Общественный прогресс – критерии, понятие, проблема противоречивости
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 489.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 489.
Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость этого процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.
Опыт работы учителем истории — 29 лет.
Проблема прогрессивного движения
С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов:
- Прогресс;
Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделил историю человечества на 5 эпох:
- Золотую;
- Серебряную;
- Медную;
- Бронзовую;
- Железную.
Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делил историю на три группы:
- Прошедшее;
- Настоящее;
- Будущее.
Переход от одного периода к другому должен показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.
Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.
Ученые исходили из понимания прогресса. В обществознании понятие общественного прогресса – это движение вперед. Регресс – антоним, противопоставление первому понятию. Регресс – движение от высшему к низшему, деградация.
Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх – к лучшему; или вниз – к возврату к прежним формам жизни.
Противоречия научных теорий
Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.
Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:
- Ж. А. Кондорсе;
- Г. Гегель.
Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.
Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки вперед,а потом назад.
Критерии прогресса общественного развития
Критерии – это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.
Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:
Ученые | Критерии прогресса |
А. Кондорсе | Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед. |
Утописты | Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования. |
Ф. Шеллинг | Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества. |
Г. Гегель | Прогресс строится на осознании человеком свободы. |
Современные подходы философов | Типы критериев: Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека. Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса. |
Примеры прогрессивного развития
К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы:
- экономический рост;
- открытие новых научных теорий;
развитие и модернизация технических средств;- открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
- рост городов, улучшающих условия жизни человека.
Примеры прогресса – это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.
Примеры регресса
Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:
- Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
- Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
- Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
- Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
- Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.
Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина – индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.
Что мы узнали?
Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Наида Алиева
10/10
Вася Ерёменко
9/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 489.
А какая ваша оценка?
§ 12. Общественный прогресс. Обществознание 6 класс Кравченко
Вопрос 1. Что такое общественный прогресс? Могут ли общества развиваться вспять? Какими путями идёт общественный прогресс?
Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.
Да, общества могут развиваться вспять, этот процесс называется регрессом. Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Развитие общества может происходить как эволюционным, та и революционным путём. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенным и естественным образом вырастают из существующих в нём исторических условий. Революция отличается резкими и глубокими изменениями во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.
Вопрос 2.
1 – на смену кузнице пришли плавильные печи, 2 – на смену плугу пришли трактора с плуговым механизмом, 3 – на смену перу и чернильнице пришли авторучки. В данном случае имеет место технический прогресс, являющийся основой развития общества.
Вопрос 3. Приведите примеры общественных изменений. Всегда ли изменения в общественной жизни приводят к положительным последствиям? Свой ответ обоснуйте.
В обществе постоянно происходят различные изменения. Некоторые из них осуществляются на наших глазах (выбирают нового президента, внедряют социальные программы помощи семье или малоимущим, изменяется законодательство). Общественные изменения характеризуются своей направленностью, они бывают как позитивные (положительные изменения к лучшему), их называют прогрессом, так и негативные (отрицательные изменения к худшему) — регресс.
Нет, многие изменения ведут к ухудшению жизни и отрицательным последствиям. Обратимся к историческому примеру. Римская империя развивалась прогрессивно на протяжении сотен лет. Возводились новые постройки, развивались архитектура, поэзия и театр, совершенствовалось законодательство, завоёвывались новые территории. Но в эпоху Великого переселения народов варварские кочевые племена разрушили Римскую империю. На развалинах античных дворцов пасли скот и птицу, акведуки уже не подавали свежую воду в города. Безграмотность воцарилась там, где прежде процветали искусства и ремёсла. Прогресс сменился регрессом.
Вопрос 4. Объясните значение понятий: «общественный прогресс», «общественный регресс», «реформа», «революция», «технический прогресс».
Общественный прогресс — последовательные позитивные изменения в обществе; процесс его восхождения с одной исторической ступени на другую, развитие общества от простого к сложному, от менее развитых форм к более развитым. Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.
