1. Что есть философия

1. Способ определения и метод философии называется …рефлексией

2. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.антропологическим

3. Установите соответствие между разделами философии и проблемами, которые ими изучаются.(1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Общие принципы, формы и методы познания.

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира.

3. Проблема природы и сущности человека.

4. Проблемы добра и зла.

а.гносеология

б.онтология

в.философская антропология

г.этика

д.эстетика

4. Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется …механистической

5. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …

дуализмом

6. Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Объективность, рациональность

2. Рефлексивность, критичность

3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам

4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер

а.научное знание

б.философское знание

в.религиозное знание

г.обыденное знание

д.художественное знание

7. Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению ______________ проблем.

мировоззренческих

8. Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.

2. Бог и природа отождествляются.

3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции.

4. Все в этом мире материально.

а.гилозоизм

б.пантеизм

в.дуализм

г.материализм

д.сенсуализм

9. Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется …методологической

10. В основе современной биологической картины мира лежит принцип …эволюции

11. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …диалектика

12. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …гуманистической

13. Философское направление, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций, называется …

плюрализмом

метафизикой

монизмом

рационализмом

14. Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется …

монадой

материей

силой

духом

15. Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Все в мире имеет материальное начало.

2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности.

3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции.

4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу.

а.материализм

б.субъективный идеализм

в.дуализм

г.объективный идеализм

д.плюрализм

16. Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется …культурно-воспитательной

17. Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Философия – «служанка богословия».

2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира.

3. Распространение света разума есть главное дело философии.

а.Средневековье

б.Новое время

в.Просвещение

г.Античность

18. Философское учение о нравственности и морали называется …

этикой

19. Картина мира обусловливает …

способ восприятия мира

20. Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию.

гуманистическую

21. Символичность, противоречивость, антропоморфизм являются чертами ___________ картины мира.

мифологической

22. Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 

(1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей».

2. Мир состоит из бесконечного множества монад.

3. Бог создал мир из ничего.

4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная.

а.Платон

б.Г. Лейбниц

в.Августин

г.Р. Декарт

д.Демокрит

23. Родиной термина «философия» является …

Древняя Греция

24. К методологическим функциям философии относится _______ функция.

эвристическая

25. Идею в качестве первоосновы мира предлагал …

Платон

26. Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …

солипсизмом

27. Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует …

систему определенных ценностей

28. Учением, признающим разум источником всеобщих и необходимых истин, является …

рационализм

29. Сущностью социальной функции философии является …

формулировка коллективных целей развития

30. Вода в качестве первоосновы мира предлагалась …

Фалесом

31. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …

идеализмом

32. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется …

квантовой механикой

33. Основателем объективного идеализма является …

Платон

34.

Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии.

этическим

35. Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется …

интегрирующей

36. Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется …

координирующей

37. В настоящее время наиболее разработанной является ___________ картина мира.

физическая

38. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …

натурфилософией

39. Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …

монизмом

40. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии.

онтологическим

41. Принципы творения и удвоения характерны для ___________ картины мира.

религиозной

42. Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был …

Демокрит

43. В основе философской картины мира лежит решение проблемы …

бытия

44. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …

онтологией

45. Теоретическим ядром мировоззрения является …

философия

46. Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Изучает всеобщие законы развития мира

2. Основано на вере в сверхъестественное

3. Знания отражены в виде художественных образов

а.философия

б.религия

в.искусство

г.«народная мудрость»

47. Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …

гносеология

48. Способствуя формированию у человека ориентации на истину, правду, доброту, философия выполняет _____ функцию.

культурно-воспитательную

49. Общей чертой, присущей как философскому, так и научному знанию, является …

теоретический тип знания

50. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к …

эстетике

51. Характерными для научной картины мира являются принципы …

объективности и материальности мира

52. Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется …

интерпретаторской

53. Целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер, называется …

картиной мира

54. Наукой о формах и приемах рационального мышления является …

логика

55. Философы эпохи Нового времени считали, что определяющей функцией философии является …

гносеологическая

56. Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …

метафизическим материализмом

57. Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …

аксиологией

58. Предметом философии является(-ются)…

всеобщее в системе «мир – человек»

59. Общей для философии и религии функцией является…

экзистенциальная

60. Общей характеристикой научного и философского мировоззрения является…

наука и философия относятся к истине как к высшей ценности

61. Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется …

прогностической

62. Характерной чертой научного мировоззрения является …

объективность

63. Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Монада

2. «Мир идей»

3. «Вещь в себе»

4. «Врожденные идеи»

а.плюрализм

б.объективный идеализм

в.агностицизм

г.дуализм

д.материализм

64. Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.

2. Развитие присуще только живым организмам.

3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.

4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.

