числе факта казни Игоря, а не гибели его в стычке), о которых в третьей четверти Х в. были хорошо осведомлены далеко за пределами Русской земли, в частности в Константинополе, заставляет предполагать довольно позднее его возникновение — не раньше первой половины XI в.

Тогда-то, вероятно, и произошло искажение историко-географических реалий похода Игоря на «германцев» (крымских готов) и превращение этих последних в днепровских «древлян». Немного времени спустя летописец Нестор придал этой метаморфозе видимость исторической законности (перенос событий из одного региона в другой, включение их в иную историко-географическую реальность — обычное явление в средневековой литературе и эпосе). Этно-географическая фикция сделалась фактом древней русской истории.

И вновь готские «Дерева»

На самом деле события происходили в той области Северного Причерноморья, которая во вводной части «Повести временных лет» носит название Дереви/Дер(ь)ви, то есть в таврических Климатах — Горном Крыму, и убившие Игоря «древляне» в исторической действительности были крымскими готами. К уже высказанным ранее аргументам в пользу крымской локализации «Дерев» из сказания о древлянской дани можно добавить еще целый ряд других.

Древнерусское сказание рисует «древлян» весьма зажиточными людьми, которых можно обложить двойным, а по сути, четверным побором («черную куну» — двойную дань — с них взял Свенгельд, а Игорь, собрав третью дань, вернулся «походить еще» за четвертой). Вряд ли у Игоря было намерение ободрать их как липку и пустить по миру. Очевидно, он покусился лишь на натуральные и денежные излишки — избыточный продукт экономической деятельности «древлян», воспроизводимый ими с впечатляющей интенсивностью. В то время подобное процветание могла принести только торговля. Между тем, по археологическим данным, днепровские лесовики были удручающе бедны, как ни одно другое восточнославянское племя, и практически не участвовали в торговых операциях на основных водных путях — донском, волжском и западнодвинском. Юго-западная граница распространения арабского дирхема в восточнославянских землях проходит вдалеке от «Деревьской земли» Среднего Поднепровья (Древнерусские княжества X – XIII вв. М., 1975. С. 73). Самыми «роскошными» предметами, извлеченными из древлянских могильников, являются железные ножи, бронзовые браслеты и стеклянные бусины (Русанова И.П. Территория древлян по археологическим данным // Советская археология. 1960, № 1. С. 69). Местная пушнина ценилась не так дорого, как меха, поступавшие из северных областей, где волос у зверя был гуще и тоньше. Брать с восточнославянских древлян было просто нечего — не только во второй и третий, но даже и в первый раз. Зато экономическая активность торговых факторий крымских готов хорошо известна.

Заслуживает внимания безымянный «град свой», куда возвратился Игорь после того, как «возьемал» с древлян первую дань. Это совершенно определенно не Киев, поскольку в Киев дружинникам еще только предстоит отправиться из этого «града» по княжескому приказу: «идете с данью домови». «Своих градов» на правобережье Днепра, в Древлянской земле, у русов не было. Значит, отправным пунктом экспедиции Игоря был не Киев, а один из многочисленных «русских» городов в западном Крыму и «на Киммерийском Боспоре» в Таврике — возможно, Варанголимен или Тмуторокань. Характерно, что в показании Льва Диакона «германцы», убившие Игоря, появляются вслед за упоминанием «Киммерийского Боспора» как опорной базы военных предприятий русов.

К слову сказать, сомнительно, чтобы киевские князья вообще когда-нибудь ездили за данью к днепровским древлянам — своим ближайшим соседям. Скорее всего, древлянская дань поступала в Киев повозом, то есть ее привозили сами древляне, как это делали, например, обитавшие на значительно более дальнем расстоянии от Киева радимичи.

Само название злополучного «града» князя Мала («Коростень», «Искоростень») тоже принадлежит фольклору, а не истории. В одном позднейшем фольклорном источнике Мал является князем некоего града Кольца. Вариативность названия града князя Мала говорит в пользу того, что окрестности реального Коростеня на Уже сделались местом гибели Игоря гораздо позже — уже в фольклорной традиции.

Немало интересного способно поведать исследователю имя «древлянского» князя Мала. Лишь слепое доверие к летописному тексту, вкупе с поразительной нечуткостью к духу русского языка, заставляет лингвистов включать имя Мал в древнерусский именослов, делая к нему примечание «др.-рус.» (Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998. С. 227), а историков – молчаливо или во всеуслышание поддерживать мнение о славянском и даже «чисто славянском» (Пчелов Е.В. Генеалогия древнерусских князей IX – начала XI в. М., 2001. С. 146) происхождении имени князя «древлян». Однако этот вопрос решается не так однозначно, о чем свидетельствует отсутствие имени Мал в словаре Н. М. Тупикова (Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен // Записки Отделения русской и славянской археологии императорского Русского археологического общества. Т. VI. СПб., 1903). Осторожность исследователя не случайна, так как домонгольская русская история и письменность не знает повторного наречения какого-либо человека — князя, боярина или простолюдина — именем Мал. Отчество Малович(-овна), фамилия Малин и одноименные населенные пункты (в частности, «древлянский» город Малин на р. Тетерев) не могут служить доказательством славянского происхождения имени Мал. Все эти антропонимы и топонимы возникли гораздо позже сер. Х в. и, по всей видимости, не без влияния «славянства» князя Мала в «Повести временных лет».

