2) Структура и функции мировоззрения.

а) Структура мировоззрения.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие.

Мировосприятие основано на чувственно-наглядном (эмоционально-образном) восприятии мира.

Мировосприятие выступает как совокупность

наглядно-познавательных образов мира. Оно определяет

эмоциональный настрой человека:

— восторженность или уныние,

— оптимистическое отношение к жизни или

пессимистическое,

— дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

Влияют на мировоззрение и нравственные чувства, такие как стыд, укор совести, чувство долга, чувство морального удовлетворения, страдание, милосердие т.п.

Миропонимание.

Миропонимание как познавательно-интеллектуальная

сторона мировоззрения.

Миропонимание формируется на основе познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются:

— истинные знания и заблуждения,

— опыт самого человека и практика всего общества.

Мировоззрение в целом — это духовный каркас личности, класса, общества.

В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д.

Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, которые определяют жизненную позицию человека, принципы поведения и ценностные ориентации.

Важнейшие элементы мировоззрения:

— Истинное знание и заблуждение.

Основа мировоззрения — знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

Знания возникают как на базе опыта конкретного человека, так и в результате обобщения практики всего общества. Знание — это способ, каким существует сознание. И это нечто духовное знает, что оно существует.

— Взгляды — определенная совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях: они составляют основу мировоззрения. Эти общие положения и принципы превращаются в убеждения — особое состояние знаний, характеризующееся твердой уверенностью.

— Оценка. В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. То есть, мировоззрению присуща не только информативная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Оценка — это определение значимости тех действий или явлений, которые оказывают влияние на духовный мир человека. Для оценки необходимо наличие шкалы ценностей.

— Убеждения. Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения — это та призма через которую видится действительность. Убеждение — не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

Убеждения — это вера человека в свои идеалы. Убеждения бывают научными и не научными. Принято считать, что ненаучные убеждения выступают как личные мнения людей, а научные убеждения — как знания истины. Фанатические убеждения и мнения — это путь к вере.

— Сомнение. В процессе жизни человек пересматривает свои убеждения и меняет мнения, у него возникают сомнения. Сомнение — это критическая переоценка своих идеалов. Сомнение как антипод убеждения и как фактор совершенствования мировоззрения.

— Идеалы. В структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы — основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражающую действительность, но и ориентирует на ее изменение.

Идеал — это духовный ориентир, придает осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности.

Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия — это теоретическое ядро мировоззрения.

Мировоззренческие положения и принципы содержат оценки явлений действительности, определяющие жизненные позиции человека. Мировоззрение включает настроения, чувства, переживания, составляющие эмоционально-психическую основу.

Две стороны мировоззрения: эмоционально-психическая и рациональная.

Знания, ставшие убеждениями — основа мировоззрения. Существует мировоззрение человека и мировоззрение

общества. Личностное мировоззрение — зависит от характера, социального положения, и т.п.

Мировоззрение человека охватывает установки, мотивы и принципы его деятельности.

При внимательном анализе структуры мировоззрения каждой отдельно взятой личности можно обнаружить наличие всех или большинства отмеченных черт мировоззрения, вместе с тем, обнаружится и то обстоятельство, что один из них занимает приоритетное, а другие — второстепенное, подчиненное положение в системе взглядов человека на мир.

В результате этого «мировоззренческая палитра» общества оказывается не усредненно-серой, а «многоцветной».

Различная степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности всех частей мировоззрения, определяя характер формирования и способ функционирования можно выделить уровни или пласты мировоззрения:

— повседневно-практический и

— теоретический.

Повседневно-практический уровень часто называют жизненной философией. Жизненно-практический уровень — религия, традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность. Здесь очень часто присутствуют предрассудки.

К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит философия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний действительности, а также норм, ценностей, идеалов.

Философия в таком случае выступает как теоретическое ядро мировоззрения, как предельно общая мировоззренческая теория.

б) Функции мировоззрения.

(а) Мировоззрение выполняет регулятивные и организующие функции в деятельности каждого человека и жизнедеятельности всего общества или, как говорят, обладает особой методологической функцией (от греч. methodos — способ, путь; logos — учение).

(б) Наиважнейшая функция мировоззрения — объяснения мира и определение в нем места, которое занимает (или должен занимать) человека.

