Контрольная работа по химии для 9 класса

Контрольная работа : «Металлы» Вариант №1

А1.Элемент, атом которого содержит 11 протонов

1) Na 2) C 3) Mg 4) Si

А2.У какого элемента металлические свойства наиболее выражены ?

1) Fr 2) Al 3) Na 4) Mg

А3.В порядке уменьшения восстановительных свойств металлы расположены в ряду

1) Mg, Zn, Ag 3)Na, Zn, K

2) Al, Fe, Na 4)Ni, Al, Cr

А4.Электронная конфигурация атома Al

2 2 6 1 2 2 5 2 2 4 2 2 6 2 1

1)1s 2s 2p 3s 2)1s 2s 2p 3)1s 2s 2p 4)1s 2s 2p 3s 3p

А5.За счёт электронов предвнешнего уровня степень окисления железа равна

1)+1 2)+2 3)+3 4)+11

А6.Химическая реакция возможна между

1)Fe+MgSO4 2)Zn+CuCl2 3)Cu+HCl 4)Ag+h3SO4

А7.Сумма коэффициентов в сокращённом ионном уравнении CuO+2HNO3=Cu(NO3)2+h3O равна

1)4 2)3 3)5 4)6

В1.Железо может реагировать с каждым из двух веществ:

1)аммиак, водород 4)гидроксид натрия , бром

2)соляная кислота, кислород 5)оксид углерода(2), азот

Ответ:______________.

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

В2.Первое вещество является окислителам в реакциях :

1)NO+h3-N2+h3O 3)O2+Mg-MgO 5)Fe+Cl2-FeCl3

2)N2+Li-Li3N 4)Fe+S-FeS

Ответ:______________.

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Al-AlCl3-Al(OH)3-Al2O3-NaAlO2

Составьте 2 уравнения в ионном виде .

Ответы : А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 В1 В2 С1

1 1 1 4 3 2 3 12 123

Контрольная работа : «Металлы» Вариант №2

А1.Элемент, атом которого содержит 12 протонов

1) Na 2) C 3) Mg 4) Si

А2.У какого элемента металлические свойства наиболее выражены ?

1) Li 2) Fe 3) Na 4) Mg

А3.В порядке уменьшения восстановительных свойств металлы расположены в ряду

1) Mg, Zn, Au 3)Na, Zn, Mg

2) Al, Fe, Zn 4)Ni, Al, Zn

А4.Электронная конфигурация атома Na

2 2 6 1 2 2 5 2 2 4 2 2 6 2

1)1s 2s 2p 3s 2)1s 2s 2p 3)1s 2s 2p 4)1s 2s 2p 3s

А5. Наиболее устойчивой степенью окисления меди является

1)+1 2)+2 3)+3 4)+11

А6.Химическая реакция возможна между

1)Fe+CuSO4 2)Zn+MgSO4 3)Cu+HCl 4)Ag+h3SO4

А7.Сумма коэффициентов в сокращённом ионном уравнении FeCl2+NaOH -Fe(OH)2+NaCL равна

1)4 2)3 3)8 4)6

В1.Гидроксид калия может реагировать с

1)сульфитом натрия 4)серной кислотой

2)оксидом цинка 5)нитратом меди (2)

3)оксидом серы(4)

Ответ:______________.

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

В2.Первое вещество является восстановителем в реакциях :

1)Si+C-SiC 3)SO2+O2-SO3 5)N2O5+Ca-CaO+NO2

2)Mg+NO2-MgO+N2 4)NO2+SO2-SO3+NO

Ответ:______________.

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Fe-FeCl2-Fe(OH)2-FeO

Ответы : А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 В1 В2 С1

3 3 1 1 2 1 3 2345 123

Контрольная работа : «Металлы» Вариант №3

А1. Элемент, атом которого содержит 20 протонов

1) Na 2) Ca 3) Mg 4) Si

А2.У какого элемента металлические свойства наиболее выражены ?