а.градуалистическая модель

б.натуралистическая модель

в.равновесная модель

г.диалектико-материалистическая модель

д.антропологическая модель

65. Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется …

сциентизмом

66. Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:

(1-а, 2-б, 3-в, 4-в)

1. Атомическая модель мира

2. Плюралистическая модель мира

3. Натуралистическая модель

4. Религиозная модель

а.Демокрит

б.Г. Лейбниц

в.Фалес

г.Августин Аврелий

д.И. Кант

67.Система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, называется …

мировоззрением

68. Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении …

мышления к бытию

69. Установите соответствие между моделью мира и философом, в творчестве которого данная модель нашла воплощение. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Механистическая модель

2. Атомическая модель

3. Гелиоцентрическая модель

4. Небулярная модель мира

а. И. Ньютон

б.Демокрит

в.Н. Коперник

г.И. Кант

д.Августин Аврелий

70. Основной чертой религиозного мировоззрения является …

теоцентризм

71. Способ проявления активности системы философского знания называется …

функцией

72. Мыслителем считавшим, что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика», а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки», был …

Декарт

73. Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Развитие – неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами

2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга

3. Развитие – волнообразный переход от хаоса к порядку

а. диалектика

б.метафизика

в.синергетика

г.эклектика

74. К объектам, являющимся мысленной конструкцией, относится …

физический вакуум

75. Основной чертой мифологического мировоззрения является …

антропоморфизм

76. Исторический тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности, называется …

мифологией

77. Характерной чертой философского мировоззрения является …

критичность

78. Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …

критической

79. Установите соответствие между понятием и его содержанием.

(1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Мельчайшая неделимая частица

2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство

3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего

4. Существование само по себе

а.атом

б.эфир

в.субстанция

г.бытие

д.небытие

80. Европейским мыслителем считавшим, что «в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке», был …

Гёте

81. Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется …

мировоззренческой

82. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …

иррационализмом

83. Русским мыслителем, считавшим, что без философии «наука – сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм», был …

П. Л. Лавров

84. Установите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм

2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения

3. Креационизм, провиденциализм

а.мифологическая картина мира

б.философская картина мира

в.религиозная картина мира

г.научная картина мира

85. Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется …

эсхатологией

86. Функция философии, связанная с адекватным отражением объекта познания, с выявлением его существенных элементов, накоплением и углублением знаний, называется …

объяснительно-информационной

87. Термин «философия» означает …

любовь к мудрости

88. Философия как форма мировоззрения возникает …

в VII–VI вв. до н.э.

89. Предметом философии является …

всеобщее

90. К области философского знания относятся вопросы:

Как отличить истину от заблуждения?

В чем смысл человеческого существования?

Что возникло в начале – материя или сознание?

91. К основным категориям гносеологии относятся …

суждение

истина

знание

92. Для прогностической функции философии характерными чертами являются…

обращенность к будущему

формулировка гипотез об общих тенденциях развития человека и общества

93. Стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов является характерной особенностью…

научной картины мира

философской картины мира

94. Характерными особенностями мифологического мировоззрения являются…

синкретизм

антропоморфность

95. Проблема ценностей раскрывается в следующих разделах современного философского знания:

этика

аксиология

эстетика

96. Функциями философии, о которых идет речь в высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» являются…

воспитательная

гуманистическая

97. Стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов является характерной особенностью…

научной картины мира

философской картины мира

98. Характерными чертами философского знания являются …

рациональное знание

стремление к критике

связь с историческим временем

99. Предметом изучения философской антропологии являются…

сущность и природа человека

специфика бытия человека

100. Для мировоззренческой функции философии главными чертами являются…

разработка целостного представления об окружающем мире

формирование у человека качеств культурной личности

разработка представлений о ценностях

101. Основными принципами религиозной картины мира являются…

творение

откровение

вера в сверхъестественное

102. Предмет изучения философии включает в себя…

взаимоотношения между природой и обществом

всеобщие закономерности развития природы

весь мир в целом

103. К представителям материализма относятся …

Лао цзы

Демокрит

К. Маркс

104. Гуманистическая функция философии включает в себя …

помощь человеку в периоды нестабильного развития общества

формирование ценностей и идеалов

105. Основными проблемами философии являются…

вопрос о познаваемости мира

вопрос об отношении бытия и сознания

106. К составляющим мировоззрения относятся…

мироощущение

мировосприятие

миропонимание

107. Разделами, занимающимися вопросами познания в философии, являются…

гносеология

эпистемология

108. К социальным функциям философии относятся …

культурная

критическая

прогностическая

109. Направления философии, занимающиеся исследованием человека и общества, называются …

