Духовная культура общества. Различные типы культуры



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

К основным духовным ценностям относятся: мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром; нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм; эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии; религиозные ценности, религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования.

Социальные институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической.

Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись П. Пикассо или музыка А. Шнитке, трудна для понимания неподготовленным человеком. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется.

К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры.

Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

В современном обществе с одной стороны просматривается взаимное проникновение различных культур, которое способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой стороны — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

ЗАДАНИЯ

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе. Исходя из этого, картина мира жителя древних Афин была сосредоточена на преклонении богам. У древних афинян существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).

Важную роль играли оппозиции «свое — чужое» и воспринимались как вариант противопоставления «праведное — грешное», «хорошее — плохое».

Земля представлялась плоской в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном, ее край, который терялся во мраке, был населен чудными племенами — одноногими людьми, людьми-волками. В этом плоском, круглом, окруженном всякими ужасами мире есть центр — Иерусалим.

Объективный мир был разделен на три области. В одной из них царил ислам — царство зла. Другая область — Византия, в ней господствовало полу зло, этот христианский мир вызывал недоверие и был чужым. Третья область — сам Запад, латинский, христианский мир, мечтавший о Золотом веке и об империи.

Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.

Себя самого средневековый человек воспринимал как «малый мир» — микрокосм, который был соотнесен с макрокосмом, ощущая свое внутреннее родство с ним.

Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить — означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение. Символично было все.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.

Преемственность — основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Функции культуры

Функция: содержание

Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе

Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности

Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности

Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014) — Глава 2. Общество как мир культуры. §10. Духовная культура общества

§10. Духовная культура общества

Почему нет единого толкования термина «культура»? Духовная культура и культура духа: что первично?

Существуют многочисленные толкования понятия «культура». Сам термин берёт своё начало от латинского слова cultura — возделывание, воспитание. Постепенно его значение расширялось. Сегодня этим словом определяют и совокупность накопленных обществом ценностей и норм, и вещный мир, находящийся вне человека, и внутреннюю культуру личности. В данном параграфе речь пойдёт прежде всего о духовной культуре общества.

Понятие «Духовная культура»

Деление культуры на материальную и духовную сложилось почти два века назад. Под материальной культурой понимается многообразие создаваемых человеком предметов. Это машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

Само разделение культуры на материальную и духовную довольно условно, поскольку многие идеи получают материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.), а в основе создания всякой материальной вещи лежит некий образ данной вещи, т.е. представление о будущем предмете. Тем не менее для более глубокого рассмотрения мы выделим явления духовной культуры в относительно самостоятельную область общественной жизни.

В качестве одного из удачных определений понятия «культура» можно привести слова русского философа Н. А. Бердяева (1874—1948), утверждавшего, что культура — это продукт творческой работы духа над природными условиями. Иначе говоря, культура всегда духовна, хотя и направлена на преобразование природы.

Понятие духовной культуры восходит к историко- философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). Согласно выработанной им теории, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура представляет собой, во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество учёных, писателей, законодателей и т. д.) и, во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т.е. духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума. Хотя нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, поскольку они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением, но объект нематериальной культуры, как уже отмечалось, имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия — посредством рукопожатия или произношения слов.

Культурные ценности и нормы

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей, идеальных представлений об истине, справедливости, добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом. «Вечные» ценности культуры служат ориентиром для человека и человечества, а система духовных ценностей составляет ядро любой культуры любого общества.

Рассмотрим некоторые основные духовные ценности.

Мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Ключевыми мировоззренческими понятиями являются жизнь и смерть. Эти ценности в различные эпохи соотносились с противостоянием войны и мира, Ада и Рая. Кроме того, жизнь и смерть связаны с соотнесением человека со временем: вечность, время, прошлое, настоящее и будущее, судьба, память — вот те мировоззренческие ценности, которые требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временемкак измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для неё представление о целостной картине мира.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Мировоззрение как составляющая духовной жизни личности будет рассмотрено в следующем параграфе.

Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали — добро и зло. Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. Мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идёт о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. Все эти ценности касаются умения соотнести общие интересы и свои личные потребности. В сфере частной жизни к числу нравственных ценностей относятся дружба, любовь, такт, вежливость.

Подробнее мораль как регулятор общественных отношений будет рассмотрена в отдельном параграфе.

Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Ещё древние греки понимали гармонию как основное качество космоса, которое проявляется как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое — основные эстетические ценности.

Говоря о религиозных ценностях, отметим: понятия «культура» и «культ» не случайно имеют общий корень. Все религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования. Нарушение этих заповедей и отклонение от религиозных ценностей — грех, за который следует воздаяние. Среди религиозных ценностей выделяют любовь (к Богу, к ближнему), веру, милосердие, терпение, смирение. Подробнее о ценностях религии и морали речь пойдёт в следующих параграфах.

Институты культуры

Вам известно, что общество для удовлетворения своих потребностей формирует определённые социальные институты. Каждый из этих социальных институтов выполняет в обществе определённые функции.

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуруинституциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Многообразие культур

Культуру общества невозможно представить себе как монолит, поскольку само общество многообразно и разнообразно. Каждая социальная группа формирует свои культурные предпочтения и стремится к их выражению и закреплению в знаках, символах, образах и т. п.

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись П. Пикассо или музыка А. Шнитке, трудна для понимания неподготовленным человеком. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Конкретные проявления массовой культуры будут рассмотрены в § 15.

Помимо выделения в культуре общества различных форм культуры, выделяют субкультуры — части общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, поведением, обычаями её представителей, манерой причёсываться, одеваться. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких людей. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодёжное движение хиппи в 1960-х гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.

В настоящее время в духовной жизни большинства стран мира наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

Словарь

Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Контркультура — специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

Практические выводы

1. Духовная культура общества составляет необходимую часть его структуры. Человеку как существу не только разумному, но и духовному важно определить для себя те ценности и нормы, которые помогают ему реализовать свои потребности в поиске смысла жизни, личные цели.

2. Мир культуры многообразен, сложен и динамичен. Чтобы определять свои культурные предпочтения, необходимо разбираться в этом многообразии, понимать особенности и самоценность явлений культуры.

3. Терпимость и уважение к культурным вкусам других людей — отличительная черта цивилизованного общества и культурного человека.

Документ

Из работы современного российского автора А. В. Костиной «Культурология».

Народная культура — это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации. Специфической особенностью народной культуры является опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности — как в области поведения, так и в области мышления. Она передаётся в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Её субъектом является народ — коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения», индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива — отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

Вопросы и задания к документу

1. Какие особенности народной культуры выделяет автор? 2. Проиллюстрируйте названные особенности собственными примерами известных вам произведений народной культуры. 3. Как автор характеризует субъекта народной культуры? 4. Существует мнение, что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает? 2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры». 3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры? 4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример. 5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

Задания

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

5. Подготовьте компьютерную презентацию по теме «Элитарная культура». (Используйте конкретные имена творцов этой культуры, приведите характеристику их творчества, покажите, как в нём проявляются особенности элитарной культуры. )

Мысли мудрых

«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».

К. Г. Паустовский (1892—1968),
российский писатель

«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых».

Ф. А. Искандер (род. 1929),
российский писатель

Анимизм | Определение, значение, символ и примеры

Эдвард Бернетт Тайлор

См. все СМИ

Связанные темы:
поклонение природе тотемизм шаманизм мана поклонение предкам

Просмотреть весь связанный контент →

анимизм , вера в бесчисленное множество духовных существ, занимающихся человеческими делами и способных помогать или вредить человеческим интересам. Анимистические верования были впервые подробно рассмотрены сэром Эдвардом Бернеттом Тайлором в его работе 9.0017 Первобытная культура (1871 г.), которому обязана продолжающаяся актуальность термина. Хотя ни одна из основных мировых религий не является анимистической (хотя они могут содержать анимистические элементы), большинство других религий, например, племенных народов, таковы. По этой причине этнографическое понимание анимизма, основанное на полевых исследованиях племенных народов, не менее важно, чем теоретическое, касающееся природы или происхождения религии.

