Задания №4 с решениями

Задания с решениями

1. Какое из утверждений правильно?

1. Вирусы, бактерии и некоторые грибы состоят из одной клетки

2. Только растения и животные состоят из клеток

3. Бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток

4. Клетки всех организмов имею ядра

Объяснение: правильное — утверждение 3, так как все перечисленные организмы действительно состоят из клеток, в отличие от вирусов, а также бактерии не имеют ядер, а значит утверждения 1 и 4 — неверны. Правильный ответ — 3.

 

2. С какой теорией согласуется следующая фраза в отчете воинских интендантов: «Постность солдатского супа объясняется тем, что мясо превратилось в мух и улетело»?

1. С клеточной

2. Божественного творения мира

3. Самозарождения

4. Космического происхождения жизни

Объяснение: фраза согласуется с теорией самозарождения, в ней описывается появление мух и личинок на мясе и над мясом в различных условиях. Правильный ответ — 3.

 

3. Зеленый цвет листу придают

1. Хромопласты

2. Крахмальные зерна

3. Молекулы хлорофилла

4. Лейкопласты

Объяснение: хлоропласты содержат магний, который придает им зеленый цвет. Правильный ответ — 3.

 

4. Исключите лишнее понятие

1. Аппарат Гольджи

2. Рибосомы

3. Митохондрии

4. Клеточный сок

Объяснение: первые три варианта — оформленные органеллы (аппарат Гольджи и митохондрии — мембранные, а рибосомы — нет), а клеточный сок — жидкость. Правильный ответ — 4.

 

5. Основная функция хлоропластов

1. Дыхание

2. Размножение

3. Выделение

4. Фотосинтез

Объяснение: основная функция хлоропластов — фотосинтез, именно этим растения и отличаются от всех других организмов — зеленым цветом и автотрофией при помощи фотосинтеза. Правильный ответ — 4.

 

6. Исключите лишнее понятие

1. Вода

2. Липиды

3. Углеводы

4. Белки

Объяснение: здесь рассуждать, например, можно так: белки, липиды и углеводы — сложные органические молекулы, а вода — простое неорганическое вещество. Правильный ответ — 1.

 

7. Живые клетки разных видов растений отличаются друг от друга

1. Строением митохондрий

2. Наличием клеточной стенки

3. Наличием хромосом

4. Числом хромосом

Объяснение: среди всех перечисленных, только число хромосом является видовым признаком. Правильный ответ — 4.

 

8. Делящиейся клетки растения относятся к ткани

1. Образовательной

2. Механической

3. Покровной

4. Основной

Объяснение: делящиеся клетки растения относят к образовательной ткани, которой как правило, в растении бывает несколько видов. Правильный ответ — 1.

 

9. Что может произойти с одноклеточной морской водорослью, если ее поместить в дистиллированную воду?

1. Ничего не произойдет

2. Она сморщится

3. Она набухнет

4. Концентрация воды и соли станет равной

Объяснение:

правильный ответ — 3, так как клетки водоросли попытаются набрать в себя как можно больше воды, чтобы выровнять концентрацию внутри клетки и снаружи. 

 

10. Растительный организм представляет собой биологическую систему потому, что

1. Состоит из множества органов

2. Все его органы взаимосвязаны и взаимодействуют

3. Он связан с другими организмами

4. Он связан с окружающей средой

Объяснение: правильный ответ — 2, все клетки и органы растения взаимосвязаны и работаю как единая система, к тому же, эта система является открытой, так как растение взаимодействует с окружающей средой, например, при помощи энергии (поглощает энергию солнца). 

 

Автор решения: Лунькова Е.Ю.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. Какая ткань обеспечивает опору растениям?

1. Покровная

2. Механическая

3. Проводящая

4. Образовательная

Ответ: 2

 

2. Проводящая зона корня расположена между

1. Корневым чехликом и всасывающей зоной

2. Всасывающей зоной и зоной роста

3. Зоной деления и зоной роста

4. Всасывающей зоной и стеблем

Ответ: 4

 

3. Боковые корни растут в зоне

1. Деления

2. Всасывания

3. Роста

4. Проведения

Ответ: 4

 

4. Обрезка крон деревьев и кустарников приводит к усилению

1. Деятельности камбия

2. Роста корневой системы

3. Роста боковых побегов

4. Верхушечного роста деревьев

Ответ: 3

 

5. Из одной клетки состоят

1. Хлорелла и ряска

2. Вирус ВИЧ и гриб мукор

3. Бактерия сенной палочки и яйцо курицы

4. Яйцеклетка и эндосперм семени

Ответ: 3

 

6. астения являются на Земле основным источником

1. Углекислого газа

2. Азота

3. Водорода

4. Кислорода

Ответ: 4

 

7. К какому из условий среды мозаичное расположение листьев является приспособлением?

1. К лучшему питанию растений

2. К максимальному испарению

3. К лучшей освещенности листьев

4. К подъему воды на большую высоту

Ответ: 3

 

8. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Между третьим и одним их четырех предложенных понятий существует такая же связь. Найдите это понятие.

Корневой волосок : всасывание = образовательная ткань : _________________

1. Опора

2. Проведение

3. Деление

4. Растяжение

Ответ: 3

 

9. В эксперименте, доказывающем, что на свету в листьях образуется крахмал, растение сначала на несколько суток убрали в темный шкаф. Это делали для того, чтобы

1. Обесцветить лист

2. Накопить органические вещества

3. Прекратить образование органических веществ

4. Снизить количество хлоропластов в листе

Ответ: 3

 

10. Выберите правильную реакцию образования органических веществ в листьях

1. Вода + углекислый газ = сахар + кислород

2. Вода + кислород = крахмал + углекислый газ

3. Кислород +углекислый газ = сахар

4. Крахмал + вода = сахар + углекислый газ

Ответ: 1

 

11. Усики гороха посевного — это видоизмененные

1. Листочки сложного листа

2. Боковые побеги

3. Прилистники

4. Выросты побега

Ответ: 1

 

12. Рыхлить почву, окучивать растения необходимо для того, чтобы

1. Увеличить интенсивность фотосинтеза

2. Вызвать преждевременное цветение

3. Улучшить рост их корней

4. Защитить растения от вредителей

Ответ: 3

 

13. К какому классу относят цветковые растения, имеющие стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев?

1. Сфагновые мхи

2. Хвойные

3. Двудольные

4. Папоротниковидные

Ответ: 3

 

14. В зеленых частях растения происходят следующие процессы:

1. Фотосинтез постоянно, дыхание в темноте

2. Фотосинтез на свету, дыхание постоянно

3. Фотосинтез в темноте, дыхание на свету

4. Фотосинтез на свету, дыхание в темноте

Ответ: 2

 

15. Какой корень называют главным?

1. Сильно разветвленный

2. Развивающийся из зародышевого корешка

3. Отрастающий от стебля

4. Самый длинный в корневой системе

Ответ: 2

 

Задания взяты из книги для подготовки к ОГЭ за 2016 год под редакцией В.С. Рохловой, а также автора Г.И. Лернер.

Задания 4-5

Задания 4-5.

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

1. Какое из утверждений правильно?

1. Вирусы, бактерии и некоторые грибы состоят из одной клетки

2. Только растения и животные состоят из клеток

3. Бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток

4. Клетки всех организмов имеют ядра

Ответ: 3.

 

2. Общий план строения живых организмов установила

1. Молекулярно-кинетическая теория

2. Клеточная теория

3. Теория эволюции

4. Теория химического строения органических веществ

Ответ: 2.

 

3. С какой теорией согласуется следующая фраза в отсчете воинских интендантов «Плотность солдатского супа объясняется тем, что мясо превратилось в мух и улетело»?

1. С Клеточной

2. Божественного творения мира

3. Самозарождения

4. Космического происхождения жизни

Ответ: 3.

 

4. Принципиальным отличием растительных клеток от клеток животных является присутствие в них

1. Клеточной стенки, пластид

2. Ядра, цитоплазмы, рибосом

3. ДНК и РНК

4. Митохондрий, лизосом, ядрышка

Ответ: 1.