Слово «мал» часто употребляется в русском языке в качестве краткого прилагательного: «мал золотник, да дорог», «мал, да удал» и т. д., но его превращение в личное имя невозможно, потому что это противоречит нормам словообразования в славянской ономастике. Невысокий человек в любом славянском языке назывался бы Малой, Малый, Малюта, Малёк, Малец, Малыш, Малк(о) — ср. соответствующие топонимы: например, сельцо Малотин (недалеко от Пирятина) называлось позже Малютинцы. Кстати, именование «древлянского», то есть, в контексте «Повести временных лет», восточнославянского князя Малом удивило самого же летописца, который во избежание двусмысленности почел необходимым пояснить, что речь идет об имени: «бе бо ему имя Мал, князю деревьску». Характерно, что это пояснение в тексте летописи сопровождает вторичное упоминание имени Мал как несклоняемого слова: «да поиди за князь наш за Мал» (первый раз Мал теряет падежное окончание в речи торжествующих древлян: «

Восстание древлян и убийство князя Игоря

Прежде, чем переходить к теме убийства князя Игоря и говорить о причинах древлянского восстания, следует дать краткую характеристику самому князю и времени его правления. Почему случилось восстание и что служило предпосылками вероломного нападения? Рассмотрим в этой статье.

Правление Игоря Рюриковича

Князь Игорь взошел на киевский престол в 912 году, сразу после смерти великого князя Олега. Еще Вещий Олег начал подчинять себе племена, живущие неподалеку от Киева. Среди этих племен были и древляне. Летописные своды, дошедшие до наших дней, описывают древлян как людей, ведущих полудикий образ жизни. Летописцы указывали, что древляне не знали законов, не имели института брака, не осуждали убийств. То есть, даже по меркам своих современников – соседних славянских племен, были настоящими варварами.

После смерти Олега древляне попытались выйти из-под киевской власти, но эта попытка была жестко подавлена новым князем, а размер дани, которым облагались древлянские племена, был сильно увеличен.

Игорь Рюрикович начал свое правление в сложной политической обстановке:

  • Прикаспийский поход его дружины оканчивается трагедией. Путь к Каспию пролегал через земли хазарского каганата. Каган согласился пропустить Игоря с дружиной к морю, но только с тем условием, что на обратном пути они отдадут ему половину добычи. Игорь согласился, но каган, вместо того, чтобы забрать положенную ему часть, напал на киевское войско и перебил большую часть дружины, завладев всей добычей.
  • Именно Игорь стал первым русским князем, столкнувшимся с проблемой постоянный набегов кочевников. В конце IX века печенеги начали регулярно нападать на границы Киевской Руси. В 915 году князь был вынужден заключить с ними пятилетний мирный договор.
  • Внешняя политика князя была направлена на создание наиболее выгодных условий для купеческой торговли. Так, в 941 году он решился на поход против Византии. Но повторить удачу Олега не удалось: битва окончилась не в пользу Игоря. Княжеское войско было встречено смертоносным «греческим огнем». В 944 году Игорь, объединившись с печенегами (до этого кочевники, как правило, выступали на стороне Византии), снова повторил поход. На этот раз византийский император предпочел не вступать в битву, а откупился от Игоря и его союзников богатыми дарами. Через год Игорь смог заключить с византийским басилевсом мирный договор.

Восстание древлян и предпосылки убийства

Как уже говорилось выше, древлянские племена были покорены еще при правлении Олега. Князь обложил их данью, но не трогал местное «дворянство». Дань называлась полюдьем, а собиралась в ноябре. В конце осени княжеская дружина, возглавляемая лично князем, отправлялась за данью и проводила зиму на постое у покоренных племен. То есть все это время князь с дружиной, фактически, содержались покоренными народами. Перезимовав и собрав дань, по весне войско возвращалось в столицу.

Игорь, взошедший на престол, попал в сложную ситуацию. С одной стороны, его дружина сильно увеличилась за счет варяжских отрядов. Варяги были наемниками, и им приходилось регулярно и хорошо платить. С другой стороны, князю самому приходилось платить дань хазарам.

Видимо, поняв, что Игорь находится в не самом выгодном положении, древляне и угличи подняли восстание против Киева. Столкновения продолжались на протяжении трех лет, и только в 945 году княжеские дружинники окончательно смогли подавить мятеж. Командовал ими варяжский воевода Свенельд, которому, по велению Игоря, теперь принадлежит большая часть дани, собранной с древлян.

Князь и его дружина

Чтобы разобраться в том, почему же Игорь послушал своих дружинников и вернулся к древлянам за повторной данью, нужно понимать роль дружины при княжеском дворе. Дружинники были не просто воинами. Варяжские наемники, входившие в состав дружины, играли гораздо меньшую роль, чем русские бояре и воеводы, входившие в непосредственный княжеский совет.

