Задания №4 с решениями
Задания с решениями
1. Какое из утверждений правильно?
1. Вирусы, бактерии и некоторые грибы состоят из одной клетки
2. Только растения и животные состоят из клеток
3. Бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток
4. Клетки всех организмов имею ядра
Объяснение: правильное — утверждение 3, так как все перечисленные организмы действительно состоят из клеток, в отличие от вирусов, а также бактерии не имеют ядер, а значит утверждения 1 и 4 — неверны. Правильный ответ — 3.
2. С какой теорией согласуется следующая фраза в отчете воинских интендантов: «Постность солдатского супа объясняется тем, что мясо превратилось в мух и улетело»?
1. С клеточной
2. Божественного творения мира
3. Самозарождения
Объяснение: фраза согласуется с теорией самозарождения, в ней описывается появление мух и личинок на мясе и над мясом в различных условиях. Правильный ответ — 3.
3. Зеленый цвет листу придают
1. Хромопласты
2. Крахмальные зерна
3. Молекулы хлорофилла
4. Лейкопласты
Объяснение: хлоропласты содержат магний, который придает им зеленый цвет. Правильный ответ — 3.
4. Исключите лишнее понятие
1. Аппарат Гольджи
2. Рибосомы
3. Митохондрии
4. Клеточный сок
Объяснение: первые три варианта — оформленные органеллы (аппарат Гольджи и митохондрии — мембранные, а рибосомы — нет), а клеточный сок — жидкость. Правильный ответ — 4.
5. Основная функция хлоропластов
1. Дыхание
2. Размножение
3. Выделение
4. Фотосинтез
Объяснение: основная функция хлоропластов — фотосинтез, именно этим растения и отличаются от всех других организмов — зеленым цветом и автотрофией при помощи фотосинтеза. Правильный ответ — 4.
6. Исключите лишнее понятие
1. Вода
2. Липиды
3. Углеводы
4. Белки
Объяснение: здесь рассуждать, например, можно так: белки, липиды и углеводы — сложные органические молекулы, а вода — простое неорганическое вещество. Правильный ответ — 1.
7. Живые клетки разных видов растений отличаются друг от друга
1. Строением митохондрий
2. Наличием клеточной стенки
3. Наличием хромосом
4. Числом хромосом
Объяснение: среди всех перечисленных, только число хромосом является видовым признаком. Правильный ответ — 4.
8. Делящиейся клетки растения относятся к ткани
1. Образовательной
2. Механической
3. Покровной
4. Основной
Объяснение: делящиеся клетки растения относят к образовательной ткани, которой как правило, в растении бывает несколько видов. Правильный ответ — 1.
9. Что может произойти с одноклеточной морской водорослью, если ее поместить в дистиллированную воду?
1. Ничего не произойдет
2. Она сморщится
3. Она набухнет
4. Концентрация воды и соли станет равной
Объяснение:
10. Растительный организм представляет собой биологическую систему потому, что
1. Состоит из множества органов
2. Все его органы взаимосвязаны и взаимодействуют
3. Он связан с другими организмами
4. Он связан с окружающей средой
Объяснение: правильный ответ — 2, все клетки и органы растения взаимосвязаны и работаю как единая система, к тому же, эта система является открытой, так как растение взаимодействует с окружающей средой, например, при помощи энергии (поглощает энергию солнца).
Автор решения: Лунькова Е.Ю.
Задания для самостоятельного решения
1. Какая ткань обеспечивает опору растениям?
1. Покровная
2. Механическая
3. Проводящая
4. Образовательная
Ответ: 2
2. Проводящая зона корня расположена между
1. Корневым чехликом и всасывающей зоной
2. Всасывающей зоной и зоной роста
3. Зоной деления и зоной роста
4. Всасывающей зоной и стеблем
Ответ: 4
3. Боковые корни растут в зоне
1. Деления
2. Всасывания
3. Роста
4. Проведения
Ответ: 4
4. Обрезка крон деревьев и кустарников приводит к усилению
1. Деятельности камбия
2. Роста корневой системы
3. Роста боковых побегов
4. Верхушечного роста деревьев
Ответ: 3
5. Из одной клетки состоят
1. Хлорелла и ряска
2. Вирус ВИЧ и гриб мукор
3. Бактерия сенной палочки и яйцо курицы
4. Яйцеклетка и эндосперм семени
Ответ: 3
6. астения являются на Земле основным источником
1. Углекислого газа
2. Азота
3. Водорода
4. Кислорода
Ответ: 4
7. К какому из условий среды мозаичное расположение листьев является приспособлением?
1. К лучшему питанию растений
2. К максимальному испарению
3. К лучшей освещенности листьев
4. К подъему воды на большую высоту
Ответ: 3
8. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Между третьим и одним их четырех предложенных понятий существует такая же связь. Найдите это понятие.
Корневой волосок : всасывание = образовательная ткань : _________________
1. Опора
2. Проведение
3. Деление
4. Растяжение
Ответ: 3
9. В эксперименте, доказывающем, что на свету в листьях образуется крахмал, растение сначала на несколько суток убрали в темный шкаф. Это делали для того, чтобы
1. Обесцветить лист
3. Прекратить образование органических веществ
4. Снизить количество хлоропластов в листе
Ответ: 3
10. Выберите правильную реакцию образования органических веществ в листьях
1. Вода + углекислый газ = сахар + кислород
2. Вода + кислород = крахмал + углекислый газ
3. Кислород +углекислый газ = сахар
4. Крахмал + вода = сахар + углекислый газ
Ответ: 1
11. Усики гороха посевного — это видоизмененные
1. Листочки сложного листа
2. Боковые побеги
3. Прилистники
4. Выросты побега
Ответ: 1
12. Рыхлить почву, окучивать растения необходимо для того, чтобы
1. Увеличить интенсивность фотосинтеза
2. Вызвать преждевременное цветение
3. Улучшить рост их корней
4. Защитить растения от вредителей
Ответ: 3
13. К какому классу относят цветковые растения, имеющие стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев?
1. Сфагновые мхи
2. Хвойные
3. Двудольные
4. Папоротниковидные
Ответ: 3
14. В зеленых частях растения происходят следующие процессы:
1. Фотосинтез постоянно, дыхание в темноте
2. Фотосинтез на свету, дыхание постоянно
3. Фотосинтез в темноте, дыхание на свету
4. Фотосинтез на свету, дыхание в темноте
Ответ: 2
1. Сильно разветвленный
2. Развивающийся из зародышевого корешка
3. Отрастающий от стебля
4. Самый длинный в корневой системе
Ответ: 2
Задания взяты из книги для подготовки к ОГЭ за 2016 год под редакцией В.С. Рохловой, а также автора Г.И. Лернер.
scienceforchildren.ru
Задания 4-5
Задания 4-5.