 

5. Зеленый цвет листу придают

1. Хромопласты

2. Крахмальные зерна

3. Молекулы хлорофилла

4. Лейкопласты

Ответ: 3.

 

6. Для того, чтобы приготовить тонкий срез листа или другого органа растения, нужно воспользоваться

1. Микроскопом

2. Микротомом

3. Ножницами

4. Ножом

Ответ: 2.

 

7. Из одной клетки состоят

1. Нефрон и мочеточник

2. Устьице листа и поперечнополосатая мышца

3. Сперматозоид и яйцеклетка

4. Завязь и эндосперм семени

Ответ: 3.

 

8. Клеточный сок обычно заполняет

1. Вакуоли

2. Ядро клетки

3. Межклетники

4. Другие органоиды

Ответ: 1.

 

9. Исключите лишнее понятие.

1. Хлоропласты

2. Ядро

3. Митохондрии

4. Клетка

Ответ: 4.

 

10. Митохондрии по своим функциям сравнимы с

  1. Насосом
  2. Транспортной системы
  3. Системой очистки
  4. Аккумулятором

Ответ: 4.

11. Основная функция хлоропластов –

  1. Дыхание
  2. Размножение
  3. Выделение
  4. Фотосинтез

Ответ: 4.

12. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является

  1. Обмен веществ
  2. Одинаковое количество хромосом
  3. Наличие хлоропластов
  4. Одинаковое строение

Ответ: 1.

13. Исключите лишнее понятие.

  1. Вода
  2. Липиды
  3. Углеводы
  4. Белки

Ответ: 1.

14. Живые клетки разных видов растений отличаются друг от друга

  1. Строением митохондрий
  2. Наличием клеточной стенки
  3. Наличием хромосом
  4. Числом хромосом

Ответ: 4.

15. Дифференциация клеток и тканей – это

  1. Их рост и размножение
  2. Утрата их способности к делению
  3. Образование различных по типам и функциям клеток и тканей
  4. Прекращение развития

Ответ: 3.

16. Делящиеся клетки растения относятся к ткани

  1. Образовательной
  2. Механической
  3. Покровной
  4. Основной

Ответ: 1.

17. К проводящей ткани относятся

  1. Столбчатые клетки листа
  2. Корневые волоски
  3. Каменистые клетки груши
  4. Ситовидные трубки

Ответ: 4.

18. Обрезка крон деревьев и кустарников приводит к усилению

  1. Деятельности камбия
  2. Роста корневой системы
  3. Роста боковых побегов
  4. Верхушечного роста деревьев

Ответ: 3.

19. Запасные органические вещества в стебле липы откладываются в клетках

  1. Камбия
  2. Луба
  3. Древесины
  4. Сердцевины

Ответ: 4.

20. Боковые корни растут в зоне

  1. Деления
  2. Проведения
  3. Роста
  4. Всасывания

Ответ: 2.

21. Проводящая зона корня расположена между

  1. Корневым чехликом и всасывающей зоной
  2. Всасывающей зоной и зоной роста
  3. Зоной деления и зоной роста
  4. Всасывающей зоной и стеблем

Ответ: 4.

22. Отличить клетку кожицы лука от клетки эпидермиса человека под электронным микроскопом можно по

  1. Форме хромосом
  2. Наличию ядра
  3. Наличию клеточной стенки
  4. Наличию митохондрий

Ответ: 3.

23. Чтобы вытянуть из живых клеток воду, их нужно поместить в раствор соли, концентрация которого будет

  1. Выше, чем в клетках
  2. Ниже, чем в клетках
  3. Равной концентрации солей в клетках
  4. Нулевой (дистиллированная вода)

Ответ: 1.

24. Что может произойти с одноклеточной морской водорослью, если ее поместить в дистиллированную воду?

  1. Ничего не произойдет
  2. Она сморщится
  3. Она лопнет
  4. Она растянется

Ответ: 3.

25. Прокариотическую клетку от эукариотической вы отличите по отсутствию в ней

  1. Ядра, митохондрий
  2. Хромосомы, цитоплазмы
  3. Клеточной стенки
  4. Рибосом, жгутиков

Ответ: 1.

26. Какая ткань обеспечивает опору растениям?

  1. Покровная
  2. Механическая
  3. Проводящая
  4. Образовательная

Ответ: 2.

27. К автотрофным организмам относятся

  1. Только растения
  2. Все фотосинтезирующие организмы
  3. Только эукариотические фотосинтезирующие организмы
  4. Неклеточные, одноклеточные и многоклеточные

Ответ: 2.

28. Органом цветкового растения нельзя считать

  1. Побег
  2. Цветок
  3. Корень
  4. Соцветие

Ответ: 4.

29. У всех зеленых растений есть

  1. Цветки
  2. Семена
  3. Хлоропласты
  4. Плоды

Ответ: 3.

30. Растительный организм представляет собой биологическую систему, потому что

  1. Состоит из множества органов
  2. Все его органы взаимосвязаны и взаимодействуют
  3. Он связан с другими организмами
  4. Он связан с окружающей средой

Ответ: 2.

31. Основным отличием растений от животных является

  1. Способность к росту
  2. Способ питания
  3. Отсутствие покровной ткани
  4. Неклеточное строение

Ответ: 2.

32. Растения являются на Земле основным источником

  1. Углекислого газа
  2. Азота
  3. Водород
  4. Кислорода

Ответ: 4.

33. Процесс поступления веществ в организм, их превращения и выделение продуктов жизнедеятельности называется

  1. Дыханием
  2. Питанием
  3. Развитием
  4. Обменом веществ

Ответ: 4.

34. Одной из причин, по которой растения выделены в отдельное царство, является то, что они

  1. Способны к вегетативному размножению
  2. Питаются готовыми органическими веществами
  3. Имеют органы и ткани
  4. Фотосинтезируют

Ответ: 4.

35. Органом полового размножения цветкового растения являются

  1. Стебель
  2. Корень
  3. Лист
  4. Цветок

Ответ: 4.

36. Раствор минеральных солей в стволе дерева поднимается по

  1. Древесине
  2. Сердцевине
  3. Лубу
  4. Коре

Ответ: 1.

37. Органические вещества передвигаются по растению от

  1. Корней к листьям
  2. Листьев к корням и другим органам
  3. Коры к сердцевине
  4. Сердцевины к коре

Ответ: 2.

38. Мозаичное расположение листьев является приспособлением к

  1. Лучшему питанию растения
  2. Максимальному испарению
  3. Лучшей освещенности листьев
  4. Подъему воды на большую высоту

Ответ: 3.

39. Между древесиной и лубом в стволе липы расположена ткань

  1. Покровная
  2. Фотосинтезирующую
  3. Образовательная
  4. Основная

Ответ: 3.

40. Корень не может выполнять функцию

  1. Дыхания
  2. Проведения веществ
  3. Фотосинтеза
  4. Запасания органических веществ

Ответ: 3.

41. При прорастании семени первым(-и) появляется(-ются)

  1. Главный корень
  2. Придаточные корни
  3. Боковые корни
  4. Воздушные корни

Ответ: 1.

42. Корни, растущие на луковице тюльпана, называются

  1. Главными
  2. Боковыми
  3. Придаточными
  4. Листовыми

Ответ: 3.

43. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа

  1. Могут расти своей верхушкой
  2. Делятся на одинаковые функциональные зоны
  3. Фотосинтезируют
  4. Имеют генеративные почки

Ответ: 1.

44. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Между третьим и одним из четырех предложенных понятий существует такая же связь. Найдите это понятие.

Корневой волосок : всасывание = образовательная ткань : ________________

  1. Опора
  2. Проведение
  3. Деление
  4. Растяжение

Ответ: 3.

45. Десять растений посадили в песчаную почву, а десять других – в чернозем. Обе группы растений держали на солнце при одинаковой температуре и поливали одинаковым количеством воды. Какой из факторов исследовали?