Общественный регресс — движение общества назад, к низшим ступеням развития.
Реформа — частичное постепенное усовершенствование в какой-либо области; преобразование, проводимое законодательным путём.
Революция — полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Технический прогресс – коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
Вопрос 5. Подберите ключевые слова, характеризующие общественный прогресс, регресс общества, революции, реформы.
Развитие, упадок, коренные преобразования, изменение основ, постепенные преобразования, усовершенствование.
Вопрос 6. Приведите примеры из истории, иллюстрирующие различные пути общественного прогресса.
Правление Петра Первого, отмена крепостного права, становление Римской империи и её упадок, социалистическая революция.
Вопрос 7. Как вы думаете, как влияют войны на развитие общества? Они выполняют прогрессивную или регрессивную роль? Свой ответ объясните.
Войны мешают развитию общества, выполняют регрессивную роль. Из-за войн общество вынуждено перенаправлять производство на нужды войны, огромное число людей гибнет в сражениях, затормаживается обучение, разрушаются города.
Практикум
1. Общественный прогресс или общественный регресс отражают иллюстрации? Чем современная школа отличается от школы XIX века, изображённой на репродукции картины художника А. Морозова «Сельская бесплатная школа»? Объясните свою точку зрения.
Общественный прогресс, так как современные школы оснащены передовыми средствами обучения.
2. Поделитесь со своими бабушками и дедушками, родителями, старшими братьями и сёстрами знанием, что такое общественный прогресс и общественный регресс. Спросите их, что они считают в жизни современного общества прогрессивным явлением, а что — регрессивным. По итогам обсуждения составьте и запишите в тетрадь перечень прогрессивных и регрессивных явлений современного общества.
Прогрессивные явления: Рост производительности труда, Расширение торговых и культурных связей, Рост численности населения, Развитие рыночных отношений.
Регрессивные явления: Рост плотности населения, неудовлетворительные последствия научных достижений, политика, не совпадающая с интересами народа.
3. Расспросите взрослых о том, какие технические изобретения (новшества) появились на их памяти. Как вы думаете, может ли их появление служить критерием общественного прогресса? Обоснуйте свой ответ.
Телевизор, компьютер, сотовые телефоны, интернет, множество бытовых приборов. Да, их появление служит критерием общественного прогресса, та как они облегчают жизнь и поиск информации.
словосочетание социального прогресса | значение и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с прогрессом.
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Показано, что несопутствующие гражданские и экономические изменения привели к социальные прогресс и неравенство.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Еще раз, уменьшение физических страданий рассматривается как мера социального прогресса .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Потеря мин, техники и живой силы в результате взрывов на угольных шахтах привела к возникновению «убегающего поезда» из 9 человек. 0007 социальный прогресс .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Он стойкий защитник прошлого, а также твердый сторонник социального прогресса .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Они мешают социальным прогрессу .
С
Архив Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Часто останавливали социальные прогресс .
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3. 0
.Не может быть социального прогресса без экономического роста, но экономика не может быть конкурентоспособной без социального прогресса .
От Europarl Parallel Corpus — английский
Война редко является инструментом социального прогресса , хотя социального прогресса может возникнуть даже из войн.
С
Архив Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Она писала о гнетущем домашнем хозяйстве в эпоху, когда она выступала за социальный прогресс , но в основном отказывалась предоставлять женщинам привилегии этого прогресса.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Во-первых, социальная наука, возникшая в эпоху достижений естественных наук, была тесно связана с идеей социального прогресса .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Один из подходов к анализу развития фабричной музыки может состоять в том, чтобы связать популярную музыку и ее трансляцию с социальными прогрессами .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Они установили индивидуальную связь с землей, которую они рассматривали как товар, который при правильном обращении гарантировал материальный и социальный прогресс .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Поэтому не было готовой универсальной экономической или политической формулы, которую можно было бы навязать органическому обществу для обеспечения социального прогресса .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Так социальный прогресс делается.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Он считает, что это социальный прогресс .