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.
1. Какое из утверждений правильно?
1. Вирусы, бактерии и некоторые грибы состоят из одной клетки
2. Только растения и животные состоят из клеток
3. Бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток
4. Клетки всех организмов имеют ядра
Ответ: 3.
2. Общий план строения живых организмов установила
1. Молекулярно-кинетическая теория
2. Клеточная теория
3. Теория эволюции
4. Теория химического строения органических веществ
Ответ: 2.
3. С какой теорией согласуется следующая фраза в отсчете воинских интендантов «Плотность солдатского супа объясняется тем, что мясо превратилось в мух и улетело»?
1. С Клеточной
2. Божественного творения мира
3. Самозарождения
4. Космического происхождения жизни
Ответ: 3.
4. Принципиальным отличием растительных клеток от клеток животных является присутствие в них
1. Клеточной стенки, пластид
2. Ядра, цитоплазмы, рибосом
3. ДНК и РНК
4. Митохондрий, лизосом, ядрышка
Ответ: 1.
5. Зеленый цвет листу придают
1. Хромопласты
2. Крахмальные зерна
3. Молекулы хлорофилла
4. Лейкопласты
Ответ: 3.
6. Для того, чтобы приготовить тонкий срез листа или другого органа растения, нужно воспользоваться
1. Микроскопом
2. Микротомом
3. Ножницами
4. Ножом
Ответ: 2.
7. Из одной клетки состоят
1. Нефрон и мочеточник
2. Устьице листа и поперечнополосатая мышца
3. Сперматозоид и яйцеклетка
4. Завязь и эндосперм семени
Ответ: 3.
8. Клеточный сок обычно заполняет
1. Вакуоли
2. Ядро клетки
3. Межклетники
4. Другие органоиды
Ответ: 1.
9. Исключите лишнее понятие.
1. Хлоропласты
2. Ядро
3. Митохондрии
4. Клетка
Ответ: 4.
10. Митохондрии по своим функциям сравнимы с
- Насосом
- Транспортной системы
- Системой очистки
- Аккумулятором
Ответ: 4.
11. Основная функция хлоропластов –
- Дыхание
- Размножение
- Выделение
- Фотосинтез
Ответ: 4.
12. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является
- Обмен веществ
- Одинаковое количество хромосом
- Наличие хлоропластов
- Одинаковое строение
Ответ: 1.
13. Исключите лишнее понятие.
- Вода
- Липиды
- Углеводы
- Белки
Ответ: 1.
14. Живые клетки разных видов растений отличаются друг от друга
- Строением митохондрий
- Наличием клеточной стенки
- Наличием хромосом
- Числом хромосом
Ответ: 4.
15. Дифференциация клеток и тканей – это
- Их рост и размножение
- Утрата их способности к делению
- Образование различных по типам и функциям клеток и тканей
- Прекращение развития
Ответ: 3.
16. Делящиеся клетки растения относятся к ткани
- Образовательной
- Механической
- Покровной
- Основной
Ответ: 1.
17. К проводящей ткани относятся
- Столбчатые клетки листа
- Корневые волоски
- Каменистые клетки груши
- Ситовидные трубки
Ответ: 4.
18. Обрезка крон деревьев и кустарников приводит к усилению
- Деятельности камбия
- Роста корневой системы
- Роста боковых побегов
- Верхушечного роста деревьев
Ответ: 3.
19. Запасные органические вещества в стебле липы откладываются в клетках
- Камбия
- Луба
- Древесины
- Сердцевины
Ответ: 4.
20. Боковые корни растут в зоне
- Деления
- Проведения
- Роста
- Всасывания
Ответ: 2.
21. Проводящая зона корня расположена между
- Корневым чехликом и всасывающей зоной
- Всасывающей зоной и зоной роста
- Зоной деления и зоной роста
- Всасывающей зоной и стеблем
Ответ: 4.
22. Отличить клетку кожицы лука от клетки эпидермиса человека под электронным микроскопом можно по
- Форме хромосом
- Наличию ядра
- Наличию клеточной стенки
- Наличию митохондрий
Ответ: 3.
23. Чтобы вытянуть из живых клеток воду, их нужно поместить в раствор соли, концентрация которого будет
- Выше, чем в клетках
- Ниже, чем в клетках
- Равной концентрации солей в клетках
- Нулевой (дистиллированная вода)
Ответ: 1.
24. Что может произойти с одноклеточной морской водорослью, если ее поместить в дистиллированную воду?
- Ничего не произойдет
- Она сморщится
- Она лопнет
- Она растянется
Ответ: 3.
25. Прокариотическую клетку от эукариотической вы отличите по отсутствию в ней
- Ядра, митохондрий
- Хромосомы, цитоплазмы
- Клеточной стенки
- Рибосом, жгутиков
Ответ: 1.
26. Какая ткань обеспечивает опору растениям?
- Покровная
- Механическая
- Проводящая
- Образовательная
Ответ: 2.
27. К автотрофным организмам относятся
- Только растения
- Все фотосинтезирующие организмы
- Только эукариотические фотосинтезирующие организмы
- Неклеточные, одноклеточные и многоклеточные
Ответ: 2.
28. Органом цветкового растения нельзя считать
- Побег
- Цветок
- Корень
- Соцветие
Ответ: 4.
29. У всех зеленых растений есть
- Цветки
- Семена
- Хлоропласты
- Плоды
Ответ: 3.
30. Растительный организм представляет собой биологическую систему, потому что
- Состоит из множества органов
- Все его органы взаимосвязаны и взаимодействуют
- Он связан с другими организмами
- Он связан с окружающей средой
Ответ: 2.
31. Основным отличием растений от животных является
- Способность к росту
- Способ питания
- Отсутствие покровной ткани
- Неклеточное строение
Ответ: 2.
32. Растения являются на Земле основным источником
- Углекислого газа
- Азота
- Водород
- Кислорода
Ответ: 4.
33. Процесс поступления веществ в организм, их превращения и выделение продуктов жизнедеятельности называется
- Дыханием
- Питанием
- Развитием
- Обменом веществ
Ответ: 4.
