Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы.

Подробности
Категория: Учебные материалы по философии

Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания. 

Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

 В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни

осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

 

studfilosed.ru

1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, верв и идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения.

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. По сути, мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

studfiles.net

Сущность и структура мировоззрения

Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это совсем не значит, что именно тогда сложились все концептуальные положения данного феномена. Прежде всего, следует сказать о том, что многие представления, без которых сегодня нельзя представить ни одно мировоззрение (не важно, о каком типе мы ведем речь, о массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно других форм общественного сознания. Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Мировоззрение, его сущность и структура, как правило, выражалось через те представления индивидов, которые они формулировали в процессе обобщения тех знаний, которые приобретались в результате общественной практики. В результате таких обобщений сформировалось понимание мировоззрения, как специфической формы сознания индивида, в которой отражаются его взгляды на окружающую действительность и свое место в этой действительности.

В многочисленных источниках можно найти самые различные определения мировоззрения, однако при всей их несхожести, можно утверждать, что все они практически одинаково трактуют структуру мировоззрения как многосложного явления.

Структура мировоззрения в философии включает в себя такие важнейшие компоненты, как знания, установки, убеждения и идеалы, с помощью которых человек выражает свое отношение к окружающей реальности и формирует собственную позицию в этом мире.

Структура мировоззрения в качестве своих важнейших элементов, включает:

  • систему информации и знаний;
  • взгляды, отношения и критерии оценки окружающего мира;
  • установки и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;
  • идеалы человека – образы, предопределяющие развитие человека и его движение, как активного, преобразующего мир, субъекта.

Но на этом структура мировоззрения не исчерпывается, так как все перечисленные выше элементы можно классифицировать на объективные (к ним следует отнести знания) и субъективные (это в основном взгляды, убеждения и идеалы).

Все компоненты мировоззренческой структуры имеют вполне определенное функциональное назначение.

Знания, представляющие собой определенным образом переработанную систему научной информации, помогаю человеку осмысливать окружающий его мир и происходящие в нем явления. В рамках этого компонента могут наблюдаться и вполне определенные несоответствия, которые носят объективный и достаточно объяснимый характер. Например, люди могут иметь примерно сравнимые интеллектуальные потенциалы, но при этом совершенно различаться своими мировоззрениями.

Структура мировоззрения, в состав которого входят взгляды людей, предполагает их рассмотрение как суждения, которые, в отличие от знаний, выражают субъективный вывод индивида о реальности. К примеру, представители научного и религиозного мировоззрений совершенно по-разному рассматривают вопрос происхождения человека.

Знания, как и взгляды, не всегда выступают в качестве мотивирующего поведение фактора. Более важным, с точки зрения этого вопроса, являются убеждения. Формируясь на основе какой-либо идеи, убеждения отражают синтез объективных знаний и устремлений, закрепляющий социальные позиции человека в обществе и его деятельности.

Структура мировоззрения в качестве своего органичного элемента предусматривает присутствие идеалов. В самом простейшем понимании, идеал – это образ, в котором запечатлено предвосхищаемое, совершенное, то, к чему у человека сформировано стойкое стремление и высокое (с точки зрения критериев) отношение. Как правило, в них воплощаются наилучшие образцы человеческого мышления и поведения.

Таким образом, мировоззрение — это системное единство образующих его компонентов. Соотношения между этими компонентами с течением времени могут изменяться и тогда какой-то один из них может стать доминирующим не только на уровне индивидуального сознания, но общественного.

fb.ru

Определение мировоззрения

СОДЕРЖАНИЕ

1. Дайте определение мировоззрения…………………………………………………3

2. Кто является автором тезиса «человек – мера всех вещей»?…………………………….4

3. Покажите особенности философского учения славянофилов……………………5

4. Какие классические формы движения материи выделил Энгельс?………………….5

5. Что изучает антропология?…………………………………………………………………………….6

6. Дайте определение научного познания и покажите его специфические признаки…………………………………………………………………………………………7

7. Какова структура политической системы общества?………………………………………8

1. Дайте определение мировоззрения

Мировоззрение — система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом;

религиозное — связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

философское — выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иноймере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение — это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения — личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения — знания . Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия — это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений . Убеждения — это та призма через которые видится действительность. Убеждения — не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы . Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными . Как правило они обращены в будущее. Идеалы — основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение — это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

2. Кто является автором тезиса «человек – мера всех вещей»?