(в) Благодаря наличию мировоззрения человек сознает цели и смысл своей жизни, достигает целостного видения реальности, определяет свою роль в историческом процессе.

Мировоззрение призвано раздвигать рамки повседневности, соотносить данного человека с другими людьми, накапливать опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни.

Итак, мировоззрение нельзя однозначно определить. Это многомерное понятие. Мировоззрение как комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта: общие черты духовного настроя той или иной эпохи, веру и сомнение, осмысления прошлого и видения будущего, теоретический опыт.

3) Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

Каждой эпохе соответствует свое мировоззрение и своя философия.

Чтобы понимать, познавать, изменять и улучшать существующий порядок вещей, нужно иметь какой-то общий взгляд на мир, включающий в себя и человека, и земную природу, и космос, и прошлое, и настоящее, и мыслимое будущее.

Именно по линии мировоззрения и происходит первое и самое глубокое соприкосновение философии с действительностью, с современностью.

Мировоззрение обычно складывается стихийно,

бессознательно, и поэтому соответствующий ему взгляд на мир,

общее представление о его устройстве, или картина мира,

бывают противоречивы, а детали этой картины часто не

стыкуются друг с другом, оказываются «разномасштабными».

Чтобы выбрать верную стратегию жизни, человеку необходимо продуманное, обоснованное, свободное от противоречий мировоззрение. Выработать его помогает философия. В этом и заключается одна из ее важнейших функций.

Наш личный и общественный опыт обобщается в форме наиболее важных знаний, которые издревле называли мудростью. Философия с самого начала выступает как размышление о мудрости, как ее исследование и обоснование. Для того чтобы мировоззрение, выросшее из такой «переработанной» и концентрированной мудрости, охватывающей наиболее ценные знания данной эпохи и достижения данной культуры, было максимально убедительным, следует его обосновать и выработать аргументы в его защиту. Это — одна из важнейших задач философии. И в этом смысле философия образует основу мировоззрения.

Итак, философия — наука мировоззренческая. Мировоззрение — как целостный взгляд на мир шире, чем

философия, а философия — это теоретическое ядро мировоззрения.

Жизнь человека во многом зависит от того, как он относится к миру.

Философия — это теоретическое обоснование отношения к себе, обществу, миру.

Конспект по философии на тему: «Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы»

Конспект по философии на тему: «Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы»

 

Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

— Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

— Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

— Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

 В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ.

Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев — с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию — оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов  и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало — созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

 

Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.

 Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Социально-исторический тип мировоззрения

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.

Самыми понятными человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его собственные желания и поступки. Чаще всего нетрудно догадаться, какими чувствами и стремлениями руководствуются в своих поступках другие люди.

У первобытного человека (а также у ребенка в раннем детстве) такой способ понимания и действия легко переносится на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится живое, одушевленное. Ему кажется, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления своя душа — это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в жертвоприношения, случайные крики и прыжки — в обряды, уговаривания — в заговоры, далее молитвы.

Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир — мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Они любят и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и помогают друг другу, обманывают и открывают правду.

На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи — как привычные и в целом понятные отношения между людьми.

На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам.

Миф — это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса сливаются в мифологическом мировоззрении в одно целое. Благодаря этому миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру.

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Характерными чертами стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение. Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.

Но догматический тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия — это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения он опирается на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.

учредительных документов Америки | Национальный архив

» data-version=»1″>

Эти три документа, известные под общим названием Хартии свободы, защищают права американского народа на протяжении более двух с четвертью столетий и считаются важными для основания и философии Соединенных Штатов.

Декларация независимости

Узнать больше

Декларация независимости выражает идеалы, на которых были основаны Соединенные Штаты, и причины отделения от Великобритании.

Прочитать стенограмму
 

Конституция

Подробнее

Конституция определяет структуру федерального правительства Соединенных Штатов.

Прочитать стенограмму  

Билль о правах

Узнать больше

Билль о правах — это первые 10 поправок к Конституции. Он определяет права граждан и государств по отношению к правительству.

Прочитать стенограмму 

Книга Хартий Свободы

В этой впечатляющей книге, написанной Элис Кампс, куратором Национального архива, рассказывается об отреставрированной Ротонде Национального архива, недавно переделанных Хартиях свободы и многом другом.