  1. Влияние состава почвы на рост растений
  2. Влияние температуры на рост растений
  3. Влияние солнечного света на рост растений
  4. Влияние полива на состав почвы

Ответ: 1.

46. В эксперименте, доказывающем, что на свету в листьях образуется крахмал, растение сначала на несколько суток убирали в темный шкаф. Это делали для того, чтобы

  1. Обесцветить лист
  2. Накопить органические вещества
  3. Прекратить образование органических веществ
  4. Снизить количество хлоропластов в листе

Ответ: 3.

47. Йодная проба на крахмал показывает, что органические вещества образуются

  1. Только в освещенной части листа
  2. В любой части листа
  3. Только в той части, на которую попал йод
  4. Только там, где есть хлоропласты

Ответ: 1.

48. Выберите правильную реакцию образования органических веществ в листьях

  1. Вода + углекислый газ = сахар + кислород
  2. Вода + кислород = крахмал + углекислый газ
  3. Кислород + углекислый газ = сахар
  4. Крахмал + вода = сахар + углекислый газ

Ответ: 1.

49. В одном из школьных учебников описан опыт, в котором растение ставится под колпак вместе с раствором едкой щелочи. Щелочь в данном опыте нужна для того, чтобы

  1. Углекислый газ не проникал под колпак
  2. Удалить углекислый газ из воздуха под колпаком
  3. Углекислый газ лучше проникал в растение
  4. Вытеснить кислород из воздуха

Ответ: 2.

50. В опыте, доказывающем выделение кислорода листьями, одно растение помещали в темноту, а другое – на свет. Нельзя было проводить опят только с растением, стоящим на свету, потому что

  1. В темноте не выделяется углекислый газ
  2. Необходимо сравнивать разные условия
  3. В темноте не поглощается кислород
  4. На свету и в темноте происходят одинаковые события

Ответ: 2.

51. На увеличение скорости фотосинтеза больше всего может повлиять увеличение

  1. Полива
  2. Количества кислорода в воздухе
  3. Количества углекислого газа в воздухе
  4. Удобрений в почве

Ответ: 3.

52. В старых деревьях часто встречаются большие дупла. Это опасно для живого дерева в первую очередь тем, что

  1. У дерева не развиваются корни
  2. Дуплистое дерево не способно к размножению
  3. На дереве не развиваются новые побеги
  4. Нарушается проведение воды и органических веществ по стволу

Ответ: 4.

53. В России раньше остальных растений расцветает орешник. Это приспособление к

  1. Оплодотворению
  2. Опылению ветром
  3. Самоопылению
  4. Пониженным температурам воздуха

Ответ: 2.

54. Для растений семейства крестоцветных характерен следующий признак

  1. Плод коробочка
  2. Соцветие колос
  3. Плод стручок
  4. Цветок трехчленный

Ответ: 3.

55. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то это скорее всего

  1. Однодольное растение
  2. Двудольное растение
  3. С равной вероятностью однодольное или двудольное растение
  4. Хвойное растение

Ответ: 2.

56. Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения скорее всего

  1. Стержневая корневая система
  2. Мочковатая корневая система
  3. С равной вероятностью может быть любая корневая система
  4. Тип жилкования не связан с типом корневой системы

Ответ: 2.

57. Корень, стебель и лист – это отдельные органы растения, потому что

  1. Они состоят из совершенно разных тканей
  2. Выполняют разные функции
  3. Каждый из органов может существовать самостоятельно
  4. Они находятся в разных условиях среды

Ответ: 2.

58. К сочным плодам относится плод

  1. Пшеницы
  2. Рябины
  3. Подсолнуха
  4. Лещины

Ответ: 2.

59. Пыльца образуется в

  1. Пестике
  2. Завязи
  3. Тычинке
  4. Чашечке

Ответ: 3.

60. Шишка сосны – это

  1. Соплодие
  2. Плод
  3. Видоизмененное соцветие
  4. Видоизмененный побег

Ответ: 4.

61. Тюльпан вегетативно размножают

  1. Семенами
  2. Корнеплодами
  3. Корневищами
  4. Луковицами

Ответ: 4.

62. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого есть

  1. Пестики и тычинки
  2. Лепестки и чашелистики
  3. Венчик и пестик
  4. Цветоножка и венчик

Ответ: 2.

63. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются

  1. Пестичными
  2. Тычиночными
  3. Раздельнополыми
  4. Обоеполыми

Ответ: 4.

64. Плод цветкового растения развивается из

  1. Семязачатка
  2. Завязи пестика
  3. Пыльника
  4. Столбика пестика

Ответ: 2.

65. К половому размножению относится увеличение численности потомства в результате

  1. Деления клеточных ядер материнского растения
  2. Размножения подземными побегами
  3. Слияния гамет
  4. Размножения листьями

Ответ: 3.

66. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семянки подсолнуха?

  1. Околоплодник
  2. Семя
  3. Эндосперм
  4. Зародыш

Ответ: 1.

 

 

 

ОГЭ 2018. Биология : тематические тренировочные задания : 9 класс / Г. И. Лернер. — Москва : Эксмо, 2017. — 272 с. — (ОГЭ. Тематические тренировочные задания).

Для Вас, ребята! | Социальная сеть работников образования

Царство Растения

Задания №1

1. Какое из утверждений правильно?

1. Вирусы, бактерии и некоторые грибы состоят из одной клетки?

2. Только растения и животные состоят из клеток

3. Бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток

4. Клетки всех организмов имеют ядро

2. Общий план строения живых организмов установила

1. Молекулярно-кинетическая теория

2. Клеточная теория

3. Теория эволюции

4. Теория химического строения органических веществ

3.       Принципиальным отличием растительных клеток от клеток животных является присутствие в них

1.       Клеточной стенки, пластид

2.       Ядра, цитоплазмы, рибосом

3.       ДНК и РНК

4.       Митохондрий, лизосом, ядрышка

4.       Зеленый цвет листу придают

1.       Хромопласты

2.       Крахмальные зерна

3.       Молекулы хлорофилла

4.       Лейкопласты

5.       Для того, чтобы приготовить тонкий сред листа или другого органа растения, нужно воспользоваться

1.       Микроскопом

2.       Микротомом

3.       Ножницами

4.       Ножом

6.       Из одной клетки состоят

1.       Нефрон и мочеточник

2.       Устьице листа и поперечнополосатая мышца

3.       Сперматозоид и яйцеклетка

4.       Завязь и эндосперм

7.       Митохондрии по своим функциям сравнимы с

1.       Насосом

2.       Транспортной системой

3.       Системой очистки

4.       Аккумулятором

8.       Основная функция хлоропластов

1.       Дыхание

2.       Размножение

3.       Выделение

4.       Фотосинтез

9.       Дифференциация клеток и тканей – это

1.       Их рост и размножение

2.       Утрата их способности к делению

3.       Образование различных по типам и функциям клеток и тканей

4.       Прекращение развития

10.   Отличить клетку кожицы лука от клетки эпидермиса человека под электронным микроскопом можно по

1.       Форме хромосом

2.       Наличию ядра

3.       Наличию клеточной стенки

4.       Наличию митохондрий

Задания №2

1. Клеточный сок обычно заполняет

1.       Вакуоли

2.       Ядро клетки

3.       Межклетники

4.       Другие органоиды

2. С какой теорией согласуется следующая фраза в отчете воинских интендантов «Постность солдатского супа объясняется тем, что мясо превратилось в мух и улетело»?