1) Li 2) K 3) Na 4) Mg

А3.В порядке уменьшения восстановительных свойств металлы расположены в ряду

1) Ba, Zn, Cu 3)Na, Zn, Mg

2) Al, Fe, Cr 4)Ni, Al, Li

А4.Электронная конфигурация атома Li

2 2 6 1 2 1 2 2 4 2 2 6 2

1)1s 2s 2p 3s 2)1s 2s 3)1s 2s 2p 4)1s 2s 2p 3s

А5. Cтепенью окисления кальция является

1)+1 2)+2 3)+3 4)+11

А6.Химическая реакция возможна между

1)NaOH+CuSO4 2)Cu+MgSO4 3)Cu+HCl 4)Au+h3SO4

А7.Сумма коэффициентов в сокращённом ионном уравнении BaCl2+h3SO4=BaSO4+HCl равна

1)4 2)3 3)8 4)6

В1.Оксид алюминия может реагировать с

1)водой 4)медью

2)хлором 5)гидроксидом натрия

3)водородом

Ответ:______________.

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

В2.Второе вещество является восстановителем в реакциях :

1)N2O5+Ca-CaO+NO2 3)HCl+ K=KCl+h3

2)Mg+NO2-MgO+N2 4)Fe2O3+Al=2Fe+Al2O3

Ответ:______________.

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

CaCO3-CaO-Ca(OH)2-CaSO4

Ответы : А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 В1 В2 С1

2 2 1 2 2 1 3 5 134

Вариант 3

Главная \ Подготовка к ОГЭ \ Химия \ Разбор вариантов 2017 года \ Вариант 3

Задание №1.

Число электронных слоев и число электронов во внешнем слое в атоме хлора равны соответственно:

1. 4 и 6

2. 2 и 5

3. 3 и 7

4. 4 и 5

Объяснение: хлор находится в третьем периоде (значит имеет 3 электронных слоя) и в седьмой группе, значит на внешнем слое имеет семь валентных электронов. Правильный ответ — 3.

Задание №2.

Основные свойства проявляет гидроксид элемента, находящегося в Периодической системе

1. В 3-м периоде, IIIA группе

2. Во 2-м периоде, IIA группе

3. В 4-м периоде, IIA группе

4. В 4-м периоде, VIA группе

Объяснение: запишем указанные элементы: алюминий, берриллий, кальций, хром. Среди гидроксидов перечисленных элементов, основные свойства проявляет только гидроксид кальция. Правильный ответ — 3.

 

Задание №3.

Ионной связью образовано каждое из веществ:

1. F2, Nh4, NaCl

2. Na2S, CaO, KI

3. CO2, MgF2, SO3

4. h3S, Ch5, CuO

Объяснение: ионная связь образуется между металлом и неметаллом, то есть здесь подходят все вещества, указанные в ответе 2. Правильный ответ — 2.

 

Задание №4. 

Азот проявляет одинаковую степень окисления в каждом из двух веществ, формулы которых:

1. N2O5 и LiNO3

2. Li3N и NO2

3. NO2 и HNO2

4. Nh4 и N2O3

Объяснение: найдем степени окисления азота во всех представленных соединениях.

1. +5 и +5

2. -3 и +4

3. +4 и +3

4. -3 и +3

Правильный ответ — 1.

 

Задание №5.

Вещества, формулы которых Р2О5 и Na3PO4 являются соответственно

1. Амфотерным оксидом и солью

2. Основным оксидом и основанием

3. Кислотным оксидом и солью

4. Несолеобразующим оксидом и солью

Объяснение: Р2О5 — кислотный оксид (ему соответствует ортофосфорная кислота), а фосфат натрия — средняя соль. Правильный ответ — 3.

 

Задание №6.

Признаком протекания химической реакции между иодидом алюминия и нитратом серебра является 

1. Появление запаха

2. Выделение газа

3. Изменение цвета раствора

4. Выпадение желтого осадка

Объяснение: запишем реакцию: AlI3 + 3AgNO3 = Al(NO3)3 + 3AgI↓ — иодид серебра (желтый осадок). Правильный ответ — 4.

 

Задание №7.

При полной диссоциации сульфида натрия образуются ионы:

1. Na+ и HS‾

2. Na+ и SO3²‾

3. Na+ и S²‾

4. Na+ и SO4²‾

Объяснение: формула сульфида натрия — Na2S, при его диссоциации образуется два катиона натрия и сульфид-анион. Правильный ответ — 3.

