Задание 2 лексические и фразеологические нормы

Теоретическое задание

  1. Антонимия, синонимия, полисемия, терминология, паронимия.

  2. Лексическая сочетаемость, речевая избыточность и недостаточность.

  3. Иноязычная лексика.

  4. Фразеологические нормы.

Практическое задание

10. Найдите ошибки в словоупотреблении, объясните и ис­правьте их (Здесь и далее примеры взяты из справочника журна­листа «Трудности русского языка» под ред. Л.И. Рахмановой, сло­варя-справочника «Правильность русской речи» под ред. С.И. Ожегова). В случае затруднения обращайтесь к словарям и справочникам.

Образец выполнения задания:

Николай заболел и не сумел прийти на субботник.

Суметь — оказаться достаточно умелым для чего-либо, оказаться в состоянии сделать что-либо: Суметь решить задачу, суметь прочитать и т.

д. Здесь надо не смог прийти (т.е. оказался в условиях, не позволяющих прийти).

1. — Вы не подскажете, как проехать в кинотеатру «Октябрь»? 2. Давыдов еще больше понял, что в деревне тоже нужны настоящие специалисты. 3. В глухой Сибири, на Дальнем Востоке возникали новые города, заводы, фабрики. 4. Филипп Иванович, поздоровавшись с трактористами, взошел на поле, вспаханное в эти дни под занятый пар. 5. Вперед подумай, а потом отвечай. 6. В Норильске Георгия вместе с другими определили на рудник «Угольный ручей». 7. Я — литератор, специальность обязывает меня помечать мелочи. 8. Кондитер — должность серьезная. 9. Васильевна была просто агроном по профессии. 10. Среди тех, кто торопится переехать в город грядущей Белой олимпиады, — национальная команда Японии. 11. Весы инкрустированы бронзой. Надписи свидетельствуют о дате их изготовления -1829 год.

11. Найдите речевые ошибки и укажите причины их возникновения (неверное отражение действительности, употребление слова не в соответствии с его значением или без учета стилистической окрашенности). Исправьте предложения.

1. За одну неделю я посетила несколько музеев. 2. Горный хребет, который виднелся из-под крыш, розовел в лучах заходящего солнца. 3. Длинная бурая морда лося увешана тяжелыми ветвистыми рогами. 4. И там возникли добротные села со своими клубами и школами, библиотеками и лечебницами. 5. Где-то в конце учебного года была организована экскурсия по городу. 6. В сборе макулатуры принимало участие порядка 30-ти человек, Виктор обратно» не пришел. 7. Дипломант с успехом защитил свой проект. 8. Датой первого чаепития русских людей считается 1638 год. 9. Кит в исключительных случаях обитает в морях. 10. Материалы XV сессии ООН напечатаны в сегодняшнем номере под аншлагом: «Колониализм — величайшее зло нашего времени». 11. Перед врачами стоит сложная дилемма — «сбалансировать» применение радиоактивного облучения и антибиотиков. 12. На турнире баскетболистов высшей лиги вновь воцарилось двоевластие: лидируют «Динамо» и «Спартак». 13. На протяжении нескольких часов погода резко изменилась.

14. На пространстве нескольких километров от поселка дорога была очень плохая. 15. В Москву из Ашхабада полетела депеша: «Принимаем дубль мастеров «Динамо»». Вскоре пришел ответ из Москвы: «Согласны. Афишируйте. Вылетаем». 16. Скоро разразится буря, исчезнет монархия Диких, Кабаних, Тихонов.

Уч. Стилистика и культура речи (5) (Материалы по английскому для подготовки к диплому) — документ, страница 4 (196046)

Файл «Уч. Стилистика и культура речи (5)» внутри архива находится в следующих папках: Материалы по английскому для подготовки к диплому, Dyploma_English. Документ из архива «Материалы по английскому для подготовки к диплому», который расположен в категории «». Всё это находится в предмете «дипломы и вкр» из 12 семестр (4 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «диплом, выпускная квалификационная работа, диссертация магистра» в общих файлах.

270. Объясните, правильно ли построены предложения с деепричастными оборотами; сделайте необходимые исправления.