Роль старших дружинников была настолько огромна, что при заключении мирных договоров русская сторона ставила подписи не только князя, но и его старшего дружинника. Дружина могла не поддержать князя в его военных планах: он должен был советоваться со своими боярами и воеводами, прежде чем принимать какие-то решения. В общем, авторитет княжеской дружины действительно был очень большим.

Поэтому нельзя называть Игоря корыстолюбивым и жадным человеком. Летописи сохранили, что решение было принято не им, но дружиной. Старшие дружинники, оскорбившиеся тем, что варяг Свенельд получил большую часть дани, потребовали у Игоря вернуться к древлянам и собрать полюдье теперь и в их пользу. Именно поэтому второй раз Игорь ехал к древлянам с малым отрядом – своей старшей дружиной, не желающей делиться добычей с варягами.

Это, как мы знаем, стало роковой ошибкой.

Убийство Игоря и месть Ольги

Новый бунт был неминуемым. Игорь отправился к враждебному племени с малым отрядом, а древляне, изнывающие от неподъемной дани, посчитали себя в своем праве. Представители местно аристократии решили, что от Игоря нужно избавиться, пока он не «погубил их, будто волк стадо овец, таская по одной».

Под руководством князя Мала древляне перебили княжескую дружину, а самого Игоря захватили плен. Некоторые летописные источники утверждают, что над князем даже устроили суд, а затем, привязав к двум деревьям, разорвали на части.

Итак, древляне посчитали убийство Игоря справедливым и законным. Однако Ольга, его супруга и мать малолетнего княжеского сына Святослава, посчитала иначе.

Она собрала вече, где убедила княжеских мужей отомстить за правителя. Правда, Ольга не стала устраивать карательных походов. Считается, что княгиня происходила из варяжского рода (некоторые историки утверждают, что правильно ее имя произносится как «Хельга»), а потому отличалась не только изощренным умом и хитростью, но и жестокостью. Месть была по-настоящему страшной.

Князь Мал, решивший, что, убив Игоря, сможет легко уговорить его вдову стать своей женой, направил к киевскому двору целое посольство. Причем под его началом успело объединиться несколько племен.

Древляне явно ставили своей целью не только объединить государство, посадив на киевский трон Мала, но и унизить своих противников. Они потребовали, чтобы их несли ко двору прямо в лодках. На что Ольга любезно согласилась. И приказала вырыть огромные ямы, куда эти лодки, вместе с послами, были сброшены и засыпаны землей.

По-видимому, князь Мал, решив, что строптивая женщина уже исполнила свою месть, повторил предложение. Ольга снова согласилась и потребовала прислать к ней новых послов, пятьдесят знатный мужей древлянского рода. Гостей радушно приняли и предложили испариться в бане. Где, подперев двери, сожгли.

На этом ослепленная гневом и яростью Ольга не остановилась. На этот раз она лично отправилась к древлянам, справить тризну по убиенному мужу и принять предложение древлянского князя. Приехав с небольшой дружиной, Ольга приказывает насыпать высокий курган и устроить на нем поминки Игоря. Причем пир должны готовить древляне, на что те снова соглашаются. Когда древлянские гости захмелели, дружина княгини перерезала их всех. Некоторые летописи называют небывалый размах бойни: было убито около пяти тысяч человек!

После кровавого пира княгиня возвращается в Киев и выжидает целый год, чтобы собрать войско и напасть на столицу древлянского княжества – Искоростень. Осада затягивается, и Ольга снова идет на хитрость. Она обещает снять осаду, если древляне предоставят ей дань: по три воробья и три голубя от каждого двора. Осажденные с радостью исполнили ее волю.

Но радовались они рано: Ольга приказала привязать к лапкам птиц паклю и поджечь ее (другие источники упоминают горячие угли). Выпущенные на волю птицы тут же устремились к своим домам. В итоге город был выжжен практически дотла. Выжившие древляне были обложены тяжелой данью, которая была поделена на две части: одну отправляли в Вышгород, где жила княгиня с сыном, вторую – в Киев.

Последствия

Поступок Ольги оценивают по-разному. Для своего времени она поступила достойно: отомстила за смерть мужа, укротила врагов государства. Однако спустя несколько лет княгиня раскаялась и приняла христианство. Возможно, жестокая месть тяготила ее саму.

Ольга (в крещении Елена) возведена в сан святых ортодоксальной христианской церковью и признана равноапостольной проповедницей.

Стоит заметить, что для своего времени Ольга оказалась прогрессивной правительницей, гораздо лучшей и мудрой, нежели ее муж.

Что Ольга сделала для страны?

  • Чтобы не повторялась история Игоря, она провела первую налоговую реформу и установила правила сбора дани по всей стране;
  • Провела строительную реформу, повелев строить крепости из камня, а не дерева, как раньше;
  • Провела административную реформу: ввела установление погостов, центров княжеской власти, торговли и обмена.

Своему сыну княгиня оставила мощное, богатое и централизованное государство.

Игорь Рюрикович — один из первых князей древнерусского государства

 Краткая биография

Игорь I Царский Титулярник XVII векИгорь I Царский Титулярник XVII векИгорь I Царский Титулярник XVII век

Подробная биография

Игорь Рюрикович — один из русских князей, считающихся основателями Древнерусского государства. Будучи наследником князя Рюрика, Игорь был слишком мал для самостоятельного правления, поэтому вплоть до 912 года правил назначенный Рюриком регент — Олег Вещий.