1.       С клеточной

2.       Божественного творения мира

3.       Самозарождения

4.       Космического происхождения жизни

3. Исключите лишнее понятие

1.       Хлоропласты

2.       Ядро

3.       Митохондрии

4.       Клетка

4. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является

1.       Обмен веществ

2.       Одинаковое количество хромосом

3.       Наличие хлоропластов

4.       Одинаковое строение

5. Исключите лишнее понятие

1.       Вода

2.       Липиды

3.       Углеводы

4.       Белки

6. Живые клетки разных видов растений отличаются друг от друга

1.       Строением митохондрий

2.       Наличием клеточной стенки

3.       Наличием хромосом

4.       Числом хромосом

7. Делящиеся клетки растения относятся к ткани

1.       Образовательной

2.       Механической

3.       Покровной

4.       Основной

8. Обрезка крон деревьев и кустарников приводит к усилению

1.       Деятельности камбия

2.       Роста корневой системы

3.       Роста боковых побегов

4.       Верхушечного роста деревьев

9. Запасные органические вещества в стебле липы откладываются в клетках

1.       Камбия

2.       Луба

3.       Древесины

4.       Сердцевины

10. Боковые корни растут в зоне

1.       Деления

2.       Проведения

3.       Роста

4.       Всасывания

11. Проводящая зона корня расположена между

1.       Корневым чехликом и всасывающей зоной

2.       Всасывающей зоной и зоной роста

3.       Зоной деления и зоной роста

4.       Всасывающей зоной и стеблем

12. Чтобы вытянуть из живых клеток воду, их нужно поместить в раствор соли, концентрация которого будет

1.       Выше, чем в клетках

2.       Ниже, чем в клетках

3.       Равной концентрации солей в клетках

4.       Нулевой (дистиллированная вода)

13. Что может произойти с одноклеточной морской водорослью, если ее поместить в дистиллированную воду?

1.       Ничего не произойдет

2.       Она сморщится

3.       Она лопнет

4.       Она растянется

14. Прокариотическую клетку от эукариотической вы отличите по отсутствию в ней

1.       Ядра, митохондрий

2.       Хромосомы, цитоплазмы

3.       Клеточной стенки

4.       Рибосом, жгутиков

15. Какая ткань обеспечивает опору растениям?

1.       Покровная

2.       Механическая

3.       Проводящая

4.       Образовательная

16. К автотрофным организмам относятся

1.       Только растения

2.       Все фотосинтезирующие организмы

3.       Только эукариотические фотосинтезирующие организмы

4.       Неклеточные, одноклеточные и многоклеточные формы

17. Органом цветкового растения нельзя считать

1.       Побег

2.       Цветок

3.       Корень

4.       Соцветие

18. У всех зеленых растений есть

1.       Цветки

2.       Семена

3.       Хлоропласты

4.       Плоды

19. Растительный организм представляет собой биологическую систему, потому что

1.       Состоит из множества органов

2.       Все его органы взаимосвязаны и взаимодействуют

3.       Он связан с другими организмами

4.       Он связан с окружающей средой

20. Основным отличием растений от животных является

1.       Способность к росту

2.       Способ питания

3.       Отсутствие покровной ткани

4.       Неклеточное строение

21. Растения являются на Земле основным источником

1.       Углекислого газа

2.       Азота

3.       Водорода

4.       Кислорода

22. Процесс поступление веществ в организм, их превращения и выделения продуктов жизнедеятельности называется

1.       Дыханием

2.       Питанием

3.       Развитием

4.       Обменом веществ

23. Одной из причин, по которой растения выделены в отдельное царство, является то, что они

1.       Способны к вегетативному размножению

2.       Питаются готовыми органическими веществами

3.       Имеют органы и ткани

4.       Фотосинтезируют

24. Органом полового размножения цветкового растения является

1.       Стебель

2.       Корень

3.       Лист

4.       Цветок

25. Раствор минеральных солей в стволе дерева поднимается по

1.       Древесине

2.       Сердцевине

3.       Лубу

4.       Коре

26. Органические вещества передвигаются по растению от

1.       Корней к листьям

2.       Листьев к корням и другим органам

3.       Коры к сердцевине

4.       Сердцевине к коре

27. Мозаичное расположение листьев является приспособлением к

1.       Лучшему питанию растения

2.       Максимальному испарению

3.       Лучшей освещенности листьев

4.       Подъему воды на большую высоту

28. Между древесиной и лубом в стволе липы расположена ткань

1.       Покровная

2.       Фотосинтезирующая

3.       Образовательная

4.       Основная

29. Корень не может выполнять функцию

1.       Дыхания

2.       Проведения веществ

3.       Фотосинтеза

4.       Запасания органических веществ

30. При прорастании семени первым(-и) появляется (-ются)

1.       Главный корень

2.       Придаточные корни

3.       Боковые корни

4.       Воздушные корни

31. Корни, растущие на луковице тюльпана, называются

1.       Главными

2.       Боковыми

3.       Придаточными

4.       Листовыми

.  

32. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа

1.       Могут расти своей верхушкой

2.       Делятся на одинаковые функциональные зоны

3.       Фотосинтезируют

4.       Имеют генеративные почки

33. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Между третьим и одним из четырех предложенных понятий существует такая же связь. Найдите это понятие. Корневой волосок— всасывание = образовательная ткань: ?____________________

1.       Опора

2.       Проведение

3.       Деление

4.       Растяжение

34. Десять растений посадили в песчаную почву, а десять других – в чернозем. Обе группы растений держали на солнце при одинаковой температуре и поливали одинаковым количеством воды. Какой из факторов исследовался?

1.       Влияние состава почвы на рост растений

2.       Влияние температуры на рост растений

3.       Влияние солнечного света на рост растений

4.       Влияние полива на состав почвы

35. В эксперименте, доказывающем, что на свету в листьях образуется крахмал, растение сначала на несколько суток убирали в темный шкаф. Это делали для того, чтобы

1.       Обесцветить лист

2.       Накопить органические вещества

3.       Прекратить образование органически веществ

4.       Снизить количество хлоропластов в листе

36. Йодная проба на крахмал показывает, что органические вещества образуются

1.       Только в освещенной части листа

2.       В любой части листа

3.       Только в той части, на которую попал йод

4.       Только там, где есть хлоропласты

37. Выберите правильную реакцию образования органически веществ в листьях

1. Вода + углекислый газ = сахар + кислород

2. Вода + кислород = крахмал + углекислый газ

3. Кислород + углекислый газ = сахар

4. Крахмал + вода = сахар + углекислый газ

38. В одном из школьных учебников описан опыт, в котором растение ставится под колпак вместе с раствором едкой щелочи. Щелочь в данном опыте нужна для того, чтобы

1. Углекислый газ не проникал под колпак

2. Удалить углекислый газ из воздуха под колпаком

3. Углекислый газ лучше проникал в растение

4. Вытеснить кислород из воздуха

39. В опыте, доказывающем выделение кислорода листьями, одно растение помещали в темноту, а другое — на свет. Нельзя было проводить опыт только с растением, стоящим на свету — потому что

1. В темноте не выделяется углекислый газ

2. Необходимо сравнивать разные условия

3. В темноте не поглощается кислород

4. На свету и в темноте происходят одинаковые события

40. На увеличение скорости фотосинтеза больше всего может повлиять увеличение

1. Полива

2. Количества кислорода в воздухе

3. Количества углекислого газа в воздухе

4. Удобрений в почве

41. В старых деревьях часто часто встречаются большие дупла. Это опасно для живого дерева в первую очередь тем, что