 

Исторические факсимиле

Элегантные факсимиле на пергаментной бумаге идеально подходят для учебных целей или для украшения дома или офиса.

 

Документы в рамке

Патриотам и любителям истории нашей страны: наши учредительные документы в рамочках и у вас дома.

 

 

Ротонда Хартий Свободы

Ротонда Хартий Свободы, расположенная на верхнем уровне Национального архива музея, является постоянным домом для первоначальной Декларации независимости, Конституции Соединенных Штатов и Билль о правах.

Разработанная архитектором Джоном Расселом Поупом как святыня американской демократии, богато украшенная Ротонда с высоким куполообразным потолком также украшена двумя фресками Барри Фолкнера, изображающими вымышленные сцены «презентаций» Декларации независимости и Конституции.

 

Founders Online

С помощью Founders Online вы можете читать и выполнять поиск среди тысяч документов и записей Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Александра Гамильтона, Джона Адамса, Томаса Джефферсона и Джеймса Мэдисона, а также воочию наблюдать за ростом демократии и рождение республики. Их письма и журналы — своего рода «первый набросок» Хартий свободы.

 

Загрузка в высоком разрешении

 

Подписание Декларации или Конституции

 

Фрески Фолкнера

 

 

 

Milestone Documents

Milestone Documents — это первичные исходные документы, в которых освещаются ключевые моменты американской истории или правительства. Это одни из самых просматриваемых и востребованных документов в фондах Национального архива.

 

аксиом | Бесплатный полнотекстовый | Полугрупповые структуры и коммутативные идеалы BCK-алгебр, основанные на структурах пересекающихся кубических множеств

1. Введение

Четкое множество A во вселенной K может быть описано как его характеристическая функция ξA:K→{0,1}. Если мы возьмем расширение [0,1] диапазона {0,1} в характеристической функции ξA:K→{0,1}, мы можем получить новую функцию ξ:K→[0,1], и она называется нечетким множеством, введенным Заде [1]. Нечеткое множество является очень полезным и ценным инструментом для обработки положительной информации, но имеет ограничения при обработке отрицательной информации. Исходя из потребности в инструментах, необходимых для обработки негативной информации, Jun et al. В [2] введена отрицательнозначная функция и применена к BCK/BCI-алгебре. Они обсудили идеальную теорию BCK/BCI-алгебр, основанную на функциях с отрицательными значениями. Интервальнозначное нечеткое множество, которое определяется интервальнозначной функцией принадлежности, было предложено более 40 лет назад как естественное расширение нечеткого множества. Теория нечетких множеств и теория нечетких множеств с интервальными значениями являются хорошими математическими инструментами для параметрической обработки неопределенности и широко применяются в чистой математике, медицинской диагностике, принятии решений и т. д. (см. [3,4,5,6 ,7,8]). Ян и др. [9] попытались объединить нечеткое множество интервальных значений и мягкое множество [10] с целью получения новой модели мягкого множества, а затем они использовали ее для анализа проблемы принятия решения. Нечеткое множество Пифагора и нечеткое пифагорейское множество значений интервала играют важную роль в процессе принятия решений. Аббас и др. В [11] введено понятие кубического пифагорейского нечеткого множества на основе пифагорейского нечеткого множества и пифагорейского нечеткого множества интервальных значений. Они разработали кубический пифагорейский нечеткий взвешенный средний оператор и кубический пифагорейский нечеткий взвешенный геометрический оператор и применили его к многоатрибутному принятию решений с неизвестной информацией о весе. Сферические нечеткие множества и сферические нечеткие множества с интервальными значениями являются лучшими методами борьбы с нечеткостью и неопределенностью. Основываясь на сферических нечетких множествах и интервальных сферических нечетких множествах, Ayaz et al. В [12] введено сферическое кубическое нечеткое множество и обсуждены различные операторы агрегации. Более того, его применение в процессе принятия решений с несколькими атрибутами также обсуждается Tehreem et al. [13]. В социальной структуре, где развитие науки и возникновение сложных проблем, связанных с различными факторами, часты, мы чувствуем потребность в новых инструментах в расчете на то, что один инструмент будет иметь ограничения в решении этих проблем. Более того, можно заметить, что кубическая теория множеств полезна при решении проблемы неопределенности в отношении положительной информации, но есть предел для решения проблемы неопределенности, включая отрицательную информацию. Таким образом, Джун и соавт. В [14] введена перекрестная кубическая структура множества как расширение биполярного нечеткого множества, состоящего из интервальнозначного нечеткого множества и функции с отрицательным знаком, и применена она к BCK-алгебре. В [15] Джун и соавт. ввел перекрестный кубический идеал в BCK/BCI-алгебре, замкнутый перекрестный кубический идеал в BCI-алгебре и перекрестный кубический ∘-подалгебру BCK-алгебры с условием (S). Они определили отношения между ними. Они предоставили условия для того, чтобы пересекающаяся кубическая структура была закрыта, пересекая кубический идеал, и исследовали условия, при которых пересечение кубического идеала замкнуто. Они обсуждали характеристики скрещивающегося кубического идеала, а мы изучали трансляцию скрещивающейся кубической подалгебры и скрещивающегося кубического идеала.