Протагор . Ему принадлежало более десятка сочинений, но ни одно из них до нас не дошло за исключением лишь небольших фрагментов. Важнейшими источниками наших знаний о Протагоре и его учении являются диалоги Платона «Протагор » и «Теэтет » и трактаты Секста-Эмпирика «Против ученых » и «Три книги пирроновых положений «. В этих трактатах проводится мысль Протагора о том, что главное свойство материи это ее относительность и текучесть .

Человек в своей жизни что-то выбирает, а чего-то избегает, т.е. человек всегда пользуется каким-то критерием истинности и ложности. Если мы одно делаем, а другое не делаем, то, следовательно, считаем, что одно истинно, а другое – нет. На это Протагор замечает, что поскольку все существует относительно чего-то, то мерой каждого поступка тоже является конкретный человек. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит, может быть, одно из самых знаменитых философских высказываний: «человек есть мера всех вещей». Полностью эта фраза Протагора звучит так: «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

Платон в диалоге «Теэтет» посвящает много страниц разбору этого положения Протагора, показывая, что у Протагора это положение имеет следующий смысл: что кому как кажется, то так и существует (так оно и есть). Если мне вещь кажется красной, то она красная и есть. Если дальтонику эта вещь кажется зеленой, то так оно и есть. Мерой является человек. Не цвет этой вещи, а человек. Абсолютной, объективной, не зависящей от человека истины не существует. То, что одному кажется истинным, другому кажется ложным, что для одного – благо, то для другого – зло. Из двух возможных вариантов человек всегда выбирает тот, который ему более выгоден. Поэтому истинно то, что выгодно человеку. Критерием истины является выгода, полезность . Поэтому каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности то, что ему является полезным.

Так как человек в качестве субъекта вообще есть мера всего, то сущее есть не изолированно: сознание по существу своему есть то, что в предметном производит содержание, субъективное мышление, следовательно, принимает в этом самое существенное участие. И это положение доходит вплоть до новейшей философии; так, Кант говорит, что мы знаем лишь явления, т. е. что то, что нам представляется объективной реальностью, должно рассматриваться лишь в его отношении к сознанию и не существует вне этого отношения. Важным является утверждение, что субъект, как деятельный и определяющий, порождает содержание, но все зависит от того, как определяют дальше это содержание; ограничивают ли его партикулярной стороной сознания или его определяют как всеобщее, само в себе и для себя сущее. Дальнейший вывод, содержащийся в положении Протагора, он развил сам, говоря: «истина есть явление для сознания, ничто не есть само по себе одно, а все обладает лишь относительной истиной », т. е. оно есть то, что оно есть, лишь для другого, и это другое есть человек.

Сократ всю свою жизнь посвятит опровержению софистики, тому, чтобы доказать, что истина существует, что она существует объективно и абсолютно и что не человек есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия с истиной, которая является абсолютным благом. «Объективная истина» – это точка зрения Бога (для религиозного человека это понятно). Человеку до этой точки зрения дотянуться трудновато, но, как норма, эта точка зрения должна присутствовать. Для христианина это не должно вызывать проблем: у нас всё является моделью Бога (должны друг друга любить, как Бог любит людей и т. д.).

3. Покажите особенности философского учения славянофилов

Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.

Черты философии славянофилов

— Славянофильство имеет глубинную связь с религией и рассматривает православную религию и церковь в качестве основы всех философских и социологических построений.

— Для него характерна резкая квалифицированная критика западной культуры и западной философии. Острие этой критики направлено против основополагающего мировоззренческого принципа Запада — рациональности.

— Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание. Чтобы понять мир, познание должно быть цельным, а не раздробленным на логические фрагменты.

— Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое свободное и ограниченное единство.

— Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.

mirznanii.com

Структура личности

1) По Дж. Миду, структура сформировавшейся личности состоит из двух компонентов: «Я – сам» (объект самосознания, самопонимания) и «Я – меня» — рефлексия на оценки других и общество в целом;

2) Ч. Кули (концепция зеркального «Я») считал, что личность – продукт социальных взаимодействий – интеракций. Представления человека о себе (а это, по Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что  о нем думают другие, т.е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

— представление о том, что другие видят меня;

— представление о том, как другие оценивают меня;

— ощущение «Я» как ответ на представление и оценки меня.

3) По представлениям З. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем формируется структура личности, которая состоит из трех компонентов:

— Ид («Оно») – бессознательное, энергия инстинктов (два основных инстинкта – Эрос (инстинкт продолжения жизни, сексуальная энергия) и инстинкт смерти – Танатос). Основной принцип существования Ид – «Хочу». При освобождении Ид ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение.