34. Одной из причин, по которой растения выделены в отдельное царство, является то, что они
- Способны к вегетативному размножению
- Питаются готовыми органическими веществами
- Имеют органы и ткани
- Фотосинтезируют
Ответ: 4.
35. Органом полового размножения цветкового растения являются
- Стебель
- Корень
- Лист
- Цветок
Ответ: 4.
36. Раствор минеральных солей в стволе дерева поднимается по
- Древесине
- Сердцевине
- Лубу
- Коре
Ответ: 1.
37. Органические вещества передвигаются по растению от
- Корней к листьям
- Листьев к корням и другим органам
- Коры к сердцевине
- Сердцевины к коре
Ответ: 2.
38. Мозаичное расположение листьев является приспособлением к
- Лучшему питанию растения
- Максимальному испарению
- Лучшей освещенности листьев
- Подъему воды на большую высоту
Ответ: 3.
39. Между древесиной и лубом в стволе липы расположена ткань
- Покровная
- Фотосинтезирующую
- Образовательная
- Основная
Ответ: 3.
40. Корень не может выполнять функцию
- Дыхания
- Проведения веществ
- Фотосинтеза
- Запасания органических веществ
Ответ: 3.
41. При прорастании семени первым(-и) появляется(-ются)
- Главный корень
- Придаточные корни
- Боковые корни
- Воздушные корни
Ответ: 1.
42. Корни, растущие на луковице тюльпана, называются
- Главными
- Боковыми
- Придаточными
- Листовыми
Ответ: 3.
43. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа
- Могут расти своей верхушкой
- Делятся на одинаковые функциональные зоны
- Фотосинтезируют
- Имеют генеративные почки
Ответ: 1.
44. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Между третьим и одним из четырех предложенных понятий существует такая же связь. Найдите это понятие.
Корневой волосок : всасывание = образовательная ткань : ________________
- Опора
- Проведение
- Деление
- Растяжение
Ответ: 3.
45. Десять растений посадили в песчаную почву, а десять других – в чернозем. Обе группы растений держали на солнце при одинаковой температуре и поливали одинаковым количеством воды. Какой из факторов исследовали?
- Влияние состава почвы на рост растений
- Влияние температуры на рост растений
- Влияние солнечного света на рост растений
- Влияние полива на состав почвы
Ответ: 1.
46. В эксперименте, доказывающем, что на свету в листьях образуется крахмал, растение сначала на несколько суток убирали в темный шкаф. Это делали для того, чтобы
- Обесцветить лист
- Накопить органические вещества
- Прекратить образование органических веществ
- Снизить количество хлоропластов в листе
Ответ: 3.
47. Йодная проба на крахмал показывает, что органические вещества образуются
- Только в освещенной части листа
- В любой части листа
- Только в той части, на которую попал йод
- Только там, где есть хлоропласты
Ответ: 1.
48. Выберите правильную реакцию образования органических веществ в листьях
- Вода + углекислый газ = сахар + кислород
- Вода + кислород = крахмал + углекислый газ
- Кислород + углекислый газ = сахар
- Крахмал + вода = сахар + углекислый газ
Ответ: 1.
49. В одном из школьных учебников описан опыт, в котором растение ставится под колпак вместе с раствором едкой щелочи. Щелочь в данном опыте нужна для того, чтобы
- Углекислый газ не проникал под колпак
- Удалить углекислый газ из воздуха под колпаком
- Углекислый газ лучше проникал в растение
- Вытеснить кислород из воздуха
Ответ: 2.
50. В опыте, доказывающем выделение кислорода листьями, одно растение помещали в темноту, а другое – на свет. Нельзя было проводить опят только с растением, стоящим на свету, потому что
- В темноте не выделяется углекислый газ
- Необходимо сравнивать разные условия
- В темноте не поглощается кислород
- На свету и в темноте происходят одинаковые события
Ответ: 2.
51. На увеличение скорости фотосинтеза больше всего может повлиять увеличение
- Полива
- Количества кислорода в воздухе
- Количества углекислого газа в воздухе
- Удобрений в почве
Ответ: 3.
52. В старых деревьях часто встречаются большие дупла. Это опасно для живого дерева в первую очередь тем, что
- У дерева не развиваются корни
- Дуплистое дерево не способно к размножению
- На дереве не развиваются новые побеги
- Нарушается проведение воды и органических веществ по стволу
Ответ: 4.
53. В России раньше остальных растений расцветает орешник. Это приспособление к
- Оплодотворению
- Опылению ветром
- Самоопылению
- Пониженным температурам воздуха
Ответ: 2.
54. Для растений семейства крестоцветных характерен следующий признак
- Плод коробочка
- Соцветие колос
- Плод стручок
- Цветок трехчленный
Ответ: 3.
55. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то это скорее всего
- Однодольное растение
- Двудольное растение
- С равной вероятностью однодольное или двудольное растение
- Хвойное растение
Ответ: 2.
56. Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения скорее всего
- Стержневая корневая система
- Мочковатая корневая система
- С равной вероятностью может быть любая корневая система
- Тип жилкования не связан с типом корневой системы
Ответ: 2.
57. Корень, стебель и лист – это отдельные органы растения, потому что
- Они состоят из совершенно разных тканей
- Выполняют разные функции
- Каждый из органов может существовать самостоятельно
- Они находятся в разных условиях среды
Ответ: 2.
58. К сочным плодам относится плод
- Пшеницы
- Рябины
- Подсолнуха
- Лещины
Ответ: 2.
59. Пыльца образуется в
- Пестике
- Завязи
- Тычинке
- Чашечке
Ответ: 3.
60. Шишка сосны – это
- Соплодие
- Плод
- Видоизмененное соцветие
- Видоизмененный побег
Ответ: 4.
61. Тюльпан вегетативно размножают
- Семенами
- Корнеплодами
- Корневищами
- Луковицами
Ответ: 4.
62. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого есть
- Пестики и тычинки
- Лепестки и чашелистики
- Венчик и пестик
- Цветоножка и венчик
Ответ: 2.
63. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются
- Пестичными
- Тычиночными
- Раздельнополыми
- Обоеполыми
Ответ: 4.
64. Плод цветкового растения развивается из
- Семязачатка
- Завязи пестика
- Пыльника
- Столбика пестика
Ответ: 2.
65. К половому размножению относится увеличение численности потомства в результате
- Деления клеточных ядер материнского растения
- Размножения подземными побегами
- Слияния гамет
- Размножения листьями
Ответ: 3.
66. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семянки подсолнуха?