В 914 году Игорь завоевал древлян и возложил на них дань больше прежней. С появившимися в 915 году у юго-восточных границ Руси печенегами Игорь предпочёл сначала заключить мирный договор, но в 920 году сам провёл против них военный поход.

В летописях его периода правления много пробелов. Следующим событием отмечена его война с Византией 941—944 годов. Поход на Царьград 941 года потерпел неудачу, однако в 943 году Игорь собрал столь многочисленное войско, что византийский император предпочел выплатить дань, и в 944 был заключен новый мирный договор.

Осенью 945 года Игорь по требованию своей дружины отправился за данью к древлянам, причем во время похода дружинники применяли насилие к местным. По окончанию князь отправил дружину домой, а сам решил вернуться и собрать ещё дани — возмущённые древляне убили Игоря, привязав его к двум согнутым деревьям и разорвав пополам.

Характеристика правления киевского князя
Игоря Рюриковича

Интерактивная хронология

Вплоть до 912 года фактическим правителем являлся назначенный отцом Игоря исполнять обязанности регента и опекуна Олег Вещий.

Правление князя Игоря Рюриковича в период с 912 по 945 годы менее насыщено событиями, по сравнению с княжением его предшественника, Олега Вещего. В целом, Игорь пытался удержать в повиновении доставшееся ему государство и распространить власть на ещё непокорённые племена.

Таблица основных событий за время правления Игоря РюриковичаТаблица основных событий за время правления Игоря РюриковичаТаблица основных событий за время правления Игоря Рюриковича

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Во внешней политике князь Игорь Рюрикович продолжал начинания своего наставника Олега Вещего: сначала заставил отказавшихся после смерти Олега древлян снова платить дань, затем послал воеводу Свенельда на покорение угличей.

С пришедшими в 915 году к границам Руси печенегами князь заключил мир, но по неизвестной причине в 920 году сам провел против них поход.

Вплоть до 941 года летописи не упоминают чего-либо существенного, однако затем Игорь решает провести поход на Царьград — греки уже несколько лет не присылали положенную по мирному договору дань. Поход оказался неудачным — в морском столкновении византийские корабли смогли уничтожить большое количество русских кораблей греческим огнём.

К 943 году под знамёнами Игоря собралась огромная армия, по суше и рекам они дошли до территории Болгарии, где были встречены византийскими послами. Правитель Константинополя, узнав о количестве выдвинувшихся с Игорем войск предпочел избежать кровопролития и заключить мир, выплатив дань за прошедшие года. В 944 году был заключён новый мир.

Направления походов во время правления Игоря РюриковичаНаправления походов во время правления Игоря РюриковичаНаправления походов во время правления Игоря Рюриковича

Таблица «основные события внешней политики»

Кроме перечисленных ниже событий в период правления князя Игоря Рюриковича произошли два т.н. «каспийских похода русов» в 913/914 и 943/944 годах. Описание этих походов отсутствуют в летописях, и не содержат явных указаний на прямое или косвенное участие князя.

Краткая характеристика внутренней политики

Внутренняя политика князя Игоря Рюриковича была менее насыщена событиями, чем при его предшественнике и наставнике Олеге Вещем. Князь старался удержать власть и, по возможности, расширить влияние на близлежащие племена.

После смерти Олега древляне отказались выплачивать дань, но уже на следующий год Игорь провел против них поход и вынудил подчиниться. Затем, покоривший по его приказу уличей воевода Свенельд получил право собирать с нового племени дань, а затем ему же был поручен сбор дани с древлян, что вызвало зависть дружинников Игоря.

В конце своего правления, поддавшись на уговоры дружины, попытался во время полюдья сам собрать с древлян дань, однако из-за собственной жадности был убит во время восстания данного племени.

Общая схема внутренней политики князя Игоря РюриковичаОбщая схема внутренней политики князя Игоря РюриковичаОбщая схема внутренней политики князя Игоря Рюриковича

Итоги и результаты правления

Деятельность князя Игоря Рюриковича была по достоинству оценена потомками, что неудивительно, если кратко изложить основные достижения князя:

  • Древляне силой принуждены снова платить дань
  • Начало противостояния с печенегами
  • Первый поход на Царьград в 941 г. потерпел неудачу, но результатом второго похода в 943 г. стал новый мирный договор с Византией 944 года
  • Византийский император возобновил выплату дани
  • Новый договор ограничивал претензии Руси на Корсунь и предписывал защищать византийские владения в Крыму от болгар
  • Русь и Византия обязывались помогать друг другу войсками по запросу
  • Русы обязывались не мешать греческим рыбакам в устье Днепра, а сами не должны были зимовать там, а также в Белобережье и у св. Еферия.
  • В отличии от договора Византии с Олегом, русы больше не имели права беспошлинной торговли в Царьграде
  • Племя уличей подчинено и выплачивает дань
  • Воеводе свенельду поручен сбор дани с древлян и уличей
  • При попытке повторно собрать дань с древлян Игорь был убит

Семья и личная жизнь

Архонтисса ОльгаАрхонтисса ОльгаАрхонтисса Ольга
рис. из старой книги

Раздел об Ольге

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Есть и другая версия, согласно которой Игорь случайно встретил Ольгу во время переправы через реку под Псковом, влюбился, и когда пришло время искать невесту — не захотел себе никакой другой жены.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга.