социальной философией

антропологией

110. Характерными чертами мифологической картины мира являются …

символизм, аллегоризм

чувственно-образное отражение действительности

111. Основными гносеологическими подходами к вопросу о познаваемости мира являются …

агностицизм

гностицизм

112. Характерными особенностями методологической функции философии в области познания являются…

выработка основополагающих принципов познания

разработка всеобщих методов познания

исследование наиболее общих способов познания

113. Картина мира…

различна на отдельных исторических этапах развития

интегрирование знаний и опыта, накопленных человечеством

является плодом коллективных усилий определенного сообщества

114. Функциями, формирующими у человека представление об определенных ценностях жизни и рекомендующих следовать положительным идеалам нравственности, являются…

аксиологическая

воспитательная

115. Представление материи и духа как неотделимых сторон одной и той же субстанции характерно для представителей …

пантеизма

гилозоизма

панпсихизма

116. Аристотель относил к основным философским категориям …

количество

сущность

качество

117. Формулировка гипотез об общих тенденциях развития человека и мира, а также разработка новых стратегий отношений человека и природы является характерной для следующих функций философии:

прогностической

практической

118. К мировым религиям относятся…

ислам

буддизм

христианство

119. К проявлению трансцендирующего характера философии относится …

возможность выйти за пределы человеческого познания

120 Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных.

философия техники

121. Общей для науки и философии чертой, является …

личностный характер

человеческое понимание мира

вера в сверхъестественное

рациональный характер

122. Профанная и сакральная области бытия характерны для __________ картины мира.

религиозной

Тест Что есть философия? — Info Stadiya

Тесты по философии для студентов обучающихся по гуманитарным так и техническим специальностям по теме «Что есть философия». В тесте необходимо выбрать правильный ответ. Правильный ответы указаны значком «+»

Метафизикой в XVI веке называли …

-: целостное, предельно широкое знание

-: учение, противоположное диалектике

+: учение о наивысших, предельных началах бытия

-: спекулятивно-рационалистическую философию

К специфическим особенностям философии относится …

+: объединение научно- теоретического и духовно-практического способа жизнедеятельности

-: научное знание

-: эмпирический опыт

-: мистический экстаз

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает …

-: аксиология

-: гносеология

-: логика

+: онтология

Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется …

-: гносеологической

-: воспитательно-гуманитарной

+: мыслительно-теоретической

-: прогностической

Философской концепцией, признающей существование множества независимых друг от друга начал мира, является …

-: идеализм

-: материализм

+: плюрализм

-: дуализм

Предметом философии является(-ются) …

+: всеобщее в системе «мир – человек »

-: физическая реальность

-: доводы разума, исходящие из интуиции

-: положение Священного писания

Раздел философского знания, анализирующий мораль и нравственность, называется …

-: антропологией

-: эпистемология

-: эстетикой

+: этикой

К методологическим функциям философии относится …

-: культурно-воспитательная

+: координирующая

-: объяснительно-информационная

-: социально-аксиологическая

Первым мыслителем, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был …

-: Пифагор

-: Гераклит

-: Платон

+: Аристотель

Назовите раздел философского знания, возникший позже всех других.

-: гносеология

-: этика

+: философия техники

-: логика

По мнению древнегреческого философа Сократа , главной целью философии является …

-: религиозное знание

-: познание Вселенной как единой органической целостности

+: познание человеком самого себя

-: позитивное знание

К разделам философии не относится …

-: гносеология

+: история

-: логика

-: эстетика

Характерной чертой мифологической картины мира является …

-: стремление экспериментально подтвердить представления о происхождении мира и человека

+: синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности

-: рассмотрение предельно общих, начальных оснований бытия

-: вера в единого бога

Раздел философии, изучающий отношение материального и духовного, называется …

-: гносеология

+: онтология

-: аксиология

-: антропология

Наиболее значительную роль натурфилософия играла в философии …

-: Средневековья

-: Нового времени

+: Античности

-: марксизма

В высказывании Б.
Рассела «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена ___ функция философии.

-: прогностическая

-: мировоззренческая

-: гносеологическая

+: социальная

Характерной особенностью картины мира, предложенной И. Ньютоном, является то, что …

+: мир состоит из атомов

-: мир – результат творения Бога

-: материя и ум – параллельные субстанции

-: пространство не трехмерно, а время не линейно

Философом, рассматривающим в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю, является …

-: Дж. Беркли

+: А. Шопенгауэр

-: Платон

-: Демокрит

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …

-: Г. Гегель

+: Ф. Бэкон

-: Аристотель

-: О. Конт

Мировоззренческая функция философии …

-: обобщает и передает от поколения к поколению важнейшие достижения духовной культуры

-: определяет тенденции в развитии познания реального мира

+: способствует формированию целостного представления о мире

-: обосновывает ценность человеческой личности, ее права и свободы

Профанная и сакральная области бытия характерны для ___ картины мира.