- Околоплодник
- Семя
- Эндосперм
- Зародыш
Ответ: 1.
ОГЭ 2018. Биология : тематические тренировочные задания : 9 класс / Г. И. Лернер. — Москва : Эксмо, 2017. — 272 с. — (ОГЭ. Тематические тренировочные задания).
cleverpenguin.ru
Царство Растения
Задания с решениями
1. Какое из утверждений правильно?
1. Вирусы, бактерии и некоторые грибы состоят из одной клетки?
2. Только растения и животные состоят из клеток
3. Бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток
4. Клетки всех организмов имеют ядра
Объяснение: вирусы не состоят из клеток, потому что они находятся на границе живого и неживого и состоят только из нуклеиновой кислоты и белкового капсида. Клетки не всех организмов имеют ядра, вернее ядерную оболочку, ее имеют только эукариотические организмы (грибы, животные, растения). Но все живые организмы состоят из клеток. Правильный ответ – 3.
2. Общий план строения живых организмов установила
1. Молекулярно-кинетическая теория
2. Клеточная теория
3. Теория эволюции
4. Теория химического строения органических веществ
Объяснение: все живые организмы состоят из клеток. К такому выводу пришли ученые, написавшие клеточную теорию. Правильный ответ – 2.
3. Принципиальным отличием растительных клеток от клеток животных является присутствие в них
1. Клеточной стенки, пластид
2. Ядра, цитоплазмы, рибосом
3. ДНК и РНК
4. Митохондрий, лизосом, ядрышка
Объяснение: главный процесс, осуществляемые растительными клетками – фотосинтез, происходит он при помощи пластид, а покрыты растительные клетки клеточной стенкой, которой нет у животных, и фотосинтез животным не свойственен. Правильный ответ – 1.
4. Зеленый цвет листу придают
1. Хромопласты
2. Крахмальные зерна
3. Молекулы хлорофилла
4. Лейкопласты
Объяснение: среди перечисленных вариантов, зелеными являются только молекулы хлорофилла. Поэтому, правильный ответ – 3.
5. Для того, чтобы приготовить тонкий сред листа или другого органа растения, нужно воспользоваться
1. Микроскопом
2. Микротомом
3. Ножницами
4. Ножом
Объяснение: для микроскопирования растений нужны очень тонкие препараты, их можно сделать только при помощи специального ножа, который называется микротом. Правильный ответ – 2.
6. Из одной клетки состоят
1. Нефрон и мочеточник
2. Устьице листа и поперечнополосатая мышца
3. Сперматозоид и яйцеклетка
4. Завязь и эндосперм
Объяснение: из одной клетки состоят все бактерии, некоторые грибы (и водоросли), а также половые клетки (сперматозоид т яйцеклетка). Правильный ответ – 3.
7. Митохондрии по своим функциям сравнимы с
1. Насосом
2. Транспортной системой
3. Системой очистки
4. Аккумулятором
Объяснение: основная функция митохондрий – энергетическая (образование молекул АТФ), поэтому, правильный ответ – 4.
8. Основная функция хлоропластов
1. Дыхание
2. Размножение
3. Выделение
4. Фотосинтез
Объяснение: хлоропласты зеленого цвета из-за наличия в них большого количества хлорофилла. Хлоропласты выполняют функцию фотосинтеза. Правильный ответ – 4.
9. Дифференциация клеток и тканей – это
1. Их рост и размножение
2. Утрата их способности к делению
3. Образование различных по типам и функциям клеток и тканей
4. Прекращение развития
Объяснение: как правило в эмбриональном периоде развития происходит дифференциация клеток и тканей плода, что означает образование различных по типам и функциям клеток и тканей. Правильный ответ – 3.
10. Отличить клетку кожицы лука от клетки эпидермиса человека под электронным микроскопом можно по
1. Форме хромосом
2. Наличию ядра
3. Наличию клеточной стенки
4. Наличию митохондрий
Объяснение: клетки растений от клеток животных отличаются наличием пластид и клеточной стенки. Поэтому, правильный ответ – 3.
Автор решения: Лунькова Е. Ю.
Задания для самостоятельного решения
1. Клеточный сок обычно заполняет
1. Вакуоли
2. Ядро клетки
3. Межклетники
4. Другие органоиды
Ответ: 1.
2. С какой теорией согласуется следующая фраза в отчете воинских интендантов «Постность солдатского супа объясняется тем, что мясо превратилось в мух и улетело»?
1. С клеточной
2. Божественного творения мира
3. Самозарождения
4. Космического происхождения жизни
Ответ: 3.
3. Исключите лишнее понятие
1. Хлоропласты
2. Ядро
3. Митохондрии
4. Клетка
Ответ: 4.
4. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является
1. Обмен веществ
2. Одинаковое количество хромосом
3. Наличие хлоропластов
4. Одинаковое строение
Ответ: 1.
5. Исключите лишнее понятие
1. Вода
2. Липиды
3. Углеводы
4. Белки
Ответ: 1.
6. Живые клетки разных видов растений отличаются друг от друга
1. Строением митохондрий
2. Наличием клеточной стенки
3. Наличием хромосом
4. Числом хромосом
Ответ: 4.
7. Делящиеся клетки растения относятся к ткани
1. Образовательной
2. Механической
3. Покровной
4. Основной
Ответ: 1.
8. Обрезка крон деревьев и кустарников приводит к усилению
1. Деятельности камбия
2. Роста корневой системы
3. Роста боковых побегов
4. Верхушечного роста деревьев
Ответ: 3.
9. Запасные органические вещества в стебле липы откладываются в клетках
1. Камбия
2. Луба
3. Древесины
4. Сердцевины
Ответ: 4.
10. Боковые корни растут в зоне
1. Деления
2. Проведения
3. Роста
4. Всасывания
Ответ: 2.
11. Проводящая зона корня расположена между
1. Корневым чехликом и всасывающей зоной
2. Всасывающей зоной и зоной роста
3. Зоной деления и зоной роста
4. Всасывающей зоной и стеблем
Ответ: 4.
12. Чтобы вытянуть из живых клеток воду, их нужно поместить в раствор соли, концентрация которого будет
1. Выше, чем в клетках
2. Ниже, чем в клетках
3. Равной концентрации солей в клетках
4. Нулевой (дистиллированная вода)
Ответ: 1.
13. Что может произойти с одноклеточной морской водорослью, если ее поместить в дистиллированную воду?
1. Ничего не произойдет
2. Она сморщится
3. Она лопнет
4. Она растянется
Ответ: 3.