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Не могу поверить, что это социальные прогресс .
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
Это относилось не только к пункту социального прогресса .
От Europarl Parallel Corpus — английский
Подлинный социальный прогресс может быть достигнут только путем экономического роста.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
Где во всем этом многообещающий социальный прогресс ?
От Europarl Parallel Corpus — английский
Конечно, социальный прогресс зависит от экономического роста.
От Europarl Parallel Corpus — английский
Без тех вещей, хозяйственных и социальный прогресс будет иллюзорным.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Этот крик используется для остановки всего социального прогресса .
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
Это необходимое условие экономического и социального прогресса .
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Их цель — поддержка национального освобождения и социального прогресса .
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Экономический рост и социальный прогресс застопорились.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
История социального прогресса | Организационное поведение и человеческие отношения
Результаты обучения
- Описать историю социального прогресса
- Опишите рождение индустрии разнообразия
Чтобы полностью понять социальный прогресс в глобальном масштабе, вам придется посвятить свою жизнь изучению тонкостей культур и обществ по всему миру. Поскольку у нас нет целой жизни, чтобы обсуждать социальный прогресс для целей этого курса, в этом разделе мы рассмотрим историю социального прогресса в Америке за последнее столетие. Более конкретно, мы обсудим историю социального прогресса на рабочих местах в Америке. Важно изучить историю социального прогресса, чтобы полностью понять, как времена изменились за последнее столетие, а также лучше распознать возможности, в которых нам нужно развиваться и совершенствоваться.
Прогрессивная эра началась в конце 1800-х годов и сосредоточилась как на политических, так и на этических реформах. Прогрессисты утверждали, что бизнес-организации должны быть более регулируемыми, чтобы обеспечить экономические возможности для всех. Прогрессисты считали, что все люди заслужили возможность процветания благодаря правительственным постановлениям, регулирующим рабочую среду, методы найма, профсоюзы, детский труд, минимальную заработную плату и т. д. Хотя многие из этих вещей по сегодняшним стандартам могут показаться здравыми, они были противоречивыми и мятежными. идеи в начале 1900с. Посмотрите на рисунок 1, чтобы увидеть лишь несколько прогрессивных реформ, проведенных за последнее столетие.
Рисунок 1. Прогрессисты провели реформы на рабочем месте, в правительстве и в сфере образования
Прогрессивная эра создала эффект домино социальных изменений. Хотя временами изменения были медленными, с начала 20-го века многое произошло. В 1948 году президент Трумэн подписал то, что многие считают первой в истории инициативой по разнообразию рабочих мест. Исполнительный указ 9981 предписал десегрегацию вооруженных сил. Хотя он не запрещал сегрегацию, он требовал равного обращения и возможностей для всех людей в вооруженных силах, независимо от их расы или этнической принадлежности.
Затем, в 1960-х годах, был принят Закон о гражданских правах, запрещающий дискриминацию по признаку расы, религии, национального происхождения или пола. Это был огромный шаг в истории социального прогресса, поскольку он резко изменил количество возможностей, доступных людям любого происхождения. Затем, в 1987 году, был создан Workforce 2000, в котором обсуждались факторы, которые окажут влияние на рабочую силу США в ближайшие десятилетия.
PRactice question
Workforce 2000 создана в конце 1980-х годов, и обсуждались различные факторы, которые, по прогнозам, будут влиять на рабочую силу в Америке к 2000 году. Документ Workforce 2000 был подготовлен Институтом Хадсона, компанией в Индианаполисе, штат Индиана, и спонсировался Министерством труда США. Миссия Хадсоновского института заключается в том, чтобы «думать о будущем нетрадиционными способами», и именно это они и сделали.