 

Задание №8.

Нерастворимая соль образуется при взаимодействии веществ, формулы которых:

1. NaOH(р-р) и h4PO4(р-р)

2. HNO3(р-р) и Al2O3

3. Ca(OH)2(р-р) и K3PO4(р-р)

4. CuCl2(р-р) и Ca(OH)2(р-р)

Объяснение: запишем все реакции.

3NaOH + h4PO4 = Na3PO4 + 3h3O

6HNO3 + Al2O3 = 2Al(NO3)3 + 3h3O

3Ca(OH)2 + 2K3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6KOH

CuCl2 + Ca(OH)2 = CaCl2 + Cu(OH)2↓

Как видно из реакций, нерастворимая соль образуется в третьей реакции. Правильный ответ — 3.

 

Задание №9.

Железо восстанавливается в реакции между:

1. Оксидом железа (III) и углеродом

2. Сульфатом меди (II) и железом

3. Хлоридом железа (II) и гидроксидом натрия

4. Железом и серой

Объяснение: запишем изменения степеней окисления железа в приведенных превращениях.

1. 2Fe2O3 + 3C → 4Fe + 3CO2, СО: +3 +3е→ 0 — окислитель

2. CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu, CO: 0 -2е→ +2 — восстановитель

3. FeCl2 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + 2NaCl, степень окисления не меняется

4. Fe + S → FeS, СО: 0 -2е→ +2 — восстановитель

То есть, железо восстанавливается в первой реакции. Правильный ответ — 1.

Задание №10.

Оксид алюминия взаимодействует с раствором:

1. Аммиака

2. Хлороводорода

3. Карбоната натрия

4. Хлорида калия

Объяснение: оксид алюминия — амфотерный оксид, то есть он проявляет как кислотные, так и основные свойства. С чем реагируют амфотерные оксиды можно повторить здесь. Из приведенных выше веществ оксид алюминия реагирует только с хлороводородом. Правильный ответ — 2.

Задание №11. 

Разбавленная азотная кислота при комнатной температуре взаимодействует с каждым из веществ, формулы которых:

1. Cu, CaCO3, Fe(OH)3

2. Na2SiO3, FeCl2, ZnSO4

3. Al, CuSO4, KOH

4. AlCl3, HCl, P2O5

Объяснение: свойства разбавленной азотной кислоты можно посмотреть здесь. В данном случае азотная кислота реагирует со всеми веществами из варианта 1.

8HNO3(разб) + 3Cu → 3Cu(NO3)2 + 2NO↑ + 2h3O

2HNO3 + CaCO3 → Ca(NO3)2 + h3O + CO2↑

3HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + 6h3O

Правильный ответ — 1.

Задание №12.

Химическая реакция возможна между солями, формулы которых:

1. Na2SO4 и CuCl2

2. NaNO3 и PbCO3

3. Ca3(PO4)2 и NaCl

4. AgNO3 и HgCl2

Объяснение: реакция между солями возможна только при образовании нерастворимой соли. Запишем все реакции.

Na2SO4 + CuCl2 ≠ CuSO4 + 2NaCl (обе полученные соли растворимы — реакция не идет)

NaNO3 + PbCO3 ≠ Pb(NO3)2 + Na2CO3 (все нитраты и все соли натрия растворимы — реакция не идет)

Ca3(PO4)2 + 6NaCl ≠ 2Na3PO4 + 3CaCl2 (обе полученные соли растворимы — реакция не идет)

2AgNO3 + HgCl2 → 2AgCl↓ + Hg(NO3)2 (образуется нерастворимая соль (осадок) — реакция идет до конца)

Правильный ответ — 4.

Задание №13.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасности работы в химической лаборатории?

А. Горящий натрий можно затушить водой.

Б. Пламя спиртовки можно затушить, накрыв его колпачком.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: горящий натрий нельзя тушить водой, так как реакция натрия с водой идет очень бурно и ситуация только усугубиться. Горящий натрий рекомендуется тушить порошковыми огнетушителями, мелким сухим кварцевым песком, кальцинированной содой, мелкой поваренной солью. А пламя спиртовки, действительно, гаснет при закрывании колпачка, так как прекращается доступ кислорода. Правильный ответ — 2.