14. Прокариотическую клетку от эукариотической вы отличите по отсутствию в ней
1. Ядра, митохондрий
2. Хромосомы, цитоплазмы
3. Клеточной стенки
4. Рибосом, жгутиков
Ответ: 1.
15. Какая ткань обеспечивает опору растениям?
1. Покровная
2.  
scienceforchildren.ru
Полезные морские одноклеточные водоросли | Акваловер
К полезным морским одноклеточным водорослям относятся: Dunaliella, Isochrysis galbona, Nephrochloris salina, Monochrysis lutheri, Phaeodactylum tricornutum, Plftymonas viridis, Chlorella sp. f. marina (морская хлорелла).
Эти водоросли, наряду с полезными пресноводными одноклеточными водорослями, имеют очень широкое применение, благодаря своим питательным качествам и структуре клеток.
Они активно применяются в пищевой, химико-фармацевтической, косметической промышленности. Являются стартовыми кормами для молоди рыб: непосредственно или через солоноводных рачков, активно поедаемых молодью рыб. И поэтому водоросли разводят на рыбьих фермах.
Также микроводоросли — хороший материал для лабораторных исследований; фильтрующий материал, и поэтому их применяют для очистки воды.
В аквариумистике морскими водорослями выкармливают солоноводных рачков (в первую очередь, артемию салину Artemia salina — незаменимый корм для молоди рыб), а также они входят в состав сухих кормов растительного происхождения.
Род Дуналиелла (Dunaliella) — по некоторым данным, единственный в мире организм, в котором содержание бета-каротина (провитамина А) может достигать 60-70% от общей массы (это больше чем в таких «кладовых» бета-каротина, как морковь и некоторые виды грибов).
Изочрисис галбана (Isochrysis galbana) — в природе является кормом для многочисленных водных организмов. Имеет коричнево-золотой цвет.
Нефлоклорис Салина (Nephrochloris salina) — солоноводная одноклеточная водоросль из семейства Chloramoebaceae. Открыта в 1937 году.
Моночрисис лутери (Monochrysis lutheri) — содержит много ненасыщенных жирных кислот, витамины группы В.
Фаеодактилум трикорнатум (Phaeodactylum tricornutum) — диатомовая солоноводная одноклеточная водоросль. Может иметь различную форму тела: веретенообразную, Y-образную, овальную; причем форма тела может меняться в зависимости от условий окружающей среды. Активно применяется в лабораторных исследованиях.
Плфтимонас виридис (Plftymonas viridis) — применяется, в том числе, и для очистки вод.
Морская хлорелла (Chlorella sp. f. marina) — разновидность пресноводных хлорелл, имеющая все те же огромные преимущества во всех сферах применения, что и пресноводные виды этой водоросли.
Эти водоросли собирают и разводят по всему миру: в Китае, Японии, Индии, США, Австралии, Латинской Америке, в южных широтах (Черное, Азовское моря, лиманы) нашей страны, Казахстане, Украине и других странах.
Промышленный сбор и разведение морских микроводорослей проводится в прибрежных водах, лиманах, а также в специализированных водоемах с соленой водой и тщательно контролируемыми параметрами.
Морские одноклеточные водоросли можно культивировать и в домашних условиях.
www.aqualover.ru
Задания №5 с решениями
Задания с решением
1. Принципиальным отличием растительных клеток от клеток животных является присутствие в них
1. Клеточной стенки, пластид
2. Ядра, цитоплазмы, рибосом
3. ДНК и РНК
4. Митохондрий, лизосом, ядрышка
Объяснение: растения и животные являются эукариотическими организмами и общий план строения у них похож, за исключением разницы в питании и наличием у растений клеточной стенки и пластид. Правильный ответ — 1.
2. Для того, чтобы приготовить тонкий срез листа или другого органа растения, нужно воспользоваться
1. Микроскопом
2. Микротомом
3. Ножницами
4. Ножом
Объяснение: прибор, делающий тонкий срез, называется микротом (это специальный алмазный или стеклянный нож). Правильный ответ — 2.
3. Митохондрии по своим функциям сравнимы с
1. Насосом
2. Транспортной системой
3. Системой очистки
4. Аккумулятором
Объяснение: митохондрии — основные органеллы, которые производят энергию, поэтому их можно сравнить с аккумуляторами. Правильный ответ — 4.
4. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является
1. Обмен веществ
2. Одинаковое количество хромосом
3. Наличие хлоропластов
4. Одинаковое строение
Объяснение: обмен веществ — главный признак живого организма. Правильный ответ — 1.
5. Дифференциация клеток и тканей — это
1. Их рост и размножение
2. Утрата их способности к делению
3. Образование различных по типам и функциям клеток и тканей
4. Прекращение развития
Объяснение: в зародышевом состоянии у сложных организмов происходит дифференциация клеток, то есть образование различных по типам и функциям клеток и тканей. Правильный ответ — 3.
6. Чтобы вытянуть из живых клеток воду, их нужно поместить в раствор соли, концентрация которого будет
1. Выше, чем в клетках
2. Меньше, чем в клетках
3. Равной концентрации солей в клетках
4. Нулевой (дистиллированная вода)
Объяснение: нужно поместить их в раствор соли, концентрация которого будет выше, чем в клетках, таким образом клетки будут пытаться выровнять концентрацию снаружи и внутри. Правильный ответ — 1.
7. Прокариотическую клетку от эукариотической вы отличите по отсутствию в ней
1. Ядра, митохондрий
2. Хромосомы, цитоплазмы
3. Клеточной стенки
4. Рибосом, жгутиков
Объяснение: главное отличие эукариот от прокариот — отсутствие ядра и вообще мембранных органелл, поэтому правильный ответ — 1.
8. К растениям относятся
1. Все организмы, питающиеся автотрофно
2. Эукариотические организмы, использующие для своего питания только энергию света
3. Любые организмы, способные к фотосинтезу
4. Неклеточные, одноклеточные и многоклеточные формы
Объяснение: правильный ответ — 2, так как растения — автотрофы. Они могут быть как одноклеточными (водоросли), там и многоклеточными (голосеменные, покрытосеменные). Но не только растения могут быть автотрофами, а еще и бактерии.
9. Основным отличием растений от животных является
1. Способность к росту
2. Способ питания
3. Отсутствие покровной ткани
4. Неклеточное строение
Объяснение: основным отличием растений от животных является способ питания — автотрофия. Правильный ответ — 2.