1. У дерева не развиваются корни

2. Дуплистое дерево не способно к размножению

3. На дереве не развиваются новые побеги

4. Нарушается проведение воды и органических веществ по стволу

42. В России раньше остальных растений расцветает орешник. Это приспособление к 

1. Оплодотворению

2. Опылению ветром

3. Самоопылению

4. Пониженным температурам воздуха

43. Для растений семейства крестоцветных характерен следующий признак

1. Плод коробочка

2. Соцветие колос

3. Плод стручок

4. Цветок трехчленный

44. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то это скорее всего

1. Однодольное растение

2. Двудольное растение

3. С равной вероятностью однодольное или двудольное растение

4. Хвойное растение

45. Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения скорее всего

1. Стержневая корневая система

2. Мочковатая корневая система

3. С равной вероятностью может быть любая корневая система

4. Тип жилкования не связан с типом корневой системы

46. Корень, стебель и лист — это отдельные органы растения, потому что

1. Они состоят из совершенно разных тканей

2. Выполняют разные функции

3. Каждый из органов может существовать самостоятельно

4. Они находятся в разных условиях среды

47. К сочным плодам относится плод

1. Пшеницы

2. Рябины

3. Подсолнуха

4. Лещины

48. Пыльца образуется в 

1. Пестике

2. Завязи

3. Тычинке

4. Чашечке

49. Шишка сосны — это 

1. Соплодие

2. Плод

3. Видоизмененное соцветие

4. Видоизмененный побег

50. Тюльпан вегетативно размножают

1. Семенами

2. Корнеплодами

3. Корневищами

4. Луковицами

51. Цветком с двойным околоплодником называется тот, у которого есть

1. Пестики и тычинки

2. Лепестки и чашелистики

3. Венчик и пестик

4. Цветоножка и венчик

52. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются

1. Пестичными

2. Тычиночными

3. Раздельнополыми

4. Обоеполыми

53. К половому размножению относится увеличение численности потомства в результате

1. Деления клеточных ядер материнского растения

2. Размножения подземными побегами

3. Слияния гамет

4. Размножения листьями

54. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семянки подсолнуха

1. Околоплодник

2. Семя

3. Эндосперм

4. Зародыш

Одноклеточные водоросли. Хлорелла, хламидамонада, эвглена зеленая

Автор статьи — Л.В. Окольнова.

Наверняка вы не раз слышали, что растения производят необходимый всему живому для дыхания кислород…
Это верно. Но где кислорода больше? На лугах, в лесу? В тропических лесах?

Самыми производительными “кислородными фабриками” планеты Земля считается водные экосистемы.
Из наземных — болота, из водных — фитопланктон в морях и океанах.

фитопланктон

Давайте рассмотрим самых “популярных” представителей одноклеточных водорослей.
Это “передовики” фотосинтеза, различимые только с помощью микроскопа.

Хлорелла

хлорелла

Строение:
— клетка — шарик,
— есть ядро (эукариотический организм),
— хроматофор, который осуществляет фотосинтез.

И все. Как видите, строение совсем простое.
А теперь рассмотрим функции — вы удивитесь, сколько пользы может быть от одноклеточного организма.

1. Хлореллу используют на космических станциях для получения кислорода. Размножается она быстро и к условиям содержания непритязательна.
2. Это очень питательный организм.

Во-первых, как и все растения, это продуцент, т.е. производитель органических веществ и энергии в водной экосистеме.
Во-вторых, фитопланктоном питаются многие водные членистоногие, мальки рыб.
В третьих, в животноводстве активно используют хлореллу в виде корма для скота, кроликов и птиц. По калорийности она в 2 раза питательней пшеницы.

3. Этот организм способен очищать воду — хлорелла — природный фильтр.

Размножение:
Прямое деление — амитоз — простое деление напополам.

размножение-хлореллы

Хламидамонада

хламидомонада

Строение:
— есть ядро,
— клеточная стенка,
— хроматофор,
— светочувствительный глазок — с его помощью организм ищет свет, двигается в этом направлении и фотосинтезирует,
— жгутики (орган передвижения).

Размножение: бесполое и половое (спорами)
Так же, как и хлорелла, это растение — фильтрат, но половое размножение дало возможность использовать ее для генетических исследований — размножается она быстро и имеет довольно простой генетический материал, на котором легко отслеживать изменения и вносимые модификации.

Эвглена зеленая

1

Странный организм. Странный тем, что принадлежит двум царствам — и к растениям, и к животным.
Все дело в том, что на свету это автотрофный организм — питание фотосинтезом, все как у растений, а в темноте хлоропласты становятся прозрачными, не функционируют и эвглена питается гетеротрофно — как животные.

Размножение:
Бесполое, напополам.

Олимпиада по биологии 7,8 класс ответы и задания для пригласительного этапа 21 апреля 2020

Сохраните:

Ответы и задания для 7, 8 класса олимпиады по биологии пригласительный школьный этап всероссийской школьной олимпиады, официальная дата проведения олимпиады: 21.04.2020 (21 апреля 2020 год).

Ссылка для скачивания заданий для 7 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий для 8 класса: скачать

Ссылка для скачивания всех ответов для 7-8 класса: скачать

Ответы и задания 7 класс пригласительный этап по биологии 2020-2021:

1)Бурая водоросль (морская капуста) известна тем, что. Ответ: содержит большое количество йода 

2)Выберите правильное изображение клетки хламидомонады на рисунках. Ответ: А

3)На рисунке изображен жизненный цикл шляпочного гриба подосиновика. Выберите неверное утверждение: Ответ: плодовые тела формируются на одноядерном мицелии;

4)С какой целью у микроскопических и макроскопических грибов и споровых растений спороносные органы вынесены наверх, как можно выше над субстратом? Ответ: обеспечить рассеивание спор

5)Белый мох сфагнум является доминирующим растением сфагновых верховых болот. Каким образом сфагнум всасывает воду и транспортирует её к верхушке растения? Ответ: вода поднимается за счёт капиллярной силы по мёртвым водоносным клеткам.

6)Внимательно рассмотрите побег боярышника и сопоставьте его со схемой строения побега. Колючка боярышника — это: Ответ: видоизменённый побег

7)Цветок живокости (водосбора) имеет отличительную особенность — шпорец. Какую функцию в цветке может выполнять часть лепестка такой формы (слепо заканчивающийся вырост): Ответ: для выработки и накопления нектара.

8)На фотографии изображена ветка кедровой сосны («кедра»). Как называется часть, обозначенная фигурной стрелкой? Ответ: укороченный побег

9)Определите, сколько лет этому побегу тополя, если ежегодно образуются новые мутовки? Ответ: 4 года

10)Корнеплоды формируются у таких культурных растений и их диких предков, как редис, петрушка, морковь, репа. Корнеплод представляет собой видоизменение главного корня и стебля. Его верхняя часть несёт розетку листьев и образована укороченным стеблем. Внимательно рассмотрите схемы строения корнеплода и выберите из них верную: Ответ: 2

11)К какому семейству относится приведенная диаграмма цветка? Ответ: лютиковые: цветки обоеполые, пять чашелистиков, пять лепестков, множество тычинок и пестиков, расположенных спирально

12)Какой из листьев относится к сложным? Ответ: г

13)Размножение почкованием не встречается у: Ответ: эвглены зеленой

14)У каких насекомых и личинки, и взрослые формы ведут водный образ жизни? Ответ: клоп водный скорпион

15)Скорпионница — насекомое, развитие которого происходит с полным превращением. Выберите верную последовательность фаз развития скорпионницы: Ответ: яйцо – личинка – куколка – имаго

Ответы и задания 8 класс пригласительный этап по биологии 2020-2021:

1)На фотографиях ниже изображены фрагменты стволов гледичии – древесного растения, встречающегося на юге России. Из каких почек развиваются колючки на стволе гледичии? Ответ: спящие почки

2) Травинка, выдернутая из верхней части стебля злаков, сладковатая на вкус в основании. Чем объясняется это явление? Ответ: туда притекают сахара для обеспечения быстрого деления клеток образовательной ткани

3) Заострённые образования (шипы) на стеблях шиповника по происхождению являются: Ответ: разрастаниями первичной коры и эпидермы побега

4)Какой важный процесс происходит только на этой стадии жизненного цикла папоротников? Ответ: половой процесс

5) В жизненном цикле морской капусты (бурая водоросль), кукушкина льна (мох) и орляка  обыкновенного (папоротник) общим является: Ответ: мейоз (редукционное деление) происходит в спорангиях при образовании спор бесполого размножения

6) Смолёвка, изображённая на фотографиях, имеет интересную жизненную форму – растение подушка. Предложите правильное с точки зрения морфологии видовое название для этого растения. Ответ: короткостебельная

7) Какие части листа обязательно присутствуют у растений с выраженными листовыми пластинками? Ответ: основание листа и листовая пластинка