В летописях упоминается существование у Игоря и других жен, но имена отсутствуют.

Дети

Князь Святослав Игоревич, портрет из царского титулярника XVII векаКнязь Святослав Игоревич, портрет из царского титулярника XVII века

920/942 — 972

Формально Святослав Игоревич стал правителем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 году отца, но самостоятельное правление началось, как можно судить по косвенным данным, около 961 года (по летописи в 964 году).

При Святославе Киевской Русью в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах. Совершенные им походы против хазар, болгар и византии прочертили широкую дугу вокруг укрепляющейся Киевской Руси. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.

Раздел о Святославе

Глеб (или Улеб) Игоревич — звестен только из описанной В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи, достоверность которой ставится многими историками под сомнение. О его жизни и деятельности известно очень мало. Иоакимовская летопись называет Глеба единственным братом великому князю Киевскому Святославу. М. Ю. Брайчевский предложил две версии родства с киевскими князьями: либо он был младшим сыном Игоря и Ольги, либо двоюродным братом Святославу.

Смерть

К 945-му году воевода Свенельд и его дружина так обогатились на сборе дани с древлян и уличей, что люди Игоря начали завидовать им и уговорили князя самому собрать дань с древлян во время ежегодного полюдья. Летописи отдельно отмечают насильственные действия по отношению к древлянам:

И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его.

После сбора дани Игорь решил отпустить большую часть сопровождавших его воинов, а сам — собрать дань ещё раз вместе с малой дружиной:

«Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще».

«Смерть князя Игоря» Худ. Чориков Б. А.«Смерть князя Игоря» Худ. Чориков Б. А.«Смерть князя Игоря»
Худ. Чориков Б. А.
Когда просьбу удалиться и не собирать дань повторно князь проигнорировал, древляне вышли из Искоростеня и перебили большую часть людей Игоря, а затем, на глазах немногих вышивших, привязали князя к двум согнутым деревьям и разорвали его пополам.

Киевская Русь после Игоря

Сожжение Искоростеня по приказу княгини ОльгиСожжение Искоростеня по приказу княгини ОльгиСожжение Искоростеня по приказу княгини ОльгиПосле смерти князя Игоря Рюриковиче бразды правления приняла его жена Ольга, т.к. княжич Святослав был ещё слишком мал. Княгиня нескольно раз жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, но и провела пересмотр системы сбора дани с племён для предотвращения подобных восстаний в будущем.

Повзрослевший Святослав Игоревич больше уделял внимания походам, переложив заботу о внутренней политике на плечи матери.

Месть древлянам

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Игоря оставила след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы разнообразные картины и гравюры, описывающие различные эпизоды из жизни князя.

Изображения

Опубликовано: 05.01.2020

Изменено: 07.08.2020

УБИЙСТВО ДРЕВЛЯНАМИ ИГОРЯ 945 г.

УБИЙСТВО ДРЕВЛЯНАМИ ИГОРЯ 945 г.

  После последнего похода в Константинополь (943 год) князь Игорь жил со всеми в мире и даже на сбор дани отправлял своего воеводу Свенельда. Собирая дань в городах, Свенельд обогатился сам и обогатил свою дружину. Дружина князя Игоря стала высказывать недовольство: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам«.

  В связи с этим осенью 945 года Игорь решил самолично отправиться в полюдье, за сбором дани и свершением суда. Прибыв в земли древлян по словам летописца Игорь со своей дружиной стал брать дань больше чем обычно и чинил всякого рода насилие над древлянами. Собрав дань дружина совместно с Игорем отправилась назад в Киев, но по дороге домой Игорь неожиданно передумал возвращаться. Сказав дружине «Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще«, он отпустил большую часть своей дружины. Сам же остался с небольшим числом ратников и возвратился, чтоб взять еще дани с древлян.

  Древляне, узнав, что Игорь опять идет, начали думать с князем своим Малом: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит«. Порешив так, они послали сказать Игорю: «Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань?» Но Игорь не послушался их, тогда древляне, вышедши из города Коростеня, убили Игоря. Есть сведения, что «сего несчастного князя привязали к двум деревам, разорвали надвое«. Так, по преданию, погиб князь Игорь.

автор статьи В. Боков

 

  

 

Убийство князя Игоря древлянами

 

Князь Игорь – одна из загадочных и неоднозначных личностей в истории. Он был сыном Рюрика и родственником Вещего Олега. Его правление начинается в 912 году и продолжается до 945 года. Успехи его в государственных и военных делах значительные и тому есть множество документальных подтверждений. Наибольшую загадку представляет его смерть.