Задание №14. 

В химической реакции, уравнение которой

CO + CuO → Cu + CO2

восстановителем является:

1. Медь в оксиде меди (II)

2. Углерод в оксиде углерода (II)

3. Кислород в оксиде углерода (II)

4. Кислород в оксиде меди (II)

Объяснение: в представленной реакции кислород вообще не меняет степень окисления, поэтому два последних варианта ответа точно неправильный. Углерод и медь меняют степень окисления. Чтобы понять кто из них окислитель, а кто восстановитель, запишем баланс:

С(+2) -2е → С(+4) — восстановитель

Cu(+2) +2e → Cu(0) — окислитель

Правильный ответ — 2. 

Задание №15.

Массовая доля кислорода, равная 0,22, соответствует соединению железа, формула которого:

1. Fe3O4

2. Fe2O3

3. FeO

4. Fe(OH)3

Объяснение: молярная масса одного атома железа — 56 г/моль, а кислорода — 16 г/моль. Найдем процентное содержание кислорода в каждом из веществ.

1. ω(О) = (16х4)/(16х4 + 56х3) = 64/232 = 0,275

2. ω(О) = (3х16)/(16х3 + 2х56) = 48/160 = 0,3

3.  ω(О) = 16/(56+16) = 16/72 = 22,2

4. ω(О) = (16х3)/(17х3 + 56) = 48/107 = 0,45

Правильный ответ — 3.

Задание №16.

Различия магния и кальция заключаются

1. В наличии одинакового числа электронов на внешнем электронном слое их атомов

2. В том, что они относятся к элементам-металлам

3. В наличии трех электронных слоев в их атомах

4. В проявлении щелочных свойств образованными ими гидроксидами

5. В образовании ими оксидов с общей формулой ЭО

Объяснение: оба элемента являются щелочноземельными металлами, находятся во второй группе главной подгруппе, а значит имеют 2 электрона на внешнем электронном слое. Но магний находится в третьем периоде и имеет три электронных слоя, а кальций — в четвертом и, соответственно, имеет 4 электронных слоя. Гидроксид кальция малорастворим и проявляет щелочные свойствах (конечно, не так, как гидроксиды калия или натрия и т.д.), а гидроксид магния нерастворим и щелочных свойств не проявляет. Правильный ответ — 34.

Задание №17. 

Для метана характерны реакции

1. С водой

2. С хлороводородом

3. С хлором

4. С кислородом

5. С водородом

Объяснение: метан является простейшим предельным углеводородом и для него характерны, в основном, реакции замещения, то есть реакция с хлором и реакция горения с кислородом. Правильный ответ — 34.

Задание №18. 

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

Вещества                                                          Реактив

А. (Nh5)2SO4(р-р) и (Nh5)2S(р-р)                  1. HNO3(р-р)

Б. Zn(OH)2 и FeCl2                                          2. NaOH(р-р)

В. CaCO3(тв) и CaO(тв)                                  3. K2SO4(р-р)

                                                                         4. Pb(NO3)2(р-р)

Объяснение: сульфат и сульфид аммония можно различить при помощи их реакций с раствором азотной кислоты, реакция с сульфатом аммония не пойдет, а в реакции с сульфидом аммония выделится сероводород. Гидроксид цинка различаем при помощи щелочи, в реакции гидроксида цинка и гидроксида цинка образуется бесцветный, растворимый в щелочи кристаллогидрат, а в реакции с хлоридом железа — гидроксид железа (светло-зеленое нерастворимое вещество). Карбонат кальция и оксид кальция различим при помощи раствора азотной кислоты. В первом случае образуется углекислый газ, а во втором — вода и нитрат кальция. Правильный ответ — 121. 

Задание №19.

Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.

Название вещества

1. Фосфор

2. Оксид фосфора (V)

3. Фосфорная кислота

Реагенты

1. CuO, HCl(р-р)

2. O2, KClO3(крист)

3. h3O, K2O

4. NaOH(р-р), AgNO3(р-р)

Объяснение: 

1. Фосфор реагирует с кислородом с образованием оксида. 