В этой статье мы сначала строим полугрупповую структуру, задавая бинарные операции на множестве пересекающихся структур кубических множеств. Мы применяем структуру перекрестного кубического множества к коммутативным идеалам BCK-алгебр и определяем коммутативный перекрестный кубический идеал. Мы исследуем связь между перекрестным кубическим идеалом и коммутативным перекрестным кубическим идеалом. Сначала мы представим пример, в котором перекрестный кубический идеал не является коммутативным перекрестным кубическим идеалом, и исследуем условия, при которых пересекающийся кубический идеал может быть коммутативным перекрестным кубическим идеалом. Мы обсуждаем характеристики коммутативного пересекающегося кубического идеала и исследуем связь между коммутативным перекрестным кубическим идеалом и пересекающимся кубическим множеством уровней. Мы устанавливаем свойство расширения коммутативного скрещивания кубического идеала. Мы изучаем трансляцию коммутативного пересечения кубического идеала. Найдены условия перевода перекрестно-кубической структуры множества в коммутативный кросс-кубический идеал и рассмотрена его характеристика.

2. Предварительные сведения

Множество K со специальным элементом 0 и бинарной операцией «÷» называется BCI-алгеброй, если оно удовлетворяет следующему:

BCK-алгебра определяется как BCI-алгебра K, удовлетворяющая следующему условие:

Каждая BCI/BCK-алгебра K удовлетворяет следующему:

BCK-алгебра K называется коммутативной (см. [16]), если a∧b=b∧a для всех a,b∈K, где a ∧b=a÷(a÷b). Мы будем сокращать коммутативную BCK-алгебру до cBCK-алгебры.

Подмножество L BCI/BCK-алгебры K называется следующим образом:

  • Подалгебра в K (см. [16,17]), если a÷b∈L для всех a,b∈L.

  • Идеал группы K (см. [16,17]), если он удовлетворяет условию

Подмножество L BCK-алгебры K называется коммутативным идеалом K (см. [18]), если оно удовлетворяет уравнению (9) и

Обозначим через F(K,[−1,0]) совокупность всех функций из множества K в [−1,0]. Мы говорим, что элемент F(K,[−1,0]) является отрицательнозначной функцией из K в [−1,0] (кратко, N-функцией на K). Определим отношение ≤ на F(K,[−1,0]) следующим образом:

для всех ζ,η∈F(K,[−1,0]).

Номер интервала определяется как подинтервал a˜=a−,a+ из [0,1], где 0≤a−≤a+≤1. Номера интервалов [0,0] и [1,1] обозначаются 0˜ и 1˜ соответственно. Обозначим через [[ 0,1]] множество всех интервальных чисел. Определим то, что известно как уточненный минимум (кратко rmin) двух элементов в [[0,1]]. Мы также определяем символы «⪰», «⪯», «=» в случае двух элементов в [[0,1]]. Рассмотрим два интервальных числа a˜1:=a1−,a1+ и a˜2:=a2−,a2+. Затем,

и, аналогично, мы можем иметь a˜1⪯a˜2 и a˜1=a˜2. Говоря a˜1≻a˜2 (соответственно a˜1≺a˜2), мы имеем в виду a˜1⪰a˜2 и a˜1≠a˜2 (соответственно a˜1⪯a˜2 и ˜1≠a˜2). Пусть a˜i∈[[0,1]], где i∈Λ. Мы определяем