Хадсоновский институт определил четыре тенденции, которые, по их мнению, окажутся верными к 2000 году. Они заключаются в следующем:
- Американская экономика должна расти относительно здоровыми темпами
- Производство будет составлять гораздо меньшую долю экономики в 2000 году
- Рабочая сила будет расти медленно, становясь старше, больше женщин и более обездоленных
- Новые рабочие места в сфере услуг потребуют гораздо более высокого уровня квалификации, чем сегодняшние рабочие места
Хотя все четыре из этих ожидаемых тенденций интересны на разных уровнях, для целей этого класса давайте сосредоточимся на третьей и на том, как она помогла выявить изменения разнообразия на рабочем месте.
В отчете говорится, что к 2000 году число женщин и представителей меньшинств, вступающих в ряды рабочей силы, вырастет. Некоторые полагали, что в отчете предполагается, что общее количество сотрудников в каждой организации будет состоять из женщин и представителей меньшинств больше, чем гетеросексуальных белых цисгендерных мужчин. Однако в отчете четко указано, что общее пополнение рабочей силы будет состоять из большего количества женщин и представителей меньшинств, а не из общего числа. Поэтому, хотя они и предсказывали увеличение числа женщин и представителей меньшинств, они не предсказывали большого общего процентного изменения в составе организаций. Хотя общие изменения в рабочей силе кажутся незначительными, тенденции, представленные в отчете, начали менять образ мышления общества. Разнообразие рабочей силы стало темой для разговоров как внутри, так и вне рабочей силы, способствуя развитию индустрии разнообразия.
Многие компании признали, что демографические изменения рабочей силы не за горами; однако очень немногие компании осознавали, как разнообразие может положительно повлиять на итоговую прибыль компании. Вместо того, чтобы приветствовать разнообразный бэкграунд и опыт своих новых сотрудников-женщин и представителей меньшинств, они сосредоточились на том, чтобы заставить их адаптироваться к нынешнему большинству компании. Во многих случаях разнообразие компании отражалось только в том, как выглядели ее сотрудники, а не в том, как они вели себя и работали. Обучение и развитие были сосредоточены на том, чтобы новые сотрудники адаптировались к текущему способу ведения дел, а не на обучении всей компании смотреть на бизнес-операции с разных точек зрения. В то время как ассимиляция важна для обеспечения текучести внутри организации, использование разнообразного опыта и опыта сотрудников может помочь вывести операции и результаты на новый уровень. Возможность должным образом управлять разнообразием во всех аспектах этого термина стала новым направлением для многих организаций и открыла дверь в новую эру обучения и оценки разнообразия.
Поскольку новый акцент был сделан на разнообразии, особенно при приеме на работу женщин и представителей меньшинств, некоторые нынешние сотрудники начали чувствовать себя изгоями. В частности, белые мужчины рассматривались как проблема разнообразия, и их проблемы и опасения не принимались во внимание, потому что они составляли большинство, а не меньшинство. Это заставило людей пересмотреть концепцию разнообразия, напомнив людям, что разнообразие включает всех людей из всех слоев общества, включая белых мужчин. Все эти новые концепции и идеи породили дискуссии, которые ведутся до сих пор. Например, до сих пор ведутся споры о важности включения белых мужчин в сферу разнообразия или сосредоточения внимания исключительно на традиционно недопредставленных группах. Кроме того, включает ли разнообразие прежде всего этническую принадлежность, сексуальность, религию и возраст? Или это также включает образование, социально-экономическое положение и предыдущий опыт? Общество и деловой мир до сих пор продолжают вести некоторые из этих разговоров.
Практический вопрос
Workforce 2000 положил начало индустрии разнообразия и отвечает за побуждение к важным обсуждениям и изменениям. Разнообразие играет огромную роль в организационном поведении компании и может стать отличным ресурсом при правильном использовании.
Подробнее
Хотя мы только что обсудили небольшую часть документа Workforce 2000, он содержит множество замечательных прогнозов и информации.
Leave A Comment