10. Йодная проба на крахмал показывает, что органические вещества образуются
1. Только в освещенной части листа
2. В любой части листа
3. Только в той части листа, на которую попал йод
4. Только там, где есть лейкопласты
Объяснение: органические вещества образуются в той части растения, где идет фотосинтез, а значит эта часть растения должна освещаться. Правильный ответ — 1.
Автор решения: Лунькова Е.Ю.
Задания для самостоятельного решения
1. Десять растений посадили в песчанную почву, а десять других — в чернозем. Обе группы растений держали на солнце, при одинаковой температуре и поливали одинаковым количеством воды. Какой из факторов исследовался?
1. Влияние состава почвы на рост растений
2. Влияние температуры на рост растений
3. Влияние солнечного света на рост растений
4. Влияние полива на состав почвы
Ответ: 1
2. Между древесиной и лубом в стволе липы расположена ткань
1. Покровная
2. Фотосинтезирующая
3. Образовательная
4. Основная
Ответ: 1
3. Процесс поступления веществ в организм, их превращения и выделение продуктов жизнедеятельности называется
1. Дыханием
2. Питанием
3. Развитием
4. Обменом веществ
Ответ — 2.
4. Отличить клетку кожицы лука от клетки эпидермиса человека под световым микроскопом можно по
1. Строению эндоплазматической сети
2. Наличию ядра
3. Наличию клеточной стенки
4. Наличию митохондрий
Ответ: 3
5. Запасные органические вещества в стебле липы откладываются в клетках
1. Камбия
2. Луба
3. Древесины
4. Сердцевины
Ответ: 4
6. К проводящей ткани относятся
1. Столбчатые клетки листа
2. Корневые волоски
3. Каменистые клетки груши
4. Ситовидные трубки
Ответ: 4
7. Клеточный сок обычно заполняет
1. Молодые вакуоли клеток растений
2. Ядро клетки животных
3. Межклетники растений
4. Цитоплазму клеток
Ответ: 1
8. Общий план строения живых организмов установила
1. Молекулярно-кинетическая теория
2. Клеточная теория
3. Теория эволюции
4. Теория химического строения органических веществ
Ответ: 2
9. На увеличение скорости фотосинтеза больше всего может повлиять увеличение количества
1. Озона в атмосфере
2. Кислорода в воздухе
3. Углекислого газа в воздухе
4. Удобрений в почве
Ответ: 3
10. Водоросли, в отличие от мхов,
1. Являются многоклеточными организмами
2. Используют кислород для дыхания
3. Размножаются половым путем
4. Являются низшими растениями
Ответ: 4
11. Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют
1. Плоды
2. Семена
3. Шишки
4. Листья
Ответ: 3
12. Из какой части растения происходит развитие цветка?
1. Корня
2. Листа
3. Генеративной почки
4. Вегетативной почки
Ответ: 3
13. Камбий относят к ткани
1. Проводящей
2. Образовательной
3. Покровной
4. Основной
Ответ: 2
14. Что происходит в листьях при дыхании?
1. Поглощается углекислый газ
2. Образуются органические вещества
3. Выделяется кислород
4. Освобождается энергия
Ответ: 4
15. При пересадке капусты у нее прищипывают верхушку корня для
1. Ускорения фотосинтеза в листьях
2. Усиления образования боковых корней
3. Образования столонов
4. Уменьшения испарения
Ответ: 2
16. Какие растения состоят из сходных по строению клеток, не образующих ткани?
1. Плауны
2. Водоросли
3. Мхи
4. Папоротники
Ответ: 2
17. Жира больше всего в семенах
1. Пшеницы
2. Подсолнечника
3. Укропа
4. Гороха
Ответ: 2
Задания взяты из книги для подготовки к ОГЭ за 2016 год под редакцией В.С. Рохловой, а также автора Г.И. Лернер.
scienceforchildren.ru
Культивирование одноклеточных водорослей (Часть 3)
Для культивирования морских водорослей можно использовать среду Уолна, которую можно составить, взяв на 1 л морской воды (мг):
FeCl3 * 6h30— 1,3;
МnСІ2 * 4Н20 — 0,36;
НзВОз — 34,6; NаNОз — 100;
Nah3P04 * 2h30—20; ZnC— 5;
СоСІ2 * 6Н20 — 2,0;
(NН4)бМо02 * 4Н20 — 9;
CuS0 4 * 5h30 — 20;
ЭДТА (Лучше Na2 ЭДТА * 2Н2O) — 45; а также витамины: В1 — 100 ед/л; В12 — 5 ед/л.
Хорошие результаты дает выращивание водорослей на среде Гольдберга, где на 100 мл дистиллированной воды готовятся:
раствор .№ 1: 10,1 г КNОз;
раствор №2: 1,421 г Na2HP04;
раствор № 3:
27,03 мг FeCl3 * 6h30;
19,79 мг МnСl2 * 4Н20; 23,79 мг
СоСl2 * 6Н20;
Затем к 1 л морской воды следует добавить: 2 мл раствора № 1; 0,5 мл раствора № 2 и 1 мл раствора № 3.
Следует отметить, что CO(Nh3)2, — мочевина, — обладает большими достоинствами, чем минеральные источники азота.
В процессе фотосинтеза водоросли потребляют углекислый газ (СО2)- В воздухе содержится 0,03% С02, и, если культура морских водорослей неплотная, то этого количества при продувке ее воздухом достаточно для того, чтобы обеспечить углеродное питание (учитывая хорошую растворимость углекислого газа в морской воде). При плотных культурах воду необходимо дополнительно обогащать углекислым газом. Содержание С02 в воде можно увеличить путем добавления в культуру дрожжей до чуть заметной мути.
В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород. Избыток последнего снижает растворимость углекислого газа в воде: поэтому при увеличении освещения культуры водорослей необходимо одновременно увеличивать подачу С02 в воду. При культивировании пресноводных одноклеточных водорослей, например, сценедесмуса, можно продувать воду С02, но это не экономично. Проще периодически освещать культиватор до появления на его стенках пузырьков 02, а затем выключать свет, затеняя культиватор, до исчезновения O2 со стенок и насыщения воды С02 за счет дыхания самих водорослей, или же поместить в культиватор светонепроницаемую перегородку (рис. 23), которая поделит емкость на две части, причем вода в емкостях могла бы свободно циркулировать снизу и сверху перегородки.
Стрелками показана циркуляция воды с фитопланктоном.