Значение в изучении культуры и религии

Термин анимизм обозначает не отдельное кредо или доктрину, а мировоззрение, согласующееся с определенным набором религиозных верований и практик, многие из которых могут сохраниться в более сложных и иерархических религиях. Интерес современной науки к анимизму совпадает с проблемой рационального или научного понимания самой религии. После эпохи географических открытий лучшая информация о недавно открытых народах Америки, Африки, Азии и Океании часто поступала в Европу от христианских миссионеров. Хотя в целом они не сочувствовали тому, что считалось «примитивным суеверием», некоторые миссионеры XIX в.XX века возник научный интерес к верованиям, которые, казалось, представляли собой ранний тип религиозного вероучения, низшего, но унаследованного от их собственного. Именно этот интерес кристаллизовался Тайлором в книге «Первобытная культура» , большая часть которой посвящена описанию экзотического религиозного поведения. Интеллектуалам того времени, глубоко затронутым новой биологией Чарльза Дарвина, анимизм казался ключом к так называемому примитивному разуму — к человеческому интеллекту на самой ранней известной стадии культурной эволюции. Современные мыслители считают, что этот взгляд коренится в глубоко ошибочной предпосылке. По крайней мере, с середины 20-го века все современные культуры и религии рассматривались антропологами как сопоставимые в том смысле, что они отражают полностью развитый человеческий интеллект, способный изучать искусство самого передового общества. Религиозные представления охотников «каменного века», опрошенных в XIX в.10-й, 20-й и 21-й века были далеко не простыми.

Поскольку все «великие» религии мира возникли в исторические времена, можно предположить, что в доисторическую эпоху на земном шаре преобладали анимистические акценты. В обществах, в которых не было какого-либо доктринального образования, закрытая система верований процветала с меньшей вероятностью, чем открытая. Однако нет оснований предполагать, что политеистические и монотеистические идеи были исключены. Но то, что ясно сегодня — ни одно исторически сложившееся вероучение не имеет неизбежной привлекательности для образованного ума, — едва ли получило место в научных спорах более 100 лет назад.

Теоретические вопросы

Теория анимизма Тайлора

Для Тайлора концепция анимизма была ответом на вопрос: «Какова самая рудиментарная форма религии, которая еще может носить это имя?» Он научился сомневаться в разрозненных сообщениях о народах, «настолько низкокультурных, что не имеющих никаких религиозных представлений». Он думал, что религия присутствует во всех культурах, если ее правильно соблюдать, и может оказаться, что она присутствует везде. Однако он был далек от того, чтобы считать религию краеугольным камнем всей культуры, он придерживался идеи дорелигиозной стадии в эволюции культур и считал, что на этой стадии может быть найдено племя. Чтобы приступить к систематическому изучению проблемы, он потребовал «минимального определения религии» и нашел его в «вере в духовных существ». Если бы можно было показать, что нет людей, лишенных такой минимальной веры, то было бы известно, что все человечество уже перешагнуло порог в «религиозное состояние культуры».

Но если анимизм был представлен как «минимальное определение», то он стал трамплином для широкого исследования. Хотя антропология во времена Тайлора была в основном кабинетной наукой, благодаря полевым экскурсиям и широкому и критическому чтению он развил хорошее понимание того, что было достоверным в этнографических источниках того времени. Он собрал ряд случаев и расположил их последовательно от того, что казалось ему самой простой или ранней стадией развития, до самой сложной или недавней стадии. Таким образом, он учил, что религия развилась из «учения о душах», возникающего из спонтанных размышлений о смерти, снах и явлениях, в более широкое «учение о духах», которое в конечном итоге расширилось и охватило могущественных демонов и богов. Фундаментальной посылкой было

, что представления о душах, демонах, божествах и любых других классах духовных существ во всем являются понятиями одинаковой природы, причем представления о душах являются первоначальными в этой серии.