4P + 5O2 → 2P2O5

И с перхлоратом калия.

6P + 5KClO3 = 3P2O5 + 5KCl

2. Оксид фосфора (V) — кислотный оксид, которому соответствует фосфорная кислота, ее можно получить по реакции:

3h3O +P2O5 → 2h4PO4

И реагирует с оксидом калия с образованием фосфата калия:

3K2O + P2O5 → 2K3PO4

3. Ортофосфорная кислота реагирует с основаниями и солями:

h4PO4 + 3NaOH → Na3PO4 + 3h3O

h4PO4 + 3AgNO3 →Ag3PO4↓ + 3HNO3

Правильный ответ — 234.

Задание №20.

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

Nh4 + O2 → NO + h3O

Определите окислитель и восстановитель.

Объяснение: в данной окислительно-восстановительной реакции степень окисления меняют азот и кислород. Запишем баланс.

N(-3) -5e → N(+2)      | 4 — восстановитель

O2(0) +4e → 2O(-2)  | 5 — окислитель

Расставляем коэффициенты.

4Nh4 + 5O2 → 4NO + 6h3O

Задание №21.

Определите массу осадка, получившегося при добавлении раствора гидроксида бария к 100 г 4,9%-ного раствора серной кислоты.

Объяснение: запишем уравнение реакции.

Ba(OH)2 + h3SO4 → BaSO4↓ + 2h3O

Найдем массу вещества серной кислоты.

m(h3SO4) = 100 x 0,049 = 4,9 г

Найдем количество вещества серной кислоты.

n(h3SO4) = 4,9/98 = 0,05 моль

Количество вещества осадка равно количеству вещества серной кислоты, так как у них обоих коэффициенты единички.

n(h3SO4) = n(BaSO4) = 0,05 моль

Теперь находим массу осадка — сульфата бария.

m(BaSO4) = 0,05 x (137 + 96) = 11,65 г.

Ответ: масса получившегося осадка равна 11,65 г.

Задание №22.

Даны вещества: HNO3(разб), Ca(OH)2, HCl, Fe, h3SiO3, h3. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа (III). Опишите признаки проведения реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Объяснение: железо со степенью окисления +3 получаем по реакции с разбавленной азотной кислотой:

Fe + 4HNO3(разб) = Fe(NO3)3 + NO + 2H2O

Затем проводим реакцию с гидроксидом кальция.

2Fe(NO3)3 + 3Ca(OH)2 = 2Fe(OH)3↓ + 3Ca(NO3)2

Запишем для этой реакции сокращенное ионного уравнение.

Fe²+ + 3OH‾ = Fe(OH)3↓

 

 

Реакция оксида цинка и меди(II) | Эксперимент

В этой демонстрации учащиеся могут наблюдать за экзотермической реакцией между оксидом меди(II) и металлическим цинком и определять образующиеся продукты. Они исследуют разницу в реакционной способности между цинком и медью и идею конкурирующих реакций.

Оксид меди(II) и металлический цинк реагируют вместе в экзотермической реакции с образованием оксида цинка и меди. Наблюдая за этой реакцией и ее продуктами и отмечая разницу в реакционной способности цинка и меди, учащиеся могут ознакомиться с идеей реакций конкуренции.

Оборудование

Аппаратура

  • Средства защиты глаз
  • Горелка Бунзена
  • Жестяная крышка, сидящая на штативе (или на полоске керамической бумаги)
  • Стакан, 100 см 3
  • Тестер цепи (аккумулятор, лампа и провода) (дополнительно)
  • Защитные экраны (дополнительно)
  • Пробирки x2 (дополнительно – см. процедуру, шаг 7)
  • Штатив для пробирок
  • Доступ к взвешиванию весов с точностью до 0,1 г