8) Выберите общие черты строения клеток водорослей хламидомонада (отдел Зелёные водоросли) и спирогира (отдел Харофитовые водоросли). Ответ: хлоропласт покрыт двумя мембранами

9) Вешенка обыкновенная – популярный для культивирования гриб в нашей стране. Она относится к грибам-ксилотрофам, обитающим на древесине. В природе вешенка может охотиться на нематод. Это связано с тем, что нематоды восполняют ей недостаток: Ответ: соединений азота соединений 

10)Во время Великой Отечественной войны в ходе Прибалтийской наступательной операции (1944 г.) впервые в полевых условиях был применён только что полученный советский антибиотик – крустозин, аналог пенициллина. Благодаря ему смертность от ран и инфекций в армии снизилась на 80 %, а количество ампутаций конечностей – на 20–30 %. Руководила внедрением лекарства микробиолог Зинаида Ермольева, которую зарубежные коллеги почтительно называли «Мадам Пенициллин». Действие этого препарата было связано с тем, что он: Ответ: обладал антибактериальной активностью, нарушая синтез клеточной стенки бактерий

11) Цикадки – насекомые, развитие которых происходит с неполным превращением. На фотографии изображена цикадка пенница слюнявая. Выберите верную последовательность стадий её развития. Ответ: яйцо – личинка – имаго

12) Подкожный бычий овод (Hypoderma bovis) – паразитическое насекомое из отряда Двукрылые. Из яиц, попавших на кожу или волосы крупного рогатого скота, развиваются личинки, которые внедряются в кожу, развиваются в теле животного и выходят во внешнюю среду для окукливания. Обычно личинка выходит из кожи животного на спине. Иногда личинки овода развиваются в теле человека. Где наиболее вероятен выход личинки у заражённого человека? Ответ: в верхней части тела, на предплечье и голов

13) У каких насекомых и личинки, и взрослые формы ведут водный образ жизни? Ответ: жуки-плавунцы (отряд с полным превращением)  

14) Наиболее эффективные лёгкие, способные усваивать наибольшее количество кислорода и выделять наибольшее количество углекислого газа в единицу времени, имеют. Ответ: птицы 

15)Самый короткий желудочно-кишечный тракт у животных сходного размерного класса принадлежит: Ответ: рыси (хищник)

16)Бобр и ондатра занимают похожие экологические ниши и иногда живут в одном и том же водоёме. Какие корма может есть и тот, и другой зверь? Ответ: ветви и кора кустарников, прибрежные травы

17) На фотографии изображена лабиринтовая рыба лялиус неоновый. Что представляют собой парные выросты на груди животного, служащие для осязания? Ответ: видоизменённые брюшные плавники

18) Среди перечисленных морских животных к млекопитающим не относится: Ответ: морская игуана

19) Современные представители какой систематической группы животных исключительно растительноядные? Ответ: непарнокопытные

20) В опубликованном списке животных Красной книги России (2020г.) присутствуют популяции (Крымская и Черноморского побережья Кавказа) безногой ящерицы – желтопузика. Желтопузик – крупная ящерица около 1 м длиной и очень похожа на змею, но, в отличие от змей, у желтопузика: Ответ: непрозрачные веки подвижны.

Смотрите также ответы для других предметов олимпиады:

Пригласительный школьный этап всероссийская олимпиада школьников 2020-2021

Зеленые водоросли, подготовка к ЕГЭ по биологии

Самый обширный отдел водорослей, включающий от 13 000 до 20 000 видов. Обитают в основном в пресных водоемах, имеют зеленую окраску вследствие преобладания хлорофилла a и b по количеству над другими пигментами (каротиноидами, ксантофиллами). Этот отдел включает в себя одноклеточные, многоклеточные и колониальные формы. Большинство из них растет на глубине 20-40 метров.

Клеточная стенка зеленых водорослей образована целлюлозой, запасное питательное вещество — крахмал. У многих представителей в жизненном цикле наблюдается чередование полового поколения (гаметофита) и бесполого (спорофита).

Хламидомонада

Хламидомонада — одноклеточная двужгутиковая зеленая водоросль, обитающая в лужах, пресных водоемах, прудах. Форма клетки грушевидная. На переднем конце тела имеет два жгутика, за счет которых активно движется.

Светочувствительный глазок (стигма) помогает хламидомонаде занять наиболее освещенное место для активного процесса фотосинтеза, который идет в хроматофоре. Сократительные (пульсирующие) вакуоли клетки удаляют избыток постоянно поступающей внутрь воды, таким образом, они поддерживают осмотическое давление на уровне, необходимом для жизни.

Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор с пиреноидом — округлой белковой гранулой, содержащей фермент, который участвует в синтезе сахаров. Вокруг пиреноида запасается крахмал.

Строение хламидомонады
Размножение хламидомонады

Способна размножаться как бесполым, так и половым путем, в том числе с помощью конъюгации.

  • Бесполое размножение
  • При благоприятных условиях (летом) размножается бесполым путем с помощью зооспор. Хламидомонада (n) дважды делится митотически без разрыва материнской оболочки, в результате образуются 4 клетки (n). Они растут, у каждой из них развивается жгутик, появляется глазок и клеточная стенка. С течением времени материнская оболочка, окружающая клетки, разрывается, и зооспоры выходят во внешнюю среду. Из каждой зооспоры развивается взрослая клетка.

    Бесполое размножение хламидомонады
  • Половое размножение
  • Рассмотрим изогамный половой процесс, при котором гаметы не отличаются по строению, внешнему виду, одинаково подвижны.

    Половое размножение активируется при наступлении неблагоприятных условий (пересыхание водоема, понижение температуры внешней среды). Внутри хламидомонады (n) путем митоза образуются половые клетки — гаметы (n). Запомните, что в половом размножении всегда участвуют половые клетки 😉

    Гаметы (n) разных хламидомонад попарно сливаются, в результате чего образуется зигота (2n), которая покрывается плотной защитной оболочкой — цистой. При благоприятных условиях зигота (2n) делится мейозом, по итогам которого образуются 4 хламидомонады (n).

    Половое размножение хламидомонады
Красный снег

Красный снег — явление, характерное для приполярных областей Земли, также встречается на высоких горах. Снег приобретает нехарактерную красную окраску, связанную с массовым размножением Хламидомонады снежной, клетки которой содержат красный каротиноид — астаксантин. Для особей этого вида благоприятными являются низкие температуры, при температуре выше +4 °С они погибают.

Красный снег
Хлорелла

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль без жгутиков, обитающая в самых разных средах: на сырой почве, на стволах деревьев, скалах, в соленой и пресной воде. Ее скопления хорошо заметны в виде налета зеленого цвета.

Клетка содержит чашевидный хроматофор (имеет вид сильно вырезанной чаши), запасающий крахмал. Хлорелла отличается быстрым темпом деления клеток, в связи с этим ее используют для получения кормов. Фотосинтез у нее также идет очень интенсивно. Эта водоросль одной из первых побывала в космосе, ее используют на космических кораблях для получения кислорода.

Размножение осуществляется только бесполым путем, содержимое материнской клетки делится митотически на 4 или 8 дочерних клеток, после чего оболочка материнской клетки рвется, и дочерние клетки выходят наружу, развиваются во взрослых особей, после чего снова делятся.

Бесполое размножение хлореллы
Спирогира

Спирогира — многоклеточная нитчатая зеленая водоросль. Скопления нитей спирогиры на поверхности рек и прудов образуют тину.

Тина в пруде

Хроматофор у спирогиры спиралевидный, представлен в виде одной или нескольких лент, опоясывающих клетку в пристенном слое цитоплазмы. В клетке содержится крупное ядро, расположенное в центре и подвешенное на тяжах цитоплазмы.

Размножается бесполым и половым путями.

  • Бесполое
  • Бесполое (вегетативное) размножение может осуществляться частями таллома: нить водоросли разрывается на отдельные участки, или даже клетки, которые дают начало новому организму.