Тайлор утверждал, что люди повсюду будут впечатлены яркостью образов сновидений и сочтут, что сны о умерших родственниках или далеких друзьях являются доказательством существования душ. Он думал, что простая вера в этих духовных существ, независимых от естественных тел, расширится, включив в себя более сложные религиозные доктрины, сопровождаемые обрядами, предназначенными для воздействия на могущественных духов и, таким образом, управления важными природными явлениями.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Хотя Тайлор не предложил никакой специальной теории для этого расширения и таким образом избежал большинства ловушек раннего социального эволюционизма, он учил, что культуры двигались, хотя и не по какому-то одному пути, от более простых форм к более сложным. Направление движения было показано сохранившимся анимизмом в приглушенных, но узнаваемых формах (включая большинство «суеверий» и множество выражений, таких как «дух непослушания» или общеупотребительные слова, такие как 9).0017 гений ) в развитой цивилизации своего времени. Эту «теорию развития» он отстаивал против так называемой теории деградации, согласно которой религия отдаленных народов могла распространиться на них только из центров высокой культуры, таких как ранний Египет, «деградировав» в процессе переноса. Тайлор показал, что анимистические верования демонстрируют большое разнообразие и часто уникальным образом подходят для культур и природных условий, в которых они встречаются.

Оглядываясь назад, Тайлор кажется более уравновешенным в своих суждениях, чем более поздние авторы, строившие проблему «минимальной религии» в более узких рамках. Величайшее ограничение Тайлора было наложено им самим, поскольку он сузил свое внимание до того, что можно назвать познавательными аспектами анимизма, оставив в стороне «религию видения и страсти». Тайлор рассматривал анимизм в его простейшем проявлении как «грубую детскую натурфилософию», которая привела людей к «доктрине универсальной жизненной силы», согласно которой «солнце и звезды, деревья и реки, ветры и облака становятся личными одушевленными существами». Но его познавательный акцент привел к тому, что он преуменьшил неотложную практичность заботы верующего о сверхъестественном. Сторонники Тайлора — это «диванные примитивы» (порождения кабинетных антропологов), а не настоящие личности, запутавшиеся в тяготах раздора, болезней и страха погибели.

Является ли Манифест религиозным? Шоу NBC «Вера против научных дебатов»

Фото: предоставлено NBC.

В понедельник вечером в эпизоде ​​ Manifest, нового ведущего шоу NBC, ошеломляющим сообщением было то, что «все взаимосвязано». Буквально: Бен (Джош Даллас), центральный персонаж сериала, постоянно слышал в своей голове фразу «все взаимосвязано». Позже он создает пробковую доску, которая пытается разобраться во всех «связях».

«Это похоже на гигантскую паутину», — бормочет его сестра Микаэла (Мелисса Роксбург).

«И мы все застряли в этой ловушке», — подтверждает Бен.

Это лишнее сообщение, особенно для сериала с большой загадкой. Конечно все взаимосвязано! Наверняка, именно поэтому сценаристы сделали раскадровку сериала. Однако сделка со связями кажется чем-то более грандиозным, чем просто старый заговор. Манифест с самого начала был смутно религиозным, полагаясь на один конкретный библейский стих, чтобы раскрутить двигатель повествования. Рассматриваемый стих, Римлянам 828, гласит: «И мы знаем, что Бог во всем содействует ко благу любящих Его, призванных по Его изволению». Все главные герои шоу пострадали из-за пропажи самолета, получившего название Montego Air Flight 828. Манифест не совсем тонкий.