1. Изучая тему «Именительный падеж прилагательно­го», в качестве словарной работы дается задание уча­щимся подобрать антонимы. 2. Приехав на турбазу, было еще темно, только погуляв по лесу часа полтора, стало светать. 3. Поднявшись еще раз на трибуну, аспирант нашего факультета был встречен аплодисментами. 4. Получив новое задание, перед студентом появились новые трудности. 5. Пообедав в студенческой столовой, к ней подошел наш староста. 6. Учтя замечания, сократив объем, сделав таблицы, статью можно рекомендовать к печати. 7. Крайне недисциплинированный, он был от­числен, едва приступив к работе. 8. Читая Л. Толстого, перед нами встают живые люди. 9. Приходя домой, у Петра слипались глаза от усталости и он чувствовал страшную ломоту в теле. 10. Познакомившись с этой книгой, передо мной открывается новый, до сих пор не­известный мир.

Расскажите о правилах употребления деепричастных обо­ротов в предложениях.

4.6. Повторительные упражнения

271. Отметьте случаи отклонения от норм литературного язы­ка, укажите их характер. Исправьте, где необходимо, предложения.

I. 1. Формально-структурная непроницаемость харак­терна прежде всего фразеологизмам с закрытой, семан­тически непроницаемой структурой. 2. Проанализировав этот немногочисленный вид военных слов, относящихся к группе «род войск», видно, что здесь нет слов, которые имели бы несколько значений. 3. В современной фразео­логической системе с точки зрения экспрессивно-стили­стических свойств, как и в лексической системе, можно выделить стилистически нейтральные фразеологизмы и стилистически окрашенные. 4. Измененные фразеологиз­мы сохраняют художественные достоинства общенарод­ных ¾ образность, афористичность, ритмико-мелодическая упорядоченность. 5. Он с раннего детства видел во­круг себя суровую северную природу, любуется красотой бурных сибирских рек. 6.

Писатели тех лет не только показывали трудную жизнь, но шли впереди, указывая то, к чему должны стремиться люди, чтобы жизнь ста­новилась лучше.
7. Каждая лингвистическая школа дала свою интерпретацию о предмете этой науки. 8. В этом произведении были описаны его поездки за границу и какую работу он там проводит. 9. Его [Павла] выступления на суде, где он обвиняет и раскрывает сущность самодержавия, были ей понятны. 10. Лопахин ¾ это человек, который смотрит на вещи более проще. 11. Теперь самое главное для человека ¾ не потерять прежнее человече­ское понимание о жизни.

П. 1. Очень трудно поверить в то, что виной всему этому переполоху стал десятилетний ребенок, о чем многие утверждают. 2. В.Г. Гак подчеркивает, что функ­циональная грамматика, сочетая методы формальной и семантической грамматики, стремится избежать их недостатки и односторонность. 3. Большинство сапе­ров перешло Сиваш до 80¾100 раз, ежедневно по не­скольку часов находились в ледяной воде. 4. Ей каза­лось, что прохожие как-то особенно по-доброму смот­рят на нее, и это еще больше радовало ее, вселяло уверенность в то, что и она нужна людям. 5. Пожалуй, не найдется в нашей стране такого уголка, где бы не любили, не восхищались стихами Сергея Есенина.

6. Учитывая все это, словарный состав общенародно­го языка делится на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь. 7. Определения обособ­ляются, если они оторваны от определяемого сущест­вительного, но одновременно по смыслу относящиеся и к сказуемому и осложненные добавочным обстоятельственным значением. 10. Полчаса, проведенные в обществе интересного собеседника, прошло незаметно.

Ш. 1. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся. 2. Данные определения выра­жаются причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящих после определяемого сущест­вительного. 3. Группа несколько лет занималась иссле­дованием говоров Смоленщины, а сейчас они имеют возможность доложить и обсудить результаты исследо­ваний. 4. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать заче­ты. 5. А.А. Потебня подверг критике теорию о сокращен­ных придаточных предложениях и в своем труде «Из записок по русской грамматике» употребляет термин приложение в широком значении.

6. Польское восстание 1830 года послужило поводом для закрытия Виленского университета в 1832 году, часть студентов которого бы­ли участниками восстания. 7. Это большая серьезная ра­бота, в центре которой образ учителя, человека, достой­но несущего бремя огромной ответственности за людей, воспитанию которых он отдает все душевные силы, ко­торые верят в него. 8. Этого различия надо искать днем с огнем даже в вопросах внутренней жизни страны. Еще хуже обстоит дело в том, что касается внешнеполитических проблем. 9. Исходя из сфер общения и мотивации, предстоит точнее выявить, какой вид письменных работ преобладает у той или иной группы специальностей, и на какие виды письменных работ необходимо в процес­се занятий уделить больше внимания.

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

272. Что понимается под точностью речи?