+: религиозной

-: материалистической философской

-: механистической научной

-: современной научной

Природа и сущность человека является предметом изучения …

-: социальной философии

-: этики

-: аксиологии

+: философской антропологии

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется …

+: методологической

-: критической

-: аксиологической

-: прогностической

Разделом философии, занимающийся исследованием сферы прекрасного и искусства, является …

-: экономика

-: эпистемология

-: этика

+: эстетика

Раздел философии, изучающий научное знание, называется …

+: эпистемологией

-: логикой

-: гносеологией

-: историей науки

Для христианской картины мира характерно …

+: высоко оценивать назначение человека

-: отрицание греховности человека

-: отрицание свободы воли у человека

-: отрицание достижений естествознания

К проявлению трансцендирующего характера философии относится …

-: выражение философских взглядов в художественных произведениях

-: выработка знаний, отражающих интересы определенных групп людей

+: возможность выйти за пределы человеческого познания

-: рациональность знания

Изучением научного познания в современной философии занимается …

+: эпистемология

-: онтология

-: социология

-: гносеология

Общей для философии и религии функцией является …

+: экзистенциальная

-: эвристическая

-: методологическая

-: критическая

Общей характеристикой научного и философского мировоззрения является …

-: наука и философия плюралистичны

+: наука и философия относятся к истине как к высшей ценности

-: наука и философия постигают мир в его универсальной целостности

-: наука и философия доказывают или опровергают свои положения, экспериментальным, опытным путем

Философским учением о ценностях является …

-: социобиология

-: эстетика

-: социальная философия

+: аксиология

Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется …

-: эвристической

-: методологической

+: аксиологической

-: прогностической

К философским идеям и принципам можно отнести …

-: идею мирового господства

+: идеалы гуманизма, свободы и справедливости

-: продолжение рода

-: идеал материального благосостояния

Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …

+: мировоззрением

-: наукой

-: методологией

-: мифологией

Предметом изучения социальной философии является …

-: бытие, формы и способы бытия мира

+: сущность общества, специфика его бытия

-: познание, источники и формы познания

-: сущность и природа человека, специфика его бытия

Особенностью философского знания является ____ характер.

-: естественнонаучный

-: идеологический

-: гуманитарный

+: интегративный

Философское учение о том, что Бог и мир тождественны, называется …

-: дуализмом

-: объективным идеализмом

-: материализмом

+: пантеизмом

Разделом философии, занимающийся исследованием сферы прекрасного и искусства, является …

-: этика

-: экономика

-: эпистемология

+: эстетика

Сущностью критической функции философии является …

-: ориентация человека на определенные ценности

-: разработка принципов и методов познания

+: осмысление достижений культуры, анализ ошибок, иллюзий

-: выработка знаний о мире как единой целостности

Общей для науки и философии чертой, является …

-: личностный характер

-: вера в сверхъестественное

+: рациональный характер

-: человеческое понимание мира

Первым мыслителем, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был …

-: Пифагор

+: Аристотель

-: Гераклит

-: Платон

Характерной чертой мифологической картины мира является …

-: стремление экспериментально подтвердить представления о происхождении мира и человека

-: вера в единого бога

+: синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности

-: рассмотрение предельно общих, начальных оснований бытия

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает …

-: гносеология

-: аксиология

+: онтология

-: логика

Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется …

+: мыслительно-теоретической

-: воспитательно-гуманитарной

-: прогностической

-: гносеологической

Изучением научного познания в современной философии занимается …

-: онтология

+: эпистемология

-: социология

-: гносеология

Профанная и сакральная области бытия характерны для ___ картины мира.

-: современной научной

-: механистической научной

-: материалистической философской

+: религиозной

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…

+: методологической

-: критической

-: аксиологической

-: прогностической

К специфическим особенностям философии относится …

+: объединение научно-теоретического и духовно-практического способа жизнедеятельности

-: эмпирический опыт

-: научное знание

-: мистический экстаз

Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется …

-: прогностической

+: аксиологической

-: методологической

-: эвристической

Характерной особенностью картины мира, предложенной И. Ньютоном, является то, что …

+: мир состоит из атомов, связанных законом тяготения

-: мир – результат творения Бога

-: материя и ум – параллельные субстанции

-: пространство не трехмерно, а время не линейно

Наиболее значительную роль натурфилософия играла в философии …

-: Нового времени

+: Античности

-: марксизма

-: Средневековья

Философом, рассматривающим в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю, является …

-: Платон

-: Демокрит

-: Дж. Беркли

+: А. Шопенгауэр

Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован …

-: К. Ясперсом

-: А. Швейцером

+: Ф. Энгельсом

-: И. Кантом

Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных.