Реклама

На самом деле, это похоже на явный гибрид Lost, уважаемого сериала ABC Деймона Линделофа и This Is Us, плакучей ивы NBC. Тем не менее, между этими двумя Манифест удалось взять худшее из обоих миров: моралистический оттенок Это мы в сочетании с полной чушью Потерянные. Религиозные элементы в нем кажутся полными проповедями, а элементы научной фантастики по существу игнорируются. В своем стремлении продать всеми любимую еду, NBC наткнулся на что-то совершенно безвоздушное: процедурный процесс, основанный на вере.

Создано Mysteries of Laura Продюсер Джефф Рэйк, Manifest повествует о группе пассажиров, которые совершили прыжок во времени во время особенно бурного полета. Они садятся в самолет, летят несколько часов, а затем приземляются через пять лет. Когда пассажиры возвращаются к своей обычной жизни, они внезапно слышат «зовы» — голоса в голове, дающие серьезные и настойчивые инструкции. В первом эпизоде ​​главную героиню Микаэлу «призывают» спасти двух похищенных девочек. Позже персонажи освобождают из тюрьмы невиновного человека и помогают найти напуганного безбилетника. Все эти спасения полагаются на то, что персонажи «верят» в свое призвание.

«Все еще не веришь в чудеса?» Микаэла рассказывает возмущенному Бену (Джош Даллас) в третьем эпизоде. Когда он отказывается это обсуждать, она говорит: «Почему? Потому что тогда вам пришлось бы признать, что здесь происходит что-то чудесное?

Очевидная теория состоит в том, что персонажи — новоиспеченные ангелы, предпосылка, которая раньше появлялась на телевидении. Прикосновение ангела, , который проходил с 1994 по 2003 год, следовал за тремя ангелами, которые работали над тем, чтобы люди, переживающие трудные времена, знали, что Бог любит их. Совсем недавно CBS поднял Бог меня зафрендил, комедия о человеке, с которым всемогущий подружился через Facebook. У него такие же проблемы, как и у пассажиров в Манифесте : Бог, похоже, посылает его на миссии, чтобы помочь миру. Тем не менее, в этих шоу религиозные аспекты были на переднем плане, как набор элементов, по которым персонажи могли перемещаться. Религиозные материалы Manifest тише. Окутанные научной фантастикой и сюжетом Lost-, религиозные темы напоминают шпинат, запеченный в пирожном.

Реклама

Возможно, это наименее захватывающая процедура. Один Redditor назвал его Закон и порядок: это мы . Сам Рейк сказал SyFy, что он особенно гордится элементами шоу, похожими на Это мы-. «Когда вы посмотрите прототип эпизода Manifest , вы обнаружите, что около половины эпизода играется как драма отношений», — пояснил он, добавив, что в каждом эпизоде ​​будут представлены «закрытые дела», очень похожие на процессуальные. Проблема с этой формулой в том, что раскрыватели преступлений на Манифест не занимается интеллектуальным маневрированием. Им подсовывают ответы через «призвания». Голос сказал Микаэле, где искать двух похищенных девочек. В эпизоде, вышедшем в понедельник вечером, сын Бена Кэл (Джек Мессина) привел его к сырому укрытию в метро, ​​где прятался их безбилетный пассажир Томас. (Они нашли его в предыдущем эпизоде, а затем снова потеряли.)

В этой процедуре не так много процедуры, как вера. Каждый раз, когда персонажи решают проблему, это происходит потому, что они прислушиваются к голосам в своей голове — они верят в свое новое призвание. Бен, Микаэла и остальные пассажиры просто должны довериться своей интуиции, и все будет хорошо. Это все связано! Происходит что-то чудесное! Как это сделал Адам Сэндлер в фильме 2011 года с 9-летней Дженнифер Энистон.0017 Манифест хочет, чтобы вы просто согласились.

В конце эпизода понедельника вечером Манифест показал, как персонаж впервые получил призвание. Кэл, сын Бена, проснулся посреди полета и увидел яркий свет, проникающий в окно самолета.