273. Что значит точность предметная (фактическая) и точность понятийная (речевая)?

274. Правомерно ли рассматривать точность как лексико-семантическую правильность речи? Обоснуйте свою точку зрения.

275. Укажите основные экстра- и интралингвистические ус­ловия создания точности речи.

276. Расскажите о точности научной и официально-деловой речи.

277. В чем специфика точности разговорной речи?

278. В чем своеобразие проявления точности в художествен­ной и публицистической речи?

279. Найдите и выпишите высказывания выдающихся писате­лей, лингвистов, общественных и политических деятелей о точно­сти речи как ее основном качестве.

280. Расскажите о значении точности речи в повседневной жизни, используя материал приводимых ниже стихов, а также другие материалы и собственные наблюдения.

1. «Да» и «нет» лишены оттенков,

Бескомпромиссны, как тьма и свет.

Всю жизнь они нас припирают к стенке:

Нет или да? Да или нет?

В них сущность вещей обозначена грубо.

И как это страшно,

Что в злые года

Порой даже гордые, смелые губы

Вместо «нет»

Говорили «да»!

(Л. Татьяничева)

2. Сказал он «нет»

в момент, когда

ему сказать

хотелось «да»,

сказал он «да»

когда в ответ

ему сказать

хотелось «нет»

(Нора Яворская)

3. Канцелярскому слову «участник»

Возражает и слух, и язык.

Это слово звучит, словно «частник»,

Мне милей и родней ¾ «фронтовик»…

Ну, какое тут, к черту, участье,

Если более тысячи дней ¾

Каждый день! ¾ рисковал я не частью,

А всей жизнью короткой своей…

Не скажу, что не кланялся смерти ¾

Это было не всем по плечу…

Я ищу не участья, поверьте, ¾

Я «участником» быть не хочу.

(Ю. Разумовский)

281. Прочитайте статью Н.В. Новиковой «Словари правильностей русской речи» (Сб.: Литературная норма в лексике и фра­зеологии. ¾ М., 1983). Составьте картотеку и напишите аннотации к словарям правильностей (или трудностей) русской речи.

§1. Точность словоупотребления

282. Что понимается под точностью словоупотребления? От чего она зависит?

283. Выберите из данных в скобках слов такие, которые наи­более точно выражают мысль.

Все, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласованно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, нельзя, не­мыслимо, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, раз­вивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство ¾ жизнь… (Создавать, созидать, строить, основы­вать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (грядущее, будущее) Родины и всего человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жесто­кие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) про­шлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов.

284. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Тоска». Исходя из его содержания, объясните, почему в заглавии употреблено слово тоска, а не другое, близкое ему по значению (грусть, печаль, горе, кручина, скорбь, горесть).

285. Найдите ошибки в словоупотреблении, объясните и ис­правьте их. (Здесь и далее примеры взяты из справочника журна­листа «Трудности русского языка» под ред. Л.И. Рахмановой, сло­варя-справочника «Правильность русской речи» под ред. С.И. Оже­гова, а также из источников, указанных в «Предисловии» к дан­ному учебному пособию.) В случае затруднения обращайтесь словарям и справочникам.

Образец выполнения задания:

Николай заболел и не сумел прийти на субботник.

Суметь ¾ оказаться достаточно умелым для чего-либо, оказаться в состоянии сделать что-либо: Суметь решить задачу, суметь прочитать и т.д. Здесь надо не смог прийти (т.е. оказался в условиях, не позволяющих прийти).

1. ¾ Вы не подскажете, как проехать к кинотеатру «Октябрь»? 2. Давыдов еще больше понял, что в деревне тоже нужны настоящие специалисты. 3. В глухой Сиби­ри, на Дальнем Востоке возникали новые города, заво­ды, фабрики. 4. Филипп Иванович, поздоровавшись с трактористами, взошел на поле, вспаханное в эти дни под занятый пар. 5. Вперед подумай, а потом отвечай. 6. В Норильске Георгия вместе с другими определили на рудник «Угольный ручей». 7. Я ¾ литератор, специаль­ность обязывает меня помечать мелочи. 8. Кондитер ¾ должность серьезная. 9. Васильевна была просто агро­ном по профессии. 10. Среди тех, кто торопится пере­ехать в город грядущей Белой олимпиады, ¾ националь­ная команда Японии. 11. Весы инкрустированы бронзой. Надписи свидетельствуют о дате их изготовления ¾ 1829 год.