1 — уровень воды, 2 — светонепроницаемая’ перегородка, 3 — лампа.
Второй способ удобен при пластмассовом культиваторе и лампе, расположенной сбоку. В этом случае в светлой части культиватора культура выделяет 02 и поглощает для своего роста С02,а в темной части — потребляет 02 и выделяет С02. Циркуляция воды осуществляется за счет нагрева воды от лампы или каким-либо иным способом.
Наилучших результатов можно добиться, когда весь объем культиватора постоянно освещается U-образной лампой, помещенной непосредственно в воду, а насыщение воды С02 осуществляется за счет дыхания, посаженных в культиватор рыб. Одновременно рыбы обогащают воду азотосодержащими веществами. Для этих целей пригодны рыбы, потребляющие в пищу обрастания на стенках культиватора, Хорошие результаты достигаются, если в культиваторе находятся живородящие карпозубые рыбы: гуппи, меченосцы и т.д.
aquafishka.com
особенности строения. Представители одноклеточных водорослей
Подводный мир всегда манил человека своей яркостью, небывалой красотой, разнообразием и неизведанными тайнами. Удивительные животные, потрясающие растения самых разных размеров – все эти необычные организмы не оставляют равнодушным никого. Помимо видимых глазу крупных представителей флоры, существуют еще и мельчайшие, обозримые только под микроскопом, но от этого не теряющие своей важности и значимости в общей биомассе океана. Это одноклеточные водоросли. Если взять общую продукцию органического вещества, вырабатываемую подводными растениями, то большую часть производят именно они, эти крошечные и удивительные существа.
Водоросли: общая характеристика
В целом водоросли — это подцарство Низшие растения. Относятся они к данной группе по той причине, что их тело не дифференцировано на органы, а представлено сплошным (иногда рассеченным) талломом или слоевищем. Вместо корневой системы они имеют приспособления для прикрепления к субстрату в виде ризоидов.
Данная группа организмов очень многочисленна, разнообразна по форме и строению, образу жизни и местам обитания. Выделяют следующие отделы этого семейства:
- красные;
- бурые;
- зеленые;
- золотистые;
- диатомовые;
- криптофитовые;
- желто-зеленые;
- эвгленовые;
- динофитовые.
Каждый из этих отделов может включать в свой состав одноклеточные водоросли и представителей с многоклеточным слоевищем. Также встречаются следующие формы организмов:
- колониальные;
- нитчатые;
- свободноплавающие;
- прикрепленные и другие.
Признаков для классификации можно найти множество. Один из самых важных, определяющих в практическом отношении – способ поглощения энергии. Представители зеленых одноклеточных водорослей все являются автотрофами, большинство многоклеточных этого же класса также осуществляют фотосинтез. Однако встречаются и гетеротрофные, миксотрофные и даже паразитические формы.
Изучим более подробно строение, жизнедеятельность и размножение представителей именно одноклеточных организмов, принадлежащих к разным классам водорослей. Оценим их роль в природе и жизни человека.
Особенности строения одноклеточных водорослей
В чем же заключаются специфические особенности, позволяющие этим крошечным организмам существовать? Во-первых, хоть они и имеют всего одну клетку, но она выполняет все жизненно важные функции целого организма:
- рост;
- развитие;
- питание;
- дыхание;
- размножение;
- движение;
- выделение.
Также этим одноклеточным организмам присуща функция раздражимости.
В своем внутреннем строении одноклеточные водоросли особенности, способной удивить заинтересованного исследователя, не имеют. Все те же структуры и органеллы, что и в клетках более высокоразвитых организмов. Клеточная оболочка обладает способностью впитывать в себя окружающую влагу, таким образом, организм может погружаться под воду. Это позволяет водорослям более широко расселяться не только в морях, океанах и других водоемах, но и на суше.
Ядро с генетическим материалом имеют все представители, кроме сине-зеленых водорослей, которые являются прокариотическими организмами. Также в состав клетки входят стандартные обязательные органеллы:
- митохондрии;
- цитоплазма;
- эндоплазматический ретикулум;
- аппарат Гольджи;
- лизосомы;
- рибосомы;
- клеточный центр.
Особенностью можно назвать наличие пластид, содержащих тот или иной пигмент (хлорофилл, ксантофилл, фикоэритрин и прочие). Также интересен тот факт, что одноклеточные водоросли могут свободно передвигаться в толще воды при помощи одного или нескольких жгутиков. Однако не все виды. Есть и прикрепленные к субстрату формы.
Распространение и места обитания
Благодаря мелким размерам и некоторым особенностям строения, одноклеточные водоросли сумели распространиться по всему земному шару. Они населяют:
- пресные водоемы;
- моря и океаны;
- болота;
- поверхности скал, деревьев, камней;
- полярные равнины, покрытые снегом и льдом;
- аквариумы.
Где их только не встретишь! Так, ностоковые одноклеточные водоросли, примеры сине-зеленых или цианобактерий – обитатели вечной мерзлоты Антарктиды. Имея в составе разные пигменты, эти организмы удивительным образом украшают собой белоснежный пейзаж. Они окрашивают снега в розовые, сиреневые, зеленые, фиолетовые и голубые тона, что, конечно, смотрится очень красиво.
Зеленые одноклеточные водоросли, примеры которых можно привести такие: хлорелла, трентеполия, хлорококк, плеврококк – обитают на поверхности деревьев, покрывая их кору зеленым налетом. Они заставляют приобретать этот же цвет поверхности камней, верхний слой воды, участки земли, отвесные скалы и прочие места. Они относятся к группе наземных или воздушных водорослей.
Вообще, представители одноклеточных водорослей окружают нас повсюду, просто заметить их возможно лишь при помощи микроскопа. В воде, воздухе, на поверхностях изделий, земле, растениях и животных живут красные, зеленые и золотистые водоросли, а также цианобактерии.
Размножение и образ жизни
Об образе жизни той или иной водоросли следует говорить в каждом конкретном случае. Кто-то предпочитает свободно плавать в толще воды, образуя фитобентос. Другие виды помещаются внутри организмов животных, вступая с ними в симбиотические взаимоотношения. Третьи просто прикрепляются к субстрату и формируют колонии и нити.
А вот размножение одноклеточных водорослей – процесс, сходный у всех представителей. Это обычное вегетативное деление надвое, митоз. Половой процесс встречается крайне редко и только при наступлении неблагоприятных условий существования.
Бесполое размножение сводится к следующим стадиям.
- Подготовительная. Клетка растет и развивается, накапливает питательные вещества.