-: этика

-: логика

+: философия техники

-: гносеология

Для христианской картины мира характерно …

-: отрицание свободы воли у человека

-: отрицание достижений естествознания

-: отрицание греховности человека

+: высоко оценивать назначение человека

Особенностью философского знания является ___ характер.

+: интегративный

-: гуманитарный

-: идеологический

-: естественнонаучный

К характерным особенностям научной картины мира относится …

-: идея сотворения мира высшим существом

-: целостное понимание мира

+: систематизация объективных знаний о мире

-: описание мира в образах

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …

+: Ф. Бэкон

-: Аристотель

-: О. Конт

-: Г. В. Г. Гегель

В высказывании Б. Рассела «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена___ функция философии.

-: мировоззренческая

-: гносеологическая

+: социальная

-: прогностическая

К разделам философии не относится …

-: гносеология

-: эстетика

+: история

-: логика

Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение:

+: Пространство и время представляют собой единый континуум.

-: Пространство и время есть самостоятельные субстанции, независимые друг от друга.

-: Пространство и время есть понятия, которым ничто не соответствует в объективной реальности.

-: Время циклично.

Предметом философии является (-ются)

-: положения Священного писания

+: всеобщее в системе «мир – человек»

-: доводы разума, исходящие из интуиции

-: физическая реальность

Предметом изучения социальной философии является …

-: бытие, формы и способы бытия мира

-: познание, источники и формы знания

+: сущность общества, специфика его бытия

-: cущность и природа человека, специфика его бытия

Прогностическая функция философии выражается в следующем …

-: помочь человеку осознать смысл жизни

-: выявлять существенные элементы объекта

+: предсказывать будущий ход событий

-: ничего не принимать на веру

Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …

+: мировоззрением

-: наукой

-: методологией

-: мифологией

По мнению древнегреческого философа Сократа, главной целью философии является …

-: позитивное знание

-: познание Вселенной как единой органической целостности

-: религиозное знание

+: познание человеком самого себя

К философским идеям и принципам можно отнести …

+: идеалы гуманизма, свободы и справедливости

-: идею мирового господства

-: продолжение рода

-: идеал материального благосостояния

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает …

-: гносеология

-: аксиология

+: онтология

-: логика

Природа и сущность человека является предметом изучения …

-: аксиологии

-: социальной философии

+: философской антропологии

-: этики

Философской концепцией, признающей существование множества независимых друг от друга начал мира, является …

+: плюрализм

-: материализм

-: идеализм

-: дуализм

Раздел философского знания, анализирующий мораль и нравственность, называется …

-: эстетикой

+: этикой

-: эпистемология

-: антропологией

К методологическим функциям философии относится …

-: объяснительно-информационная

+: координирующая

-: социально-аксиологическая

-: культурно-воспитательная

Что такое научная теория?

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

научная теория: рисунок на доске. (Изображение предоставлено: Виттая Прасонгсин через Getty Images)

Научная теория представляет собой структурированное объяснение для объяснения группы фактов или явлений в мире природы, которое часто включает научную гипотезу и научные законы . Научное определение теории контрастирует с определением, которое большинство людей использует в обычном языке.

«То, как ученые используют слово «теория», немного отличается от того, как оно обычно используется в обычной публике», — сказал Джейми Таннер, профессор биологии в Колледже Эмерсон в Бостоне. «Большинство людей используют слово «теория» для обозначения чьей-то идеи или догадки, но в науке слово «теория» относится к тому, как мы интерпретируем факты».

Родственный: 5 научно-фантастических концепций, которые возможны (теоретически)

Процесс становления научной теории

Каждая научная теория опирается на научный метод . Ученый может сделать наблюдение и разработать гипотезу для объяснения этого наблюдения, а затем спланировать эксперимент для проверки этой гипотезы. Если окажется, что гипотеза неверна, ученый разработает новую гипотезу и начнет процесс заново. Если гипотеза подтверждается результатами эксперимента, она будет проверена снова. Если гипотеза не опровергнута или не превзойдена лучшим объяснением, ученый может включить ее в более крупную теорию, которая поможет объяснить наблюдаемое явление и свяжет его с другими явлениями в соответствии с 9.0005 Полевой музей (откроется в новой вкладке).

Научная теория не является конечным результатом научного метода; теории могут быть доказаны или отвергнуты, как и гипотезы. И теории постоянно совершенствуются или модифицируются по мере сбора дополнительной информации, так что точность прогноза со временем становится выше.

Теории являются основой для развития научных знаний и практического использования собранной информации. Ученые используют теории для разработки изобретений или поиска лекарства от болезни.