Общепринятая версия гибели князя Игоря

После возвращения из похода в Византию, князь перестал участвовать в сборе дани. Он поручил это своему воеводе. Но дружина его начала роптать, что, мол «отроки» Свенельда богатеют от дани, а они бедствуют. Игорь поддался на уговоры и отправился на полюдье в земли древлян. Дружина собрала хорошую дань, основной отряд с собранной добычей князь отправил в Киев, сам же с небольшим отрядом задумал повторить полюдье. Возмущенные древляне на вече решили погубить Игоря. Что и выполнили. Правда, в древнерусской летописи о самой казни нет ни слова. В них князя называют Игорь Старый или Игорь Жадный. Исследователи истории древней Руси пытаются раскрыть тайну гибели первого потомка Рюрика, использую для этого не только древнерусские летописи, но и исторические материалы Византии, Польши.

Другие версии смерти князя Игоря

По одной из версий древляне платили дань по «пакту». А Игорь этот договор нарушил, поэтому и был казнен. Причем казнили князя как разбойника, разорвав его на части. Но это вызывает сомнение потому, что, похоронили князя древляне вблизи города Искоростень, насыпав над телом огромный курган, так обычно хоронят выдающихся, уважаемых людей. Существует предположение, что князь вернулся не за данью, а его специально выманили с малым отрядом, чтобы убить. Историк Лев Прозоров считает, что Киевского князя предали и убили варяжские дружинники. После поражения в 941 году княжеская дружина значительно уменьшилась, поэтому для сбора подати Игорь взял варяжский отряд. В пользу этой версии говорит и то, что русская дружина никогда бы не оставила князя во враждебной земле одного. Следующая гипотеза касается причастности к его смерти воеводы Свенельда. Этому есть подтверждение в древних летописях. После возвращения из Византии князь разрешил воеводе собирать дань с угличей и древлян. Но после ропота княжеской дружины лишил его этого права, что могло стать причиной предательства и убийства со стороны Свенельда. Ученый А.А.Шахматов, основываясь на Новгородскую первую летопись младшего взвода и «Историю Польши», доказывает, что Свенельд являлся отцом князя Мала, а древляне были его подданными. Поэтому воевода не хотел лишиться права на сбор дани и со своей дружиной, при поддержке древлян, напал на Игоря. В этом сражении Игоря убил сын Свенельда.

Что произошло в действительности определить сложно, для этого нет достаточной информации. Летописи при княжеских дворах и монастырях часто переписывались в соответствии с политическими взглядами заказчиков и утратили историческую объективность. Но ученые не оставляют надежду найти древние рукописи, которые помогу разгадать и эту загадку.

 

Князь малых Древлян. Князь Игорь и князь Мал — Рассказ

История нашей страны пронизана тайнами и загадками, в последние годы ученые задают огромные вопросы «Повести временных лет», написанной Нестором. На нем всегда находили какие-то неточности и белые пятна, но вот уже несколько лет историки и археологи изучают его довольно серьезно. А иногда их открытия противоречат всему, что мы знали раньше.

В последнее время в научном сообществе появилась новая версия появления славян и роли древлян в формировании государства.Да-да, вы не ослышались — это были древляне. Те, кто отдал дань уважения князю Игорю и вероломно убили его. Это коварно? Давайте посмотрим на историю немного под другим углом.

«Повесть временных лет»: официальная история

Современные русские почти ничего не знают о том, кто такой принц Мал. Несмотря на то, что это была достаточно известная и влиятельная историческая личность, найти о ней упоминания в древних летописях довольно сложно.Единственное известное упоминание об этом человеке — «Повесть временных лет», в которой описывается диалог князя Игоря и князя Малома. В результате древлянский правитель возглавил восстание и убил практически безоружного русского князя. А потом он даже связался со своей женой Ольгой, за что поплатился своими людьми и своей жизнью.

Печальная история, не правда ли? Более того, в русских летописях ни до этого периода, ни после князь Мал Древлян не упоминается. Он вместе со своим состоянием, по мнению летописцев, как будто просто исчез.Но на самом деле этого просто не могло быть, и любой образованный человек увидит некоторую преуменьшение в такой интерпретации исторических фактов.

Конечно, разобраться в этом и узнать правду довольно сложно. Более того, за прахом веков трудно различить реальные события, и можно только выдвигать гипотезы. Тем не менее, мы по-прежнему стараемся собирать информацию по крупицам из разных источников, чтобы рассказать вам, кто такой принц Мал на самом деле и его народ, прозванный в «Повести временных лет» диким и непонятным.

Древляне: история народа и местонахождение

Если взять современную карту, то бывшая территория Древлян попадет как раз на Житомирскую область. А столицей древнего государства был город Искоростень, который сейчас известен как Коростень. Помните, что этот город не так уж далеко от Киева. Этот факт нам очень пригодится в дальнейшем.

О происхождении древлян известно не так много. По одной версии, князь Мал — потомок народа дулеб, а по другой, древляне были осколком готового племени, поселившегося в этих лесах и всеми

стремившегося сохранить свою самобытность.

Как Ольга отомстила древлянам — Другое

Имя древнерусской княгини Ольги давно стало легендой. Одна из немногих женщин-губернаторов на Руси, первая русская христианка, бабушка великого князя Киевского Владимира Святославовича. Однако самой известной стала история о жестокой мести Ольги убитому мужу.