  • Половое
  • Половой процесс — конъюгация. Две нити водоросли располагаются параллельно, клетки сближаются, у них образуются боковые выросты. При соприкосновении боковых выростов между клетками разных нитей водорослей образуется копуляционный канал, по которому происходит перемещение содержимого одной клетки (n) в другую (n), после чего сливаются цитоплазмы и ядра, образуя зигоспору (2n).

    После периода покоя зигоспора (2n) делится мейозом, образуются четыре клетки (n), из которых только одна прорастает в новую особь, а три остальных - погибают.

    Конъюгация спирогиры
Кладофора

Кладофора — многоклеточная нитчатая зеленая водоросль. Ее ветвящиеся нити непрочно прикреплены к субстрату, от которого часто отрываются. Хроматофор имеет вид сеточки (сетчатый). Бесполое размножение осуществляется с помощью зооспор, половое размножение в форме изогамии.

Кладофора строение
Улотрикс

Улотрикс — многоклеточная нитчатая зеленая водоросль. Обитает в пресной и морской воде, образует на подводных объектах зеленый налет — тину. Хроматофор в виде незамкнутого кольца (пояска), содержит пиреноид. Преимущественно размножается бесполым путем, с помощью четырехжгутиковых зооспор. Есть возможность полового размножения по типу изогамии.

В цикле развития улотрикса преобладает гаметофит (n) — вегетативное гаплоидное поколение. Также заметьте, что гаметы улотрикса (n) образуются из клеток слоевища (n) путем митоза.

Размножение улотрикса
Плеврококк

Скорее всего, любой гетеротроф сделает ошибку, первый раз встретив это название 🙂 Уж слишком сильно оно смахивает на название бактерий, таких как стафилококки, стрептококки. Запомните и не ошибайтесь: плеврококк — зеленая водоросль. Плеврококк имеет клетки шаровидной формы, они могут быть одиночные или соединенные в группы. Видимые вакуоли в клетке отсутствуют, хроматофор в виде пластинки, не содержит пиреноидов.

Плеврококк распространен повсеместно, способен вынести полное пересыхание. Образует зеленый налет на стволах деревьев, поверхности скал и почве.

Плеврококк
Вольвокс

«Вольвокс» означает «катящийся». Представляет собой зеленую подвижную колониальную водоросль, имеющую шаровидную форму. Одна колония вольвокса может достигать 3мм, а по количеству клеток — 200 до 10 тысяч.

Клетки расположены на периферии, соединены между собой тяжами цитоплазмы — протоплазматическими нитями, обеспечивают движение колонии и питание. В центре колонии имеется полость, занятая слизью. Каждая из клеток на периферии имеет два жгутика, обращенных во внешнюю среду, клетки напоминают хламидомонаду.

Вольвокс строение

Вольвокс играет очень важное эволюционное значение, и помогает сделать вывод о том, что развитие живых организмов от одноклеточных форм к многоклеточным происходило через колониальные формы.

Большая часть клеток в колонии вольвокса вегетативные. Вегетативное размножение вольвокса происходит с помощью дочерних колоний внутри материнской, особыми клетками — партеногонидиями. Эти клетки делятся митозом перпендикулярно поверхности шара. В результате образуется пластинка, которая выворачивается и образует дочерний шар. Дочерние шары разрастаются, про этом происходит разрыв материнского организма (шара).

Половой процесс происходит в специализированных местах — антеридиях, где развиваются сперматозоиды (n), и оогониях, где созревают яйцеклетки (n). Сперматозоид проникает в оогоний, образуется зигота, или ооспора (2n). При благоприятных условиях зигота делится мейозом, образуются клетки вольвокса (n), которые затем делятся множеством митотических делений.

Таким образом, основная форма существования клеток в колонии вольвокса — гаплоидна (n), диплоидна в жизненном цикле только зигота (2n).

Сине-зеленые водоросли

Спешу предупредить об очень частом заблуждении! Сине-зеленые водоросли — это вовсе не водоросли, их по-другому называют цианобактерии. Они представляют собой отдел крупных грамотрицательных бактерий, которые способны выделять кислород в процессе фотосинтеза.

Эволюционно сине-зеленые водоросли — очень древние микроорганизмы, которые возникли в архее. Им отведена крайне важна роль: они являются первыми фотосинтезирующими организмами. Благодаря им 2 млрд. лет назад в атмосфере Земли впервые появился кислород.

У них отсутствуют жгутики, они могут иметь нитчатую или колониальную форму, или же быть одноклеточными. Относительно крупные размеры цианобактерий и сходство в строении с водорослями было изначальной причиной их рассмотрения в составе растений. На настоящее время доказано сходство цианобактерий с остальными бактериями.

Сине-зеленые водоросли

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Строение водорослей, подготовка к ЕГЭ по биологии

Водоросли относятся к низшим растениям, наиболее примитивным: у них отсутствует разделение организма на стебель, корень и листья. Спешу заметить, что термин «низшие растения» — отжившее понятие, использовавшееся в ботанике до второй половины XX века.

Современная биология не считает дифференциацию тканей определяющим различием, сейчас существенным считают фундаментальные различия в строение клеток, обмене веществ. Тем не менее, во многих устаревших пособиях этот термин используется, и я обязан предупредить вас о нем.

Наука о водорослях называется альгология (от лат. alga — морская трава, водоросль и греч. λόγος — учение).

Строение водоросли

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные, некоторые водоросли достигают в длину 100-200 метров. Способ питания водорослей автотрофный: они синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза. Солнечный свет, проходя через толщу воды, рассеивается, что делает фотосинтез с увеличением глубины все труднее и труднее. Поэтому кроме хлорофилла они часто имеют и другие пигменты.

Клетки водорослей характеризуются наличием клеточной стенки (из целлюлозы и гликопротеинов — от греч. glykys сладкий (углеводы) + греч. prōtos — первый, важнейший (белок)) Органоиды располагаются в цитоплазме (син. — внеядерной протоплазме), где также располагается(-ются) один или несколько хроматофоров. Размножение происходит бесполым, вегетативным или половым путем.

Тело водорослей представлено слоевищем (син. — талломом) — недифференцированным скоплением клеток. С помощью ризоидов (от др.-греч. ῥίζα — корень и εἶδος — вид) водоросли прикрепляются к субстрату (камням, коралловым полипам), функцию всасывания ризоиды не выполняют. У водорослей отсутствуют настоящие ткани, механических тканей нет, так как таллом водоросли поддерживается (парит) в толще воды. Нет проводящих тканей: каждая клетка имеет доступ к воде напрямую, так что в клетку из окружающей воды поступает кислород, а в воду удаляется углекислый газ.

Хроматофор (от греч. chroma — цвет и phoros — несущий) — органелла в клетке водоросли, аналогичная хлоропласту и осуществляющая фотосинтез. Отличается от хлоропласта упрощенным строением, меньшим размером и иным составом хлорофилла. Внешне отличаются между собой по форме, хроматофор может быть: чашевидный, спиралевидный, в виде незамкнутых колец, цилиндрические, лентовидные, дисковидные. В хроматофорах находятся пигменты, которые придают окраску растению.

Чашевидный хроматофор

Система вакуолей в клетках водорослей развита отлично, в подвижных клетках водорослей можно обнаружить пульсирующие (сократительные) вакуоли. Их основная функция — поддержание постоянного осмотического давления внутри клетки. Вообразите: в глубине океана находится клетка водоросли, в которую постоянно поступает много воды. Если бы не было таких сократительных вакуолей, то клетка просто лопнула бы, но их работа обеспечивает удаление избытка воды.

Также у многих подвижных водорослей в клетках присутствует светочувствительный глазок (стигма), что обуславливает их чувствительность к свету — фототаксис. Подвижные водоросли стремятся занять как можно более освещенное место, чтобы активно шел процесс фотосинтеза.

Жизненный цикл водорослей

Жизненные циклы водорослей разнообразны, обусловлены рядом экологических факторов. Мы разберем жизненный цикл на примере зеленой водоросли ульвы (морского салата).