Пусть K непустое множество. Функция ℏ:K→[[0,1]] называется интервальнозначным нечетким множеством (кратко, множеством IVF) в K. Пусть [[0,1]]K обозначает множество всех множеств IVF в K Каждое ℏ∈[[0,1]]K и a∈K,ℏ(a)=ℏ−(a),ℏ+(a) называется степенью принадлежности элемента a к ℏ, где ℏ−: K→[0,1] и ℏ+:K→[0,1] — нечеткие множества в K, которые называются нижним нечетким множеством и верхним нечетким множеством в K соответственно. Для простоты обозначим ℏ=[ℏ−,ℏ+]. Для каждого ℏ,£∈[[0,1]]K определим

и

3. Полугрупповые структуры пересекающихся структур кубических множеств

Обозначим через CCS(K) совокупность структур пересекающихся кубических множеств на множестве K.

Пусть K,C(ℏ,ζ), K,C(£, η), K,C(ð,ξ)∈CCS(K). Затем,

и

то есть (ℏ⊕£)−(x)+ð−(x)−(ℏ⊕£)−(x)·ð−(x)=ℏ−(x)+(£−⊕ð−)(x )−ℏ−(x)·(£−⊕ð−)(x) и (ℏ⊕£)+(x)+ð+(x)−(ℏ⊕£)+(x)·ð+(x) =ℏ+(x)+(£+⊕ð+)(x)−ℏ+(x)·(£+⊕ð+)(x) для всех x∈K. Следовательно, (ℏ⊕£)⊕η=ℏ⊕(£⊕η). Кроме того, мы получаем

для всех x∈K. Таким образом,

Теперь у нас есть

и (ζ⊕η)−(x)=ζ−(x)+η−(x)−ζ−(x)·η−(x)=η−(x)+ζ−(x)−η−( x)·ζ−(x)=(η⊕ζ)−(x) для всех x∈K. Следовательно, K,C(ℏ,ζ)⊕K,C(£,η)=K,C(£,η)⊕K,C(ℏ,ζ).

Рассмотрим перекрестную кубическую структуру множеств K,C(0˜,0) на K, в которой

и

Для любых K,C(ℏ,ζ)∈CCS(K) получаем

и (ζ⊕0)(x)=ζ(x)+0(x)−ζ(x)·0(x)=ζ(x) для всех x∈K. Аналогично, (0˜⊕ℏ)(x)=[ℏ−(x),ℏ+(x)] и (0⊕ζ)(x)=ζ(x) для всех x∈K. Таким образом,

На основании проведенных вычислений получаем следующую теорему.

4. Пересекающаяся кубическая структура множества, применяемая к коммутативным идеалам в BCK-алгебрах

В дальнейшем пусть K обозначает BCK-алгебру, если не указано иное.

Если K коммутативно, то условие Уравнение (18) эквивалентно следующему условию:

Обсудим связь между CC-идеалом и cCC-идеалом.

В приведенном ниже примере сообщается о существовании CC-идеала, а не cCC-идеала.

Пример   4.

Пусть K={0,ϱ1,ϱ2,ϱ3,ϱ4} — множество с бинарной операцией «÷», приведенной в табл. 3.

Тогда K — BCK-алгебра (см. [16]). Пусть K,C(ℏ,ζ) — пересекающаяся кубическая структура множества на K, которая указана в таблице 4. это не cCC-идеал группы K, потому что ℏ(0)} и/или ζ(ϱ2÷(ϱ3∧ϱ2))=ζ(ϱ2)=−0,58≰−0,87=max{ζ((ϱ2÷ϱ3)÷0),ζ(0)}.

Исследуем условия, при которых CC-идеал может быть cCC-идеалом.

Заметим, что любая BCK-алгебра K, являющаяся нижней полурешеткой относительно отношения порядка «≤», является cBCK-алгеброй. Отсюда имеем следующее следствие.