Киевский князь Игорь Рюрикович был убит древлянами, когда пытался отобрать у них слишком много дани. Убив Игоря, древляне решили, что имеют право управлять Киевом, и отправили послов к его молодой вдове, княжне Ольге, с предложением стать женой их князя Мала.

Месть юной принцессы


На первый взгляд, принцесса любезно приняла предложение и даже пообещала послам небывалые почести. На следующий день их должны были доставить в ее покои прямо в лодке. Действительно, счастливых послов привезли к Ольге на лодке и вместе с лодкой бросили в заранее приготовленную яму и закопали заживо.
Однако этого Ольге показалось мало. Она послала посла к ничего не подозревающим древлянам с требованием прислать за ней более роскошное и многочисленное посольство.Прибывших вскоре послов встретили очень тепло и предложили попариться в дороге. Там их заперли и сожгли заживо.
После этого Ольга сообщила древлянам, не знавшим о судьбе своих послов, что перед вторым браком она хочет устроить трехдневную гробницу над могилой своего первого мужа. В судебных процессах, проходивших у города Искоростень, где был убит Игорь, участвовало 5 000 знатных древлян, которых затем изрубили воины княгини.

Сгоревший город


Но эта месть показалась Ольге недостаточной. Она хотела уничтожить Воробья. Однако жители города оказали ее армии отчаянное сопротивление. И тогда Ольга прибегла к новой уловке. Княгиня сделала вид, что довольна уже совершенной местью, и потребовала от горожан символическую дань: по три голубя и по три воробья с каждого двора. Искоростенцы со вздохом облегчения выполнили ее просьбу. После этого Ольга приказала каждой птице привязать зажженный трут к лапке и выпустить их на свободу.Птицы прилетели в свои гнезда и подожгли город. Несчастные искоростенцы пытались бежать, но в результате попали в плен к воинам Ольги. Некоторые из них предали казнь, другая часть была продана в рабство, а остальных осаждали непомерно высокой данью.
Страшная месть язычницы Ольги, впоследствии ставшей христианской святой, не может не пугать. Хотя, как известно, языческие времена в целом отличались жестокостью, а действия Ольги, отомстившей за смерть любимого мужа, полностью соответствовали нравам тех времен.
Также вполне возможно, что, став христианкой, Ольга раскаялась в содеянном. Во всяком случае, в будущем она будет известна как мудрый и милосердный правитель, который до конца своих дней хранил верность памяти мужа. ,

Позвольте мне рассказать вам историю киевской княгини Ольги или Как не разозлить русскую княгиню — Жизнь в России


Позвольте мне рассказать вам историю киевской княгини Ольги.

или Как не разозлить русскую принцессу

Жизнь княгини Ольги была полна великих подвигов, описанных во многих исторических источниках, а также легендарных фактов, которые до сих пор оспариваются историками.

Место рождения княгини Ольги

Согласно наиболее традиционной теории, зафиксированной в Первой летописи, Ольга родилась в Пскове (город на северо-западе России) в семье варягов.Варяги также были известны как викинги или норманны, пришедшие на территорию нынешней России, Украины и Белоруссии в VIII и IX веках. Эта теория о рождении Ольги также объясняет происхождение ее имени, которое происходит от скандинавского «Хельга». В других исторических версиях говорится, что Ольга была либо дочерью основателя государства Киевская Русь Олега Вещи, либо имела болгарские корни.

Убийство князя Игоря

Олег Вещий инициировал брак Ольги с князем Игорем, который был сыном новгородского князя Рюрика, основателя династии Рюриковичей русских царей.После смерти Олега в 912 году Игорь стал правителем Киевской Руси. В 945 году князь Игорь отправился к славянскому племени древлян для сбора дани. После того, как он потребовал более высокую плату, древляне убили его.

Ольга взяла власть в свои руки

Смерть киевского князя подняла вопрос о следующем правителе страны. Сыну Игоря Святославу было всего три года, и Ольга взяла власть в свои руки. Интересно, что она пользовалась полной поддержкой Русской армии, что свидетельствует о большом уважении, которое она испытывала в народе.

После убийства Игоря древляне прислали своих сватов предложить Ольге выйти замуж за их князя Мала. Принцесса отомстила за смерть мужа, убив всех послов.

Месть княгини Ольги

В древнерусских летописях описаны четыре типа мести, организованной Ольгой. Сначала она приказала захватить 20 сватов, приехавших в Киев, и похоронить их заживо. Тогда княгиня попросила древлян прислать к ней лучших послов, но как только они прибыли, их сожгли в бане.Вскоре Ольга отправилась в страну древлян, якобы на поминание убитого мужа. Напоив врагов во время пира, гувернантка приказала убить их всех. Летопись сообщает о пяти тысячах жертв в этом третьем акте мести.

Осада г. Искоростень

Последняя месть произошла в 946 году, когда Ольга путешествовала по земле древлян для сбора дани.Она осадила город Искоростень, который отказался платить ей. Согласно легенде, принцесса просила, чтобы каждый дом подарил ей голубя. Затем она привязала горящие бумаги к ногам голубей и позволила им улететь обратно в свои дома. В результате весь город был уничтожен пожаром.