Химикаты

  • Порошок оксида меди(II) (ВРЕДЕН, ОПАСЕН ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ), 2 г
  • Цинковый порошок (ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЕМЫЙ, ОПАСНЫЙ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ), 1,6 г
  • Разбавленная соляная кислота, приблизительно 2 М (РАЗДРАЖАЮЩЕЕ), 20 см 3
  • Оксид цинка (ОПАСЕН ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ), несколько граммов
  • Медный порошок, несколько граммов
  • Концентрированная азотная кислота (КОРРОЗИОННАЯ, ОКИСЛЯЮЩАЯ), 5 см 3 (опционально – см.
    Процедуру, шаг 7)

Примечания по охране труда и технике безопасности

  • Прочтите наше стандартное руководство по охране труда и технике безопасности.
  • Всегда используйте защитные очки. Рассмотрите возможность установки защитных экранов вокруг эксперимента (образцы цинка могут значительно различаться по реакционной способности в зависимости от размера частиц и степени окисления поверхности).
  • Порошок оксида меди(II), CuO(s), (ВРЕДЕН, ОПАСЕН ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) – см. карточку опасности CLEAPSS HC026.
  • Цинковый порошок, Zn(s), (ЛЕГКО ВОСПЛАМЕНЯЕМЫЙ, ОПАСНЫЙ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) — см. карточку опасности CLEAPSS HC107.
  • Разбавленная соляная кислота, HCl (водн.), (РАЗДРАЖАЮЩЕЕ СРЕДСТВО) — см. карту опасности CLEAPSS HC047a и книгу рецептов CLEAPSS RB043.
  • Концентрированная азотная кислота, HNO 3 (водн.), (КОРРОЗИОННОЕ, ОКИСЛЯЮЩЕЕ) – см. карточку опасности CLEAPSS HC067.
  • Медный порошок, Cu(s) – см. карточку опасности CLEAPSS HC026.
  • Оксид цинка, ZnO(s), (ОПАСНО ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) – см. карточку опасности CLEAPSS HC108b.

Процедура

  1. Взвесьте 2 г (0,025 моль) оксида меди(II) и 1,6 г (0,025 моль) порошка цинка.
  2. Тщательно перемешайте, чтобы получить однородный порошок серого цвета.
  3. Налейте смесь в форме «колбаски» длиной около 5 см на чистую жестяную крышку, установленную на штативе (или на полоску керамической бумаги, сложенную вдоль в форме буквы V).
  4. Нагрейте один конец «колбасы» сверху с ревущим пламенем Бунзена, пока он не начнет светиться, затем уберите пламя. По «колбасе» будет распространяться свечение, пока она вся не отреагирует. Бело-серая смесь останется.
  5. Нагрейте это, чтобы показать, что белый порошок (оксид цинка) становится желтым в горячем состоянии и белым в холодном.
  6. Перелейте остывший остаток в стакан 3
    объемом 100 см и добавьте немного разбавленной соляной кислоты для растворения оксида цинка (а также любых непрореагировавших оксидов цинка и меди), нагревая при необходимости. Останется красно-коричневая медь. Его можно промыть водой и раздать классу для наблюдения. Покажите, что порошок проводит электричество, с помощью тестера электрических цепей.
  7. Если требуется дополнительное подтверждение личности, обработайте небольшое количество красно-коричневого порошка несколькими каплями концентрированной азотной кислоты в пробирке в вытяжном шкафу. Коричневый газ, диоксид азота, NO
    2
    (g) (ОЧЕНЬ ТОКСИЧНЫЙ), выделяется, когда медь вступает в реакцию и растворяется. После реакции добавление небольшого количества воды делает видимым синий раствор нитрата меди(II).

Учебные заметки

Глубина обсуждения зависит от уровня вовлеченных учащихся. По сути, это конкуренция между металлом (1) и металлом (2) за кислород в реакции, представленной:

Металл(1) + оксид металла(2) → оксид металла(1) + металл(2)

Более активный металл вытесняет менее активный металл из его оксида, как в случае оксидов цинка и меди(II) , например:

Zn(s) + CuO(s) → ZnO(s) + Cu(s)

Продемонстрируйте, что оксид цинка желтеет при нагревании и снова становится белым при охлаждении, чтобы подтвердить подлинность этого продукта. (Это явление вызвано изменением кристаллической структуры — подлинный пример физического изменения.)