Для заданной структуры перекрестного кубического множества K,C(ℏ,ζ) на K и элемента v∈K рассмотрим следующее множество, называемое множеством перекрестного кубического уровня:

Пусть K,C(ℏ,ζ ) — пересекающаяся кубическая структура множества на K. Определим множество уровня K,C(ℏ,ζ), записываемое как LK,C(ℏ,ζ), следующим образом:

где L(K,ℏ,β˜)={x∈K∣ℏ(x)⪰β˜} и L(K,ζ,t)={x∈K∣ζ(x)≤t} для β˜: =[β−,β+]∈[[0,1]] и t∈[−1,0]. Будем говорить, что L(K,ℏ,β˜) и L(K,ζ,t) — это множества ℏ-уровня и множества ζ-уровня группы K,C(ℏ,ζ) с индексами уровня β˜ и t соответственно.

Доказательство.  

Предположим, что L(K,ℏ,β˜) и L(K,ζ,t) — непустые коммутативные идеалы поля K для всех β˜:=[β−,β+]∈[[0,1]] и t∈[−1,0]. Предположим, что K,C(ℏ,ζ) не является cCC-идеалом K. Тогда хотя бы одно из уравнений (17) и (18) неверно. Предположим, что уравнение (18) неверно. Тогда существуют a,b,x,y∈K такие, что ℏ(a÷(b∧a))rmin{ℏ((a÷b)÷c),ℏ(c)} или ζ(x÷( y∧x))≰max{ζ((x÷y)÷z),ζ(z)}. Если взять β˜:=[β−,β+]=rmin{ℏ((a÷b)÷c),ℏ(c)}, то (a÷b)÷c∈L(K,ℏ,β ˜) и c∈L(K,ℏ,β˜), но a÷(b∧a)∉L(K,ℏ,β˜). Кроме того, если взять t=max{ζ((x÷y)÷z),ζ(z)}, то (x÷y)÷z∈L(K,ζ,t) и z∈L(K ,ζ,t), но x÷(y∧x)∉L(K,ζ,t). Это противоречие, поэтому уравнение (18) справедливо. Точно так же, если уравнение (17) не установлено, это приводит к противоречию. Следовательно, K,C(ℏ,ζ) является cCC-идеалом группы K. □

Обратите внимание, что CC-идеал может не быть cCC-идеалом (см. пример 4), но мы можем рассмотреть свойство расширения для cCC-идеала.

Доказательство.  

Предположим, что K,C(ℏ,ζ) является cCC-идеалом поля K. Тогда его непустое множество ℏ-уровня и множество ζ-уровня являются коммутативными идеалами поля K для всех индексов уровня по теореме 9, т. е. L(K,ℏ,β˜) и L(K,ζ,t) являются коммутативными идеалами поля K, если они непусты для всех ˜β:=[β−,β+]∈[[0,1]] и t ∈[−1,0]. Из уравнений (29) и (30) видно, что L(K,ℏ,β˜)⊆L(K,£,β˜) и L(K,ζ,t)⊆L(K,η,t) . Так как K,C(£,η) — CC-идеал в K, мы знаем, что L(K,£,β˜) и L(K,η,t) — идеалы в K. Из леммы 2 следует, что L (K,£,β˜) и L(K,η,t) — коммутативные идеалы в K. Следовательно, K,C(£,η) является cCC-идеалом в K по теореме 10. □

5. Переводы коммутативных пересекающихся кубических идеалов

Для заданной перекрестной кубической структуры множества K,C(ℏ,ζ) на множестве K обозначим

Для каждого k∈[−1,0] с k≥⊥ и β˜=[β−,β+]∈[[0,1]] с β+≤⊺ определим

Тогда K,C(ℏβ˜T,ζkT) является пересекающейся кубической структурой множества на K, которая называется (β˜,k)-трансляцией K,C(ℏ,ζ).

Пусть K,C(ℏ,ζ) — пересекающаяся кубическая структура множеств на K, и рассмотрим k∈[−1,0] и β˜=[β−,β+]∈[[0,1]] с k ≥⊥ и β+≤⊺ соответственно. Мы берем набор

где γ˜∈[[0,1]] и r∈[−1,0] такие, что γ˜≻β˜, γ+≤⊺ и r

Доказательство.  