Кроме того, научная теория является основой для наблюдений и фактов, сказал Таннер. Теории могут измениться или способ их интерпретации может измениться, но сами факты не меняются. Таннер сравнивает теории с корзиной, в которой ученые хранят факты и наблюдения, которые они находят. Форма этой корзины может меняться по мере того, как ученые узнают больше и включают больше фактов. «Например, у нас есть достаточно свидетельств того, что черты в популяциях становятся более или менее распространенными с течением времени (эволюция), поэтому эволюция — это факт, но всеобъемлющие теории эволюции, способ, которым мы думаем, что все факты связаны друг с другом, могут меняться по мере того, как новые наблюдения 9«Эволюция 0005 создана», — сказал Таннер в интервью Live Science. явлений. Теории кратки, последовательны, систематичны, предсказуемы и широко применимы, часто объединяя и обобщая множество гипотез». означает, что она состоит из ограниченного числа стратегий решения проблем, которые могут быть применены к широкому кругу научных обстоятельств. Во-вторых, хорошая научная теория ведет к новым вопросам и новым областям исследований. Это означает, что теории не нужно объяснять все, чтобы быть полезной И, наконец, хорошая теория формируется из ряда гипотез, которые можно проверить независимо от самой теории9.0003

Разница между теориями, фактами и законами

Любая научная теория должна основываться на тщательном и рациональном изучении фактов. Факты и теории — разные вещи. В научном методе существует четкое различие между фактами, которые можно наблюдать и/или измерить, и теориями, которые представляют собой объяснения и интерпретации фактов учеными.

Некоторые думают, что теории становятся законами, но теории и законы играют отдельные роли в научном методе. Закон — это описание наблюдаемого явления в мире природы, которое остается верным каждый раз, когда его проверяют. Это не объясняет, почему что-то верно; он просто утверждает, что это правда. С другой стороны, теория объясняет наблюдения, полученные в ходе научного процесса. Таким образом, хотя право и теория являются частью научного процесса, они представляют собой два разных аспекта, согласно Национальный центр научного образования (открывается в новой вкладке).

Хорошим примером различия между теорией и законом является случай с Грегором Менделем. В своем исследовании Мендель обнаружил, что два отдельных генетических признака проявляются независимо друг от друга у разных потомков. «Тем не менее, Мендель ничего не знал о ДНК или хромосомах . Лишь столетие спустя ученые открыли ДНК и хромосомы — биохимическое объяснение законов Менделя», — сказал Питер Коппингер, доцент кафедры биологии и биомедицинской инженерии. в Технологическом институте Роуза-Халмана. «Только тогда ученые, такие как Т. Х. Морган, работавший с плодовыми мушками, объяснили закон независимого распределения, используя теорию хромосомного наследования. До сих пор это общепринятое объяснение [теория] закона Менделя».

Дополнительные ресурсы

  • Когда теория становится фактом? В этой статье из Университета штата Аризона (открывается в новой вкладке) говорится, что вы задаете неправильный вопрос!
  • Изучите разницу между повседневным и научным использованием слов «теория» и «закон» из мультяшных звезд Сестер Амеба на Youtube.
  • Можно ли опровергнуть научную теорию? В этой статье журнала Scientific American (открывается в новой вкладке) говорится, что нет.

Библиография

Кеннет Ангелчик, «Что мы подразумеваем под «теорией» в науке?» Field Museum, 10 марта 2017 г. https://www.fieldmuseum.org/blog/what-do-we-mean-theory-science (открывается в новой вкладке)

Калифорнийский университет, Беркли, «Наука в несколько уровней». https://undsci.berkeley.edu/article/0_0_0/howscienceworks_19 (открывается в новой вкладке)

Филип Китчер, «Злоупотребление наукой: дело против креационизма», MIT Press, 1982.

Национальный центр научного образования, «Определения фактов, теории и права в научной работе», 16 марта 2016 г. https://ncse.ngo/definitions-fact-theory-and-law-scientific-work ( открывается в новой вкладке) 

Алина Брэдфорд — автор статей для Live Science. За последние 16 лет Алина освещала все, от лихорадки Эбола до андроидов, и писала статьи о здоровье, науке и технике для крупных изданий. Она имеет несколько сертификатов по охране здоровья, безопасности и спасению жизни от Университета штата Оклахома. Цель Алины в жизни – перепробовать как можно больше впечатлений. На сегодняшний день она была пожарным-добровольцем, диспетчером, подменным учителем, художником, уборщиком, автором детских книг, пиццамейкером, координатором мероприятий и многим другим.

Научная революция | Определение, история, ученые, изобретения и факты

Система Коперника

См. все СМИ

Дата:
в. 1400 — г. 1690
Местонахождение:
Европа
Контекст:
Реформация Ренессанс
Ключевые люди:
Роберт Бойл Тихо Браге Николай Коперник Рене Декарт Иоганн Кеплер

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что такое научная революция?