Там, где это уместно, можно указать, что эти реакции являются окислительно-восстановительными, при этом более реакционноспособный металл действует как восстановитель, а оксид металла действует как окислитель. Это можно расширить, чтобы рассмотреть эти окислительно-восстановительные реакции с точки зрения потери и приобретения электронов металлами.

Можно использовать и другие металлы, но сравните подобное с подобным. Крупный порошок магния, например, дает менее бурную реакцию, чем порошок цинка. Мелкодисперсный порошок магния дает очень бурную реакцию, и пробовать его следует с большой осторожностью. Реакция между алюминиевым порошком и оксидом меди почти взрывоопасна, и ее нельзя проводить.

Дополнительная информация

Это ресурс проекта «Практическая химия», разработанного Фондом Наффилда и Королевским химическим обществом. Эта коллекция из более чем 200 практических заданий демонстрирует широкий спектр химических концепций и процессов. Каждое задание содержит исчерпывающую информацию для учителей и техников, включая полные технические примечания и пошаговые инструкции. Практические занятия по химии сопровождают практические занятия по физике и практической биологии.

Эксперимент также является частью курса непрерывного профессионального развития Королевского химического общества: Химия для неспециалистов.

© Фонд Наффилда и Королевское химическое общество

Проверка здоровья и безопасности, 2016 г.

Ответ: студент проводит это химическое…

Задача 1QAP: Напишите формулы следующих соединений и решите, какие из них растворимы в воде. (а) натрий… Задача 2QAPЗадача 3QAP: Опишите, как можно осадить (а) карбонат цинка из раствора нитрата цинка. (b)… Задача 4QAP: Назовите реагент, если он есть, который вы добавили бы к раствору хлорида железа (III) для осаждения (a)… Задача 5QAP: Напишите суммарные ионные уравнения для образования (a ) осадок при растворах нитрата магния… Задача 6QAP: Напишите суммарные ионные уравнения, объясняющие образование (а) красного осадка при растворах.