- Редуцируются органоиды движения (жгутики).
- Затем начинается процесс репликации ДНК и одновременное формирование поперечной перетяжки.
- Центромеры растягивают генетический материал по разным полюсам.
- Перетяжка смыкается, и клетка делится пополам.
- Цитокинез происходит одновременно со всеми этими процессами.
Результат – новые дочерние клетки, идентичные материнской. Они достраивают недостающие участки тела и начинают самостоятельную жизнь, рост и развитие. Таким образом, жизненный цикл одноклеточной особи начинается с деления и заканчивается им же.
Особенности строения зеленых одноклеточных водорослей
Главная особенность — это насыщенный зеленый цвет, который имеет клетка. Объясняется он тем, что в составе пластид преобладает пигмент хлорофилл. Именно поэтому данные организмы способны осуществлять процесс фотосинтеза, продуцируя для себя органическое вещество самостоятельно. Это во многом роднит их с высшими наземными представителями флоры.
Также особенности строения зеленых одноклеточных водорослей заключаются в следующих общих закономерностях.
- Запасное питательное вещество – крахмал.
- Такой органоид, как хлоропласт, окружен двойной мембраной, что встречается у высших растений.
- Для передвижения используют жгутики, покрытые волосками или чешуйками. Их может быть от одного до 6-8.
Очевидно, что строение зеленых одноклеточных водорослей делает их особенными и приближает к высокоорганизованным представителям наземных видов.
Кто же относится к этому отделу? Самые известные представители:
- хламидомонада;
- вольвокс;
- хлорелла;
- плеврококк;
- эвглена зеленая;
- акросифония и другие.
Рассмотрим подробнее несколько таких организмов.
Хламидомонада
Данный представитель относится к такому отделу, как зеленые одноклеточные водоросли. Хламидомонада – это преимущественно пресноводный организм, имеющий некоторые особенности строения. Для нее характерен положительный фототаксис (движение в сторону источника света), благодаря наличию на переднем конце клетки светочувствительного глазка.
Биологическая роль хламидомонады заключается в том, что она является продуцентом кислорода в процессе фотосинтеза, ценным источником корма для скота. Также именно эта водоросль вызывает «цветение» водоемов. Клетки ее легко культивируются в искусственных условиях, поэтому генетики выбрали хламидомонаду как объект лабораторных исследований и опытов.
Хлорелла
Одноклеточная водоросль хлорелла также относится к отделу зеленых. Ее основное отличие от всех других в том, что живет она только в пресной воде, а ее клетка лишена жгутиков. Способность к фотосинтезу позволяет использовать хлореллу как источник кислорода в космосе (на кораблях, ракетах).
Внутри клетки содержится уникальный комплекс питательных веществ и витаминов, благодаря которым эта водоросль высоко ценится как кормовая база для скота. Даже для человека употребление ее в пищу было бы весьма выгодным, ведь 50 % белка в ее составе превосходят по энергетической ценности многие зерновые культуры. Однако в качестве пищи для людей она все же не прижилась.
Зато успешно используется хлорелла для биологической очистки воды. Наблюдать этот организм можно в стеклянной посуде с застоявшейся водой. На стенках образуется скользкий налет зеленого цвета. Это и есть хлорелла.
Эвглена зеленая
Одноклеточной водорослью является эвглена зеленая, которая относится к отделу эвгленовых. Необычная, удлиненная с заостренным концом форма тела делает ее отличной от других. Имеет она также светочувствительный глазок и жгутик для активного передвижения. Интересен тот факт, что эвглена – миксотроф. Она может питаться гетерогенно, однако в большинстве случаев осуществляет процесс фотосинтеза.
Долгое время шли споры о принадлежности этого организма к какому-либо царству. По одним признакам это животное, по другим — растение. Обитает она в загрязненных органическими остатками водоемах.
Плеврококк
Это округлые зеленые организмы, обитающие на скалах, земле, камнях, деревьях. Образуют сизо-зеленый налет на поверхностях. Относятся к семейству Хетофоровые водоросли отдела зеленые.
Именно по плеврококку можно ориентироваться в лесу, так как он поселяется только с северной стороны деревьев.
Диатомовые водоросли
Одноклеточной водорослью является диатомея и все сопутствующие ей виды. Все вместе они формируют диатомовые водоросли, которые отличаются одной интересной особенностью. Сверху их клетка покрыта красивым узорчатым панцирем, на который нанесен природный рисунок из солей кремния и его оксида. Иногда эти узоры настолько невероятны, что кажется, будто это какое-то архитектурное сооружение или замысловатый рисунок художника.
С течением времени отмершие представители диатомовых образуют ценные залежи пород, которые используются человеком. В составе клетки преобладают ксантофиллы, поэтому окраска этих водорослей золотистая. Являются ценным кормом для морских животных, так как образуют значительную часть планктона.
Красные водоросли
Это такие виды, окраска которых варьирует от светло-красной до оранжевой и темно-бордовой. В составе клетки преобладают иные пигменты, подавляющие хлорофилл. Нас интересуют именно красные водоросли, одноклеточные формы.
К этой группе относится класс бангиевых водорослей, который включает в себя примерно 100 видов. Из них значительную часть составляют одноклеточные. Основным отличием является преобладание каротинов и ксантофиллов, фикобилинов над хлорофиллом. Это объясняет окраску представителей отдела. Можно выделить несколько самых распространенных организмов среди одноклеточных красных водорослей:
- порфиридиум.
- хроотеце.
- геотрихум.
- астероцитис.
Основные места обитания – океанские и морские воды умеренных широт. В тропиках встречаются значительно реже.
Порфиридиум
Наблюдать, где обитают одноклеточные водоросли данного вида, может каждый. Они формируют кроваво-красные пленки на земле, стенах, других влажных поверхностях. Одиночно существуют редко, в основном собираются в колонии, окруженные слизью.
Используются человеком для изучения таких процессов, как фотосинтез у одноклеточных и образование молекул полисахаридов внутри организмов.
Хроотеце
Данная водоросль также является одноклеточной и относится к отделу красных, классу бангиевых. Ее основная отличительная особенность – это формирование слизистой «ножки» для прикрепления к субстрату. Интересно, что эта «ножка» может превышать размеры самого тела почти в 50 раз. Слизь вырабатывается самой клеткой в процессе жизнедеятельности.
Поселяется этот организм на почвах, также образуя заметный красный налет, скользкий на ощупь.
fb.ru
Leave A Comment