Научная революция — период радикальных изменений в научной мысли, происходивших в 16-17 веках. Он заменил греческий взгляд на природу, господствовавший в науке почти 2000 лет. Научная революция характеризовалась упором на абстрактное мышление, количественное мышление, понимание того, как работает природа, взгляд на природу как на машину и развитие экспериментального научного метода.

Как научная революция связана с Просвещением?

Просвещение, как и Научная революция, началось в Европе. Это интеллектуальное движение, возникшее в 17 и 18 веках, объединило идеи о Боге, разуме, природе и человечестве в мировоззрение, прославляющее разум. Этот акцент на разум вырос из открытий, сделанных выдающимися мыслителями, включая астрономию Николая Коперника и Галилея, философию Рене Декарта, а также физику и космологию Исаака Ньютона, многие из которых предшествовали Просвещению.

К чему привела научная революция?

Внезапное появление новой информации во время научной революции поставило под сомнение религиозные убеждения, моральные принципы и традиционные схемы природы. Это также напрягало старые институты и практики, вызывая необходимость в новых способах передачи и распространения информации. Выдающиеся инновации включали научные общества (которые были созданы для обсуждения и проверки новых открытий) и научные статьи (которые были разработаны как инструменты для понятной передачи новой информации и проверки открытий и гипотез, сделанных их авторами).

Научная революция , резкое изменение научной мысли, произошедшее в 16-17 веках. Новый взгляд на природу возник во время научной революции, заменив греческий взгляд, господствовавший в науке почти 2000 лет. Наука стала автономной дисциплиной, отличной как от философии, так и от техники, и стала рассматриваться как имеющая утилитарные цели. К концу этого периода не будет преувеличением сказать, что наука заменила христианство в качестве средоточия европейской цивилизации. Из ферментов Ренессанса и Реформации возник новый взгляд на науку, вызвавший следующие преобразования: перевоспитание здравого смысла в пользу абстрактного рассуждения; замена качественного взгляда на природу количественным; взгляд на природу как на машину, а не как на организм; развитие экспериментального, научного метода, который искал определенные ответы на некоторые ограниченные вопросы, сформулированные в рамках конкретных теорий; и принятие новых критериев для объяснения, подчеркивающих «как», а не «почему», которые характеризовали аристотелевский поиск конечных причин.

Растущий поток информации, возникший в результате научной революции, стал тяжелым бременем для старых институтов и практик. Уже недостаточно было публиковать научные результаты в дорогой книге, которую мало кто мог купить; информация должна была распространяться широко и быстро. Натурфилософы должны были быть уверены в своих данных, и для этого им требовалось независимое и критическое подтверждение своих открытий. Для достижения этих целей были созданы новые средства. Возникли научные общества, начавшиеся в Италии в первые годы 17 века и достигшие кульминации в двух великих национальных научных обществах, отметивших зенит научной революции: Лондонское Королевское общество по совершенствованию естественных знаний, созданное королевской хартией в 1662 г. , и Академия наук в Париже, основанная в 1666 году. В этих и подобных им обществах по всему миру естествоиспытатели могли собираться для изучения, обсуждения и критики новых открытий и старых теорий. Чтобы обеспечить прочную основу для этих дискуссий, общества начали публиковать научные статьи. Старая практика сокрытия новых открытий в частном жаргоне, непонятном языке или даже анаграммах постепенно уступила место идеалу всеобщей понятности. Были разработаны новые каноны сообщения, чтобы эксперименты и открытия могли быть воспроизведены другими. Это требовало новой точности в языке и готовности делиться экспериментальными или наблюдательными методами. Неспособность других воспроизвести результаты вызвала серьезные сомнения в первоначальных отчетах. Так были созданы инструменты для массированного штурма тайн природы.

Научная революция началась в астрономии. Хотя ранее обсуждалась возможность движения Земли, польский астроном Николай Коперник был первым, кто предложил всеобъемлющую гелиоцентрическую теорию, равную по объему и предсказательной способности геоцентрической системе Птолемея. Руководствуясь желанием удовлетворить изречение Платона, Коперник был вынужден ниспровергнуть традиционную астрономию из-за предполагаемого нарушения ею принципа равномерного кругового движения и отсутствия в ней единства и гармонии как системы мира. Опираясь практически на те же данные, которыми располагал Птолемей, Коперник перевернул мир наизнанку, поставив Солнце в центр и приведя в движение Землю вокруг него. Теория Коперника, опубликованная в 1543 г., обладала качественной простотой, которой не хватало птолемеевской астрономии. Однако для достижения сопоставимого уровня количественной точности новая система стала такой же сложной, как и старая. Возможно, самый революционный аспект коперниканской астрономии заключался в отношении Коперника к реальности своей теории. В отличие от инструментализма Платона Коперник утверждал, что для того, чтобы астрономия была удовлетворительной, она должна описывать реальную физическую систему мира.