Официально правление Ольги над Киевской Русью длилось, пока ее сын не достиг совершеннолетия. Повзрослев, Святослав предпочитал большую часть времени проводить за границей, устраивая военные походы для расширения и укрепления границ своего государства.
Ольга, оставшаяся отвечать за внутреннюю политику Киевской Руси, стала известна созданием системы сбора дани, которая иногда считается первой правовой системой налогообложения в Восточной Европе. Она приказала создать центры торговли и налогообложения. Подчиненные Киеву земли были разделены на административные единицы, которые контролировались представителями княгини. Ольга установила фиксированное количество подношений с подробным графиком их сбора.

Считается также, что княгиня Ольга была инициатором строительства первого каменного города на Киевской Руси, особенно в городах Киеве, Новгороде и Пскове.

Обращение княгини Ольги в христианство

Одним из самых известных поступков Ольги было ее обращение в христианство. Она одна из первых принесла эту религию языческому обществу Киевской Руси. Согласно Первой хронике, Ольга крестилась в Константинополе либо в 955, либо в 957 году. Ее сын Святослав не поддержал решение своей матери и опасался потерять уважение армии из-за новой веры Ольги.Судя по всему, она оказала большое влияние на своего внука Владимира Великого, который в 988 году сделал христианство официальной религией Киевской Руси.

В 957 году Ольга нанесла официальный визит византийскому императору Константину VII в Константинополе. Предположительно, переговоры не принесли ожидаемых результатов, поскольку исторические записи описывают холодное приветствие византийских послов во время их ответного визита в Киев.

В западноевропейских источниках упоминается, что в 959 году Ольга послала своих послов к Оттону I, императору Римской империи, с просьбой назначить архиепископа и священников для службы в ее стране.Хроника обвиняет посланников принцессы во лжи, но детали противоречивы.

Адальберт Магдебургский

Исторические записи не позволяют сказать, была ли Ольга искренней в своей просьбе или нет. Епископ императора Адальберт Магдебургский, пробыв некоторое время в Киевской Руси, решил, что все его усилия по развитию христианства в стране напрасны. На обратном пути в Италию все его товарищи были убиты (предположительно) союзниками Святослава, а сам Адальберт едва выжил.

В то время христианская церковь еще не была разделена на римскую и греческую ветви. Официально разделение произошло в 1054 году, хотя на самом деле оно началось задолго до этого. По-разному оцениваются попытки Ольги наладить связи как с византийскими, так и с римскими императорами, высшими церковными властями. Она либо сомневалась, что выбрать, либо вела дальновидную политику давления на Константинополь, чтобы получить наиболее выгодные позиции в Восточной христианской церкви.

Трудно сказать, когда Святослав начал свое полное правление; хотя до 959 года как византийские, так и западноевропейские записи называют Ольгу главным правителем Киевской Руси. Судя по всему, Святослав делил власть с Ольгой до самой ее смерти.

Киев атакуют печенеги

В 968 году, когда Святослав был в отъезде и вел военный поход, на Киев напали печенеги, полукочевой тюркский народ. Княгиня Ольга вместе со своими маленькими внуками должна была организовать оборону города.Она умерла вскоре после осады Киева в 969 году. Святослав по завещанию матери приказал похоронить Ольгу по христианским канонам.

Княгиня Ольга святая и равноапостольная

В 1547 году Православная Церковь провозгласила княгиню Ольгу святой и равноапостольным человеком. Она стала одной из пяти женщин, удостоенных этого статуса в истории христианства.

http://russiapedia.rt.com/prominent-russians/history-and-mythology/princess-olga-of-kiev/

Нравится:

Нравится Загрузка…

Связанные

.

; 3 — FunSubstance

mrclever · 5 лет назад · ПЕРВЫЙ

R мы делаем это снова

9 Ответить mrclever · 5 лет назад

К черту.
В раннем Риме отец мог законно убить любого члена своей семьи.

23 Ответить badasslatina · 5 лет назад

Черт, чувак, что случилось с первым? Я не помню всего, что написал!

6 Ответить badasslatina · 5 лет назад

Большинство изображений Иисуса, сделанных после 1500-х годов, основаны на Сезаре Борджиа (настоящий Иисус, вероятно, был черным)…)

14 удалено · 5 лет назад

Он был бы арабом, точнее, евреем.

13 Ответить badasslatina · 5 лет назад

Когда Колумб впервые прибыл на американский континент, он увидел несколько моржей и подумал, что это русалки (кто-то был немного возбужден, я предполагаю)

18 Ответить badasslatina · 5 лет назад

Нет проблем, я в любом случае получаю удовольствие, делясь своими случайными знаниями истории

5 Ответить badasslatina · 5 лет назад

Клеопатра была толстой и невысокой, что в те времена было высшей формой красоты (до сих пор для феминацитов)

17 Ответить badasslatina · 5 лет назад

Дракула был основан на принце по имени влад Цепеш, который любил называть себя «дракуля» (и был злым ублюдком, и никому он не нравился)

12 17зеленый · 5 лет назад

Также считается, что у него была светочувствительность — аллергия на солнце.

5 Ответить badasslatina · 5 лет назад

У первых русалок в легендах была не нижняя половина рыбы, а нижняя половина птицы

14 ,