Предположим, что K,C(ℏ,ζ) является cCC-идеалом поля K, и пусть x,y,z∈K таковы, что (x÷y)÷z∈C(ℏ,ζ)(γ˜, r) и z∈C(ℏ,ζ)(γ˜,r). Тогда ℏ((x÷y)÷z)⪰γ˜−β˜, ζ((x÷y)÷z)≤r−k, ℏ(z)⪰γ˜−β˜ и ζ(z) ≤r−k. Из уравнения (18) следует, что ℏ(x÷(y∧x))⪰rmin{ℏ((x÷y)÷z),ℏ(z)}⪰γ˜−β˜ и ζ(x÷(y ∧x))≤max{ζ((x÷y)÷z),ζ(z)}≤r−k. Таким образом, x÷(y∧x)∈C(ℏ,ζ)(γ˜,r). Ясно, что 0∈C(ℏ,ζ)(γ˜,r). Следовательно, C(ℏ,ζ)(γ˜,r) — коммутативный идеал в K. □

Исследуем условия, при которых (β˜,k)-трансляция пересекающейся кубической структуры множества на K становится cCC-идеалом K.

Доказательство.  

Предположим, что K,C(ℏβ˜T,ζkT) является cCC-идеалом поля K. Пусть x∈C(ℏ,ζ)(γ˜) и a∈C(ℏ,ζ)(r) для всех γ˜∈[[0,1]] и r∈[−1,0] такие, что γ˜≻β˜, γ+≤⊺ и r

и

что показывает, что 0∈C(ℏ,ζ)(γ˜)∩C(ℏ,ζ)(r). Пусть x,y,z,a,b,c∈K таковы, что (x÷y)÷z∈C(ℏ,ζ)(γ˜), z∈C(ℏ,ζ)(γ˜), ( a÷b)÷c∈C(ℏ,ζ)(r) и c∈C(ℏ,ζ)(r). Затем,

и

Следовательно, x÷(y∧x)∈C(ℏ,ζ)(γ˜) и a÷(b∧a)∈C(ℏ,ζ)(r). Следовательно, C(ℏ,ζ)(γ˜) и C(ℏ,ζ)(r) — коммутативные идеалы в K.

Обратно, предположим, что C(ℏ,ζ)(γ˜) и C(ℏ,ζ )(r) — коммутативные идеалы в K для всех γ˜∈[[0,1]] и r∈[−1,0] таких, что γ˜≻β˜, γ+≤⊺ и rs≥ζkT(a) для некоторых δ˜∈[[0,1]] и s∈[−1,0] таких, что δ˜≻β˜, δ +≤⊺ и s Если существуют (a,b,c),(x,y,z)∈K×K×K такие, что ℏβ˜T(a÷(b∧a))⪰rmin{ℏβ˜T((a÷b) ÷c),ℏβ˜T(c)} или ζkT(x÷(y∧x))≤max{ζkT((x÷y)÷z),ζkT(z)} неверны, то ℏβ˜T( a÷(b∧a))≺δ˜⪯rmin{ℏβ˜T((a÷b)÷c),ℏβ˜T(c)} или ζkT(x÷(y∧x))>s≥max{ ζkT((x÷y)÷z),ζkT(z)} для некоторых δ˜∈[[0,1]] и s∈[−1,0] таких, что δ˜≻β˜, δ+≤⊺ и с<к. Следует, что

или

то есть (a÷b)÷c,c∈C(ℏ,ζ)(γ˜) или (x÷y)÷z,z∈C(ℏ,ζ)(r). Однако ℏ(a÷(b∧a))δ˜−β˜ или ζ(x÷(y∧x))≰s−k, то есть a÷(b∧a)∉C(ℏ,ζ) (γ˜) или x÷(y∧x)∉C(ℏ,ζ)(r). Это противоречие, и, таким образом, ℏβ˜T(a÷(b∧a))⪰rmin{ℏβ˜T((a÷b)÷c),ℏβ˜T(c)} и ζkT(x÷(y∧ x))≤max{ζkT((x÷y)÷z),ζkT(z)} для всех a,b,c,x,y,z∈K. Следовательно, K,C(ℏβ˜T,ζkT) является cCC-идеалом K. □

6. Выводы и дальнейшая работа

кубических структур множества и применил структуру перекрестного кубического множества к коммутативным идеалам BCK-алгебр и определил коммутативный перекрестный кубический идеал. Мы исследовали несколько свойств и взаимосвязь между перекрестным кубическим идеалом и коммутативным перекрестным кубическим идеалом.