Общественный прогресс – критерии, понятие, проблема противоречивости

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 489.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 489.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость этого процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов:

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделил историю человечества на 5 эпох:

  • Золотую;
  • Серебряную;
  • Медную;
  • Бронзовую;
  • Железную.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делил историю на три группы:

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должен показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. В обществознании понятие общественного прогресса – это движение вперед. Регресс – антоним, противопоставление первому понятию. Регресс – движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх – к лучшему; или вниз – к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки вперед,а потом назад.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии – это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы:

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса – это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина – индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Что мы узнали?

Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наида Алиева

    10/10

  • Вася Ерёменко

    9/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 489.


А какая ваша оценка?

§ 12. Общественный прогресс. Обществознание 6 класс Кравченко



Вопрос 1. Что такое общественный прогресс? Могут ли общества развиваться вспять? Какими путями идёт общественный прогресс?

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Да, общества могут развиваться вспять, этот процесс называется регрессом. Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Развитие общества может происходить как эволюционным, та и революционным путём. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенным и естественным образом вырастают из существующих в нём исторических условий. Революция отличается резкими и глубокими изменениями во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.

Вопрос 2.

Что пришло на смену кузнице (1), плугу (2), перу и чернильнице (3)? Можем ли мы в этих случаях говорить об общественном прогрессе?

1 – на смену кузнице пришли плавильные печи, 2 – на смену плугу пришли трактора с плуговым механизмом, 3 – на смену перу и чернильнице пришли авторучки. В данном случае имеет место технический прогресс, являющийся основой развития общества.

Вопрос 3. Приведите примеры общественных изменений. Всегда ли изменения в общественной жизни приводят к положительным последствиям? Свой ответ обоснуйте.

В обществе постоянно происходят различные изменения. Некоторые из них осуществляются на наших глазах (выбирают нового президента, внедряют социальные программы помощи семье или малоимущим, изменяется законодательство). Общественные изменения характеризуются своей направленностью, они бывают как позитивные (положительные изменения к лучшему), их называют прогрессом, так и негативные (отрицательные изменения к худшему) — регресс.

Переход от аграрного общества к индустриальному, а затем и постиндустриальному обществу.

Нет, многие изменения ведут к ухудшению жизни и отрицательным последствиям. Обратимся к историческому примеру. Римская империя развивалась прогрессивно на протяжении сотен лет. Возводились новые постройки, развивались архитектура, поэзия и театр, совершенствовалось законодательство, завоёвывались новые территории. Но в эпоху Великого переселения народов варварские кочевые племена разрушили Римскую империю. На развалинах античных дворцов пасли скот и птицу, акведуки уже не подавали свежую воду в города. Безграмотность воцарилась там, где прежде процветали искусства и ремёсла. Прогресс сменился регрессом.

Вопрос 4. Объясните значение понятий: «общественный прогресс», «общественный регресс», «реформа», «революция», «технический прогресс».

Общественный прогресс — последовательные позитивные изменения в обществе; процесс его восхождения с одной исторической ступени на другую, развитие общества от простого к сложному, от менее развитых форм к более развитым. Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Общественный регресс — движение общества назад, к низшим ступеням развития.

Реформа — частичное постепенное усовершенствование в какой-либо области; преобразование, проводимое законодательным путём.

Революция — полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Технический прогресс – коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Вопрос 5. Подберите ключевые слова, характеризующие общественный прогресс, регресс общества, революции, реформы.

Развитие, упадок, коренные преобразования, изменение основ, постепенные преобразования, усовершенствование.

Вопрос 6. Приведите примеры из истории, иллюстрирующие различные пути общественного прогресса.

Правление Петра Первого, отмена крепостного права, становление Римской империи и её упадок, социалистическая революция.

Вопрос 7. Как вы думаете, как влияют войны на развитие общества? Они выполняют прогрессивную или регрессивную роль? Свой ответ объясните.

Войны мешают развитию общества, выполняют регрессивную роль. Из-за войн общество вынуждено перенаправлять производство на нужды войны, огромное число людей гибнет в сражениях, затормаживается обучение, разрушаются города.

Практикум

1. Общественный прогресс или общественный регресс отражают иллюстрации? Чем современная школа отличается от школы XIX века, изображённой на репродукции картины художника А. Морозова «Сельская бесплатная школа»? Объясните свою точку зрения.

Общественный прогресс, так как современные школы оснащены передовыми средствами обучения.

2. Поделитесь со своими бабушками и дедушками, родителями, старшими братьями и сёстрами знанием, что такое общественный прогресс и общественный регресс. Спросите их, что они считают в жизни современного общества прогрессивным явлением, а что — регрессивным. По итогам обсуждения составьте и запишите в тетрадь перечень прогрессивных и регрессивных явлений современного общества.

Прогрессивные явления: Рост производительности труда, Расширение торговых и культурных связей, Рост численности населения, Развитие рыночных отношений.

Регрессивные явления: Рост плотности населения, неудовлетворительные последствия научных достижений, политика, не совпадающая с интересами народа.

3. Расспросите взрослых о том, какие технические изобретения (новшества) появились на их памяти. Как вы думаете, может ли их появление служить критерием общественного прогресса? Обоснуйте свой ответ.

Телевизор, компьютер, сотовые телефоны, интернет, множество бытовых приборов. Да, их появление служит критерием общественного прогресса, та как они облегчают жизнь и поиск информации.

словосочетание социального прогресса | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с прогрессом.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Показано, что несопутствующие гражданские и экономические изменения привели к социальные прогресс и неравенство.

Из Кембриджского корпуса английского языка