— Эго («Я») – сознание, действует по принципу «Могу». Индивидуализирует поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.

— Суперэго (сверх-«Я») – компонент личности, который сложился под влиянием социального контроля, культурных норм и запретов. Основной принцип – «Надо».

Согласно концепции К. К. Платонов, существует 4 уровня структуры личности (биологические и социальные).

1. Низший уровень личности — биологически обусловленная подструктура, в которую входятвозрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. Следующий уровень личности — индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нуж­ны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому тем­перамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

  2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

  3. стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

  4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;

  5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

  6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

  7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

  8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

9 установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной — эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

10 позиция — устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

11. цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. 

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата. Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

     Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

      Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки  человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его  фактическая помощь может быть минимальной.

     Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

    Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

–     больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

–     делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

–      пытаются навязать свою волю группе

–      окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

    Люди с направленностью на взаимные действия:

–      избегают прямого решения проблемы

–     уступают давлению группы

–    не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить

–     не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Люди с деловой направленностью:

–     помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

–     поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

–     легко и доступно излагают свои мысли и соображения

–     берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

–     не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Способности человека определяют его успехи в различных ви­дах деятельности.

СПОСОБНОСТИ  — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Задатки – первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др.

Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом  называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и сило их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

  1. Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

  2. Возбудимость внимания – это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

  3. Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

  4. Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

  5. Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

  6. Активность волевой целенаправленности деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

  7. Пластичность – ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

  8. Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

  9. Субъективизация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые

1. регулируют динамику психической деятельности в целом;

2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

  1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип.

  2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

  3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

  4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности. Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

2. Эмоциональные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

3. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей. 

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

1. Психодинамический (классический психоанализ).

studfiles.net

Мировоззрение — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Мировоззре́ние — необходимая составляющая человеческого сознания, которая формируется в процессе познания мира, совокупность взглядов, убеждений, оценок, идеалов, принципов, определяющих понимание человеком объективной реальности, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Субъектом мировоззрения может быть один человек, определенная социальная группа или общество в целом. Коллективные формы мировоззрения связаны с менталитетом — образом мыслей, который характеризует психологические особенности социальных групп.
Мировоззрение имеет исторический характер, связано с совокупностью проблем, которые стоят перед обществом, зависит от непосредственных условий жизни, от уровня знаний и развития науки. Разные типы мировоззрения характерны для социальных групп и слоев на определенных этапах истории. Мировоззрение отдельного человека также меняется в течение его жизни. Оно может формироваться стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, или осознанно, в результате целенаправленной работы сознания.
Мировоззрение определяет общую направленность личности: морально-нравственные ориентиры человека, цели его деятельности и способы их достижения, особенности его характера и поведения. Мировоззрение отражает понимание человеком мира и тенденций его развития, придает осмысленность практической и теоретической деятельности людей.Мировоззрение представляет собой целостную систему.
В структуру мировоззрения входят следующие элементы: знания (жизненно-практические, профессиональные, научные), ценности, идеалы, убеждения, идеи и т. п.
Основной элемент мировоззрения — убеждения. Убеждение — это устойчивый взгляд на мир, регулирующий сознание и поведение личности. Убеждение возникает на основе устойчивых знаний как глубокая уверенность человека в их истинности, побуждающая его воплощать в жизнь определенные идеалы и принципы посредством действий и поступков. Источниками убеждения являются житейский опыт, теоретические знания, ценностные ориентации личности.
Выделяют две категории убеждений:
1) убеждения, основанные на вере, которая не подтверждена практикой и не подкреплена логическими доказательствами;
2) убеждения, основанные на знании, которое подтверждено аргументами, логически обосновано и проверено практикой.Существует несколько вариантов классификации типов мировоззрения на основе различных критериев.
В зависимости от характера эмоциональной окраски мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим.
В зависимости от наличия или отсутствия в сознании человека веры в сверхъестественные силы выделяют религиозное и атеистическое мировоззрение.
Особыми типами мировоззрения можно считать теоцентризм, антропоцентризм, космоцентризм. Их сущность определяется ценностными установками: для теоцентризма характерно почитание Бога как высшего блага и формы существования; антропоцентризм истолковывает мир в терминах человеческого существования; космоцентризм основан на представлении о единстве человека и природы.
В современной науке наиболее распространена следующая классификация типов мировоззрения:
1) обыденное (житейское) мировоззрение;
2) религиозное мировоззрение;
3) научное мировоззрение;
4) гуманистическое мировоззрение.Обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно в ходе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей. Его основа — повседневная жизнь и личный житейский опыт. Обыденное мировоззрение состоит из несистематизированных, стихийных знаний о мире. Оно традиционно по своему характеру, в повседневной деятельности людей присутствует в форме здравого смысла.

Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил, в присутствие божественного начала в реальном мире. Этот тип мировоззрения ориентирован на решение духовных проблем. Религиозные учения поддерживают в людях надежду получить в идеальном мире то, чего они лишены в реальной жизни.

Научное мировоззрение опирается на обобщенные достижения современной науки, теоретическое осмысление реальности и включает в себя объективную картину мира, сложившуюся как целостный итог человеческого познания.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании человека как высшей ценности. Оно включает в себя представления о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном совершенствовании человека. В рамках гуманистического мировоззрения главный критерий общественного прогресса — благо человека, его право на свободу, счастье, духовное развитие и физическое благополучие.

megabook.ru

11. Понятие и сущность идеала. Идеалы и идолы – их роль в жизни человека и общества. Исторические формы развития общественного идеала.

Система идеалов:

1- жизненная позиция человека, его жизненная программа;

2-конечные цели жизнедеятельности человека;

3-главные требования личности, общества, класса и на основе этого осуществляет координацию уровня развития человека и общества;

4-желаемые и должные стороны, цели человеческой жизни. Идеалы всегда выступают в виде чувственно обобщённых образов: соединение возможного с действительным→идеал регулирует отношения человека с прошлым, настоящим и будущим. Этот момент определяет природу идеала:

1-идеал всегда существует в духовной форме, поэтому содержание его безгранично, многоаспектно;

2-в силу своей природы идеал постоянно развивается, ибо человек всегда развивается;

3-идеал всегда отображает основные потребности и интересы человека и общества;

4-имеет земное происхождение, он отражает определение состояние общества и человека, взаимодействующего с ним, в основе — социально-классовая природа;

5-идеал является всегда нашим современником и не существует.

Кроме Идеала выделяется его противоположность — идол, материальная копия отображаемого объекта. Идол конечен, статичен. В общественной науке 2 вида идолов:

1-гласные;

2-безгласные: деньги, алкоголь, произведения искусства, предметы роскоши и другие вещи, которые отчуждают человека от его природных основ и превращают в вещь.

Конфорд: «К безгласным идолам относят общественные явления, имеющие сакральный характер». «Гласные идолы- правящие/рвущиеся к власти лидеры, деятели, авторитеты, начальники».

В западной политической мысли особые критерии, по которым можно безошибочно определить гласного идола:

1-критичность по отношению к своим предшественникам и обличение их недостатков, предание гласности порочащих поступков;

2-беспощадное уничтожение реальных и потенциальных конкурентов;

3-окружение себя командой помощников и создание режима, заставляющего служить верой и правдой, положения, когда судьба абсолютно зависит от воли хозяина;

4-создание условий таинственности и секретности вокруг себя, а также строгий контроль за информацией о частной жизни идола;

5-страсть к увековечиванию своего имени, заслуг, идей;

6-любовь к порядку, послушанию, церемониям, праздникам, символам, наградам;

7-особое подчёркивание своей демократичности, демагогия о заботе о нуждах простого человека;

8-отрицательное отношение к инакомыслию.

Лукач: «Это свойство присуще всем советским лидерам, кроме Ленина».

Любой идеал всегда несёт в себе свою противоположность, и это определяется его атрибутивным свойством, а именно: идеал абстрактен в силу своей безграничности→при конкретизации существует в виде оптимального добра или зла.

Содержание системы идеалов раскрывается в системе принципов, которые составляют познавательно-теоретический аспект нашего мировоззрения.

Исторические формы развития общественного идеала

1. Индивидуальный идеал или божественный идеал – идеал совершенного человека.

2. Эпоха Нового времени: идеал как существование некой идеальной общественной системы; особенность – существует либо в прошлом, либо в будущем; в осн-и дан. общест. идеала лежит аграрный труд.

3. Диалектический идеал (Гегель, Сен-Симон): идеал не может существовать ни в прошлом, ни в будущем; он наш современник, в его содержании выражается ведущая тенденция развития; особенность – идеал пост. развивается; в основе лежит индустриальный труд.

studfiles.net