.. Задача 7QAP: Определите, будет ли образовываться осадок при смешивании следующих растворов . Если осадок… Задача 8QAP: Следуйте указаниям Вопроса 7 для растворов следующих веществ: (a) нитрата серебра и натрия… Задача 9QAP: Напишите суммарное ионное уравнение для любой реакции осаждения, которая происходит, когда 1 М растворов… Задача 10QAP: Следуйте указаниям к Вопросу 9 для следующих пар растворов. (a) фосфат натрия и… Задача 11QAP: Какой объем 0,2500 М сульфата кобальта(III) требуется для полной реакции с (a) 25,00 мл… Задача 12QAPЗадача 13QAP: Проба 50,00 мл 0,0250 М серебра нитрата смешивают с 0,0400 М хлорида хрома(III). (a) Что… Задача 14QAP: Ионы алюминия реагируют с ионами карбоната с образованием нерастворимого соединения, карбоната алюминия. (a) Напишите… Задача 15QAP: При соединении Na3PO4 и Ca(NO3)2 происходит следующая реакция:… Задача 16QAP: При смешивании растворов сульфата алюминия и гидроксида натрия выпадает белый студенистый осадок… Задача 17QAPПроблема 18QAPПроблема 19QAPЗадача 20QAP: Следуйте указаниям вопроса 19 для следующих кислот: (a) хлорноватистая кислота (b) муравьиная кислота,.
.. Задача 21QAP: Для кислотно-основной реакции, что является реагирующим веществом (ионом или молекулой, которая появляется в… Задача 22QAP: Следуйте указаниям вопроса 21 для следующих оснований: (a) толуидин, C7H9N (b) стронций… Задача 23QAPЗадача 24QAPЗадача 25QAP: Рассмотрим следующее общее уравнение: H+(aq)+ B( aq)HB(aq)Для какой из следующих пар будет… Задача 26QAP: Рассмотрим следующее общее уравнение OH(aq)+HB(aq) B(aq)+h3OДля какой из следующих пар… Задача 27QAPЗадача 28QAPProblem 29QAPЗадача 30QAP: Рассмотрим несколько растворов хлорной кислоты объемом 25,00 мл. Какова молярность раствора кислоты… Задача 31QAPЗадача 32QAP: Учащийся пытается экспериментально определить молярную массу аспирина (HAsp). Она берет 1,00 г… Задача 33QAPЗадача 34QAP: Чтобы продукт можно было назвать уксусом, он должен содержать не менее 5,0% уксусной кислоты, HC2h4O2, по массе. A… Задача 35QAP: Процент гидрокарбоната натрия, NaHCO3, в порошке от расстройства желудка определяется по… Задача 36QAP Задача 37QAP: Искусственный фруктовый напиток содержит 12,0 г винной кислоты, h3C4h5O6, для придания терпкости.
Это… Задача 38QAP: Молочная кислота, C3H6O3 — это кислота, присутствующая в кислом молоке. Для образца чистой молочной кислоты весом 0,100 г требуется… Задача 39QAPProblem 40QAPProblem 41QAP: Присвойте степени окисления каждому элементу в (a) ClO3- (b) h3SO3 (c) K2O2 (d) Na3NPProblem 42QAP: Присвойте степени окисления каждому элементу в (a) HIO3 (b) NaMnO4 (c) SnO2 ( d) NOF (e) NaO2Problem 43QAP: классифицируйте каждую из следующих полуреакций как окисление или восстановление. O2(g) O2(aq)(a) (b)… Задача 44QAP: Классифицируйте каждую из следующих полуреакций как окисление или восстановление. (a) Ch4OH(aq)CO2(g) (b)… Задача 45QAP: Классифицируйте каждую из следующих полуреакций как окисление или восстановление. (a) Mn2+(aq)MnO4(aq) (b)… Задача 46QAPЗадача 47QAP: Для каждого приведенного ниже несбалансированного уравнения • напишите несбалансированные полуреакции. • определить… Проблема 48QAPПроблема 49QAP: Раствор перманганата калия реагирует со щавелевой кислотой, h3C2O4, с образованием углекислого газа и.
.. Задача 50QAPЗадача 51QAP: Газообразный водород барботируется в раствор гидроксида бария, в котором есть сера. Уравнение для… Задача 52QAP: Рассмотрим реакцию между серебром и азотной кислотой, уравнение которой имеет вид Ag(s)+2… Задача 53QAP: Молярность йода в растворе можно определить титрованием мышьяковистой кислотой h4AsO4. Задача 54QAP: Проволока массой 0,250 г, содержащая 92,50% Fe растворяется в HCl. Железо полностью… Проблема 55QAP: Глицерин (C3H8O3) обычно используется в качестве добавки к увлажняющим средствам. Количество добавленного глицерина может… Задача 56QAP: Законы, принятые в некоторых штатах, определяют пьяного водителя как водителя с уровнем алкоголя в крови… Задача 57QAP: Образец известняка массой 1,005 г растворяется в 75,00 мл 0,2500 М соляной кислоты. Задача 58QAP: Содержание железа в гемоглобине определяется разрушением молекулы гемоглобина и образованием… Задача 59.ПОК: Для определения чистоты сульфата аммония растворяют навеску массой 0,850 г..
. Задача 60КАП: Металлическое золото растворяется только в царской водке, смеси концентрированной соляной кислоты и… Задача 61КАПЗадача 62КАП : Десять мл концентрированного h4PO4 (91,7 % по массе, d=1,69 г/мл) случайно вылили в химический стакан… Задача 63QAP: Рассмотрим следующую сбалансированную окислительно-восстановительную реакцию в основной среде…. Задача 64QAPЗадача 65QAP: Использование кружков для представления катионов и квадратов для представления анионов, изобразите реакции… Задача 66QAP: Предполагая, что кружки представляют катионы, а квадраты — анионы, сопоставьте неполную чистую ионную… Задача 67QAP: Рассмотрим четыре стакана. В стакане A находится водный раствор NaOH, в котором ионы OH-… Задача 68QAP: На следующих рисунках представлены виды до и после их растворения в воде. Классифицируйте каждый… Задача 69QAP: Студента просят определить нитрат металла, присутствующий в водном растворе. Катион в… Задача 70QAP: Три студента титруют разные образцы одного и того же раствора HCl, чтобы определить его молярность.