286. Найдите речевые ошибки и укажите причины их возник­новения (неверное отражение действительности, употребление слова не в соответствии с его значением или без учета стилисти­ческой окрашенности). Исправьте предложения.

1. За одну неделю я посетила несколько музеев. 2. Горный хребет, который виднелся из-под крыш, розовел в лучах заходящего солнца. 3. Длинная бурая морда лося увешана тяжелыми ветвистыми рогами. 4. И там возникли добротные села со своими клубами и школа­ми, библиотеками и лечебницами. 5. Где-то в конце учебного года была организована экскурсия по городу. 6. В сборе макулатуры принимало участие порядка 30-ти человек, Виктор обратно не пришел. 7. Дипломант с ус­пехом защитил свой проект. 8. Датой первого чаепития русских людей считается 1638 год. 9. Кит в исключи­тельных случаях обитает в морях. 10. Материалы XV сес­сии ООН напечатаны в сегодняшнем номере под аншла­гом: «Колониализм ¾ величайшее зло нашего времени». 11. Перед врачами стоит сложная дилемма ¾ «сбаланси­ровать» применение радиоактивного облучения и анти­биотиков. 12. На турнире баскетболистов высшей лиги вновь воцарилось двоевластие: лидируют «Динамо» и «Спартак». 13. На протяжении нескольких часов погода резко изменилась. 14. На пространстве нескольких километров от поселка дорога была очень плохая. 15. В Москву из Ашхабада полетела депеша: «Принимаем дубль мастеров «Динамо»». Вскоре пришел ответ из Москвы: «Согласны. Афишируйте. Вылетаем». 16. Ско­ро разразится буря, исчезнет монархия Диких, Кабаних, Тихонов.

§2. Синонимия и точность речи

287. Определите семантическую общность слов-синонимов и укажите различия в оттенках их значений, границах сочетаемо­сти, стилистической окраске или сфере употребления.

Образец выполнения задания:

Привычка, обыкновение, обычай.

Ставшая постоянной, обычной какая-либо склонность, по­требность совершать те или иные действия, поступки; установив­шийся, свойственный кому-либо образ действий.

Привычка ¾ наиболее употребительное слово; обыкнове­ние употребляется в литературно-книжной речи, преимущественно в сочетаниях иметь обыкновение, войти в обыкновение, стать обыкновением; обычай подчеркивает постоянство, устойчивость какой-либо привычки, употребляется реже других слов.

Приют, пристанище, убежище, прибежище.

Место, где можно укрыться от кого-, чего-либо, отдохнуть. Слово пристанище употребляется преимущественно в книжной, несколько приподнятой речи; убежище и прибежище чаще обо­значают место, где можно укрыться, спрятаться от кого-, чего-л., причем прибежище употребляется реже, является словом устаре­вающим.

1. Послушный, покорный, ручной. Потворствовать, попустительствовать, потакать. Потрепанный, обшар­панный. Поэт, стихотворец. Правильный, безошибоч­ный, точный. Правота, правда. Превзойти, превысить, перекрыть. Предостеречь, остеречь. Предшественник, предтеча.

2. Предыдущий, предшествующий. Прибыль, барыш. Прибыльный, доходный, рентабельный. Пригласить, по­звать. Припев, рефрен. Притворщик, притвора, притво­ряшка. Причалить, пришвартоваться. Причина, основа­ние, резон. Причудливый, затейливый, замысловатый.

288. Укажите стилистическую окрашенность данных ниже слов и словосочетаний. Приведите к ним синонимы с иной стилевой окрашенностью. Употребите синонимичные слова или словосочета­ния в контекстах, раскрывающих как их семантическую общность, так и различия в оттенках значений, границах сочетаемости, стили­стической окрашенности, сфере употребления.

Как объяснить морду лося?

Новости науки

Два исследователя представили первый подробный анатомический анализ нетрадиционной морды, нависающей над передней губой официального животного штата Мэн.

Лось по кличке «Зеро» стоит в парке дикой природы в городе Грей, штат Мэн. Исследователи говорят, что структура носа позволяет лосям закрывать ноздри во время кормления водными растениями.0003

By David Sharp

Тонкие ноги и огромные рога — все это часть очарования лося, но именно этот большой выпуклый нос делает его мечтой мультипликатора.

Два исследователя, заинтригованные размером и формой носа лося, решили рассмотреть его поближе, предоставив первый подробный анатомический анализ нетрадиционной морды, нависающей над передней губой официального животного штата Мэн.

Среди их выводов: строение носа позволяет лосям закрывать ноздри при поиске водных растений.