Для начала отметим, что в целом жизненный цикл водорослей представляет собой чередование двух фаз: гаплоидной (гаметофита) и диплоидной (спорофита). Гаплоидной фазой называется фаза, при которой клеточные ядра содержат непарный (половинный) набор хромосом. К гаплоидной фазе всегда принадлежат гаметы: сперматозоиды, спермии (отличающиеся от сперматозоидов отсутствием жгутика), яйцеклетки.

При слиянии двух гамет: яйцеклетки (n) и спермия (n) образуется зигота (2n) из которой развивается спорофит (2n), таким образом, в спорофите восстанавливается диплоидный набор хромосом. В зооспорангии на спорофите в результате мейоза образуются зооспоры (n), которые делятся митозом, порастают и образуют мужские и женские гаметофиты (n). Клетки гаметофитов делятся митозом, образуются гаметы (n), которые сливаются в зиготу (2n), цикл замыкается.

Жизненный цикл водорослей
Типы половых процессов

У водорослей выделяют несколько типов полового процесса:

  • Изогамия — копулирующие элементы (гаметы) не отличаются друг от друга, подвижны
  • Анизогамия — от греч. anisos неравный и gamos брак (гетерогамия) — при таком типе копулирующие элементы различаются по размерам, форме, величине, поведению
  • Оогамия — от др. греч. ᾠόν яйцо и γάμος брак — копулирующие элементы резко отличаются друг от друга: крупная женская гамета без жгутиков обычно с мужской мелкой подвижной гаметой. Допустимо считать оогамию в некотором смысле подтипом анизогамии.

Особо стоит выделить тип полового процесса — конъюгацию. Конъюгация отличается тем, что сливаются не гаметы, а обычные вегетативные клетки, лишенные жгутиков. Клетки соединяются друг с другом с помощью боковых выростов, формируется копуляционный (конъюгационный) канал, по которому содержимое из одной клетки перетекает в другую — образуется зигоспора. В дальнейшем из зигоспоры развивается новая водоросль.

Жизненный цикл водорослей

Отметим, что зооспора представляет собой подвижную клетку, которая способна двигаться в воде с помощью жгутиков. Образуется она в зооспорангии. Зооспора участвует в бесполом размножении у многих водорослей и простейших грибов. У некоторых водорослей имеются апланоспоры (гр. aplanes неподвижный + spora семя) — неподвижные безжгутиковые споры. Зооспоры и апланоспоры выходят в окружающую среду, разрывая стенки спорангия, в котором они находятся.

Значение водорослей

В Мировом океане водоросли составляют основную часть биомассы. Именно они являются главными продуцентами (производителями) органического вещества, преобразуя в ходе фотосинтеза энергию солнечного света в энергию химических связей. Значение водорослей для человека трудно переоценить: содержащиеся в них вещества необходимы для нормального роста и развития животных и человека (к примеру, морская капуста (ламинария) отличается большим содержанием йода.)

Водоросли в толще воды

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

подразделений одноклеточных водорослей

подразделений одноклеточных водорослей

Пять делений одноклеточных водорослей рассматриваются в микробиологии из-за их микроскопической формы и их одноклеточной характеристики. Эти организмы классифицируются в королевстве Протиста.

Отдел Хлорофита. Водоросли подразделения Chlorophyta содержат зеленые пигменты хлорофилла и каротиноидные пигменты.Представительный член — Chlamydomonas , который часто используется в исследованиях и в качестве лабораторного образца. Chlamydomonas производит зооспор , которые жгутилизуются. Такие организмы, как Chlamydomonas , считаются эволюционными предками других видов. Другими организмами в дивизионе являются Volvox и Spirogyra .

Подразделение Charophyta. Члены подразделения Charophyta являются каменщиков. Stoneworts покрывают дно прудов и могут быть источником известняка.

Отделение Euglenophyta. Члены подразделения Euglenophyta включают общий организм Euglena . Эти организмы имеют хлорофилл и каротиноидные пигменты для фотосинтеза и жгутики для движения. Они имеют много общих характеристик как с растениями, так и с животными и, как полагают, являются основным источником эволюции.

Типичная клетка Euglena имеет большое ядро ​​и ядрышко.Сократительные вакуоли помогают выводить воду из организма, и на одном конце клетки возникают два жгутика. Размножение происходит путем двойного деления в продольной плоскости.

Отдел Chrysophyta. Членами подразделения Chrysophyta являются коричневых и желто-зеленых водорослей. Эти организмы содержат пигменты хлорофилла, а также специальные каротиноидные пигменты, называемые фукоксантинами. Фукоксантины дают золотисто-коричневый цвет членам подразделения.Члены этого подразделения включают диатомовых водорослей , морских фотосинтетических водорослей, найденных в основаниях многих пищевых цепей. Диатомовые водоросли вносят огромное количество кислорода в атмосферу и занимают ключевые места в спектре живых существ, потому что они преобразуют энергию солнца в энергию углеводов.

Дивизион Пиррофиты. Члены подразделения Pyrrophyta представляют собой пигментированные морские формы, которые включают динофлагеллят , амебоидные клетки с жгутиками, а также защитные целлюлозные пластинки, которые окружают клетки.У них есть хлорофилл, каротиноид и пигменты ксантофилла. Динофлагелляты часто имеют коричневый или желтый цвет, и они размножаются путем продольного деления через митоз. Динофлагелляты составляют большую часть морского планктона и необходимы для многих пищевых цепей океана. Некоторые виды являются люминесцентными. Другие имеют красные или оранжевые пигменты; когда эти организмы размножаются с необычно высокой скоростью, они вызывают «красные приливы».

,
Одноклеточный организм — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия Valonia ventricosa , разновидность водорослей, является одним из крупнейших одноклеточных видов. Его диаметр может достигать 5 сантиметров (2,0 дюйма).

Одноклеточные организмы — это организмы, имеющие одну клетку. Они делятся на два совершенно разных типа, из разных классификационных царств.

Различия между прокариотой и эукариотой значительны. Эукариоты обладают ядром и различными субклеточными органами, называемыми органеллами, а прокариоты — нет.

Почти все одноклеточные организмы являются микроорганизмами, но вы можете наблюдать эукариот и многих прокариот с помощью составного микроскопа. Бактерии просто появляются как темные точки. Чтобы собрать одноклеточные организмы для наблюдения, можно разместить покровное стекло на поверхности воды в пруду и оставить на ночь. К следующему утру многочисленные одноклеточные организмы вырастут целыми колониями на дне слипа. Они быстро размножаются: колонии могут удваивать свой размер в течение от 30 минут до нескольких часов.

Одноклеточные организмы можно найти повсюду. Самые старые формы жизни существовали 3,8 миллиарда лет назад, если не дольше. Они используют различные стратегии выживания: фотосинтез (цианобактерии), хемотрофия (многие археи) и гетеротрофия (амеба). У некоторых одноклеточных организмов есть жгутики, маленькие хвосты, которые они используют для передвижения, или лобопод, расширения клеточного скелета (цитоскелета), которые выглядят как капли, похожие на руки. Жгутики наших одноклеточных предков встречаются вплоть до животных, где они выглядят как жгутиковые сперматозоиды.

Из всех шести супергрупп эукариот четыре состоят исключительно из одноклеточных организмов. Одноклеточные организмы различаются по размеру, причем самые маленькие бактерии имеют размеры только одну треть микрона (300 нанометров) в поперечнике, вплоть до титановых плазмодиальных слизистых плесеней, которые могут вырастать до 20 см (8 дюймов) в поперечнике. Самые большие одноклеточные организмы могут иметь миллионы ядер, разбросанных по всей клеточной оболочке. Чтобы наблюдать некоторые из самых маленьких одноклеточных организмов, требуется электронный микроскоп, в то время как самые большие можно увидеть с помощью микроскопа или чего-либо еще, что улучшает изображения.

,

Leave A Comment