Принятие коперниканской астрономии означало победу проникновением. К тому времени, когда в церкви и в других местах развилась широкомасштабная оппозиция этой теории, большинство лучших профессиональных астрономов сочли тот или иной аспект новой системы незаменимым. Книга Коперника De Revolutionibus orbium coelestium libri VI («Шесть книг о вращении небесных сфер»), опубликованная в 1543 году, стала стандартным справочником по передовым проблемам астрономических исследований, особенно по математическим методам. Таким образом, астрономы-математики широко читали его, несмотря на его центральную космологическую гипотезу, которая широко игнорировалась. В 1551 году немецкий астроном Эразм Рейнхольд опубликовал Tabulae prutenicae («Прутенические таблицы»), рассчитанные методом Коперника. Таблицы были более точными и современными, чем их предшественники 13-го века, и стали незаменимыми как для астрономов, так и для астрологов.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

В 16 веке датский астроном Тихо Браге, отвергший и птолемеевскую, и коперниковскую системы, был ответственен за серьезные изменения в наблюдениях, невольно предоставив данные, которые в конечном итоге решили аргумент в пользу новой астрономии. Используя более крупные, более стабильные и лучше откалиброванные инструменты, он регулярно проводил наблюдения в течение длительных периодов времени, тем самым получая непрерывность наблюдений, которые были точными для планет с точностью до одной угловой минуты, что в несколько раз лучше, чем любое предыдущее наблюдение. Несколько наблюдений Тихо противоречили системе Аристотеля: новая, появившаяся в 1572 г., не имела параллакса (это означало, что она находилась на очень большом расстоянии) и, таким образом, не принадлежала к подлунной сфере и, следовательно, противоречила аристотелевскому утверждению о неизменности небес; точно так же последовательность комет, казалось, свободно перемещалась через область, которая, как предполагалось, была заполнена твердыми кристаллическими сферами. Тихо разработал свою собственную мировую систему — модификацию системы Гераклида — чтобы избежать различных нежелательных следствий систем Птолемея и Коперника.

В начале XVII века немецкий астроном Иоганн Кеплер поставил гипотезу Коперника на прочную астрономическую основу. Обратившись к новой астрономии в студенческие годы и глубоко движимый неопифагорейским желанием найти математические принципы порядка и гармонии, в соответствии с которыми Бог построил мир, Кеплер провел свою жизнь в поисках простых математических соотношений, описывающих движение планет. Его кропотливые поиски реального порядка во Вселенной вынудили его в конце концов отказаться от платоновского идеала равномерного кругового движения в поисках физической основы движения небес.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Узнайте, как Иоганн Кеплер поставил под сомнение коперниковскую систему движения планет

Посмотреть все видео к этой статье

В 1609 году Кеплер объявил два новых планетарных закона, полученных на основе данных Тихо: (1) планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, один из фокусов эллипс занят Солнцем; и (2) планета движется по своей орбите таким образом, что линия, проведенная от планеты к Солнцу, всегда заметает равные площади за равные промежутки времени. Этими двумя законами Кеплер отказался от равномерного кругового движения планет по их сферам, тем самым поставив фундаментальный физический вопрос о том, что удерживает планеты на их орбитах. Он попытался дать физическую основу для движения планет с помощью силы, аналогичной магнитной силе, качественные свойства которой были недавно описаны в Англии Уильямом Гилбертом в его влиятельном трактате 9. 0155 De Magnete, Magneticisque Corporibus et de Magno Magnete Tellure (1600; «О магните, магнитных телах и великом магните Земли»). Было объявлено о предстоящем слиянии астрономии и физики. В 1618 году Кеплер сформулировал свой третий закон, который был одним из многих законов, касающихся гармонии движения планет: (3) квадрат периода, в течение которого планета обращается вокруг Солнца, пропорционален кубу ее среднего расстояния от Солнца. .

Сильный удар по традиционной космологии нанес Галилео Галилей, который в начале XVII века использовал телескоп, недавнее изобретение голландских шлифовщиков линз, чтобы смотреть в небо. В 1610 году Галилей объявил о наблюдениях, противоречащих многим традиционным космологическим предположениям. Он заметил, что Луна — это не гладкая полированная поверхность, как утверждал Аристотель, а зубчатая и гористая. Земной свет на Луне показал, что Земля, как и другие планеты, сияет отраженным светом. Как и у Земли, у Юпитера были спутники; следовательно, Земля была понижена в должности с ее уникального положения.