Лоуренс Уитмер, профессор анатомии в Университете Огайо, изучал носы многих живых и вымерших животных, от обыкновенного белохвостого оленя до доисторических существ, таких как утконосые динозавры.

Он сказал, что был удивлен отсутствием исследований морды лося, поэтому он и аспирант Энди Клиффорд приступили к работе. Их выводы были опубликованы в прошлом месяце в лондонском Журнале зоологии.

«Мы мало знаем о лосиных носах, несмотря на то, что они являются обычными животными в северной половине полушария», — сказал Уитмер в телефонном интервью из своего офиса в Афинах, штат Огайо.

Примечательный нос
Лось — самое крупное существо в лесах штата Мэн, его вес превышает 1000 фунтов. Его нос с ноздрями шириной до 4 дюймов (10 сантиметров) свисает над передними губами, что отличает его от белохвостого оленя и других кузенов.

В рамках своего исследования Уитмер и Клиффорд изучили головы лосей, сбитых автомобилистами в Канаде.

Они использовали больничное оборудование для изучения внутренней анатомии и препарировали образцы, чтобы поближе изучить физическую структуру, включая нервы, хрящи и другие компоненты.

Исключение теорий
Исследователи смогли опровергнуть идею о том, что большой размер носовой полости как-то связан с терморегуляцией.

Они также проверили, дают ли широко расставленные ноздри существам какие-либо особые способности, такие как стереообоняние. Но окончательного решения сделать не смогли.

Одним из их самых поразительных открытий было то, что в носу есть механизм для удержания воды, когда лоси заходят в пруд и погружаются под воду, чтобы срывать водные растения, чтобы поесть.

«У лосей, как оказалось, есть механизм, чтобы закрывать ноздри», — сказал Уитмер. «Это часть сумасшедшего аппарата ноздрей, для развития которого лоси изменили свое лицо».

Дэвид Шарп

Информация об охоте на лося, Департамент рыболовства и дичи Аляски

Вы здесь: ADF&G Главная » Охота » Лоси

  • История жизни
  • Охота
    Возможности
  • Урожай
    Статистика
  • Сбор урожая
    Отчетность
  • Контакт
  • Подробнее
    Ресурсы

Гусеницы

Две половинки в форме полумесяца с двумя каплями росы. Наконечники оставляют более глубокие следы на снегу или на мягком грунте.

Скат

Зависит от сезона и источника питания. Форма гранул напрямую связана с содержанием влаги в пище. Зимой пеллеты твердые и сухие.

Тяжелотелые и длинноногие, с опущенным носом, лоси ( Alces alces ) — самые крупные представители семейства оленей. Цвет варьируется от золотисто-коричневого до почти черного, в зависимости от сезона и возраста животного. Взрослые самцы (быки) имеют рост в плечах почти 6 футов (1,8 м), а самцы в отличном состоянии весят от 1200 до 1600 фунтов (542–725 кг). Взрослые самки несколько меньше и весят от 800 до 1300 фунтов (от 364 до 591 кг). Лось весом 1600 фунтов (726 кг) одевается примерно в 9 часов.50 фунтов (431 кг), что дает примерно 500 фунтов (227 кг) мяса. Жители Аляски и нерезиденты ежегодно добывают от 6000 до 8000 лосей, что составляет около 3,5 миллионов фунтов пригодного к употреблению мяса.

Рога есть только у лосей-быков. Самые большие рога лося в Северной Америке происходят с Аляски, территории Юкон и Северо-Западных территорий Канады. Быки класса Trophy водятся по всей Аляске, но самые крупные из них происходят из западной части штата. Лоси иногда производят рога трофейного размера, когда им 6 или 7 лет, причем самые большие рога вырастают примерно в 10–12 лет. В дикой природе лоси редко живут более 16 лет.

Лоси обычно связаны с северными лесами Северной Америки, Европы и России. В Европе их называют «лосиными». На Аляске они встречаются в подходящей среде обитания от реки Стикин на юго-востоке Аляски до реки Колвилл на арктическом склоне. Они наиболее многочисленны на недавно сожженных территориях, где растут кусты ивы и березы, на лесных плато и вдоль крупных рек южно-центральной и внутренней Аляски.

Осенью и зимой лоси потребляют большое количество ивовых, березовых и осиновых веток. В некоторых районах лоси фактически устанавливают «живую изгородь» или линию обзора на высоте от 6 до 8 футов (1,8–2,4 м) над землей, обрезая большинство конечных побегов излюбленных пищевых видов.